Нек-рую информацию о положении К. в VII в. содержит копто-араб. «Книга об освящении храма Вениамином», повествующая о путешествии копт. Александрийского патриарха Вениамина I (622-661) в Нитрийскую пустыню для освящения нового храма скитского мон-ря св. Макария (Дейр-Анба-Макар) зимой 645/6 или 646/7 г. Во время этого путешествия патриарх сделал 2-дневную остановку в К., и неск. местных иноков затем сопровождали его до конца поездки. Согласно «Истории Александрийских патриархов» , в состав к-рой в сокращенном виде вошла «Книга об освящении...», патриарх Вениамин посещал К. по крайней мере еще однажды - в 631 г., скрываясь от правосл. Александрийского патриарха Кира , и возобновил пришедшие в запустение обители. Этот же текст содержит подробности о жизни К. в следующем столетии: при копт. патриархе Александре II (705-730) еп. Иоанн Саисский, будучи назначен мусульманскими властями сборщиком налогов с христ. населения, в числе проч. местностей посетил Эль-Муну, где воссоединил с Коптской Церковью нек-рых гайанитов и варсануфиан. Данный фрагмент свидетельствует о том, что вероучительные разногласия, возникшие в среде егип. христиан еще в VI в., и спустя 2 столетия продолжали оказывать влияние на монахов К. В отличие от Скита, в к-ром сохранились действующие мон-ри, в К., как и в Нитрии, монашеская жизнь почти угасла в течение первых 2 веков после араб. завоевания Египта (639-642). У мусульм. авторов аль-Якуби (IX в.; Al-Jak û b î . 1892. P. 342) и аль-Бакри (XI в., вероятно, с опорой на более ранний источник; El-Bekri. 1859. P. 4-5) содержатся сведения о К. как о заброшенных развалинах, в которых тем не менее, по утверждению аль-Бакри, еще жили отдельные монахи. Археология В 1965 г., вскоре после обнаружения руин К. экспедицией Гийомона, Французский ин-т восточной археологии совместно с Женевским ун-том начал здесь археологические раскопки (проект EK 8184, публикации отчетов: 1981-2004 гг.). Из-за большой площади подлежащей исследованию территории, на к-рой расположены более 1500 кóмов (   - араб.

http://pravenc.ru/text/1684151.html

«Мы верим в то, что Бог в силе ограждать нас и от погибели, — заключил Святейший Патриарх. — Но для того нужна вера крепкая и сильная, вера всего народа. И сегодня, молясь о тех, кто ушел от нас, мы одновременно молимся и о живых, о богохранимой стране нашей, о властех, воинстве, народе нашем, дабы силой веры и силой молитвы мы могли отражать силу вражию, силу злой человеческой воли, устрояя жизнь по заповедям Божиим». Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных». По окончании заупокойной литии Его Святейшество поздравил верующих с Пасхой Христовой и днем поминовения усопших — Радоницей, а также приветствовал представителей Православных и Восточных Церквей, осуществляющих служение в Швеции и других странах Скандинавии. Предстоятель Русской Церкви подарил гостям пасхальные яйца. Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с представителями Православных и Восточных Церквей. Епископ Шведский и Скандинавский Анба Абакир преподнес Святейшему Патриарху Кириллу коптскую икону с изображением бегства Святого Семейства в Египет. Также сегодня Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию на станции метро «Лубянка», где 29 марта этого года был совершен терррористический акт . Перед началом богослужения к месту гибели десятков людей был возложен венок с изображением креста из цветов и с надписью на ленте: «Невинно убиенным от скорбящего Патриарха Кирилла». Среди молившихся были первый заместитель мэра Москвы Л.И.Швецова, заместитель мэра Москвы С.Л. Байдаков, префект Центрального административного округа А.О.Александров, начальник ГУП «Московский метрополитен» Д.В.Гаев, благочинный Покровского округа Москвы протоиерей Геннадий Нефедов; председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда, сотрудники Администрации Президента России, родственники невинно убиенных.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/13/sv...

Последняя фаза развития церковной архитектуры Е. представлена простыми храмами на 4 опорах, к-рые относятся скорее всего ко времени мамлюков (1250-1517). Их наос имеет 9 почти одинаковых компартиментов, центральный из к-рых выделен повышенным и богаче декорированным куполом (CoptE. Vol. 2. Р. 554). Такова церковь мон-ря Дейр-эш-Шахид-Тадрус-эль-Мухариб близ Мединет-Абу (XIV-XV вв.), где зальный наос с 9 ячейками отделен от хуруса лишь 2 небольшими участками стен (к концу эпохи мамлюков хурус выходит из употребления, престол помещают в апсиду). Центральная часть хуруса выделена большим куполом. Позднее к храму с севера было пристроено 2 алтарные апсиды. Для ряда храмов Верхнего Е. XVI-XVII вв.- ц. св. Меркурия в Ахмиме (мухафаза Сохаг) и храмов мон-рей близ Ахмима: Восточного мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда-эш-Шарки), арх. Михаила (Дейр-эль-Малак-Микаил) и Пресв. Богородицы (Дейр-эль-Адра) - характерны 5-частные алтари с 3 купольными апсидами и 2 дополнительными помещениями по бокам. Поперечно ориентированный наос этих храмов имеет 3 нефа, разделенные 1 (при 6-частной схеме) или 2 (при 10-частной схеме) колоннами. Существуют и композиции с 5 и более апсидами ( Krautheimer. 1986. P. 307). Выделение купольных пространств в зап. нефе приводит к превращению традиц. для архитектуры христ. Е. базиликального здания в разделенную на равные купольные компартименты мечеть, что выводит поздние копт. храмы за рамки визант. архитектурной традиции (Ibid. P. 308). Лит.: Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 1; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley. Oxf., 1912; Quibell J. E. Excavations at Saqqara, 1908-1909. Le Caire, 1912. [Vol. 4]: The Monastery of Apa Jeremia; Monneret de Villard U., Patricolo A. The Church of Sitt Barbâra in Old Cairo. Florence, 1922; Monneret de Villard U. Les couvents prés de Sohâg (Deyr el-Abiad et Deyr el-Ahmar). Mil., 1925-1926. 2 vol.; idem. Il monastero di San Simeone presso Aswân. Mil., 1927; idem. Deyr el-Muharraqah.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Дэбрэ-Дамо [Дэбрэ-Даммо; эфиоп.      ], один из древнейших эфиоп. мон-рей. Расположен на востоке шт. Тыграй, на границе с Эритреей, неподалеку от старинного караванного пути, ведущего от побережья Красного м. в глубь Эфиопского нагорья. Находится на вершине столовой горы (анба), так что попасть в мон-рь можно только поднявшись по отвесному склону при помощи веревки. Судя по археологическим находкам, эта гора с древности служила убежищем для купцов и путешественников: там были найдены кит. фарфор, золотые монеты эпохи Кушанского царства (I-III вв. по Р. Х.), араб. монеты периода Омейядов и Аббасидов. По преданию, Д.-Д. был основан в VI в. За-Микаэлем Арагави , одним из «девяти преподобных» (основателей монашества в Эфиопии), при деятельной поддержке христ. царя Аксума Габра Маскаля, который возвел главный храм обители и был впосл. погребен в ней. После окончания работ Арагави попросил царя убрать строительные леса, воскликнув: «Дахмэмо!» (   - Уберите это!) - так мон-рь получил название Д.-Д.; постепенно оно превратилось в «Дэбрэ-Дамо». В Житии Арагави (составлено в XV в.) приводится устав, введенный им в соответствии с правилами прп. Пахомия Великого , учеником которого он считался, а также изложена история мон-ря при 5 первых преемниках Арагави, хотя хронология событий существенно искажена. В соответствии с полулегендарным преданием мон-рь был до основания разрушен царицей Гудит , построившей на его месте город. В эпоху династии Загве (1137-1270) некогда привилегированный мон-рь относился к новым царям как к узурпаторам и находился к ним в оппозиции. При этом обитель оставалась авторитетным центром эфиоп. монашества: в числе учеников св. Йоханни (пам. эфиоп. 3/4 мая), настоятеля Д.-Д. в XIII в., были видные деятели христ. просвещения, знаменитые эфиоп. святые Иясус Моа и Такла Хайманот , основателей первых монастырей в юж. областях Эфиопии ( Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и Дэбрэ-Либанос ).

http://pravenc.ru/text/180788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III МИЛОСТИВЫЙ [Иоанн Саманнудский] ( 27.11.686 или 689), копт. Александрийский патриарх (c 677 или 681). Сведения об И. М. сохранились в «Истории Александрийских патриархов» , он также кратко упоминается в соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.). Известно о существовании Жития И. М., составленного его ближайшим учеником и помощником Исааком Диаконом. В наст. время почитание И. М. в Коптской Церкви отсутствует. И. М. род. в г. Саманнуд в Н. Египте. Был разносторонне образован. Поступил в монастырь св. Макария (араб. Дейр-Анба-Макар). Во время паломнического путешествия по Скитской пустыне неожиданно заболел тяжелой и странной болезнью. После видения, в котором ему было открыто его буд. служение, и чудесного исцеления он вместе с 2 учениками ушел в Файюм и поступил в монастырь Братьев (араб. Дейр-эль-Ихва) недалеко от сел. Сайла. Здесь Мина, еп. Файюмский, рукоположил И. М. во иерея. Спустя некоторое время патриарх Агафон (659-677) попросил епископа прислать И. М. к нему в Александрию для знакомства, которое послужило началом возвышения И. М.: он был поставлен во главе александрийского клира. Патриарх Агафон готовил И. М. себе в преемники, он даже отказал в просьбе жителям В. Египта поставить его их епископом, что воспрепятствовало бы ему впосл. занять Александрийскую кафедру. Вступив на Александрийский престол после смерти патриарха Агафона, И. М. осознал необходимость мирного сосуществования с арабами-завоевателями. Он нуждался в их поддержке для противодействия халкидонитам, стремившимся завладеть большим количеством церквей в Александрии. Правитель Египта Абд аль-Азиз ибн Марван (684-703) оказывал покровительство И. М., хотя однажды патриарх подвергся тюремному заключению и едва избежал пыток. И. М. восстановил и украсил ц. св. Марка в Александрии. Продукция мельницы и маслодавильни, устроенных им, помогала нуждающимся выжить во время 3-летнего голода, вызванного засухами. Полемика И. М. с халкидонитами нередко заканчивалась обращением нек-рых из них в монофизитство.

http://pravenc.ru/text/469744.html

Очередное убийство христианского священника произошло в Египте летом 2018 года: в монастыре Анба Макар 29 июля неизвестные до смерти избили его настоятеля епископа Коптской Церкви Епифания. Эфиопия. Южная граница православия и ислама Доля христианского населения: около 60% Эфиопия – единственная традиционно христианская страна в Африке, а Эфиопская Церковь считает себя наследницей апостола от семидесяти Филиппа. Она объединяет около половины граждан страны – в основном представителей северных и центральных регионов. В четырех восточных провинциях Эфиопии (в основном на границе с Эритреей и Сомали) большинство составляют мусульмане (около трети жителей Эфиопии), а на юге и востоке активно распространяется лютеранство (в основном церковь Мекане Йесус). Религиозное разделение имеет и национальную подоплеку: православие сильно среди народностей тиграй и амхара, ислам – у сомалийцев и оромо, часть которых склоняется к протестантизму. Столкновения на религиозной почве происходят в основном на востоке Эфиопии – на границе между христианством и исламом. По сведениям Open Doors, местные мусульмане недовольны активностью христианских проповедников и пытаются остановить их с помощью насилия. Кения. Плата за миротворчество Доля христианского населения : около 84% Христиане в Кении составляют подавляющее большинство населения. Местные христиане – в основном протестанты (пятидесятники, квакеры, методисты, англикане, лютеране и другие), но есть здесь и католики, и даже православные (Александрийский Патриархат). В отличие от стран Северной Африки эта бывшая британская колония не испытывала сильного влияния ислама или других традиционных религий – этим и объясняется относительная свобода совести и мирное сосуществование верующих. Ситуация изменилась в 2011 году после вмешательства Кении в гражданскую войну в соседнем Сомали. Действия миротворцев, пытавшихся обезопасить северные регионы страны от распространения насилия, вызвали ответную реакцию террористической организации «аш-Шабаб», стремящейся установить в Сомали радикальные исламские порядки. Некоторые теракты экстремистов носят откровенно антихристианский характер: например, в 2012 году неизвестные обстреляли из гранатометов и автоматов католическую и протестантскую церкви в городе Гарисса на севере Кении, погибли 10 человек. Нападение произошло во время молебнов. В 2015 году боевики «аш-Шабаб» захватили заложников-христиан в университете Гариссы, погибли более полутора сотен человек. Счет подобных терактов в приграничных районах Кении и Сомали уже идет на сотни, в 2017 году жертвами экстремистов стали более 30 кенийцев-христиан. Мали. Между экстремистами и сепаратистами

http://pravmir.ru/tsar-i-ne-tolko-rossiy...

В 1959 г. М. а.-М. был одним из кандидатов на выборах патриарха. По распоряжению нового предстоятеля Кирилла VI в нач. 1960 г. он вернулся в Дейр-эс-Суриан, однако уже в авг. уединился вместе с учениками в пустынной местности Вади-эр-Раян в мухафазе Эль-Файюм (что стало причиной конфликта с патриархом). М. а.-М. и его ученики провели здесь 9 лет в пещерах, к-рые вырыли своими руками, подражая древним отцам-пустынникам. В 1969 г. патриарх Кирилл VI поручил М. а.-М. восстановить монашескую жизнь в обители прп. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун. На тот момент в мон-ре было всего неск. престарелых насельников, строения сильно обветшали. М. а.-М. прибыл в обитель с 12 учениками и энергично приступил к выполнению поручения. Ко времени его кончины в мон-ре подвизались уже 130 монахов, расселенных в новых корпусах, существовало развитое хозяйство, работала типография; обитель стала одним из основных центров паломничества для коптов. В 1971 г. М. а.-М. вновь оказался в числе кандидатов на выборах патриарха, к-рым был избран друг его юности Шенуда III (1971-2012). Оба они принадлежали к поколению религ. энтузиастов, взращенных в недрах Движения воскресных школ, и, будучи еще молодыми людьми, к 40-м гг. XX в. стали в авангарде коптского религиозного возрождения. И буд. патриарх (в миру Назир Гайед), и М. а.-М. приняли монашеский постриг, имея на руках университетские дипломы, и некоторое время вместе подвизались в Дейр-эс-Суриан (М. а.-М. даже был духовником буд. патриарха). Первоначально они выступали как единомышленники, Гайед написал предисловие к 1-й книге М. а.-М. Однако впоследствии не без влияния политических обстоятельств они встали в явную оппозицию друг к другу, представляя 2 основные тенденции в жизни КЦ - к бурному материально-организационному развитию (патриарх Шенуда) и к акцентированию внимания на взаимоотношениях человеческой души с Богом (М. а.-М.), хотя и патриарх был плодовитым духовным писателем, и М. а.-М. показал себя эффективным организатором хозяйства в возрожденном под его руководством монастыре прп. Макария.

http://pravenc.ru/text/2562620.html

ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики 98-102 ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос 102-104 ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии 104-108 108-109 109-110 110-113 113-115 115-116 116-118 118-120 120-122 ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) 122-130 130-131 131-132 ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские 132-137 ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка 137-138 138-144 144-145 ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) 145-148 ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 148-149 ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) 149-152 ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель 152-153 153-156 ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского

http://pravenc.ru/vol/liv.html

W. M. The Castle of Azgit//The Cilician Kingdom of Armenia/Ed. T. S. R. Boase et al. N. Y., 1978. P. 90-91; Edwards R. W. Ecclesiastical Architecture in the Fortifications of Armenian Cilicia//DOP. 1982. Vol. 36. P. 155-176; 1983. Vol. 37. P. 123-146; idem. The Fortifications of the Armenian Cilicia. Wash., 1987; Hild F., Hellenkemper Н. Kilikien und Isaurien. W., 1990. 2 Tl. (TIB; 5). Э. П. Г. Монументальная живопись Средневек. арм. источники свидетельствуют, что настенной живописью были украшены храмы в мон-ре Скевра, в Сисе, в Ромкле. Фрагменты расписанной штукатурки сохранились на стенах часовен в крепостях Бардзраберд, Хамус, Сис, Аназарв. Остатки фресок видны в центральной апсиде церкви кн. Тороса I в Аназарве. Стены егип. мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда) украшены живописными изображениями, выполненными худож. Теодоросом Кесунци из К. А. Иконопись Примеры иконописи К. А. не сохранились, хотя известно, что кн. Торос I украсил иконами церковь в Аназарве. Изображения икон есть на рукописных миниатюрах. Скульптура В церкви кн. Тороса I в Аназарве фрагменты изысканных рельефов обрамляют вход, видны также уникальные декорированные буквы в строительной надписи. В кладку одной из часовен в Аназарве вставлены 2 простых хачкара, свидетельствующие об известности в К. А. этого традиц. вида арм. скульптуры. В той же часовне есть фрагменты скульптурно украшенных бровок. В XIX в. были описаны хачкар в ц. св. ап. Павла и скульптуры в форме щитов в кладке ц. Богородицы в Тарсе. Рельефами были украшены и надгробия (камень Алидц в ц. св. Павла). Прекрасным примером скульптуры К. А. является фрагмент хачкара в ц. кн. Смбата Спарапета в Чандыре. В нач. XX в. в Ромкле в ц. св. Нерсеса Благодатного были видны скульптурные рельефы интерьера, а на цоколе храма по соседству с арм. надписью сохранились рельефы с животными и растительными мотивами. На тимпане одного из входов крепости Чем (Кема) есть изображение схватки человека с 2 львами, к-рое, возможно, перенесено из некой античной постройки.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Апсида ц. св. Афанасия в Дейр-эз-Завья (мухафаза Асьют), позднее полностью перестроенной, декорирована великолепной 2-ярусной колоннадой с нишами (кон. V - нач. VI в.), близкой по оформлению к экседрам монастыря св. Шенуды. Встроенная в комплекс древнеегип. храма Хатхор в Тентире (ныне Дандара, мухафаза Кена) базилика нач. VI в., сложенная из тщательно отесанных каменных блоков вторичного использования и декорированная профилировкой и рельефами, отличается большим количеством ниш-экседр, размещенных в главной апсиде (5), в торцах нартекса (по 1), в боковых стенах храма (по 3), наличием 5 квадратных в плане помещений (крайние служили для входа в храм), расположенных перед нартексом, и двойной триумфальной арки перед входом в триконх. Такая арка использована в храме кон. VI в. (?), раскрытом в результате раскопок слева от главного пилона древнеегип. храма в Луксоре. Упрощенным повторением собора мон-ря св. Шенуды является церковь из кирпича-сырца в Дейр-Абу-Матта (оазис Дахла, мухафаза Нов. Долина, кон. VI в.?). Триконховые алтари были также в церквах мон-рей Дейр-эль-Матмар (также известен как Белый монастырь, в руинах) близ Арманта (VI в.?) и Дейр-Анба-Бахум (св. Пахомия) близ Ахмима (мухафаза Сохаг, VII - нач. VIII в., после перестройки уцелела юго-вост. часть). Среди сооружений Е. этого времени выделяются постройки в окрестностях Александрии, отмеченные влиянием средиземноморской архитектуры. Трехнефные базилики не имели зап. обхода в наосе, их полуциркульная апсида была выявлена вовне. Наиболее крупный храм подобного рода - 5-нефная базилика с однонефным трансептом и нартексом, соединявшим ее с баптистерием нач. VI в. (см. выше),- был возведен при копт. патриархе Михаиле (744-768) в Абу-Мине, на месте пришедшего в запустение мартирия-тетраконха. В результате завоевания Е. арабами в сер. VII в. христиане не только лишились возможности регулярно сооружать монументальные храмы, но и потеряли «последние контакты с Византией и эгейским миром и их архитектурой» ( Krautheimer.

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010