Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 11 вопросов о поминовении усопших 13 мин., 13.04.2024 Содержание Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? На эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук. С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв? Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно. Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина. Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины. В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе , обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа. Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа. Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

http://foma.ru/11-voprosov-o-pominovenii...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

священник Максим Никулин Превосходство Нового Завета над Ветхим и веры над законом в «Толковании на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского Источник Содержание Источники и литература Сокращения     «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагмен тах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют: епископ Александр Иерапольский (432 г.), Деяния Вселенского собора в Эфесе (431 г.), блж. Феодорит Киррский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий Бар Салиби. Большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений Отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов Отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф.Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 . В отношении датировки произведения П.М. Парвис заключил в своем исследовании, что «Толкование» было написано между 428 и 432 гг.. 8 Ж.-М. де Дюран 9 и Х. Чедвик 10 также согласны, что труд был написан во время несторианского спора. Ф.Э. Пьюзи высказал гипотезу о существовании двух произведений святителя, посвященных экзегезе «Послания к евреям», а именно о «Толковании» и «Гомилиях» 11 , но это мнение не получило поддержки ни О. Барденхевера 12 , ни Ж. Лебона 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Скачать epub pdf Июль-Август Анастасий Синаит, прп. Из слова об образе Божием 2078 /Пер. В.Металлова//Богословский вестник. 1915. Т. 2. 7/8. 381–404 (1-я пагин.) —381— (Отрывок) He один какой-нибудь образ и подобие имеет в себе (человек), но и другой, и третий, и четвертый, и пятый, подлинно изображая, как бы в каком-нибудь зеркале или естественной, а не символической картине, таинство Триипостасного Божества, – и не одно только это, но ясно предначертывая и вочеловечение Единого из сей самой Троицы, Бога–Слова. По образу чистого (τς γυμνς) Божества является, пожалуй, сама по себе душа (γυμν ψυχ), по подобию же воплощения Слова–соединение нашей души и тела. Но воз- —382— вратимся лучше снова к самому началу речи, откуда, как бы из какого источника, прежде всего, исследуем, почему не создал Бог личности (ипостаси) наших прародителей и родоначальников, т. е. Адама и Евы и рожденного от них сына, по примеру остальных разумных существ, т. е. ангелов, или же, наоборот, одинаковыми с одушевленными животными, но Адама создал безвиновно (ναιτως) 2079 и нерожденно, следующего же за ним человека – сына рожденным; Еву же привел в бытие ни рожденно, ни опять безвиновно, но чрез взятие или производно, как происшедшую из существа безвиновного (ναιτου) Адама. И не эти ли три родоначальные главы, единосущные всему человеческому роду, являются, как думает и Мефодий, некоторым символическим образом Святой и Единосущной Троицы? Именно – безвиновный и нерожденный Адам является символом и образом безвиновного и всевиновного Вседержителя Бога и Отца; рожденный от него сын предначертывает образ рожденного Сына и Слова Божия; происшедшая же Ева изображает исходящую Ипостась Святого Духа. Посему не вдунул в нее Бог дыхание жизни, потому что она есть образ Святого Духа, Который есть дыхание и жизнь, и потому, что она имела принять в себя, чрез Святого Духа, Бога – истинно сущее дыхание и жизнь всех 2080 . Отсюда можно видеть и удивляться, почему нерожденный Адам не имеет среди людей подобного себе, другого нарожденного или безвиновного, равно как и происшедшая Ева , как истинные образы нарожденного Отца и Святого Духа. Рожденный же от них сын имел всех людей, как рожденных сынов, подобными себе братьями, так как он был по образу и символическому подобно Христа, рожденного Сына, Который стал человеком, перворожденным без семени во многих братьях. Если же не так и не в этом смысле нужно понимать образ (по образу), то поче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Под чертами образа Божия, дарованного человеку при сотворении Адама, святыми отцами и учителями Церкви подразумеваются свободная воля, бессмертие души, царственное положение в мире, способность достигать нравственного совершенства, дар творчества, людская разумность, а также некие свойства, подобные чертам внутритроичной Божественной жизни. В современной православной литературе именно таким перечислением чаще всего и исчерпывается указание тех богообразных черт, что присущи человеку. Вместе с тем, одна из сторон заложенного в нас образа Творца зачастую ускользает от внимания сегодняшних христианских авторов. Здесь имеется ввиду одна из особенностей православного антропологического учения: по мысли ряда древних отцов, Адам был сотворен по образу именно Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божьего, по образу Слова. Ныне можно наблюдать некоторое забвение этой мысли отцов, несмотря на то, что для древней святоотеческой традиции – той традиции, к духовному единению с которой мы сегодня стремимся, – видение подобной стороны образа Божьего в человеке представлялось весьма значимым. Ведь именно в этом аспекте человеческой богообразности и оказывается явлен нам самый глубинный смысл промыслительного Божественного замысла о человеке. Эта идея была присуща таким древним церковным писателям, как, например, сщмч. Ириней Лионский , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , свт. Афанасий Великий , преп. Анастасий Синаит , преп. Иоанн Дамаскин , св. Николай Кавасила . Было бы однако несправедливым утверждать, что эта мысль полностью отсутствует в сочинениях авторов XX в. Так, она обсуждается (притом весьма активно и даже горячо) в книгах известного русского религиозного философа о. Сергия Булгакова – в связи с его учением о так называемом “предвечном Богочеловечестве” Христа. Формулируемые С. Булгаковым постулаты в свою очередь неоднократно вызывали ответную реакцию со стороны современных православных богословов, будучи при этом подвергаемы весьма нелицеприятной критике.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Драматургия См. 3029–3039, 3043. Патрология (включает также сочинения русских подвижников благочестия и соответствующие исследования) Творения 275. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Об обучении оглашаемых//БТ. 1976. Сб. 15. С. 25–55. 276. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Исповедь/[Пер. с лат.: М. Е. Сергеенко]//БТ. 1978. Сб. 19. С. 71–264. 277. Августин Блаженный , еп. Иппонский. О Троице: (Кн. 1)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 260–279. 278. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Проповеди/Пер. с лат., коммент.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1996. 1(8). С. 65–77. 279. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//АиО. 1997. 2(13). С. 52–75. 280. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Письмо CCLVIII (к Марциану)/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//БСб. 1999. 4. С. 124–128. 281. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Рассуждение в четвертый день празднеств/Пер. с лат.: С. А. Степанцов//БСб. 2000. 5. С. 118–123. 282. Аммон, прп. [Творения]/Пер. с греч., примеч.: [А. И. Сидоров]//БТ. 1997. Сб. 33. С. 258–312. Содержание: Повествование об авве Аммоне; Послания св. Аммона; Наставления св. Аммона. 283. Аммон, прп . Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 4(26). С. 79–102; 2001. 1(27). С. 94–115. 284. Анастасий Синаит , прп. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1998. 4(18). С. 89–118; 1999. 1(19). С. 72–91; 2(20). С. 108–146. 285. Афанасий Великий , свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//БТ. 1973. Сб. 11. С. 129–161. 286. Афанасий Великий , свт. О девстве, или О подвижничестве: (Слово спасения к девственнице)/Пер. с греч.: B. Кудрявцев; Подгот. текста, предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 2(24). С. 110–135. 287. Афанасий Великий , свт. О душе и теле и страстях Господних/Свт. Афанасий Александрийский ; Пер. с коптского, послесл.: Д. Бумажнов//ЦиВр. 2000. 1(10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатели Имен Августин (Augustin). Авраам (βpαμ). Адам Карл (Adam K.). Аквилонов Е. Александрия см.: Alexandria. Алмазов А. И. Аммоний. Анаклет. Анастасий Синаит . Аникита. Апеллес. Аполлинарий. Аполлоний. Аристид. Асклепиодот. Афинагор. Баур (Baur). Белоликов 476. Богдашевский Д. И. Болотов В. В. Бриллиантов. Валентин. Варнава. Варух. Василид. Василий Великий . Воронцов Е. А. Воскресенский Г. Гай. Гарнак (Harnack A.). Гермоген. Герье В. Главкий. Глубоковский Н. Н. Голль Карл (Holl Karl) Гольцман (Holzman H. I.). Горский А. В. Григорий Нисский . Гусев. Диогнет. Дионисий Александрийский . Дионисий Коринфский. Диотреф. Дружинин. Дюшен. Евдоким. Евсевий (Eusebius). Егезипп. Езник (Warder Eznik von Kolb). Епифаний. Ерм. Ефес. Ефрем Сирин. Жданов А. Заозерский Н. А. Зарин С. М. Зефирин. Иаков, апостол. Иванцов-Платонов А. М. Игнатий Богоносец Иезавель. Иероним. Иерусалим. Икумений. Иларий Пиктавийский . Иоанн, апостол. Иоанн Дамаскин. Иоанн Златоуст. Иоанн Лествичник . Иоанн Постник. Ипполит Римский . Ириней Лионский . Исидор Пелусиот . Иустин Философ. Кай. Каллист Римский. Карташев А. Касицын Д. Ф. Катанский А. Кердон. Керинф. Кипарисов В. Киприан Карфагенский . Климент Александрийский . Климент Римский . Клитин А. Корнелий. Курганов Ф. Кутепов Н. Лебедев А. П. Мазурин К. М. Майорин. Мансветов И. Марк, евангелист. Маркион. Марк, евангелист. Марр Н. (N, Marr). Марциал. Матфей, евангелист. Матфий, апостол. Мефодий Патарский . Мильтиад. Минуций Феликс. Молчанов Алексей. Монтан. Муретов М. Д. Мышцын В. Н. Неандер. Немезиан. Никанор, архимандрит (архиепископ). Новат. Новациан. Оптат. Ориген. Павел, апостол. Павлов А. С. Пантен. Папий. Пармениан. Пациан. Петерс (Peters Johanes). Петилиан. Петр, апостол. Писарев Л. Победоносцев К. П. Покровский А. И. Поликарп Смирнский . Поликрат Ефесский. Попов И. В. Пошманн (Poschman Bernard). Преображенский П. Рим. Ричль А. (Ritschl Albrecht). Родон. Руфин. Сагарда Н. И. Серапион. Серапион Антиохийский. Сильвестр, архимандрит. Симон. Смирна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Христос в человеке. Часть 2 Мы коснулись лишь отдельных частей тела, но любой анатом знает: каждая кость скелета есть запечатленная мысль: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138: 13–14). Во всем устроении тела просматривается Божественный план, а христианское богословие легко находит символическое истолкование всех физических составляющих человека. Если ключ к христианской антропологии лежит в христологии, то каждый человек христофор, т.е. христоносец, ибо несет на себе и в себе печать своего Создателя. Преподобный Анастасий Синаит отмечал: «Тело, согласно внешним [философам], есть все то, что обладает тремя измерениями, то есть имеет длину, ширину и толщину. Согласно же церковному [учению], оно есть все то, что приведено в бытие из небытия» . Последнее «все то» и есть ношение человеком Христа в себе, оно было заложено изначально. Но что следует подразумевать под словом «христоносец»: образ или подобие Божие? Поскольку пропорциональные «отметины Божии», о которых мы говорили выше, касаются тела человека, то имеется в виду образ – форма (храм тела), а не содержание (святость). Отец Павел Флоренский отмечает: «В человеке есть две правды: образ Божий и подобие Божие – правда бытия и правда смысла» . Воплотившийся Господь по человеческой природе становится антропоморфным, вторым Адамом. А Пресвятая Троица сотворила первого Адама богообразным. Апостол Павел учил: «И как мы носили образ перстного, будем носить образ небесного» (1 Кор. 15: 49). Поэтому каждый человек по ипостаси христоносец и призван быть им всегда, век же будущей жизни принадлежит исключительно христоносцам. «Образ Божий в человеке заключается в его онтологической способности быть общником Божественного бытия, иметь с Богом общее. И вершить это по подобию Христа, который и есть совершенный образ Бога, ибо только Он один есть единосущный Сын», – делится с нами в частном порядке своей мыслью М.В. Васина. Но что значит «богообразие Адама»? Святитель Григорий Палама проводит «различение между образом Божиим и тем, что “по образу Божию”… Образ Божий есть только Сын Божий, в то время как человек сотворен по образу Божию, т.е.

http://pravoslavie.ru/1402.html

2 . Самое «худшее», из того, за что порицает меня рецензент, это мнимая неполнота цитации в шести примечаниях, именно следующих. Прим. 15е: « Григорий Богослов в слове на Юлиана говорит» и т.д. Прим. 40е: «Словарь Suidas, под словом episcops». Прим. 53е: «çratianus, dist. 61, с. 8». Прим. 278: « Анастасий Синаит , haexameron, lib. II. Прим. 266: « Максим Исповедник в Scholiis Dionys. Areopag». Прим. 279е: « Андрей Кесарийский in apocalips. serm. XI». Прочитав эти цитаты, читатель в недоумении: в чем же тут неполнота цитации? Ведь такова именно она во всех ученых сочинениях, и для всякого сколько-нибудь знакомого с наукой, она и достаточна, и понятна: указываются автор, его сочинение, глава или часть этого сочинения. А, изволите видеть, в этих цитатах не указывается, какая именно (какого года и места) издания названных сочинений имеются в виду и на какой странице значатся в них цитируемые места. Но ведь и без этих указаний даже простой читатель, не принадлежащий к ученой братии, по моим цитатам легко найдет что нужно: в любой библиотеке возьмет то издание того или другого цитируемого мною автора, какое в ней есть, и в нем отыщет цитируемое сочинение а далее – соответственную главу или отдел. Место и год издания цитируемого сочинения при цитациях обыкновенно указываются тогда, когда изданий сочинения было несколько и когда из нескольких изданий в одном лишь, бывшем под руками автора, есть то, что он цитирует. Если простому читателю не знакомы вовсе ни Анастасий, ни Андрей Кесарийский и т.д., то руководясь моей цитатой, он возьмет любой справочный словарь, старый Bergièr, или поновее – Боста, или известный Словарь Герцога, а то обратится к Миню, где в пролегоменах и в monitum найдет подробные сведения о каждом авторе перед перечнем его сочинений. Но рецензенту кажется, что эта мнимая неполнота цитации произошла оттого, что автор списал эти цитаты у Паниля, и он по этому случаю щедро расточает самую язвительную иронию по адресу автора. Спрашивается на каком основании он так думает? Ведь одно тождество цитат для такого предположения недостаточно, – в том же виде эти цитаты находятся и во многих других сочинениях, в которых говорится о том же и вовсе не потому, что другие списывали у Паниля, а потому, что это сходство неизбежно при тождестве цитируемого вместе ими одного и того же места. Особенно зло глумится рецензент по поводу цитаты «çratianus, dist. 61, с. 8». Сам он не знает и мне приписывает незнание того, что известно каждому, слушавшему курс каноники. Знаменитый канонист Запада (+1161 г.), автор «соглашения несогласных между собой канонов» (Concordia canonum discordantium), Грациан, в ней один из главных руководителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анастасий Синаит. Творения Христология – центральная тема творчества Анастасия (г. о. полемического, против монофизитов), в христологических рамках строит антропологию, акцентируя внимание на образе Божьем в человеке. В собрание творений Анастасия Синаита вошли: «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему» (краткое творение, где Анастасий ясно и четко чформулировал ою христологию и антропологию», «Путеводитель» (главное творение Анастасия, посвященное полемике с различными формами монофизитства. Каждый тезис подкрепляется обширными ссылками на творения святых отцов), «Слово на шестой псалом», «Слово о святом Собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать» (О Евхаристии, важно как источник по истории богослужения), «О неосуждении ближних». Избранные творения Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему Перевод А.И. Сидорова Слово первое 1.  Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как только посредством некоего чистейшего зерцала, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и по подобию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему]. Ибо, представляется мне, устроение человека труднообъяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии. Ибо как нашим [телесным] очам по природе свойственно легко постигать то, что вне их, но узреть самих себя они не в силах, так и очам человеческого разумения трудно постичь и созерцать внутренний смысл нашего сотворения. Ведь Творец, закончив устроение простого и духовнейшего мира незримых сил, а после создав из четырех элементов этот вещественный и зримый мир, затем говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). И творит живое существо, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой — из вещественного и зримого тела, образованного из четырех элементов. После этого в Писании говорится: «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). «Богом» же здесь [Священное] Писание, конечно, называет Отца и Сына и Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010