В XVIII веке приделы выглядели не так, как сейчас. Они были изолированы от основного храма и перекрыты низкими сводами. В 1825 году прихожане начали перестраивать храм, чтобы объединить оба придела и трапезную в единое пространство. Работы затянулись, переосвятить приделы удалось только в 1828 и 1839 годах, после чего храм превратился в единый трёхпрестольный с большой просторной трапезной и единым сводом. В 1860-е годы в нём снова кипела работа, но она была связана только с внутренним убранством - а именно, на средства купца Андрея Куклина в церкви устроили роскошный восьмиярусный иконостас с золотой резьбой. По своему великолепию он вполне мог соперничать с иконостасами многих столичных храмов, а сейчас смотрится особенно выигрышно в сочетании с появившимися позже орнаментальными росписями. Эти росписи - результат следующей реставрации храма, происходившей на рубеже XIX-XX веков. Главную роль в ней сыграл видный вятский архитектор Иван Чарушин вместе со своим коллегой и другом Георгием Джмухадзе, которому мы и обязаны столь необычным, почти фантастическим по мотивам и богатству деталей росписям. С ними храм стал ещё более оригинальным, хотя архитектура выделяла его и раньше среди церквей города. Что касается Чарушина, бывшего прихожанином церкви и жившего бок о бок с ней, то он провёл общую реставрацию и добавил храму одну из его ярчайших деталей - ряды полукруглых окон с килевидными наличниками под потолком трапезной части. Такое решение сделало церковь ещё праздничнее снаружи и светлее внутри. Под руководством Чарушина были несколько перестроены оба придела, которые, таким образом, освятили уже в третий раз в их истории. Освящение совершил епископ Алексий (Опоцкий). В ХХ век Иоанно-Предтеченский храм вступил в полном расцвете. Он был недавно вновь перестроен, благоустроен, при нём существовал немалый приход. В 1903 году при церкви открылась собственная школа. В судьбе этой школы принял непосредственное участие один из самых ярких церковных деятелей эпохи, праведный Иоанн Кронштадтский, который в 1904 году побывал в Вятке и служил в Иоанно-Предтеченском храме. Именно он прислал икону Спасителя в качестве пожертвования на школу, после чего поток жертвователей резко возрос, и уже вскоре школа распахнула свои двери. Храм оставался действующим, несмотря на обычное для 1920-х годов открыто враждебное отношение к нему новой власти. В следующем десятилетии положение ухудшилось. Набрало силу обновленчество, которое пользовалось поддержкой государства как новая, " более удобная " форма православия, вполне лояльная к коммунистической идеологии и власти. Некоторое время храм пребывал в роли " обновленческого кафедрального собора " .

http://sobory.ru/article/?object=03210

Общая композиция храмового комплекса сильно вытянута по оси восток — запад. К классическому четверику церкви примыкает полукруглая вытянутая алтарная абсида — это центральный алтарь, посвящённый в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца. С юга и севера симметрично примыкают прямоугольные пределы с трёхгранными абсидами алтарей: северного — в честь Федоровской иконы Богородицы и южного — в честь Архистратига Божия Михаила. С запада к четверику храма примыкает равновеликий притвор, который через галерею-паперть соединяется со звонницей и церковно-приходской школой. Стены приделов и алтарных апсид украшены арочными окнами в рамочных наличниках с килевидными очельями. Боковые фасады приделов и апсид завершены аттиковым ярусом с рядом килевидных кокошников. На фасадах четверика расположено по два арочных окна и киот между ними. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными очельями. Углы четверика выложены фигурными колонами. Из описания церкви видно, что Свято-Никольский храмовый комплекс — это уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем». Освящение Свято-Никольского храмового комплекса совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в 1909году в сослуженинии духовенства и в присутствии многочисленных мирян. Это было великое событие для жителей города Твери, но особенно большая радость о постройке переполняла сердца преподавателей и воспитанников Свято-Никольской Краснослободской церковно-приходской школы. Ведь они уже пять лет ожидали этого события. Замечательно то, что учителями детей Морозовских рабочих были священники, назначенные для службы в Никольскую церковь. Дивную гармонию образования и церковного воспитания нарушили в 1917 году. Священники еще служили в храме Николая Чудотворца до 1937 года, но Краснослободскую школу сразу же после «декрета Ленина» закрыли. Это было роковое предвестие. 1937 год стал для Никольской церкви «голгофским годом». Священника Всеволода Соболева не расстреляли комиссары только лишь из-за того, что рабочие заступились за своего любимого законоучителя. Священник Василий Владимирский, несмотря на страдания его многочисленного семейства, был сослан и мученически погиб в Средней Азии. Никольскую церковь закрыли и начали разрушать. Палачи-ленинцы сбросили Кресты, разбили колокола, взорвали звонницу, обезглавили церковь. Но так как советской власти требовались помещения, Никольскую церковь не разрушили до основания. После 1937 года здание разрушенной Церкви было передано в военное ведомство. В последнее время Свято-Никольский храмовый комплекс находился на балансе РОСТО (ДОСААФ). В церкви разместили парашютный класс, автошколу и клуб служебного собаководства. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Мы привели лишь один из многочисленных примеров той нежной заботы, которую матушка проявляла и проявляет в отношении инока, будучи для него поистине Ангелом Хранителем. Она принимает, кажется, все меры к ограждению его от всяких невзгод, душевных и телесных, к сожалению, часто получая укоры от беспокойных его духовных чад, не понимающих святого служения ее их же старцу и отцу. А попечение матушки о благополучии инока идеально чистое, евангельское. Она часто повторяет ему: «Лучше мне тебя потерять, чем увидеть изменившим Православию, истине и правде», или: «Я счастлива следовать за тобой, когда вижу тебя на высоте духовного призвания, а малейшее, самое даже минимальное уклонение от него, бывает убийственно для тела, а главное, для души моей. Я хочу видеть тебя действительно во святых...» 1 Женская обитель в Бодби была открыта 7 мая 1889 года по воле Императора Александра III на месте лежащего в развалинах бывшего мужского монастыря. В Бодбийском монастыре скончалась и была погребена святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. 2 Первой настоятельницей учрежденного в 1889 году на новых началах Бодбийского женского монастыря во имя святой равноапостольной Нины была игумения Ювеналия Первая, в миру Елена Викентьевна Ловенецкая. 3 Тогда же послушница Бодбийского монастыря Параскева (впоследствии монахиня Павла) решила восстановить разрушенный храм святого великомученика Георгия в селе Мамкоды. Выкопав себе пещеру около храма, на высокой горе, среди окружающего леса, она, молясь Царице Небесной, принялась осуществлять свое намерение. Так возник приписной к Бодбийскому монастырю Георгиевский скит, в 1903 году преобразованный в общежительный монастырь. 5 Экзарх Грузии архиепископ Алексий (Опоцкий), впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский; в 1910 году уволен на покой, скончался в 1916 году. 10 Покровская община сестер милосердия основана 26 июня 1872 года; при общине был устроен сиротский приют для девочек, женская фельдшерская школа. 11 Царский скит – Введенский женский скит, основанный на хуторе «Царская дача», пожалованном Серафимо-Понетаевскому монастырю Императором Александром II.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

30 июля 1917 года возведен в сан протоиерея . 6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода»; он сказал тогда, что главной цели приходской жизни – «вести человека ко Христу, к вечному спасению» – должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на новославянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений... беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества... Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал. В 1926 году о. Михаил был арестован пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 году священник с семьей был выселен из дома. Служил в Новгородском Петропавловском храме в Плотниках . Примыкал к иосифлянам . В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиознотрудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий) , живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся - бедным и находящимся в заключении. 20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов; ему шел тогда шестьдесят восьмой год. 3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал: " Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, дерет с него последнюю шкуру, вообще духовенству не дает никакого житья.

http://drevo-info.ru/articles/13676393.h...

23 .07(05.08).1936–06(19).09.1936: Сергий Карнеев 06(19).09.1936–24.09(07.10).1937: Михаил Вяткин Череповецкая 1919–1920: Нифонт Фомин 22 .03(04.04).1920–1922: Тихон Тихомиров 1922–1924: Тихон Тихомиров, паки 03 .1924–1925: Макарий Опоцкий 1925–1932: 1932–1934: Валериан Рудич, в. у. Валериан Рудич, в. у. 04(17).03.1934–08(21).05.1934: Тихон Шарапов 08(21).05.1934–1937: Тихон Рождественский Череповецкая (григ.) Николай Череповецкая (обн.) 19 .02(04.03).1923–19.05(01.06).1925: Иоанн Звездкин 29 .04(12.05).1925–23.07(05.08).1927: Сергий Озерецковский 1928–1928: Гервасий Малинин 08(21).02.1928–1930: Александр Лебедев 28 .05(10.06).1930–1930: Николай Федотов 09 .1931–10.1931: Мелхиседек Николев 1931–21.03(03.04).1932: Гервасий Малинин, паки 10 .1930–21.06(04.07).1936: Виктор Путята 21 .06(04.07).1936–10(23).08.1937: Николай Елпидинский Черкасская 31 .01(13.02).1910–1921: Назарий Блинов 02(15).12.1923–13(26).05.1932: Филарет Линчевский Черкасская (обн.) 1924–1926: Иосиф Ясковский 1926–1927: Герасим Строганов 1928–1934: 1934–27.01(09.02).1938: Павел Циприанович Черкасская (укр.) 1921–: Николаи Браиловский Черниговская 12(25).05.1911–06(19).05.1917: Василий Богоявленский 05 .1917–23.05(05.06).1917: Пахомий Кедров, в. у. 23 .05(05.06).1917–03(16)(?).10.1930: Пахомий Кедров 1923–1923: Дамаскин Цедрик, в. у. Иувеналий Молчанов (?)] 1926–1926: Матфей Храмцев, в. у. 1926–1932: 28 .10(10.11).1932–08.1936: Стефан Проценко 1936–1941: 12 .1941–1944: Симон Ивановский 1944–1945: Борис Вик, в. у. 04 .1945–31.12(13.01).1946: Борис Вик Черниговская (обн.) 02 .1923–1924: Александр Мигулин 1924–1924: Иувеналий Мошковский, в. у. 1924–1925: Андрей Одинцов 07(20).11.1925–1925: Сергий Иванцов 1925–1927: 05 .1927–27.11(10.12).1935: Антоний Гончаровский 1928–1929: Филарет Яценко 12 .1935–21.05(03.06).1938: Владимир Ковин Чернобыльская см. Радомысльская и Чернобыльская Черновицкая и Буковинская 1941–1943: Дамаскин Малюта –1945: 08 .1945–29.11(12.12).1947: Феодосий Ковернинский Чехословацкая см. Пражская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Макарий (Ильинский) 13.10.1935 хирот. во еп. Бостонского (Северная Америка); с 26.01.1946 воссоединился с МП; с 15.05.1946 в сане архиепископа; с 31.10.1947 экзарх в США; с 31.07.1952 в сане митрополита; † 12.11.1953. Макарий (Кармазин) в 1921 г. хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 1925 г. еп. Екатеринославский (Днепропетровский); с 1927 г. епархией не управ.; расстрелян 20.11.1937. Макарий (Оксиюк) 22.04.1945 хирот. во еп. Львовского и Тернопольского; с 3.06.1948 в сане архиепископа; с 15.05.1951 в юрисдикции Польской Автокефальной Церкви; с 8.07.1951 митр. Варшавский и всей Польши; † 2.03.1961. Макарий (Опоцкий) 14.09.1922 хирот. во еп. обновленческими епископами старого поставления; после покаяния с марта 1924 г. еп. Череповецкий; основал сектантское общество и был отлучен от Церкви; принес покаяние; † не ранее 1937 г. Макарий (Павлов) с 28.01.1917 еп. Владикавказский и Моздокский; уклонился в обновленческий раскол. Макарий (Парвицкий; «Невский») с 20.03.1917 на покое (б. митр. Московский); † 16.02.1926. Макарий (Свистун) 7.06.1970 хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; до 26.12.1974 управ. приходами РПЦ в Канаде и США; с 9.09.1979 в сане архиепископа; с 12.10.1982 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с 26.06.1985 архиеп. Аргентинский и Южноамериканский, экзарх Центральной и Южной Америки; с 4.10.1985 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с 20.03.1990 на покое; с 20.07.1990 архиеп. Клинский, вик. Московской епархии, управ. приходами РПЦ в США, а затем и в Канаде; с 19.02.1992 освобожден от управ. приходами РПЦ в США и Канаде; с 4.10.1994 архиеп. Винницкий и Могилев-Подольский. Максим (Бачинский) 13.05.1944 хирот. во еп. Луцкого; с 1944 г. еп. Винницкий и Каменец-Подольский; с дек. 1945 г. еп. Лысковский, вик. Горьковской епархии; с мая 1946 г. еп. Измаильский и Болградский; с 10.06.1947 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 1948 г. на покое; дата † неизвестна. Максим (Жижиленко) в 1924 г. хирот. во еп. Овручского; с 1928 г. еп. Серпуховской; с 1929 г. в Соловецком лагере; расстрелян 18.02.1931.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кирилл , в мар. 1678. Корнилий , 1698 и 99. Иоасаф в 1717 бывший. Флавиан † в начале 1731. Иосиф определён 19 мар. 1731–44. Варлаам , 1763 и 64. 45 Кудин (Анкудинов), Харитонова пустынь, под Торопцем, упразднённый. [IV. 878, 879.] Строители Никифор , 1622, 31. Ефрем , 1634. ? Прохор (игум.) в нояб. 1640. Сергий (игум.) 26 дек. 1643. Корнилий , в мае 1659. Иосиф , бывший архим., в авг. (sic) 1660. Евтропий , 1689–99. Игумены Дионисий , 1704–9. Иосиф , 1711–1713. Нифонт , 1725–30; † ... Павел определён 15 авг. 1730; упом. 1736. Особые заметки IV, 50. Домантовский. IV, 70. Якобштадтский. Строит. Иосиф 1804 перев. из Крыпецкого; строит. Серафим 1817 перев. в Крыпецкий. IV, 123. Завеличьский Спасский. IV, 287. Иглин. IV, 296. Илиинский Пусторжевский. IV, 544. Княжицкий. IV, 805; V, 462. Краснодворский. (См. Пантелеймонов). V, 191. Псковский Никитский (со всполья). Чёрный поп Сергий , в дек.1630. V, 365, 582. Озерский. V, 366. Опоцкий Илиинский. V, 711. Торопецкого Рождественского Игуменьи: Марфа , в нояб. 1635. Екатерина Голохвастова определена 11 мар. 1727. Елисавета , 1763 и 64. VI, 437. Трехсвятительский. Кожина Николаевского игум. Досифей в дек. 1630. V, 47. Пригорода Изборска, Рождества Христова, Онуфриевы пустыни игум. Иоаким , 1562– 67. Мальского монастыря строит. Макарий Лошаков , в апр. 1668. Торопецкого Троицкого строит. Иона , в окт. 1669. Святоотецкого строит. Павел , в окт. 1680. Изборского Зарезницкого Николаевского игум. Иосиф , в апр. 1554. Мнтрь приписан к Псковскому Печерскому 16 нояб. 1584. Изборского Николаевского, в старом Городище, строит. Ефрем Ушаков и Никодим Кропивин последние. 16 нояб. 1584 приписал к Печерскому. Псковского Завеличского игум. Варлаам , 1499. Разные: IV, 141. Зачатейского, с Милца, в Пскове, строит-ца Агафия , 1669–73. IV, 82. Якиманского, с Полонища, в Пскове, девичий, строит-ца Иустиния , 1669. IV, 59. Златоустова Медведева, в Пскове Игум. Вассиан , в дек. 1630. – Харитон , 1669. – Антоний , 1719 и 20. Лазаревского, в Пскове Строит. Леонид , в дек. 1630.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Макарий (Опоцкий) 20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму члены братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в братство, но знавшие епископа лично — и этого для властей было достаточно. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов, ему шел тогда шестьдесят восьмой год. На допросе 3 мая 1933 года, часть записи которого мы уже приводили в начале статьи, отец Михаил сказал: «Я знаю, что епископ Макарий и мой сын… оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти. Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению [Стадницкому], и вообще мы материально помогали сосланному духовенству…» 19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Во время служения в Угличе священник был награжден очередной наградой — палицей. Церковь Вознесения в Угличе Прихожане написали ему относительно этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой Патриаршей наградой… Палица — это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна. Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твердо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа…» 13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород…» Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил был оставлен в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он был захвачен следующей волной гонений на Церковь, стремительно сметавшей всё на своем пути. 28 октября 1937 года отец Михаил был арестован и в тот же день допрошен.

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-mihai...

После перевода в 1869 году князя Орлова в Вену его преемником на дипломатическом поприще в Брюсселе стал граф Андрей Блудов. В 1871 году он предпринял попытку построения особого храма в Брюсселе. Среди русских, проживающих в Бельгии, для этого был объявлен сбор пожертвований. Приход даже обращался с просьбой о содействии в Священный Синод, который в помощи отказал, выслав на это благое дело символическую сумму 3 рубля 50 копеек. 2.1.4.Признание русской церкви при Российской Императорской Миссии в Брюсселе в 1876 году и переезд её по современному адресу Ещё несколько лет содержание храма осуществлялось на средства прихожан и личные пожертвования Российского Посланника. Наконец, в 1876 году церковь была официально признана и взята на баланс Российского МИД. В «Ведомости о церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе за 1906 год» об этом сказано: «По Высочайшему Его Императорского Величества повелению, в 13-й день декабря 1875 года данному, принята с 1-го января 1876 года в ведение Министерства Иностранных Дел с присвоением ей наименования «Церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе» и с распространением на неё правил, установленных для прочих Посольств и Миссий» (АРЭ). В штат церкви кроме священника были включены ещё два псаломщика. На содержание клира определялось: священнику 3000 рублей и псаломщикам по 1000 рублей золотом в год. На содержание храма выделялось 600 рублей золотом ежегодно, в связи с чем Посланник посчитал себя свободным от несения расходов за аренду церковного помещения. И с 1-го августа 1876 года церковь переехала в другое, более скромное помещение в доме 29 по улице Шевалье, где она и пребывает поныне. 2.1.5. Приобретение помещения для церкви в собственность Российской империи Здесь храм находился на правах арендатора 11 лет, в 1887 году община собрала средства и выкупила дом в собственность. За эти годы в храме поменялось три настоятеля: протоиерей Димитрий Васильев (1872-1873), протоиерей Евгений Смирнов (1873-1877) и протоиерей Димитрий Опоцкий (1877-1883). В 1883 году в Брюссель приехал протоиерей Афанасий Петров, который прослужил в Никольском храме двадцать лет. Именно он предпринял сбор пожертвований на покупку здания для храма.

http://pravoslavie.ru/43366.html

В 1894 году отец Николай построил во Власьеве земскую школу, а через несколько лет добился закрытия в приходе всех кабаков и пивных. И под угрозой, что покинет приход, он добился от крестьян письменного обязательства и впредь не открывать у себя кабаков. В 1904 году священник построил вторую земскую школу в деревне Большие Перемерки. В 1897 году он организовал Власьевское общество трезвости, которое вскоре открыло свои отделения и во многих других городах и селах губернии. В 1903 году число членов общества трезвости превысило 10 тысяч человек. В 1901 году священник устроил приют для алкоголиков с мастерскими (столярной, шорной, сапожной, переплетной, швейной, кузнечной) и с сельскохозяйственными занятиями для тех из них, которые не знали никакого ремесла. Для них он отдал в приют весь свой скот и сельскохозяйственный инвентарь, чтобы дать возможность ослабевшим, опустившимся людям освободиться от своего недуга, встать на ноги и начать новую жизнь. В 1907 году отец Николай открыл приют для беспризорных детей — детей, покинутых своими родителями, детей алкоголиков, детей улицы; сюда были собраны дети от пяти до двенадцати лет. Для них была открыта школа, устроены мастерские, велось сельское хозяйство. Архиепископ Тверской Алексий (Опоцкий) с радостью поддержал инициативу священника и благословил отпечатать написанное им воззвание об открытии приюта, его целях и задачах в «Епархиальных ведомостях» и отдельной брошюрой. Одним из главных недостатков тогдашнего общества была его малопросвещенность. Все просвещение народа было сосредоточено только в Церкви и около Церкви. Но как только крестьянин отходил от Церкви, переставал посещать храм, интересоваться духовным, он тут же оказывался окруженным какой-то беспроглядной тьмой. Чтобы хоть как-то содействовать просвещению народа, и в особенности крестьян, отец Николай основал в 1910 году журнал «К Свету», который издавался им до революции 1917 года. После октябрьского переворота 1917 года у священника были отобраны дом и земля. Даже посаженный когда-то им лично сад был выкорчеван и уничтожен, а ему было отказано в просьбе взять что-нибудь из посаженных им когда-то деревьев.

http://foma.ru/sredi-prostogo-naroda.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010