Отшельник Феодор на востоке в продолжение 7-ми дней молился, не оставляя этого дела ни на минуту. (Извлечено из кн. «Рассказы из истории христианской аскетической жизни» А. Лебедева , М., 1884 г.). IX. Препод. Евсевия – Ксения (память ее 24 янв.) не довольствовалась молитвами храма; она всю ночь стояла на молитве в своей келье, с поднятыми к небу руками. Это скрывала она, но подруги ее, ревнуя подражать подвигам ее, видали это своими глазами. (См. кн. «Жития святых», архиеп. Филарета Гумилевского , янв. 26, стр. 240). X. Св. мученик Анастасий персиянин, видя чудеса, совершавшиеся от честного и животворящего Креста Господня, всем сердцем уверовал в распятого на нем Господа и, сделавшись иноком, совершенно изменил образ своей жизни. Это был инок добродетельный, кроткий и трудолюбивый; ради дневных трудов он никогда не оставлял молитвы. День у него проходил в постоянных трудах: то он трудился в поварне или в пекарне, то работал в саду монастырском, то исполнял иные иноческие послушания. Несмотря на все это и на утомление от постоянных трудов, святой преподобномученик Анастасий никогда не оставлял и общественной в храме молитвы, и ни разу не случалось, чтобы он оставил положенное келейное правило. Кроме того, он находил время прочитывать божественное Писание, читал сказания о св. мучениках и при этом обливал слезами книгу, выражая ими сострадание терпению страстотерпцев и горя сердцем подражать житию и делам их. Господь услышал его молитву и удостоил преподобного Анастасия венца мученика и причислил к лику избранных («Четьи-Минеи», янв. 22 дня). Как бы ни были велики и утомительны твои труды и занятия, христианин, не оставляй ни утренней, ни вечерней молитвы – и Господь подаст тебе силу и благословит твои труды успехом. («Воскресное чтение», 1883 г, 34). XI. Преп. Виссарион (пам. 6 июня), едва прикрытый ветхой одеждой, не обращая внимания ни на зной, ни на холод, дни и ночи проводя в молитве, среди которой часто подолгу забывал даже о пище, в безмолвном возношении ума и сердца к Богу как бы отделялся от всего земного и удостоился от Бога дара великих чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кроме того, в IV в. и в последующие столетия М. становились христиане, жившие вне пределов Римской империи (Византии; не считая кратковременного гонения при имп. Юлиане Отступнике ), напр., в Персии при Шапуре II (310-379) и его преемниках (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ). Наибольшую известность среди М., пострадавших в Персии, получил Иаков Персянин , принявший мученическую кончину при Вахраме V (420-438). К лику М. причислена Голиндуха († 591), претерпевшая множество страданий за веру при персид. правителе Хосрове I и его преемнике, однако скончавшаяся естественной смертью. Бывший персид. маг Анастасий Персиянин († 628) уверовал во Христа после перенесения Креста Господня в Персию из Иерусалима, захваченного Хосровом II. В Иерусалиме Анастасий принял монашество, а затем претерпел мученичество за отказ вернуться к зороастризму. Большой резонанс в христ. мире имело массовое мученичество христиан в Юж. Аравии в 523 г. , пострадавших от местного царя-иудея (см. статьи Арефа и Награнские мученики ). В IX в. за проповедь христианства в языческой Болгарии пострадали митр. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников . Следующий период связан с распространением мусульманства. Мученическую смерть принимали христиане, обратившиеся из ислама (напр., Антоний-Равах, Вакх Новый ), даже если их предшествующий переход в эту религию не был сознательным (напр., Илия , мч. Дамасский). Нередко М. становились христиане, попадавшие в плен к иноверцам в ходе военных действий и т. о. оказавшиеся перед необходимостью исповедовать свою веру, напр. Газские мученики († 637 или 638), Иерусалимские мученики (ок. 724-725) и Аморийские мученики († 845), пострадавшие от арабов, и мученики, пострадавшие от болгар († 811). В греч. традиции христиане, убитые мусульманами в эпоху османского владычества, обычно именуются новомучениками . Прмч. Евстратий Киево-Печерский. Гравюра Леонтия Тарасевича. К., дек., 1702. Л. 221 (РГБ) Прмч. Евстратий Киево-Печерский.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Изложение этой веры было направлено архимандритом и игуменом Хрисопольского монастыря 83 Пирром прп. Максиму, о чем мы узнаем по сохранившемуся ответному письму прп. Максима (ep. 19). Обращение такого влиятельного церковного деятеля, как Пирр (напомним, будущего патриарха), к простому монаху говорит о том, что прп. Максим к тому времени уже получил известность как едва ли не авторитетнейший богословский «эксперт» империи 84 . Вероятно, реакция свт. Софрония, занявшего к тому же патриарший престол, всерьез встревожила Сергия и его соратников, и в этой ситуации церковные деятели Константинополя обратились к авве Максиму, желая заручиться поддержкой человека, который мог бы повлиять на противников курса Сергия и Кира, не дав разгореться полемике; больше всего Сергий и хотел избегнуть полемики. Такой человек должен был восприниматься среди единомышленников старца Софрония «своим» и вместе с тем должен был быть в глазах Сергия и Пирра достаточно открытым, чтобы идти на диалог с ними. Сделаем краткое отступление о личности Пирра и его восприятии прп. Максимом. Интересные наблюдения сделал недавно Кристьян Будиньон 85 . Сославшись на исследование Бернара Флюсена 86 , он обратил внимание, что Пирр изначально принадлежал к сообществу палестинских монахов и в свое время играл в нем заметную роль 87 , так что если прп. Максим тоже был палестинского происхождения и принадлежал братству палестинских монахов, разбросанных, как считает Будиньон, по всей империи, эта переписка представляет особый интерес. Как отмечает Будиньон, Пирр играл важную роль в церковном прославлении Анастасия Персиянина; почитание Анастасия в Палестине, а потом в Константинополе и Риме, одним из инициаторов которого был Пирр, очевидно, способствовало известности последнего. Пирр, весьма вероятно, обращался к прп. Максиму, полагая, что тот воспримет его как «своего», да и ответ ему прп. Максима – более чем уважительный – свидетельствует о том, что, даже если они не были близко знакомы, между ними имели место самые теплые и уважительные отношения, в чем прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Многие исследователи считают, что письмо Пирра монаху Максиму было инициировано Сергием. 87 До того как по указанию имп. Ираклия Пирр стал архимандритом в Хрисопольском монастыре в Константинополе, он был архимандритом и игуменом одного из палестинских монастырей – монастыря св. Анастасия. С его деятельностью в Палестине связан важный эпизод церковной истории первой половины VII в. Именно под началом игумена Пирра в Палестине подвизался обратившийся в христианство бывший маг, ставший впоследствии православным святым преподобномученик Анастасий Персиянин [Магундат] († 628) (память 22 и 24 янв.). Этот перс имел свою школу магии и был известным чародеем, который обратился в христианство под влиянием Животворящего Креста, захваченного персами в Иерусалиме, а потом отданного византийцам. Он участвовал в походе Шахина в Малую Азию, потом принял крещение в Иерусалиме, где обратился с просьбой о крещении к Илии, пресвитеру храма Вознесения Господня. Со временем он постригся и стал монахом в монастыре св. Анастасия в четырех милях от Иерусалима, где игуменом как раз и был архимандрит Пирр. Под его началом Анастасий проходил монашеский подвиг, выучил греческий язык и стал настоящим монахом. Впоследствии в Кесарии Палестинской он, увидев, что персы собирались совершить обряд языческого жертвоприношения, попытался их обратить, ссылаясь на то, в частности, что и сам когда-то был магом и язычником, однако был схвачен и принял мученическую смерть. Через 10 лет после кончины св. Анастасия его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, затем – в Константинополь, а глава святого была перенесена в Рим позднее, вероятно, при папе Феодоре или свт. Мартине (т. е. при жизни прп. Максима и Пирра при поддержке папы Феодора). Как считает Будиньон, одной из причин возвышения Пирра и его перевода игуменом в столичный монастырь было то, что Ираклий во время своего посещения Иерусалима мог заручиться поддержкой Пирра в своих униональных устремлениях. То есть задолго до того, как Пирр стал ближайшим сотрудником патриарха Сергия, он познакомился с Ираклием и поддержал его церковную политику, направленную на укрепление империи через новую единую идеологию.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

На обороте в прямоугольниках резные записи о мощах: Мощи стых великаго Иоанна Прдтчи; пророка Даниила; Лазаря друга бжия; аптла Андрея Первозванного; архидиакона Стефана; Иакова брата бжия; часть древа Креста Господня; аптла и евангелиста Матфея; апла иевангелиста Луки; апла иевангелиста Марка; апостола Варнавы ; апстла Варфоломея; Иоанна Дама[с]кина; Григория Декаполита ; Михаила Синадского; Иоанна Лествичьника; Климента Анкирскаго; Давида Селуньскаго; Григория Акрагантийскаго; Михаила Малеина; Ефрема Сирина ; Пимена Великаго Бгослова; стля Григория Бгслова; стля Василия Великаго ; стля Иоанна Златоустаг о; стля Спиридона чюдотворца; стля Никифора патриарха Цряграда; святит. Иоанна Млтиваго; стля Игнатия Бгносца; Богомтере Анны; Иакова Персиянина; Георгия Победоносца; великомчника Артемия; миръточивого Димитрия Селунского; Феодора Тирона; великомученика Меркурия; великомч. Пантелеймона целителя; Федора Стратилата; великомч. Христофора; великомч. Прокопия; Великаго цря Константина; кнзя Александра Невского; кнзя Георгия Владимирского; первомчницы Феодосии двцы; великомчницы Екатерины; кнзя Михаила Черниговского; Параскеви Пятницы; великомчнцы Варвары; кнзя Петра Муромского; кнгини Февронии Муромские; великомчницы Анастасии; великомчницы Ирины. Источники: ПГОИАХМЗ. Книга учета драгметаллов 1937 г. 412. 15. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 297. Начало XVIII века, Москва (?). Серебро, дерево, жемчуг; чеканмка, золочение. 40,1х23,0. Клейма: (сбитое) двуглавый орел в круглом щитке. Крест шестиконечный, с трехлопастными концами в виде квадрифолиев. Деревянный, обложен чеканными позолоченными пластинами. На лицевой стороне в центре – накладное резное Распятие, на концах перекладины в высоком рельефе чеканены две полуфигуры предстоящих; в навершии – облачный благословящий Саваоф со сферой и нисходящий Св. Дух. Древо изображено с текстурой, утвержденным на Голгофе, с акцентированным изображением груды камней. На рукояти и оборотной стороне чеканены крупные цветы тюльпанов на широколиственных сочных стеблях с бутонами; в средокрестии – ромбовидная дробница (для записи о мощах ?). На торцах – вьющийся орнамент «бурьяна».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Для него открывается Бог необходимо, несомненно существующим благом, как Виновник истины, и Податель истинного познания, как высочайшая святость и правда, Податель святости и правды и мздовоздаятель святости, и, наконец, как высочайшее блаженство и в Себе самом и для всех сотворенных существ. Итак, наилучший путь к уверенности в бытии Божием может заключаться в этих немногих словах: живи так, как 6ы жил пред очами Божиими, и ты неусумнишься, что есть Бог, соделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе Первообраз (Сост. по „Лекц. по умозр. богословию» протоиерея Ф. Голубинского. М. 1868 года).    Читая историю христианских мучеников-исповедников, с изумлением видим, каких великих пожертвований и страшных мучений стоило им исповедание православной веры на земле. Чего с ними ни делали, и чего они ни претерпели!... То вешали их за руки, привязав к ногам тяжелый камень (св. Анастасия. Чет.-Мин., янв. 22); или вешали вниз головой с камнем на шее (св. Тимофей. Чет.-Мин., мая 3), или вешали за средину тела, привязав к шее и ногам по тяжелому камню (муч. Севириан. Чет.— Мин., сент. 9); то заставляли их перебегать с места на место, либо вбивши в ноги их железные гвозди (св. Григорий. Чет.-Мин., сент. 30), либо обувши их в раскаленные железные сапоги (великомуч. Георгий. Чет.-Мин., апр. 23); то строгали тело раскаленным железом и на раскаленном железе обливали их кипящею серою и смолою (св. Климент. Чет.-Мин., янв. 2); то повергали их на острые орудия и сверху били палками, от чего орудия проходили сквозь тело (св. Климент); то терзали острыми камнями до того, что вся внутренность изливалась на землю (св. Рипсимия. Чет.-Мин., сент. 30); то повергали их на камни, и бросали на них камни, от чего кости ломались, внутренность изливалась, зеницы выпадали (св. Артемий. Чет-Мин., окт. 20); то сдирали кожу (св. Климент); то вытягивали жилы (св. Ермий, Чет.-Мин. мая 31); то вырывали ногти из пальцев, язык из гортани, члены тела резали по составам (св. Иаков Персиянин. Чет.-Мин., нояб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

хранящихся в Г., содержится древний репертуар, сложившийся до стилистических изменений, обычно связываемых с именем прп. Иоанна Кукузеля (рубеж XIII и XIV вв.). Согласно описанию Л. Тардо , в б-ке мон-ря хранится ок. 50 певч. рукописей, фрагментов и палимпсестов, в числе к-рых встречаются все типы визант. нотированных богослужебных книг: Евангелиарии, Апостолы и Профетологии с экфонетической нотацией, Минеи, Октоихи, Ирмологии, Кондакари, Стихирари, Триоди, Пентикостарии, Анфологии с ранневизант. и средневизант. нотациями. В Г. хранится значительное число рукописей итало-греч. происхождения, среди к-рых 3 приписывается основателю мон-ря - прп. Нилу Младшему (Crypt. Β. α. XIX, B. α. XX, B. β. I (nunc gr. 215-217)). 5 из 12 Миней (Crypt. . α. I-XII (nunc gr. 362-373)), созданных в нач. XII в. игум. Нилом II, содержат ранневизант. нотацию (только для нек-рых песнопений). Сохранились следующие рукописи со средневизант. нотацией, созданные в Г.: Ирмологий 1281 г. (Crypt. Ε. ϒ. II (nunc gr. 88), письма чтеца Феофилакта), Стихирарь кон. XIII в. (Crypt. Ε. α. II), Триодь XIII-XIV вв. (Crypt. Ε. α. V (nunc gr. 246)). Многие из этих рукописей происходят из Италии, напр. Crypt. Γ. ϒ. V (nunc gr. 344, 1224 г., выполненная иером. Софронием в мон-ре Спасителя в Мессине) и Crypt. Ε. β. I (nunc gr. 319, XIV в., письма иером. Нифона), в к-рой объединены 2 сборника: Асматикон (для хора) и Псалтикон (для солиста). Эти списки относятся к группе источников, содержащих мелодии, к-рые записаны средневизант. нотацией, и имеют ряд стилистических особенностей, подтверждающих гипотезу О. Странка о существовании особой итало-греч. певч. традиции (см.: Strunk. 1977). Неск. певч. рукописей, выполненных в Г. либо хранившихся ранее в ее б-ке, ныне находятся в др. итал. или в зарубежных собраниях, напр. Кондакарь 1288-1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64, письма иером. Симеона) и Октоих 1318 г. (Vat. gr. 1562, письма мон. Нифона) со средневизант. нотацией. В то же время в Г. хранятся манускрипты из более не существующих итало-греч. мон-рей, таких как Санта-Мария Одигитрия в Россано (обл. Калабрия) и прор. Илии и прмч. Анастасия Персиянина в Карбоне (обл. Базиликата). Из последней обители происходит неск. древних рукописей, в т. ч. 5 томов Минеи сер. XI в. с ранневизант. нотацией (Crypt. . α. XIII-XVII (nunc gr. 373-377)), содержащих более 40 стихир, не вошедших в стандартную версию Стихираря (στιχηρ πκρυφα) и, как правило, записанных с помощью более архаической версии куаленской нотации, чем остальные гимны в той же рукописи. В Г. хранится также Евхологий нач. XII в. (Crypt. Γ. β. XXXV) с нотированными кондаком Великой пятницы и вечерней Пятидесятницы, изложенной согласно чину собора Св. Софии в К-поле.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Прославление Анастасия Персиянина (Персия была главным «контрагентом» Византии на политической арене), в котором важную роль играл Пирр, как нельзя лучше вписывалось в идеологию императора Ираклия (мечтавшего после победы над персами об их обращение в христианство , что должно было навсегда скрепить их союз с Византией), так что Пирр во всех отношениях оказался для него «нужным человеком». 88 В amb. 7 прп. Максим указывает как на пример претерпевания Божественного действия в обожении Гефсиманское моление Христа, с которым сравнивает слова ап. Павла, подчеркивая их сходство: «Сам в Себе запечатляющий свойственное нам Спаситель говорит [в прошении] к Отцу: „Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты“ [ Мф.26:39 ]. И после Него божественный Павел, как бы отрицаясь самого себя и не сознавая более, имеет ли он еще собственную жизнь: „живу же не ктому аз, но живет во мне Христос“ [ Гал.2:20 ]» (PG 91, 1076B). Чуть ниже прп. Максим пишет об обоженном как о «воспринявшем Божественное действие, вернее же – ставшем в обожении Богом и тем более получающем удовольствия от исступления, [становясь] вне того, что при нем как природно существует, так и [в качестве такового] мыслится, за счет благодати Духа, одержавшей над ним победу и показавшей его имеющим одного только Бога действующим [в нем] так, чтобы было единое, даже только одно, во всех [отношениях] действие Бога и достойных Бога, вернее же – одного только Бога, как [пришедшего] приличествующим Благу [образом] целиком во взаимопроникновение с достойными» (Ibid, PG 91, 1076C). Из текстуальной близости обоих мест легко сделать вывод, что и по отношению ко Христу, в Котором воля была обожена, разумеется, не меньше, чем у ап. Павла, тем более можно сказать об «одном действии» Его Божества и человечества. По крайней мере, такой вывод мог сделать Пирр, и, как видно из его слов в диспуте с прп. Максимом (645), он действительно считал, что выражение «одна воля Бога и святых» может быть основанием для принятия выражения об «одном действии» во Христе (disp.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Котломуш, Кутлумуш (греч. Κουτλουμοσου) – греческий монастырь в честь Преображения Господня, основание которого относится разными исследователями к периоду с X по XIII вв. В 1393 г. патриарх Антоний провозгласил Кутлумуш патриаршим и ставропигиальным монастырем. Однако уже к середине XV в. монастырь пришел в упадок, а затем почти полностью выгорел в результате страшного пожара 1497 г. Восстановление монастыря совершилось при поддержке господарей дунайских княжеств, а позже – с помощью влиятельных греков. После нового пожара в 1767 г. монастырь был возрожден стараниями своего бывшего насельника, Александрийского патриарха Mamфeя III . В 1856 г. грамотой Константинопольского патриарха Кирилла VII в Кутлумуше был вновь введен общежительный устав. В монастыре – пятиглавый собор Преображения Господня (1540 г.), в котором сохранились фрески XVI в., и девять церквей. Среди монастырских реликвий – часть Животворяшего древа Креста Господня, частицы мощей; руки мч. Евстратия, левой стопы праведной Анны, матери Богородицы, главы прп. Алипия Столпника, руки сщмч. Харалампия, руки свт. Григория Богослова , главы св. Елевферия, глав вмц. Анастасии Узорешительницы и св. Параскевы и др. святыни. В библиотеке Кутлумуша около 600 древних рукописей и 3500 книг. К началу XXI в. братия насчитывала около 30 монахов. Ксенофонт Ксенофонт, Ксеноф (греч. Ξενοφντος) – монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца, основанный в X в. византийским вельможей Ксенофонтом и расположенный на юго-западной стороне Святой Горы. В XII–XV вв. монастырь многократно приходил в упадок от набегов сарацин, крестовых походов, поборов турок, однако каждый раз возрождался и перестраивался. В 1545 г. он снова был отстроен стараниями влахийского господаря Матфея Бесараба и его бояр Дуки и Радулы, так как в это время в монастыре подвизались болгары и сербы. К концу XVII в. все славяне из Ксенофонта были вытеснены греками, в 1784 г. в нем был вновь введен общежительный устав. Монастырь имеет два собора в честь вмч. Георгия: старый (начала XVI в.) с сохранившимися фресками и новый – один из красивейших на Афоне (1809–1819 гг. постройки), а также восемь параклисов. Среди святынь монастыря – частицы мощей вмч. Марины, св. Модеста, вмч. Иакова Персиянина и др. В монастырской библиотеке сохранилось более 300 рукописей и 4000 старинных книг. К началу XXI в. в Ксенофонте подвизалось около 40 монахов. Ксенофонту принадлежит Благовещенский скит, основанный в 1760 г. Ксиропотам

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58), изображение Д. встречается дважды: среди мучеников в цикле святых, представленных по чину святости (Л. 55 об.),- оглавно и в минейном цикле под 7 авг. (Л. 124) - в рост. На обеих миниатюрах он изображен как мученик - молодой, безбородый юноша, с короткими волосами, в красном гиматии, на 2-й миниатюре - в правой руке держит крест. Однако, следуя описаниям иконописных подлинников XVIII в., как греч., так и рус., святого надлежит изображать старцем: «Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами едва показавшимися, были побиты камнями» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 22. 7 авг.); «Подобием сед, власы с ушей, но не долги, брада аки Афанасия великаго поуже, в руках свиток, ризы преподобническия, ряска вохряная, чрез плечо перекинут оларь диаконской» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 410-411). Указаниям иконописных подлинников следуют поздние изображения Д. П. в рус. Минеях: икона «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ); гравированные святцы на авг., 1722 г., гравер Г. П. Тепчегорский (РГБ),- преподобный старец, в мантии, с куколем, в правой руке - развернутый свиток, левая прижата к груди. Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 256, 284, 303, 375, 390; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Кат. выст. М., 1998. Кат. 140. С. 63; Евсеева. Афонская книга. Кат. 56(8). С. 216; 175. С. 322. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/178835.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010