16. Отвечая на это, брат сказал: «Действительно, честные отцы, я проводил свою жизнь со всяким нерадением и беспечностью. И в этот [мой смертный] час Ангелы Божии принесли мне рукописание моих грехов и зачитали все грехи, которые я совершил с момента монашеского пострига. Они сказали: “Узнаешь их?” – “Да, они подлинно мои, и я знаю их. Однако, господа мои, с того времени, как я отрекся от мира, я никогда не осудил никакого человека и не был злопамятен ни на кого. Поэтому прошу [вас], чтобы в отношении меня соблюдено было слово Христово. Ибо Он сказал: не судите, да не судимы будете; простите, и простится вам”. 339 И как только я это сказал Ангелам, они тотчас разорвали рукописание грехов моих, и вот я отхожу ко Христу радостно и беспечально». И когда брат поведал это отцам, то он сразу предал дух [свой Богу], даровав всецелую пользу и назидание слушателям, чтобы и они не судили никого и не впадали в злопамятство, как и он, стяжавший подобные добродетели и [удостоившийся] плода столь великой благодати. Пусть же и мы удостоимся этой благодати и человеколюбия Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же [подобает] слава и сила ныне и присно и во веки веков. Вопрос 19. Как мы можем понять слова Господа, глаголющего: «всякий грех и хула простятся человеку... Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32)? Ответ 1. Господь в этих словах не излагает кафолическое учение, но рассуждает о тех двух мнениях, которые иудеи высказывали о Нем. Ведь когда Он исцелил бесноватого, слепого и немого ( Мф. 12:22 ), то народ разделился надвое. Одни говорили, что Он есть «Христос, Сын Давидов» ( Мф. 12:23 ), то есть пророк, а фарисеи утверждали, что «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12:25 ), придавая и приписывая сатане действие Духа. 2. Считающим Его пророком и признающим Его по праву Сыном Человеческим Господь прощает, говоря: «Кто скажет, слово на Сына Человеческого, простится ему» ( Мф. 12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2. И давайте совершать это повсюду: в церкви, в пути, на корабле и за трапезой, чтобы не насыщались мы без страха [Божиего], забыв о Господе, и не впадали в суесловие, подобно ветхому народу. Ибо [этот «народ сел] есть и пить, и встал играть» ( 1Кор. 10:7 ; Исх. 32:6 ) – и был погублен. Пусть Бог не скажет о нас: «Народ сей чтит Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15:8 ; Мк. 7:6 ; Ис. 29:13 ). Трапеза, не имеющая слова Божия, подобна яслям неразумных [скотов], а праведный человек, вкушающий хлеб свой, наполняет душу свою глаголами Божиими. Ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, [ исходящим из уст] Божиих» ( Мф. 4:4 ; Втор. 8:3 ) 3. Поэтому, братия, зная, какая слава и неизреченная радость ожидает праведников в День Судный, а грешников – увы! – ждет мука суровая и горестная, а также бесконечное наказание, 390 давайте поусердствуем, пока мы еще живы, посредством исповеди и покаяния во всей чистоте благоугодить Богу, ибо после смерти нет покаяния. 391 Поэтому мы должны, пока еще есть время, со слезами умолять Бога днем и ночью, чтобы Он, как Благой и Человеколюбивый, сжалился над нами и спас нас от беззаконий наших. Вопрос 27. У [одного] всечестного отца, председящего [среди прочих братий], некоторые спросили: «Почему, честнейший отец, мы полностью соблюдаем как среду, так и пятницу, [сохраняя пост в эти дни]? Ответ 1. На такой вопрос он ответил: «Как можно нам не соблюдать среду и пятницу? Потому что в один из этих дней Господь и Владыка наш пролил честную Кровь [Свою] на Животворящем Древе честного Креста, чтобы вновь даровать жизнь нашему истлевшему естеству. А в другой день иудеи держали совет против Христа (см. Мк. 14:1–2 ), и четырехчастный Крест Господень был сделан в четвертый день из дней [недели], чтобы Тот, Кто был приколочен к Кресту, спас через этот Крест четырехчастность 392 творения. 2. Чудотворения Христа – удивительны, разнообразны, божественны, но из всех них наиболее удивительным является Честной и Животворящий Крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2. Когда же проповедь Христова была возвещена [по всему миру] и апостолы, научая, крестили нас, то послушай, что Христос говорит им: В какой бы город ни вошли вы, и не послушают слов ваших, то, выходя, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому ( Мф. 10:15 ). 53 3. А в таком случае, как может быть приятен Богу тот, кто не почитает проповеди Сына Его и не верует в нее? Ведь таковой и Бога не боится, и поступает не по правде. В подобном смысле и понимай сказанное [апостолом] Павлом, что до проповеди [Христовой] слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину ( Рим. 2:10 ), а после [этой] проповеди если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1:8 ).   Вопрос 9. Мы желаем [услышать] слово о том, где окажутся невинные пятилетние или четырехлетние дети иудеев и некрещеных: [пойдут ли они] на Суд [Божий] или в рай? Ответ Поскольку Господь, упраздняя Свое высказывание о том, что переходят грехи отцов на чада ( Втор. 5:9 ; Исх. 20:15 ), говорит через пророка, что дети не умирают за грехи своих отцов ( Втор. 24:16 ), то мне кажется, что чада иудеев и некрещеных не посылаются в геенну. Впрочем, нехорошо исследовать суды Божии.   Вопрос 11. Если человек соделал грех и ему было позволено за этот грех сотворить некую мзду, 54 а затем он, после таковой мзды, опять согрешил, то гибнет ли эта мзда его? Ответ Есть прегрешение, которое упраздняет благие [дела, совершённые прежде], и есть прегрешение, не упраздняющее их. Впрочем, вам следует рассмотреть величину мзды соотносительно с тяжестью прегрешения. Кроме того, если [грешник] не отстал от греха, но в нем и умер, то трудно [ему] получить прощение. Однако таковые суды ведает один только Бог.   Вопрос 12. Начиная с какого возраста судятся Богом прегрешения человека? Ответ И в отношении этого у Бога много различий. Ведь каждый судится в соответствии с ведением и разумением, [полученными им]: одни судятся начиная с двенадцатилетнего возраста, а другие – с более старшего. Вопрос 13. Если еретическое кощунство подвергается большему осуждению, чем блуд, то почему, когда оба и еретик, и блудник – обращаются к покаянию, Церковь сразу же принимает еретика в общение, а блудника она на [достаточно продолжительное] время отделяет от такого общения?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2 . Однако закончим на этом, чтобы перейти к следующему. А именно, вслед за Моисеем выйдя на середину божественнейшего и владычественного собрания святых пророков и апостолов, сам всемудрый Соломон ясно нам в Ветхом Завете изложил учение о природе в своей книге Премудрость: «Суетны по природе 750 все люди, у которых нет ведения о Боге». 751 Что значит «по природе»? То же, что «поистине»; 752 ибо природа, как говорят богодухновенные Писания, есть истина вещей. Ради неразумных меняю слова Соломона и говорю: «Суетны по лицу все люди, у которых нет ведения о Боге»; однако совершенно несуразно выражение «суетны по лицу», в отличие от – «суетны по природе». Потому что не одно и то же природа и лицо. И ведь об этом у нас уже сказано в Оправдательном томосе к народу, и я этого не забыл. Но поскольку я веду речь о ране, о затяжном гниении и о занозе, причинившей зловонную язву (особенно в канавах и рвах Толонама 753 и египетских стран), то не следует бояться сказать то же самое, чтобы заменой слов из Священного Писания убедить неразумных, что природа и лицо – не одно и то же. Итак, давайте снова при помощи перестановки слов рассмотрим выражение блаженного апостола Иакова: «всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим». 754 Не сказал: «лицом человеческим», ведь человечество – не одно лицо, а множество лиц, природа же одна. И поэтому говорит: «естеством человеческим». Когда я это говорил, вышел на середину божественный ритор вселенной Павел, неся Послание к Римлянам, в котором он нас учит: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе 755 законное делают». 756 Что значит «по природе», если не «поистине» 757 ? Давайте изменим выражение: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по лицу законное делают». Но сказанное совершенно несуразно, потому что природа не есть лицо. Схолия. Никто не исполняет закон Божий по естеству, 758 но по свободному выбору, хотя, если бы исполнение Божиих заповедей было естественно, 759 то все бы согласились. Потому что и здесь вместо «поистине» 760 сказано «по природе». 761

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2 . Преподобный Иоанн Дамаскин . Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Источник знания. Изд. Индрик, 2002. 3 . Святитель Василий Великий . Письма. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. 4 . Преподобный Анастасий Синаит . Избранные творения. М.: Изд. Паломник; Сибирская благозвонница, 2003. 5 . Святитель Кирилл Александрийский . Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. СПб.: Изд. Олега Абышко; Краснодар: Изд. Текст, 2014. 6 . Августин Аврелий . О Троице. Краснодар: Изд. Глагол, 2004. О сущности и энергиях Божьих I Возводя нас духовно к истокам зарождения общества и указывая на главный мотив человеческой жизни, Священное Писание повествует о цели создания людей: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян. 17:26–27 ). Раскрывая историю развития отношений человека и Бога, Библия предоставляет множество неопровержимых свидетельств, удостоверяющих в возможности лицезрения Творца: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32:30 ); «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33:11 ); «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» ( Иов 42:5 ). Но с другой стороны, слово Божие как будто утверждает и обратное. Так, в сцене диалога Господа с Моисеем читаем: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ). В других же местах сообщается: Бог «обитает в неприступном свете» и Его «никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ); «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:12 ). Опираясь на факт этого кажущегося «противоречия» как на убедительное доказательство ложности Писания, атеисты нередко используют его в идеологической пропагандистской борьбе. А между тем, здесь нет противоречия. Дело в том, что Бог является видимым и вместе невидимым не в одном и том же отношении, а в двух. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

2. Точно так же говорит Господь об осужденных на геенну, где «червь не умирает и огонь не угасает» ( Мк. 9:48 ). 260 Кроме того, и притчи о богатом и Лазаре и десяти девах (см.: Лк. 16:19–31 ; Мф. 25–13 ) являют нескончаемое наказание [грешников]. Подобным же образом и сказанное об Иуде: «Лучше было бы ему не родиться» ( Мф. 26:24 ) – указывает на вечную кару, поскольку если бы некоторое время мучиться, а потом навеки войти в Царство Небесное, то для него не было бы лучшим, если бы он не родился. И что говорит Писание, изрекая: «Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?» ( Пс. 6:6 ). Там нет памяти о Боге и нет исповедания Его, а поэтому, как очевидно, нет и избавления. 3. Что же касается слов апостола: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3:15 ), то их следует понимать так: грех там погибнет и его больше не будет, но совершивший этот грех не уничтожится, но, будучи нетленным, спасется в огне, пребывая, продолжая быть и не истребляясь в нем. 261 4. Однако даже если бы [адское] мучение продолжалось [только] тысячу лет, как это утверждают еретики, то какая нужда [нам] испытывать это, когда наше тело не может перенести сожжение [его] и в краткое мгновение. 262 Вопрос 94. Имеется ли какой-либо временной предел для скончания мира или его нет? Ответ Бог заранее ведает «о всех [тварях] прежде происхождения их». 263 Впрочем, святые отцы говорят, что когда число праведных мужей достигнет числа падших ангелов и горний мир наполнится [ими], тогда и произойдет скончание [века сего]. Как восклицает [святой] Григорий: «Мир горний должен наполниться». 264 Вопрос 95. Некоторые [братия] затрудняются, слыша высказывание апостола относительно воскресения: «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему» (1 Кор. 15:28). Ответ 1. Это затруднение присуще арианам и несторианам, которые желают доказать, что Бог Слово уступает [Отцу], есть раб и тварь. Им же следует задать такой вопрос: как Сын подчинится Отцу при воскресении: как ныне не подчинившийся или как уже подчинившийся? И если они ответят: «Как не подчинившийся», то их посрамляет сам апостол, говорящий о Христе, что Он был послушен и подчинен Своему Отцу «даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2. Часто же душа, как разумная и мыслящая [сущность], особенно когда она имеет в себе Святого Духа, заранее ведает о чем-либо или заранее обнаруживает что-либо человеку. Ибо Бог изрекает: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» ( Деян. 72:17 ; Иоил. 2:28 ). 3. Стало быть, только те сновидения принимай с любовью, которые производят в тебе умиление, исправление [нравов], обращение к Богу и страх Божий. Вопрос 73. Как так можно, что некоторые верующие, впадающие в телесные прегрешения, в то же время, как мы видим, бывают возлюблены Богом, на них почивает благословение Божие и Богом они спасаются от [разных] опасностей? Ответ Непостижимы и неисследимы судьбы Божии, 225 а поэтому не следует судить [никакого] человека до дня Воскресения. Ведь некоторые [люди], как кажется, имеющие внешне заметные недостатки, в то же время тайно свершают великие преуспеяния ради Бога, а нами же считаются за грешников. Другие же удостаиваются человеколюбия [Божия] по молитвам [их] предков, как Соломон ради Давида (см. 3Цар. 11:13 ). Третьи же, будучи сейчас дурными, позднее искренне каются и с этого [дня покаяния] становятся праведниками, возлюбленными Богом, и опекаются Его Промыслом – что и случилось с [апостолом] Павлом.   Вопрос 74. Поскольку апостол говорит: «Неверующий муж освящается, если жена его будет верующей, а равно и жена неверующая [освящается], если муж будет верующим» (1Кор. 7:14), 226 a значит ли это, что христианину позволено брать в жены неверующую или язычницу? Ответ Божественный апостол изрек это не о неженатых, но о тех, которые сочетались браком друг с другом и родили детей еще до того, как один из двоих уверовал. Он законоположил это для того, чтобы если один [из супругов] крещен, а другой нет, то уверовавший не желал бы разлучиться [с еще неверующим], не принуждал бы [его к крещению] и не добивался бы этого. Поскольку же после крещения «совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею» ( 1Кор. 6:16 ), то так же обстоит дело и с тем, кто совокупляется с неверующей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

2Кор.4:4: ...о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Христос есть образ Божий как Богочеловек. Именно в человечности Христа, а не в Его божественности раскрывается смысл образа. Причем во Христе образ Божий сияет в совершенной славе, тогда как в Адаме образ Божий раскрыт не вполне. Ев.1:3: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его... Именно по человечеству Христос есть образ ипостаси, как образ человеческого " воипостазирования " во Христа (преподобный Анастасий Синаит). По своей Божественной природе Христос есть Сама Ипостась Сына. 8.1.2.3. Подобие смерти Путь " воипостазирования " во Христа проходит через уподобление Христу. Через заповеди, через Его учение, через крест, через смерть. Рим.6:3-5: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения. Приняв Его Имя в Таинстве Крещения, необходимо пройти через смерть вместе с Ним в " подобие смерти " , ибо подлинную смерть Он победил. Гал.3:27: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. А если не принять Крещения, то не будет и Воскресения. А если креститесь не во имя Его, то " подобие смерти " не вводит в воскресение. 1Кор.15:29: Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? 8.1.2.4. Обожение Сам Господь избирает нас для спасения, наделяя дарами Святого Духа, приводя нас к образу Своего Сына, чтобы, став Рим.8:29: ...подобными образу Сына Своего, мы приобрели вечность. Но и в этой жизни образ Христа есть образец (отсюда и заповедь соблюдать все, что Я повелел вам - Мф.28:20), мерило праведности, образ подлинности человека. 2Кор.3:18: ...взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ. Таким образом, святой апостол Павел учит об образе Христовом, как о том образе, который и дал Господь человеку, в который мы должны прийти, по которому созданы. Это не скрытый в нашей природе образ. Он может раскрываться в праведной жизни, что и должно отличать христиан. Такое понимание образа Божия переходит из онтологии в экзистенцию. Действительно, образ Божий - не скрытая тайна в человеке, но его произвольное и, стало быть, личное бытие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

34 Вопрос 3. Может ли кто изъяснить [слова]: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9; Ис. 64:4)? Ответ 1. Некоторые сподобились не только изъяснить, но и стяжать это. О них Христос сказал: «Мы, Я и Отец Мой, придем и обитель сотворим у них» ( Ин. 14:23 ). 35 Ведь там, куда вселяется Бог и где Он ходит, обитает всякое ведение. 2. Следует знать, что слова «не видел того глаз и не зрило [того око]» (ср. 1Кор. 2:9 ) сказаны о приходивших до Христа праведниках. Как то говорит Господь: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, [что вы слышите] и не слышали» ( Мф. 13:17 ). И опять говорит: «Бога не видел никто» ( Ин. 1:18 ). Но Он не говорит: «Не будут видеть», ибо изрекает: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). 36 3. Стало быть, со [всем] тщанием, если угодно, обрати внимание на это, и познаешь, что те, которые, согласно [апостолу] Павлу, видели и ныне видят то, что [очи пребывающих] в Законе не видели, «что не слышало ухо [их] и что не приходило на сердце человеку Ветхого Завета, что приготовил Бог любящим Его». Сразу же за этим [апостол] прибавляет: «мне же Бог открыл это Духом; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). 37 Поэтому достойными познаётся то, что око грешников не зрит. 4. Кроме того, [таинства эти] неизреченны и невыразимы для тех, кто не вмещает [их]. Ведь [апостол] Павел далее продолжает, говоря: «Душевный человек не принимает того, что от Духа, потому что он почитает это безумием». Ведь то, «что от Духа», познается [только] духовными и открывается духовным образом. 38 Поэтому подвизайся, чтобы изучить это на деле и на опыте, а не бесполезно [постигать это] просто [одним своим] разумением. Вопрос 4. Каковы те блага, дарованные нам Христом, в которые, как говорит глава [апостолов] Петр, «желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12)? Ответ 1. Одни говорят, что таковые блага суть то, что «не видел того глаз» ( 1Кор. 2:9 ), другие – что они есть таинство Причастия нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

356 Это Бог говорит через пророков 357 халдеям, обещая обрушить на них гнев [Свой] за бесчеловечность, проявленную ими к Израилю. 4. Следует использовать и такой пример: подобно тому как некий земледелец, поджигая свое поле, вместе с сорняками сжигает и виноградную лозу, так и мы думаем в отношении арабов, считая, что совершаемое ими с народом Божиим не является богоугодным. 5. Это мы сочли нужным написать, чтобы, беспощадно наказуемые ими, мы не хулили Бога, полагая, будто безумное наказание, [творимое] арабами [в отношении нас], совершается по повелению Божию. Вопрос 22. По какой причине с нами не совершается ныне множество знамений и чудес, как совершались они раньше с предшествующими мужами? Ответ 1. Потому что, как говорит Господь и как это очевидно, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ), а вместе с ней и все [другие] блага. 358 Кроме того, как мы узнаём из Священных Писаний, знамения совершаются ради неверующих, а не ради верующих. Поэтому когда иудеи желали видеть знамения от Христа, то послушай, что говорит Он им: «О род лукавый и прелюбодейный, если не увидите знамений и чудес, то не поверите». 359 Наряду с ними Господь порицает и Фому, стремящегося видеть следы [ран] от гвоздей и [вложить руку] в ребра (см. Ин. 20:25 ), говоря: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ), то есть мы, не видевшие Христа по плоти и не зрящие ныне чудес и знамений. 360 2. Кроме того, вследствие случающихся знамений часто более сурово наказываются те, которые видели их, но не уверовали и не крестились, а остались пребывать в своем пороке. Скажи мне, разве что могло принести пользу фараону из тех известных и многочисленных знамений, которые творились Моисеем? Какую пользу обрел Израиль, видя знамения в Египте, в море, в пустыне, на Синае, в столпе огненном, во мраке, огне, буре и гласе трубном? Разве после этого он, сразу же сотворив себе [золотого] тельца, не стал поклоняться ему? И какую пользу извлек этот безумный народ, видя, как Христос воскрешает мертвых, очищает прокаженных и творит всяческие исцеления? Разве не назвали они Его колдуном, изгоняющим бесов [силою] веельзевула (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010