Расстояние от духовной консистории 217,5 верст; от местного благочинного 15,5 верст; от Тамицкой церкви 18 вёрст. На 1896 год в Покровском селении было 50 крестьянских дворов, в которых проживали 183 мужчины и 192 женщины. Покровский приход открыт в мае 1894 г. и состоит из Покровского селения на берегу Онежской губы, в 15 верстах от г. Онеги. Жителей в нем к 1 янв. 1896 г. состояло 180 душ м. п. и 183 души ж. п. Селение это существует издавна и до 1764 г. составляло вотчину Крестного монастыря, а с 1764 г. причислено к Устьенскому Успенскому погосту, или нынешнему Онежскому соборному приходу. Церковь в селении Покровском деревянная, одноэтажная, длиной 8 саж., шириной 4 саж. и высотой 10 саж.; построена в 1708 г. при архимандрите Крестного монастыря Лаврентии, которым в том же году и освящена. Престол в ней один - во имя Покрова Божией Матери. Впоследствии к церкви пристроена была и колокольня деревянная же. Утварью и ризницей церковь скудна. Содержитс она на свечной и кошельковый доход и отчасти на пожертвования от прихожан. Свеч продано в 1895 г. 3 п. 35 фунт., от коих получилось чистой прибыли 69 р. 50 к., кошелькового сбора поступило 22 руб. 87 коп. и пожертвований от прихода на нужды церковные 347 руб. Кроме того, церковь имеет запасного капитала 400 руб. - сбережение последних 5 лет. В 1895 г. открыта при церкви школа грамоты, помещается она в доме псаломщика, обучается в ней 20 мальчиков и 4 девочки; обучением занимается местный священник и жена его Анастасия Ивановна, кончившая курс в женском епархиальном училище. В том же 1895 г. открыто в приходе церковно-приходское попечительство, имеющее в настоящее время 115 руб. на постройку причтового дома. Причт состоит из 2 членов: священника и псаломщика. На содержание его назначено от казны 525 р. Кружечных доходов поступило в течение 1895 г. 100 руб. и от сенокосного участка получено 15 руб. Священник помещается пока в наёмной квартире, за плату от прихожан; в настоящем же году будет построен причтовый дом, где поместится и церковная школа. Священником Покровского прихода состоит Андрей Андреев Усердов, 25 л., кончил курс семинарии по 2 разр., в сане священника с 22 авг. 1891 г., а в настоящем приходе с 1895 г. Псаломщик - Анастасий Павлов Шангин, 35 л., увол. из I кл. училища. Составлено местным благочинным протоиереем Ф. Кононовым.

http://sobory.ru/article/?object=56936

Указывая, что случившееся согласно предсказанию преп. Александра, он верил и других убеждал в том же, что и остальная часть предсказания о большом после испытания собрании братии – сбудется. Этим он поднял упавший дух братии и, когда раз окрестные поселяне, собравшись в праздник Успения, предложили инокам разойтись и тем дать возможность устроить из монастыря приходскую церковь , старцы уже решительно заявили: «лучше мы умрем от голода и жажды, чем оставим святое место и заветы отца нашего, игумена Александра, ибо не оставит Бог в забвении трудов его». Вера старцев спасла их. Действительно, вскоре же сбылось и остальное из пророчества преп. Александра: для его обители, после временного запустения, настали лучшие времена. Согласно общему решению старцев и мирян, с иноками поселился свящ. Варлаам, живший ранее недалеко от обители вверх по р. Чюрьюге, у часовни, и таким образом, водворилось более порядка. У этого священника был сын Матфей, человек молодой, но благочестивый и умный. Матфея выбрали игуменом. Дело было так. Видя дарование сына, Варлаам часто убеждал его принять монашество, и, сделавшись игуменом, потрудиться над благоустроением обители преп. Александра. Но скромный Матфей долго отрекался, ссылаясь на свою молодость и неопытность. Когда же стал упрашивать и боярин Иоаким (житель села Устьволги – ключник боярыни Анастасии), Матфей уже не отказывался, но просил времени для молитвы и размышления. Между тем, случилось такое чудо. Живший в обители (Устьволжанин) Марк Спица удостоился видения. Он видел себя в Александровой обители, которую обновляло множество плотников, строивших церкви и др. здания, и толпы народа, среди коего ходило 3 светоносных мужа: один в. святительской одежде с белыми власами и круглой бородой старец благословлял крестом строителей. Другой, старец – преподобный с седой до персей бородой кропил строения и плотников. А третий, с седовато–русыми волосами и небольшой бородой преподобный, кротко располагающего вида, кадил обитель. Затем все подошли к четвертому иноку, молодому возрастом...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Святейший Синод 5/12 октября 1894 года за 2729 постановил акафист св. равноапостольной Нине, «ввиду данного Преосвященным митрополитом Палладием одобрительного отзыва разрешить напечатать». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 12 октября 1894 года за 4558 287 . 115 Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская» 15 ноября 1892 года служащий в Министерстве путей сообщения коллежский асессор Александр Степанович Шмаков представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составленные им по просьбе настоятеля Красногорского Богородицкого монастыря Архангельской епархии иеромонаха Ювеналия «Службу и акафист Божией Матери, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская " ». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукопись одобрил к напечатанию и представил в Святейший Синод. Святейшим Синодом поручено было дать отзыв преосвященному Анастасию, епископу Воронежскому, который нашел, что акафист нуждается в исправлении. 1 июня 1897 года А. Шмаков снова представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет акафист Божией Матери в честь Ее иконы «Грузинская». Комитетом акафист был одобрен. Святейший Синод поручил прочесть акафист снова преосвященному Анастасию. На этот раз преосвященный Анастасий, исправив шероховатости в языке акафиста, в своем отзыве от 4 августа 1897 года высказался об акафисте одобрительно. Святейший Синод разрешил напечатание акафиста. Указ Св. Синода Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан от 1 мая 1898 года 288 . 116 Акафист прп. Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу 31 декабря 1894 года за 1091 преосвященный Никанор, епископ Архангельский и Холмогорский, представил в Святейший Синод службу и акафист прп. Никодиму Кожеезерскому, препровожденные к нему настоятелем Кожеезерского монастыря игуменом Питиримом, и ходатайствовал перед Синодом об их напечатании в количестве 500 экземпляров за счет монастыря. По поручению Святейшего Синода Синодальная канцелярия препроводила рукопись в Московский духовно-цензурный комитет для отзыва. В отзыве Московского духовно-цензурного комитета были указаны недостатки, требовавшие исправления представленного акафиста. 7 ноября 1895 года за 675 преосвященный Никанор в представлении сообщал Святейшему Синоду: «Студент Санкт-Петербургской духовной академии Александр Кононов представил мне исправленный им акафист преподобному Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, для отпечатания его. Находя этот акафист по составу его весьма полным и по изложению приличным, а употребление его в Кожеезерской обители в печатном виде неотложно необходимым, почтительнейше и усерднейше прошу разрешить печатание его в Синодальной типографии за счет Кожеезерского монастыря». Синод 3/15 ноября 1895 года за 3482 определил: «Представленную Преосвященным Архангельским рукопись под заглавием «Акафист преподобному Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу» разрешить к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Бывают дни, когда перебывают летом до шести тысяч людей всех возрастов и состояний в этих покоях. Здесь же останавливаются и архипастыри разных епархий, когда пребывают на поклонение Угоднику. Здесь же бывают и разные торжественные духовные собрания и собрания духовенства. А над покоями светло сияет крест святой. Это ли не чудо, это ли не дивное сбытие слов Господних: «Прославляющих Меня, прославлю»?! Да, покои Святителя – великая народная Святыня, и никто из богомольцев, помолившись у раки, в пещерке и осмотрев благоговейно его облачения, не преминет посетить покои Святителя и здесь молитвой и обзором утешиться своим усталым сердцем. Покои Святителя несокрушимо стоят. А сколько за это время смело время величественных строений людской силы и гордыни? Сколько памятников пышных на могилах обратилось в развалины? Скольких славных и именитых людей забылась и память?! А память праведного с похвалами!.. И к его раке, в его покои текут и текут люди со всех концов земли Русской!.. Слава Святителя Иоасафа все растет и растет, и по всему виду великой Родины славится имя его и призывается он на помощь страждущим человечеством, которое сотнями тысяч течет и течет на богомолье в Белгород. Это народное благоговение и стремление поклонится Угоднику Христову Своим примером завенчали и наши Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Феодоровна, с Государем Наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем и Великими Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной. В первый раз в Белгороде Государь Император был один, 1904 г., когда благословлял отправлявшиеся на Дальний Восток войска. Второй раз Его Величество с Государыней Александрой Феодоровной и детьми были уже после торжеств прославления Святителя, 17 декабря 1911 г. Третье Высочайшее посещение было недавно – 5 декабря 1914 г., когда обитель посетили Ее Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна и Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Полтава. Кафедральный собор Макария Каневского. Макариевский кафедральный собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 1962 года и по сей день кафедральным собором Полтавской епархии является Свято-Макариевский храм. В начале ХХ века никто не мог даже представить, что небольшая приходская Макариевская церковь на окраине, называемой Берековкой и еще – Голодрабовкой, когда-то станет главным кафедральным собором. Главным меценатом строительства церкви был полтавский купец второй гильдии Л.В. Колесников. Лев Васильевич и его жена Анастасия Ивановна оставили после себя светлую память, увековеченную в храмах Полтавы. Достоверно известно, что на их средства был также сооружен и содержался храм в честь Святой Троицы на Сенной площади, в котором эти знаменитые полтавчане и были похоронены. Большие средства благочестивое семейство оставило, согласно завещанию, для возведения Макариевской церкви, которую построили в 1903 году, через два года после смерти благодетеля. В 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца. В 1907 году в маленьком храме освящен еще один придел — в честь пророка Божия Илии. Об этом свидетельствует стоящий внутри простого деревянного престола крест с надписью: " Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Сооруженъ сей Святый Престолъ въ честь и память Святаго Пророка при державе Благочестивейшаго Императора Николая 2-го, при Епископе прихожанина Константиновича и женою его Исидоровною Радченковыми. Освященъ сей Святый Престолъ съ Епископа Полтавскимъ градскимъ благочиннымъ протоиереемъ о. Глинскимъ 1907 г. мая 12 дня при Настоятеле сей Церкви свящ. Феодоровиче Кущинскомъ, Запорожченко и церковномъ старосте Андреевиче Шпилька. Мещане Анна Петровна Моргулева, Анна Кононовна Тестенкова " . В 1930-х годах Макариевская церковь действовала. В Великую Пятницу 1937 года иеромонах Ефрем (фамилия неизвестна) служил при выносе Святой Плащаницы и готовился встретить вместе с прихожанами Великую Субботу. Но этому помешал арест священника. А потому тягостной тишиной встретила Полтава Пасхальные Праздники в том страшном году. Впервые за всю многовековую историю города в нем безмолвствовали колокола. В Пасхальную ночь куличей не святили, прихожане печально разошлись по домам. Власть, однако, церковь не отбирала, а только лицемерила: найдите, мол, священника – и служите. Ключи от храма были у старосты. Чуть позже назначили батюшку из Харькова, который прослужил от праздника Вознесения Христова около месяца. Позже Макариевская церковь опять замолчала. В 1938 году на Крещение колокола зазвонили, но длилось это недолго – всего месяц. Потом – снова тишина. Еще позже храм превратили в сахарный склад, но, к счастью, это ему не повредило, поскольку мешки лежали на полу. Алтарь, слава Богу, не тронули...

http://sobory.ru/article/?object=11977

Глава Вятской митрополии принял участие в открытии регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения 8 мая 2019 г. 10:14 6 мая 2019 года в гостинице «Вятка» состоялась церемония открытия Вятского регионального отделения общероссийской общественной организации «Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел». Организатором мероприятия выступила региональная общественная организация «Возрождение Вятки». В событии приняли участие митрополит Вятский и Слободской Марк , исполнительный директор общества «Двуглавый орел», председатель наблюдательного совета «Царьград медиа» Л.П. Решетников, эксперт исполнительной дирекции Общества Н.В. Лебедев. В зале присутствовали горожане, представители православной общественности, священнослужители Вятской епархии . Л.П. Решетников выступил с лекцией «Историческое просвещение в России». Затем с приветственным словом к собравшимся обратился глава Вятской митрополии . В ходе мероприятия Л.П. Решетников выразил благодарность за плодотворное взаимодействие общественным деятелям организации «Возрождение Вятки» — прежде всего, председателю общества В.М. Васильеву и куратору проектов Н.И. Неустроевой. Был представлен руководитель Вятского регионального отделения Общества — В.С. Неустроев и другие организаторы Общества в регионе. Л.П. Решетников выразил надежду на дальнейшее тесное сотрудничество, включая организацию встреч вятчан с известными российскими историками, выстраивание взаимодействия с молодежью. В ходе состоявшейся дискуссии Л.П. Решетников давал развернутые ответы на вопросы о видении им современных политических процессов, нашего исторического прошлого и будущего России. В завершение мероприятия состоялся концерт «С любовью к России». Перед собравшимися выступили автор-исполнитель, члена Союза писателей России Людмила Кононова и лауреаты ряда всероссийских и международных творческих конкурсов Александра и Анастасия Балыбердины. В рамках мероприятия также состоялась презентация книг Л.П. Решетникова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Как известно, возрождение этого явления духовной жизни, начавшееся в конце XVIII века в русских обителях, связано со Святой Горой и преподобным Паисием (Величковским), основателем русского Ильинского скита на Афоне. Его ученики – схимонах Феодор и иеросхимонах Клеопа – подвизались некоторое время на Валааме. Валаамский игумен – преподобный Назарий (Кондратьев) – принимал непосредственное участие в издании Добротолюбия, в основу которого был положен церковнославянский перевод преподобного Паисия. Строгая скитская жизнь для безмолвного молитвенного подвига была организована при другом валаамском игумене – Дамаскине (Кононове), который особенно заботился о том, чтобы у каждого насельника был духовный руководитель. Старцами были его ученики – иеросхимонах Алексий (Блинов), иеромонах Агафангел (Амосов), старшие современники Маркиана. По всей России прославилась эта обитель строгой монашеской жизнью и своими благодатными старцами. Конечно, неслучайно, в записках валаамского паломника так много страниц посвящено описанию его бесед со старцами. Более 150 раз встречается слово «старец» в афонской части записок Маркиана. В  общеупотребительном его значении,  как синоним слова «старик», оно употребляется, когда автор говорит, например, об отце Парфении из Благовещенской келлии: «хороший, добрый старец – седой, как лунь»; или об архимандрите Мисаиле: «почтенный старец, но весьма бодрый и легкий»; о схимонахе Михаиле: «красивый, седой старец», о настоятеле кельи Саввы Освященного: «маститый старец». В монашеском обиходе это слово закрепилось не только за пожилым монахом. На Афоне старцем именуется лицо, на имя которого оформляется долговое соглашение на владение келлией или скитом, принадлежащим какому-либо монастырю. При этом «старцем» мог быть вовсе не пожилой человек, как например, в Сретенской келлии: «старец кельи молодой иеромонах Афанасий». Кроме того, этим словом обозначался член монастырского собора («соборный старец»). В 1911 году в Пантелеимоновом монастыре было 12 соборных старцев, о чем Маркиану как о нововведении рассказывает старичок-иеромонах Анастасий: «…раньше, при игумене Герасиме… было, так сказать, монархическое правление, этого же держался и покойный арх.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=247...

Каждую субботу святых Христовых Таин приобщалась: носил к ней св. Дары духовник ее, от праведного Лазаря священник отец Иоанн. Было у него горе большое. Сынка его из здешней бурсы послали в Питер – в академию учиться, а малый-то и пропал без вести. Уж, как сокрушался отец Иоанн; приход бедный, четыре поповны-подростки; вся надежда была на сына. Марфа Яковлевна утешала своего духовного отца: «не горюй, батюшка, терпи и Богу молись: не пропал твой Алеша; еще увидишь его, воротится тебе на радость». – Так и сбылось. Прошло годов несколько, и попович наш вернулся, после замиренья (вероятно, в 1815 году). Что ж ты думаешь, где пропадал? Как доехал только до Питера, так и сбежал на какие-то аглицкие корабли; захотелось, вишь, парню по белому свету погулять. Весь свет Божий, говорят, кругом объехал. И с деньгами большими воротился; сестер пристроил, отца всем снабдил, и стали жить изобильно, как никогда прежде не живали. Только попадья старая не дождалась радости, года за два померла. А как настали последние дни, Марфа Яковлевна предчувствовала свой конец; со всеми знакомыми простилась и иконы, какие у ней были, раздала близким на благословение. В день кончины св. Таин причастилась, особоровалась и канон на исход души прослушала. А как читали канон, так всякое слово повторяла; наизусть знала канон, видно, чисто про себя читала. Сама свечку задула, перекрестилась три раза и так тихо преставилась блаженная, словно сладким сном заснула. На шестой день схоронили, потому что все подъезжали на похороны из других городов. Ни тления не примечали, ни запаха не слыхали, даром, что жары были сильные. А какой плач был на погребении, особенно бедные воплем выли! Народу столько было, что монастырь весь был полон. Пока в доме лежало тело, панихиды ни днем, ни ночью не умолкали. Да и поныне часто приходящие и приезжие просят служить панихиды над могилою, и многие исцеления по вере своей получают. В 1850 году исцелилась после молитвы на могиле Суздальской подвижницы соседняя помещица Анастасия Степановна Ш-ва, много лет страдавшая мучительной нервной болезнью 19 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слух о богоугодной жизни отшельников Ондрусовой пустыни дошел до Царя и Великого Князя Василия III Иоанновича: (1505–1534). Благочестивый Государь дал им грамотой милостыню из своей казны, повелевая выдавать «переступая через два года на третий без волокитно», и вместе с этим воспрещал наместникам брать пошлины с монастырских ловцов и тоней. Царь Иоанн (IV) Васильевич Грозный (1534–1584), подтвердил грамоту родителя своего, и пожаловал Игумену с братией на Ладожском озере рыбные тони. В 1546 году Царь Иоанн Васильевич особенной грамотой еще отпустил щедрую милостыню. Последнее пожертвование Царя почти обеспечило существование пустыни и вызвало основателя в Москву. Престольный град был тогда в ожидании разрешения от бремени добродетельной Царицы Анастасии Романовны. Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, советовали Царю взять в восприемники первого попавшегося на встречу путника и во избежание несчастливой, по предрассудку, встречи с монахом, отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах Московских, пока не будет совершено святое крещение царственного младенца. В ночь на 1 Августа 1549 года Царь Иоанн Васильевич был обрадован рождением дочери. Державный родитель велел немедленно привести с улицы первого встречного. Едва посланный вышел из царских палат с ужасом увидел перед собой престарелого инока! Услышав об этой встрече, Царь потребовал к себе ослушника его приказаний. Черноризец предстал и на угрозы раздраженного Царя отвечал с безмятежным спокойствием: «Великий Государь! повели справиться: еще вчера вечером я был за сто слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь»! Посланы гонцы в указанное старцем место. Слова его подтвердились, и Царь уразумел в этом событии волю Божью. В смиренном чернеце он узнал бывшего царедворца: это был Преподобный Адриан, – и, благоговея перед святой его жизнью в иночестве, о которой он уже наслышался, удостоил его чести быть восприемником новорожденной Царевны Анны вместе со старцем Геннадием Сарарайским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Главною целью сего собора было осуждение трех так называемых статей, или сочинений, епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иваса Едесского, которые оставлены были без внимания на соборе Халкидонском, но признавались неправославными от многих 113 . Император Иустиниан уже несколько лет настаивал, чтобы статьи сии были осуждены, и это произвело сильное волнение между епископами Востока и Запада, которые опасались, осудив статьи, поколебать доверенность к собору Халкидонскому. Однако все патриархи восточные и в том числе Петр Иерусалимский после долгих сомнений подписали осуждение; противился только один Вигилий Римский, но и он, находясь в Царьграде и несколько раз колебавшись в своем мнении, принужден был согласиться с мнением соборным. По предложению императора святители осудили также и мнения Оригеновы, ради смятений, возбужденных ими в Палестине; ибо Иустиниан велел прочесть на соборе жалобу, ему представленную архимандритами палестинскими: Евлогием, Кононом, Кириаком и Панкратием; жестокий их противник, Феодор Кесарийский, уже не в силах был противодействовать, ибо скончалась его покровительница, императрица Феодора. Деяния соборные посланы были в Палестину и единодушно приняты на областном соборе всех епископов, созванных в Иерусалим патриархом Евстохием. Один только Александр, епископ Авилы, не хотел согласиться и был за то лишен сана; он удалился в Царьград, где погиб от землетрясения. Иноки новой лавры, не терпя осуждения Оригенова, совершенно отделились от общения Церкви православной, и тщетно старался патриарх, в течение восьми месяцев, привести их опять на правую стезю. Тогда исполнил над ними приговор царский, чрез областного правителя, изгнав их не только из лавры, но и из всей Палестины. Однако Евстохий не хотел, чтобы оставалась впусте лавра, основанная великим Саввою. Он послал туда сто двадцать православных иноков, половина коих взята была из великой лавры, а прочие из других обителей, и дал им настоятелем некоего Иоанна, мужа благочестивого, служившего прежде в телохранителях царских. Историк Кирилл был в числе новой братии; он находился тогда в обители Евфимия и, по совету молчальника Иоанна, приглашен был отцами великой лавры в новую. Все они собрались в Иерусалим и, под предводительством патриарха и нового настоятеля, крестным ходом пошли в новую лавру, а между тем правитель Анастасий изгонял из нее оригенистов: это происходило двадцать три года спустя после кончины блаженного Саввы, и тем исполнилось пророчество ученика его Иоанна о событиях в сей новой лавре. «Так прекратилась нечестивая война сия между иноками, – говорит Кирилл, – и я заимствую слова Писания: да веселится неплодная и процветет яко крин, ибо Господь, исполненный любви к чадам своим, сказал: я видел озлобление людей Моих Израиля и внял воплю его и иду избавить его; пришел и посетил нас и ввел нас в достояние врагов наших, дабы мы соблюдали заповеди Его: Ему слава во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010