Возложив крестообразно руки, Иаков благословил детей Иосифа призвав троекратно имя Господне. (Сказать все слова целиком). Иаков вспоминает жизнь свою, и жизнь отцов своих, и говорит: «Бог, перед Которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак». Кто особенно ходил перед Богом? Энох, Иосиф. В чем заключалась эта главная черта характера Иосифа, которую мы называем «ходить перед Богом»? Все патриархи Ветхозаветные ходили перед Богом и за это Господь Бог хранил их. 1. Вот Иаков вспоминает, что Господь всегда хранил отцов его и его самого, и призывает Бога Хранителя или Бога Отца. Иаков говорит: «Бог, перед Которым ходили отцы мои». Кого призывает Иаков? Что значат эти слова? 2. Затем Иаков говорит: «Бог, питающий меня, с тех пор как я существую и до сего дня». – Этими словами Иаков призывает Бога Питателя, или другими словами, Бога Духа Святаго, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы. – Кого призывает Иаков после призвания имени Бога Отца? 3. Наконец, Иаков говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих». Эти слова целиком написать на доске. Последними словами Иаков призывает Бога-Избавителя, т. е. Спасителя, Который избавил весь мир от греха и смерти духовной. Иаков называет Сына Божия Ангелом, избавляющим от всякого зла. А что значит слово «Ангел»? – Вестник. Бог Отец послал Сына Своего, чтобы возвестить людям о воле Бога Отца. Значит, Иаков, благословляя внуков, призывает на них благословение Бога Отца или Бога-Хранителя, Бога-Питателя или как бы Духа Святаго и Бога-Избавителя или Сына Божия. Теперь, дети, выслушайте эти слова целиком и потом повторим хором. Я скажу громко и отчетливо: «Бог, перед Которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак»; «Бог, питающий меня с тех пор, как я существую и до сего дня»; «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих». Дети все вместе повторят этот текст 2 или 3 раза. Урок 2, в 6 классе Благословив детей Иосифа, Иаков призвал своих 12 сыновей, чтобы благословить их перед смертью. Господь открыл Иакову будущую судьбу каждого из его сыновей, и потому Иаков, благословляя своих сыновей, каждому предсказал будущую судьбу и его самого и его потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Захария умирает мученически между церковию и алтарем ( Мф.23:35 ), а Елисавета – в изгнании, в пустыне. Что иное мы должны видеть в таковой кончине их, как не то, что всем верующим «даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати» ( Флп.1:29 )? К младенцу Иоанну послан от Бога ангел, который воспитывал его в пустыне. Но и к каждому из верующих при крещении посылается от Бога ангел хранитель 120 , и пока мы невинны и безгрешны, ангелы наши, «на небесех выну видящия лице Отца небеснаго» ( Мф.18:10 ) – с нами; а когда мы впадаем в тяжкие грехи, ангел хранитель отходит от нас 121 . III. Праздник: собор Иоанна Предтечи а) История праздника Св. Иоанн Предтеча провел тридцать лет в пустыне; «в прознаменование проповедуемаго им покаяния имел одежду из власов (верблюда) согбеннаго животнаго» 122 ; имел кожаный пояс и питался акридами 123 и диким медом, который, по мнению св. Златоуста, был пчелиный 124 , а по мнению других, сок сахарного тростника 125 . Пустынную жизнь Иоанна Предтечи св. Златоуст описывает сими словами: «Живя в удалении от мира, он (Иоанн) и не пользовался ничем мирским. Он жил не в позлащенном чертоге, а в пещере, сделанной из самороднаго камня. Пол служил для него и столом, и скамьею, и ложем. Вместо мяса животных он употреблял в пищу акриды, вместо роскошных и сладких снедей – мед дикий. Чашею служила ему длань руки, а вместо вина пил он чистую, истекавшую из камня, воду» 126 . «Пред ним в пустыне благоговели звери, трепетали львы, страшились змеи и аспиды» 127 . В пятнадцатый год царствования Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат был правителем в Иудее, Ирод четверовластником в Галилее, Филипп брат его четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захариину, в пустыне. Посему, Иоанн вышел из пустыни и начал проповедывать крещение и покаяние, в праздник сеней 128 . «Покайтеся, – говорил он всем, – ибо приблизилось царствие небесное!» Высокая его проповедь о покаянии скоро распространилась по всем окрестностям реки Иордана и по всей стране иудейской. К слушанию его проповеди и для крещения от него стекалось к нему великое множество народа из всей страны иудейской, иерусалимляне, и даже фарисеи и саддукеи. Сим последним, приходившим к нему, Иоанн говорил: «Порождения ехиднины! кто вразумил вас бежать от наступающаго гнева? Принесите плоды достойные покаяния, и не говорите в себе: мы отцем имеем Авраама: ибо сказываю вам, что может Бог из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде для покаяния: но Идущий за мною крепче меня; я не достоин Ему сапоги понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата в руке Его; и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу; а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:2, 7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никопольской);” 1623 и у других. 1624 Цель, с какой приставляются Богом ангелы-хранители к частным церквам, не может быть другая, кроме той, чтобы они были руководителями этих церквей и всех членов их к горнему отечеству; чтобы, как более сильные пред Богом, они ходатайствовали у престола Его за вверенные им словесные стада, а как более мудрые, наставляли самих пастырей и внушали им спасительные советы для их паствы – думать так научают нас верные понятия о Боге, который вверяет, и об ангелах, которым вверяются на хранение общества верующих. Святой Григорий Богослов в одном месте, хотя мимоходом, пишет об этом следующее: “Господь взывает и ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь , как научает меня Иоанн в Апокалипсисе): приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни ( Ис. 62:10 ), чтобы небыло затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении – ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в та­мошнее Святая святых”. 1625 § 108. Ангелы-хранители частных лиц. 1 . Учение об ангелах-хранителях частных лиц имеет твердые основания в Священном Писании. 1 .1. Следы этого учения встречаются еще в книгах ветхозаветных. Так Псалмопевец, изображая состояние людей, боя­щихся Бога и уповающих на Него, говорит в одном месте: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их ( Пс. 33:8 ); и в другом: не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих (90:10–11). От­сюда видно, по крайней мере, то, что и к частным лицам Бог ниспосылает ангелов, которые ополчаются вокруг боя­щихся Его и сохраняют их во всех путях их; Следовательно, сохраняют постоянно, в продолжение всей жизни, – хотя еще не видно, чтобы к каждому из подобных людей приставлялся особый, определенный ангел. 1626 1 .2. В Новом Завете сам Спаситель уже ясно выражает мысль об особых ангелах-хранителях при каждом из верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

но 70-летний срок запустению Иерусалима, исполнился во второй год царствования Дариева. Посему, счисление оного (т. е. срока запустению Иерусалима) начинать должно с 11 года царя Седекии, при котором взят был город Иерусалим» (ок. 589 г. до Р. X.). Ст. 13. И отвеща Господь Вседержитель Ангелу глаголющему во мне глаголи добры и словеса утешна. С евр.: Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные. Молитва Архангела Михаила, покровителя Еврейского народа, была услышана. Господь Бог милостиво принял ее и отвечал Ангелу Хранителю и истолкователю Захарии, словами благими, словами утешительными. Пророк не сказал, какие это слова; но, по связи речи, нужно думать, что Господь Бог говорил о восстановлении, укреплении, благоденствии Иерусалима и городов Иудейских (ст. 16 и 17); утешал через сего пророка радостными обетованиями о будущей славе Иерусалима и храма его, т. е, утешал будущей славой пришествия в Иерусалим Сына Божия, основанием церкви Божией на всей земле, о благах небесных и т. п., о чем говорили и другие пророки. Ст. 14, 15. И рече ко мне Ангел глаголяй во мне: возопий глоголя, сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, (ст. 15) и гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающыя: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая. С евр.: И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи, и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою (ст. 15) и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло. Слова благие и утешительные Господь Бог говорил Ангелу-хранителю Захарии, а св. Ангел уже сообщал пророку. Вот что Он сказал теперь Захарии, от имени Божия: «всем провозглашай: так говорит Господь Вседержитель: Я величайшею ревностью возревновал о городе Иерусалиме и о Сионе или о храме. Т. е., Я сильно люблю Иерусалим и св. храм его, непременно исполню все обетования о них, как обещал через пророков, и, с тем вместе, Я накажу те народы, которые нападали 15 на Иерусалим и Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разбуженный ангелом, Поликарп встал и начал будить своего диакона; но тот, спавший крепким сном, не хотел вставать и с упреком сказал святителю: «Еще полночь не наступила, святый отче, а ты меня уже будишь». Поликарп молчал, не желая противиться диакону. Но вскоре ангел снова явился Поликарпу и снова повелел как можно скорее выйти. Святой стал опять будить диакона и на этот раз уже прямо сказал ему, что гостиница сейчас обрушится. Диакон на это сказал святителю: «Верую Богу, отче, что, пока ты здесь, этого не случится». Поликарп отвечал: «И я верую Богу; а не верую только зданию каменному» Но вот и в третий раз явился ангел святителю и в третий раз предупредил его об опасности. Поликарп после этого с трудом убедил диакона встать, и оба они вышли из гостиницы. Тотчас как они вышли, гостиница вся разрушилась до основания, а с разрушением ее погибли также все до одного и находившиеся в ней. Увидав падение гостиницы, св. Поликарп поднял очи свои на небо и воскликнул: «Господи, Боже всесильный, Отче Иисуса Христа благословенного Сына Твоего, предвозвестивший чрез Иону пророка неневитянам падение града их и потом по милосердию снова пощадивший их, воистину благословляю тебя за то, что Ты рукою ангела Твоего извед нас из дома сего и избавил нас от внезапной смерти также, как и Лота избавил Ты. Верую, что ты, Господи, всегда охраняешь рабов Твоих от всякого зла и что Ты благ и милостив во веки веков» 16 Так ангелы-хранители, данные Богом каждому из нас, христиан, охраняют и блюдут жизнь каждого из нас, если только грехами своими мы не отгоняем их от себя. Но особенно близки ангелыхранители к невинным детям, которые не знают еще греха. Вот рассказ, подтверждающий эту мысль. Один ремесленник (по занятию портной) работал в той комнате, в которой в колыбели спал его ребенок. Вдруг среди веселого настроения духа, которое возбуждала в нем его честная работа, без всякого видимого повода им овладел какой-то непонятный страх, словно от спазмы сжалось его сердце, какое-то смутное чувство говорило ему, что жизни спящего в колыбели ребенка угрожает какая-то опасность. Мало этого, – он совершенно отчетливо услыхал внутри себя голос, кратко и ясно говоривший ему: «Встань скорее и возьми ребенка из колыбели» .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Эти слова Спасителя показывают, что есть ангелы-хранители, которые близки к нам, любят нас, заботятся о нас и охраняют нас. Что же мы должны воздавать им за это? 1. Мы должны воздавать им подобающее благоговение, потому что они — ангелы, близкие к нам, и в то же время, близкие к Богу. а) Они — ангелы. Товит принял сначала спутника своего сына только за человека и, однако же, оказал ему почтение. Но когда старец узнал, что это ангел, он пал пред ним на землю и с благоговением поклонился ему (Товит. 12:5–6). Мы удерживаемся от всего дурного в присутствии людей почтенных и правдивых; не будем же делать ничего худого пред ангелами, из благоговения к ним! б) Они близки к нам. Сопровождают человека на всех путях его жизни. « Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих » (Псал. 90:11). Дерзнешь ли ты сделать пуред лицем ангела то, чего ты не осмеливаешься делать даже перед очами людей? Твой ангел стоит подле тебя в храме Божьем, на поле, на постели и т. п.; не думай, не говори и не делай ничего худого! в) Они близки к Богу. Предстоят престолу Божьему и непосредственно видят лицо Отца Небесного. От нас они восходят к Богу, a от Бога нисходят к нам. Каким почетом мы окружаем людей, близко обращающихся с царем земным? Но ангелы обращаются с Царем царей, приносят Ему наши добрые расположения и жалуются на нас за наши грехи. 2. Мы должны воздавать им благодарность. Мы воздаем благодарность благодетелям, которые из любви и расположения к нам, делают нам добро. Тем более приличествует благодарность ангелам-хранителям за их благодеяния. а) Они защищают нас от телесных опасностей. Сколь многим телесным опасностям подвергаются дети! Но ангелы-хранители устраняют их. Сколько случаев отвратили они от тела и жизни каждого из нас, которые могли бы погубить нас! «На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Псал. 90:12). б) Они охраняют нас от опасностей греха. Если ты впал в грех, то сам виноват, потому что ангел-хранитель увещевал и предостерегал тебя. Почему же ты не послушался? A если ты доныне еще свободен от греха, то благодари за это ангела, охраняющего тебя от всякого зла.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

10 . Св. апостол Петр, будучи заключен в темницу, освобождается из нее Ангелом 33 , который потом проходит с ним одну улицу и скрывается. Когда святой Петр постучался в двери дома, в котором тогда находились верные, то никто из них и верить не хотел, чтобы это был сам Петр: все подумали, что стучится и говорит его ангел. 11 . Апостол Павел также признавал существование Ангелов и действительность их явлений 34 . Когда этот апостол рассказывал собравшемуся около него народу, как он на пути в Дамаск повергнут был на землю, фарисеи, присутствовавшие при этом, заметили тем, которые вопили против Павла: «Если... дух или Ангел говорил ему, нам не должно противиться Богу» 35 . Святой евангелист Лука говорит, что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился македонянин (вероятно Ангел Хранитель Македонии) и просил его прийти в Македонию для проповедания Евангелия 36 . 12 . Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит о семи Ангелах, которым вверен надзор над семью малоазийскими церквами. Известно, что именем Ангелов называются здесь у Иоанна епископы этих церквей. Но, по церковному преданию, каждая церковь имеет и своего Ангела Хранителя. В Апокалипсисе вообще представляется много различных видений и явлений Ангелов. Святой Иоанн Богослов, например, говорит: «И... видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, ...чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревьям, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Если предсказания греческих и других оракулов справедливо признаются делом злого духа, то с равным правом можно сказать, что истинным пророкам и Богопросвещенным мужам Бог давал знать будущее посредством добрых Ангелов. Так, Архангел Гавриил послан был Богом к Даниилу 37 сообщить ему о судьбах четырех великих монархий, о семидесяти седминах и об окончании плена вавилонского. Пророк Захария ясно говорит, что Ангел сообщил ему все то, что он говорит, и повторяет это замечание в нескольких местах своей книги 38 . То же говорит и св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе, именно он говорит, что к нему послан был Богом Ангел и открыл ему все то, что он сообщил церквам 39 . В другом месте 40 Апокалипсиса св. Иоанн Богослов упоминает также об Ангеле, который говорил с ним и в присутствии его измерял Небесный Иерусалим. Св. апостол Павел говорит в своем послании к евреям: " Если Ангелами возвещенное слово было твердо...» 41 и пр. 3. Рассказы из церковной истории об охранении людей Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1.2. В Новом Завете сам Спаситель уже ясно выражает мысль об особых ангелах-хранителях при каждом из верующих в Него. Отвечая на вопрос учеников своих: кто больше в Царстве Небесном? (Матф. 18:1), Господь, призоав отроча, постави е посреде их, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя , (здесь, очевидно, разумеется отроча в смысле духовном, т, е. всякий обратившийся к Христианству, умалится, как это дитя ) во имя Мое, тот Меня принимает: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня (еще прямее указание, что под малыми или детьми разумеются здесь верующие во Христа, кроткие и смирные сердцем), тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (2—6). Сказав потом еще несколько слов о соблазнах, как они многочисленны в мире и пагубны, и как бороться с ними (ст. 7—9), Господь снова обратился мыслью к малым тем, которых только что назвал верующими в Него, и заключил: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (10). В этих-то последних словах и содержится ясное учение, что у каждого из верующих во Христа есть свой, особый ангел-хранитель. Ибо - а) как мы видели из всего хода речи Спасителя, под малыми или младенцами Он разумел именно последователей своих, младенцев в смысле духовном, и б) вот о них-то Он выразился: Ангелы их ( ο αγγελοι αυτν ), т.е. ангелы, приставленные к каждому из них, ангелы собственные. В таком точно смысле понимали слова Спасителя о малых и об ангелах их знаменитейшие Отцы Церкви: Василий Великий, Златоуст и другие. 1.3. Вследствие столь ясного учения самого Господа, вера в бытие особенного ангела-хранителя при каждом Христианине существовала еще в Церкви апостольской, как показал следующий случай (Деян. гл. 12). Апостол Петр, по повелению Ирода, был заключен в темницу и находился под самой сильной стражей (4). Вся церковь прилежно молилась об освобождении его (5). И вот в одну ночь, когда многие собрались в доме Марии и молились (12), Апостол, будучи чудесно изведен ангелом из темницы, внезапно приходит к этому дому и стучит в дверь. Служанка, выбежавшая на стук, узнает голос Петра, и от радости не отворив дверей, спешит назад с известием, что пришел Петр. Пораженные неожиданностью, Христиане не хотели верить служанке, думая, что она ошиблась, и когда она настаивала на своем, сказали наконец: «это, верно, не сам он, а ангел его,» - говорили: это Ангел его (15). Важно здесь, во-первых, самое выражение: Ангел его , т.е. ангел особый, приставленный лично к апостолу Петру; а во-вторых, то, что так выразились, Следовательно, так веровали все Христиане, находившиеся тогда в собрании на молитве, а они были многие .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров» (21: 91). У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса. Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение. «Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16–21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:26-35 ). Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же. С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…» 2) Мусульмане считают Библию искаженной

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

Каждый человек: слабый младенец, или дряхлый старец, или крепкий юноша, или опытный муж может впасть в опасность. На каждом шагу ему угрожает или потеря здоровья, или самая смерть. И ангел-хранитель хранит нашу душу, наше тело от повреждений и преждевременной смерти. Как же нам не почитать, и не прославлять, и не благодарить Господа Бога за дарованную милость за ангелов-хранителей нам, – грешным людям. Аминь. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Ангелов почитать запрещает апостол Павел. В послании к Колосянам 2:18, он говорит так: «Никто Да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». 1) Апостол Павел этим текстом нисколько не запрещает почитать св. ангелов, как служителей Божиих. В послании к Колосянам 2:18 апостол говорит только о том, чтобы люди, верные христиане, не обольщались такими еретиками, которые хвалились тем, что и служат сами ангелы («служением ангелов»), а сами отступили от Главы Церкви – Господа нашего Иисуса Христа (стих 19). Что же касается того, что слово Божие дает нам примеры почитания св. ангелов, то это видно из Св. Писания. В книге Бытия 19:1 читаем: «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли». И о Валааме сказано, что когда «увидел он ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, то преклонился, и пал на лице свое» ( Числ. 22:31 ). Когда «вождь воинства Господня» явился Иисусу Навину, то «Иисус пал лицом своим на землю и поклонился» (Иис. Нав. 5:14 ). Праведные родители Самсона совершили, по совету ангела, жертвоприношение Господу, и «когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицом на землю» ( Суд. 13:20 ). Пророк Даниил говорит о явлении ему ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом на земле» ( Дан. 10:9 ). И когда ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицом к земле и онемел» ( Дан. 10:15 ). Воздавая почитание св. ангелам, св. Церковь учит, что ангелы помогают людям; это учение также всецело основано на Слове Божием. Так псалмопевец и пророк Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ). «Ангел, говорил патриарх Иаков, – избавляющий меня от всякого зла да благословит отроков сих» ( Быт. 48:16 ; сравн. Дан. 10:12–13 ). И апостол Павел указывает ( Евр. 1:14 ), что ангелы охраняют верных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010