Сострадание и любовь – верное свидетельство того, что в душе человека живет благодать И благословен человек, который под духовной жизнью понимает не только поклоны, не только акафисты, не только каноны, не только продолжительность богослужения, но имеет смирение и любовь. И когда мы смиряемся, и когда мы ни на кого уже не обижаемся, тогда в нашем сердце поселяется любовь, и тогда благодать Божия обильно почивает на нас. Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему. А сострадание и любовь – есть верное свидетельство того, что в душе человека живет Дух Господень, живет благодать. Молитвами святителя Спиридона, Тримифунтского чудотворца, Господь да поможет нам избавиться от гордыни и свидетельства гордыни – обиды, дабы мы полюбили ближнего, смирились сами, и осознали, и поняли, что мы ничего не достойны, а если Господь что-то и дает нам, то только по Своей милости. И тогда мы всегда будем благодарить Бога. Благодарить за здоровье, благодарить за болезнь, благодарить за скорби, благодарить за радости – всегда благодарить Бога! «Дедушка Спиридон» Протоиерей Сергий Правдолюбов Протоиерей Сергий Правдолюбов , настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве: – Святые, в том числе такие вселенские святители, как Спиридон Тримифунтский, к нашим новомученикам и исповедникам времен гонений были особенно близки. Знаете, еще почему? Вот, смотрите, бывает, удивляются: а почему это у отца Павла Флоренского в письмах так редки упоминания о Боге? Так ведь не пропустили бы письмо, если бы там было упоминание о Боге! Тогда же все письма читались! Вот мой отец, протоиерей Анатолий Правдолюбов – а они сидели с отцом Павлом в одно время – пишет, помню, домой: «Я вас поздравляю, у нас сегодня дедушка Спиридон нас всех очень радует!» О чем это? Это память Спиридона Тримифунтского. Как ты напишешь по-другому, если письма вскрывают? Зато какое-то родственное чувство близости святых! «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28).

http://pravoslavie.ru/116529.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сергий Касимовский (Правдолюбов), св. - житие Сергий Касимовский (13.6.1890, Маккавеев Касимовского у. Рязанской губ.- 18.12.1950, Лебедянь). Сын учителя духовного училища, впоследствии касимовского священника Анатолия Правдолюбова, окончил семинарию и Киевскую духовную академию. Женился. в 1915 г. стал священником. в вятском городке Слобода Кукарка. Во время революции умер его младший сын Владимир, сам он чудом избежал расстрела. В 1923 г. переехал в Касимов, где вскоре стал центром духовной жизни: он проповедовал, учил. Сочетание ораторского дара и богословских знаний сделало его лидером среди священников - его собственный отец слушал сына. В декабре 1929 года он впервые был арестован на несколько месяцев, и сокамерники-священники потом говорили: " Был бы отец Сергий в тюрьме, а с ним и тюрьма не тюрьма! " В 1935-1940 гг. был вместе с братом Николаем и сыном Анатолием на соловецкой каторге. Во время войны (сыновья его Виктор и Сергей погибли на фронте) он перебивался случайными заработками, три года работал на каменоломнях сторожем, а в 1946 г. был назначен священником в рязанский город Спасск, а потом в Лебедянь. В 1950 год он умер, Канон. 29.12.2000. Мощи обретены 4.10.2001, 15.9.2002 положены в Троицкой церкви Касимова. Память в день его кончины – 5/18 декабря, в день Собора Рязанских святых – 10/23 июня, а также вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских – 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января/7 февраля. Сохранилось " Завещание " о. Сергия - написанное им в 1944 году наставление детям и внукам (многие из них стали священниками), своеобразный краткий катехизис, столь нужный в эпоху, когда Церковь была в материально отчаянном положении. В 1944-м году призывать к вере вопреки страданиям и благодаря страданиям не было красным словом: " Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар – и вся жизнь перевернулась: человек теряет равновесие от тяжких страданий. Если без воли Божией не падает ни один волос с головы нашей, то уж конечно не без воли Божией бывают эти сокрушительные жизненные удары. Бог ведает причины каждого из них, а нам нужно твердо знать и свято верить, что это – рука Божия, воля Божия о нас, благая и совершенная " . Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Сергий Касимовский (Правдолюбов), св. " .

http://pravicon.com/info-3352

Архив Гость сайта Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 1: Семья Протоиерей Владимир Правдолюбов Эта беседа с протоиереем Владимиром Правдолюбовым, сыном священноисповедника Сергия и внуком священномученика Анатолия Правдолюбовых, почетным настоятелем храма святителя Николая в г. Касимове Рязанской области, записывалась на сороковой день по кончине митрополита Симона (Новикова), в доме отца Владимира и в самом Никольском храме, где в 1950-е годы служил приходским священником почивший около года назад архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Уходят предстатели пред престолом Божиим, чье служение пришлось на ХХ век – самое скорбное и противоречивое время в истории Русской Церкви, по духовным плодам и последствиям своим сравнимое с целой эпохой. О подвижниках минувшего века, которые своей жизнью учат нас мужеству, терпению и любви, о современной жизни древнего города Рязанской Мещеры, давшего нашей многострадальной земле многих святых молитвенников пред Господом, повествуют воспоминания отца Владимира Правдолюбова. Священнический род наш, Правдолюбовых, – древний: мы по линии отцовской не знаем мужчин-предков не-священников, за исключением одного псаломщика – это наш родоначальник чтец Симеон. Его сын Авдий – священник, закончил жизнь иеромонахом Антонием. Его сын, внук чтеца Симеона, Анатолий Авдеевич, – священномученик . Его старшие дети: Владимир Анатольевич – мученик , Сергей Анатольевич – исповедник , Николай Анатольевич – священномученик . Брат жены отца Анатолия – протоиерей Михаил Дмитрев – тоже расстрелян в 37-м, прославлен как священномученик. Эпоха репрессий и последующая канонизация дала нашему семейству много прославленных святых. Сщмч. Анатолий Правдолюбов А как много священников из других родов – тоже священномученики, тоже исповедники, – но не прославлены! Ведь канонизацией Церковь не возводит во святые, а свидетельствует о святости. И свидетельствует именно о тех, о ком есть воля Божия, чтобы они помогали живущим здесь, на земле. А остальные – они в той же радости, даже большей, может быть, но мы о них ничего не знаем.

http://pravoslavie.ru/guest/070326115522...

«И тут раздались шумные аплодисменты. И тогда, и теперь я не знаю, кому аплодировало студенчество – Тарееву или Флоренскому? Сколько я ни расспрашивал об этом других аплодировавших, никто мне толком не мог ничего сказать»,– вспоминает С. Волков. Потом в профессорской комнате Тарееву было предложено извиниться перед Флоренским. Там, в профессорской, коекак закончился коллоквиум, присудивший уже расстроенному Туберовскому звание магистра… Сельский просветитель Вскоре Александр Михайлович был назначен на должность доцента, а через месяц ему присвоили звание экстраординарного профессора и наградили премией митрополита Макария. Однако уже в 1919 году академической карьере Александра Туберовского пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. Он приезжает в родное Маккавеево и берет в жены купеческую дочь, Татьяну Дмитриевну Третьякову, выпускницу университета. В начале 20х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Известно, что отец Александр Туберовский снискал любовь и уважение односельчан не только как пастырь, но и как всесторонне образованный человек. В Маккавеево у него было образцовое хозяйство. На своем огороде отец Александр применял новейшие достижения агрономии. Он даже переписывался с И. В. Мичуриным, получал от него новые сорта фруктов, а потом делился своими знаниями с крестьянами. Лицом ко рву 26 сентября 1937 года отец Александр был арестован и отправлен в Рязань, где и находился вплоть до декабря. Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Большой поддержкой на Соловках для Правдолюбовых было знакомство с епископом Аркадием Остальским (канонизирован 20 августа 2000 года как священномученик), с которым у них завязалась глубокая духовная дружба. Несмотря на условия тюрьмы, у заключенных в те годы были возможности для общения, молитвы и даже богослужения. Сохранился Соловецкий антиминс, а у внука отца Сергия, протоиерея Сергия Правдолюбова, как драгоценная реликвия хранится соловецкая епитрахиль в виде простого полотенца, которую отцу Сергию прислали «с воли». В соловецком лагере. Прот. Сергий, Анатолий Серг., иер. Николай Правдолюбовы Сын протоиерея Сергия, протоиерей Анатолий, оставил свои воспоминания о годах заключения на Соловках, среди которых есть рассказы о несомненно чудесных событиях. Так однажды, по молитвам протоиерея Сергия, его сын был спасен от неминуемой гибели. Соловки, это — архипелаг: несколько островов расположены недалеко друг от друга. Заключенные жили на главном острове, а работали порой на отдаленных островах, добираясь туда на небольших лодках. На работах узников задерживали до глубокой ночи, и тогда им приходилось добираться до главного острова в полной темноте. И вот, в один из таких дней, произошло следующее. Когда арестанты вышли в пролив, разделяющий острова, поднялся сильный морской ветер, очертания островов совершенно исчезли во мраке, и все люди, находившиеся в лодке, поняли, что погибают: куда грести — непонятно, а ветер быстро сносил лодку в открытое море. Неожиданно все увидели яркий свет, похожий на большой костер, разложенный на главном острове. Налегли на весла, и стоило всем немалых усилий преодолеть ветер, течение пролива и все-таки вывести лодку на этот огонь. Когда подошли к главному острову и вышли на берег, с удивлением обнаружили, что никакого огня на берегу не было. Только стоял у воды один отец Сергий и молился за людей, находившихся в море. В другой раз протоиерей Сергий предупредил своего брата и сына об искушении от нечистого духа, охватившего всех, находящихся с ними рядом.

http://pravoslavie.ru/62398.html

Писал сие непосредственный заместитель протоиерея Анатолия Правдолюбова, прослуживший в сем храме с 20 января 1922 года по 20 сентября 1927 года (старого стиля), Священник НИКОЛАЙ ПРАВДОЛЮБОВ " . На утешение детям в Даневе был огромный яблочный сад, возрожденный и ухоженный священномучеником Анатолием. По рассказам дочери Татьяны, этот сад был большим подспорьем в те голодные годы. В 1927 году храм был закрыт, и о. Николаю с семьей пришлось опять переехать в Касимов . Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова . Казанский монастырь тоже закрыли и разрушили, и о. Николай служил в Касимовской Никольской церкви вместе с о. Иаковым. Он был слепым, поэтому все требы приходилось исполнять о. Николаю. Это отнимало много времени, он очень уставал. В те годы недалеко от Касимова в деревне Анемнясево жила блаженная Матрона . В 1933 году два брата, священномученик Николай и мученик Владимир Правдолюбовы, не побоялись составить жизнеописание почитаемой всеми страдалицы, предприняли путешествие в Анемнясево, чтобы лично встретиться с блаженной и собрать все необходимое в своей книге. Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова , жившего в XVII веке, и Петра Отшельника , современника преподобного Серафима Саровского. Рукопись была снабжена фотоиллюстрациями и почти готова к печати. Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД. Соловки. Протоиерей Сергий, иер.Николай и Анатолий Правдолюбовы. Летом 1935 года было заведено дело, по которому арестовали десять человек, включая и саму блаженную Матрону . В числе арестованных был и о. Николай. Их приговорили к разным срокам заключения. Отец Николай был осужден на пять лет. Вместе со старшим братом священноисповедником Сергием и его сыном Анатолием отбывал наказание по 1937 год на Соловках и в Медвежьегорсклаге на материке — по 1940 год. На лесоповале его тяжело ранило падающее дерево: была раздроблена скула и сдернута кожа с головы. По милости Божией о. Николай выздоровел.

http://drevo-info.ru/articles/14426.html

Но очень страшно, когда священники своим поведением выталкивают людей из Церкви. Это беда. Речь идет даже не о жесткости или невнимании священнослужителя. Соблазнительное поведение священника - вот что ужасно. У нас был такой добрый недалекий батюшка. Приехал мужичек в Великую субботу, ну батюшка и пригласил его к себе домой, угостил его водочкой, колбаской - в Великую субботу! И он в церковь не пошел и с тех пор стал ярым неверующим. Понимаете, у нас какая беда - духовное сословие было очень замкнутым, и было очень много близкородственных браков, что, конечно, сказалось не лучшим образом - много всяких странностей появилось в нашей среде. Например, у нас была замечательнейшая учительница математики вот из такой семьи - духовенство неизвестно сколько поколений, - но необыкновенно странная в практической жизни, ужасно. Вот отец Александр Успенский такой. А человек из-за этого может отвернуться от Церкви. Конечно, священник может невниманием оттолкнуть, но оттолкнет один священник - найдется другой: если человек тянется к Церкви, это не страшно. Главное, чтобы священник человеком был незазорным. Больше того, если священник имеет какие-то пороки, он должен тщательно скрывать их от мирян. Однажды один батюшка в приливе откровенности на амвоне при Святейшем Тихоне говорил: " Вы думаете, что священники - это какие-то особые люди? Мы такие же люди грешные, как вы " . Тихон говорит: " Уймите этого дурака " . А Тихон, он не стеснялся в выражениях. Вот, например, было такое смущающее обстоятельство: Константинопольский Патриархат перешел на новый стиль. И всю документацию об этом советские власти положили на стол к патриарху Тихону. Он решил, в качестве пробы, Москву перевести на новый стиль. Но как-то вышло так, что власти задержали публикацию, и получилось, что сокращался Рождественский пост. То есть дни, которые надо было сократить, должны были изыматься из мясоеда, а пришлось выбросить их из поста. И Святейший распорядился устно, чтобы на новый стиль не переходили. Но объявили широко, что Русская Православная Церковь переходит на новый стиль. Наши отцы забеспокоились и послали Владимира Анатольевича Правдолюбова к патриарху. (Владимир окончил Киевскую духовную академию, но не стал священником, а преподавал в Житомире, потом организовал в Москве детский дом для инвалидов детства. В общем, по светской линии пошел, но к Церкви был близок.) И вот его послали наши протоиереи к Святейшему Тихону, спросить, как быть. Святейший очень любезно его принял, карточку подарил свою с надписью " Протоиереям Правдолюбовым " и говорит: " Да, конечно, конечно, есть распоряжение переходить на новый стиль " . И проводил Владимира Анатольевича до дверей. И из двери уже говорит: " Ну их, служите по старому " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

«Его смерть была не скорбью, а великим торжеством» Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Касимовском (Правдолюбове). Часть 8 Протоиерей Сергий Правдолюбов Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов (1890–1950). Фото ок. 1947 года (из архива Веры Сергеевны и Софии Сергеевны Правдолюбовых) В основу очередной публикации легли беседы протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, которые прозвучали в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село». Эти воспоминания бережно хранятся в семейных преданиях и архивах рода Правдолюбовых и передаются из поколения в поколение. Чтобы не скрыть эти крупицы света новомучеников под спудом, предлагаем вниманию читателей расшифровку этих бесед, посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, в сокращении и с авторской редактурой. Из письма дочки священноисповедника Сергия Веры Сергеевны Правдолюбовой, которое она написала мне в январе 1981 года (кратко о любимом присловии о. Сергия): «От имени отца Сергия Анатольевича-старшего приветствую вас его любимыми стихами (кажется, Тредиаковского). Отец Сергий ими нам уши набил. Тот в сей жизни лишь блажен, Кто малым доволен. В тишине знает прожить, От суетных мыслей волен . И как же часто в жизни я мысленно папу, отца Сергия, за это благодарила. Вот и взбрело на ум вам, особенно тебе, написать это с пожеланиями на деле почувствовать блаженство от довольства своей долей, которую дает Промыслитель Бог». Царствие Божие – это есть создание в себе такого настроения, которое характеризуется словами: «Правда, мир и радость о Духе Святом» Сохранилось письмо самого священноисповедника Сергия, написанное в июле 1948 года детям: «Милые мои детки Верочка, Сонечка и Володя!.. Получив тяжелую болезнь, стараюсь подготовиться к переходу в вечную жизнь. Завтра еще раз причащусь и пособоруюсь, а то как бы не положили в больницу, а оттуда возврата не ожидается. Если я умру, то первой вашей обязанностью будет поддержка матери. Она не только мать, но и человек, покоить которого я вас обязал. А во-вторых, живите по-Божьи, “ищите прежде Царствия Божия и правды его” (Мф. 6: 33), а Царствие Божие – это есть создание в себе такого настроения, которое характеризуется словами: “Правда, мир и радость о Духе Святом” (Рим. 14: 17). Правда есть легкое, непринужденное исполнение заповедей Христовых. Мир – постоянное согласие с совестью в отношении к Богу и людям. А радость – это есть совершенная и немеркнущая радость о том, что мы получили спасение не только за труды свои, но и по неизреченной Его милости. Вот так устройтесь, и жизнь ваша потечет как следует.

http://pravoslavie.ru/149522.html

– Был бы отец Сергий в тюрьме, а с ним и тюрьма не тюрьма! Следственное дело 1935 года показывает, что осью его, вместе с делом блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы, и макетом книги отца Николая, были проповеди  и служение протоиерея Сергия, о чем свидетельствует стандартный вопрос к свидетелям: – Дайте, пожалуйста, характеристику проповедей протоиерея Сергия Правдолюбова ... Арест был, конечно, неизбежен. Характеристика отца Сергия в горисполкоме была заготовлена заранее. В ней написано: « Сергий Правдолюбов , 42 лет, митрофорный протоиерей...» На самом деле отец Сергий получил митру в 44 года, а не в 42. Значит, текст писался в 1932 году, за три года до ареста! Центром жизни протоиерея Сергия безусловно является заключение и пребывание на Соловках в 1935–1940 годах. Крест исповедничества он нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением, что хорошо показано в соловецких рассказах его сына Анатолия (рассказы были опубликованы в 1999 году). Сын свидетельствует также и о том, что отец Сергий был неким «духовным корнем, из которого все мы выросли». После освобождения из лагеря в 1940 году отец Сергий вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была уже закрыта, священнических мест не было. Существовал отец Сергий со своей семьей случайными требами, временным служением в том или другом храме во время болезни штатных священников и тем, что работала его жена, Лидия Дмитриевна, помогая прокормить большую семью. В 1943 году отец Сергий был приглашен на освободившееся место в Никольскую церковь в Касимове, но прослужил недолго, так как в декабре был мобилизован на трудовой фронт и направлен в Малеево в качестве сторожа инвентаря Малеевского карьера по добыче белого камня для строительства и других нужд. Каменоломни были всегда местом работы рабов и заключенных... После трех лет пребывания в каменоломнях отец Сергий получил назначение настоятелем и благочинным в город Спасск Рязанской области и с 1946 года до декабря 1947-го жил и служил в Спасске. Здесь Бог послал ему большую радость: его сын Анатолий, пребывавший вместе с ним на Соловках, 21 июля был рукоположен во диакона и назначен в храм к отцу для совместного служения. Однако недолго длилось это служение: протоиерея Сергия перевели в город Лебедянь (тогда город входил в состав Рязанской области). Вместо отца в Спасске оставили сына – уполномоченный Совета по делам религии пошел даже на это, только бы выслать отца Сергия из Спасска. Протоиерей Сергий уехал в Лебедянь, а 7 декабря диакона Анатолия рукоположили во священника и сразу же назначили настоятелем и благочинным Спасского округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

В том же году всех священников арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все духовенство было уверено, что копают могилу для себя. И плакали, и молились, прося у Бога поддержки. Потом вдруг подъехал состав из нескольких товарных вагонов и начальник прокричал: – Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони. Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша задача – разгрузить и закопать четыре вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны! Вонь, действительно, разносилась страшная. Но радость о том, что смерть прошла стороной, была велика. В 1923 году отец Сергий с семьей переехал в Касимов. Определением архиепископа Рязанского и Зарайского Бориса (Соколова; † 1928) с 8 сентября был назначен настоятелем Троицкой церкви в Касимове. 26 февраля 1928 года был награжден крестом с украшениями «за усердное проповедание слова Божия». По характеристике касимовского горсовета, проповеди протоиерея Сергия приходили слушать жители города из других приходов. Он был прекрасный проповедник, оратор, апологет, дерзновенно защищавший Бога и Его Святую Церковь . В декабре 1929 года протоиерей Сергий был арестован и заключен в Касимовскую тюрьму вместе со многими священнослужителями города и района. Заключение длилось несколько месяцев. К Пасхе пришло неожиданное освобождение. Лишь несколько лет назад выяснилось, что протоиерей Сергий был приговорен к двум годам заключения, но по ходатайству касимовских прихожан был освобожден по указанию из Рязани. По решению священномученика архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия протоиерей Сергий был награжден митрой (указ 583 от 4 мая 1934 года). В эти годы полностью раскрылись таланты отца Сергия, данные ему от Бога. Он был как бы собирателем и некоторым центром церковной и духовной жизни города. Его естественная властность вместе со смирением и простотой, сила слова и наставления воздействовали на многих и многих людей. Его беседы со священнослужителями, приезжавшими в Касимов, были для духовенства большой поддержкой. Отца Сергия любил слушать даже его отец – протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, что вызывало даже некоторую ревность его супруги – Клавдии Андреевны. Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев, бывший в заключении в тюрьме вместе с отцом Сергием зимой 1930 года, говорил позднее:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010