Служение священнического рода не прерывается на протяжении более трёх веков. Шестеро его представителей причислены Русской Православной Церковью к лику святых. 23 октября. ПРАВМИР. В Доме русского Зарубежья имени Александра Солженицына 17 октября состоялась премьера документального фильма о семье священников Правдолюбовых — «Эхо», сообщает сайт конкурса «Православная инициатива» . Первый слева в нижнем ряду — священноисповедник Сергий Правдолюбов. В центре — священномученик Анатолий Правдолюбов. Первый справа в нижнем ряду — сын священномученика Анатолия Правдолюбова, брат священноисповедника Сергия священномученик Николай Правдолюбов. Фото: Pravoslavie.ru. Служение священнического рода не прерывается на протяжении более трёх веков. Шестеро его представителей причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Съемки фильма проходили в Москве, Санкт-Петербурге, в Рязанской области (г. Касимов — родовое гнездо Правдолюбовых) и на Соловках, где несколько представителей священнического рода отбывали ссылку в период гонений на Церковь в 1930-е годы. Автор сценария и режиссер фильма — лауреат международных фестивалей Николай Раужин. Художественный руководитель проекта — член-корреспондент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, лауреат премии «Золотой орел» кинорежиссер Сергей Зайцев. Фильм был создан на киностудии «Русский путь», которая является структурным подразделением Дома Русского Зарубежья и занимается производством документальных фильмов с 2005 года. Проект был реализован при грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-moskve-proshla-preme...

Закрыть Учиться видеть... Интервью с протоиереем Сергием Правдолюбвым 23.09.2009 226 Время на чтение 9 минут Протоиерей Сергий Правдолюбов - настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Магистр богословия Московской Духовной Академии, профессор. Наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. По линии отца Его прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец - протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов - был арестован и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия - как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек. Отец Сергий, тема нашей беседы - эстетическое воспитание. В связи с этим хотелось бы обратиться к Вам с вопросом как к пастырю и как к наследнику знаменитой духовной династии, прославленной не только святыми подвигами мученичества, но и уникальным творческим даром Вашей семьи - даром, передающимся из поколения в поколение. Как воспитывали Вас? И как пробудить в ребенке эстетическое чувство, научить видеть прекрасное? Мое детство прошло в деревне, которая на исходе 18 века стала называться селом, потому что там появился храм. В 1958 году настоятелем в этот храм был назначен мой отец, и я целых 10 лет имел счастье жить в этом селе около церкви. Возможно поэтому наше воспитание - не только нравственное, но и эстетическое, культурное - всегда было неразрывно связано с церковью. Храм был деревянный, рубленый. Он не был " красив " с точки зрения архитектурных пропорций, его нельзя назвать каким-то уникальным творением деревянного зодчества: построенный в 1780 году, он был обшит тесом - обыкновенными досками, его купол казался несообразным размерам храма, навершие колокольни не соответствовало по своему стилю деревянной архитектуре...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

66 Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 1 ноября 1950 г. в г. Спас-ске Рязанской обл. в семье священника Анатолия Сергеевича Правдолюбова. После окончания средней и музыкальной школы учился в музыкальном училище имени Гнесиных в Москве. После службы в армии и учебы в духовной семинарии закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1976 г. рукоположен в сан диакона. Служил в Никольской церкви в Хамовниках. В 1989 г. рукоположен в сан священника и назначен священником Никольской церкви с. Ржавки, что в Зеленограде. В том же году защитил магистерскую диссертацию в МДА. С 1990 г. преподавал в МДА, а с 1992 г. — в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте Литургику и Византийскую гимнографию. С 1990 г. — настоятель церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве. С 5 мая 2000 г. — профессор МДА и ПСТБИ. С 1999 г. — заведующий кафедрой Литургики ПСТБИ, член Союза писателей России. С 2001 г. — консультант Синодальной Богословской комиссии, с 2005 г. — член Синодальной Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви. В 2006 г. награжден крестом с украшениями. 67 Протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов родился 19 мая 1 июня 1914 г. в г. Киеве. Его отец, Сергей Анатольевич Правдолюбов (священноисповедник Сергий), после рукоположения в сан священника служил в г. Слобода Кукарка Вятской епархии. После переезда вместе с отцом в г. Касимов Рязанской обл. Анатолий в 1928 г. становится штатным псаломщиком Успенской церкви г. Касимова. С июня 1935 г. вместе с отцом и дядей, иереем Николаем (прославлен как сщмч. в августе 2000 г.), арестован и направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В декабре 1937 г. переведен в лагерный пункт Сосновец Беломорско-Балтийского комбината (Медвежьегорсклаг). В июне 1940 г. освобожден. Осенью 1941 г. мобилизован в ряды Советской армии. Тяжело ранен в 1944 г. После лечения в госпитале признан инвалидом ВОВ. Рукоположен в сан диакона 21 июля 1947 г., служил с отцом в г. Спасске. 7 декабря того же года рукоположен в сан священника, назначен настоятелем Вознесенской церкви и благочинным Спасского округа Рязанской епархии. Служил в городах Михайлове, Скопине и снова в Спасске. 11 июня 1958 г. назначен настоятелем Покровской церкви с. Маккавеева (пос. Сынтул) Касимовского р-на Рязанской обл., где прослужил 22 года. Неустанно проповедовал даже после запрещения устной проповеди со стороны уполномоченного по делам религий Рязанской обл. (был вынужден присылать заранее напечатанные на машинке тексты проповедей в Рязань на протяжении многих лет). В 1976 г. после тяжелого инфаркта вышел за штат. Получил все протоиерейские награды, включая митру. Скончался 2 16 февраля 1981 г. и похоронен слева от алтаря Покровского храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Андреевич Барашков (1870-1918), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Дмитриевич Рождественский (1891-1921), мч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " АНДРЕЙ Владимирович Шершнев (1869 – 1937), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Иванович Ясенев (1868 – 1938), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), прот. АНДРЕЙ Ковалёв (1871 – 1921), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Иванович Аргунов (1904 – 1938), мч. (пам. 23 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Георгиевич Беднов (1885 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121814_5.html

Не надо прельщаться. Мы мир не изменим. Мы и не должны его изменять. Это забота высокостоящих людей. А мы, самые простые батюшки, хотим, чтобы больше людей спаслось, больше стало верующих православных людей, которые сегодня пришли к вере, а завтра могут умереть. И нам не до политики, не до важных проблем государства. Любимые слова моего деда, священноисповедника Сергия: Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13: 14). Город — это очень емкое слово (по-гречески «полис», отсюда и политика). И позиция наша должна быть такая: нет у нас здесь ни города земного, ни политики, мы, говорит апостол, — грядущего, то есть будущего, взыскуем — ищем Царства Небесного, а не земного. А это и есть самое важное для человека. _____________________________ 1. Митрофорный протоиерей Анатолий Правдолюбов (1914–1981) из старинного священнического рода. Сын священноисповедника протоиерея Сергия Правдолюбова, вместе с которым пять лет провел в заключении в Соловецком лагере и на материке (1935–1940). В 1947 г. принял священнический сан. Последние 22 года своей жизни прослужил в Покровской церкви поселка Сынтул (село Маккавеево) Касимовского района Рязанской области. 2. Патриарх Пимен (Извеков, 1910–1990). С 1971 г. Патриарх Московский и всея Руси. 3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х гг.». 4. Священноисповедник митрофорный протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов (1890–1950). Первый раз заключен под стражу в 1929 г., в 1930 г. выпущен по просьбам верующих. В 1935 г. арестован вместе с братьями Владимиром (†1937) и иереем Николаем (†1941) и двадцатилетним сыном Анатолием. Пять лет провел в заключении в Соловецком лагере и на материке. После освобождения вернулся в город Касимов. В августе 1942 г. последовал третий арест отца Сергия и тюрьма. После освобождения в марте 1943 г. служил в Никольской церкви Касимова. В декабре того же года мобилизован на трудовой фронт ночным сторожем на карьер по добыче белого камня. Демобилизован в 1946 г., но с запретом на служение в Касимове. Последние годы служил в городах Спасск и Лебедянь.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Когда Матроне исполнилось 17 лет, молва о ней распространилась по окрестностям, к ней начали стекаться страждущие за поддержкой и утешением со всей губернии. У Матронушки появилось много друзей и почитателей из числа духовенства и монашествующих (по преданию, Матронушка особенно привечала монашек и девиц).  Из священников ближе всех ей был отец Александр Орлов. Постоянно страдая от болезней, однажды Матрона Григорьевна почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя близость смерти, попросила отца Александра почитать канон на исход души. Как сообщает автор жития отца Александра, игумен Дамаскин (Орловский), «по окончании она с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, – несколько раз повторила блаженная, – только отца Александра немножечко, немножечко жалко»». В 1934 году отец Александр был переведен на новый приход — в Троицкий храм села Гусь Железный Касимовского района. Но и оттуда он регулярно приезжал навестить Матронушку. «Дело попов Правдолюбовых и больного выродка…» Блаженная Матрона (Белякова)_pstbi.ru Поток страждущих в дом Матронушки, несмотря на усиленную пропаганду безбожия в СССР, с каждым годом возрастал. Односельчане отца Александра, иерей Николай Анатольевич и Владимир Анатольевич Правдолюбовы, видя, сколь велик интерес народа к личности Матронушки, составили ее подробное жизнеописание (см. Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999). Рассказ о Матронушке быстро разошелся по округе. Верующие передавали его друг другу, переписывали от руки. В июне 1935 года НКВД Касимовского района отреагировало на происходящее коллективным арестом. Арестованы были авторы жития — иерей Николай и иерей Владимир Правдолюбовы, а также брат иерея Николая, протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов, и его сын — Анатолий. Иерей Александр Орлов был арестован как духовник Блаженной Матроны. Всего было арестовано 10 человек. Дела всех арестованных объединили в один том, название которому было дано в соответствующей большевистской стилистике: «Дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой«. Формально вина Матреши и ее друзей заключалась в том, что из-за них в районе «задерживается коллективизация» (!!). Обвиняемых поместили в Рязанскую тюрьму, а затем переправили в Москву, в Бутырки.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

В наше время причиной для исключения имен новомучеников из календаря могло стать обнаружение недоступных ранее документов, например, протоколов допросов, где арестованный мог кого-то оговорить. — Представители комиссии по канонизации отмечали, в том числе публично, что наши представления о новомучениках после знакомства с архивами пришлось пересматривать. Например, в одном из дел святителя Василия Кинешемского содержатся, как принято говорить, признательные показания против третьих лиц: он свидетельствовал против Ираиды Тиховой, позже тоже прославленной во святых. Но неизвестно, этот ли казус имелся в виду при сокращении святцев, — пояснил «Известиям» священник Максим Плякин. Один из древних святых, великомученик Пантелеимон, тоже «сотрудничал со следствием»: указал императору, что принял веру от пресвитера Ермолая, и тот тоже пострадал за Христа. Иногда чтение протоколов допросов не проливает свет на проблему. — Из календаря исчезли два брата моего деда: отец Николай Правдолюбов расстрелян в Рязани 13 августа 1941 года, его старший брат — Владимир Анатольевич Правдолюбов расстрелян в Карагандинских лагерях 4 октября 1937 года, — рассказал «Известиям» настоятель храма Троицы в Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов. — Дело священномученика Николая я лично смотрел в архиве и не нашел никаких оснований не прославлять его. Однако сердце мое не болит: Господь всё разъяснит. Секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) через помощницу сообщил «Известиям», что вопрос находится «вне его компетенции». Одна из версий об исчезновении имен святых — сбой верстки. «Да, скорее всего девушка, сдуру стершая часы, перешла на работу в календарный отдел», — прокомментировал протодьякон Андрей Кураев в «Живом журнале». Бывают и банальные ошибки. Например, протоиерей Александр Смирнов был канонизирован как новомученик, а потом выяснилось, что он умер в 1915 году. Одновременно в календаре появились новые дни памяти новомучеников: св. Гермогена Тобольского, св. Фаддея Тверского и др.

http://drevo-info.ru/news/14476.html

Отец Анатолий твердо верил и не раз говорил, что благословение отца Иоанна не может не быть исполнено, и Серафима он непременно обвенчает сам. Состояние его не было таким, чтобы мог венчать, но все же начали готовиться к свадьбе. А ему опять все хуже, и накануне свадьбы вдруг стало совсем плохо. Я была около него и слышала, как он повторял не один раз: «Международная, 5, Международная, 5», это адрес Псково-Печерского монастыря. Помолчит и опять. Вскоре пришел к нему отец Феодор – его сын. Я вышла в другую комнату, где мне надо было украсить торты. Украшала, а из глаз капали слезы. Прошла ночь. Отец Анатолий Правдолюбов с детьми Время подошло, отца Анатолия как-то одели. Подогнали машину к крыльцу, минут 20 его усаживали. В храм собрался народ, но свадебного оживления не было, в воздухе висела грусть. Все сознавали, что видят своего батюшку в последний раз. Обручал молодых отец Феодор, а венчал отец Анатолий. Наш второй брат отец Владимир стоял в маленьком алтаре и беспрестанно молился. Все прошло благополучно. Но чудо продолжалось! Отец Анатолий смог сидеть за столом с молодыми! И даже что-то спел! Сестра Вера переживала, что он может умереть после венчания, и станет у новобрачных их праздничный день траурным. Но отец Анатолий прожил еще три недели и, по слову отца Иоанна: «А потом и “Ныне отпущаеши” можно сказать», – умер на второй день праздника Сретения Господня. Когда после я благодарила отца Иоанна за это чудо с отцом Анатолием, он сказал: «Это ведь еще и его большая вера». И еще очень хочу напомнить важные слова отца Иоанна: Надо терпеть до конца Протоиерей Сергий Правдолюбов с отцом Иоанном Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов , внук и полный тезка священноисповедника Сергия. С 1990 года настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве, магистр богословия, писатель: – Не устану повторять слова батюшки: «Нет ни одного человека, во всем равному другому. Я прожил целую жизнь и не видел двух одинаковых людей с похожей друг на друга жизнью».

http://pravoslavie.ru/150820.html

Хочу подтвердить слова Сергея Анатольевича — студента. Действительно, в списке первых выпускников Рязанской духовной семинарии за 1817 г. числятся Феодор Правдолюбов и Иван Дмитрев. То есть уже несколько поколений Правдолюбовых служат, они значатся в списке уже в самые первые годы существования Рязанской духовной семинарии. В Егорьевске служил один Правдолюбов. Напротив Егорьевска, в селе Новоегорьевское, — тоже, там даже церковь построил один из Правдолюбовых. В Коломне есть Правдолюбовы. И даже один из Правдолюбовых женился на Дроздовой, родственнице святителя Филарета (Дроздова), Митрополита. Семинаристы, хочешь не хочешь, должны знакомиться, находить время и возможность искать себе невесту. Сохранилось письмо отца Анатолия Авдеевича Правдолюбова (священномученика Анатолия) своему сыну Владимиру в Рязанскую духовную семинарию. Старый-старый батюшка, отец Симеон Авдеевич Правдолюбов, брат Анатолия Авдеевича, который много лет служил в селе Шеянки близ Анемнясева, уже был совсем немощный, и надо было за ним как-то ухаживать. И вот, отец Анатолий в свой дом просил приехать сына Сергея, чтобы он ухаживал за отцом Симеоном: воды принести лекарство запить, что-то сделать еще, прочесть, что полагается. Отец Симеон приходил иногда в очень раздраженное состояние и говорил: «Кто ты такой, Сергей? Ты ничего не можешь: это сделать не можешь, это принести не можешь. Какой у тебя характер! Ты не можешь ухаживать за больным человеком». Отругает Сергея, а Сергей не знает, что делать. Он был спокойным, уравновешенным, ему не хватало активности, бодрости, резвости. И отец пишет старшему сыну — что теперь делать, уже ничего не сделаешь. А потом отец Симеон старый говорит: «Но все-таки он очень хороший. Да, он медленно делает, не умеет активно трудиться, но все равно я очень ценю то, что он за мной ухаживает». Он был спокойным, уравновешенным, ему не хватало активности, бодрости, резвости Рассказывали, что когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей найдет ягоды, сорвет два гриба — и ляжет на травку, голову на руку положит — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном. Как, что он думал — неизвестно. А может, это было возрастное, потом прошло.

http://pravoslavie.ru/147709.html

беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. 27.03.2014 06:41:43 Кульков Сергей Андреевич - Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, слушатели радио «Радонеж». В начале этого часа вы услышите беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево  - Праздник входа Господа в Иерусалим- это такой большой праздник, такое торжество! Песнопения были особенные, молитвы, стихи. А еще я вспоминаю свое школьное отношение к празднику. Мне захотелось узнать поточнее, что происходило в Иерусалиме в этот день. Я предпринял свой маленький богословский труд. Переписал из Евангелия одного, из Евангелия другого, из Евангелия третьего. А потом стал сравнивать и совмещать. Эта работа проделана давным- давно множеством людей. Но для ребенка было полезно понять и прочувствовать, как происходило это событие. И когда я уже во взрослом состоянии посетил святой град Иерусалим, я увидел то, что в детстве себе только представлял. Это была очень большая радость, понимание и ощущение того, что написали евангелисты. И второе воспоминание праздника входа Господня в Иерусалим- проповедь моего отца. Мой отец Анатолий был такой проповедник, о котором трудно передать то, как он говорил проповеди. Это необъяснимое даже не искусство, а вдохновение и благодать. И когда настоящий проповедник говорит, то ты не можешь объяснить механизм воздействия его проповеди на тебя самого. А сам проповедник тоже не может понять и объяснить, почему он так говорит. Он сам удивляется тому, что он говорит и как. Эта проповедь моего отца никаких новых богословских мыслей не открывала. Никаких новых, нестандартных, оригинальных мыслей не приносила. Но он говорил так, как мог говорить только древний святитель. Криминал в проповеди был. Это были хрущевские годы. И отец сказал такие слова: вы запрещаете ходить детям в храм божий, вот они стоят здесь. И как Господь говорит, из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу. И если они замолчат, то камни возопиют. Вот это я помню. Это был криминал. Нельзя было разрешать детям ходить в церковь при Хрущеве.

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010