ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Да и какова была юрисдикция этих Константинопольских Соборов?  Тот же Шабанов приводит несколько примеров из церковной истории IV-V веков, свидетельствующих, что «Константинопольский Синод Эндимуса неоднократно выносил судебные решения по делам епископов Понта, Асии и Фракии. Впоследствии эти церковные области были прямо подчинены Константинопольскому Престолу на Четвертом Вселенском Соборе 451 г.» Гениальное открытие! Оказывается, Константинопольский Собор «неоднократно выносил судебные решения», касавшиеся канонической территории самого же Константинопольского Патриархата. Только каким образом это доказывает право Константинопольских Патриархов вторгаться со своим судом на каноническую территорию Русской Церкви? «Но Константинопольский Синод Эндимуса также принимал к рассмотрению дела и из других церковных областей, которые никогда не были ему подчинены и чуть позже получили устойчивое название Патриархатов. Несмотря на высокое значение этих церковных областей, юрисдикция Константинопольского Синода Эндимуса распространялась и на них». Это свое заключение Шабанов подкрепляет такими прецедентами: «Константинопольский Синод 432 г. под председательством архиепископа св. Максимиана (431-434) принял ряд решений не только по делам епископов ближайших церковных областей, но и осуществил суд над Елладием, епископом Тарса, который находился в юрисдикции Антиохийского Патриарха. Во время архиепископства св. Прокла (434-446) Константинопольский Синод дважды рассматривал дело Афанасия, еп. Пирейского, находившегося в юрисдикции Антиохийского Патриархата. Известно, что архиепископ Константинопольский св. Анатолий (449-458) совершил в Константинополе посвящение Максима, Патриарха Антиохийского. Кроме того, Константинопольский Синод под председательством того же св. архиепископа Анатолия рассмотрел тяжбу между епископами Антиохийского патриархата Фотием Тирским и Евстафием Беритским, и осуществил канонический суд над Фотием, еп. Тирским». Рассматривать случаи различных отлучений и низложений времен догматических споров в Древней Церкви в качестве правила церковной жизни, мягко говоря, некорректно. Такой подход может привести просто к абсурду. Это хорошо видно из приведенного примера с отлучением Елладия. Кстати, для точности, историки говорят об отлучение Елладия (и не только Елладия, почему-то полюбившегося  Шабанову, но также трех иных восточных митрополитов: Дорофея Маркианопольского, Имерия Никомидийского и Евфирия Тианского) не Константинопольским Синодом, а совместным решением Максимиана Константинопольского и Фирма Кесарийского. Следует ли из этого наличие и у Кесарийской Митрополии каких-либо  особых судебных прав над другими Патриархатами (все низложенные митрополиты поддержали Антиохийский Патриархат) ?

http://radonezh.ru/monitoring/o-mnimosti...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) КОДРАТ сщмч. (?) (вместе с Феодосием, Мануилом и др. мучениками Анатолийскими; пам. греч. и зап. 26 марта) КОЛАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, ДЕВЯТЬ ОТРОКОВ (VI в.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 22 февр.), отроки от 7 до 9 лет Адарнасе, Бакар, Бардзим, Ваче, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, замученные своими родителями-язычниками КОЛУМБА (521-597), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 9 июня), основатель мон-ря Иона и других монашеских обителей в Ирландии и Шотландии; почитается как один из св. покровителей Ирландии и просветитель Шотландии КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель КОНКОРДИЙ Конкордий, мч. Никомидийский (пам. визант. и зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) КОНСТАНТИН Константин Васильевич Аксёнов (1888 - 22.10.1937), свящ., сщмч. (пам. 9 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Николаевич Алексеев (3.11.1873 - 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Константин Васильевич Бажанов (3.06.1879 - 23.12.1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_71.html

Итак в 8 день ноября православная Церковь ежегодно празднует святому Архистратигу Михаилу и купно прочим бесплотным силам, созерцающим и прославляющим непостижимое величие Пресвятой Троицы и охраняющим Церковь воинствующую, между коими Архистратиг Михаил есть и первый хвалитель Бога, и первый хранитель человеков ( Дан.10:13 . Апок.12:7 ). Посему осьмый день ноября в просторечии по преимуществу называется Михайлов день, а православная Церковь называет этот день Собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, подражая в этом наименовании небесному собору Ангелов, неумолчно песнословящих Господа. «Сему и мы последующе, говорит Пролог, вси восхвалим сей праздник великого Божия Архангела Михаила и с ним всех Ангелов Господних, посылаемых от Него на службу св. угодникам Его и всем верным, благая от него просящим. Того ради собора день сей собор святого Архангела Михаила нарицается». Установление церковного Собора в честь небесного собора св. Ангелов относится к древним временам Христианства. Ранее IV века и особенно в этом веке в честь Архангела Михаила воздвигаемы были храмы, в коих совершалось в честь его Богослужение и празднование, напр. в Хонах и в главнейших городах Востока – в Никомидии, Антиохии и Византии, и некоторые места, ознаменованные явлением Архангела Михаила, назывались по имени его. Установление настоящего праздника в честь св. Архангела Михаила и прочих бесплотных сил приписывается иными Сильвестру – епископу Римскому IV века, а другими – Александрийскому патриарху Александру, также IV века. Отсюда видно, что празднование Ангелам-хранителям было уже в IV веке в разных местах, и свидетельствует об общем благоговении древних христиан к Ангелам – славителям Господа и невидимым хранителям немощного человека. В V веке Анатолий – патриарх Константинопольский, в VIII Иоанн Дамаскин , в IX Георгий Никомидийский , Студит, Византий и также Арсений Константинопольский, Киприан и Ефрем Карийский написали многие священные песни на день Собора в честь св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

- Ваше служение в весьма специфическом регионе - Туркменистане - что это для Вас, радость или большая проблема? - Послушание в Туркменистане я исполняю уже десять лет, и за эти годы там выросло целое поколение прихожан. Многие наши юные прихожане уже стали священниками: я их рукоположил, у них замечательные семьи, я крестил их детей, это целая, можно сказать, отдельная история жизни. Да, жизнь там другая, непохожая на нашу, российскую. И Вы знаете, Туркменистан очень многим вещам на самом деле учит. Это связано не только с менталитетом людей, которые там живут, но еще и с ситуацией, в которой находимся там мы все - русские, православные. Там особенно чувствуется общность наша. Там радуешься каждому человеку, который приходит в храм, и очень печалишься, когда этого человека по каким-то причинам не оказывается в храме. Там каждый дорожит общиной: и священники, и миряне с особой любовью о своих общинах заботятся. И, когда я приезжаю туда для совершения богослужения, для принятия каких-то решений, я всегда особенно это чувствую. Там тебе не дают забронзоветь; там сами условия таковы, что если ты отделишься от людей, то окажешься на обочине. Там нельзя просто так повернуться и уехать из храма после богослужения. Там вообще не принято сразу после службы уходить: всегда совместное чаепитие, какой-то разговор, вопросы. Мы не хотим расставаться, мы остаемся в общем пространстве, в пространстве общения. И здесь, на Кавказе, православным это тоже свойственно. Служение в таких местах, где православные не в большинстве, где они должны выстраивать добрые отношения с другими народами, - это очень хорошая школа не только для архиерея или для священника, но и для каждого христианина. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (в миру Денис Анатольевич Курьянов) родился 27 августа 1974 года в городе Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих. В 1991 году окончил среднюю школу. На протяжении пяти лет нес алтарно-клиросное послушание в храме Архангела Михаила в Грозном. В 1992 году по рекомендации настоятеля храма протоиерея Петра Нецветаева поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. В апреле 1994 года митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. 23 апреля 1994 года рукоположен во иеродиакона, а 5 июня того же года - во иеромонаха.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/24/za_h...

Замечательно, что Афанасий свое опровержение ариан начинает с разбора этого изречения. Евсевий никомидийский в письме к Павлину тирскому исходный пункт для своих рассуждений также берет отсюда. 16 Theodor., H. E., 1, 4: «послание Александра алекс. к Александру константиноп.: «сведение (об этом) я получил поздно». 17 По указанию Епифания (Haer., 69, 3), Мелетий сделал этот донос; вернее, однако, известие, сохранившееся у Геласия Кизическаго (Migne, gr. s., t. 85, c. 1227), что пресвитер Коллуф первый обратил внимание на заблуждение Ария. В подписях под окружным посланием Александра Коллуф занимает первое место (Migne ib., t. 18, c. 577). 19 Socr., H. E., 1, 5. На такое начало своего разрыва с Александром, указывает сам Арий в своем письме к нему, где, перечислив разные ложные мнения о Троице, он продолжает: «ты сам, блаженный папа, среди церкви и собора многократно опровергал утверждающих это и т. д. (Epiph. haer., 69, 7). 20 Sozom. H. E., 1, 15. Епифаний говорил об осуждении Ария и изгнании его из города, однако замечаем, что Арий долгое время медлил в городе (Epiph. Haer ., 79, 3. 4.)». Епифаний, несомненно смешивает события. 22 Мареот – небольшое поселение на берегу озера Мореа, находившееся вблизи Александрии и в церковном отношении подчиненное алекс. епископу 23 Migne gr. s., t. 18. c. 577: Все духовенство Александрии, включая Мареот, состояло из 45 пресвитеров и 56 диаконов. 24 См. Sozom., H. E. 1, 15 – вообще более осведомленный в истории этих событий и, вероятно, пользовавшийся каким-либо арианским источником. 25 Socr., H. E., 1, 6: «желая возобновить давнюю, забытую от времени свою злонамеренность (Александр об Евсевии)». 27 Александр, по крайней мере, не скрывает своего негодования на Евсевия: «как будто на нем (Евсевии) лежит вся тяжесть Церкви» (Socr. H. E., 1, 6.). 29 Георгий, родом александриец (Philost., H. E. 8, 18) – рукоположенный в пресвитеры Александром. 31 Оно помещено у Сократа (Н. Е., 1, 6). – По всем видимостям это древнейший документ, относящийся к арианским движениям: в нем Александр очень кратко излагает учение Ария и столь-же кратко опровергает его; он пишет с полной уверенностью в правоте своего дела и, извещая об осуждении Ария и его сторонников, нимало не сомневается в том, что решение собора будет готовно принято всею церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть скажет святой собор, позволительно ли было святейшему архиепископу Анатолию послать отлучение отсутствующему почтеннейшему епископу Фотию и приказывать отнять у него известные церкви в области, и должно ли называть собором собрание епископов, живущих в императорском городе». Трифон, почтеннейший епископ хиосский, сказал: «собор созывается, и сходятся, и притесняемые получают (свои) права». Аттик, почтеннейший епископ зильский, сказал: «но отсутствующего никто не осуждает». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «отсутствующего никто не осуждает». Анатолий, почтеннейший епископ константинопольский, сказал: «издавна имеет силу обычай, что живущие в великоименитом городе святейшие епископы, когда случай позовет их касательно возникающих каких-нибудь церковных дел, сходятся, решают каждое (дело) и удостаивают ответа просителей. Итак я не сделал никакого нововведения, ни собравшиеся по обычаю святейшие епископы, жившие в городе, не произнесли нового устава; а присутствие епископов показывается состоявшимся деянием». Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «ваша знатность спрашивала нас, можно ли осудить отсутствующего; на это даю ответ римским голосом: он в божественных писаниях находится, так выраженный в книге Деяний: «несть обычай римляном выдати человека коего на погибель, прежде даже оклеветаемый не имать пред лицем клевещущих его, и место ответа приимет о своем согрешении» (Деян.25:16)». Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «ничего другого не прошу, а прошу вашего справедливого суда, чтобы каноны имели силу, и чтобы законно хиротонисанных мною, но низверженных и сделанных пресвитерами, восстановить, и возвратить мне церкви». Святой собор воскликнул: «это прошение справедливо; пусть каноны имеют силу; справедливо прошение почтеннейшего епископа Фотия». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны каноны». Аттик, почтеннейший епископ Никополя епирского, прочитал: 318-ти святых отцов, собиравшихся в Никее, правило 4    «Епископа поставлять наиболее прилично всем епископам местного округа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Они признают единого не рожденного Бога, в Своей единичности обладающего всеми совершенными свойствами, прежде вечных времен родившего Сына единородного, не призрачно, но Своим хотением соделавшего ( ποστ– σαντα) Его непреложным и неизменяемым 609 , совершенным творением Божиим, но не как одно из прочих творений, рождением, но не как одно из рождений 610 . Бог один безначален, а потому Сын, рожденный прежде всех веков, не существовал прежде рождения, а потому не вечен и несовечен Отцу, как говорят некоторые, вводя два начала». Они ни о чем не просят папу Александра: они считают свое учение вполне правильным и, делая очень прозрачный намек на заблуждение Александра (учение о двух началах), они все-таки находят возможным утверждать, что их воззрения на Сына Божия вполне согласны с учением Александра 611 . Какое впечатление произвело на Александра письмо Ария – неизвестно 612 . но оно было во всяком случае лишь первым толчком к тому, чтобы принудить Александра к исполнению постановлений палестинского собора. Два Евсевия, – никомидийский и кесарийский, – энергично принялись за дело. Павлин тирский, богословская знаменитость того времени, по просьбе Евсевия никомидийского, составил теоретическое оправдание арианства 613 и в особом письме отправил его к Александру 614 . Кесарийский же епископ в нескольких письмах 615 напал на Александра, стараясь изобличить ложность его обвинений на ариан и защитить их. «После такой борьбы и таких стараний опять появились твои грамоты 616 , – пишет Евсевий в одном из своих писем к нему- и ты обвиняешь их в том, будто они говорят, что Сын из несущего, а ведь они представили список ( γ ρ αμματεον) 617 , присланный тебе; излагая в нем свою веру, разве они не исповедуют Бога законов и пророков и нового завета, родившего единородного сына прежде вечных времен, чрез Которого Он сотворил и всех, и все прочее, сделавшего своею волею непреложным и неизменяемым, совершенным творением Божиим, но не как одно из творений.., а твое письмо обвиняет их, как будто они говорят, что Сын родился, как одно из творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Быть может, на выбор Никеи местом собора оказало влияние и самое имя этого города, на что намекает Евсевий, говоря, что для собора назначен был город, соименный победе 830 . Константин сделал все, чтобы облегчить созываемым епископам путешествие в Никею и пребывание там во время самого собора. В эпоху Константина римское государство уже владело хорошими, устраиваемыми на счет казны, дорогами и прекрасно организованным почтовым делом. Император распорядился, чтобы путешествующим на собор епископам предоставлялись безвозмездно казенные почтовые лошади; тем же епископам, путь которых лежал мимо почтовых дорог, он приказал доставлять вьючных животных. Точно также и содержание прибывших в Никею епископов Константин принял на счет казны 831 . Срок, к какому епископы приглашались явиться в Никею, точно неизвестен. Несомненно только то, что первый вселенский собор состоялся в консульство Аниция Павлина и Аниция Юлиана в 636-м году эры Александра Великого, т.е. в 325-м году по Рождестве Христов 832 . Что касается в частности до месяцев и дней его заседаний, то относительно их источники доставляют нам различный даты. По Сократу, который имел под своими руками список никейских постановлений в редакции Афанасия александрийского , собор открыт был 20-го мая названного года 833 . Но в экземпляре никейского символа, прочитанного на Халкидонском соборе епископом никомидийским Евномием (и занесенного в акты этого собора) стояла другая пометка, указывавшая на 13-й день июльских календ, т.е. на 19-ое июня, как день собрания никейских отцов 834 . Та же дата стоить в сирских актах и в хрониках александрийской. Наконец, в одном кодексе, приписываемом Аттику Константинопольскому , которым пользовался Бароний, продолжительность Никейского собора определялась от 14-го июня до 25-го 835 августа. Так как ни одна из упомянутых сейчас дат не может быть заподозрена на серьезных основаниях, то обыкновенно принимают их всех вместе. Полагают, что 20-е мая, указываемое Сократом, обозначает собой срок, к которому епископы должны были прибыть в Никею; 14 июня последовало официальное открытие собора самим царем; 19 – го июня на особо торжественном заседании был составлен символ, а 25-го августа собор объявлен был закрытым 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010