Разделы портала «Азбука веры» Почему апостолы и христианские мученики не защищали себя? 401 18.08.2023 Богословие Почему апостолы и христианские мученики не пытались сопротивляться, бороться против своих гонителей? Или взять к примеру Бориса и Глеба, они вполне могли себя защитить, но отказались. Нам всем стоит к этому стремиться или защищать себя всё таки стоит? 6 Ответов Они защищали самое главное — свои бессмертные души! В ситуации, в которой находились апостолы и многие христианские мученики, сопротивляться государственной машине было бесполезно (хотя можно вспомнить апостола Павла, который использовал права римского гражданина, когда его пытались подвергать репрессиям). Тем более, что эти люди желали умереть за Христа и чувствовали свою готовность к этому. Они ничего не потеряли, а только приобрели. Выбор Бориса и Глеба также был сознательным и добровольным, значит они сознавали, что именно так нужно было поступить правильно. Нам всем стоит к этому стремиться или защищать себя всё таки стоит? Прп. Анастасий Синаит так пишет о ситуации гонений: Господь сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф. 10:23 ). Если целью гонения является гибель души, то каждый властен поступать как он хочет в том, в чем он испытывает самого себя. Если же гонения касаются [различных видов] телесного вреда, то мы должны потерпеть ради Данное выражение (ες πλειαν τς ψυχς) подразумевает, скорее всего, опасность смерти для человека, а потому каждый христианин должен сам решать, готов он или нет пожертвовать жизнью, или ему следует уйти в безопасное место. Второй же род гонений касается всякого рода телесных скорбей (заточения в темницу, бичевания и т. д.), которые не влекут непосредственно смерть. — Прим. переводчика. Тут надо еще понимать, что даже если мы находим себя готовыми к страданиям и смерти за веру, то это не дает нам права подвергать такой опасности наших ближних. Это может быть только добровольным решением, в ситуации, когда есть вариант избежать этих неприятностей.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-apostoly...

Скачать epub pdf Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата 3732 Память 8 июня Святой великомученик Феодор пострадал за имя Христово при нечестивом императоре римском Ликинии 3733 , в городе Гераклее 3734 , где святой был воеводою; временем его мученической кончины было восьмое февраля; ныне же празднуется перенесение честных мощей его из города Гераклеи в его отечественный город Евхаиты 3735 согласно его распоряжению, ибо своему слуге Уару, взиравшему на страдания мученика и записывавшему их, святой Феодор дал такое завещание: «Тело мое похорони в Евхаитах, в имении моих родителей». Все, желающие получить более подробные сведения об этом святом, могут прочитать подробное описание страданий его, помещенное под восьмым числом февраля месяца. Здесь же мы напомним лишь о дивном чуде, бывшем от иконы его. Об этом чуде свидетельствуют Анастасий Синаит и Иоанн Дамаскин . Чудо же было такое. В четырех тысячах шагов от Дамаска 3736 находится место, называемое Карсата; здесь стояла церковь , построенная в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Когда сарацины завладели этим местом и поселились здесь, то многие из них входили в эту церковь и всячески ее оскверняли; так, например, загоняли в церковь свой скот, входили в ту церковь со своими женами и детьми и совершали здесь мерзкие греховные плотские дела. На одной из стен той церкви находилось изображение святого великомученика Феодора, нарисованное красками. Однажды, когда собрались в этой церкви многие сарацины и разговаривали между собой, один из них, взял лук и стрелу, наметив, выстрелил в образ святого; стрела вонзилась в правое плечо святого, и тотчас от образа истекла кровь как от живого человека. Увидав столь великое чудо, сарацины весьма изумились, однако, не вышли из церкви, но продолжали обитать в ней и совершать здесь нечистые дела, по своему обычаю. Всего проживало в этой церкви двадцать сарацин, причем каждый из них имел жену и детей; все они в скором же времени после чудесного происшествия погибли, будучи внезапно поражены горькой смертью; те же из сарацин, которые обитали вне церкви, пребыли в то время здравыми и невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Т. 1 (1852): Номоканон XIV титулов с толкованиями Феодора IV Вальсамона ; «О ересях и Соборах» Патриарха К-польского Германа I (С. 339-369); анонимный трактат о Вселенских Соборах (С. 370-374); часть послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, Михаилу, кн. болгарскому (С. 375-388); «Синоптическое изъяснение о Святых и Вселенских Соборах» Нила, митр. Родосского (С. 389-395). Т. 2 (1852): Правила святых апостолов и Вселенских Соборов, а также К-польских Соборов 861 и 879 гг. с толкованиями Иоанна Зонары , Феодора Вальсамона и Алексия Аристина . Т. 3 (1853): Правила Поместных Соборов с толкованиями Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Аристина. Т. 4 (1854): Правила святых отцов с толкованиями тех же канонистов; Окружное послание свт. Геннадия I , Патриарха К-польского, и епископов К-польского Собора 459 г. папе Римскому о непоставлении на мзде (С. 368-374); Послание свт. Тарасия , Патриарха К-польского, папе Адриану I о том же (С. 375-385); канонические отрывки из сочинений свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , прп. Анастасия Синаита (С. 386-392); Синопсис канонов (С. 393-416); канонические ответы афонским монахам Патриарха К-польского Николая III Грамматика с толкованиями Феодора Вальсамона (С. 417-426); правила и канонические ответы свт. Никифора I , Патриарха К-польского (С. 427-431); отрывки из номоканона свт. Иоанна IV Постника , Патриарха К-польского (С. 432-446); 66 ответов Феодора Вальсамона на вопросы Патриарха Александрийского Марка III (С. 447-496); др. сочинения Феодора Вальсамона (С. 497-579), в т. ч. о постах в течение года (С. 565-579); сочинения, приписываемые прп. Анастасию Синаиту, «О трех постах» (XII в.) (С. 580-584) и «О посте Пресв. Богородицы» (С. 585-588); из 57-го слова «Пандектов» Никона Черногорца (С. 589-591); трактат Иоанна Зонары о запрете троюродным братьям (δισεξδελφοι, ξδελφοι δετεροι) последовательно жениться на одной женщине (С. 592-597), его же слово о том, является ли осквернением естественное истечение семени (С. 598-614). T. 5 (1855): Соборные решения архиепископов и Патриархов К-польских; новеллы визант. императоров (С. 186-340); ответы, письма, подписи под соборными деяниями и справки по различным каноническим вопросам (С. 341-627). Т. 6 (1859). Алфавитная синтагма Матфея Властаря на основе 3 парижских, 4 венских и 2 афинских греч. списков; индекс ко всей А. с. (С. 519-619).

http://pravenc.ru/text/77096.html

Подпишитесь на наш Телеграм «Кто мой ближний?» — снова и снова задаем мы себе этот вопрос. Особенно он кажется актуальным, когда бывшие братья становятся врагами — и наоборот. Были ли в истории подобные ситуации? И как реагировали на них те церковные служители, которые впоследствии оказались прославлены в лике святых? В VII веке христианский Восток подвергся новому испытанию — нашествию арабов-мусульман. Преподобный Анастасий Синаит — один из тех Святых Отцов , кто не только пережил это социальное стихийное бедствие, но и вербализовал свое переживание в богословских сочинениях. Образ араба в его текстах двоится: это и бедный пастух, живущий рядом с монастырем, и жестокий завоеватель, библейский «бич Божий». Второстепенные, но важные герои Преподобный Анастасий Синаит жил долго (считается, что он родился в начале века, а умер в 701 году). В первой половине VII века он активный церковный полемист, которому не раз приходилось оставлять монастырь Святой великомученицы Екатерины на Синае и путешествовать по всему Плодородному полумесяцу, от Египта до Сирии, споря с еретиками — монофизитами и монофелитами. А во второй половине века преподобный конвертирует полемические наработки в разноформатные богословские трактаты. Впрочем, среди его трудов есть и сугубо аскетические «Вопросы и ответы». Если в «Путеводителе» и прочих полемических текстах в качестве «другого» выступают еретики, которые неправильно трактуют соединение природ во Христе и активность этих природ, то в главном аскетическом тексте прп. Анастасия «другие» — это арабы-мусульмане, с которыми монах впервые познакомился, вероятно, уже в 630-х годах, когда халифат завоевал Синайский полуостров. Под властью «агарян» христианские общины, в том числе монастырь на Синае, сохраняли свободу и обладали известной автономией. Важнейшим проявлением этого было, например, то, что святые места Палестины были доступны христианам для поклонения — более того, мусульмане именно им отдали их в оперативное управление, а не, например, монофизитам. С другой стороны, сам прп. Анастасий пишет и о вопиющих случаях, когда арабы

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения (версия для печати)/Православие.Ru Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Православие.Ru , 8 мая 2008 г. О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/41561.html

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/4205.html

Преподобный Анастасий Синаит об исламе HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Максимов Преподобный Анастасий Синаит об исламе Преподобный Анастасий - самый ранний из святых отцов, кто полемизировал с исламом. В своих " Вопросоответах " он осуждает заявление арабов-мусульман, что христиане верят в двух богов, он также обвиняет арабов (наряду с иудеями и манихеями) в том, что они не принимают Священное Писание в его целостности, но частично, наконец, он объединяет арабов и монофизитов-сивириан вместе и обвиняет их в том, что они не понимают смысла слов " природа " и " рождение " , воспринимая их в человеческом и плотском смысле . О жизни преподобного Анастасия известно немного. Он родился в Александрии, по другим сведениям на Кипре ок. 640 г. Преподобный Анастасий был игуменом горы Синайской. Отсюда он не раз путешествовал по Сирии, Аравии и в Египет, с полемическими и миссионерскими целями. Был видным богословом и экзегетом, активным противником монофизитов и монофелитов, современники называли его " новым Моисеем " . Умер после 700 г. Творения Основная работа прп. Анастасия - " Путеводитель " (Hodegos). Она составлена из отдельных глав и посланий, в которых Анастасий разбирает общие и частные возражения монофизитов разных направлений, на основании Писания и по свидетельству древних Отцов. Такой же характер имеет и книга " Вопросы и ответы " . Также ему приписывается большое сочинение, состоящее из 56 коротких душеполезных рассказов из жизни синайских подвижников - литературы того же жанра, что и " Луг Духовный " св. Иоанна Мосха или более ранние сборники Руфина, Палладия и бл. Феодорита. Nau, издатель этих рассказов, различает двух Анастасиев - одного как автора рассказов 42-51 и 54-56, которого он идентифицирует с прп. Анастасием Синаитом, автором Hodegos " a . Греческий исследователь творчества преподобного Sakkos отверг его теорию. Согласно ему, этот Анастасий есть компилятор девятого века (или более поздний) более ранних историй, которые он собрал с апологетическими намерениями . Другого Nau идентифицировал, возможно, как более раннего Анастасия, как автора рассказов 1-40; Sakkos идентифицировал эти истории как " Житие Святых Отцов " , принадлежащее святителю Анастасию Антиохийскому (†571). Таким образом он делает вывод о трёх Анастасиях, хотя Nau делает вывод о двух. Griffith ограничивается тем, что помещает автора рассказов 1-40 в поколение более раннее, чем прп. Анастасий .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Святоотеческое наследие второй половины VI века История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина « История Европы дохристианской и христианской». Рембрандт. Святой Анастасий Синаит в монастыре. 1631 г. Фрагмент Вторая половина VI столетия не явила миру учителей Церкви, сопоставимых творческой глубиной богословской мысли и точностью изложения догматов с отцами предшествующего века, но сочинения некоторых церковных писателей этой эпохи оставили заметный след в истории богословской мысли. К их числу принадлежит патриарх Антиохийский святой Анастасий Синаит . Уроженец Палестины, он подвизался на Синае, затем занимал должность апокрисиария Александрийского патриарха в Антиохии и после смерти патриарха Домна в 559 году занял Антиохийский престол. Его первосвятительское служение на нем продолжалось до кончины, последовавшей в 599 году, но с перерывом в 23 года. В 570 году император Юстин II по ложному обвинению в растрате церковных средств велел его низложить и выслать в Иерусалим, откуда он вернулся на свою кафедру при императоре Маврикии благодаря заступничеству разных лиц, в том числе и папы Григория Великого. Пребывая в ссылке в Иерусалиме святой Анастасий составил ряд богословских и полемических трактатов, из которых пять сохранились в латинском переводе: «О Пресвятой Троице», «О беспредельном», «О Божественном Домостроительстве, или Боговоплощении», «О страсти и бесстрастности Христа», «О Воскресении». В них он излагает догматы, полемизируя с еретическими искажениями Священного Предания, в особенности против афтартодокетизма и тритеизма. В своих рассуждениях Анастасий опирается почти исключительно на Священное Писание, редко ссылаясь на отцов. Его богословская мысль, сосредоточенная на воплощении, страданиях и крестной смерти Христа, заострена против любых уклонений в сторону докетизма и тем самым обнаруживает свою принадлежность антиохийской традиции и школе.

http://pravoslavie.ru/89147.html

митрополит Анастасий (Грибановский) (18.08.1873–22.05.1965) Заметки Послания Слова и речи митрополит Анастасий (Грибановский) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, председатель Архиерейского Собора и Синода, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Биография В миру Грибановский Александр Алексеевич, родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Терновский район Воронежской области), где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать — Анною. По окончании Тамбовских духовных училища и, в 1893 году, семинарии, он поступил в Московскую духовную академию на казённый счет. Учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В то время ректором там был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Церкви Заграницей, который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии, а впоследствии – патриархом Московским. Почти через год по окончании академии, в апреле 1898 года, Александр был пострижен Тамбовским епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита, празднуемого Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха. Педагог в духовных школах В августе 1898 года ректором Московской духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года. В 1900 году он назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, а в июле 1901 года – преподавателем, а затем и ректором Московской духовной семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан архимандрита. Свое педагогическое служение в эти годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. Епископ Серпуховский

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010