Только в глубокой старости «поношение бесчадства» было снято, и праведным Иоакиму и Анне Бог дал дочь. Согласно данному до рождения обету они посвятили свое дитя Богу. В день, когда трехлетнюю Марию родители отдали в Иерусалимский храм для воспитания, произошло необычное событие: первосвященник, будучи руководим Духом Святым, ввел девочку в Святое святых. Святое Святых это часть храма, куда женщинам было воспрещено заходить, а сам первосвященник мог туда входить только один раз в год, в день Очищения. Это событие имело духовный смысл, указывая на чистоту и святость Девы, всецело посвятившей Себя Богу и впоследствии ставшей одушевленным святилищем Божиим. Мария жила при храме до 14 лет – возраст, когда еврейские девушки обыкновенно выходили замуж. Священники, объявившие Марии о необходимости замужества, были удивлены известием о Ее обете Богу (клятве): сохранить девство. Такого обета никто в Израиле никогда до Нее не давал, так как каждый иудей хотел иметь потомство. Священники не могли оставить Марию при храме, но не могли и нарушить данный Ею обет, поэтому обручили Ее близкому родственнику 80-летнему старцу Иосифу, чтобы он был хранителем Ее девства. Мария и праведный Иосиф поселились в городе Назарете, расположенном в Галилее – северной области Иудеи. Именно там произошло событие Благовещения, названное в богослужении «главизной (т.е. началом) нашего спасения». « Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве – Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами » (Лк.1:26–28). Она смутилась, но не от появления ангела, а от его приветствия, выделявшего Ее из многих женщин Израиля. В смущении Мария размышляла, « что бы это было за приветствие » (Лк.1:29). Объясняя свои слова, ангел возвестил Марии, что именно от Нее, чистой Девы, обретшей благодать у Бога, родится веками ожидаемый в Израиле Мессия, Христос . Поскольку Мария дала обет девства, Она удивляется, как возможно рождение Ею ребенка: « Как будет это, когда Я мужа не знаю? » Ангел в ответ говорит о тайне безмужнего зачатия: « Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим » (Лк.1:34–35). В кротких словах: « Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоем у» (Лк.1:38) Мария выразила добровольное согласие и подчинение воле Божией.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Но вернемся с Божьей помощью к святым Ангелам Хранителям. Какая же стоит перед ними задача? В чем они помогают нам? Очень хорошо об этом говорит святитель Григорий Богослов: «Господь взывает и ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе): приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни (Ис. 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении – ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая святых». Думается мне, что это относится как к Ангелам Хранителям народов, так и отдельных людей. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет о том, что у святых Ангелов Хранителей одна цель и две функции. Цель: содействовать всякому благу человека и особенно вести его к Богу, к просвещению спасительною верою Христовою. Функции же следующие… Первая из них молитва за вверенные ему Церковь, народ либо отдельного человека. Об этом владыка пишет так: «А молитва совершеннейших духов и ближайших к Богу, без сомнения, может быть сильнее и действеннее, нежели молитва самих людей и даже целых народов». Вторая функция – внушение людям благочестивых мыслей, которые направляют их к личному спасению – к Господу. Как же мы можем общаться со своими Ангелами Хранителями? Ответ, наверное, должен быть такой. Нам следует с ними общаться теми спасительными путями и средствами, которые даются нам Святой Церковью. Ведь если человек будет искать иные пути: фантазирования, мечтания, представления, искаженного понимания догматического учения Церкви, то тогда он станет игрушкой в руках бесов, способных маскироваться под видом Ангелов света, в том числе и Ангелов Хранителей, что неоднократно описывается в житиях святых (на мой взгляд, одно из наиболее наглядных из них – агиографическое произведение «Житие преподобного отца нашего Исаакия, затворника Пещерного» из Патерика Печерского). О том же нас предупреждает и святой первоверховный апостол Павел: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:18,19).

http://pravoslavie.ru/98866.html

О бесплотных силах. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Мф.13:24–30, 36–43 Лк.10:16–21 Евр.2:2–10 Сегодня – праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале. Они уже «восклицали от радости», когда Бог полагал основание Вселенной ( Иов.38:7 ). Нам также открыто, что бесплотные Силы имеют разные дарования. Пророк Иезекииль пишет, например, о Херувимах, что «все тело их, и спины их, и руки их, и крылья их … полны очей» ( Иез.10:22 ). Они имеют разные служения, и составляют некую иерархию. Апостол Павел в своих посланиях упоминает Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелов, Ангелов. Открыты нам также имена некоторых верховных Архангелов. Имя Архистратига всех Небесных Воинств – Михаил. Он же – хранитель сначала Богоизбранного народа, а потом – нового Израиля, Христовой Церкви. Имя второго Архангела – Гавриил. Это – Божий благовестник. Он и пророку Даниилу объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, и Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, и – Захарии о рождении Иоанна Крестителя. Писание говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». У каждого есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, мы одновременно задеваем и небеса: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Служить Богу и людям – высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что люди чувствуют, что действует Сам Бог. Узнав о Рождестве Христовом, пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:15 ). А ведь возвестили им об этом Ангелы! Ангелы ревнуют о славе Божией и об искоренении зла: «Господи! не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы? … Хочешь ли, мы пойдем и выберем их»? Но только Бог обладает полнотой ведения; только Он знает, когда сеять, жать, и выдергивать плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Однако это явление конца, конечно, только завершает весь исторический ангелочеловеческий процесс и из него, так сказать, проистекает. Огромное принципиальное значение и в Ветхом Завете имеют, конечно, тексты, относящиеся к служению ангелов в качестве невидимых хранителей и руководителей земной жизни как отдельных лиц, так и целых народов. Сюда относится, прежде всего, предсмертное слово Иакова перед своими сыновьями, при благословении Ефрема и Манассии: «ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множестве посреди земли» ( Быт. 48, 16 ). Эти слова могут быть, прежде всего, отнесены непосредственно к ангелу-хранителю, однако они имеют и более общий смысл ввиду того, что в связи с благословением этого ангела совершается и наречение имени «моего и отцов моих». Это заставляет видеть в «ангеле, избавляющем от всякого зла» не личного только ангела-хранителя, но родового, принадлежащего всему поколению еврейских патриархов, а в них и всего еврейского народа (арх. Михаил?). С этим должно быть сопоставлено место из книги прор. Даниила «о князе» народа еврейского (Михаиле). Здесь же говорится и о «князе царства Персидского» (10,13,21; 12,1) и о «князе Греции» (10,20). Трудно думать, чтобы перечень этот имел исчерпывающий характер, т. е., чтобы из всех языческих народов только эти два выделены как имеющие своих «князей». Скорее, естественно понимать, что указание это имеет характер примерный. Если Господь «судит народы праведно и управляет на земле племенами» ( Пс. 66,5 ), то естественно думать, что все эти народы и племена имеют в служителях Божьих своих ангелов-покровителей. На эту же мысль наводит и сопоставление с тем фактом, что в пророческих книгах имеются пророчества о многих языческих народах, – можно сказать, что они удостоены пророчества. И владыки их, притом не только Кир, «пастырь Мой» ( Ис. 44, 28 ) и «помазанник» (45, 1), но и Навуходоносор, «царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу» ( Дан. 2, 37–8, 5, 18–19 ) и даже Валтасар, о гибели которого подается особое таинственное знамение от Бога в виде руки, начертавшей письмена мене-текел-фарес ( Дан. 5 ), явно находятся под особым смотрением Божиим и имеют, следовательно, своих небесных покровителей. Поэтому соответствующее учение обычно излагается Церковью в том смысле, что все народы вообще имеют ангелов-хранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме имеют следующее замечательное заключение: «так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Из этих слов видно, что невидимые Ангелы не далеки от нас и видят все, что происходит с нами. Они именно знают, когда грешник обращается, и не только знают, но испытывают радость об этом обращении. Велика была, например, радость Ангелов Божиих о мытаре, молившемся в храме, о благоразумном разбойнике на кресте, о распутном сыне, возвратившемся к отцу своему, и великой она бывает и теперь, когда мы отвращаемся от грехов своих и начинаем жить свято! Таким образом, святые Ангелы принимают участие не только в судьбе всех людей вообще, но и в судьбе каждого человека, в частности. Мало того, каждый христианин при крещении своем получает особого Ангела, который сопутствует ему во всех путях жизни его до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. По роду своего служения Ангелы эти называются Ангелами Хранителями. О них Спаситель говорит: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Под малыми здесь разумеются христиане; каждый их них находится именно под охраной Ангела своего, который принимает столь близкое участие в судьбе его, что обидою, наносимою ему, оскорбляется сам. Об этом служении Ангелов Хранителей знал уже псалмопевец Давид, который в псалме 33, стихе 8 говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их», и в псалме 90, 11 стихе: «Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешь о камень ногою твоей». Как исполняют это служение Ангелы Хранители в каждом отдельном случае, – это, конечно, тайна для нас. Но сколь многого не знаем мы и не понимаем! Несомненно только одно, что всемогущая десница Божия через Ангелов Хранителей охраняет нас в каждое мгновение жизни. И подобно тому, как Бог посылает иногда того и другого человека, чтобы предохранить нас от несчастия, так точно Он посылает и невидимых существ, или Ангелов Своих охранять людей, боящихся Его. – Замечателен в этом отношении следующий рассказ, которым мы и закончим рассуждение свое о служении Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире — Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт   суеверия. В чем отличие веры от суеверия? — Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках — это чистейшее примитивное язычество. Или   переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие. Суеверие от истинной веры отличается тем, что суеверие – это попытка падшим человеческим рассудком постигнуть промысел Божий. Происходят же эти попытки потому, что человек, сам того не осознавая, понимает, что в мире все просто так не происходит, все не случайно. В свое время Паскаль сказал: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». В Евангелии по этому поводу   сказано, что и волос не упадет с головы без воли Божией. Осознание того, что все в мире связано и что существуют некие предупреждения, при непонимании их источника и приводит к суевериям. А предупреждения действительно есть. Буквально вчера я слышал рассказ, как во время войны один человек услышал голос: «Уходи отсюда». Тогда он говорит товарищу: «Уйдем отсюда». Тот отказывается, первый уходит и в это место тут же падает снаряд. Вот пример того, как человек прислушался к голосу ангела-хранителя. А тот, кто признает ангела-хранителя, тот пытается понять, что происходит во внешнем мире. Иногда ангелов видят животные. Классический пример дает Библия, когда Валаам ехал на ослице … «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу … И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое.   И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. Гл. 22).

http://pravmir.ru/bezdushnye-struny-zach...

Ангел говорил Товиту: «И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобой» ( Тов. 12:13 ). Итак, раздробляй хлеб твой алчущим, напои хоть чашей студеной воды жаждущего, введи к себе бесприютного странника, прикрой, кого рубище не защищает от холода, зайди навестить больного, покажи свое участие к узнику, томящемуся в темнице: Христос Господь все это вменит в одолжение Себе Самому; и верь, что на этот раз везде будет присутствовать с тобой ангел его, который незримо поможет тебе, чтобы приумножить в день воздаяния мзду твою. При всем том, чтобы войти в тесное содружество с ангелами, нужно вести жизнь чистую. «Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, – говорит св. Василий Великий , – так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». 24 Конечно, кто чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие ею на земли ( Иов. 14: 4–5 ). Но дело в том, стараемся ли мы очищать свою жизнь, идем ли мы по пути преуспеяния и самоусовершенствования духовного? Если, например, мы ищем сближения с людьми, которые лучше и выше нас по благочестию и вере, да и вообще во всех ближних наших любим находить к своему назиданию светлые стороны и добрые свойства: мы восходим от силы в силу ( Пс.83:8 ) и приближаемся к сонму небожителей. Если же мы охотнее сближаемся с людьми, которых считаем по нравственным качествам ниже нас, и, что еще хуже, если, для собственного извинения, усиливаемся набрасывать тень на всех, кого находим превосходнее себя; то, конечно, мы тяготеем к аду и приближаемся к вечным клеветникам рода человеческого, к духам злобы. Да сохранит нас Господь Бог от всего, что может затворить для нас небо, и не допустить нас внити в радость Господа нашего со святыми ангелами Его! Двадцать седьмое число. Хорошо ли, приятно ли наставнику земному видеть ученика своего там, где он не должен бы быть – среди людей порочных и развращенных? И наоборот, весело бывает наставнику, когда он видит, что ученик его в точности исполняет все то, что заповедал ему наставник.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Апостолы сказали ей: в своем ли ты уме»?.. «Но она утверждала свое». Удивительный аргумент был здесь высказан собравшимися. Во-первых, стоит заметить, что никто не сказал, что она говорит неправду или что она шутит. Ни неправды, ни шутки не могло выйти из уст христианки Роды. И вот аргумент: «Они же говорили: это ангел Его». Апостолы здесь высказывают учение о том, что ангел-хранитель бывает похож на нас (может быть, мы на него?). Пока они так рассуждали и рядили, Петр, уставший после тюрьмы, стоял у дверей и все стучал... Необычайно человеческая картина: «между тем Петр продолжал стучать». Не могли не отворить. Отворили и – изумились: Это был Петр. О служанке Роде больше мы ничего не слышим, но уже знаем, что дух ее – горячий, живой, чистый, радостный, общительный –принадлежит семье апостолов, столь дорогой для нас. 11. Казненные воины темницы (12, 18–22) Воины темницы, стерегшие ап. Петра, освобожденного ангелом, носят в себе образ людей, идущих вне благодати; Они оказываются раздавленными безблагодатной необходимостью вещей. Над не защитившими себя молитвой людьми злой дух властвует чрез естественный ход земных причин и следствий. Ирод велел казнить воинов, совершенно, конечно, не виновных в том, в чем он их обвинил. Приказ Ирода показывает, как ошибочно естественное рассуждение людей, не учитывающее действия благодати Божией и ее сил. Люди, не чувствующие Хозяина мира и открывающей себя Его святой воли, люди «эмпирические» неизбежно, всегда и очень сильно ошибаются. Ирод – яркий пример такого именно человека. Судя немилосердно других, он не учитывает действия Божиего в мире, и сам подвергается немилосердному суду и осуждению: он казнен (как и многие) беспокаянной, скоропостижной смертью . «Вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу»; «и он, будучи изъеден червями, умер»... Страшная, но правдивая картина жизни в мире сем раскрывается в трагедии людей, подчиненных только «естественному» ходу вещей. Человек создан Богом, и если он живет вне Бога, то осуществляет величайшее бессмыслие, жертвою которого – рано или поздно – всегда становится сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Беседы об Иосифе Прекрасном Ответственность перед ближними (Беседа первая) В славянской традиции Иосиф называется «Прекрасным», потому что его внутренний мир соответствовал внешнему. Сказано: «…Иосиф же был красив станом и красив лицем» ( Быт.39:6 ). Известно из Писания, что Израиль (Иаков) любил Иосифа, сына Рахили, больше всех своих сыновей, одевал его в дорогие разноцветные одежды. Но остальные братья возненавидели его. Им было досадно, что Иосиф рассказывал сны, из которых следовало, что они, старшие, должны будут поклоняться ему. Братья думали, что эти его сны есть проявление его честолюбивых фантазий. Но в действительности это было проявление пророческого дара, причем еще в детском возрасте. И однажды Израиль отправил Иосифа отнести братьям, пасшим вдалеке скот, пищу и узнать, как у них дела. Иосиф сбился с пути. И некто, встретившийся ему в поле, указал дорогу к братьям. Святые Отцы говорят, что это был Ангел Божий. Когда мы сбиваемся с пути, Ангел-хранитель обязательно приходит нам на помощь и показывает нам правильную дорогу. Сказано: «И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане» ( Быт.37:15–17 ). Здесь мы опять видим слово «некто», которое, как и в случае с Иаковом (когда он боролся с Ангелом), означает «муж» («иш» – по-еврейски). И как в случае с Иаковом, это слово означает в данном контексте «Ангел». Юноша Иосиф, блуждающий по полю, символизирует собой блуждания молодости. Юность есть опасная пора в жизни человека, и она более нуждается в откровении свыше, чем степенная и зрелая старость. Сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» ( Притч.22:6 ). В наше время молодость является очень респектабельным, с точки зрения возможных перспектив, возрастом. Если человеку за 35–40 лет, то его не считают уже перспективным и могут не взять на работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010