Как видно из грамоты, посланной Константином к никомидийцам, и самая ссылка Евсевия за арианство была отчасти результатом этой политической подозрительности 980 . Но покорность, обнаруженная никомидийским епископом в ссылке, и его раскаяние в целях примирения с церковью глубоко тронули Константина. Он снова приближен был ко двору и сделался здесь влиятельным человеком. «Евсевий и Феогнис, – говорят оба историка V-ro века, Сократ и Созомен, – имели величайшее дерзновение и силу пред царем, который очень уважал их, как людей от неправославия обратившихся к православию» 981 . – Столь же легко они укрепили и свое церковное положение; среди епископов восточных у них была своя готовая, сложившаяся еще до никейского собора, партия учеников и почитателей Лукиана, связанная школьными воспоминаниями и единством богословских тенденций. Мы знаем, что в Никее эта партия составляла основу арианствующей группы епископов и выступала именно под главенством Евсевия никомидийского. Удар, нанесенный никейским собором арианству, не прошел бесследно для богословских воззрений е; она отказалась от защиты строгого арианства, но зато теснее сплотилась в своих членах, так как к прежним мотивам единства теперь прибавился новый- вражда к никейскому собору и желание подорвать авторитет его деятелей. С возвращением Евсевия из ссылки эти обиженные собором лукианисты вновь сгруппировались около него, образовав из себя особую догматическую партию, получившую в дальнейшей истории анитиникейских движений имя евсевиан ( ο περ Εσβιου, которые с Евсевием, как обозначают их источники). Сюда вошли непосредственные ученики Лукиана-сам Евсевий, его сотоварищ по ссылке Феогнис, Марий халкидонский, Леонтий антиохийский, Патрофил скифопольский и затем, представители, так сказать, второго поколения лукианистов – Георгий александрийский, Урзакий и Валент, ученики Ария и несколько других епископов. Все это были люди, выдававшееся богословским образованием, славившиеся диалектикой и в церковных кругах Востока пользовавшиеся влиянием, борьба с которыми была не легка.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Из сличения хронологических отметок на этих письмах с другими известиями о жизни Афанасия с очевидностью открылось, что Афанасий еще летом 339 – го года убежал из Александрии, уступив место Григорий каппадокийцу, и осенью этого года был уже в Риме 1049 , что, следовательно, низложение Афанасия, равно как и издание правил, примененных к нему и другим никейцам, имело место раньше 341 – го года и было сделано на другом соборе, происходившем, вероятно, в 399 – м году, так как на это время падает пребывание в Антиохии Констанция. Собор на обновлениях, о котором говорят историки, пришлось, таким образом, разложить на два собора, разделенные между собой полуторагодичным промежутком, но от этого вопрос о нем не только не упростился, но еще более осложнился. Дело в том, что еще до низложения Афанасия, провозглашенного на соборе 339 – го года 1050 , восточные отцы вступили в частные сношения с Римом с целью добиться и здесь осуждения александрийского епископа, – и вот изучая историю этих сношений, можно видеть, что первый антиохийский собор, низвергший никейцев, не только не прекратил своей деятельности после низложения Афанасия, а, напротив, продолжал ее, по-видимому, в течение всего 340 – го года. Так, когда папа, решивший пересмотреть дело Афанасия, послал на Восток приглашение явиться на собор, адресовав пригласительную грамоту одному Евсевию никомидийскому, а это было после прибытия Афанасия в Рим, т.е. не ранее осени 339 – го года, – то восточные епископы, между прочим, обиделись на папу за то, что он в своем призыве обратился к евсевианам только, а не ко всем епископам собравшимся в Антиохии, и отправили к нему коллективный протест. Следующее свое письмо папа адресует уже не к Евсевию, а к Дианию, Флакиллу «и прочим, писавшим к нам из Антиохии» 1051 . Отсюда видно, что переписку с папой, обнимавшую вторую половину 339 – го года, вели не отдельные епископы восточные над личною своею ответственностью, а целый собор их, заседавшей в Антиохии и представлявший собой всю восточную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

За время, протекшее от начала споров до 50 – х годов IV в. состав руководящей партии противников никейского собора значительно изменился: сошли со сцены такие даровитые и непримиримые враги его, как Евсевий никомидийский и Феогнис никейский; но от этой перемены никейцы не только ничего не выиграли, а скорее многое потеряли. Вместо Евсевия и Феогниса, – людей, дороживших по своему интересами веры и церкви и сторонившихся от слишком грубых мер в борьбе с никейцами, во главе реакции теперь встали лица, не имевшие за собой ни доброго прошлого, ни морального авторитета в церкви, готовые менять свои убеждения при всяком повороте политики, – придворные каррьеристы, – вся сила которых заключалась в случайных связях при дворе и во влиянии на императора. Новые вожди внесли и новые приемы борьбы с никейцами: если ранее обвинениям, выставляемым против загцитников единосущия, старались все-таки придать законный вид и толк, то теперь-наоборот: открытый обман и грубое насилие становятся главнейшими средствами для поражения противников и удержания за собой власти в церкви. – Проводниками такого рода политики явились, помимо некоторых восточных епископов, как, напр., Акакия кесарийского или Евдоксия антиохийского, главным образом два западных епископа-Урзакий и Валент. Нравственный облик этих новых руководителей реакции достаточно открывается уже из их биографии. Непосредственные ученики Ария, ознакомившееся с его учением во время ссылки его в Иллирию 1091 , Урзакий и Валент еще будучи пресвитерами подпали анафеме за ревностное распространение арианства 1092 , но потом какими-то путями сумели достичь епископского сана, заняв две незначительные кафедры на северо-восточной окраине западной церкви: Урзакий ве Сингидуне, в верхней Мисии, а Валент в г. Мурсе в Паннонии. С первых же годов своего епископства они приняли живое участие во всех главнейших событиях, развившихся после никейского собора, – так мы встречаем их на соборе в Тире 1093 , осудившем Афанасия, затем в составе комиссии, посланной этим собором в Мареот для исследования обвинений на Афанасия на месте 1094 , и, наконец, в числе тех немногих епископов, которые решились открыто оклеветать Афанасия пред Константином Великим , обвинил его в угрозе задержать подвоз хлеба в столицу 1095 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В своем письме к Евсевию никомидийскому Арий, напоминая ему о прежней своей связи по школе Лукиана, жалуется на несправедливость произнесенного на него Александром осуждения. «Не я один, но и брат твой Евсевий в Кесарии, Феодот (лаодикийский), Павлин (тирский), Афанасий (аназабарский), Григорий (беритский) и Аэций (лидский) и все восточные, т.-е. сирийские и палестинские, за исключением только трех, учат то же самое; поэтому, и они все подвергнуты анафеме» 594 . Арий без сомнения выражал здесь то, что чувствовали и все поддерживавшее его епископы. В борьбе с Александром теперь уже недостаточно было тех случайных и разрозненных полумер, выражавшихся в частных письмах и моральной поддержке, какими пользовались ранее. На осуждение, произнесенное собором, можно было ответить только соборно. Собор составился в Вифинии, области, к которой принадлежала Никомидия, и происходил, вероятно, под председательством Евсевия. Сюда съехались все единомышленники Ария и постановили принять в общение Ария и его последователей. Разосланы были ко всем епископам поелания, в которых собор, излагая учения Ария 595 , требовал, чтобы ариан повсюду принимали в общение, и ходатайствовал о том пред Александром 596 . Разрыв произошел формальный и вопрос состоял в том, чья сторона больше приобретет себе сторонников. Агитация охватила собой обе партии. Многие подписались под изложениями, изданными вифинским собором. Александр составил специальный «том (tomus)» с обличением вероучения ариан и разослал его для подписей по всем епископиям 597 . Если верить эксцептору, извлекавшему сведения из этого тома, то Александру удалось собрать до двухсот подписей (plus minusque ducenti numera). Но, по крайней мере, одно место в перечислении тех провинций, к которым принадлежали подписавшиеся епископы, у него не подлинно. Подписи заканчивает Филогоний, епископ Антиохии сирской с прибавкой: и все восточные епископы ( ο τς νατολς θεφιλες πσκοποι) Месопотамии, Августо-Евфратезии, Киликий, Исаврии и Финикии. Странно уже то, что эксцептор, отметив νατολ, т.е., весь диоцез Востока (Oriens, включавший в себя, между прочим, и Египет с Пентаполем, и Ливией), перечисляет затем отдельные провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (пам. 11 июня), 222 чел., пострадавшие в 1900 г., во время восстания ихэтуаней в Китае (в основном в Пекине) КЛАВДИАН мч. Памфилийский (пам. 3 февр.; пам. визант. и зап. 5 апр.) - см. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) КЛАВДИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. в ст. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью КЛЕОПА (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КОДРАТ сщмч. (?) (вместе с Феодосием, Мануилом и др. мучениками Анатолийскими; пам. греч. и зап. 26 марта) КОЛАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, ДЕВЯТЬ ОТРОКОВ (VI в.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 22 февр.), отроки от 7 до 9 лет Адарнасе, Бакар, Бардзим, Ваче, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, замученные своими родителями-язычниками КОЛУМБА (521-597), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 9 июня), основатель мон-ря Иона и других монашеских обителей в Ирландии и Шотландии; почитается как один из св. покровителей Ирландии и просветитель Шотландии КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель КОНКОРДИЙ Конкордий, мч. Никомидийский (пам. визант. и зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские

http://pravenc.ru/rubrics/122324_69.html

По словам блаженного Симеона Солунского , список Устава святого Саввы сгорел в то время, когда персидский царь Хосров взял Иерусалим в 614 году. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, долгое время живший в Лавре святого Саввы, около 640 года редактировал и ввел в церквах своей Патриархии Устав иерусалимского храма Воскресения. В VIII веке Устав обогатили своими канонами и стихирами святой Иоанн Дамаскин , сам долго подвизавшийся в Лавре святого Саввы, святой Косма Маиумский и святой Андрей Критский . Особенно в Студийской обители в Константинополе Устав был много восполнен песнопениями, составленными ее подвижниками (Студитами) – Митрофаном, Анатолием, Феодором Студитом , его братом Иосифом, Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Григорием, митрополитом Никомидийским. Позднее над обработкой Устава трудились Никон Черногорец (XI век), патриархи Константинопольские Алексий (XI в.) и Филофей (XIV в.) и патриарх Тырновский (Болгарский) святой Евфимий (XIV век). Первоначальная редакция Устава святого Саввы была краткой. В нем Дисциплинарные правила преобладали над богослужебной частью. О более поздней редакции Устава святого Саввы можно судить по Тактикону Никона Черногорца, монаха на Черной Горе, близ Антиохии (вторая половина XI – первая половина XII века), много способствовавшего распространению Иерусалимского Устава. Никон, хорошо знавший современные ему уставы Студийский, Иерусалимский, Афонский и другие, сравнил их, и благодаря этим его записям можно составить представление о не дошедших до нас редакциях уставов того времени. У Никона было тяготение к общежительству; он предпочитал его келлиотскому образу жизни. Во времена Никона Устав Иерусалимский еще не был так разработан, как впоследствии, в частности, в нем еще не было так называемых Марковых глав. До XI века богослужение совершалось по Иерусалимскому Уставу в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах, затем он стал входить в практику других Церквей. Главной причиной распространения Иерусалимского Устава был его авторитет, как создания подвижников Святой Земли. В условиях охватившей весь православный Восток магометанской экспансии славянские Церкви, как и Русская, в Иерусалиме видели светоч Православия, хранимый Промыслом Божиим. Способствовали распространению этого Устава и такие, в частности, обстоятельства, как устройство метоха (подворья) иерусалимской Лавры святого Саввы в Константинополе; приезды Иерусалимских патриархов в Константинополь, наконец, занесение святым Саввой Сербским Иерусалимского Устава в афонский монастырь Хилендар и в Сербию, откуда он стал распространяться и в другие области.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов)   биография         тексты (149)         медиа (1)       Биография Феофилакт, епископ Смоленский и Вяземский (Курьянов Денис Анатольевич) Родился в городе Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих. В 1991 окончил среднюю школу. В 1992 году по рекомендации настоятеля Михайло-Архангельского храма города Грозного прот. Петра Нецветаева, где на протяжении 5-ти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. 5 апреля 1994 года, митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном, был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. 23 апреля 1994 года, Преосвященнейшим Евгением, епископом Верейским, был рукоположен в иеродиаконский, а 5 июня того же года в иеромонашеский сан. В 1996 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный, Ставропольского края. 18 мая 1998 года определением правящего архиерея был назначен на должность Благочинного православныах церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма города Благодарного. В 2000 году поступил в Институт Дружбы Народов Кавказа (г. Ставрополь), который окончил в 2004 году по специальности " Психология " . В апреле 2001 года возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем свято-Никольского храма города Изобильного. В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе. С 1 сентября 2002 года Указом правящего архиерея назначен преподавателем Литургики в Ставропольской духовной семинарии. Для продолжения богословского образования в 2003 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007 году. С декабря 2004 года нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского. 24 сентября 2006 года, в день памяти прп. Силуана Афонского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии.

http://religare.ru/25_792_110_1.html

7. Собор проходил в пригороде имперской столицы, его направляли имперские уполномоченные, особую роль на нем играл Анатолий, архиепископ Константинопольский, которому было поручено составить проект ороса и даже утвердить признание верховенства Римской кафедры на Соборе (несмотря на все ссылки на св. Петра, престиж «ветхого Рима» всегда понимался на Востоке в имперском контексте). Все это показывает, что Халкидонский Собор был имперским собором и его самым конкретным историческим результатом в области церковного устройства было окончательное определение роли Константинопольской Церкви. Именно это является содержанием 28-го правила Халкидонского Собора - о статусе Константинополя. На фоне морального крушения Александрийского патриархата, оказавшегося виновным в покровительстве ереси, выиграли утверждение своих привилегий патриархи Иерусалима и Антиохии. Настало время утвердить привилегии Константинополя. Преимущества столичной кафедры над другими, даже и над Римом, были очевидны всем. Оставалось лишь узаконить их, ибо пока, согласно букве закона, Константинополь оставался простой епископской кафедрой в Гераклейском митрополичьем округе. Еще на II Соборе (3-е правило) было постановлено: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город этот есть Новый Рим», т.е. критерием для чести и места епископских кафедр в диптихах было выдвинуто политическое обоснование. Рим, считавший, что его первое место связано прежде всего с его особыми отношениями с князем апостолов - св. Петром, - этого правила не признавал. Архиепископы Константинопольские, со своей стороны, понимали всю декларативность постановления II Вселенского Собора, ибо их канонический статус по-прежнему оставался неясным. Границы Константинопольского митрополичьего округа не были определены, так же как не были оговорены конкретные полномочия и права самих столичных архиепископов. На Соборе был поставлен целый ряд дисциплинарно-территориальных проблем: о новом Эфесском епископе, о конфликте между Никомидийским и Никейским епископами и др. По просьбе имперских уполномоченных окончательное решение по всем этим вопросам откладывалось на потом, «когда Собор будет в нужном состоянии». На самом деле проект 28-го правила, утверждающего географические границы юрисдикции Константинополя, уже находился в стадии разработки, причем инициатива его принятия исходила от самого имперского престола.

http://sedmitza.ru/lib/text/434745/

78. Святой Аркадий, второй сын его, молод, с остроконечною бородою. XIV. Преподобные столпники 1 . Герман Патриарх, не имевший бороды, говорит: веселится лик святых во веки: царствие бо небесное наследоваша. 2. Андрей Критский , старец с седою бородою говорит: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение. 3. Софроний Иерусалимский , с проседью в остроконечной бороде говорит: слыши, небо, и внуши, земле. 4. Филофей Патриарх, старец с остроконечною бородою, говорит: воплотися миро небесное Христос. 5. Иоанн Евхаит, старец с раздвоенною бородою, говорит: в начале Слово бе у Бога. 6. Георгий Никомидийский , старец плешивый, с остроконечною бородою, говорит: да радуется небо свыше... 7. Мефодий Патриарх, старец с густою бородою, говорит: дивен еси, Боже наше, и дивна... 8. Киприан, молодой, кудрявый, с раздвоенною бородою, говорит: ты царь сый и пребывающий во веки. 9. Анатолий Патриарх, старец с круглою бородою, говорит: Царство твое, Христе Боже, царство... 10. Иоанн Дамаскин , старец с раздвоенною бородою, в кукуле, говорит: веселися, Иерусалиме, торжествуйте... 11. Косьма, старец плешивый, с остроконечною бородою, говорит: премудрость, слово и сила Сын, сый Отчий. 12. Иосиф, старец с остроконечною бородою, говорит: се воссия день спасения. 13. Феофан, старец с остроконечною бородою, говорит: священными преобразованиями тайн... 14. Византий, старец с раздвоенною бородою, говорит: спасти хотяй заблудшаго... 15. Стефан Святоградец, старец в кукуле, говорит: нощи уподобися яко сень... 16. Георгий Сикелиот, с проседью в раздвоенной бороде, говорит: веселися о Господе церковь ... 17. Симеон Дивногорец, старец с круглою бородою, говорит: страшен еси, Господи, и кто постоит... 18. Арсений, юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы... 19. Вавила, старец с круглою бородою, говорит: в Троице единую силу... 20. Ефрем Карийский, старец с короткою раздвоенною бородою, говорит: Ангели твои, Христе, престолу... 21. Андрей Пирр, плешивый, с проседью в широкой раздвоенной бороде, говорит: Емуже вышнии служители со трепетом служат.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

В тот же день на четырнадцатом заседании Собор разбирал конфликт в отношении юрисдикции между митрополитами Никейским и Никомидийским 1009 . Евномий, епископ Никомидии, ходатайствовал перед императором о восстановлении прерогатив своей митрополии ввиду вмешательства епископа Никейского Анастасия. Это дело также было передано на рассмотрение Собору. Анастасий не ограничивался отрицанием обоснованности обвинений, но в свою очередь упрекал епископа Никомидийского в нарушении его, Анастасия, прав. Главным предметом спора было каноническое положение Василинополиса – поселка, входившего ранее в Никейскую митрополию, но впоследствии ставшего городом. Анастасий, в подтверждение своих прав ссылаясь на указ императоров Валентиниана и Валента, утверждающий за Никеей наименование «митрополии», поступал как митрополит и вмешивался в церковные дела в Василинополисе. Однако Евномий предложил зачитать другой, более поздний императорский указ, которым постановлялось, чтобы присваиваемая Никее честь нисколько не ущемляла прав Никомидии. Императорские представители на это заметили, что оба указа касались лишь административного статуса Никеи. Согласно правилу, установленному отцами I Вселенского Собора, в каждой провинции должен быть один митрополит. Участники Халкидонского Собора высказали мнение о том, что епископ Никомидийский является единственным действительным митрополитом Вифинии. Следовательно, Никея должна была иметь лишь первенство чести в отношении других епископий провинции. Напомним, что Собору уже приходилось решать сходный вопрос в субботу 20 октября, когда на его рассмотрение был представлен спор между Евстафием Бейрутским и Фотием Тирским. Кроме того, если считать, что 27 правил приняты были 25 октября на седьмом заседании, решение спора между Евномием и Анастасием напрашивалось само собой 1010 . После того как Собор вынес свое решение, Аэций, архидиакон архиепископа Анатолия, выступил с требованием отложить в сторону уже принятое решение как идущее вразрез с правами Константинополя, ибо, по его мнению, можно было доказать права столичной кафедры на Василинополис. Ответная реакция Собора показывает, что это вмешательство вызвало сопротивление. Раздались крики: «Да соблюдаются каноны! Будем держатся канонов!» 1011 Несмотря на это, императорские представители, приобщив к делу решение по Никомидии и Никее, добавили, исходя из выступления Аэция, что правоспособность Константинопольской кафедры в отношении хиротоний в провинциях будет в свое время рассмотрена Собором 1012 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010