Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ визант. гимнограф. Автор древнего заупокойного кондака, состоящего из проимия «      » и 24 икосов, 1-й икос - «        » (греч. Ατς μνος πρχεις θνατος). Имя автора определено по идущему через икосы акростиху «Αναστασου το ταπεινο ανος» (Анастасия смиренного песнь). К. Крумбахер полагал, что последнее слово акростиха, читаемое в нек-рых рукописях как νοσας или νοσηεας, обозначало родину А. Часть исследователей допускает, что А. является также автором покаянного канона с акростихом «Αναστασου μαρτολο ξομολγησις» (Анастасия грешного исповедание - Τρεμπλας. Σ. 342-344), но его принято отличать от Анастасия, написавшего канон о болящих. О личности А. высказывались разные предположения. Кард. Ж. Б. Питра , осуществивший критическое издание этого кондака, считал, что его автор оказал влияние на прп. Романа Сладкопевца , след., жил не позднее 60-х гг. VI в. По мнению Питры, автором мог быть Антиохийский свт. Анастасий I Синаит . Э. Буви полагал, что этот кондак принадлежит прп. Анастасию Синаиту , автору гомилии «О умерших», обнаруживающей стилистическое сходство с гимном. А. И. Пападопуло-Керамевс и С. Петридес отождествляли А. с Анастасием Квестором . Против такого отождествления высказывался К. Трипанис. К. Мицакис, подобно большинству исследователей (Ж. Б. Питра, К. Крумбахер, В. Вейх, К. Эмеро, Г. Тильярд и др.), склоняется к датировке жизни А. периодом расцвета кондака (VI-VII вв.). Ист.: Goar. Euchologion. P. 456-459; Εχολγιον τ Μγα. Σ. 454-459; Требник большой. Л. 141об.- 143об.; Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 242-249 (критич. изд.). Лит.: Pitra. T. 2. P. 280-287; Christ, Paranikas. Anthologia. P. XXXV, CII-CIII; Bouvy E. Le cantique funèbre d " Anastase//EO. 1897-1898. Vol. 1. P. 262-264; Petrides S. Les deux mélodes du nom d " Anastase//ROC. 1901. Vol. 6. P. 444-452; Krumbacher K. Die Akrostichis in der griechischen Kirchenpoesie//Sitzungsberichte der Philosophisch-philologischen Klasse der Königlich Bayerischen Akademie der Wissenschaften. [S. l.]. 1903. H. 4. S. 588; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 39, 79-80; Emerau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. Vol. 21. P. 264; Bardenhewer. Bd. 5. S. 165; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica. W., 1968. P. 51-52, 55; Τωμαδκης. Βυζαντιν μνογραφα. Σ. 245; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα. Σ. 252, 511-513; Τρεμπλας Π. Ν. Εκλγη Ελληνικς Ορθοδοξου Υμνογραφας. Αθναι, 19782. Σ. 32-34, 68, 101, 240. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/114826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ († 449), еп. Самосаты Коммагенской (юго-восток М. Азии). Во время Всел. III Собора присоединился к Иоанну Антиохийскому и блж. Феодориту , противникам свт. Кирилла Александрийского , и написал опровержение на его анафематизмы, о содержании к-рого можно судить из ответов свт. Кирилла (PG. 76. Col. 315-386). А. считал, что свт. Кирилл якобы возрождает ересь Аполлинария, еп. Лаодикии Сирийской . Из-за такого отношения А. к свт. Кириллу Александрийскому прп. Анастасий Синаит называет его «драконом, исполненным несторианского яда» (Hodegos. Сар. 22). Следует, однако, отметить, что позиция А. была довольно умеренной: он, в частности, подчеркивал, что надлежит осуждать тех, кто считает Христа простым человеком (греч. ψιλν νθρωπον), и приветствовал примирительное послание свт. Кирилла «Да радуются небеса». А. приписывают 10 посланий к Александру, еп. Иерапольскому , еп. Иерапольскому, и др. епископам Востока, сохранившихся в лат. переводе, письмо к Раввуле , еп. Эдесскому, на сир. языке и фрагменты на греческом. Соч.: CPG, N 6373-6385; Epistulae//PG. 84. Col. 649, 669, 672, 691, 704, 713, 717, 719; Fragmenta varia//Ibid. 89. 292; Baumstark A. Ein Brief des Andreas von Samosata an Rabboula von Edessa und eine verlorene dogmatische Katene//Oriens Chr. 1901. Bd. 1. S. 179-181. Ист.: Anastasius Sinaita. Hodegos//PG. 89. Col. 291-294. Лит.: Le Quien M. OC. T. 2. Col. 935; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 194, 223, 228; Jugie M. André de Samosate//DHGE. T. 2. Col. 1604-1606; Bardenhewer. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1924. Bd. 4. S. 249-250. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/115238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНУВИЙ [Ануб, Нуб, Ануф; греч. Ανοβ, Ανοφ, копт. anoup, anouf ] (IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт. 23 паоне (17 июня)). Упомянут в копт. календаре Абу-ль-Бараката . Скорее всего А. подвизался в В. Египте. Вероятно, именно о нем повествует «История монахов» как об отшельнике, к-рого пришли навестить монахи Сурус, Исаия и Павел, т. к. им было видение о его скорой кончине. По их просьбе А. рассказал им о своей жизни и упомянул о том, что во время гонений (возможно, при имп. Юлиане Отступнике ) он исповедал имя Спасителя и с тех пор ни разу не произнес неправды. По словам преподобного, пищу ему приносили ангелы, а сам он неоднократно сподоблялся чудесных видений Небесного Царства. На 3-й день А. умер, и монахи видели, как ангелы приняли его душу. В сохранившихся изображениях мон-ря Бауит встречается изображение 3 монахов: Аполлона, основателя мон-ря, Фиба и А., однако нет оснований для того, чтобы без сомнений отождествить А. на фресках мон-ря Бауит и подвижника, о к-ром упоминает «История монахов». Память А. содержится в греч. и слав. стишных синаксарях под 6 июня, в к-рых А. назван «знаменосцем» (греч. σημειοφρος), т. е. человеком, видевшим божественные знамения. В ВМЧ стих и память А. помещены под 5 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Iun. T. 6. P. 641; Hist. mon. Aeg. 11; Rufinus. Hist. mon. 10 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 65-67); ЖСв. Июнь. С. 94-97. Лит.: David J. Anoub (2)//DHGE. T. 3. Col. 420-421. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/114078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФУСА [греч. Ανθοσα] († ок. 280), прп. Селевкийская (пам. 22 авг.). Род. в г. Селевкии Исаврийской (совр. Силифке, Турция) в знатной языческой семье, но тайно придерживалась христ. учения. В правление имп. Валериана А. пришлось уйти от родителей, убеждавших ее отречься от веры. Они разыскивали ее, но не нашли. А. направилась в г. Тарс (совр. Тарсус, Турция) и приняла крещение от еп. Тарсийского, сщмч. Афанасия. Вместе с ней крестились двое ее слуг - Харисим и Неофит. Еп. Афанасий, Харисим, Неофит отказались принести жертвы идолам и были усечены мечом († ок. 259). А. удалилась в Киликийские горы, где, проведя более 20 лет в отшельничестве, скончалась в мире. Через неск. лет тело А. было обретено пустынножительницей Полихронией в пещере, чудесным образом указанной пантерой, и погребено мон. Авраамием. Близ пещеры был основан мон-рь. Сведения об А. содержатся в пространном житии (BHG, N 136), кратком житии (BHG, N 137), а также в житиях в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 137а), Синаксаря К-польской ц. X в. (BHG, N 137е) и Минология Василия II (PG. 117. Col. 595-596). На основе мученических актов написаны пространные жития еп. Афанасия (BHG, N 181-182), Харисима и Неофита (BHG, N 299). Согласно Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 915-916) и Типикону Великой ц. IX- XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380), служба этих святых совершалась 22 авг. в к-польском храме в Иппоихниях (ν Ιπποχνοις). В большинстве визант. календарей, а также в печатной Минее (Венеция, 1591) их память указывается 22 авг., но в ряде греч. рукописных Миней-Четьих она встречается под 23 или 24 авг. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255, 257). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития, включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РГАДА. Син. тип. 177. Л. 126, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432 (2-я паг.)). Ист.: BHG, N 136, 137, 137а, 137е,181-182, 299; ActaSS. Aug. T. 4. P. 499-504; Laty ev. Menol. T. 2. P. 312-315; ЖСв. Авг. С. 378. Лит.: AnBoll. 1893. T. 12. P. 5-42; Janin R. Anthuse (3)//DHGE. T. 3. Col. 538; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43-44. П. Б. Михайлов, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/75538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ († 925), прп. из Траянова мон-ря, чудотворец (пам. греч. 3 июня). Род. в небогатой семье в феме Кивирриотов (М. Азия). Достигнув совершеннолетия, А. ушел из дома, взяв с собой, по слову Спасителя, только один хитон. Странствуя по разным мон-рям, он получал наставления у духовных мужей и старцев. Однажды он встретился с игум. Космой, бывш. синклитиком (членом имп. совета), к-рый основал мон-рь на р. Сангарис (Вифиния), названный Траяновым (греч. το Τραανο). Однако жестокосердная братия вынудила его покинуть мон-рь. Увидев в А. посланца Божия, Косма вместе с ним вернулся в свой мон-рь. Исполненный добродетелей, А. своим примером обратил иноков ко страху Божию, а сам вскоре принял великую схиму и стал священником, занимаясь также переписыванием книг. А. строго постился, до вечера не вкушая пищи, претерпел много искушений от демонов, но благодаря своему смирению избавился от страстей. Он ни на кого не смотрел и ни с кем не разговаривал, общаясь с братией только в субботу и в воскресенье. Впосл., переписав для игумена много книг, А. потерял зрение. Он обратился к Богу с горячей молитвой: «Господи, если я достоин, даруй мне свет, как он был изначально, и все, что я буду по силе, данной Тобой, писать, пойдет на пропитание бедным и нищим». Удостоившись исцеления, А. за 28 лет раздал бедным 900 номисм золотом, заработанных своим трудом. В глубокой старости он отошел ко Господу, ведомый апостолами Андреем и Иоанном, что открылось в видении игум. Косме. При жизни А. делал различные предсказания, к-рые всегда сбывались, и сотворил множество чудес после смерти. Житие А. находится в греч. Синаксарях (древнейший список: Paris. Coisl. 223, 1301 г.), видение игум. Космы включено под 5 окт. в состав слав. Прологов. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Ιονιος. Σ. 22). Ист.: BHG, N 2047n; ActaSS. Iun. T. 1. P. 319-320, 327; SynCP. Col. 725-728. Лит.: Janin. Grands centres. P. 102-103; Janin R. Athanase le Thaumaturge (83)//DHGE. T. 4. Col. 1398; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508-509; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 14. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/76838.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИСИЙ [Греч. Αφροδσιος] (1-я четв. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.). Происходил из Асии, подвизался в киновии прп. Феодосия I Великого . Однажды А., обладавший богатырской силой, рассердился на мула и ударил его кулаком по голове. Мул упал замертво. В знак покаяния А. взял ношу мула, надел на плечи седло и вернулся в киновию, но был изгнан прп. Феодосием. А. долго скитался по Иорданской пустыне, затем исповедал свой грех прп. Иоанну Хозевиту , к-рый посоветовал ему идти к прп. Савве Освященному . Прп. Савва определил ему строгую епитимью: затвор, «воздержание языка и чрева». В течение 30 лет А. не выходил из кельи, питался остатками овощей от братской трапезы, спал на жесткой рогоже, прилежно занимался ручным трудом, раздавая деньги бедным. По ночам его покаянный плач не давал спать соседям. Почувствовав приближение смерти, А. пришел в церковь к прп. Савве с просьбой отпустить его на день в киновию прп. Феодосия. Прп. Савва отправил вместе с ним пресв. Феодула, велев тому передать прп. Феодосию, что некогда он принял от него человека по имени Афродисий, а теперь благодатью Божией посылает к нему ангела. Прп. Феодосий с радостью встретил А., простил его и отпустил с миром. Вернувшись в лавру прп. Саввы, А. через неск. дней тихо скончался. Прп. Савва велел похоронить его отдельно от братии, чтобы могила А. была известна и чтобы ему поклонялись приходящие в мон-рь паломники. Игум. Даниил называет нетленные и благоухающие мощи А. в числе главных святынь лавры наряду с мощами основателя лавры прп. Саввы Освященного и наиболее знаменитых подвижников: прп. Иоанна Дамаскина, прп. Иоанна Молчальника, свт. Феодора, еп. Эдесского, и прмч. Михаила Савваита (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 46). Память А. отмечается 23 дек. в греч. рукописных стишных синаксарях (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 531)) и 24 дек.- в используемых ныне в греч. Церквах печатных Минеях (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 352). Ист.: BHG, N 1608; Помяловский И. В. Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерус. переводе по ркп. ИОЛДП, с присоединением греч. подлинника и введением. СПб., 1890. С. 232-241; ЖСв. Дек. С. 152; Kyrillos von Skythopolis. Vitae Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 134-135. (TU; Bd. 49. Heft 2). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 522; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 65. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/77136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРИЕНА [Вриенна; греч. Βραινα, Βρυανη] († 318), прп. Нисибинская (пам. суббота сырная, пам. греч. 29 и 30 авг.), игумения мон-ря в г. Сиваполе (Нисибине) в Месопотамии. Сведения о ней содержатся в Житии прмц. Февронии , племянницы и воспитанницы В. При В. в обители подвизались 50 инокинь, монастырский устав отличался строгими постами и продолжительными бдениями. Согласно уставу первой игум. диаконисы Платониды, по пятницам все сестры оставляли свои послушания, собирались в церкви и с утра до вечера молились и читали Свящ. Писание. Когда в Сиваполь прибыли военачальники имп. Диоклетиана Селин и Лисимах, монахини бежали из города и скрылись в горах. В мон-ре остались только В., Фомаида и Феврония. В. укрепляла Февронию на мученический подвиг и после смерти святой погребла в своей обители ее мощи, от к-рых стали происходить чудотворения. В мон-рь стало стекаться множество паломников, но, когда свт. Иаков , еп. Нисибинский, захотел перенести мощи Февронии в кафедральный собор, святая через чудесные знамения показала, что хочет остаться в мон-ре, и только по молитве В. епископ смог взять частичку ее мощей. В. скончалась через 14 лет после мученической смерти своей ученицы. Память В. включена в греч. и слав. стишные синаксари под 29 и 30 авг. (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.; ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: BHG, N 659; ActaSS. Iun. T. 5. P. 17-35; SynCP. Col. 933; ЖСв. Июнь. С. 536-563. Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 129-139; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 264; Т. 3. С. 535; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 1049; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 84; Japund i M. Briene//BiblSS. Vol. 3. Col. 414. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/155440.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ (ФЕОДОРОПУЛОС) [греч. Επιφνιος Θεοδωρπουλος; в миру Этеоклис] (27.12.1930, Вурнази, ныне ном Месиния, Греция - 10.11.1989, Афины), пресв., архим., церковный писатель, публицист и богослов. Е. Ф., окончил начальную школу в г. Каламе (ныне Каламата). В 1949 г. поступил на богословский факультет Афинского ун-та. В 1956 г. митрополит Этолийский и Акарнанийский Иерофей рукоположил Е. Ф. во диакона. С 1956 по 1961 г. жил в Каламе, с 1961 г.- в Афинах. В том же году Е. Ф. был рукоположен во пресвитера митрополитом Элевферупольским (Элефтерупольским) Амвросием. Е. Ф. был известен как «пастырь покаяния», основной формой его служения было совершение таинства Исповеди в храме Трех святителей в Афинах. В 1976 г. Е. Ф. основал муж. исихастиарий (тип мон-ря) Благодатной Богородицы. Е. Ф. известен как церковный апологет и автор 22 книг, а также множества статей по богословию и на актуальные темы церковной жизни. 1-я его книга, вышедшая в 1956 г., называлась «Священное Писание и лукавые духи». В совр. Греции Е. Ф. почитается как старец. Соч.: Εχει η εκκλησα εξουσαν αφσεως αμαρτιν. Αθνα, 1959; Το αμετθετον των επισκπων. Αθνα, 1962; Η μασωνα υπ το φως της αληθεας. Αθνα, 1964; Ανκδοτα Ιωλ Γιαννακοπολου Αρχιμανδρτου. Αθνα, 1968; Η Μεϒλη Εβδομς: Μετ ερμηνεας των μνων. Αθνα, 1969; Προϒαμιααι σχσεις, πολιτικς ϒμος, αμβλσεις. Αθνα, 1986; Θματα κανονικ και εκκλησιολοϒικ. Αθνα, 1987; Μοναχς και ιεραποστολ. Αθνα, 1989; Церковь о добрачных связях и абортах. М., 2004; Заветы Жизни: Из жизни и учения архим. Епифания Феодоропулоса. М., 20052; Две крайности: Экуменизм и зилотство. М., 2007. Лит.: Αρϒρης Ι. Ο ποισας και διδξας. Αρχιμανδρτης Επιφνιος Θεοδωρπουλος. Αθνα, 2001. К. И. Лобовикова Рубрики: Ключевые слова: НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/190101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ И КАРИОН [греч. Ζαχαρας κα Καρων] (IV в.), преподобные (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.; пам. копт. 13 бабеха). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 95-96) содержится рассказ, согласно к-рому К., оставив жену и двоих детей, удалился в Скит (Египет), чтобы стать монахом. Когда в Египте случился голод, его супруга с малолетним сыном З. и дочерью пришла просить мужа о помощи. К. взял З. в обитель, а дочь вернулась к матери. Став юношей, З. вместе с отцом удалился в Фиваиду из-за ропота братии, но и там среди монахов возникло недовольство молодостью и красотой З. Вернувшись в Скит, З. пришел к селитровому озеру, погрузился в него и в течение мн. часов пребывал в воде, пока его тело не покрылось струпьями, так что К. с трудом узнал сына. Во время Св. Причастия скитскому пресв. Исидору был открыт поступок З. и он сказал: «В прошлое воскресенье отрок Захария приходил и приобщался как человек, ныне же он стал как ангел». В сб. Apophthegmata Patrum приводится 6 изречений о З., к-рый достиг высокой степени совершенства в смирении и безмолвии. В арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) говорится, что З. подвизался в Скиту 45 лет и скончался 13-го числа месяца бабеха (10 окт.) в возрасте 52 лет. В греческом стишном Синаксаре (ГИМ. Син. греч. 369(353), XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 527), как и в Венецианской греч. печатной Минее XVI в., под 24 нояб. содержится только память К. Прп. Никодим Святогорец отождествляет З. с прп. Захарием (пам. 24 марта). Ист.: PG. 65. Col. 177-180 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П., 1993р. С. 66-67); SynAlex. Vol. 1. P. 335-337; SynAlex (Forget). Vol. 1. P. 66-68; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 178; Τ. 4. Σ. 131-132; ЖСв. Дек. С. 171-173. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365 [Карион], 376; Nau F. Carion et Zacharie, moines de Scété: (Commencement du IVe siècle)//ROC. 1905. Vol. 10. P. 209-212; Van Doren R. Carion//DHGE. T. 11. Col. 1044; Sauget J.-M. Zaccaria//BiblSS. Vol. 12. Col. 1455. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/182707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [Зенон; греч. Ζνων] (сер. IV в.- ок. 418), прп. (пам. 30 янв.; пам. греч. 10 февр.). Основным источником сведений о жизни З. является 12-я гл. «Истории боголюбцев» (ок. 444) блж. Феодорита, еп. Кирского, к-рый неоднократно посещал З. и беседовал с ним «о любомудрии» (περ φιλοσοφας). З. был родом из Понта из богатой семьи и состоял на воинской службе у рим. имп. Валента (364-378), занимаясь доставкой писем. Феодорит сообщает, что З., оставив родину, «напоялся от источников Василия Великого». После смерти императора З. удалился в окрестности Антиохии и поселился в одной из пещер. Он отказался от собственности, носил грубую одежду и обувь, принимал пищу через день и пил лишь воду, к-рую приносил издалека, не позволяя никому помогать себе. Келлия подвижника не запиралась, но оставалась недоступной для недоброжелателей: однажды отряд исавров, взяв крепость неподалеку, разорил прибежища отшельников, но по молитве З. миновал его пещеру. Святой провел в уединении 40 лет, лишь по воскресным дням посещая богослужения. На родине у З. оставалась часть имения, к-рую он перед уходом в пустыню не решился раздать нищим из опасения, что это причинит вред его младшим братьям. Святой терзался этим и наконец продал свою долю знакомому, а вырученные деньги стал раздавать, но завершить начатое ему помешала болезнь. Тогда З. призвал из Антиохии еп. Александра I (414-424) и попросил распорядиться оставшимся имуществом. Вскоре после этого З. почил в мире. Совр. итал. исследователи относят кончину З. к 416 г., немецкие - к 417/8 г., французские полагают, что она имела место в 418 г. Последняя датировка более верна, исходя из того что З. прожил 40 лет после кончины имп. Валента. В греч. синаксарях памяти святых, о которых рассказывает Феодорит, в т. ч. З., были помещены последовательно с 13 янв. по 1 марта ( Delehaye. 1895. P. 420-421). В совр. Греции З. почитается как покровитель почтовой службы и зовется «Зинон Скороход» (Ζνων ο Ταχυδρμος). Ист.: BHG, N 1886; SynCP. P. 456-457; Theodoret. Hist. rel. 12; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 247-248; ЖСв. Янв. С. 440-441. Лит.: Delehaye H. Le Synaxaire de Sirmond//AnBoll. 1895. Vol. 14. P. 396-434; Canivet P. Le monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. P., 1977; Sauget J.-M. Zenone//BiblSS. Vol. 12. P. 1472-1473; Moraitis A. Zenon, Eremit//BBKL. Bd. 23. Sp. 1589-1593; Ζνων (3)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1225; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 163. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/199847.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010