Наш отец, конечно, избегал рассказывать о страшном, он предпочитал рассказывать положительные вещи. Когда он рассказывал про Соловки, у нас возникала почти идиллическая картина. А потом я прочитал воспоминания его младшего современника, который в это же время сидел. Он рассказывал, как там люди самоубивались от отчаяния — так там было страшно и тяжело. У нас сохранились около двадцати писем отца и деда с Соловков. Они такие умиротворенные, спокойные. В одном письме отец Анатолий написал, что у него тут так хорошо, замечательно, прекрасно, что когда письмо получили, его младшая сестра Вера (она и сейчас жива) ответила: «Анатолий, что ты нам голову морочишь? Такого не бывает. Правдоподобней пиши, нечего нас успокаивать. Мы знаем, что ты там ноги обморозил, и то у тебя было плохо, и это». Она умная женщина, как была, так и осталась очень решительной. А заключенные жалели своих родных. Писали не ужасающие вещи, а смягчали все обстоятельства. Это тоже надо учитывать, когда мы читаем подлинные письма. Часто удивляются, почему у отца Павла Флоренского в письмах мало упоминаний о Боге? Так не пропустили бы письмо, если там будет упоминание о Боге! Мой отец, а они с отцом Павлом в одно время сидели, пишет домой: «Я вас поздравляю, у нас сегодня дедушка Спиридон нас всех очень радует!» О чем это? Это память Спиридона Тримифунтского . Как ты напишешь по-другому, если письма вскрывают? Рассказы дедов и прадедов для нас актуальны и сейчас и не только о мученичестве. Вы знаете, сто лет назад, в 1912 году, потонул « Титаник », а мы через наши семейные предания знаем, как наши родственники реагировали на это событие. Это была такая сенсация, все об этом говорили вслух. Отец рассказывал, что был какой-то атеистический пафос во всем этом. Корабль непотопляем, нам Бог не нужен, молиться нам не обязательно. Я сначала думал, что это просто среди духовенства как-то излишне подчеркивали этот момент. А оказывается мой дед и мой отец рассказывали чистую правду! В этом году весной, на Пасху, было столетие гибели «Титаника». Показывали фильм, и там процитировали слова капитана «Титаника», которые меня ужаснули и потрясли. Капитаны кораблей, как и водители за рулем, обычно достаточно суеверны. А он, седой и старый, настоящий моряк, вдруг сказал такие слова: «Наш корабль такой замечательный, он так построен, что даже если сам Господь Бог захочет его потопить, у Него это не получится».

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Дело в том, что нашего отца, по требованию уполномоченного, перевели в Лебедянь, самый отдаленный край Рязанской области (сейчас он к Липецкой области относится). А владыка боялся, что отец Сергий обидится, и, чтобы сгладить эту обиду, он его сына, диакона Анатолия, рукоположил, поставил настоятелем и благочинным. И вот этот настоятель-благочинный в отпуск пароходом едет в Касимов. А путь занимал чуть ли не сутки пароходом по Оке. " Гуляю, - говорит, - по палубе и разные думы в голове роятся: и проповеди составлял, и пустые мысли всякие ходили, в частности, догадались бы прихожанки пояс вышить. Вторая мысль была такая, что пора бы владыке меня скуфейкой наградить, ведь я благочинный. И вот, приехав в Касимов, идет он к отцу Макарию. Старец угостил, поговорили, и, уже прощаясь, он говорит: " Погоди, погоди! Подарочек, подарочек! " У него на полке скуфейки. Снял красивую фиолетовую скуфью, необыкновенно красивую. А у Анатолия была большая голова. Отец Макарий примерил ее и сказал: " Не по голови! " Потом достал порыжевшую от времени черную на вате, нахлобучил, говорит: " О це по голови! Постой, постой, постой - еще подарочек " . Из-под коечки достал чемодан, вынул оттуда пояс шитый: " Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею " (Пс. 44: 4), то есть не от прихожанок жди пояса, а от схимника - вот тебе пояс, на! Отец Анатолий закончил митрофорным протоиереем, но скуфьей его так и не наградили, и он не дерзал ее надевать. Второй такой случай был. Отец Макарий говорил, что отец Серафим - великий старец, для него нет расстояний: " Мы с тобой здесь в Рязани разговариваем, а он в Сухуми нас слышит " . Ну, я, конечно, об этом отцу Анатолию рассказал. Отец Анатолий не преминул говорить и своим прихожанам об этом. И был такой случай. Я был у отца Макария, он поднимает рюмку и говорит: " Дадим знать брату нашему Анатолию - выпьем за его здоровье " . Чокнулись, выпили. Мне показались странными его слова. Я вытащил из кармашка часы, глянул - два часа дня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Татьяна 26 марта 2010, 11:56 Спасибо! Анатолий 17 декабря 2009, 02:01 Спасибо!Анатолий. Татьяна 14 апреля 2009, 01:51 Огромное спасибо! Похоже я из одних пелен состою, а услышать команду - «Лазарь выйди вон!», решимости да и той, некогда живой сущности, способной услышать, не хватает. Помяните в молитвах р.Б. Татьяну. Сергей 13 апреля 2009, 21:26 Да, на Воскресной проповеди так подробно растолковать - времени не хватит. Виктор 13 апреля 2009, 17:03 Спасибо большое. Очень доступно все изложено. Пишите еще... Ксения 13 апреля 2009, 16:11 Спасибо за замечательную, так необходимую как разъяснительная для простых мирян, работу! Спаси тебя Господи! р.б. Сергий 13 апреля 2009, 10:07 Спаси Господи! Светлана 12 апреля 2009, 21:08 Спасибо за статью! Простому мирянину или мирянке, на мой взгляд, нужны определенные усилия, чтобы прочитать и систематизировать по этому вопросу столько святоотеческой литературы, а тут все так последовательно изложено, только читай. Особенное спасибо за Антония Великого: «...внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно» Viola 12 апреля 2009, 04:22 Сердечная благодарность Антону Поспелову за прекрасную работу, полезную и необходимую всем. От всей души благодарю! Очень тронута, 11.04 u menia bil den rojdenija. Р.Б.АНДРЕЙ 12 апреля 2009, 00:14 СПАСИ БОГ! ОТКРЫЛИСЬ ЗАКИСШИЕ ГЛАЗА Елена 11 апреля 2009, 13:26 Спасибо. Протоиерей Андрей Шабанов 11 апреля 2009, 12:53 Абсолютно согласен. Поступлю как рекомендовал авторитетный священник, всем посоветую поступить так же. прот. Сергий Правдолюбов 10 апреля 2009, 15:35 Сердечная благодарность Антону Поспелову за прекрасную работу, полезную и необходимую всем - и простым мирянам, и батюшкам любого возраста. Для подготовки к проповеди очень и очень полезно прочесть. Хорошо подобраны иллюстрации, продуманы рубрики, на месте научный аппарат. От всей души благодарю. Ни в коем случае не выбрасывайте со своей страницы после какого-то времени, но храните в своем золотом фонде, как не стареющую публикацию, и возобновляйте возможность ее прочтения каждый год.

http://pravoslavie.ru/30002.html

было сигнализировано в Москву, что все сделано — постановление исполнено, реабилитация Правдолюбовых состоялась. И уже к августу кто-то кому-то позвонил и мне сказали: «Можно рукополагаться». В данном случае это тринадцатилетнее торможение было следствием того, что сотрудники соответствующих государственных органов боялись дать разрешение на мое возведение в сан священника. И так я стал священником. И у многих других, включая моих знакомых, наконец появилась возможность принять сан. Это был удачный год, 1989-й. Вот такая была подготовка. То есть ничего не было задумано специально, что вот, мол, хочу я быть священником и непременно должен добиться этого любыми путями. Я служил, как получается, полагаясь во всем на Бога. —     Не могли бы вы рассказать подробнее про вашего папу — отца Анатолия? Все-таки его опыт сам по себе потрясающий — независимый священник в советское время. Ну, может быть, приведете какие-то примеры, характеризующие его личность. —    Отец родился в 1914 году, за три года до революции. И он еще успел ухватить старые традиции школьного обучения, традиции преподавания и отношений в семье. И поэтому в детстве на него во всей полноте не было оказано давление советской идеологии. С папой — протоиереем Анатолием Правдолюбовым. Около 1978 г. Родился он в Киеве, его отец (мой дед), священ -ноисповедник Сергий Правдолюбов 35 , учился в Киевской духовной академии. Тогда, в 1913 году, в Киеве летними вечерами под открытым небом играл симфонический оркестр, и мои дедушка и бабушка — тогда еще молодые люди, только что поженившиеся Сергий и Лидия, гуляли и слушали прекрасное исполнение чудесной музыки. И любовь к музыке, видимо, еще внутриутробно была воспринята отцом, он любил музыку настолько сильно, что я никогда больше ни у кого не встречал ничего подобного — музыка буквально захватывала его. Но, правда, перед этим увлечением у него было и другое —поэзия, он даже сам писал стихи. Сборник стихов отца сохранился во втором томе его следственного дела как вещественное доказательство. Отец, конечно, не был поэтом в глубоком смысле этого слова. Он просто увлекался. В конце

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Такие случаи были результатом задолго до того начавшегося в России духовного кризиса. Но вот в наше время, после того, как семьдесят лет народ был почти лишен духовного окормления, происходят события, говорящие о том, что в людях вовсе не отмерло религиозное чувство. Я много думал, к примеру, почему академик Андрей Дмитриевич Сахаров вдруг стал искать покаяния и бороться против своего же «детища» — водородной бомбы? Потом узнал, что, оказывается, дед Сахарова был протоиереем, служил в соборе в Арзамасе. Думаю, в какой-то момент в Сахарове проявил себя некий «ген покаяния». Нет, академик, скорее всего, не стал верующим человеком, но в нем пробудилась глубокая внутренняя совестливость, возникло чувство покаяния — то, о чем его дедушка всю жизнь говорил и в храме, и дома. Поэтому с религиозным влиянием на человека не все так прямолинейно и однозначно, как нам, возможно, этого бы желалось. Здесь кроются тайны, к которым почти невозможно найти ключ. Если вернуться к династии Правдолюбовых как таковой, не только «священнической», то в ней были и известные в Петербурге и Рязани хирурги, и профессор математики Харьковского университета, в детстве своем исписывавший ворота отца и деда математическими формулами. Даже старший сын протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова — Владимир не пошел в священники, занялся «только богословием». А какой огромной силой веры он обладал!.. — Известны ли вам еще ныне существующие старинные священнические роды? — Наш род, конечно, не является единственным. Лично я знаю пять таких мощных, известных династий. В Москве — это Соколовы и Коляды, в Рязани — Смирновы, в Ярославле — Мальцевы, в Липецкой епархии — Кондратюки. И это наверняка не все из сохранившихся и продолжающих развиваться династий. Их истории, судьбы духовных лиц, нынешнее служение в условиях свободы — благодатное поле для пытливых исследователей церковной жизни. Источник: Опубликовано в газете «Труд» 25 января 2001 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/krest-pravdolyubovyx-t...

В самые обыкновенные будни или в постовские простые дни на колокольню не лазали, а звонили снизу за веревку. Колокол этот звонил совсем вразрез с подобранной гармонией упомянутых одиннадцати колоколов, что было очень удобно, так как «повестка» очень хорошо сразу слышалась, как бы громко ни звонили. И в пост – заунывный, отменный от мясоеда звон, умилял душу. А колокола качаются на толстых сыромятных ремнях. Огромные, вверху колокольни, квадратного сечения, укрепленные толстым железом балки. Ремни намотаны в несколько слоев и застегнуты гигантской пряжкой, острие которой пронизывает все слои кожи. Колокола покачиваются не только нижними краями, но и вверху, так как ремни позволяют им несколько плавать в воздухе. Сияют на боках колоколов рельефные иконы святых, этакие довольно изящные барельефы. Над ними и под ними блестящие же славянские буквы: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу». В самом деле: в земле и из земных элементов слитый колокол заставляет воздух, всю стихию видимого неба звучать и петь Божию славу. Написано на крупных колоколах и то, на каком заводе, когда именно отлит тот или иной колокол, и сколько в нем весу. А еще была особенность такая. Наша колокольня, невысокая и очень широкая, качки не имела. Не то на колокольнях узких. Там обязательно немного бывает качка. Соборная колокольня была у нас очень высокая и довольно узкая. Она вся была устроена на каркасе из мощных двутавровых стальных балок. Я на ней не бывал, но дед рассказывал, что язык большого колокола приходилось раскачивать ровно полчаса до первого удара. А когда звонили, то страшно бывало стоять наверху от явной и довольно большой качки. Она даже с земли была несколько заметна. Очень приятно, когда в ушах при звоне щекочет и все время журчит что-то, какие-то, наверное, ультразвуки. И наверху очень явственно слышны многие обертоны, сопровождающие основной тон колокола. Каждый колокол – неповторимое нечто по наличию и соединению этих обертонов. Казалось бы, они и не подходят друг к другу, но вместе все создают порой необычайно благородный бархатистый тембр. Ведь колокол звучит всеми своими кругами, которых в нем, сужающемся кверху, неисчислимое множество. Назвонишься, бывало, и идешь домой почти глухой, и уши приятно ноют. Несколько часов – будто вата в ушах. Я думал поначалу: «Не пройдет мне даром мое звонарство, буду вот все переспрашивать: »Ась? Что? Повторите громче, не слышу». Но не тут-то было. До пожилого возраста, почти до старости у меня сохраняется исключительной чуткости слух, так что летом, если нет посторонних шумов, ясно слышу, как на стене мушиные лапки по очереди с особым звуком прилипают к стене и отлипают от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Помню, что в одну из пасхальных ночей, когда папа читал на греческом языке на Горнем месте, несколько сбоку его, пасхальное Евангелие, раздался страшный взрыв, и окно около папы от напора воздушной волны разбилось в мелкие кусочки, которые со звоном полетели на каменный пол. Все от страха упали на колени, хотя и не положено. А папа замолчал. Замолчал потому, что, как оказалось позже, просто кончилась его статья, а мы думали, что он убит или тяжело ранен. Впрочем, бывало и это. В Сынтуле, где мы живем, только не при нас, а значительно раньше, был тяжело ранен и оглушен «пушкой» на Пасху один из энтузиастов ее приготовления и применения. Прямо из церковной ограды беднягу повезли в больницу, где он вскоре и помер. Пушка – это большой чугунный ящик, начиненный взрывчатыми веществами, который зарывали в землю и приводили в действие во время Пасхального Евангелия. Устраивают пушку и теперь, но значительно меньших размеров и не так страшно стреляющую. Впрочем и ныне не проходит ни одной Пасхи без следов прежней, везде распространенной иллюминации. Всегда находится какой-нибудь солдатик или матрос, который либо демобилизовался, либо приехал в отпуск к Пасхе, и в отдалении, перебегая с места на место, чтобы не быть пойманным блюстителями порядка, нет-нет да и выстрелит в небо из ракетницы сигнальной ракетой. Так и взлетают в воздух по одному шарику – либо красному, либо зеленому. А старики и старушки идут вокруг батюшки, неся в руках зажженные елочные бенгальские свечи. Несут не только на Пасху, но и при погребении Спасителя. Был тут и дурачок один, который, как рассказывал отец, при всяком ударе пушки подпрыгивал и, в восторге хлопая себя по бокам, восклицал: «Ах, зола!» То есть: «Что за молодцы, наши литейные рабочие!» Тут было что-то и от усердия «благоукрасителей святаго храма сего», и от гордости собственного приходского и сословного превосходства, и еще немалая доля была какой-то изуверской, чисто языческой дикости! Но вот звон! Хотя может быть тоже кое-что имел в себе небожественное и дикое, но какое же величественное впечатление оставлял он, особенно на Пасху! Я думаю, что сорок сороков Москвы не производили такого впечатления на людей, как наши двенадцать храмов, поставленных в очень небольшом расстоянии друг от друга – в тихом, ровном, на большой реке расположенном городке.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

А папа был совершенно лысый, и лысина его сначала синела, а потом как бы чернела от мороза, но никогда никакого несчастья или даже легкой простуды от этого не происходило. Памятуя это, и я свято соблюдаю заповеданное отцом Александром: никогда ничем не покрываю голову, выходя наружу для крещенского освящения воды, и тоже никогда от этого не болел, хотя в иные зимы с непокрытой головой служить на морозе весьма трудно. А однажды отец Александр приходит к папе и говорит: «Как быть? Меня просят изгнать беса из одной одержимой девушки». Папа рассказывал, что он как-то ничего не подумал в это время, но как бы сам сказался тут известный евангельский текст: «Сей род ничим же изгонится, токмо молитвою и постом». Отец Александр ничего на это не ответил и вскоре ушел. Только после стало нам известно, что он принял эти слова за благословение духовника и его повеление действовать. Заметьте, что Божий человек не станет ничего делать без благословения своего духовника. И мирянам, ревнующим о каком-либо особенном подвиге, следует внушать, чтобы они не понедельничали и не решались от полного отказа от мяса, или чего подобного, не испросив прежде благословения духовного отца. Бывает так, что бес внушил нарочитый подвиг, чтобы потом надмить самовольного подвижника. В таком случае он, не терпя его смирения и полученной им благодати в благословении духовника, отлетает прочь, и человек вдруг ощущает, что прежнее желание отпало, и продолжать понедельничать или не есть мяса, или вставать на полуночную молитву он просто не в силах. Пусть тогда идет к духовнику и поведает ему свою немощь. А духовник скажет: «Попытал себя, увидел, что слаб, так смиренно о себе и подумай: слаб я, не мог вынести пока что нарочитого подвига, и больше о понедельничаниях не думай, исполняй то, что только для всех христиан необходимо. А если желание особенного подвига было не от беса, а от собственного его доброго устроения, или по внушению Ангела-хранителя, тогда он ощутит в себе достаточную силу для несения нарочитого подвига, но бесу к таковому подступиться будет трудно, так как он заранее себя заковал, как в броню – в смирение и послушание духовному отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Ползук пал пред ними на колени, а потом в слух всех радостно вскричал: «Вот они! Вот они! Вот кто приходил ко мне в сторожку и исцелил меня – Мироносицы Жены!» Тут благодарный исцеленный и на празднике, и после, и в храме, и в селении, и во всей округе рассказывал всем с восторгом о своем чудесном исцелении от Жен Мироносиц. И как все его прекрасно знали и были убеждены в прочности его от рождения ползучего состояния, то естественно народ был весь взбудоражен и обрадован. Тут и слабоверные многие укрепили веру этим явным великим чудом. Но... блюстители порядка в наш безбожный век решили, что громкое и постоянное объявление о совершившемся чуде как-то не вяжется с новой безбожной программой, повелели или посоветовали бывшему Ползуку избрать для себя иное место жительства и никому отнюдь не объявлять о том, что с ним случилось. Как это было, так или несколько иначе, только исцеленный Ползук больше в тех местах совсем не появлялся. Еще в те годы было не сказать чудо, а событие, совершенно объяснимое законами природы, но... тоже несколько конфузное для тех, кто учит, что Бога нет, и что, следовательно, хулить Его, якобы несуществующего, можно безнаказанно. Однажды отцы города Вятки задумали грандиозное, торжественное, якобы просветительски полезное празднество. Отлили из алебастра массивные (хотя и не очень изящные, но довольно похожие) фигуры «богов», то есть – Христа, Богородицы и Апостолов. Установили в городском парке и пригласили народ – любоваться на то, как все «боги», заранее начиненные взрывчаткой, должны будут с треском и громом разлететься в разные стороны в мелкие клочки. Как полагается, протянули на прилично безопасное место бикфордов шнур. Когда все собрались, отцы города, люди знаменитые, имели честь зажечь каждый вельможа – свой шнур. Рассчитали время, когда должен получиться заранее задуманный эффект великолепной гибели «богов». Прошло это время. Еще прошло немало с некоторой уже тоской и досадой отсчитываемых минут, а «боги» все не взрываются. Решили, что шнуры негодны, затухли где-то по пути. И... все отцы города пошли прямо к изваяниям, в надежде исправить положение, может быть сменить подмокшие шнуры новыми. И как только все подошли – раздался страшный взрыв, разнесший не только «богов», но и их злополучных авторов. А потом – пышные похороны в красных гробах, «Вы жертвою пали в борьбе роковой...» Комментарии излишни. Дорогой Геннадий! Мне очень хотелось рассказать Вам все по порядку из заслуживающих внимания наших вятских впечатлений. Может быть, Вам некогда и неугодно будет слушать продолжение, но я, независимо от этого, могу теперь плавно продолжать, уже не летая на каждой странице в Вятку и обратно. Приезжайте! Много, много полезного имею я Вам сообщить, а Вы мне. И это все – для приращения нашего общего святейшего дела – сеятвы и жатвы на ниве Господней, паствы Его словесных овец. И потом – никогда не бывает в этой плоскости ничего случайного. Нас везде ведет Бог Ему ведомыми путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Не будем судить, справедливо ли было такое решение. Главное, что при желании мы и сейчас можем прочитать эти гимнографические творения удивительной византийской поэтессы, одаренной Богом умом и талантом, которым она служила Ему всю свою жизнь. По материалам магистерской работы Анатолия Правдолюбова в ПСТГУ: «Четверопеснец и канон Великой Субботы: публикация текстов и гимнографический анализ древних славянских рукописей» (2006 г.). Текст подготовила Алиса Струкова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 декабря, 2015 20 февраля, 2015 27 апреля, 2016 18 апреля, 2014 20 января, 2019 28 декабря, 2018 30 декабря, 2016 18 апреля, 2016 14 марта, 2016 16 декабря, 2015 20 февраля, 2015 27 апреля, 2016 18 апреля, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/umnaya-kassiya-gimnyi-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010