Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Хотелось бы прокомментировать вопрос о принадлежности двух зубов, обнаруженных в захоронении, вскрытом в 1991 году. Владимир Николаевич Трезубов в своём интервью упоминает о них: «Действительно, эти два зуба, найденные в этом захоронении, ни по возрасту, ни по составу не принадлежали ни одному черепу. Судя по состоянию и внешнему виду, это - зубы подростка от 13 до 16 лет. … возраст их - приблизительно между 13-ю и 16-ю годами. Похоже было, что они от одного человека… Судя по всему, там было много механических повреждений, поэтому они могли быть отделены от черепа каким-то образом и остались вместе с этой группой останков. А остальные, может быть, были захоронены в другом месте без этих зубов. Объяснение такое может быть. …Но факт налицо - эти зубы не принадлежали ни одному из девяти останков, обследованных мной». В связи с тем, что обнаружение двух зубов, принадлежность которых юноше или девушке не была определена, вызвало большие дискуссии в среде ученых, следствием была назначена дополнительная стоматологическая экспертиза, проведение которой поручили группе ученых, в число которых входили выдающиеся ученые - заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Гурген Амаякович Пашинян — автор более 600 научных работ, в том числе более 30 монографий, 5 руководств и 5 учебников по судебной медицине и заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Алексей Иванович Дойников, с 1964 по 1965 г. возглавлявший Московский Медицинский Стоматологический Институт и более 28 лет - кафедру ортопедической стоматологии ММСИ. С 1953 по 1984 год А.И. Дойников был главным стоматологом знаменитого 4-го управления Минздрава СССР, лечил зубы всей партийно-правительственной элите. Стоматологам были представлены фотографии первого вскрытия захоронения в районе Старой Коптяковской дороги в 1979 году и останки погибших. Изучение фотоматериалов показало, что в момент вскрытия захоронения два одноименных зуба находились на своих местах в лунках черепа, принадлежащего Великой княжне Анастасии. Во время вскрытия захоронения в 1991 они отсутствовали. Лунки одноименных зубов были разрушены. Эксперты пришли к выводу, что два зуба, принадлежность которых вызывала споры, принадлежали Анастасии Николаевне Романовой. Попытки провести генетическое исследование зубов не увенчались успехом в связи деградацией ДНК. Думаю, что при необходимости Владимир Николаевич Трезубов может ознакомиться с заключением стоматологов и вынести о нём своё мнение. Криминалист В. Соловьев 7 сентября 2017 года

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/09/...

Тимофеев дает разностороннюю и очень сложную характеристику Борису Годунову и утверждает, что должен говорить и о злых, и о добрых его делах: «И яже злоба о Борисе извещана бъ, должно есть и благодеяний его к мирови не утаити». Тимофеев как бы считает себя обязанным писать о добродетелях Годунова, поскольку он пишет и о его «злотворных»: «Елика убо злотворная его подробну написати подщахомся, сице и добротворивая о нем исповъдати не обленимся». Совмещение скверных и добрых качества в характеристиках Тимофеев считает знаком их беспристрастности: «И да никтоже мя о сих словесы уловит, иже о любославнем разделением: во овых того есмь уничижая, в прочих же, яко похваляя». И в другом месте: «Егда злотворная единако изречена бы, добрая же от инъх сказуема, нами же умолкнута, – яве неправдование обнажилося бы списателево. А иже обоя вправду извъстуема без прилога, всяка уста заградятся», то есть никто не сможет возразить и упрекнуть автора в пристрастии, в односторонности, если он будет отмечать в человеке и злые, и добрые черты. Положительная же или отрицательная характеристика лишь обнажает «неправдование» писателя, его необъективность. Иван Тимофеев не может решить, какая из чаш весов перетянет после смерти Бориса: «В часъ же смерти его никтоже въсть, что внезодолъ и кая страна мърила претягну дълъ его: благая ли злая». Так же как и автор Хронографа 1617 года, Иван Тимофеев не рассматривает злое и доброе начала в характере человека как нечто извечное и неизменное. Впервые в русской литературе писатели начала XVII века стремятся выяснить причины появления и роста в характере исторического лица тех или иных качеств, рассматривают влияние одного человека на другого. Автор Хронографа 1617 года отмечает, как мы уже говорили, доброе влияние Анастасии Романовой на Грозного, с исчезновением этого влияния, после смерти Анастасии, меняется характер Грозного. Иван Тимофеев как один из факторов добродетели в характере Бориса отмечает доброе влияние на него со стороны царя Федора Ивановича: «Не вем вещи силу сказати, откуду си ему доброе прибысть: от естества ли, ли от произволения, ли за славу мирскую . Мню бо, не мал прилог и от самодержавного вправду Феодора многу благу ему навыкнути, от младых бо ноготь придержася пят его часто».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Бедная Настя! Какой поэтический образ встает перед моим духовным взором. Эта нежная, хрупкая девушка с детским лицом, казавшаяся такой слабой, обладала душой героини» ( графиня Мария Клейнмихель ). «Едва ли кто-либо из непосредственного окружения Императрицы был Ей так глубоко предан, как это кроткое и в полном смысле слова прекрасное существо. Она мало двигалась на внешнюю близость к Императрице, но она была одной из самых близких Императрице и её Детям…» ( граф В.Н. Коковцев, бывший Председатель Совета министров Российской Империи). «Бедная Анастасия Васильевна! Как сейчас помню милую улыбку этой молодой девушки, её приветливость, её забавную походку… 21 августа её увели из тюрьмы в Чека, где перед расстрелом допрашивали: добровольно ли она последовала за Романовыми в Тобольск. Она сказала, что добровольно. Ну, раз вы так преданы им, скажите нам: если бы мы вас теперь отпустили, вы бы опять вернулись к ним и опять продолжили служить им?” – Да, до последнего дня моей жизни”, – ответила графиня». ( С.Н. Смирнов ). «Анастасия Васильевна Гендрикова как глубоко религиозный человек не боялась смерти и была готова к ней. Оставленные ею дневники, письма свидетельствуют о полном смирении перед волей Божьей и о готовности принять предназначенный Всевышним Творцом венец, как бы тяжел он ни был. Она убежденно верила в светлую загробную жизнь и в Воскресение в последний день, и в этой силе веры черпала жизненную бодрость, спокойствие духа и веселость нрава для других. Она любила Царскую семью и была любима Ею почти как родная дочь и сестра» ( М.К. Дитерихс ). В 1918-м году, после занятия Екатеринбурга частями белых и чешских войск, в помещении бывшего Волжско-Камского банка, где размещался Уральский областной совет, было найдено много личных вещей графини, отобранных у нее при аресте: её личные документы и вещи, дневники, переписка с членами Царской семьи и матерью, фотографии. Среди вещей была и остроумная сатира в стихах по поводу переполоха среди властей, который произвела Маргарита Хитрово своим внезапным появлением в Тобольске. К сожалению, в настоящее время местонахождение этих документов неизвестно.

http://pravoslavie.ru/157398.html

«Господь охраняет от отчаяния…» Передача семьи Романовых Уралсовету. Художник: В.М. Пчелин, 1927 г. После того как власть захватили большевики, содержание заключенных, хотя и не сразу, значительно ухудшилось. Царской семье выделялось (из их же собственных капиталов!) 4200 рублей на всю семью в месяц (для сравнения: до этого расходы семьи составляли около 20–25 тысяч рублей ежемесячно). Однако арестованные старались переносить трудности своего положения с большим достоинством, терпением и смирением. О внутреннем состоянии членов царской семьи могут свидетельствовать письма государыни того периода. Так, в одном из них она писала о радости и тишине, которыми Бог наполняет ее душу: «Разве это не чудо! Не ясна ли в этом близость Бога. Ведь горе бесконечное, – все, что люблю, страдает, счета нет всей грязи и страданьям, а Господь не допускает унынья: Он охраняет от отчаянья, дает силу». Графиня Анастасия Васильевна Гендрикова Из писем и воспоминаний современников видно, что и слуги, в особенности доктор Евгений Боткин и графиня Анастасия Гендрикова, старались сохранять в то время мирное устроение души и бодрый, даже радостный дух. «Гендрикова старается быть радостной», – писал князь Долгоруков своей матери. «Гендрикова довольно спокойна, и опустошение ее дома в Петрограде ее не сильно впечатлило», – сообщал он же в другом письме. Между тем 22 апреля из Москвы прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК Яковлев, для того чтобы вывезти семью из Тобольска. Поскольку наследник был в то время серьезно болен, с ним остались три великих княжны и несколько слуг. Государь, императрица и великая княжна Мария Николаевна вынуждены были покинуть Тобольск. Вместе с ними в неизвестный для них путь отправлялись также князь Долгоруков, доктор Боткин, камердинер Чемадуров, лакей Седнев и Анна Демидова. Сохранилось свидетельство Гиббса о том, что Анне Степановне нелегко было решиться на такой шаг. В вечер перед отъездом она простодушно призналась ему: «Ох, господин Гиббс! Я так боюсь большевиков. Не знаю даже, что они с нами сделают». Однако она нашла в себе силы преодолеть этот страх и разделить судьбу царственных страдальцев до самого мученического конца.

http://pravoslavie.ru/96054.html

Как бы ни была занятна легенда, реальное родство Романовых наблюдается только с Андрея Кобылы, оставившего пятерых сыновей, из которых лишь один умер бездетным. Эти сыновья наводнили Россию множеством потомков, именовавшихся обычно по прозваниям отцов и постепенно сформировавших ряд видных фамилий. Старший сын Андрея Семен, с характерным прозвищем Жеребец, стал родоначальником Синих, Лодыгиных, Коновницыных, Облязевых, Образцовых и Кокоревых. Второй сын, Александр Андреевич Елка, породил целый выводок Колычевых, Сухово- Кобылиных, Стербеевых, Хлудневых и Неплюевых. Третий сын, Василий Андреевич Ивантей, помер бездетным, а четвертый — Гавриил Андреевич Гавша — положил начало только одному роду — Бобарыкиным. Младший сын, Федор Андреевич Кошкин, по русской традиции особенно порадовал родителей и оставил шестерых детей (включая одну дочь). От него пошли роды Кошкиных, Захарьиных, Яковлевых, Лятских (или Ляцких), Юрьевых-Романовых, Беззубцевых и Шереметевых. Надобно отметить, что женились многочисленные потомки Андрея Кобылы с большим разбором, часто на княжеских и боярских дочерях. Их дочери тоже пользовались изрядным спросом среди знатных фамилий. В результате за пару столетий они породнились чуть не со всей аристократией. Интересующая нас ветвь рода Андрея Кобылы прослеживается просто. У Ивана, старшего сына Федора Кошки, было четыре сына. Младший из них, Захарий, дал своему потомству именование Захарьиных. Его средний сын Юрий оставил потомство по прозванию Захарьины-Юрьевы. Сын Юрия, Роман Захарьин-Юрьев, был отцом царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, и брата ее Никиты Романовича; с него род стал называться Романовыми. Слава царицы Анастасии, на несколько лет сумевшей вроде бы утишить кровожадный нрав Ивана Грозного, особо возвысила Романовых в глазах истребляемой царем знати. О Никите Романовиче как заступнике перед Грозным поминалось даже в народных песнях. Как он не был изведен царским окружением («паразитами и маньяками», по выражению Курбского) — Бог весть.

http://sedmitza.ru/lib/text/439754/

Образ Святослава поразителен. Это снова – мы, если и не язычники, то полу-православные, по делам своим отошедшие от веры предков. Глядя на Святослава, черпаешь надежду: м. б. и в нас теплится истинная вера? Ведь если бы не он, не было бы князя Владимира, крестившего Русь. Что объединяет картины П. Р., такие разные по тематике? Что было главным двигателем его творчества? В последнее время мы много говорим о патриотизме как идеологии, как двигателе. Но понятие это как-то не расшифровано, будто что-то не договорено… Так вот: картины Павла Рыженко расшифровывают то, что называется русским патриотизмом. Более того, он надиктовывает  темы для нашего искусства, кинематографа, который уже давно не может похвалиться глубиной. Чувствуется, что в последнее время Павел торопился запечатлеть ТЕМЫ, писал много и быстро. Будто чувствуя и предчувствуя свой конец. Все рамки картин – рабочие: тонкие и черные. Раньше его рамки были «говорящие»,  работали на расшифровку и углубление содержания (например рамка в виде погребального венка в картине «Дворник.1918»). Вдова художника Анастасия Рыженко  во время экскурсии сетует, что посещаемость выставки из за слабой рекламы – недостаточна. Ее следует успокоить и настроить на дальнейшую борьбу за популяризацию творчества мужа. Картины П. Рыженко воспитывают и должны воспитывать. В идеале нужна конечно постоянно действующая экспозиция. Как «Романовы» - на ВДНХ. Картины П. Рыженко таковы, что у одной- двух картин следует проводить уроки по истории для школьников. И усвояемость, воспитание патриотизма станут на порядок выше.          Не опоздайте. Выставка картин Павла Рыженко в Царской башне Казанского вокзала работает только до 13 ноября с. г. Тел. картинной галереи: 8-903-554-57-41. По этому тел. можно договориться об экскурсии, которую проведет Анастасия Рыженко. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 01.11.2016 - 08:19 Сколько стоит билет на :

http://radonezh.ru/analytics/kartiny-pav...

Таким образом, когда Ярослав, не взлюбивши своей жены Ольги, взял себе в любовницы какую-то Анастасью, галичане не стерпели такого соблазна, сожгли Анастасью и принудили князя жить с законною женою. Все попытки Ярослава удалить своего законного сына и передать наследство незаконному остались напрасны. Ярослав умер в 1187 году. Галичане, вопреки его завещанию, изгнали этого незаконного сына, Олега, и поставили князем законного - Владимира. Но и этот князь вскоре подвергся строгому суду веча за свое соблазнительное поведение; он был предан пьянству, не любил советников, насиловал чужих жен и дочерей, взял себе в жены попадью от живого мужа и прижил с нею двоих сыновей. Галичане так вознегодовали, что некоторые хотели взять князя под стражу и казнить: но другие потребовали от него развода с попадьею, предлагая ему достать жену по нраву. Владимир, опасаясь за жизнь своей возлюбленной попадьи, убежал вместе с нею и детьми в Венгрию, а галичане призвали вместо него князя из соседней волынской земли - Романа Мстиславича 1 (1188). Говорят, что сам Роман тайно действовал в Галиче в свою пользу, добиваясь избрания. Этот князь, умный и сильный волею, недолго удержался в Галиче: король венгерский Бела к которому было обратился изгнанный Владимир за помощью, заключил последнего в башню, завоевал Галич, посадил там сына своего Андрея. Роман принужден был бежать в свой Владимир-Волынский. Успехам венгров способствовало то, что в самом Галиче образовалась партия, искавшая себе выгод от венгерской власти. Непрочно, однако, оказалось там и могущество иноземцев: будучи католиками, они очень скоро успели раздражить против себя народ неуважением к православной религии. Владимир, между тем, убежал из своего заключения и с помощью польского короля Казимира Справедливого снова овладел Галичем в 1190 году. Тогда Владимир, чувствуя свое положение до крайности шатким, обратился к суздальскому князю Всеволоду и отдавался ему под начало, обещая навсегда быть в его воле со всем Галичем: установлялась, по-видимому, тесная связь между противоположными окраинами тогдашнего русского мира; но это явление не имело никаких прочных последствий, так как ничего прочного не было тогда в отношениях русских князей между собою.

http://sedmitza.ru/lib/text/435570/

Но одновременно с Вами то же Высшее Церковное Управление в Турцию назначило Архиепископа Анастасия, что Патриархом было признано. В Грецию был назначен Митрополит Платон, а затем Епископ Гермоген и таким образом церкви в Греции не были в Вашем управлении. Затем темъ-же Высшим Церковным Управлением, до его закрытия, в Болгарию Управляющим русскими православными общинами, на правах Епархиального Архиерея, был назначен Епископ Серафим. Русские, живущие в Сербии, никогда не находились в юрисдикции Петроградского Митрополита и к Вам они не могли перейти, а Глава Сербской Церкви русския церкви в Сербии канонически подчинил мне и Высшее Церковное Управление это санкционировало. Таким образом до закрытия Высшого Церковного Управления уже имелись на одинаковых с Вами правах русския самостоятельныя епископии в Турции, Греции, Болгарии и Сербии, а таким образом и по закрытии Высшого Церковного Управления не могли оне перейти в Ваше ведение, так как за Вами сохранялось то, что Вами управлялось в момент закрытия Высшого Церковного Управления. И возглавление этих епархий Вами, как главою Заграничной Церкви, могло состояться лишь с согласия глав сих епископий, которыя Вас не признавали таковым. Вы говорите, что я часто ставлю Вам в упрек неосторожное якобы выражение в Вашем письме, в котором Вы, якобы желая смягчить для меня всю остроту указа, в утешение мне писали, что может быть здесь оказалось влияние советской власти. Нет, Вы прямо написали, что «несомненно он дан был под давлением большевиков». И я это вполне разделяю, и не только я, но и все иерархи. Никакой остроты для меня в указе не было. Я был исполнителем инкриминируемых Собору постановлений, притом возбужденных не мною, а другими. Приветствие Армии возбуждено было Епископом Вениамином, а это вызвало в монархически настроенных кругах Собора молитвенное пожелание о возстановлении дома Романовых; послание же к Генуэзской конференции принято по инициативе Архиепископа Анастасия. Ни в том ни в другом случае я не был инициатором.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Наконец, в 50-е годы были присоединены Казань и Астрахань, поставлены другие серьезные геополитические задачи. Например, выход и утверждение России в Поволжье и Приуралье. Шла подготовка к продвижению в Сибирь. Венчание Ивана IV Васильевича на царство. Из царственной книги Мой общий вывод таков: как государь Иван Грозный периода “Избранной рады” вполне адекватно отвечал вызовам времени. В предложенной Адашевым модели политического устройства Иван IV занимал центральное место. Соправительствующая роль Боярской Думы и политическое значение входивших в “Избранную раду” советников оставались за кадром идеальной фигуры царя, который подавался как богоизбранный монарх-самодержец, храбрый воин и защитник всех православных. Поворот в царе наметился в марте 1553 года во время болезни. С этого момента все дурное, что было в нем заложено, стало обостряться. Причем его болезнь привела к серьезным политическим последствиям, возник тяжелый политический кризис. Ожидание кончины Ивана вызвало раскол в его окружении. Кто-то присягнул четырехмесячному сыну царя Дмитрию, кто-то, опасаясь возможного всевластия родственников царицы Анастасии, вынашивал иные планы. Об этом событии Иван помнил всю оставшуюся жизнь. Второе событие, о котором мало говорят, но которое нельзя игнорировать – это гибель его первенца. Во время одного из путешествий царской семьи он выпал из рук сходившей с мостков няни, захлебнулся и погиб. Третье событие – смерть Анастасии, случившаяся 7 августа 1560 года. Уверен, что потери первенца и жены также оказали на Грозного негативное влияние. Мы вообще очень часто, анализируя те или иные события, недооцениваем чисто человеческие факторы. По фильму Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный”, Анастасия – голубица, прелестная женщина, покорная и любящая жена. Но не надо забывать, из какой семьи она происходила. Это семья Захарьиных-Юрьевых. Ее братья-бояре были крупными политиками своего времени. Ее племянник Федор Никитич Романов – будущий патриарх Филарет. Все они были людьми колоссальных амбиций, страстей и энергии. И сама Анастасия являлась типичной представительницей этого клана. Царица, к примеру, не выносила Адашева, которому Грозный после ее смерти припомнил это.

http://foma.ru/poet-vlasti.html

Русскими не назовешь ни думающих по-французски и наряжающихся в европейское платье дворян, ни рассуждающих об умозрительных преобразованиях интеллигентов. Русак - это взявший топор крестьянин и бородатый барин, стерегущий в лесу Наполеона. Офицер Корнилов, поднимающий по призыву совести восстание, и кавалерист Буденный, разоружающий «золотопогонников». Кинематографичный Колчак, целующий крест перед стоящим на коленях воинством, и фурмановский Чапаев, верящий в жизнь, где не надо будет помирать. Национальный дух народа выражен в сильных духом и полных решимости мужчинах. Женские художественные типажи - это образы смирения, терпения, скромности: Татьяна Ларина (Евгений Онегин), Маша Троекурова (Дубровский), Алена Дмитриевна (песнь о купце Калашникове), Лиза Муромская (Барышня-крестьянка), Мария Болконская (Война и мир), Дарья (Мороз, Красный нос), Матрена Тимофеевна (Кому на Руси жить хорошо), Наталья Мелехова (Тихий Дон), Ефросинья Ярославна (Князь Игорь). В одном ряду с ними героини сказок: сестра Аленушка, Василиса Прекрасная, Настенька (Морозко). В истории русские женщины находились в тени мужей и прославлялись, главным образом, церковной деятельностью. Среди заслуживших народную память отметим: Евдокию Дмитриевну (Ефросинью Московскую), Анастасию Романову (жену Ивана Грозного), Елизавету Федоровну Романову. Особое место в галерее художественных образов занимают «бедовые» героини, причиной трагической судьбы которых стало прелюбодеяние: Лиза (Бедная Лиза), Катерина (Гроза), Соня Мармеладова (Преступление и наказание), Грушенька (Братья Карамазовы), Катюша Маслова (Воскресенье), Аксинья (Тихий Дон). Заслуживает внимания образ бунтовщиц, выступающих против верховной власти, щедро расписанный в произведениях русского искусства. Марфа - посадница, возглавившая борьбу вольного Новгорода против Великого Князя Московского. Ефросинья Старицкая, интриговавшая в интересах сына против Ивана Грозного. Феодосия Морозова, не подчинившаяся церковным нововведениям и лично Алексею Михайловичу. Все они, выразившие непокорность Отечеству, подверглись жестокому наказанию, а дело их - запустению.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010