Архимандрит Фаддей служил часто и всегда проповедовал. 22 февраля 1903 года, в субботу, после поздней литургии в петрозаводском Святодуховском кафедральном соборе он в сослужении соборного духовенства отслужил благодарственный молебен Господу в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. 23 февраля, в Неделю 1-ю Великого поста, богослужение в кафедральном соборе отличалось особой торжественностью. Божественную литургию служил епископ Олонецкий Анастасий (Опоцкий) в сослужении архимандрита Фаддея и соборного духовенства. Вместительный Святодуховский собор был полон молящихся. После литургии было совершено Последование Недели Православия. «Возглашавшаяся диаконом и исполненная певчими „Анафема“ переносила мысли молящихся ко временам отдаленной христианской древности, когда могучий голос Церкви служил авторитетным выразителем суда над лжемыслящими и когда суд этот чувствовался и сознавался всеми...» – писал очевидец. В Петрозаводске в Братском Назарьевском доме в то время были заведены на регулярной основе воскресные религиозно-нравственные чтения; в этих чтениях архимандрит Фаддей стал принимать деятельное участие. 2 марта в Братском доме проходило, казалось бы, рядовое религиозно-нравственное чтение, но оно привлекло в этот раз большое число слушателей. «Не только громадный зал здания, но и левая от входа боковая комната и вестибюль были переполнены народом. Причиной такого скопления публики было желание послушать в первый раз выступавшего с чтением нового ректора семинарии отца архимандрита Фаддея. Отец ректор... прочитал „О начале христианской жизни“ (по Феофану Затворнику)». В следующее воскресенье вечером в Братском доме состоялись религиозно-нравственные чтения на темы, предложенные архимандритом Фаддеем: «Как начинается в нас христианская жизнь (по преосвященному Феофану Затворнику)», «Состояние грешника и действие благодати», «Торжественное шествие Господа Иисуса Христа на крестные страдания (объяснение 12-й главы Евангелия от Иоанна)». «Житие сорока мучеников» прочитал кафедральный протоиерей А.П. Надежин. Все чтения были прослушаны с большим вниманием.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАСТАСИЙ (ОПОЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Анастасий (Опоцкий). Фото с сайта церкви Успения Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме в Сарапуле Редакция текста от: 05.07.2017 08:14:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676476.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @15362@ Подпись к иллюстрации: Епископ Анастасий (Опоцкий). Фото с сайта церкви Успения Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме в Сарапуле Размер файла: 36.06 Кб Кто разместил: Губин Андрей Владимирович Дата размещения 05.07.2017 08:09:22 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/15362.html

Балахнинская Основана 11.05.1866. Именование – по г. Балахна (Нижегородская губерния, область). Нижегородское, Горьковское викариатство. Упразднена в 1927 г. (?) Возобновлена 05(18)07.1991. 17.07.1866 29.08.1867 Макарий Миролюбов 14.01.1868 08.11.1886 04.01.1887 28.10.1887 Димитрий Самбикин 28.02.1888 02.03.1891 Агафодор Преображенский 28.04.1891 29.09.1892 Иаков Пятницкий 25.10.1892 03.09.1893 Иувеналий Половцев 10.04.1894 10.08.1896 Алексий Опоцкий 06.10.1896 09.11.1897 Аркадий Карпинский 11.07.1898 20.01.1901 Анастасий Опоцкий 15.04.1901 04.11.1903 Нестор Фомин 04.11.1903 10.11.1906 Исидор Колоколов 10.11.1906 29.05.1909 27.09.1909 20.03.1914 Геннадий Туберозов 10.08.1914 28.01.1917 Сщмч. Макарий II Гневушев 19.02.1917 24.10(06.11)1918 02(15)02.1919 04(17)05.1921 Филипп Гумилевский 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 Иоанн Широков 05(18)07.1991 15(28)07.1991 16(29)07.1991 01(14)08.2001 314 Арестован в Нижнем Новгороде, осужден и в тот же день расстрелян. Солдаты отказались стрелять в архиерея, были вызваны латышские красные стрелки, которые и привели приговор в исполнение. Тела еп. Лаврентия и других казненных с ним были брошены в Волгу. 315 Назначен ранее 01(14)09.1921 (по Нумерову (см. Приложение 7 С. 876) назван епископом Балахнинским, бывшим Ейским). В 1924 г. проживал в Москве без права выезда. В 1925 г. уклонялся в старообрядчество. Принес покаяние. 12.04.1925 подписал акт о передаче церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) . В 1926–1027 гг. был в ссылке в Тамбовской губ. Далее см. Звенигородская. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боровичская Основана в 1922 г. Именование – по г. Боровичи (Новгородская область). Новгородское викариатство. Упразднена в 1936 г. (?) 1922 Серафим Велицкий Гродненское викариатство. Самостоятельная в конце 1941–1945, 1946–1949 гг. В 1945–1946 гг. присоединена к Пинской епархии. 17(30)01.1990 возобновлена (ЖМП. 1990. 5. С. 6–7). Именовалась: Брестская; в 1942–1944 гг. – Полесская и Брестская; с 04.1944 – Брестская; с 1944 г. – Брестская и Кобринская, паки; в 1948 г. – Брестская и Кобринская; с 17(30)01.1990 – Брестская и Кобринская. 06.03.1839 28.01.1840 28.01.1840 01.03.1848 Михаил Голубович 20.05.1848 27.06.1870 09.08.1870 10.02.1875 Евгений Шерешило 16.03.1875 16.05.1877 Владимир Никольский 05.06.1877 17.02.1879 Ианнуарий Попов 27.05.1879 14.05.1881 Донат Бабинский-Соколов 26.06.1881 09.03.1885 Авраамий Летницкий 05.05.1885 17.11.1891 Анастасий Опоцкий 15.12.1891 24.05.1897 Иосиф Соколов 24.05.1897 13.01.1900 Иоаким Левицкий 17(30)03.1941 23.02(08.03)1942 13(26)08.1944 21.05(03.06)1948 15(28)02.1948 Паисий Образцов, паки 06(19)02.1990 06(19)09.2000 13(27)12.2000 22.01(04.02)2001 22.01(04.02) 2001 24.09(07.10)2002 Софроний Ющук 24.09(07.10) 2002 Иоанн Хома 488 Первая дата – дата хиротонии, которую совершали в Москве Патриарший местоблюститель митрополит Сергий Страгородский и 6 епископов. Ранее, 13(26)03.1941, было определение Московской Патриархии о бытии епископом Брестским, викарием Гродненской епархии настоятеля Жировицкого Свято-Успенского монастыря архимандрита Венедикта (Бобковского) с оставлением за ним настоятельства Жировицким монастырем. Архиепископ с 23.02(08.03)1942. 489 Архиепископ с титулом: Полесский и Брестский (с 1943 г.) 04.1944 в связи с присоединением оккупантами Полесья к Генеральному комиссариату Белоруссии (из-за ликвидации Рейхскомисссариата Украины) ходатайствовал о принятии в состав иерархии временной Белорусской автономии, что удовлетворено. Титул Полесский и Брестский был за ним сохранен. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

был подготовлен на рубеже XIX и XX вв. Он заключался в территориальной реорганизации, по к-рой Сухумский окр. должен был войти в состав Кубанского окр., а Сухумская епархия - в состав Кубанской. Еп. Сухумский Арсений (Изотов) объяснял необходимость подобных изменений удаленностью края от Тифлиса и связанными с этим трудностями управления регионом. В 1901 г. представленный проект был одобрен экзархом Флавианом (Городецким) и главноуправляющим Кавказом кн. Голицыным (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 7). В 1902 г. экзарх Алексий I, возвращаясь к вопросу о выделении Сухумской епархии, в отзыве на имя обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева также писал об удаленности Сухумского окр. и Черноморской губ. от Тифлиса, связывал с этим «медлительность в разрешении дел», а также «неестественность тяготения Сухумской епархии к Грузии, с которой она не имеет почти ничего общего по племенному составу населения», поскольку большинство православных составляют абхазцы, русские и самурзаканцы (ЦГИАГ. Ф. 12. Оп. 7. Ед. хр. 2707. Л. 12-14). Кн. Голицын в донесении обер-прокурору Святейшего Синода Победоносцеву 4524. 31 марта 1902), «присоединяясь к предложениям экзарха Грузии», предлагает «за отсутствием в нынешней малолюдной Сухумской епархии местных средств для покрытия предстоящих значительных расходов по духовному управлению» включить в ее состав «кроме территории нынешней Сухумской епархии, еще и богатую местными средствами Кубанскую область, к которой и теперь тяготеет большинство населения и духовенство Сухумской епархии, и в которой, при ея многочисленном почти исключительно православном русском составе населения, вопрос об учреждении особой архиерейской кафедры (в Екатеринодаре) является давно назревшим». В том же документе кн. Голицын предлагает оставить в Сухуми викарного архиерея. Он, «освободившись от дел епархиального управления, всецело может отдаться делу миссионерства среди абхазцев» (ЦГИАГ. Ф. 12. Оп. 7. Ед. хр. 2707. Л. 16). В апр. 1903 г. экзарх Алексий (Опоцкий) в связи с выделением Сухумской епархии из Г. Э. направил Сухумскому епископу секретное донесение за 1080 о целесообразности выделить также и Сванети (Лечхумский у.) из состава Гурийско-Мингрельской епархии и включить ее в Сухумскую. «Путь в Сванетию со стороны Кутаиса или Рачи открыт только в летние месяцы,- отмечает экзарх,- а строящееся шоссе со стороны Черноморского побережья по р. Ингуру обеспечит доступность региона со стороны Сухумской епархии в течение всего года» (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26868. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Старшинство Н.Н. Неплюева не было только «плодотворной формой контакта»  духовно опытного человека «с простыми мирянами», как характеризует С.С. Хоружий русское старчество. Неплюев не только выполнял роль «духовного помощника, советника и наставника» по отношению к крестьянам, вошедшим в братство, но строил и разделял с ними общую жизнь. Его старшинство было реальным собиранием церковного собрания, основанным на любви и доверии, но при этом избегавшим сокращения дистанции «панибратским ходом» (ср.: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» Петр. 5:2-3]). Между блюстителем братства и членами братства не было иерархического разрыва, поэтому если и можно говорить о власти блюстителя и других старших в братстве, то только как о власти любви. Выделенные аспекты пастырского служения Неплюева, возможно, не исчерпывают всей полноты его пастырского опыта, однако именно эти аспекты представляются важнейшими с точки зрения созидания церковного собрания. В них ярко проявляется личная заинтересованность и ответственность основателя Трудового братства за его жизнь, за собирание «младенца Церкви» и за личные отношения со всеми, кого Господь привел в это собрание. Заключение Деятельность Н.Н. Неплюева пришлась на время, когда синодальная эпоха близилась к своему завершению, его служение стало своего рода знамением наступления нового этапа в истории Церкви. Своим примером Неплюев засвидетельствовал, что христианское пастырство не является лишь совершением символических таинстводействий или индивидуальным душепопечением, как это часто понималось в условиях православной империи, но – как это и было во время Христа и апостолов – прежде всего собиранием Церкви в конкретных границах церковного собрания, собиранием народа Божьего в противоположность мирскому «психозу разрушения». Пастырский опыт Н.Н. Неплюева показал свою жизненную силу. Крестовоздвиженское братство продолжило свое развитие и после кончины своего основателя в 1908 г. Предел его существованию положила лишь советская власть: к 1929 г. старшие братства были осуждены на разные сроки, другие братчики были изгнаны с места своего постоянного проживания и лишены имущества. Но дело Неплюева продолжил его ученик епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий), создавший уже в иных условиях церковное братство, духовно преемственное братству Крестовоздвиженскому. Таким образом, опыт церковного собирания Неплюева не просто пережил синодальное время, но и показал свою жизнеспособность в условиях, крайне неблагоприятных для церковного собирания, когда ни приходы, ни монастыри этой задачи решить уже не могли.

http://bogoslov.ru/article/6177593

Вернее предположить, что здесь играли роль естественные причины, а недавно имевший здесь силу рационализм стригольников. Но без указанной крайности, взгляд Журавлева на раскол, как на суеверие, выражение невежества, грубости, как на «гнилую рану, которая ни едкими строгостей пластырями, каковые прежде употребляемы были, или мягкими милосердия средствами, какие ныне прилагаются, не пользуется» 10 – должен быть принять нами во внимание, хотя и нуждается в разъяснении и аргументации. Особенно ценным нам представляется то, что Журавлев как бы предупреждает неправильное понимание Щаповым смысла Соловецкого восстания. Для Щапова оно служит одним из сильных аргументов его теории, между тем, по Журавлеву, восстание против царя, как ему удалось установить па основании несомненных данных, произведено «не монахами и не простыми послушниками со слугами и сторожами, а злодеями отечества. Астраханскими разбойниками, Стенькиными сообщниками» 11 . Итак, невежество и грубость породили раскол. Незаметно в этом взгляде проникновения в сущность раскольнического движения. Как Журавлев, так и другие исследователи той же школы, не попытались уяснить, почему именно Никоновское исправление книг вызвало раскол, тогда как предыдущие исправления обошлись благополучно, не попытались поставить раскольническое движение в связь с умственным и нравственным состоянием общества в данную эпоху и с другими факторами культурно-исторической жизни русского народа. А без проникновения в сущность движения, эти исследователи, на основании простой дедукции, выводили заключение о расколе, как «естественномплоде невежества и суеверия» 12 , – как выражается г-н Опоцкий. Ход рассуждений последнего таков. Невежество породило некоторые ложные мнения касательно церковной обрядности, а суеверие санкционировало их. Но раз их затронули, возник раскол, как «естественный плод невежества и суеверия», как естественный вывод из исторически сложившегося ряда причин. До крайности взгляд этот был доведен Преосв. Филаретом в его «Истории Русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istoriko...

20.12.1923 (02.01.1924) СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 20.12.1923 (02.01.1924) 05(18)04.1924 СЕМИРЕЧЕНСКАЯ, обн., паки 05(18)04.1924 06(19)10.1926 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. 06(19)10.1926 7908(21)02.1928 ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. 08(21)02.1928 11(24)11.1928 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 11(24)11.1928 11(24)05.1929 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 11(24)05.1929 21.01(03.02)1930 ЧЕЛЯБИНСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1930 13(26)05.1930 ВЕРХНЕКАМСКАЯ, обн. 13(26)05.1930 21.09(04.10)1930 ВОЛЬСКАЯ, обн. 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Алексий ван дер Менсбрюгге МЕДОНСКАЯ 19.10(01.11)1960 17(30)07.1968 ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ 17(30)07.1968 28.03(10.04)1970 в/у ПАТР. ПРИХОДАМИ В МЕКСИКЕ 28.03(10.04)1970 29.07(11.08)1970 СЕВЕРОГЕРМАНСКАЯ 18.11(01.12)1970 СЕВЕРОГЕРМАНСКАЯ 11(24)02.1971 14(27)04.1979 Алексий Мигулин УФИМСКАЯ, обн. Алексий Микулин ФЕРГАНСКАЯ, обн. 26.09(09.10)1927 12.1929 ХАБАРОВСКАЯ, обн. 12.1929 12.1930 ПЯТИГОРСКАЯ, обн. 12.1930 04.1931 ВИКАРИАТСТВО МОСКОВСКОЙ ENAPXIU, обн. 04.1931 12(25)09.1931 в/у МОСКОВСКАЯ, обн. 04.1931 12(25)09.1931 Алексий Михайлов УФИМСКАЯ, обн. 07(20)07.1924 СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 19.10(01.11)1927 13(26)01.1928 ЧИСТОПОЛЬСКАЯ 10.09.1900 26.03.1905 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 26.03.1905 05.11.1910 ПСКОВСКАЯ 05.11.1910 17.04.1912 ТОБОЛЬСКАЯ 17.04.1912 04.10.1913 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 04.10.1913 20.05.1914 Алексий Новоселов ТОМСКАЯ 12.03.1867 21.08.1868 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Опоцкий БАЛАХНИНСКАЯ 10.04.1894 10.08.1896 ВЯТСКАЯ 10.08.1896 10.11.1901 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 10.11.1901 01.07.1905 ТВЕРСКАЯ 01.07.1905 29.01.1910 Сщмч. Алексий Орлов (? БУГУЛЬМИНСКАЯ 21.05(03.06)1923 БУГУЛЬМИНСКАЯ, обн. 21.05(03.06)1923 БУГУЛЬМИНСКАЯ, паки (?) 29.02(13.03)1924 БУГУРУСЛАНСКАЯ, обн. 12(25)10.1924 в/у КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн. 12(25)10.1924 КУРГАНСКАЯ 03(16)09.1927 МАЛМЫЖСКАЯ 03(16)09.1927 11(24)02.1931 ЕНОТАЕВСКАЯ 11(24)02.1931 05(18)06.1931 СЫЗРАНСКАЯ 05(18)06.1931 11(24)08.1931 в/у АСТРАХАНСКАЯ ОМСКАЯ 11(24)08.1931 12(25)04.1935 Алексий Палицын МОЖАЙСКАЯ 26.03(08.04)1926 ВОЛОКОЛАМСКАЯ в/у МОСКОВСКАЯ 10.1941 12.1941

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010