Затем делегация из России отправилась в монастырь преподобного Макария Великого – вторую из основанных им обителей, отсчитывающую свою историю с 360 года и имеющую сегодня около ста сорока насельников. Именно здесь преподобный Макарий принял блаженную кончину, накануне которой состоялось исполненное глубокого духовного смысла прощание святого с братией, описанное в его житии. В этом монастыре доныне хранятся его святые мощи, а также мощи подвизавшихся здесь преподобных Арсения Великого, Пафнутия Великого, Пимена Великого и Иоанна Колова, части мощей пророков Елисея и Предтечи Господня Иоанна, которым поклонились паломники из России. Вечером делегация прибыла в монастырь преподобного Паисия Великого (Анба Бишой), основанный им около 357 года. Роль этой обители в жизни египетского христианства была значительной всегда: еще в IV веке в нем подвизалось до 5 000 человек, и с тех пор монашеское делание здесь не прерывается. Сегодня этот монастырь имеет особенный статус: из его стен вышли многие архиереи Коптской Церкви, в том числе ее нынешний Предстоятель Святейший Патриарх Тавадрос II. Здесь же находится один из административных комплексов Коптской Патриархии. 12 ноября, совершив Божественную литургию в одном из храмов монастыря святого Паисия, делегация из России вновь прибыла в Каир для встречи со Святейшим Патриархом Тавадросом II. Его Святейшество тепло приветствовал гостей, отметив, что обмен делегациями монашествующих является важной составляющей двусторонних отношений. Предстоятель Коптской Церкви напомнил, что начало активизации этих отношений на современном этапе было положено в ходе его встреч в Москве со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Епископ Лидский Порфирий передал Святейшему Патриарху Тавадросу приветствие от Предстоятеля Русской Православной Церкви и отметил, что святыни первых веков, пребывающие на египетской земле, имеют огромное значение для всего христианского мира. Они являются кладезем духовной мудрости и никогда не прерывавшейся традиции иноческого делания.  От лица женской части делегации Святейшего Патриарха Тавадроса приветствовала игумения Иулиания, которая тепло поблагодарила коптскую сторону за оказанный делегации из России сердечный прием, за возможность поклониться величайшим святыням, связанным с эпохой зарождения христианского монашества.

http://mospat.ru/ru/news/46961/

Вечером 8 ноября делегация прибыла в монастырь преподобного Паисия Великого (Анба Бишой), основанный им около 357 года. Роль этой обители в жизни египетского христианства была значительной всегда: еще в IV веке в нем подвизалось до 5 000 человек, и с тех пор монашеское делание здесь не прерывается. Сегодня этот монастырь имеет особенный статус — из его стен вышли многие архиереи Коптской Церкви, в том числе ее нынешний Патриарх Тавадрос II. Здесь же находится один из административных комплексов Коптской Патриархии, в котором состоялась встреча делегации из России с Главой Коптской Церкви. Тепло приветствуя гостей, Патриарх Тавадрос подчеркнул значение их визита для дальнейшего развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, в контексте которого особенно важны контакты между монашествующими. По словам Его Святейшества, «несмотря на то, что сегодня по всему миру открываются новые коптские монастыри и их насельники часто находятся в окружении современного секулярного и начинающего утрачивать свою христианскую идентичность общества, Коптская Церковь продолжает жить в древней живой традиции веры». Патриарх Тавадрос также отметил, что «считает промыслительным начало перспективного и взаимообогащающего сотрудничества во славу Божию на библейской египетской земле, все концы которой освящены Богомладенцем Христом, Пресвятой Богородицей и праведным старцем Иосифом, пребывавшими здесь три с половиной года и пересекшими ее, подобно кресту, с севера на юг и с запада на восток». В ответ архиепископ Феогност поблагодарил Патриарха за оказанное гостеприимство, отметив, что весь христианский мир благодарен Коптской Церкви за то, что она, несмотря на выпадавшие на ее долю тяжелые испытания, бережно хранит величайшие святыни христианской истории. Владыка особо отметил тот факт, что в Коптской Церкви сохраняются не только древние реликвии, но и живая традиция монашеского делания, напрямую восходящая к основоположникам христианского иночества. Утром 9 ноября, после совершения Божественной литургии в монастыре преподобного Паисия Великого, делегация из России побывала в монастыре Сирийцев (ас-Суриани), основанном в конце IV века и названном так в память о пребывании некогда в здешних пределах иноков из Сирии.

http://patriarchia.ru/db/text/4675972.ht...

И. К., но это не был мон-рь, хотя бы и лаврского типа. Лишь в одном из 2 фрагментов на саидском диалекте, в рассказе, носящем легендарный характер, о поездке И. К. по поручению Феофила, еп. Александрийского, в Вавилон, говорится, как перед отъездом И. К. собрал братию и поручил заботу о ней и о мон-ре (из контекста можно предположить, что речь идет о лавре) неким апе Захарии и апе Иоанну. Руины мон-ря прп. Иоанна Колова (араб. Дейр-Юханнис-эль-Касир; остается неясным, был ли он основан И. К. или построен после смерти святого на месте его подвигов - Regnault. 1991. Vol. 5. P. 1360) находятся недалеко от монастырей Дейр-Абу-Макар и Дейр-Анба-Бишой. И. К.- один из самых выдающихся представителей скитских подвижников 2-й пол. IV в. В Apophthegmata Patrum говорится, что благодаря смирению «он повесил весь Скит на своем мизинце». Смирение и страх Божий являются, по словам И. К., превыше всех добродетелей. Отличительной чертой святого было и то, что он не терпел ни малейших проявлений раздора или гнева, предпочитая вернуться в келью, чтобы восстановить невозмутимость духа. Так было по дороге в церковь, когда И. К. услышал, как 2 брата ссорятся. Не менее интересно и его отношение к борьбе со страстями. После того как Бог по просьбе избавил его от страстей, И. К. отправился за советом к старцу. Тот велел ему просить Бога о возвращении страстей, в борьбе с к-рыми душа совершенствуется. И. К. сделал так, как сказал ему старец, и с тех пор просил у Бога лишь одного: стойкости в искушениях. И. К. был более склонен к созерцанию, чем к активной деятельности. Apophthegmata Patrum представляют образ анахорета, погруженного в молитву и общение с Богом: он перестал плести корзину только тогда, когда ее край уперся в стену. Тем не менее И. К. всегда был готов помочь монахам и поддержать приходивших к нему за советом. При этом он проявлял безграничное терпение, как в случае с забывчивым братом, трижды приходившим к нему с вопросом и трижды забывавшим слова И. К. Благодаря И. К. этот монах избавился от забывчивости.

http://pravenc.ru/text/471308.html

П. В. род. в егип. дер. Шанша (совр. мухафаза Дакахлия к северо-востоку от Каира). После того как его мать овдовела, ей явился ангел и повелел посвятить Богу младшего сына. Всего у П. В. было 6 братьев. Из послания Аммония известны имена 2 из них - Павел и Псой ( Ammonis Epistola//Sancti Pachomii Vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). П. В. был зачислен в клир, позже удалился в Скитскую пустыню, где стал учеником аввы Амоя (в арабской версии; в греческой - прп. Памвы Нитрийского (пам. 18 июля)) и подвизался у него вместе с прп. Иоанном Коловом (пам. 9 нояб.). Главными добродетелями П. В. на раннем этапе монашеской жизни были послушание и смирение. Однажды, услышав слова наставника о том, что новоначальный инок не должен поднимать глаз на собеседника, он в течение 3 лет ни на кого не смотрел. После смерти аввы Амоя П. В. и Иоанн Колов нек-рое время жили вместе. Затем П. В. решил, что ему необходим еще более суровый образ жизни. Иоанн, узнав об этом, понял, что не сможет выдержать такую строгую аскезу и им предстоит расставание. Однако окончательное решение подвижники договорились принять, положившись на Божию волю. После продолжительной молитвы явившийся ангел повелел Иоанну Колову остаться в Скитской пустыне, а П. В. устроить келлию в 2 милях к северу (в греч. Житии - к западу). В новой келлии П. В. стал молиться с небывалым усердием, пищу вкушал, как правило, раз в неделю и ел только хлеб с солью. Иногда после причащения Св. Таин П. В. оставался без пищи в течение 70 дней. Не раз ему являлся Сам Христос и беседовал с ним. За мужественное противостояние искушениям и духовную ревность Господь обещал П. В., что исполнит любую его просьбу. Это обещание не раз спасало души грешников, на покаяние к-рых, казалось, не было никакой надежды. Так, по молитвам П. В. раскаялся инок, к-рый нарушил монашеские обеты, женился на иудейке, отрекся от христианства и богохульствовал. Вскоре после начала уединенной жизни к П. В. стали приходить желавшие подвизаться под его руководством. Они составили братию буд. мон-ря Дейр-Анба-Бишой. Этот мон-рь, расположенный к северо-западу от руин мон-ря Иоанна Колова, был основан позже, чем Дейр-эль-Барамус и Дейр-Абу-Макар, но до смерти основателя Скита прп. Макария Великого (Египетского) (ок. 390) ( Cody. 1991. P. 734; Evelyn-White. 1932. P. 113).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

Предлагаемая в критический момент церковной и всечеловеческой истории уния православных с монофизитами способна вызвать во Вселенском Православии катастрофические потрясения. Несомненно, православный церковный народ не поверит на слово и не признает, что Вселенские Соборы и сонмы Отцов Церкви впали в ошибку. Не желая вступать в общение с представителями древней ереси, они отойдут в сторону, и вместо «воссоединения с восточными братьями» мы получим новый, и притом великий раскол в самом Православии. Это и заставляет не спешить со скороспелыми шагами, которые могут стать необратимыми, и самым внимательным образом изучить проблему нашего сближения с монофизитами. В этом поможет труд иерея Олега Давыденкова , который выделяется научными достоинствами, спокойным и объективным тоном и, самое главное, духом верности «вере апостольской, вере отеческой, вере православной, яже вселенную утверди». Протоиерей Валентин Асмус 22 января/4 февраля 1997 г. Введение В 1951 году христианский мир отмечал 1500-летие IV Вселенского Собора. В связи со знаменательной датой Вселенский Патриарх Афинагор I издал энциклику, в которой, в частности, призвал нехалкидонские Церкви 1 воссоединиться с единым Телом Церкви Вселенской. Нехалкидониты с пониманием отнеслись к предложению Вселенского Патриарха, и после того, как Первое Всеправославное совещание на о. Родос в 1961 г. одобрило курс на сближение с Древними Восточными Церквами, при посредничестве Всемирного Совета Церквей были организованы неофициальные консультации между богословами автокефальных Православных и Ориентальных Церквей, имевшие место в 1964 году в Орхусе (Дания), в 1967 году в Бристоле (Англия), в 1970 году в Женеве (Швейцария) и в 1971 году в Аддис-Абебе (Эфиопия). По итогам неофициальных консультаций обеими сторонами было принято решение продолжить диалог на официальном уровне. С этой целью была создана Смешанная богословская комиссия, в которую вошли представители, как автокефальных Православных, так и Древних Восточных Церквей, имевшая четыре рабочие сессии: в 1985 году в Экуменическом Центре Вселенского Патриархата в Шамбези близ Женевы, в 1989 году в монастыре Анба Бишой, духовном центре Коптской Церкви (Египет), в 1990 и 1993 идея в Шамбези.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

С этой древней обителью тесно связано имя преподобного Ефрема Сирина, который некогда пришел сюда для того, чтобы встретиться с преподобным Паисием Великим. На территории обители и сегодня можно увидеть плодоносящее более полутора тысяч лет дерево, выросшее из воткнутого в землю посоха святого Ефрема, — живое свидетельство встречи двух великих подвижников. Паломники также увидели келью, в которой молился преподобный Паисий, и фрески VIII-XVII веков. Состоялось братское общение с насельниками обители, которых здесь сегодня насчитывается около двухсот пятидесяти человек. 3 мая делегация Русской Православной Церкви посетила последнюю из обителей Нитрийской пустыни — монастырь Преподобного Паисия Великого (Анба Бишой), основанный этим святым около 357 года. Обитель всегда играла значительную роль в жизни египетского христианства: еще в IV веке в ее стенах подвизались до 5000 иноков, и с тех пор монашеское делание здесь не прерывается. Из стен обители преподобного Паисия вышли многие выдающиеся иерархи Коптской Церкви, в том числе ее нынешний Предстоятель Святейший Патриарх Тавадрос II. На территории монастыря находится один из административных комплексов Коптской Патриархии, где происходили многие события исторической важности, включая встречи Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, а также регулярно проходят заседания Священного Синода. Делегация поклонилась пребывающим в обители мощам многих святых древней Церкви, а также посетила могилу погребенного здесь Святейшего Патриарха Коптского Шенуды III (1971-2012), с личностью которого связана целая эпоха в развитии отношений Русской Православной Церкви и Коптской Церкви. В тот же день паломники направились в Каир, по пути сделав остановку в его пригороде Гизе и посетив находящийся здесь коптский храм великомученика Мины, который в 2022 году по благословению Святейшего Патриарха Тавадроса II был передан в пользование Московского Патриархата. На территории коптского кафедрального собора Гизы в честь управляющего делами Московской Патриархии и сопровождавших его лиц был дан торжественный прием от имени епископа Гизского Феодосия, ответственного за архипастырское окормление коптских общин в России. Состоялась также отдельная беседа митрополита Воскресенского Дионисия и епископа Феодосия, в ходе которой был обсужден ряд актуальных вопросов, связанных с попечением о верующих Коптской Церкви, проживающих сегодня в Москве и других российских регионах.

http://radonezh.ru/2023/05/11/delegaciya...

Состоялось братское общение гостей с настоятелем монастыря епископом Метаосом и насельниками обители.  10 ноября делегация Московского Патриархата посетила лавру Нитрийской пустыни — монастырь Преподобного Паисия Великого (Анба Бишой), основанный этим святым около 357 года. Делегация поклонилась пребывающим в обители мощам многих святых древней Церкви. Для архиепископа Ионафана и членов делегации была проведена экскурсия по находящемуся на территории монастыря Патриаршему и Синодальному центру «Логос» — одному из административных комплексов Коптской Патриархии, где происходили многие события исторической важности, включая встречи Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, а также регулярно проходят заседания Священного Синода Коптской Церкви. Состоялась встреча с настоятелем обители преподобного Паисия епископом Агапием и братией.  Вечером того же дня, покинув пределы Нитрийской пустыни, паломники прибыли в пустыню Мариотт в окрестностях Александрии. Здесь делегация посетила монастырь, носящий имя святого великомученика Мины Котуанского, который пострадал за Христа в III веке и прославлен многими чудесами. Сегодня это один из крупнейших монашеских центров и место паломничества на христианском Востоке. Гости встретились с настоятелем обители епископом Кириллосом и ее братией, посетили могилу Святейшего Патриарха Кирилла VI, почитаемого Коптской Церковью в лике святых, и ознакомились с хозяйственной деятельностью монастыря, которая включает в себя, в частности, производство оливкового масла, сыра и обработку мрамора.  11 ноября паломники вернулись в Каир и посетили средневековую женскую обитель Коптской Церкви во имя святого мученика Меркурия Филопатора (Абу Сейфен), где были радушно приняты игуменией и сестрами. 12 ноября архиепископ Ионафан в сослужении ряда членов делегации в священном сане и настоятеля приходов Русской Православной Церкви в Египте священника Алексия Машкова совершил Божественную литургию в храме святого мученика Мины — приходе Московского Патриархата в Каире. За богослужением молились верующие каирского прихода Русской Православной Церкви, в том числе сотрудники Посольства Российской Федерации в Египте.

http://patriarchia.ru/db/text/6077326.ht...

Ко взрыву может быть причастна «Аль-Каида», боевики которой захватили 31 октября в заложники прихожан церкви в Багдаде – при штурме тогда погибли 68 человек, а затем пригрозили христианам массовыми атаками по всему миру. За несколько недель до взрыва у церкви Всех святых в Александрии в новогоднюю ночь на ряде сайтов, связанных с «Аль-Каидой», появились инструкции по организации терактов в отношении христиан. Инструкции, в частности, включали описание технологии изготовления бомбы и список церквей, которые могут быть целью атаки. В списке около 50 церквей Каира и Александрии, в том числе та, где произошел теракт 1 января, а также церкви во Франции, Великобритании, Германии и Канаде. Так, во Франции проживают около 45 тысяч коптов и действуют 19 коптских церквей. Генеральная дирекция национальной полиции Франции объявила, что меры безопасности возле 19 коптских церквей во Франции будут усилены в течение некоторого времени, «хотя конкретных угроз сейчас и не существует». Тем не менее, патриарх коптской православной церкви южного пригорода Парижа Вильжюив отец Муса Анба Бишой утверждает, что французские и европейские копты стоят перед лицом новой угрозы. – После теракта в Александрии нам по интернету постоянно поступают угрозы. Исламистские группировки пытаются запугать нас массовыми убийствами, поджогом наших мест отправления культа. Это реальная опасность для французских, немецких, бельгийских и других коптов, – заявил он. Возле церквей, расположенных в Париже и в его пригородах, будут дежурить полицейские патрули. Со вторника вокруг зданий начали устанавливать заградительные барьеры, чтобы помешать злоумышленникам подъехать вплотную к церкви. Однако священнослужители не намерены отказываться от рождественской мессы. Коптская община, в Германии насчитывает около 6 тысяч прихожан. Как и в случае Франции, угрозы коптская церковь получила по интернету. Представитель немецкого МВД Стефан Парис подтвердил, что община направила соответствующее письмо министру в канун Нового года, за несколько часов до взрыва перед коптской церковью в Египте. Министерство пообещало усилить меры безопасности и защитить коптскую церковь.

http://pravmir.ru/pered-rozhdestvom-v-eg...

Через нек-рое время И. К. оставил апу Тероти и отправился в мон-рь св. Иоанна Колова (Дейр-Юханнис-эль-Касир). Здесь И. К. вновь явился ангел и повелел основать неподалеку обитель, к-рая будет названа его именем. Пресв. Богородица предсказала И. К., что он построит церковь в Ее честь, и пообещала, что стены нового мон-ря никогда не будут разрушены. В память о посещении Она оставила 3 золотые монеты с изображением Креста, к-рые во время написания Жития И. К. еще хранились в мон-ре. Слава о подвигах И. К. привлекла к нему много последователей. Когда сложилась монашеская община (ок. 300 чел.), И. К. был вынужден принять сан священника. Он составлял молитвенные правила и монашеские наставления, установил общие ночные псалмопения для всей братии. Во время одного из таких бдений было явление свт. Афанасия Великого, к-рого И. К. особенно почитал. Это послужило поводом для введения особого молитвенного обращения к святителю во время богослужения. По новому повелению ангела И. К. совершил путешествие в В. Египет. Это дает возможность предположить, что церковь мон-ря Абу-Хиннис на правом берегу Нила, к юго-востоку от развалин Антинои, посвящена И. К. По другой версии, ее посвящение связано с именем прп. Иоанна Колова , но путешествие последнего из Скита было не в В. Египет, а в Клисму, в мон-рь прп. Антония. Имя И. К. как одного из основателей эфиоп. монашества встречается в эфиоп. источниках, согласно к-рым он был учеником прп. Пахомия Великого († 346), отправившего его на проповедь. Вероятно, в его честь был назван 6-й настоятель мон-ря Дэбрэ-Либанос (XIV в.; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 195-196). Развалины мон-ря И. К. сохранились к юго-востоку от расположенных рядом мон-рей апы Бишоя (Дейр-Анба-Бишой) и Сирийцев (Дейр-эс-Суриани). Главными зданиями монастырского ансамбля были ц. Пресв. Богородицы и башня-крепость с подъемным мостом. Башня была предназначена для укрытия в случае осады кочевников - в ней были устроены мельница, колодец, кельи и даже часовня на верхнем этаже. Мон-рь был окружен мощной стеной 4-угольной формы, внутри находились огород и сад. Известно о посещении обители копт. Александрийским патриархом Вениамином II в 1330 г.; о ней упоминает в путевых записках Лудольф фон Зухем (XIV в.). Впосл. (1430?) монахи оставили эту обитель и перешли в мон-рь Сирийцев, взяв с собой мощи И. К. и мраморную мемориальную плиту с копт. надписью, в которой указана дата кончины И. К. (помещена на зап. стене клироса ц. Пресв. Богородицы). В наст. время Коптская Церковь имеет храм во имя И. К. в Бирмингеме (Великобритания).

http://pravenc.ru/text/471265.html

115 Самые жестокие гонения, которые претерпели египетские христиане, произошли при Максимиане Галерии, кесаре, затем августе Востока, в 303–310 гг. Эти гонения начались при императоре Диоклетиане, но продолжались в восточных провинциях дольше, чем по всей Империи, и отличались особой жестокостью (Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. С. 144–152). 116 Имя судьи-правителя Антинои – Ариан – сохранилось в коптской традиции вместе с рассказом о его обращении и даре чудотворения, дарованном ему Богом (Malaty T. Y. Ibid.). 120 Нитрия – первым местом монашеской жизни по традиции считается Нитрийская гора, на которой поселился Аммон (Амун, Аммоний), см. гл. XXII. Позже (ок. 335 г., см.: Meinardus О. Op. cit. Р. 49–50) отшельники стали селиться на юго-западе от горы в местности, которая от большого количества в ней монашеских жилищ стала называться Келлии. Раскопки, проведенные там в середине XX в., обнаружили в районе Келлий несколько «монашеских городов», общей площадью 100 кв. км (Ibid.). В 60 км от Келлий св. Макарием Египетским (см. о нем гл. XXI) был основан Скит, совр. Wadi-Natrun (Нитрийская пустыня), в которой сохранились до сегодняшнего дня четыре монастыря Коптской церкви: Абу Макар, ал-Барамус, Анба Бишой и монастырь «сирийцев» – ас-Суриан. В тексте «ИЕМ» основателем монашеской жизни в Скиту назван св. Макарий Александрийский (см. гл. XXIII), это сообщение противоречит другим источникам. 123 Аммоний – один из четырех братьев-монахов, известных своей благочестивой жизнью и строгостью подвигов, см. ниже прим. 126. 125 Четыре брата-монаха известны по многим древним источникам как δελφο μακρο – Диоскор, Евсевий, Евфимий и Аммоний. Диоскор был назначен епископом города Гермополя, Евсевий и Евфимий рукоположены во пресвитеров, потом выбор пал на Аммония. Именно Аммоний отрезал себе ухо, говоря, что по закону Моисееву не имеет права быть священнослужителем, и пообещал отрезать себе язык (Болотов В. В. Указ. соч. Т. 4. С. 161–162). 126 В Древней Церкви в большей степени сохранялся закон, данный Богом через Моисея Аарону ( Лев.22:17–21 ), что служащий Богу не должен иметь телесного изъяна, хотя Апостольские правила 77 и 78 определенно заявляют: «...Телесный недостаток... не оскверняет, но душевная скверна». Лишь физический недостаток, мешающий в церковных делах, может воспрепятствовать рукоположению (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 (репринт). Т. 1. С. 160–161).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010