В настоящее время в монастыре имеется один каменный храм в честь Спаса Нерукотворного. Он был построен в 1829 году гвардии поручиком Александром Федоровичем Полторацким на месте домовой церкви помещиков Полторацких. До закрытия в храме было 4 придела: в честь Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Храм был полностью восстановлен к 1999 году, и 28 ноября того же года архиепископом Климентом освящен его центральный придел. В обители хранятся частицы мощей: апостола Андрея Первозванного; святителей Игнатия Брянчанинова , Иннокентия Херсонского , Феодосия Черниговского, Луки Симферопольского, Игнатия Ростовского, Тихона Задонского , Патриарха Московского Тихона; священномучеников Иосифа Астраханского и Харлампия Магнезийского; мучеников Хозевитских; благоверного князя Александра Невского; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского , Варнавы Гефсиманского , Севастиана Карагандинского , Лаврентия Черниговского , Феодора Санаксарского , Саввы Вишерского, Арефы Верхотурского; праведного Артемия Веркольского; Киево-Печерских святых: священномученика Кукши, преподобномучеников Анастасия, Василия, Феодора, преподобных Агапита, Евстратия, Ипатия, Дамиана, Нестора Летописца, Никона, Моисея, Алипия, Феофила, Николы Святоши; Афонских святых: преподобномученика Акакия и преподобного Гавриила; Оптинских старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Исаакия I, Антония, Илариона, Нектария; а также праведного Ионы и преподобного Кукши Одесских. Особо почитаются иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Тихвинская икона Божией Матери. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2301  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Мать очень любила читать святоотеческую литературу и Священное Писание. Любовь к чтению она унаследовала от своего отца, бывшего офицера гусарского полка, собравшего хорошую библиотеку духовной литературы и русских классиков. Это стремление к образованию передалось затем от матери к сыну. И в дальнейшем, в годы своего обучения в Ленинградской Духовной Академии Патриарший стипендиат Николай Немцов почти всю свою стипендию тратил на приобретение книг русских классиков и редких дореволюционных изданий. В послевоенные годы и во времена хрущевских гонений в Донбасс, в силу политических обстоятельств, стекалось много монашествующих из разоренных монастырей. Анастасия Михайловна была дружна с пожилыми монахинями, часто собираясь с ними на дому для молитвы. На эти полулегальные собрания всегда ходил с нею Коля, который слушал назидательные беседы матушек, вместе с ними молился и подпевал, когда они пели псалмы и духовные стихи. В Донбассе было много священников старой закалки, переживших времена гонений, ссылок и лагерей. Их тоже навещали Немцовы. Во всех этих людях будущий Архипастырь видел неподдельную доброту, милосердие и простоту. И еще в юности, он задавал себе вопрос: " Как же так? Люди прожили такую сложную жизнь, а у них незлобивые, детские души? Вот таким, значит, и должен быть священник " . Встречи с этими людьми стали для Николая серьезным и назидательным уроком, а их жизнь - примером для подражания в деле дальнейшего служения Церкви. Часто мать брала Николая в паломнические поездки по святым местам, к православным святыням. Эти поездки совершались нередко на большие расстояния. А однажды, вспоминает Владыка, в 1957 или 1958 году, одна из женщин предложила матери поехать в Караганду, к одному очень известному старцу. Этот разговор будущий Архипастырь хорошо запомнил, и ныне отмечает, что люди из Донбасса ездили к почитаемому ими карагандинскому Батюшке, и слово " Караганда " звучало для него уже в то время. Но мог ли Николай предположить тогда, что через много лет в сане Митрополита он будет окормлять этот замечательный город - Караганду? И того Батюшку, о котором слышал в детстве, которого уже тогда все почитали (а имя его преподобный старец Севастиан), станет почитать и он, и будет молиться у его святых мощей? И сейчас, совершая богослужения в Карагандинском Свято-Введенском соборе, вновь и вновь вспоминаются Владыке его далекие детские годы, вспоминается мама и ее благоговейные сомолитвенницы, которые теплом свих боголюбивых сердец согревали и сберегали святую Русь.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/16/...

Она: - Ой, и правда! Чей-то я заговорилась? Какой-то пост, какие-то жалобы? Учись, а там Господь Сам управит. И как-то незаметно ушла от этой темы. Об этом разговоре я вспомнил только через двадцать с лишним лет, в 1995 году. В то время я был епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США. По долгу службы мне приходилось сталкиваться с целым рядом вопросов и проблем, а посоветоваться, как лучше решить, было не с кем. Однажды, сидя в кресле своего кабинета, я рассуждал, как поступить в создавшейся ситуации. И вспомнились мне слова матушки Анастасии, к тому времени уже почившей. Давно забытое ее напутствие очень помогло мне тогда. И еще мать Анастасия мне сказала: - Да, сейчас-то ты приходишь, а вот когда будешь большим человеком, так и забудешь, и поминать меня не станешь... Я говорю: - Матушка, ну почему не стану? Так она меня упрекнула. И теперь, когда совершаю Божественную литургию и стою у жертвенника, ее слова всегда выстреливают у меня в памяти. Конечно, я всех поминаю, кого помню, с кем общался. Но надо сказать, иногда бывает такое, что стоя у жертвенника, возникает впечатление, что мне являются лица уже покойных людей. Я по лицам вспоминаю, кого встречал, с кем общался. Некоторых даже по имени не помню, только лица их являются перед моим взором. Я стою и поминаю. Так, почти дословно, исполнялись в моей жизни предсказания наших стариц. VIII Была у нас в Караганде еще очень интересная схимонахиня Ирина, с ней я встречался только однажды. В Москве отец Анатолий Просвирнин, впоследствии архимандрит Иннокентий, говорит мне как-то: - Ты знаешь, в Караганде есть такая монахиня Ирина? Я отвечаю: - Там много монахинь, но я с ними мало знаком. - Слушай, это такая интересная личность! Вот, поедешь, обязательно с ней встреться. Я ее рассказ записал... Отец Иннокентий записал ее рассказ на магнитофон, но не знаю, сохранилась ли эта запись. - Торопись, - говорит, - она уже в таком возрасте, что может скоро отойти. Приехав в Караганду, я нашел матушку Ирину. Она сразу поняла, что я студент Семинарии. Я попросил ее: «Матушка, не могли бы вы рассказать для пользы моей души о своей жизни?» И вот, она рассказала о себе такую историю.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/20/...

То было время хрущевских гонений на Церковь. Детям запрещалось ходить в храм, и Батюшка за это очень переживал. Мама к нему приходила: «Батюшка, как быть? Ведь у меня их шестеро!» И когда власть имущие требовали от отца Севастиана объявить, что детям не следует ходить в церковь, Батюшка на это ответил: «Я не могу запретить детям приходить в храм. Вы имеете власть, вы и поступайте, как власть велит». Он сумел умно ответить, и поступил очень мудро, не запретив детям посещение церкви. Так что к батюшке и тогда приходили, и по сей день люди идут, обращаются в молитвах. На мой взгляд - это самая яркая личность у нас в Караганде. III Вместе с отцом Севастианом, я помню, трудился протоиерей Александр Кривоносов. Перед моим уходом в Армию, мама посоветовала сходить к монахине Анастасии и попросить ее святых молитв. Я исполнил просьбу мамы. Но когда я пришел к матушке, она направила меня к протоиерею Александру Кривоносову, сославшись на то, что он больше понимает во всем, с чем мне придется столкнуться в Армии. Отец Александр принял меня с любовью. Расспросил, кто я, зачем пожаловал. Он знал нашу семью. Батюшка был тоже в преклонном возрасте. Демобилизовавшись, в живых я его уже не застал. Но наставления отца Александра до сих пор помню и не перестаю удивляться его мудрости. Напутствуя меня, батюшка говорил о необходимости всегда помнить о Боге и о священном долге защиты Отечества. «С Богом везде будет хорошо и не страшно». Спросил, какая у меня профессия. Узнав, что я окончил курсы в автошколе и, возможно, буду нести службу в качестве водителя, дал мне очень важные советы, которыми я руководствовался не только в Армии, но и в последующие годы своей жизни. Вот, допустим, он говорил: «Никогда ничего не делай без молитвы. В Советской Армии, к сожалению, нельзя открыто молиться, и в годы службы в храм ходить тебе не придется», - хотя не знал, куда меня направят. А меня направили в Германию. Там, где я служил, действительно, не было православных храмов. - Но ты не смущайся. Утром встанешь с постели, в уме скажи краткую молитву: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». На физзарядку бежите, а ты в уме читай утренние молитвы (я знал их на память). И физзарядка быстро пройдет, и ты получишь благословение Божие на предстоящий день. Идете в строю на завтрак, обет или ужин, ты в уме читай молитву «Отче наш...». Подадут пищу - незаметно, ложкой, осени ее крестным знаменем и скажи: «Господи, благослови». Идете из столовой, читай: «Благодарим Тя, Христе Боже наш...»

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/19/...

По рассказам духовных чад старца одевалась матушка своеобразно: на одной ноге галоша, на другой – валенок. Часто бывало, что зимой ходила в галошах и ботах, а летом в валенках. Платье всегда грязное, если наденет чистое, оно недолго продержится. На голове платок или тряпка, почти всегда растрепанная. Только перед причастием одевала все чистое. Бывало, поможет человеку в хозяйстве, и чтобы не хвалили, наденет чужие валенки и пойдет. Матушка обладала даром прозорливости и исцеления. Благодатных Даров Святого Духа матушка удостоилась за великое смирение, терпение и послушание. Приведём лишь одно свидетельство современников: «Однажды зимой послал ее старец Севастиан ночевать к Степаниде. Она пошла. Стучится: «Пустите переночевать!». Ей отвечают: «Нет у нас места». Легла матушка на пороге у двери, не посмела вернуться. Ночью снег шел, и матушку занесло. Утром хозяева встают, открывают дверь, а она не отворяется. Она вскочила, отряхивается: «Ой, простите, я помешала вам» Следует отметить, что митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) с любовью относился к старцу Севастиану. А после его блаженной кончины (1966 г.) Владыка сказал: «Я, несомненно, уверен, что Батюшка в лике преподобных». (Старец был прославлен в лике местночтимых святых 12 октября 1997 года. День памяти преподобного Севастиана – 6/19 апреля. Обретение мощей 22 октября.) Митрополит Иосиф очень почитал и карагандинских стариц – схимонахиню Анастасию и монахиню Агнию. По дару пророчества, которым обладали обе матушки, Владыка называл их «карагандинские Сивиллы». В начале июня 1975 года владыка Иосиф в последний раз посетил Караганду, О том, что этот приезд в Караганду станет последним для владыки Иосифа было предсказано ему схимонахиней Анастасией. «Благословите, Владыка! Мы больше не увидимся», – сказала карагандинская старица старцу-митрополиту. Вскоре у него случился приступ, и 4 сентября 1975 года Владыка почил. Прозорливая старица Анастасия отошла ко Господу через два года 13 апреля 1977 года. Перед смертью в 1977 году была пострижена в схиму. Матушку Анастасию похоронили в г. Караганде на Михайловском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– У нас к вам будет просьба: рассказать нашему приходу о вашем творчестве, а также (мы читали, что вы несколько лет трудились старшим экскурсоводом Оптиной пустыни) поведать нам про Оптину и про Оптинских старцев. А сам я очень хочу рассказать вам, как писателю, историю своей мамы: она была духовным чадом святого старца, в конце жизни приняла монашеский постриг. И вот я нежданно-негаданно оказываюсь в Оснабрюке, рассказываю дружному приходу (человек 50) про Оптину. Заранее предупреждаю: – Знаете, я оптинских старцев так люблю, что могу вам хоть до вечера, хоть до утра рассказывать. Боюсь, что увлекусь, как тетерев на току... Вы мне, главное, знак сделайте: покашляйте там, что ли, чтобы я остановилась, когда устанете слушать... Часа через полтора раздается кашель, все оборачиваются и начинают на кашляющего шикать, на что он виновато говорит: – Я нечаянно закашлялся, простите! А они мне: – Рассказывайте дальше, пожалуйста! Долго я им рассказывала, без перерыва, пока в голосе хрипотца не послышалась. В итоге, по наступлению лета они организовали поездку на автобусе в Оптину пустынь, и весь приход явился поклониться оптинским старцам. Я им еще и про старицу Сепфору подробно рассказала (а мне про нее поведала когда-то ее келейница, схимонахиня Анастасия (в монашестве Пантелеймона), за которой я ухаживала после ее инсульта в Киреевске). С матушкой Анастасией в Киреевске При чем тут Севастиан Карагандинский, спросите вы? А вот при чем. Петя, который меня пригласил, стал рассказывать про свое детство и про маму: она осталась вдовой с семерыми детьми и была духовным чадом старца святой жизни. – Петя, а кто же был этот старец? – О! Это был преподобноисповедник Севастиан Карагандинский! И я могу рассказать и о нем, и о других его духовных чадах. Так я узнала новые для меня факты из жизни святого старца и написала рассказ «Почему ты такая суворая?» Он есть здесь, на Православии.Ru: кто захочет – может прочитать. В названии нет опечатки. В деревне, где Петя с мамой жили, говорили не «суровая» – а «суворая».

http://pravoslavie.ru/135254.html

До сих пор я благодарю Бога, что по молитвам наших карагандинских подвижников Он не дал мне погибнуть до конца. То, что произошло со мной под этот праздник и то, что не случилось худшего (а это могло произойти), я напрямую связываю с молитвами матушки Анастасии. Подробнее об этом я пока не могу рассказать. Но говорю с полной уверенностью: в этот день Господь вывел меня на тот путь, который открывает каждому человеку для достижения вечной и блаженной жизни. Теперь, после праздника Преображения Господня я иными глазами взглянул на окружающий мир. Может быть, скажу слишком громко, но для меня это совершенно очевидно: пока залечивались мои телесные раны, у меня открывались духовные глаза. С этого дня я начал читать духовную литературу: апологетические книги, творения святых отцов.   V   В годы моего детства в Караганде было две церкви - на Втором руднике храм Архангела Михаила, и в Большой Михайловке - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Мы ходили в оба храма. В то время в Караганде были трудности с транспортным сообщением, поэтому, какой автобус раньше подходил, на тот садились, туда и ехали. Конечно, пока был жив отец Севастиан, старались чаще ездить в Большую Михайловку. Если приезжал митрополит Иосиф, то мы ехали в ту церковь, где он служил. Мы любили ходить на его службы, потому что они были очень торжественные. Когда Владыка служил, обстановка в храме была особая, молитвенная. Вдохновенный настрой передавался всем молящимся. Много спустя лет, когда я, будучи уже епископом, приехал из командировки из Соединенных Штатов домой, мама меня спросила: - Ну, ты сейчас епископ, как тебе служится-то, расскажи? - Как служится? Как любому епископу - есть вопросы, есть проблемы, их надо решать. И тут мама напомнила мне один случай. (Я-то его не помнил, был тогда мальчишкой лет десяти). Как-то однажды приехал в Караганду владыка Иосиф. Прихожу после службы домой, мама спрашивает: - Ну, как тебе служба? - Как хорошо быть Владыкой! - отвечаю ей. - Почему хорошо быть Владыкой? - Потому что все ему дорогу уступают!

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/19/...

  VI   Когда я принял решение поступать учиться в Семинарию, то сказал об этом маме. Она, как всегда, посоветовала обратиться к матушке Анастасии. А у нас в Караганде была такая традиция, что по духовным вопросам все обращались к матушке Анастасии, а по вопросам профессиональным - шли к матушке Агнии. Кому куда работать устроиться, куда учиться пойти. Мать Агния - профессионал. Поэтому, когда я сказал о своем намерении матушке Анастасии, она отправила меня к мать Агнии: «Матушка Агния хорошо разбирается в этих вопросах, - сказала она. - Сходи к ней, она тебе подскажет, что и как надо сделать, чтобы подготовиться к поступлению в Семинарию». Монахиня Агния к этому времени уже в храм не ходила, у нее были парализованы ноги, она могла только сидеть или лежать. Когда я пришел к ней, она сидела у себя в комнате. Я рассказал матушке о своем желании поступать в Духовную Семинарию, и что матушка Анастасия направила меня к ней. Мать Агния похвалила за хорошее намерение и стала расспрашивать о том, чем я занимаюсь, что читаю, знаю ли молитвы. После этого она порекомендовала мне просмотреть в журнале Московской Патриархии программу для поступления в Семинарию и выучить все, что должен знать абитуриент. - У тебя есть настольный календарь на следующий год? - спросила матушка. - Нет - ответил я. Тогда матушка взяла со стола свой календарь и, листая его, стала задавать мне вопросы: - Пятидесятый псалом знаешь на память? - Да, - отвечаю. - А девяностый псалом знаешь? - Да. Она: - Хорошо, пригодиться. А ты знаешь, где находится Московская Духовная Семинария? - Да, - говорю. - В Троице-Сергиевой Лавре. Она, продолжая листать календарь, спрашивает: - А ты знаешь тропарь Пресвятой Троице? Выучи, пригодиться... А тропарь преподобному Сергию Радонежскому знаешь? Выучи, пригодиться. А кто у тебя Небесный покровитель, Георгий Победоносец? - Нет, - говорю, - благоверный князь Георгий Владимирский. - А тропарь ему знаешь? Выучи, пригодиться... Читать славянский текст умеешь? - Немного умею. Она открывает следованную Псалтирь и просит меня почитать.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/19/...

Ирина так и сделала. Нашла нужную машину, приехала в магазин, их во двор пропустили такая машина вне подозрения – туалеты же чистить приехали. Ирина пропустила первую уборщицу, ко второй подскочила, та забрала покрывала, кинула их в магазине – и все. На этом вся беда закончилась. И запись там и покрывала там. Еще такая история. Пришло время моему сыну Степану Степанычу поступать в институт. Я пришла к матушке: «Матушка, – говорю, – Степа поступает в институт, надо ему помочь». Она говорит: «О! Это очень просто. Ты узнай, когда он будет сдавать экзамены, в эти дни приходи в церковь и приноси сюда по сорок булочек десятикопеечных. Мы тут помолимся, и он четверки получит». Так я и сделала. Первый экзамен сдает – несу сорок булочек. Их там в раз порасхватали, пораздавали. Сын приходит с экзамена, приносит четверку. На следующий экзамен снова так же. Всего было четыре экзамена, на каждый экзамен носила по сорок булочек, и сын на всех экзаменах получал четверки. Так, по молитвам матушки, Степан Степаныч поступил в институт. Нина-хохлушка Как-то в пятницу, сотрудники больницы, где я работала, уговорили меня поесть колбасы. На другой день я пришла в церковь , отстояла Литургию. После Литургии мать Анастасия стала всем раздавать святую воду и мне говорит: «Подойди сюда». Я подошла, а она меня лупить принялась и кричит на всю церковь : «Ах, свинья! Ах, свинья!» Я испугалась – что за «свинья»? «Матушка, – кричу, – дай мне водички святой!» А она не дает и продолжает меня бить. Народ сбежался: «Хохлушку лупят!» А матушка кричит: «Это свинья!» Колбаса-то, видимо, была свиная. Вот она меня выпорола, я успокоилась и пошла к батюшке Севастиану за благословением. Подхожу к нему, а он: «Нина! Ты сегодня именинница! – выпороли значит – ну, на тебе просфору!» Так они духом сообщались. Монах Севастиан (Хмыров) Как-то с крыльцев, где правый хор стоит, сходит мать Анастасия, идет по церкви и шумит: «Кому платок? Кому черный платок?» Подходит к другим крыльцам, а там Мотя Минаева говорит: «Матушка, дайте мне черный платок, у меня нет черного платка». А она: «Ну нет и не надо тебе». И дальше пошла. А у дверей, у выхода наша мамка стоит и трепещет: «Ох, это она мне, наверное, даст черный платок, это, наверное, страшное какое дело предрекает». Мать Анастасия подходит к ней и спрашивает: «Тебе надо платок?» «Нет, – говорит наша мамка, – у меня три черных платка, не надо мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Анатолий (Потапов) Оптинский († 12.08.1922, пам. 30 июля); прп. Нектарий (Тихонов) Оптинский († 12.05.1928, пам. 29 апр.); прмч. Никон (Беляев) Оптинский († 8.07.1931, пам. 25 июня); прмч. Исаакий II (Бобриков) Оптинский († 8.01.1938, пам. 26 дек.) – прославлены 26.07.1996 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. Оптиной пустыни, при наместнике архим. Венедикте (Пенькове). 74) Свт. Петр (Могила) , митр. Киевский и Галицкий († 31.12.1646), прославлен 6.12.1996 решением Синода УПЦ. 75–79) Прмч. Иосиф (Гаврилов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Антоний, иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Варлаам (Похилюк), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Иов (Протопопов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Петр послушник, Раифский, Казанский – † 7.04.1930, пам. 14 янв.; 80) прмч. Сергий (Гуськов), иеромон., Раифский, Казанский († 10.08.1930, пам. 14 янв.) – прославлены 6.04.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 81–88) Сщмч. Порфирий (Гулевич), еп. Симферопольский и Крымский († 2.12.1937, пам. 19 нояб.); сщмч. Николай, прот., Крымский († 14.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Димитрий (Киранов), прот., Крымский († 4.01.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Варфоломей иеромон., Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Владимир иерей, Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Иоанн Блюмович, иерей, Крымский († 13.04.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Тимофей (Изотов), иерей, Крымский († 15.02.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Антоний (Корж), иерод., Крымский († 14.03.1938, пам. 19 нояб.) – прославлены решением Синода УПЦ 11.06.1997, торжество прославления состоялось 29.06.1997, в неделю всех святых, в земле Российской просиявших. 89) Прп. Гавриил (Зырянов) , Казанский, Псковский († 24.09.1915), прославлен 30.07.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 90) Прп. Матфей (Швецов) Яранский († 29.05.1927, пам. 16 мая) – прославлен 23.11.1997 в г. Яранске архиеп. Вятским и Слободским Хрисанфом (Чепелем). 91–92) Сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. Семиреченский и Верненский († 16.09.1918, пам. 3 сент.); прп. Севастиан (Фомин) , старец Карагандинский († 19.04.1966, пам. 6 апр., обретение мощей 22.10.1997),— прославлены в 1997 г. определением архиеп. Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова). 93–95) Сщмч. Анатолий (Грисюк) , митр. Херсонский и Одесский († 23.01.1938, пам. 10 янв.); сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилуцкий († 9.02.1930, пам. 27 янв.); свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Херсонский и Таврический († 25.05.1857),— прославлены в 1997 г. решением Синода УПЦ.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010