Сщисп. Сергий у престола в Троицком соборе слободы Кукарка В те же годы, когда было очень трудно существовать, когда была нищета, почти голод, отец Сергий не раз повторял такие слова, и мой отец (протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов (1914–1981 гг.) передавал мне их: «Никогда не откладывай на черный день». Что такое черный день? А когда ни есть нечего, ни пить нечего, и человек может умереть. Не откладывай! Почему? «А потому что ошибешься, обязательно ошибешься, — говорил отец Сергий. — А Господь никогда не ошибается. Если ты будешь копить — одно, другое, третье, — чтобы прожить в самые трудные времена, то Господь, видя, что ты сам заботишься о себе, не будет помогать тебе, когда останешься без всего. Господь скажет: Ты сам все рассчитал”. Поэтому Он говорил: Оставьте ваши заботы и возложите на Господа. Он сам прокормит вас”». И эти слова любил повторять старший сын отца Сергия. «Возверзи на Господа печаль твою, и Он тя пропитает» (Пс. 54, 23), — это из псалма, и это тоже вера. И другие слова слышал я от отца, а он в свое время слышал от священноисповедника Сергия: «Прожил я жизнь и состарился, и не видел я праведника оставленного и детей его, просящих хлеба» (Пс. 26, 35), – это тоже из псалмов. В годы, когда я учился в семинарии, один раз кто-то мне сказал: «Ты когда-нибудь видел батюшку, который умер от голода в нашей стране?» — и продолжает: «Никогда такого не было, не умер ни один батюшка». Это уже народное восприятие тех слов, которые звучат в Священном Писании. И здесь сразу вспоминается случай с дочкой отца Сергия Сонечкой. Она была совсем маленькая, и это произошло уже в Касимове. Когда они переехали в Касимов (ей было тогда 3 или 4 года), Сонечка как-то сказала маме: «Мамочка, я конфетку хочу». Мама говорит: «Сонечка, а откуда у меня в доме конфеты? Нет у меня конфетки». Сонечка подумала-подумала, подождала немного и опять просит: «Мама, дай конфетку». И так она несколько раз говорила, что уж очень хочет. И тогда мама Лидия Дмитриевна сказала ей: «Сонечка, если ты хочешь конфетку, ты иди и помолись там, где иконы стоят и где лампадка горит. Помолись и попроси у Бога конфетку». Соня восприняла это очень активно, энергично взяла табуретку, притащила в передний угол. Забралась на эту табуретку, чтобы быть поближе к Богу, потому что она маленькая и Бог ее может не заметить. И она стала молиться: «Господи, я так хочу конфетку. Пошли мне конфетку». Не успела она поставить табуретку на место, как в дверь постучали, и пришла прихожанка, которая знала семью отца Сергия и детей. И вдруг она говорит:

http://pravoslavie.ru/148021.html

Папа на нашей елке радовал детей своим участием. Он командовал детьми, как солдатами, заставлял маршировать, а потом как вскрикнет: «Обратно!» А малыши радуются. Когда же была подобная елка у второго протоиерея, то все дети кричали: «Дайте нам сюда отца Сергия! У нас без него нет веселья». Но у Емельяновых елка детская сочеталась с официальным приемом всего духовенства, по крайней мере, соборного. Отец сидел во всем параде. И не к лицу было соборному протопопу и Благочинному, хотя и молодому, вставать из-за стола и командовать малышами. Это было немалое детское огорчение. Дочка протоиерея, старшая меня на три года, но тогда еще совершенный, хотя и умный, ребенок, играла со мной в самые младенческие игры. Когда ей станет скучно, она, бывало, возьмет и постучит пальчиком в нашу общую стену. Я и иду к ней играть. У нас был строительный ящик. Но мы не увлекались строительством. Сделаем лишь из палочек лежащий план нашего двойного дома, а оставшиеся палочки разной длины и формы назовем именами членов нашей семьи. Вот Анисья, вот Фекла – наши няньки. Вот мы сами, вот папа или мама того и другой – и часами развивалась удивительно веселая игра в собственные наши семьи, причем члены их вели себя и высказывались благодаря нашей детской фантазии совершенно неожиданно и очень смешно. Девочка эта была подлинный друг моего детства. У ней были и подруги, но со мной были отношения совсем особенные, причем без покровительства и превозношения с ее стороны. Только иногда она давала мне что-нибудь читать (а читать я умел и читал запоем с пяти лет). Помню, что большое впечатление на меня произвел ее любимый рассказ Чехова «Спать хочется», а еще стихи Лермонтова, которого она тоже любила больше других поэтов. Когда мы уезжали, то совершенно взмокли от слез. Жаль, что после она стала равнодушной к вере, и хоть была возможность однажды повидаться с ней, я уклонился от свидания. Послал ей, правда, письмо, где убеждал вспомнить отца – в своем роде священномученика, которого можно было бы изобразить как первомученика Стефана, только не с камнем, а с поленом в руке. Было написано хорошо и трогательно для людей нашего склада, но ответа на письмо свое я от нее не получил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Увы, я не могу рекомендовать себя сильным, опытным, энергичным, влиятельным, благоуспешным и прочее, а если бы и стал сам себя так рекомендовать, то расписался бы во всем обратном, и даже, может быть, получился бы лжецом по Апостолу Иоанну Богослову. Если и имеется опыт, то больше горький, которым я, впрочем, готов без всякого саможаления поделиться, если это будет полезно для Христова дела. Наверное, Вы имели ввиду эти или подобные строки наставников, когда вознамерились искать примеры доброго пастырства, как говорят, «на периферии». Сам я могу быть примером, мало достойным подражания кое в чем, но я располагаю еще пока (т.е. еще не забыл и не умер) драгоценными крупицами опыта других, с которыми мне пришлось общаться постоянно больше полвека. Подобно Ефрему Сирину , я готов воскликнуть: «Как я блажен, что в родне моей есть священномученики», исповедники и явные праведники. И почему я решил с Вами этим подробно поделиться: ведь это долгие годы на совести моей лежит, мне старцы высокодуховные велели предать письмени то, что я знаю и помню, а я все медлю. И дети ждут, когда же я, наконец, на общую пользу раскачаюсь. Ваше намерение занять какой-то багаж практического опыта у меня (надеюсь, не столько для школьного сочинения, сколько для будущего Вашего деятельного и самоотверженного пастырства) – намерение доброе, может быть, внушенное Вам Богом. И моя душа облегчится выполнением возложенного на меня долга, и Вы, и мои дети, и будущая ваша и их паства, получат чрез то немалое назидание. Предупреждаю, что не буду приводить излагаемое в какую-либо систему, это, если понадобится, с частью изложенного проделаете Вы сами. Причем, остерегитесь вот чего: «Не поверзите святыни вашея псом», «Не бо врагом Твоим тайну повем». Не все то приходится вставлять в сочинение, особенно академическое, что надо бы вставить, чего требует душа. Приходится вспоминать про те экземпляры сочинения, которые пойдут адресатам неблагочестивым или прямо враждебным нашему деланию 1 ... Но сложить в сокровищницы сердца своего, чтобы потом износить оттуда, когда понадобится, достойному того – и старое, и новое, – весьма советую! Итак, Господи, благослови.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Дедушка мой, отцов родитель, формулировал это так: «Они думают, что мы в эпитрахилях спим!» Конечно, и соблазнять малых сих чрезмерной веселостью или чем-то тем, от чего брат соблазняется, претыкается и погибает, нельзя. Но нужно и приучать к мысли всякого нашего подопечного, что всяк человек – есть человек, что если священник имеет законные семейные радости, вполне ему дозволенные, то он имеет право и потютюшкать свое дитя, и позабавить, и песенку ему спеть, и, может быть, даже сказку рассказать. Я помню, как отец часто нам рассказывал сказку «Про ученого вора». Это великолепная сказка, и, если будет случай и время, я обязательно Вам ее расскажу. Целый ряд блистательных подвигов вора «высшей квалификации», с восторгом встречаемых детворой, которая – странное для ханжей дело – никогда и не подумает хотя бы сколько-нибудь одобрить смертный грех татьбы, или сделаться ворами, а даже наоборот. Есть милая книжка Корнея Чуковского «От двух до пяти». Не со всем можно в ней, может быть, согласиться, но замечательно то правильное наблюдение над детьми, что перевертыши никогда им не вредят, и ни один ребенок, наслаждающийся перевернутым повествованием, как игрой, не поверит никогда, что и на самом деле «ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота». Я знал лично и читал писания некоторых выдающихся светских людей, которые говорили, что напрасно заключают люди о их мнимой нерелигиозности по отсутствию или малому содержанию в их сочинениях божественных речей. Многие из них уверяют, что причина вовсе не в отсутствии религиозности, а как раз наоборот – в религиозности очень большой, по которой автор не смеет в книге мирской без нужды упоминать о Боге, ибо есть древняя заповедь: «Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе». Святитель Григорий Богослов осуждает тех людей, которые вверяют простолюдинам и детям все книги Библии , когда им нужно только словесное молоко, ибо они не имеют еще навыка в различении добра и зла, и такую богодухновенную книгу, как «Песнь Песней» могут понять превратно и гибельно для себя, ибо не могут постичь ее таинственный приточный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Эта епитрахиль (с одной стороны полотенце, а с другой нашиты крестики, галуны) стала утешением на весь срок заключения для всех Правдолюбовых Прошел год после начала заключения. Наступило лето 1936-го. Тщательное внимание, которое бывает всегда ко вновь поступившим, ослабело. Из Касимова пришла самая обычная посылка. Вызвали получать. За стойкой охранник начал вынимать содержимое посылки для проверки. Домотканое полотенце, аккуратно сложенное, не вызвало никаких подозрений и было небрежно брошено в кучку дозволенных вещей. И только придя в свой барак, отец Сергий, развернув полотенце, понял, какой драгоценный подарок ему прислали родные из Касимова. Эта епитрахиль (с одной стороны полотенце, а с другой нашиты крестики, галуны) стала радостью и утешением на весь срок заключения и на Соловках, и в Сосновце всем Правдолюбовым. С ней они совершали богослужения на нарах, шепотом, в бараке и под открытым небом. Бог сохранил их от доносчиков и завистников. Епитрахиль прошла все годы лагеря и смогла вернуться летом 1940 года с освободившимися заключенными домой. Соловецкая епитрахиль От отца она перешла к сыну, протоиерею Анатолию, и хранилась как великая драгоценность и живая свидетельница страданий и подвигов эпохи мучеников и исповедников. За несколько лет до своей кончины отец Анатолий спросил своего старшего сына: Что тебе подарить, сын, из того, что у меня есть? Что бы ты хотел получить от меня? Я подумал-подумал и сказал: Соловецкую епитрахиль. И отец подарил ее мне. Я тогда же упросил его наговорить на магнитофон всё, что он вспомнит о Соловках. Священником при жизни отца я так и не стал, меня не рукополагали. Через восемь лет после его кончины, в 1989 году, состоялась все-таки моя хиротония в Патриаршем Богоявленском соборе. На новое белоснежное парчовое облачение была положена соловецкая епитрахиль, желтая, специально не стиранная, чтобы не утерять микрочастицы пыльцы летних соловецких растений и цветов, микрочастицы всего, что окружало жизнь мучеников и исповедников. Архиерей взял епитрахиль на руки, высоко поднял и воскликнул: «Аксиос!» не столько ставленнику, сколько самой епитрахили, прошедшей сквозь долгие и страшные годы и дошедшей до московского Патриаршего собора.

http://pravoslavie.ru/149021.html

Протоиерей Сергий Правдолюбов: У России «стокгольмский синдром» Протоиерей Сергий Правдолюбов — о том, почему в России все происходит так, как происходит. 23 августа, 2012 Протоиерей Сергий Правдолюбов — о том, почему в России все происходит так, как происходит. Возвращение исторических названий улицам, бесконечная рефлексия вокруг празднования Дня Победы, переосмысление советского прошлого — тема исторической памяти в последнее время не теряет актуальности в российском обществе. Протоиерей Сергий Правдолюбов Шестеро предков московского священника протоиерея Сергия Правдолюбова прославлены в лике святых. Страшная история XX века сохранена в памяти всех членов этой семьи. Зачем помнить о репрессированных? Зачем Церкви прославлять новых святых? С чем связан кризис этики и культуры в сегодняшнем российском обществе? На эти вопросы отец Сергий ответил в беседе с корреспондентом Правмира. Историческая память в семье -Мне кажется важным говорить об исторической памяти именно с вами — у вас удивительная семья, шестеро прославленных новомучеников: прадед с тремя сыновьями по отцовской линии и дед с племянником по материнской. С какого момента вы начали осознавать, что ваша семья нестандартная по сравнению с окружающими? -Я до сих пор этого не осознаю. Моя сестра приводит такой замечательный аргумент для скептиков и критиков: «Удивительно не то, что у нас в семье прославлены святые, а то, что в ваших семьях они не прославлены». Первый слева в нижнем ряду — священноисповедник Сергий Правдолюбов, дед о. Сергия. В центре — священномученик Анатолий Правдолюбов, прадед. Первый справа в нижнем ряду — сын священномученика Анатолия Правдолюбова, брат священноисповедника Сергия священномученик Николай Правдолюбов Люди, в семьях которых есть святые (а я знаю многих таких людей), ничем не отличаются от других. Нет ни одной семьи, в которой бы не было людей, пострадавших за веру. Если кто-то пострадал не за веру, а за другие убеждения — о них потомки тоже должны помнить. Наша семья — не исключение, а наоборот, самая что ни на есть, стандартная семья русских священников. Священный сан вообще предполагает уровень готовности служения Богу даже до смерти. Если получилось, что священник расстрелян — то здесь нет никакой новости, это традиционно.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Правдолюбов Анатолий Сергеевич, протоиерей 256. Нефедова, К. Протоиерей Анатолий Правдолюбов. Литургия и проповедь – дороже для меня ничего нет//Музыкальная академия. 1999. 2. 257. Правдолюбов, А. Очи веры зрят величие Бога, красоту мира и человека: из воспоминаний узника Соловецкого лагеря//Православный церковный календарь с душеполезными поучениями и повествованиями из истории Соловецкого монастыря, 2006 год. Изд. Соловец. обители, 2005. С. 38–41. 258. Правдолюбов, А. Соловецкие рассказы/протоиерей Анатолий Правдолюбов; [пре- дисл. к 1 изд. С. А. Правдолюбова]. Изд. 2-е, доп. М.: Святитель Киприан, 2008. 52 с.: ил., портр. 259. Правдолюбов, С. А. О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Тайн. Завещание соловецкого узника. 2-е изд. М.: Правосл. Св.-Тихон, гуманит. ун-т, 2008. 80 с. (Слово исповедников XX века). 260. «Войди внутрь себя и тверди молитву... »: священноисповедник Сергий (Правдолюбов)//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 80. Сампсон (граф Сиверс Эдуард Эсперович), иеросхимонах 261. Сампсон (Сиверс). Мое жизнеописание//Лит. Россия. 1991. 28 июня. 262. Сампсон (Сиверс). «Я был счастлив всегда»: краткое житие иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), составленное из его воспоминаний//Наука и религия. 2004. 12. С. 30–31: портр. (Духовные пастыри России). 263. Старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс). 1892–1979. Жизнеописание. Беседы. Поучения. М.: Б-ка журн. «Держава», 2002. 904 с. 264. «Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа...»: биогр. иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) по док. рос. архивов/подгот. текста и коммент. С. Н. Романовой//Отеч. архивы. 2005. 4. С. 100–114. Феодосий (Константин Захарьевич Алмазов) 265. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «О-во святителя Василия Великого », 2002. С. 40. 266. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно- церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд., доп. СПб., 2002. С. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Анатолий Правдолюбов. 1931 г. Авдеевич Правдолюбов (6.04.1862, с. Давыдово Касимовского у. Рязанской губ.- 23.12. 1937, Рязань), сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), прот. Род. в многодетной семье свящ. Авдия Семеновича Правдолюбова; мать, Екатерина Ивановна (урожд. Пальмова), умерла вскоре после рождения 7-го ребенка, и воспитывал детей отец. После свадьбы младшей дочери о. Авдий принял постриг в рязанском мон-ре с именем Антоний. После окончания Рязанской ДС (1882) А. работал учителем в Давыдовском народном уч-ще. В 1886 г. переехал в Касимов, где стал учителем Касимовского ДУ. Женился на дочери прот. А. Ф. Дмитриева Клавдии. В семье родилось 12 детей: 4 дочери и 8 сыновей, трое из к-рых впосл. были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских (мч. Владимир Правдолюбов , священномученики Сергий Правдолюбов и Николай Правдолюбов ). 20 февр. 1892 г. Рязанским архиеп. Феоктистом (Поповым) А. был рукоположен во священника к церкви с. Змиевка Данковского у. Рязанской губ., но на приходе не служил из-за преподавания в ДУ, жен. гимназии, школе. 6 февр. 1894 г. А. начал служить на приходе в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Касимове, был замечательным проповедником. В 1896 г. принимал участие в открытии и прославлении мощей свт. Феодосия Черниговского . С 22 янв. 1909 г. наблюдатель церковных школ Касимовского у. После издания нового положения о наблюдателях церковных школ А. пришлось 27 мая 1915 г. оставить приход. С 18 нояб. 1918 г., после закрытия всех духовных школ, А. служил в ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Даневе Касимовского у., настоятель к-рой сщмч. Николай Динариев был расстрелян (1918). С дек. 1921 г. А. был настоятелем Успенской ц. Касимова до ее закрытия в 1933 г. В 1924 г. вместе с сыном сщмч. Сергием А. ездил в Москву к свт. Тихону , Патриарху Московскому и всея России, за благословением и подтверждением канонического общения с ним и получил в дар от святителя его фотографию с дарственной надписью. С 1933 по нояб. 1937 г. А. служил настоятелем Благовещенской ц. Касимова, в последние годы жизни был благочинным 1-го Касимовского округа. Награжден всеми церковными наградами, включая митру.

http://pravenc.ru/text/114970.html

- Ваш отец протоиерей Анатолий Правдолюбов был в заключении в Соловецком лагере особого назначения вместе со своим отцом (Вашим дедом) и дядей с 1935 по 1937 год, и затем в Медвежьегорсклаге с 1938 по 1940 год. Он рассказывал о людях, с которыми вместе был на Соловках? Чем стали для него годы заключения? Вы чувствовали это, когда росли рядом с ним? - К собственному страданию отец относился очень спокойно. Молча, терпеливо нес крест, который Бог ему дал. Мучениками считал других. Рассказывал о женщине из нашего Касимова, она была старостой в Казанском монастыре, Вера Николаевна Самсонова, она умерла там, на Соловках за две недели до освобождения: «Вот она сподоблена, она - мученица». Она прославлена в сонме новомучеников теперь. Но по отношению к нам, детям, как мне кажется сейчас, он немного скорбел, потому что видел, что мы недопонимаем всю силу и всю тяжесть того подвига, который понесли эти люди. Отец говорил нам с тоской: «А вы помните, как было в Древней Церкви? Стать мучеником, умереть за веру - это было счастье, такого человека все почитали. А если человек остался жив после мучений - это был такой авторитет, его все спрашивали, как поступать в жизни, что делать, и эти исповедники даже злоупотребляли иногда своим авторитетом и превышали свою власть исповедничества». Когда святой - близкий тебе человек, ты можешь просто в упор не видеть, что он святой. Племянница отца Михаила Дмитрева как-то сказала: «Как? Дядя Миша святой? Да что вы мне говорите? Он - дядя Миша!» Это так удивительно и это так замечательно. Икона «Собор семи мучеников Маккавеевских ХХ века». Происходящих из села Маккавеева Рязанской области новомучеников - семь, как и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Первый ряд слева направо: священномученик Александр Туберовский, профессор МДА, магистр богословия; над ним священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской. Второй слева в нижнем ряду - священномученик Михаил Дмитрев. Над ним - мученик Владимир Правдолюбов. Далее в нижнем ряду - священномученик Анатолий Правдолюбов и священноисповедник Сергий Правдолюбов. Над последним - его брат, священномученик Николай Правдолюбов

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В 1937 г. В. был арестован в лагере по обвинению в том, что вместе с архим. прмч. Маврикием (Полетаевым) «создал контрреволюционную группу, которая под руководством Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников». Виновным в участии в «контрреволюционной группе» В. себя не признал, на допросах сказал, что имеет Библию. Расстрелян вместе с архим. Маврикием и мч. Василием Кондратьевым по приговору тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 28 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл., Д. 10719. Т. 1. Л. 1-274. Т. 2. Л. 1-311 [Касимов, 1935 г.]; Д. 10338; Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 2060. Соч.: История письма. М., 1924; К вопросу о влиянии разнообразия раздражителей на процессы воображения//Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4; Кино и учащиеся//На путях к новой школе. 1927. 2; Опыт педологического подхода к вопросу о детском кинорепертуаре//Путь просвещения. 1928. 5-6; Спроба neдoлoriчhoмy niдxoдy до питання про дитячий kiho-penepmyap//Kiho та школа: Зб. ст. [Б. м.],1928; Кино и наша молодежь: На основании данных педологии. М., 1929; Кинокартина и школьник: Опыт педологич. проработки кинокартины «Багдадский вор». М., 1929; Житие и Акафист св. блж. Матроне Анемнясевской, в Рязанской земле просиявшей. М., 20012 [Совместно со свящ.Николаем Правдолюбовым]; Путевые записки о путешествии из Касимова в Саров летом 1903 г. на открытие и прославление мощей прп. Серафима Саровского. М., 2004 (в печати). Лит.: Правдолюбов В. , прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000; Правдолюбов С. , прот. Крест Правдолюбовых: Три века служения Вере и Отечеству//«Труд-7». 2001. 15. С. 20; он же. Завещание соловецкого узника и исповедника//ЖМП. 2003. 2. С. 67; Весёлкина Т. Обитель особого назначения//Новая газета: Рязанск. еженед. Вып. 2001. 7. С. 19; Кровь мучеников - семя Христово//Мир Православия: Ежемес. газета. Таллин, 2001. 6 (39). Июнь; Сщмч. Анатолий Касимовский: (Прот. Анатолий Правдолюбов)//Были верны до смерти…: Кн. памяти нмч. и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 128-133, 161-162; Правдолюбов М. , прот. Владимир Анатольевич Правдолюбов//Мир Православия. Таллин, 2004. 9 (78). Сент. (в печати).

http://pravenc.ru/text/159030.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010