Владыка Новгородский с любовью принял преподобного, благословил создание обители и, видя духовную зрелость его, рукоположил в иеромонаха. А боярыня Анастасия, вдова Иоанна, и сын ее Георгий, с радостью четырьмя грамотами дали новой обители обширные владения. Анастасия хотела подарить даже всю область, но преп. Александр отказался, по своей нестяжательности и из нежелания обидеть родителей, завладев слободской землей. Радостно возвратился преподобный на избранное место и устроил храм во имя св. Николая Чудотворца, с трапезой. Мало–помалу к нему стали приходить иноки и иереи, и образовалось общежитие. Стали стекаться пожертвования и преподобный богато украсил церковь на эти дары, устроил кельи и ввел монастырский порядок по уставу иерусалимскому. Каждому из братии определил он свое послушание, заповедал всем воздержание и молитву, покаяние и братолюбие, и трудолюбие. Причем сам первый исполнял эти требования и своим примером, ободряя трудящихся, обличал ленивых. Число иноков при нем значительно возросло. В состав братии им были приняты и пострижены два родных племянника, из коих одному он нарек имя Никифора, а другому – Порфирия; первый был келарем, второй – пономарем. Но, по неисповедимым судьбам Божьим, угоднику Христову привелось перенести немало и скорбей. Еще, когда он строил Никольский храм, сожительствовавший инок ушел и оставил преподобного одного. Когда же он постриг племянников, то братья едва силою не взяли сыновей из обители и жестоко поносили преп. Александра. Хотя кроткое слово преподобного успокоило разгневанных, однако, вскоре сами племянники глубоко оскорбили дядю– подвижника: они не захотели переносить тягостей иноческой жизни и самовольно удалились. Незадолго до сего скончались и родители преподобного. Невзгоды и труды подорвали здоровье и силы преп. Александра и он впал в расслабление. Хотя, после усердной молитвы, ему явился преп. Кирилл, и, напомнив обет не уходить с этого места, исцелил его, однако преп. Александр уже предчувствовал близость своей кончины, которая и случилась вскоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. А. Бобков (слева). Фотография. Кон. 60-х гг. ХХ в. Евгений Алексеевич (6.07.1939, пос. Кучино Московской обл.- 25.11.1985, Москва), прот. Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкой иерархии ). Из семьи потомственных старообрядцев, сын А. Д. Бобкова, в 60-х гг. XX в. являвшегося председателем Рогожской общины. В 1948 г. девятилетний мальчик был поставлен во чтецы старообрядческим еп. Геронтием (Лакомкиным) в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 1956 г. Б. поступил на юридический фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова. На 3-м курсе выяснилось, что Б. является чтецом Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религ. убеждений, на фак-те был устроен публичный диспут на тему «Есть ль Бог?». Б. твердо отстаивал свою позицию и был отчислен из МГУ. На страницах газет появились публикации, посвященные этому событию: Карпель Р. , Некрасов Ю. «Хамелеон», «Еще раз о хамелеоне» (Моск. комсомолец. 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. После отчисления из ун-та Б. работал в Издательском отделе Московского Патриархата, ОР НБ МГУ им. А. М. Горького, Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР. В 1960 г. окончил Всесоюзный заочный юридический ин-т, в 1960-1961 гг. служил в Вооруженных Силах. В дек. 1963 г. поступил в аспирантуру юридического ин-та, из к-рой был отчислен в февр. следующего года по доносу одного из бывш. однокурсников. С сент. 1964 г. заведовал книгохранилищем Покровского собора на Рогожском кладбище. 7 июля 1966 г. старообрядческий архиеп. Московский Иосиф (Моржаков) рукоположил Б. во диакона к Покровскому собору. Энергичный, общительный, эрудированный диакон, поддерживаемый архиеп. Иосифом, многое сделал для активизации жизни в старообрядческой церкви и увеличения числа молодых верующих, в т. ч. из интеллигенции, что вызывало беспокойство со стороны Совета по делам религий . Представители Совета потребовали от архиеп. Никодима (Латышева) перевести Б. в сане диакона в дальний деревенский приход. Однако еп. Анастасий (Кононов) без согласования с Советом 11 июня 1975 г. совершил хиротонию Б. во священника. Новопоставленный священник был назначен в старообрядческий храм во имя прор. Илии в Гомеле (Белоруссия). В нач. 80-х гг. Б. также окормлял приходы в дер. Добрянке Черниговской обл., в с. Тураеве Раменского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/149409.html

Юшково. Церковь Илии Пророка. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1923. Ссылки:   Адрес: 181516, Псковская область, Печорский район, с. Юшково Координаты: 57.503879, 27.62237 Проезд:При въезде в Юшково со стороны Новой Уситвы (через Ботвино) будет Т-образный перекресток - на нем налево и далее по правую сторону немного в глубине леса. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Погост Даличено ныне деревня Юшково Печорского района. Относилась к приходу Церкви Святителя и Чудотворца Николая на погосте Шемерицы (село Лакры). В приходе было 7 часовен, все деревянные. Когда они построены — неизвестно. Сохранились сведения, что в деревне Замошье была часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в деревнях Шумки и Кононово — в честь Святой Мученицы Анастасии, в деревне Даличено — в честь Святого Пророка Божия Илии. Часть прихода после 1920 года оказалась в составе Латвии и подчинялась Вилякскому благочинию Латышской Православной Церкви, своего храма у прихожан не было. Они возбудили ходатайство перед Синодом Латвийской Православной Церкви об организации самостоятельного прихода и строительстве церкви. До открытия прихода и строительства церкви богослужения совершались в деревне Даличено в часовне Святого Пророка Божия Илии, стоявшей на кладбище. В зимнее время богослужения совершались в специально приспособленном доме в деревне. В 1920 году Синод разрешил открытие прихода и строительство церкви. В тот же год произведена закладка деревянной церкви Святого Пророка Божия Илии. Огромную роль в организации приходской жизни сыграл священник Григорий Пономарев. Малое освящение построенной церкви совершено 10 января 1924 года. Стараниями иеромонаха Дорофея церковь снабжена необходимой утварью, облачениями, иконами, богослужебными книгами. В ноябре 1936 года церковь освящена епископом Елгавским Иаковом, викарием Рижской митрополии. Рядом с церковью находится кладбище, на котором похоронены воины, павшие в Первую мировую войну. В 1920 году было 500 прихожан, в 1938 году — 1100. Все прихожане были русскими.

http://sobory.ru/article/?object=15047

В Министерстве культуры РФ прошло заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом 14 июня 2019 г. 21:20 13 июня 2019 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом . Заседание возглавили сопредседатели комиссии — председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон и директор Государственного Исторического музея А.К. Левыкин. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии приняли участие руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря г. Москвы архимандрит Дионисий (Колесник), клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиерей Георгий Мартынов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), настоятель Владимирского собора г. Севастополя протоиерей Сергий Халюта, древлехранитель Ярославской епархии игумен Никодим (Федоров), наместник Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря игумен Анастасий (Додарчук), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). Со стороны Министерства культуры Российской Федерации в работе комиссии участвовали президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, директор Департамента музеев Министерства культуры РФ В.А. Кононов, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Е.А. Морозова, юрист-консульт Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Л.В. Хацкевич, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин, директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровская, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, представители музеев и другие приглашенные лица. Члены комиссии обсуждали вопросы взаимодействия общины Владимирского собора, расположенного на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», с музеем, а также севастопольского Владимирского собора-усыпальницы адмиралов с Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником.

http://patriarchia.ru/db/text/5455039.ht...

У культури РФ пройшло Церкви з музейним 14 червня 2019 р. 21:20 13 июня 2019 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось заседание  Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом . Заседание возглавили сопредседатели комиссии — председатель  Патриаршего совета по культуре   митрополит Псковский и Порховский Тихон  и директор Государственного Исторического музея А.К. Левыкин. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии приняли участие руководитель Правового управления Московской Патриархии  игумения Ксения (Чернега) , настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря г. Москвы архимандрит Дионисий (Колесник), клирик  кафедрального соборного Храма Христа Спасителя  г. Москвы протоиерей Георгий Мартынов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), настоятель Владимирского собора г. Севастополя протоиерей Сергий Халюта, древлехранитель  Ярославской епархии  игумен Никодим (Федоров), наместник Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря игумен Анастасий (Додарчук), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). Со стороны Министерства культуры Российской Федерации в работе комиссии участвовали президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, директор Департамента музеев Министерства культуры РФ В.А. Кононов, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Е.А. Морозова, юрист-консульт Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Л.В. Хацкевич, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин, директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровская, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, представители музеев и другие приглашенные лица. Члены комиссии обсуждали вопросы взаимодействия общины Владимирского собора, расположенного на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», с музеем, а также севастопольского Владимирского собора-усыпальницы адмиралов с Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5455332...

Вдова Анастасия, Новгородской губернии, Голубинской волости, из Заобонежья, получила исцеление вдруг от нескольких болезней. К вечерне (13 Августа) пришла она в Успенскую церковь без глаз, без языка, с согнутой в запястье рукой и – скорченным мизинцем; а на другой день, накануне праздника Успения Божией Матери, во время литургий стала видеть и говорить; рука и палец её исправились. Такую чудесную милость получила эта вдова «освящения ради святаго храма и по молитвам св. угодников» 64 . 34–38 Некто Тарасий Кононов, из Дорогобужа был болен руками и ногами; больна была у него и вся левая сторона, к тому же ещё он был и слеп. Однажды, во сне явилась ему Пречистая Богородица, а с нею ещё двое со свечою, – и сказала: «иди в Печерский монастырь Пречистыя Богородицы и молись прилежно, п поклонись Игумену и братии, чтобы дозволили тебе побыть там: тогда я тебе и зрение дам». Больной был ещё на пути к Печерскому монастырю, как получил уже исцеление рук и ног. Когда он пришёл в обитель Пречистыя Богородицы и, утомившись на пути, на дворе уснул, тогда снова явилась ему таже Дева и сказала: «иди и молись! Пречистая даст тебе исцеление». Слепец, пришедши в церковь Пречистыя Богородицы и помолившись пред чудотворным Её образом, получил зрение, и тогда же всем объявил о бывших ему чудесных видениях и исцелениях. 45–49 В 1606 году, Июля 6 дня, некто Прокопий Мордашев, из Пшаги, получил зрение во время всенощного Богослужения. А после молебна, приложившись к кресту, этот прозревший рассказал и причину своего ослепления: «раз у меня заболели глаза, так рассказывал он об этом событии, тогда некоторые говорили мне: «умойся росою на праздник св. Иоанна Предтечи, и у тебя заживут глаза». Я послушался, умылся, – и в тот же день ослеп и не видел до сего дня, вот уже три года и одиннадцать дней». 46–50 В 1693 году, Декабря 20 дня, прибыл в Печерскую обитель помещик из великого Новгорода, Новгородской и Бежецкой пятины, Борис Иванов Безстужев, и объявил Архимандриту обители Паисию с братиею следующее: с самого начала весны, во всё лето, у меня была сильная болезнь; весь я лежал в расслаблении и не владел языком, около полугода.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Но особенно разительное чудо совершилось при преемнике Вассиане II –Кассиане (1551–1561 гг.) Тогда прибыл в Каргополь воевода Иван Михайлович Юрьев, родственник супруги царя Иоанна Васильевича – Анастасии. Именитый боярин, управитель края, задумал воспользоваться владениями монастыря. Когда к нему явились игумен Кассиан и один инок Евсевий, воевода заявил, что он будет брать одну новую пошлину с монастырских владений. Когда же на это Евсевий отвечал решительным отказом, боярин разгневался. Но когда они уснули, ему грозно явился святитель Николай и преп. Александр и запретили делать зло обители. Святитель сказал ему: «Если не покаешься – горе тебе». И преподобный также грозил. В страхе боярин отвечал: «Не погуби меня, святитель, но другого не знаю, как называть». «Ты не знаешь его? – воскликнул святитель, – а хотел разорить Обитель его, вот он пришел защищать труды свои и меня взял с собой, там храм в мое имя». Между тем, испуганные иноки возвратились обратно, Евсевия все порицали и на утро послали его снова в город умилостивлять боярина. Когда Евсевий прибыл в город, ему встретился священник домовой церкви боярина и рассказал о случившемся. Не смея верить, Евсевий явился к боярину. Тот, действительно, принял его весьма ласково, просил извинить за грубость и дерзости, рассказал о видении святителя и преподобного, и жалел о том, что не заехал в Ошевенскую обитель, наконец, вручил старцу милостыню для обители. С радостью возвратился Евсевий в обитель и рассказал братии о дивном чуде милости Божией. В 1567 г. было составлено вновь житие преп. Александра, иеромонахом Феодосием. Феодосий был сын священника Подпорожского прихода (ныне Онежского уезда, Архангельской епархии). В детстве он часто слыхал рассказы о преп. Александре от старца Корнилия, первого жизнеописателя преподобного, и от других лиц, частью сродников святого – племянника его Амвросия, частью знавших его. Когда же пришел в обитель, услышал еще новые сказания о преподобном, а когда приступал к описанию жития, случились такие чудеса: Игумен постриг его в понедельник, на первой неделе Великого поста и дал в послушание опытному старцу Елисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Никонова летопись подтверждает это событие. В ней сказано: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549 года Августа в 1–й день, в Субботу на неделю в нощи той, в начале 4–го часа родися Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой Княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича; а крестил ее Благоверный Царь в новом монастыре девиче, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее; приехал Царь и В. К. в Субботу в монастырь, во храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в день церковь свящал и дщерь свою Царевну Анну, а крестил ея старец Андриан Ондрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни Корнилев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов». На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученической смертью и стяжать венец страстотерпца. Некоторые из соседних Ондрусовой пустыни жителей (крестьяне сел. Обжи), сведав о милостивом приеме старцу от Царя, научаемые диаволом, умыслили овладеть царскими дарами. 15 Мая 1550 года, в дремучем лесу, за 30 верст от обители, близ селения Обжи, напали на святого мужа и жестокими побоями пресекли его земную жизнь. Злочестивые люди эти обманулись в своих ожиданиях: нестяжательный старец чужд был тленных сокровищ, царского дара не нес, и лишь странническая сума досталась в добычу убийцам. Сиротствующее братство, не зная случившегося, напрасно ожидало отца своего и наставника. Прошло два года в неизвестности. Напоследок, в одну ночь в сонном видении явился Преподобномученик нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, поведал им о страдальческой своей кончине, указал место, где злодеи скрыли святые мощи и велел похоронить его кости в обители. Это было 18 мая 1552 г. Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей: конь земледельца должен был привести к ней. В видении Св. Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, опрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней и где она остановится, там и искать кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

При первом Строителе Иеромонахе Тихоне, 8 Августа 1819 г., возрождающаяся Андрусова пустынь осчастливлена была посещением Государя Императора Александра Павловича, Его Величество, проезжая из Олонца в Финляндию, пожелал поклониться Преподобномученику Адриану и, оставив свиту свою на правом берегу реки Олонки, в рыбачьей лодке переправился через нее на левый, откуда пролегала тропинка к пустыни. Местные чиновники докладывали, что дорога идет лесом и удобна лишь для езды верхом и то с большой трудностью, но, не смотря на это, Государь приказал подать лошадь и, в сопровождении крестьянина деревни Большаковой (Олонецкого уезда на низовье р. Олонки) Ермолая Маниева, поехал к обители. За две версты до пустыни лошадь, испуганная коровой, запнулась. Его Величество отдал ее проводнику и продолжал путь пешком. Завидев обитель, Благословенный обнажил главу и долго молился на храмы Божии, пока настоятель с братией не вышли из св. ворот на встречу. Приняв благословение старцев, Государь приказал проводить себя к мощам Угодника Божия. В Церкви Святителя Николая Его Величество останавливался помолиться перед чудотворной иконой Святителя, приложился к ней и к местным образам. В церкви, где почивают мощи Преподобного Адриана, Император положил три поклона земные и преклонил колена перед могилой Богом посланного кума прапрабабы своей царицы Анастасии Романовны. Несколько минут Он оставался в этом благоговейном положении и когда встал, иноки заметили, что очи его были увлажены слезами умиления. При выходе из церкви Его Величество изъявил желание принять гостеприимство пустынников в настоятельских кельях и чтоб собралась туда вся братия. Около часа Государь вел со старцами беседу о благоугождении Господу. С тем же проводником Его Величество оставил обитель и через несколько времени, в память Своего посещения, прислал Царские дары: серебряные позлащенные сосуды и годовой круг богослужебных книг. В 30 верстах от пустыни, близ селения Обжи, на том месте, где преподобный Адриан, в 1550 году 15 Мая принял мученическую кончину и где с давних пор стоял только деревянный ветхий крест, ничем не огражденный, заботливостью и усердием о. Геннадия 1882–83 гг. выстроена деревянная, благолепная и поместительная часовня, по размеру и внешнему виду подобная небольшой церкви, с колокольней при ней. Ближайшим побуждением к устройству этой часовни послужило чудесное избавление местных и окрестных жителей, молитвами Преподобномученика Адриана, от свирепствовавшей в 1873 году сибирской язвы, в воспоминание чего ежегодно 14 Июня, т. е. в день принесения из Андрусовой обители иконы Преподобномученика Адриана, совершается из местного приходского храма сел. Обжей крестный ход на это святое место и кругом окрестных полей 4 . 19 мая – память преподобного Корнилия, Палеостровского чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

С другой стороны, благочиние в церквах во время богослужения также было предметом заботливости Петра. Так, одним из указов его повелевалось, чтобы в церквах во время службы «никаких разговоров и хождений для прикладывания к мощам и иконам не было», и с нарушителей брали штраф в церковную казну 169 . Издание книг Св. Писания на церковно-славянском языке (преимущественно Четвероевангелия, Нового Завета и Псалтиря) производилось, между тем, довольно деятельно; они печатались в Москве, частью же в Киеве, Львове, Могилеве, Чернигове и Петербурге. Всех вообще изданий этих, при Петре Великом сделано было 48 170 из коих более половины (25) снабжены были разными пособиями к чтению Св. Писания: предисловиями, отзывами отцов церкви о Слове Божием, житиями апостолов и евангелистов, обозначением содержания каждой главы: к иным изданиям прилагалось истолкование к тексту или указание чтений утренних, великопостных 171 . Были также издания малого формата удобный, чтобы всегда носить их при себе 172 . Укажем на более замечательные из этих изданий Св. Писания, в хронологическом порядке появления их. 1. Евангелие во все дни чтимое по зачалам, с толкованием св. блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского. in f. Москва. 1698. В предисловии рассказано, что книга эта составлена св. Феофилактом и переведена на славянский язык в Болгарии, «где хотя и пишут по-славянски, однако в наречиях русском и болгарском есть многия разности». 2. Псалтирь in f. Москва. 1698, с «оглавлением возследований святыя книги сея» и следующими приложениями: а) Символ веры св. Афанасия, патриарха Александрийского, Ь) Изложение о вере Анастасия, патриарха Антиохийского, с) Изложение о вере св. Михаила, d) Отзывы о псалмах Василия Великого , Августина и Феодорита. 3. Евангелие толковое, вседневное, in f. 1698. Москва. 4. Новый 3авет, in 8 . 1703. Киев, с оглавлением и предисловием Феофилакта Болгарского к Евангелию от Матфея, с «сказанием главам евангельским, утренним апостолам и евангелиям, и со сказанием деяний апостольских». В предисловии к читателю объяснено, что Новый Завет «в сей малой книге типом изобразити потщихомся: да ты, благочестивый читателю, сию малую книгу, без всякаго отягощения при себе, тако на пути, яко и по всяком месте достойном носящи... удобнее оной возможеши употребляти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010