Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас. Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения. В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста. Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

http://pravoslavie.ru/148436.html

Разделы портала «Азбука веры» Обет – данное Богу обещание что-либо исполнить: сделать доброе дело, пожертвование, нести какой-либо  аскетический подвиг и т.д. Обеты бывают временные и пожизненные (напр., монашеские – безбрачие ( девство ), послушание , нестяжание ). Неисполнение, нарушение обета является тяжким грехом , поэтому к принятию его следует относиться со всей  ответственностью и смиренной рассудительностью. Преподобный Антоний (Путилов): “Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных” . Личные обеты лучше записать, чтобы не запамятовать, что вы конкретно обещали и на какой срок. Что делать, если не рассудительно дал перед Богом обет, который не можешь исполнить? «Прежде всего следует осознать собственную немощь и жалкость, поскольку взялся за дело и не осуществил его. Затем в “Евхологионе” есть молитва на сей счет, произносимая иереем, который освобождает того, кто взял на себя [столь непосильное для него] обязательство. Ведь иереи имеют от Бога право вязать и разрешать как на земле, так и на небе (см. Мф.18:18 ).Также [следует знать, что] если человек поклялся совершить какое-либо зло вопреки заповеди Божией, то он освобождается [от этой клятвы] собственным покаянием и молитвой иерея. Ведь и [апостол] Петр поклялся (считая это правильным), что Христос не умоет ног его, но, познав, что он плохо решил, сразу же был освобожден [Господом] от этой клятвы (см. Ин.13:8 ). Наоборот, Ирод, решив поступить злодейски [с Иоанном Предтечей] и поклявшись Иродиаде, остался верен своей клятве и погиб. Поэтому плохо связывать себя как благими, так и дурными обязательствами, ибо где узы, там и преступление, как это произошло с Адамом» (прп. Анастасий Синаит . Вопросы и ответы, 103 ) . Цитаты об обете «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить». Еккл.5:3-4

http://azbyka.ru/obet

Состоялось заседание круглого стола, посвященного вопросам общеправославного свидетельства миру Москва, 18 ноября 2010 г. 18 ноября 2010 года, в заключительный день работы VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», в Отделе внешних церковных связей под председательством главы ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона состоялось заседание круглого стола, посвященного актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС . Владыка Иларион выступил с докладом «Значение монашества для современного Православия». Открывая заседание, председатель Отдела внешних церковных связей, в частности, отметил, что «богословие, его развитие, способность давать православный ответ на новые, порой весьма сложные проблемы и вызовы современной жизни, безусловно, является предметом общей озабоченности и ответственности всех Православных Церквей и всего православного богословского сообщества, ибо православное богословие кафолично». В работе круглого стола приняли участие представители Поместных Православных Церквей, иерархи и клирики: епископ Авидский Кирилл (Константинопольский Патриархат), епископ Мареотидский Гавриил (Александрийский Патриархат), епископ Афанасий (Евтич) (Сербский Патриархат), архимандрит Николай (Иоаннидис), священник Димитрий Батреллос (Элладская Православная Церковь), диакон Анастасий Бендо (Албанская Православная Церковь), архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков (Польская Православная Церковь), протодиакон Георгий Хяркенен (Финляндская Православная Церковь), архимандрит Иустин (Синаит) (Синайская Архиепископия), протоиерей Иоанн Бер (Православная Церковь в Америке); богословы: профессор Константин Ниархос (Иерусалимский Патриархат), профессор протоиерей Николаэ Мосоиу (Румынский Патриархат), Димитр Попмаринов Киров (Болгарский Патриархат), Михаил Спиру (Кипрская Церковь); в числе участников заседания также были представители инославных церквей: священник Марко Скарпа (Римско-Католическая Церковь), профессор Терезия Хайнталлер (Римско-Католическая Церковь; Философско-богословский институт, Франкфурт-на-Майне), профессор Пол Вальер (Епископальная церковь; Университет Индианополиса, США).

http://pravoslavie.ru/42914.html

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

преподобный Анастасий Синаит (нач. VII в. – после 701) Догматико-полемические труды Слова Патерик преподобный Анастасий Синаит Игумен синайского монастыря великомученицы Екатерины. Принимал активное участие в борьбе с ересями. Родился около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго. В юности он получил прекрасное светское образование, которое завершил изучением богословия. Уже в юности, вероятно ещё живя в родных местах, преподобный Анастасий принял монашество, а затем отправился в Иерусалим, от туда перешёл в Египет и поселился на горе Синай. В то время игуменом монастыря Святой Екатерины был преподобный Иоанн Лествичник , а затем его брат Георгий. После святого Георгия игуменом стал преподобный Анастасий, отчего он и получил именование Синаит. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами (особенно с сектой акефалов), монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах. Год его смерти точно неизвестен: около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства, когда её приверженцы были осуждены на Шестом Вселенском соборе (680—681 годы). Последние исследования говорят, что смерть преподобного Анастасия произошла не ранее 701 года. Многочисленные творения преподобного Анастасия включены в 89-й том Patrologia Graeca . Довольно часто, по ошибке, преподобный Анастасий Синаит отождествляется с другими Анастасиями, одним из них является Анастасий I Синаит, патриарх Антиохийский .

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Статистика Анастасий Синаит, прп. Анастасий Синаит (ок. 640 — конец VII — начало VIII века) — игумен Синайского монастыря, почитается в лике преподобных, память в Православной церкви совершается 20 апреля (по юлианскому календарю), в Католической церкви 21 апреля. Родился около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго. В юности он получил прекрасное светское образование, которое завершил изучением богословия. В слове на Неделю о Фоме преподобный Анастасий писал: " Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; а мы, хотя и не видели Его телесными очами, но еще от малых ногтей, ещё тогда, когда были малыми детьми и отроками, познали в Нём Бога, научились исповедовать Его Владыкою вселенной, Творцом веков, Сиянием Славы Отчей. Святое же Евангелие Его слушаем с такой верой, как бы видим Самого Христа. Когда же видим на иконе изображение только Божественного подобия Его, как Самого Его, призирающего на нас с Неба, чтим, поклоняемся и припадаем. " Уже в юности, вероятно ещё живя в родных местах, преподобный Анастасий принял монашество, а затем отправился в Иерусалим, от туда перешёл в Египет и поселился на горе Синай. В то время игуменом монастыря Святой Екатерины был преподобный Иоанн Лествичник, а затем его брат Георгий. После святого Георгия игуменом стал преподобный Анастасий, отчего он и получил именование Синаит. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами (особенно с сектой акефалов), монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах. Год его смерти точно неизвестен: около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства, когда её приверженцы были осуждены на Шестом Вселенском соборе (680—681 годы). Последние исследования говорят, что смерть преподобного Анастасия произошла не ранее 701 года Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1079

Вышел мартовский номер журнала " Вода живая " февраля 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Воля Отца - это Крест " , посвященная Неделе 3-й Великого поста - Крестопоклонной. Раздел " Подробно " посвящен 10-летию образования Санкт-Петербургской митрополии в составе четырех епархий - Санкт-Петербургской , Выборгской , Гатчинской и Тихвинской . С митрополитом Варсонофием и епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном беседует протоиерей Александр Сорокин , с епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом - Татьяна Кириллина, в материале Евгения Перевалова " Выборгская епархия: Возрождение и новации " приведены высказывания епископа Выборгского и Приозерского Игнатия . Раздел " Образы и смыслы " посвящен трудам подвижника VII века преподобного Анастасия Синаита - об этом материал Тимура Щукина " Анастасий Синаит и " свои чужие " арабы " . Раздел " Люди в Церкви " открывает беседа Елизаветы Кричфалуший с протоиереем Михаилом Погибловым - материал озаглавлен " Из Сибири с любовью " . Очерк Евгения Перевалова " Автобус милосердия с врачами на борту " рассказывает о деятельности автобуса милосердия, который стал мобильной клиникой для бездомных: в этом начинании молодежного клуба " Кинония " при Благовещенском храме на Пискаревском проспекте участвуют не только прихожане, но и другие неравнодушные люди. Староладожский Успенский девичий монастырь понес тяжелую утрату: 31января на 78м году жизни после сердечного приступа скончалась настоятельница игумения Ангелина (Васильева) : воспоминания о матушке - в материале Татьяны Кириллиной " Не просто настоятельница, а созидательница " . Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Татьяны Кириллиной " Высокое ремесло " об альбоме художника Льва Солодкова, вышедшем под эгидой проекта Вячеслава Заренкова " Созидающий мир " . Материал Владимира Иванова " Простота и ученость " - беседа с магистром лингвистики Дарьей Васильевой, переведшей с латинского языка толкования блаженного Иеронима Стридонского на Псалмы (книга вышла в конце прошлого года в петербургском издательстве " Скрижаль " ). ИА " Вода живая " , 28.02.23 Поделиться Упоминания в новостях 31 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 марта 2024 15 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 декабря 2023 17 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Антропология св. Григория Палымы»» — первая монография о великом богослове и мистике Православия — св. Григории Паламе, написанная выдающимся патрологом русской диаспоры арх. Киприаном (Керном). Святитель Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)– византийский аристократ, в 20 лет ушедший в монахи, выполнявший роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества. Варлаамитская ересь, угрожала самому сердцу веры – общению человека с Богом, соединению с ним, обожению. Паламе блестяще удалось показать как возможно познание Бога, которое не уничтожает Тайны, как возможно реальное, личное общение с Ним. Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях — главная тема святителя. Но «Антропология св. Григория Палымы» нечто большее чем просто разбор паламитского учения о человеке. Керн проделал огромную работу по выявлению антропологии Древней Церкви. «Антропология св.Григория Паламы» делиться на два раздела: историческую (общая характеристика эпохи Паламы, философия, мистика и богословие эпохи, внимательное рассмотрение церковной антропологии: ап. Павел, апологеты, александрийцы, тринитарные (Афанасий, Каппадокийцы, Златоуст, Немессий) и христологические (Кирилл Александрийский, антиохийцы, Анастасий Синаит, Василий Селевкийский, Леонтий Византийский) споры, антропология Пустыни (Макарий и Исаак), мистиков (Ареопагитики, Максим и Симеон Новый Богослов), богословских синтезов (Иоанн Дамаскин, Фотий); и систематическая часть: богословие Паламы, его учение о природе человека, о образе и подобии Божьем, обожении. Как видно из этого краткого описания труда Киприана (Керна), «Антропология св. Григория Паламы» — книга не только о взглядах Паламы на человека, но и обширное руководство по святоотеческой антропологии. Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/antropolog...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мелитон Сардийский, святитель (нач. 2 в. — 190-е гг.) – святитель, апологет. Был довольно плодовитым писателем, но от произведений его осталось очень мало. Сведений о жизни Мелитона сохранилось мало, основным источником является «Церковная история» Евсевия. Мелитон стал епископом города Сарды в Лидии при императоре Антонине Пие. Посетил Палестину с целью изучения мест священной истории и для изучения книг Ветхого Завета: «Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список». Далее Мелитон приводит перечень священных писаний Ямнийского канона, этот перечень является древнейшим из известных христианских списков книг Ветхого Завета. Известно участие Мелитона в прекращении спора, волновавшаго Лаодикийскую церковь после мученической смерти епископа Сагариса (160—170 годы), по этому поводу им было написана гомилия «О Пасхе» . Наибольшую общественную известность Мелитон приобрёл при императоре Марке Аврелии (161—180 годы), которому он направил сочинение в защиту христианства. Мелитон пользовался высоким авторитетом в христианском мире, Поликрат Эфесский в своём письме римскому епископу Виктору пишет: «В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: …Говорить ли о …Мелитоне евнухе, целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых». По свидетельству Иеронима Стридонского, Тертуллиан осмеивал «элегантный и риторический талант» Мелитона, сам же Иероним называет Мелитона пророком. Анастасий Синаит (VII век) пишет о Мелитоне как о «божественнейшем и мудрейшем учителе». Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/mel...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, батюшка. Скажите, почему случаются масштабные катастрофы. Недавно в Турции произошло землетрясение. Погибло более 35000 человек. Те, кто спаслись, потеряли семьи и близких людей и питомцев. За что им такое горе? Как они смогут после такого жить.… 4 Ответа В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,- не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. Лк 13:1–9 Здравствуйте! Прп. Анастасий Синаит на основании свидетельств своих мудрых учителей рассуждает о том, что в самом общем виде существует два вида причинности, постигающих людей бедствий (несчастных случаев). Это либо наказание Божие, либо природная причина. То, что целые народы вымирают или сохраняются от природных бедствий, может быть объяснено естественными причинами и не имеет прямой связи с греховностью или праведностью. При этом и природные бедствия, и смерти, не происходят помимо Бога. То, что произошло в Турции — естественное природное явление, которое неизбежно влечет за собой разрушения и жертвы. Мы не можем точно сказать, по какой именно глубинной причине погиб или пострадал каждый человек, не нам об этом судить. За что им такое горе? Как они смогут после такого жить. Такая постановка вопроса не представляется правильной. Мы знаем, что случаются несчастья и что все мы неизбежно когда-то умрем. Это лишь вопрос времени. Это не обязательно должно быть за что-то. Эти люди умерли сейчас, мы умрем через какое-то время. А потом все воскреснут в один день. Главное, о чем нам стоит заботиться — это быть готовыми в любой момент к встрече с Богом и поддерживать тех, кто потерял близких, чтобы они не отчаялись и оставались верными Господу. Промысл Божий многообразен, редко мы можем понять его до конца. Во всяком случае, гнев Божий зовет живого грешника к покаянию и исправлению. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-sluchaju...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010