В какой степени верно утверждение, содержащееся в посланиях Собора и архиепископа Анатолия, согласно которому принятое в Халкидоне решение относительно полномочий Константинопольской кафедры над митрополиями следует рассматривать в качестве простого утверждения издавна бытовавшего обычая? Прежде всего необходимо отметить следующее: нельзя проводить параллель между расширением церковной юрисдикции Константинополя на три диоцеза и прерогативами в отношении архиерейских хиротоний, которыми пользовались кафедры Рима, Александрии и Антиохии. Действительно, в отношении этих последних можно сказать, что установление их доминирующего влияния хронологически предшествовало установлению системы митрополий. Что же касается Константинополя, то его юрисдикция распространяется на территории, где эта система уже существовала, в ущерб этой системе. Отсюда и юридически неясный характер обычая, опиравшегося на правила, который устанавливался лишь постепенно и не без сопротивления. Ссылки на правила делались и на двенадцатом, и на четырнадцатом заседаниях Халкидонского Собора. Большая часть выступлений архиепископа Константинопольского, а также реакций, вызванных ими, хорошо известны; они были сохранены для нас историей. В первом выпуске «Регест» изложены со всей полнотой все случаи такого рода действий начиная с 381 г. 1484 При этом следует отметить, что такие действия начались еще раньше, в особенности при Македонии (341–360) 1485 . Период, когда епископом Константинопольским был св. Иоанн Златоуст , по справедливости считается решающим этапом в распространении влияния Константинопольской кафедры на Асию и Понт 1486 . В деле практиковавших симонию асийских епископов он не только председательствует на Соборе, низложившем виновных, но и назначает им преемников. Возвращаясь из Эфеса в Константинополь по суше, Иоанн Златоуст по пути низлагает Геронтия Никомидийского, что вызывает ярость жителей города. На Соборе «под дубом» среди обвинений, выдвинутых против св. Иоанна Златоуста , есть и следующее: «...он вторгался в чужие области и поставлял там епископов» 1487 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Но это торжество православия было кратковременно. Спустя каких-нибудь 3 года после Никейского собора Арий, Евсевий и Феогний возвращаются из ссылки, постигшей их вслед за собором, и затем Евсевий Никомидийский приобретает снова сильное влияние при дворе Константина и – в сотрудничестве с Евсевием Кесарийским и другими единомышленниками – начинает интриги против выдающихся вождей православия на Востоке. Под разными предлогами все выдающиеся борцы против ариан на Востоке сгоняются со своих кафедр, а место их занимают единомышленники обоих Евсевиев. Одной из первых жертв евсевианских интриг падает св. Евстафий Антиохийский . Много хлопот стоило евсевианам удалить из Александрии нового Александрийскаго архиепископа, преемника умершего в 328 г. св. Александра, Афанасия Великого . Но и он в конце концов был низложен и отправлен в ссылку. По смерти Константина Великого (337 г.) его старший сын Константин II возвратил было из ссылки Афанасия Великого и других сосланных по интригам евсевиан епископов. Но восточный император Константий очутился на стороне евсевиан, и Афанасий Великий в 339 г. снова вынужден был удалиться из Александрии и искать себе защиты на Западе. При этом императоре восточные епископы осмелились сделать то, на что не решались при Константине: собравшийся в 341 г. в Антиохии собор при обновлении антиохийского храма издал несколько формул веры взамен Никейского символа. Западный император, младший сын Константина Великого – Констант, оказал покровительство Афанасию. Созванный им в 342 или 343 г. собор в Сардике оправдал Афанасия Великого и Маркелла Анкирского, и Афанасий Великий снова с торжеством возвратился в Александрию. Но по смерти Константа (в 350 г.) снова начались интриги евсевиан, решившихся, при помощи Константия, сделавшегося вскоре единодержавным императором, сломить сопротивление даже и западных епископов. К концу царствования Констания как будто вся Римская империя стала арианской: все представители православия или пали, подписав арианские вероизложения, или находились в ссылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

С совершенной определённостью и В.В.Болотов (как и Самуилов) выставляет то положение, что Василий Анкирский, глава партии омиусиан, не был арианин, а был только «человеком, прошедшим старую школу богословского образования, основанного на трудах Оригена и его последователей». – Свои взгляды на историю арианства, далеко не во всём совпадавшие со взглядами А.П.Лебедева , В.В.Болотов излагал и в своих лекциях, которые в литографированном виде были доступны и А.А.Спасскому. У В.В.Болотова и В.Н.Самуилова мы и встречаем впервые изложение тех же в существе дела взглядов на историю арианства, подробное обоснование которого дал А.А.Спасский в своей докторской диссертации. И в западной науке 27 лет, разделяющие выход в свет докторских сочинений А.П.Лебедева и А.А.Спасского, не прошли бесследно для истории Церкви IV в. Особенную ценность имеют (помимо вышедшей ещё в 1867 г., но оставшейся неизвестною А.П.Лебедеву книги Т.Цана «Маркелл Анкирский») книга англичанина Гуоткина «Этюды об арианстве» (Gwatkin Η.М. Studies of Arianism. 1-е издание 1882 г., 2-е – 1900 г.) и соответствующие отделы в «Учебнике истории догматов» А.Гарнака и в Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte Ф.Лоофса (4-е издание 1906 г.). Самый важный вопрос истории догматических споров IV в., составляющий центр тяжести и в книге А.А.Спасского, есть вопрос о причинах антиникейской реакции. Не решив его, невозможно понять смысла событий истории IV в. На Никейском I Вселенском соборе учение Ария было осуждено почти единодушно всеми его членами. Даже такие покровители Ария, как оба Евсевия·. Никомидийский и Кесарийский, как Феогний Никейский, Марий Халкидонский, Минофант Ефесский, Феодот Лаодикийский, Наркисс Нерониадский и Патрофил Скифопольский, подписали и Никейский символ с его анафематизмом на арианские положения, и (исключая, может быть, только Евсевия Никомидийского и Феогния Никейского) самое низложение Ария, которого они раньше так энергично защищали. Верными Арию остались только два его египетских единомышленника: Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Троицы и охраняющим Церковь воинствующую, между коими Архистратиг Михаил есть и первый хвалитель Бога, и первый хранитель человеков ( Дан.10:13 ; Откр.12:7 ) 753 . Посему восьмой день ноября в просторечии по преимуществу называется Михайлов день, а Прав. Церковь называет этот день Собором св. Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, подражая в этом наименовании небесному собору Ангелов, неумолкно песнословящих Господа. «Сему и мы последующе, – говорит Пролог, – вси восхвалим сей праздник великаго Божия Архангела Михаила и с ним всех Ангелов Господних, посылаемых от Него на службу св. угодникам Его и всем верным, благая от Него просящим. Того ради собора день сей Собор св. Архангела Михаила нарицается» 754 . Древность и богослужение праздника Установление церковного Собора в честь небесного собора св. Ангелов относится к древним временам христианства. Ранее IV века и особенно в этом веке в честь Архангела Михаила воздвигаемы были храмы, в коих совершалось в честь его богослужение и празднование, напр. в Хонасе 755 и в главнейших городах Востока – в Никомидии, Антиохии и Византии, и некоторые места, ознаменованные явлением Архангела Михаила, назывались по имени его 756 . Установление настоящего праздника в честь св. Архангела Михаила и прочих бесплотных Сил приписывается иными Сильвестру – епископу Римскому IV века, а другими – Александрийскому патриарху Александру, также IV века 757 . Отсюда видно, что празднование Ангелам-хранителям было уже в IV веке в разных местах, и свидетельствует об общем благоговении древних христиан к св. Ангелам – славителям Господа и невидимым хранителям немощного человека. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VIII – Иоанн Дамаскин , в IX – Георгий Никомидийский , Студит, Византий и также Арсений Константинопольский, Киприан и Ефрем Карийский написали многие священные песни на день Собора в честь св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил. Месяц ноябрь избран для праздника св. Ангелам-богохвалителям и человекохранителям потому, что этот месяц есть девятый от марта, бывшего некогда началом года, и числом девятый соответствует девяти Ангельским чинам; а восьмой день месяца назначен в отношении ко второму Христову пришествию на землю, день коего от учителей церковных нарицается восьмым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Царствовал в ту пору император Феодосий Младший с сестрой Пульхерией. Во-вторых, в Царьграде и его окрестностях произошло мощное землетрясение, разрушившее немало грандиозных и красивейших зданий. Тогда патриарх с царем и сонмом духовенства, а также с множеством вельмож и простого народа вышли служить молебен [об избавлении от напасти]. И когда во время литии молились они Богу, случилось, что некое дитя было чудесно поднято в воздух, так что даже скрылось из глаз. Затем медленно спустилось оно на землю. Когда спросили его, куда оно поднималось, дитя ответило, что было вознесено на небо, в среду Ангелов, и слышало, как Ангелы поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Выслушав это песнопение, все люди стали петь его на литии – и землетрясение немедленно прекратилось. С тех пор сия дивная песнь была включена в церковные богослужения. А оное дитя вскоре упокоилось, и его погребли в церкви святой Ирины. Святитель Прокл послужил в архипастырстве 20 лет и мирно почил в Господе в 446 году. Славный ученик славнейшего учителя, О премудрый Прокл, служитель Бога и Спасителя, Укрепил ты веру, ереси попрал, Кораблем церковным мудро управлял. умом и сердцем прозревал ты ясно, Был Святому Духу струной доброгласной. Чудеса ты видел, Бога присно славил И царя в премудрости Божией наставил Возвратить в престольный Константинов град Златоуста мощи, коими богат Будет он отныне; и прияв по праву Божию святыню, узрел Божью славу! Кто прославил Бога – и себя прославил: Прокла Бог светильником истины поставил; Славит его Церковь в дивных песнопениях. Ты, Христовой пастве данный во спасение, Помяни нас в радостных небесных чертогах, Чтобы нашей верой мы и угодили Богу! 3. Свв. мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий . Родные братья из Никомидии, из языческой семьи. [Их] родители, Филофей и Евсевия, впоследствии вместе со своими сыновьями приняли истинную веру от священномученика Анфима, еп[ископа] Никомидийского. Филофей был рукоположен в пресвитера. Когда он упокоился вместе с супругой, в правление злочестивого императора Максимиана, началось страшное гонение на христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пасхазин и Луценций, досточтимейшие епископы, и Бонифаций, благочестивейший пресвитер, которые занимали место святейшего и досточтимейшего архиепископа древнего Рима, Льва; Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима; Диоскор, досточтимейший архиепископ великого города Александрии и прочие святейшие и благоговейнейшие епископы, а именно: Максим антиохийский, в Сирии; – Ювеналий иерусалимский; Квинтилл ираклейский, в Македонии, занимавший место Анастасия, епископа фессалоникского; Фалассий кесарийский, в Каппадокии; – Стефан ефесский; Лукиан бизийский, занимавший место Кириака, епископа ираклейского, во Фракии; Евсевий анкирский, в Галатии; – Диоген кизический; Елевферий халкидонский; – Петр коринфский; Василий селевкийский , в Исаврии; – Флоренций сардский (в Лидии); Амфилохий сидский (в Памфилии); – Евномий никомидийский; Феодор тарсский (в Киликии); Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, епископа никейского; Юлиан косский, занимавший также место апостольского престола древнего Рима, Льва; Мелетий ларисский, занимавший место Домна, епископа апамейского, в Сирии; Константин бострский (в Аравии); Кир аназарбский (во второй Киликии); Фотий тирский (в приморской Финикии); – Феодор дамаскский; Стефан иеропольский (в первой Сирии); Нонн 7 едесский (в первой Сирии); Симеон амидский (в Месопотамии); Епифаний епископ, занимавший место Олимпия, епископа константийского (в Кипре); Иоанн севастийский (в первой Армении); – Селевк амасийский; Константин мелитенский (в Армении); Патрикий тианский (во второй Каппадокии); Петр гангрский (во второй Галатии); Апрагмоний тийский, занимавший место Калогира, епископа клавдиопольского (в области Понтийской); Атарбий трапезунтский, занимавший место Дорофея, епископа неокесарийского; Фотин архидиакон, занимавший место Феоктиста, епископа пессинунтского (во второй Галатии); Роман мирский (в Ликии); – Критониан афродисийский, в Карии; Нунехий лаодикийский, в (спокойной) Фригии; Мариан 8 синнадский (в спокойной Фригии);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Сюда относятся, прежде всего, мученичества из эпохи гонения императора Юлиана, являющиеся подобно всем другими рассказам о мучениях, риторической обработкой сухих протоколов допроса и казни, и почти нет содержания культурно-исторических данных. Таковы мученичества Евсигния, Артемия, Дометия, Варвара, Василия Анкирского; Емилиана, Кириака, еп. Иерусалимского, Мануила, Савела и Измаила, Патермуния и Коприя, Феодорита и муч. Тивериапольских. Далее, к отделу агиографических произведений, классифицируемых по их содержанию, следует отнести жития всех тех знаменитых церковных деятелей, биографии которых изобилуют не столько общебытовыми, сколько специально церковно-историческими подробностями. Это будут жития святителей IV и V вв. преп. Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского Мирона Критского, Маркелла Апамейского, Акакия Мелитинского . Затем биографии константинопольских патриархов: преп. Павла, Иоанна Златоуста , Анатолия, Евтихия, Мины, Иоанна Постника , Каллиника, Германа, Павла, Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия. Далее, жития исповедников VII, VIII и IX вв. (из эпохи монофелитства и иконоборства): преп. Максима, Феофана Сигрианского, Платона, Феодора и Николая Студитов, Феофана и Федора Начертанных, Никиты Мидикийского, Феофилакта Никомидийского, Синкелла и Макария Пеликитского. Наконец мученичества пострадавших при иконоборстве: мучч. Константинопольских, Феодосии, Стефана Нового и Андрея ν Кρσει. В третью группу следует отнести жития святых из круга высшего византийского общества, дающие ценный материал для характеристики его быта и нравов. Любопытнейшие подробности из жизни знатных девушек IX века сообщают жития императриц: Феодоры, восстановительницы иконопочитания, и Феофано, одной из супруг императора Льва VI. Для понимания экзальтированного благочестия знатных византиек V столетия, имеют большое значение жития преп. Мелании Младшей, Евсевии или Ксении Миласской, Евпраксии Фиваидской и Олимпиады диакониссы. Деятельную религиозность, церковное строительство и широкую филантропию византийских аристократов V и VI вв. рисуют жития преп. Маркиона эконома и Самсона Ксенодоха, редакция Г. сказания об Аморийских мучч. важна своим подробным описанием учебной, придворной и военной карьеры знатного юноши – Каллиста. Наконец, эпитафии-панегирики IV в., принадлежавшие перу великих церковных ораторов эпохи, дают возможность нарисовать обще-византийский идеал семейных, общественных, религиозно-нравственных добродетелей выдающихся по социальному положению лиц. Сюда относятся надгробные слова Григория Богослова своему отцу Григорию Низианзину, брату Кесарию, сестре Горгонии и святителю Григорию Нисскому , панегирики Григория Нисского Макрине, сестре Василия Великого и Мелетию Антиохийскому , похвалы Иоанна Златоуста свв. Евстафию и Филогонию Антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима, и прочие святейшие и почтеннейшие епископы, а именно 338 : Максим Антиохийский, (в Сирии); Стефан Ефесский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Диоген Кизический; Квинтилл Ираклийский (в Македонии), занимавший место Анастасия Фессалоникского; Лукиан Бизский, занимавший место Кириака, (епископа) Ираклии Фракийской; Флоренций Сардийский (в Лидии); Евномий Никомидийский; Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, (епископа) Никейского; Мелетий Ларисский, занимавший место Домна, (епископа) Апамеи второй 339 ; Амфилохий Сидский (в Памфилии); Юлиан Косский, занимавший также место апостольского престола: Феодор Тарсский; Кир Аназаврский (во второй Киликии); Константин Бострский; Фотий Тирский (в Финикии); Феодор Дамаскский; Нонн Едесский (в Сирии); Симеон Амидский (в Месопотамии); Иоанн Севастийский (в Армении); Селевк Амасийский; Константин Мелитинский (в Армении); Патрикий Тианский (во второй Каппадокии); Петр Гангрский; Фотин архидиакон, занимавший место Дорофея (епископа) Неокесарийского; Роман Мирский (в Ликии); Критониан Афродисийский, в Карии; Нунехий Лаодикийский (в спокойной Фригии); Мариниан Синнадский; Онисифор Иконийский; Иергамий Антиохийский, в Писидии; Епифаний Пергский (в Памфилии); Аттик Никопольский (в древнем Эпире); Мартирий Гортинский (в Крите); Лука Диррахийский; Константин Димитриадский, занимавший место Вигилянция, епископа Лариссы Фессалийской; Франкион Филиппопольский (во Фракии); Василий Траянопольский (в Родопе); Севастиан Веррийский в Македонии; Феоктист Веррийский в Сирии; Геронтий Селевкийский (в Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария (епископа) Лаодикийского, в Сирии; Евсевий Дорилейский; Савва Палтский (в первой Сирии); Софроний Константинский; Патрикий Неокасарийский; Мара Аназарвский 340 ; Роман 341 Халкидский; Евстафий Беритский (в Финикии); Леонтий Аскалонский (в Палестине); Аниан Капитолийский; Зевенн Пеллский; Иоанн Тивериадский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

    Приводим список Константинопольских патриархов до IX-ro века:    1 Митрофан 315—325 (?)    2 Александр 325—337 (?)    3 Павел    4 Евсевий Никомидийский    5 Македонии 341—360 г    6 Евдоксий 360—370 г    7 Евагрий 370 г    8 Демофил 370—380 г    9 Григорий Богослов 381 г    10 Нектарий 381—397 г    11 Святой Иоанн Златоуст 398—404 г    12 Арзакий 404—405 г (брат Нектария)    13 Аттик 406—425 г    14 Сесиний I 426—427 г    15 Несторий 428—431 г    16 Максимиан 431—434 г    17 Прокл 435—446 г    18 Флавиан 446—449 г    19 Анатолий 449—458 г    20 Геннадий I 458—471 г    21 Акакий 471—489 г    22 Фраита или Фравита 489 г    23 Евтимий I 490—496 г    24 Македонии II 496—511 г    25 Тимофей 511—518 г    26 Иоанн II Каппадокийский 518—520 г    27 Епифаний 520—535 г    28 Антим 535—536 г    29 Мина 536—552 г    30 Евтихий 552—565 г    31 Иоанн III Схоласт 565—577 г    32 Иоанн IV Постник 582—595 г    33 Кирион 595—606 г    34 Фoмa I 607—610 г    35 Сергей I 610—638 г    36 Кир 639—641 г    37 Павел II 641—653 г    38 Петр 654—666 г    39 Фoмa II 667—669 г    40 Иоанн V 669—675 г    41 Константин I 675—677 г    42 Феодор 677—679 г    43 Георгий I 679—686 г    44 Павел III 687—693 г    45 Каллиник I 693—705 г    46 Кир 706—711 г    47 Иоанн VI 712—714 г    48 Герман I 715—730 г    49 Анастасий 730—754 г    50 Константин II 754—766 г    51 Никита 766—780 г    52 Павел 780—787 г    53 Тарасий 787—806 г. Justinlana Prima    В церковной истории, говорит профессор Болотов, была попытка основать 6-ой патриархат. Юстиниан I стремился возвеличить место своего рождения, селение Ταυρησιον. Он сделал его важным городом и назвал Jusriniana Prima. Местоположение этого города неизвестно. Но, может быть, он находился около Охриды (древней Лихниды); другие полагают, близ Кюстендиля, а некоторые переносят в Скопье. С возвышением гражданского положения города, Юстиниан возвысил и церковное значение его. Префект Иллирийской претории находился в Сирмии, но, под натиском варваров, он перешел в Фессалонику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Итак, имя святителя было включено в диптихи в Церкви константинопольской в 428 году. Об этом Аттик писал и св. Кириллу иерусалимскому (412–444), чтобы и его расположить сделать тоже. 188 Но Кирилл бывший на Соборе 403 г. против Златоустого вместе с Феофилом, сначала не соглашался внести имя Златоустого в диптихи. Уже спустя довольно времени, убеждения многих других и особенно письма св. Исидора Пелусиота , умершего около 450 года 189 , а также некоторое таинственное чудесное видение положили конец недоразумению св. Кирилла. Он предложил это дело на рассмотрение Собору египетских епископов, и Собор признал справедливым согласиться с Церковию константинопольскою в установлении праздника в память великого иерарха. Св. Кирилл в последние годы своей жизни причислил к лику святых Иоанна Златоуста и установил в Церкви иерусалимской праздник в честь его. 190 В V веке Анатолий, в VIII Герман Константинопольские патриархи, в IX Феофан, начертанный, Студит, Георгий никомидийский изложили и прославили святую жизнь святителя Иоанна в духовных песнях, ныне возносимых Церковию в день его преставления. Прославляя св. Златоуста, Церковь именует его подражателем Илии и Предтечи по воздержанию и чистоте; Златоустом, коего златыми словесы Церковь яко утварью златою украсилась; от уст коего, «яко же светлость огня воссиявши благодать, вселенную просвети»; нарицает златозарным органом различные образы покаяния нам проповедующим; отцом нищих и сирот, помощником обидимых, показавшим нам высоту смиренномудрия. 191 Ради праздника Воздвижения животворящего креста Господня, Церковь совершает память св. Иоанна Златоустог о не в 14 день сентября, когда святитель преставился, но в 13 день ноября. 163 Иные считают это слово подложным, напр. см. ученые записки втор, отделен И. А. Н. кн. Ш, 1857 г. стр. 35. Читать далее Источник: Жития святых : Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго/[Соч.] прот. Г.С. Дебольского. (Извл. из книги «Дни Богослужения»), с изображениями их, Академика Ф.И. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1897. - 95, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010