Разделы портала «Азбука веры» Почему апостолы и христианские мученики не защищали себя? 401 18.08.2023 Богословие Почему апостолы и христианские мученики не пытались сопротивляться, бороться против своих гонителей? Или взять к примеру Бориса и Глеба, они вполне могли себя защитить, но отказались. Нам всем стоит к этому стремиться или защищать себя всё таки стоит? 6 Ответов Они защищали самое главное — свои бессмертные души! В ситуации, в которой находились апостолы и многие христианские мученики, сопротивляться государственной машине было бесполезно (хотя можно вспомнить апостола Павла, который использовал права римского гражданина, когда его пытались подвергать репрессиям). Тем более, что эти люди желали умереть за Христа и чувствовали свою готовность к этому. Они ничего не потеряли, а только приобрели. Выбор Бориса и Глеба также был сознательным и добровольным, значит они сознавали, что именно так нужно было поступить правильно. Нам всем стоит к этому стремиться или защищать себя всё таки стоит? Прп. Анастасий Синаит так пишет о ситуации гонений: Господь сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф. 10:23 ). Если целью гонения является гибель души, то каждый властен поступать как он хочет в том, в чем он испытывает самого себя. Если же гонения касаются [различных видов] телесного вреда, то мы должны потерпеть ради Данное выражение (ες πλειαν τς ψυχς) подразумевает, скорее всего, опасность смерти для человека, а потому каждый христианин должен сам решать, готов он или нет пожертвовать жизнью, или ему следует уйти в безопасное место. Второй же род гонений касается всякого рода телесных скорбей (заточения в темницу, бичевания и т. д.), которые не влекут непосредственно смерть. — Прим. переводчика. Тут надо еще понимать, что даже если мы находим себя готовыми к страданиям и смерти за веру, то это не дает нам права подвергать такой опасности наших ближних. Это может быть только добровольным решением, в ситуации, когда есть вариант избежать этих неприятностей.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-apostoly...

Скачать epub pdf Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата 3732 Память 8 июня Святой великомученик Феодор пострадал за имя Христово при нечестивом императоре римском Ликинии 3733 , в городе Гераклее 3734 , где святой был воеводою; временем его мученической кончины было восьмое февраля; ныне же празднуется перенесение честных мощей его из города Гераклеи в его отечественный город Евхаиты 3735 согласно его распоряжению, ибо своему слуге Уару, взиравшему на страдания мученика и записывавшему их, святой Феодор дал такое завещание: «Тело мое похорони в Евхаитах, в имении моих родителей». Все, желающие получить более подробные сведения об этом святом, могут прочитать подробное описание страданий его, помещенное под восьмым числом февраля месяца. Здесь же мы напомним лишь о дивном чуде, бывшем от иконы его. Об этом чуде свидетельствуют Анастасий Синаит и Иоанн Дамаскин . Чудо же было такое. В четырех тысячах шагов от Дамаска 3736 находится место, называемое Карсата; здесь стояла церковь , построенная в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Когда сарацины завладели этим местом и поселились здесь, то многие из них входили в эту церковь и всячески ее оскверняли; так, например, загоняли в церковь свой скот, входили в ту церковь со своими женами и детьми и совершали здесь мерзкие греховные плотские дела. На одной из стен той церкви находилось изображение святого великомученика Феодора, нарисованное красками. Однажды, когда собрались в этой церкви многие сарацины и разговаривали между собой, один из них, взял лук и стрелу, наметив, выстрелил в образ святого; стрела вонзилась в правое плечо святого, и тотчас от образа истекла кровь как от живого человека. Увидав столь великое чудо, сарацины весьма изумились, однако, не вышли из церкви, но продолжали обитать в ней и совершать здесь нечистые дела, по своему обычаю. Всего проживало в этой церкви двадцать сарацин, причем каждый из них имел жену и детей; все они в скором же времени после чудесного происшествия погибли, будучи внезапно поражены горькой смертью; те же из сарацин, которые обитали вне церкви, пребыли в то время здравыми и невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Подпишитесь на наш Телеграм «Кто мой ближний?» — снова и снова задаем мы себе этот вопрос. Особенно он кажется актуальным, когда бывшие братья становятся врагами — и наоборот. Были ли в истории подобные ситуации? И как реагировали на них те церковные служители, которые впоследствии оказались прославлены в лике святых? В VII веке христианский Восток подвергся новому испытанию — нашествию арабов-мусульман. Преподобный Анастасий Синаит — один из тех Святых Отцов , кто не только пережил это социальное стихийное бедствие, но и вербализовал свое переживание в богословских сочинениях. Образ араба в его текстах двоится: это и бедный пастух, живущий рядом с монастырем, и жестокий завоеватель, библейский «бич Божий». Второстепенные, но важные герои Преподобный Анастасий Синаит жил долго (считается, что он родился в начале века, а умер в 701 году). В первой половине VII века он активный церковный полемист, которому не раз приходилось оставлять монастырь Святой великомученицы Екатерины на Синае и путешествовать по всему Плодородному полумесяцу, от Египта до Сирии, споря с еретиками — монофизитами и монофелитами. А во второй половине века преподобный конвертирует полемические наработки в разноформатные богословские трактаты. Впрочем, среди его трудов есть и сугубо аскетические «Вопросы и ответы». Если в «Путеводителе» и прочих полемических текстах в качестве «другого» выступают еретики, которые неправильно трактуют соединение природ во Христе и активность этих природ, то в главном аскетическом тексте прп. Анастасия «другие» — это арабы-мусульмане, с которыми монах впервые познакомился, вероятно, уже в 630-х годах, когда халифат завоевал Синайский полуостров. Под властью «агарян» христианские общины, в том числе монастырь на Синае, сохраняли свободу и обладали известной автономией. Важнейшим проявлением этого было, например, то, что святые места Палестины были доступны христианам для поклонения — более того, мусульмане именно им отдали их в оперативное управление, а не, например, монофизитам. С другой стороны, сам прп. Анастасий пишет и о вопиющих случаях, когда арабы

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения (версия для печати)/Православие.Ru Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Православие.Ru , 8 мая 2008 г. О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/41561.html

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/4205.html

Преподобный Анастасий Синаит об исламе HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Максимов Преподобный Анастасий Синаит об исламе Преподобный Анастасий - самый ранний из святых отцов, кто полемизировал с исламом. В своих " Вопросоответах " он осуждает заявление арабов-мусульман, что христиане верят в двух богов, он также обвиняет арабов (наряду с иудеями и манихеями) в том, что они не принимают Священное Писание в его целостности, но частично, наконец, он объединяет арабов и монофизитов-сивириан вместе и обвиняет их в том, что они не понимают смысла слов " природа " и " рождение " , воспринимая их в человеческом и плотском смысле . О жизни преподобного Анастасия известно немного. Он родился в Александрии, по другим сведениям на Кипре ок. 640 г. Преподобный Анастасий был игуменом горы Синайской. Отсюда он не раз путешествовал по Сирии, Аравии и в Египет, с полемическими и миссионерскими целями. Был видным богословом и экзегетом, активным противником монофизитов и монофелитов, современники называли его " новым Моисеем " . Умер после 700 г. Творения Основная работа прп. Анастасия - " Путеводитель " (Hodegos). Она составлена из отдельных глав и посланий, в которых Анастасий разбирает общие и частные возражения монофизитов разных направлений, на основании Писания и по свидетельству древних Отцов. Такой же характер имеет и книга " Вопросы и ответы " . Также ему приписывается большое сочинение, состоящее из 56 коротких душеполезных рассказов из жизни синайских подвижников - литературы того же жанра, что и " Луг Духовный " св. Иоанна Мосха или более ранние сборники Руфина, Палладия и бл. Феодорита. Nau, издатель этих рассказов, различает двух Анастасиев - одного как автора рассказов 42-51 и 54-56, которого он идентифицирует с прп. Анастасием Синаитом, автором Hodegos " a . Греческий исследователь творчества преподобного Sakkos отверг его теорию. Согласно ему, этот Анастасий есть компилятор девятого века (или более поздний) более ранних историй, которые он собрал с апологетическими намерениями . Другого Nau идентифицировал, возможно, как более раннего Анастасия, как автора рассказов 1-40; Sakkos идентифицировал эти истории как " Житие Святых Отцов " , принадлежащее святителю Анастасию Антиохийскому (†571). Таким образом он делает вывод о трёх Анастасиях, хотя Nau делает вывод о двух. Griffith ограничивается тем, что помещает автора рассказов 1-40 в поколение более раннее, чем прп. Анастасий .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Святоотеческое наследие второй половины VI века История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина « История Европы дохристианской и христианской». Рембрандт. Святой Анастасий Синаит в монастыре. 1631 г. Фрагмент Вторая половина VI столетия не явила миру учителей Церкви, сопоставимых творческой глубиной богословской мысли и точностью изложения догматов с отцами предшествующего века, но сочинения некоторых церковных писателей этой эпохи оставили заметный след в истории богословской мысли. К их числу принадлежит патриарх Антиохийский святой Анастасий Синаит . Уроженец Палестины, он подвизался на Синае, затем занимал должность апокрисиария Александрийского патриарха в Антиохии и после смерти патриарха Домна в 559 году занял Антиохийский престол. Его первосвятительское служение на нем продолжалось до кончины, последовавшей в 599 году, но с перерывом в 23 года. В 570 году император Юстин II по ложному обвинению в растрате церковных средств велел его низложить и выслать в Иерусалим, откуда он вернулся на свою кафедру при императоре Маврикии благодаря заступничеству разных лиц, в том числе и папы Григория Великого. Пребывая в ссылке в Иерусалиме святой Анастасий составил ряд богословских и полемических трактатов, из которых пять сохранились в латинском переводе: «О Пресвятой Троице», «О беспредельном», «О Божественном Домостроительстве, или Боговоплощении», «О страсти и бесстрастности Христа», «О Воскресении». В них он излагает догматы, полемизируя с еретическими искажениями Священного Предания, в особенности против афтартодокетизма и тритеизма. В своих рассуждениях Анастасий опирается почти исключительно на Священное Писание, редко ссылаясь на отцов. Его богословская мысль, сосредоточенная на воплощении, страданиях и крестной смерти Христа, заострена против любых уклонений в сторону докетизма и тем самым обнаруживает свою принадлежность антиохийской традиции и школе.

http://pravoslavie.ru/89147.html

В заключительный день работы Международной богословской конференции состоялся круглый стол, посвященный вопросам общеправославного свидетельства миру 18 ноября 2010 г. 18:33 18 ноября 2010 года, в заключительный день работы VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», в Отделе внешних церковных связей под председательством главы ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона состоялось заседание круглого стола, посвященного актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру. Владыка Иларион выступил с докладом «Значение монашества для современного Православия» . Открывая заседание , председатель ОВЦС, в частности, отметил, что «богословие, его развитие, способность давать православный ответ на новые, порой весьма сложные проблемы и вызовы современной жизни, безусловно, является предметом общей озабоченности и ответственности всех Православных Церквей и всего православного богословского сообщества, ибо православное богословие кафолично». В работе круглого стола приняли участие представители Поместных Православных Церквей, иерархи и клирики: епископ Авидский Кирилл ( Константинопольский Патриархат ), епископ Мареотидский Гавриил ( Александрийский Патриархат ), епископ Афанасий (Евтич) ( Сербский Патриархат ), архимандрит Николай (Иоаннидис), священник Димитрий Батреллос ( Элладская Православная Церковь ), диакон Анастасий Бендо ( Албанская Православная Церковь ), архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков ( Польская Православная Церковь ), протодиакон Георгий Хяркенен ( Финляндская Православная Церковь ), архимандрит Иустин (Синаит) (Синайская Архиепископия), протоиерей Иоанн Бер ( Православная Церковь в Америке ); богословы: профессор Константин Ниархос ( Иерусалимский Патриархат ), профессор протоиерей Николаэ Мосоиу ( Румынский Патриархат ), Димитр Попмаринов Киров ( Болгарский Патриархат ), Михаил Спиру ( Кипрская Церковь ); в числе участников заседания также были представители инославных церквей: священник Марко Скарпа (Римско-Католическая Церковь), профессор Терезия Хайнталлер (Римско-Католическая Церковь; Философско-богословский институт, Франкфурт-на-Майне), профессор Пол Вальер (Епископальная церковь; Университет Индианополиса, США).

http://patriarchia.ru/db/text/1321798.ht...

Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Из книги архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья» . Почти все писатели и учители Церкви коснулись в той или иной мере вопроса о богоподобии человека. Это и понятно, так как учение об образе и подобии Божием есть чисто библейская особенность. Внехристианская антропология не знает ничего об этом и не включает в свою схему человека категории богоподобия. Но среди писателей и учителей церковных одни различают образ от подобия, другие же склонны считать эти выражения синонимами. Кроме того, в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под понятием образа Божия понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания. Едва ли не большинство церковных писателей хотели видеть образ Божий в разумности (духовности). Некоторые допускали наряду с духовностью или разумностью еще и свободную волю, как признак образа Божия. Другие усматривают образ Божий в бессмертности, в господственном или начальственном положении человека в мироздании. Образ Божий в человеке понимается также учителями Церкви и как святость, или, точнее, способность к нравственному усовершенствованию. Ряд писателей Церкви усматривали образ Божий в способности творить и производить в разных областях духовной и мирской жизни. Бог Творец отпечатлел на Своем создании и богоподобную способность творчества. У тех же святых отцов находим еще одно объяснение библейских слов «по образу и подобию». Это понимание богоподобия не как образа одного из Лиц Святой Троицы, но всей Живоначальной Троицы. Человек, таким образом, отображает в себе, в своей духовной структуре и жизни, внутритроичную жизнь Божества. Так учили свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Александрийский, блж. Феодорит, Василий, еп. Селевкийский, св. Анастасий Синаит, св. Иоанн Дамаскин и св. патриарх Фотий.

http://pravoslavie.ru/3078.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010