А Неплюев, и как юрист и просто как человек огромного ума, великолепно понимал важность утверждения Устава, и с огромным упорством добивался этого, пуская в ход свои обширные аристократические связи. И утверждение Устава, причем на самом высшем уровне, явилось огромной победой Неплюева, во многом предопределившей стабильное существование его детища. Дело в том, что волю императора Александра III не смел отменить никто, в том числе - епископ или даже Синод. А потому они вынуждены были не только мириться с существованием Братства, но и склоняться перед зафиксированными в нем положениями - в частности, что епископ Черниговский является попечителем Братства и что выбор кандидата на место священника храма зависит от Думы. Эти положения и не позволяли (либо личным распоряжением епископа, либо через назначенного им священника) развалить Братство. Отметим попутно, что Братство было единственным местом в России, где священник выбирался приходом. Это также объясняет, почему дело Неплюева не имело последователей - последователи были, но их деятельность легко пресекалась епархиальным начальством. Так, в Новгородской епархии о. Николай Опоцкий (позже - епископ Макарий) основал, по образцу неплюевского, вельбицкое братство с приходской школой. Но в 1910 г. еп. Гурий отстранил о. Николая от заведывания и законоучительства . Такая же судьба, безусловно, ждала бы и Неплюева, согласись он на предложение Победоносцева относительно принятия монашества. «Буржуазно-демократическая революция» Недоброжелателей у Неплюева хватало. Однако, самый коварный и сильный враг гнездился внутри Братства. В 1900 году в Братстве наступил кризис, если так можно выразиться, «буржуазно-демократическая «революция». Появилась группа учителей, «интеллигентов» Братства, которая единым фронтом выступила против самих основ братской любви. Неплюев не называет их имена, а указывает только их инициалы: Р.Е.Л., В.К.Ф, Н.П.П, И.Ф.К. ... Все это достаточно известные в Братстве люди. «Недовольные» свободно высказывают свои идеи, ругают Блюстителя, «мутят воду».

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/16/...

Огнев Η. Чем должен быть православный приход. СПБ. 1908 О евангелическо-лютеранской церкви в Российской Империи. Журн. Мин. Вн. Дел. 1856 Ч ХХ. Отд. II, кн. 10. О женском священнодействовании. Правосл. Собеседник. 1864. II Ожидаемый собор Всероссийской церкви. А(рхиеп.) И(акова). Ярославль. 1906. Около-Кулак. Административное устранение от пастырской должности в католическом каноническом праве. Петроград. 1915. Окружное послание единой, святой, соборной и Апостольской церкви ко всем православным христианам. (Перев. с греческого). СПБ. 1859. Ольшенский. Св. Правит Синод при Петре B. Киевск. Унив. Изв. 1894. II. О монашестве епископов. Правосл. Собеседник. 1863. 1. О нашем высшем церковном управлении. СПБ. 1891. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правит. Синода. СПБ. 1868 и след. Опоцкий Д. О причинах появления в русской церкви раскола, известного под именем старообрядчества. СПБ. 1861. Определения Виленского собора 1550 года. Прав. Собеседник. 1863. III. Определения Владимирского собора 1274 гола. Там же. 1863. I. Определения Московского собора 1503. Там же. 1863. II. Определения Московского собора 1666–67 года. Там же. 1863. II, III. Определения Московского собора 1675 года. Там же. 1864 . I. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПБ. 1876 Оршанский И. Духовный суд и семейное право. Журн. гражд. и торг. права. 1872. – Исследования по русскому праву обычному и брачному. СПБ. 1879. О свободе совести. Христ. Чтение. 1869 IX–XII. Осипов А. Брачное право древнего Востока. Вып. 1. Казань. 1872 Основания помест. управления правосл. церквей, Прав. Собеседник. 1858. I. Основания церковного суда. Там же. 1858, II. Особенные преимущества правосл. католич. церкви в России. Там же. 1857. IV. О соборах (церковных), бывших в России со времени введения в ней христианства до царствования Иоанна Грозного. СПБ. 1907. Остроумов М. Введение в православное церковное право. Том 1. Харьков. 1893. Ответ Англии Риму по вопросу об англиканском священстве. Хр. Чтение. 1897. VI

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В новую церковь, которая стала посольской, было передано имущество домового храма. К дню освящения Иерусалимский Патриарх Кирилл пожертвовал напрестольный деревянный крест с частицей Животворящего Креста Господня. Ныне в соборе, в особом ковчеге, хранятся также следующие святыни: образ с частицей мощей св. Пантелеимона, медальон с частицей мощей свт. Николая, икона с кусочком одеяния прп. Серафима Саровского. У амвона, в беломраморных киотах, находятся изящно написанные иконы Божией Матери «Скоропослушницы» и св. Пантелеимона, подаренные соответственно Андреевским и Пантелеимоновским монастырями на Афоне. В 1901 в память кн. М. А. Барятинской был сооружен киот с изображением Божией Матери. В мае 1868 Ф. М. Достоевский крестил в новом храме свою дочь Софью, родившуюся в Женеве, где писатель работал над романом «Идиот». Дочь, однако, через несколько дней скончалась и была похоронена на местном кладбище, которое теперь находится в черте города. Трижды в год причт ездил в Берн, чтобы служить панихиды на могиле вел. кн. Анны Феодоровны, погребенной на кладбище Розенберг. Большинство умерших в Женеве русских хоронили на местном кладбище Пленпале. В 1883–1900 настоятелем церкви служил прот. Димитрий Опоцкий. При нем был выложен плиткой пол и заново позолочены купола. Так как в храм приходило молиться много греков, то часть службы в нем шла по-гречески, в связи с чем причт в 1903–1905 возглавлял русский грек прот. Александр Смирнопуло. Следующим настоятелем состоял до 1944 прот. Сергий Иоаннович Орлов, тоже знавший по-гречески. Он создал в 1905 приходское попечительство, помогавшее попавшим в беду русским людям. Регентом перед Первой мировой войной был В. Ф. Кибальчич, ученик Н. А. Римского-Корсакова, стремившийся знакомить иностранцев с русской хоровой музыкой. Перед революцией к женевскому храму были приписаны церкви в Вевэ и Давосе, которые имели своих священников. Поскольку храм принадлежал Министерству иностранных дел России, оно ежегодно отпускало 3 тыс. руб. на его содержание.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Рождение «общины равных, равноценных для Бога людей, вступивших с Ним в общение Любви», собранных «по принципу духовного, свободного единства и сродства, по Дару и личностным дарам Святого Духа» – всегда тайна, действие Божие по собиранию Своего народа, Церкви Христовой. Мы можем только указать на принципы, вне осуществления которых рождение общины невозможно. В первую очередь, это личностность и соборность. Так, Н.Н.Неплюев, основатель Крестовоздвиженского трудового братства, начинает свой путь к созиданию духовных семей-общин с воспитания крестьянских детей, которых надо было « научить думать и чувствовать по-христиански, чтобы вера их из слепой стала сознательной; с которыми возможно будет по завету Христа Спасителя жить в единодушии и единомыслии любовного, братского общения» . Отец Николай Опоцкий обращается к своим прихожанам со словом проповеди об «Иисусе Христе как Главе нашей богоугодной жизни и мысли» , чтобы пробудить в них жажду подлинно евангельской жизни, оторвать от порабощающих начал века сего. Отец Иоанн Егоров писал членам своей общины «братские письма»– о молитве, о воспитании детей, о благодатной радости, – призывая своих духовных чад к воцерковлению всех сторон их жизни. Особые духовные труды были нужны для созидания соборного единства членов общины. Так, отец Иоанн Егоров и отец Анатолий Жураковский на первое место ставили объединяющую силу молитвы. «Если Братство наше должно быть церковью, – писал о. Иоанн Егоров, – то первое и главное, в чем выразится жизнь нашего Братства-церкви, – это соборная, едиными устами и единым сердцем молитва в храме». Члены братства призывались объединяться в молитве друг с другом и устранять все внутренние и внешние препятствия к этому. Внешние препятствия – неблагоговейное поведение в храме (шум, разговоры, ненужные хождения и т.д.); внутренние – гордое, себялюбивое выделение себя из других. Сщмч. Анатолий Жураковский особенно высоко ставил собирающую силу Евхаристии. Он настаивал на том, что Евхаристия не может быть началом, движущим индивидуальное религиозное возрастание, но должна возродиться как Таинство, имеющее общественную и космическую природу: «Несомненно, что возрождение мыслимо лишь наряду с возрождением любовного единомыслия во всех частях распавшегося церковного организма. Оно должно начаться совместно с внутренним, религиозным, любовным собиранием в евхаристическое единство христиан, ныне отъединенных и бесконечно далеких друг от друга» .

http://bogoslov.ru/article/4506669

Абрам II ...1492 -1497 Ефрем I 1497 -1500 Доротэос II ....1503 -1510; 1511 -1516 Дионисэ ...1510-1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550-1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре ..1643-1660 Доментий II ....1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII ...1676 -1687; 1691-1696 Иоанэ VII ....1687 -1691; 1696-1700 Эвдемоз II 1700-1703 Доментий III ...1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч ...1744-1756; 1763-1788 Иосеб 1756-1763 Антоний II .1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений ....1390 Иоанэ-Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543-1575 Эквтыме I.................................1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612-1659 Максима I ....1628 -1647 Бесарион I ...1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I ...1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682-1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II ....1667 -1669 Эквтыме II .....1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703-1710 Григоль II 1706-1742 Германа 1742-1754 Бесарион II 1755-1766 Иосеб 1767-1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави............1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов .....1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский.............1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов-Платонов 1832-1834 5. Архиепископ Евгений Баженов .......1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский...........1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский.........1858-1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев...............1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев....................1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев....................1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский......1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий.........1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий............1901 —1905

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Почтили меня приветствиями: телеграммой – Петроградский митрополит Владимир, письмами – архиепископ Алексий (Опоцкий), член Св. Синода, находившийся на покое в московском Донском монастыре, мой бывший товарищ по студенчеству, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) , вместе с обширным письмом, характеризовавшим профессоров старого и нового времени, приславший прекрасную икону Почаевской Божией Матери, архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , телеграммами: архиепископ Ярославский Тихон (Беллавин), епископ Елисаветградский Анатолий (Каменский), мой бывший слушатель (вып. 1895 г.), член Государственной Думы, обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер, приветствовавший меня «с 50-летием столь полезной для православной церкви ученой и педагогической деятельности». Эта последняя телеграмма была для меня вполне неожиданна и тем более приятна – в виду прежних наших столкновений, в особенности по поводу диссертации Е. П. Аквилонова. Получены частью телеграммы, частью письма: от ректора Нижегородской семинарии, от Нижегородской архивной комиссии, из редакции «Церковного вестника», от бывших сослуживцев по родной академии – профессора Петроградского университета, протоиерея В. Г. Рождественского , профессора протоиерея С. А. Соллертинского, профессора А. А. Бронзова , профессора Н. Н. Глубоковского и от бывших моих учеников протоиереев – Ф.А. Знаменского (вып. 1869 г., протоиерей Исаакиевского собора), Г. И. Титова (вып. 1873 г., член Учебного комитета при Св. Синоде), М. Г. Березина (вып. 1878 г., настоятель одной общ. сестер милосердия в Петрограде), Н. Г. Кедринского (вып. 1879 г., в то время духовника Их Императорских Величеств), А. А. Дернова (вып. 1882 г., настоятель Петропавловского собора, ныне протопресвитер придворного духовенства), А. П. Устьинского (вып. 1882 г., настоятель церкви новгородского Десятинного монастыря), А. В. Рождественского (вып. 1882 г., протоиерей петроградского Казанского собора), И. И. Добронравова (вып. 1884 г., настоятель петроградского Андреевского собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

[Лавринов. С. 150.] МАКАРИЙ (Знаменский) Епископ Васильсурский [Кат-ГУБ. С. 979.] МАКАРИЙ (Опоцкий [Николай Михайлович]) Епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея и возведён в протоиерея. 14/IX-1922 г. хиротония православная во еп. Череповецкого, викария Новгородской епархии. Из дела 117 известно, что хиротонисан 14/IX-1922 г. во еп. г. Крецов Новгородской епархии. 7/II-1923 г. уволен на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления. По некоторым данным, известно, что принял хиротонию в марте месяце 1924 г. от обновленческих архиереев с назначением во еп. Череповецкого, викария Новгородской епархии. В 1926–1927 гг. впал в догматическое расхождение с Православной Церковью, главным образом, по толкованию Символа Веры . Есть сведения, что он умер. Имел много почитателей. Имел несколько печатных и рукописных трудов, но названий их не удалось установить. ЛИТЕРАТУРА Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 35; 15–16. С. 122. ФАОС дело 117. ФПС I 104. ФПС II. С. 7. ФАМ 1. С. 24, 29. Кат-АМ 192. См. Мануил. 4.247–248. [Кат-ГУБ. С. 979.] Родился 16/ХI-1872 г. в Псковской губернии. Кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Служил в сане протоиерея в г. Череповце Новгородской губернии. 14/IХ-1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями старого поставления во «еп. Крестецкого, вик. Новгородской епархии». 20/II-1923 г. за критику обновленческого движения уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении. 1924–1925 гг. – еп. Череповецкий, вик. Новгородской епархии. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён 25/VI-1926 г. к 3 годам заключения в концлагере. Наказание отбывал в Кемском лагере. 05/ХII-1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобождён досрочно. Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры , за что группой православных иерархов был отлучён от Церкви. По освобождении изменил свои неправые взгляды и оставался православным епископом. В 1932 г. участвовал в православной хиротонии архим. Сергия (Васильева) во епископа. Умер не ранее 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Дионисэ…1510–1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550–1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре..1643–1660 Доментий II….1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII…1676 -1687; 1691–1696 Иоанэ VII….1687 -1691; 1696–1700 Эвдемоз II 1700–1703 Доментий III…1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч…1744–1756; 1763–1788 Иосеб 1756–1763 Антоний II.1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений….1390 Иоанэ–Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543–1575 Эквтыме I……………………………1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612–1659 Максима I….1628 -1647 Бесарион I…1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I…1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682–1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II….1667 -1669 Эквтыме II…..1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703–1710 Григоль II 1706–1742 Германа 1742–1754 Бесарион II 1755–1766 Иосеб 1767–1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави…………1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов…..1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский………….1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов–Платонов 1832–1834 5. Архиепископ Евгений Баженов…….1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский………..1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский………1858–1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев……………1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев………………..1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев………………..1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский……1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий………1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий…………1901 —1905 Архиепископ Николай Налимов……………1905 —1906 Архиепископ Никон Софийский…………..1906 -1908 Архиепископ Иннокентий Беляев………….1909—1913 Архиепископ Алексий II Молчанов………1913–1914 Архиепископ Питирим Окнов………………….1914—1915

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

 Священномученик Михаил родился 7 января января 1866 года в селе Сухая Нива          Демянского уезда Новгородской  губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова, который сорок восемь лет ревностно прослужил Церкви. В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком  в храм женского Покровского Зверина монастыря в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в селе Строилово, в 1902 году — в Полновский Успенский женский монастырь, располагавшийся в Демянском уезде, а в 1906 году — в Борисоглебскую церковь в Новгороде. В 1906      году отец Михаил был награжден наперсным крестом. 30 июля 1917 года возведен в сан протоиерея. За время своего служения, как деятельный священник имел множество послушаний. Он принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, в церковно-общественной жизни города. Прихожане любили и уважали священника за то, что он       всегда с радостью, по-христиански им помогал. После прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Отец Михаил был арестован в 1926 году и некоторое         время пробыл в тюрьме. В 1931 году священник был выселен из дома вместе с семьей. В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство насчитывало около двадцати человек, которые          молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть     средств передавали братству, откуда те жертвовались по мере необходимости         нуждающимся — бедным и находящимся в заключении. 20 апреля 1933 года были    арестованы члены братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города. В их числе и протоиерей Михаил Борисов, которому шел тогда шестьдесят восьмой год. 19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила отца Михаила к лишению права проживать в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. Он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Там он был награжден очередной наградой — палицей. Но и в Угличе его захватила очередная волна гонений. 28         октября 1937 года протоиерей Михаил был арестован. Теперь ему вменялось участие в контрреволюционной церковно-монархической группе. Следствие велось один день,         своей вины он не признал. 5 января 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к десяти годам заключения. Из-за старости и немощности священника оставили в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Здесь протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010