3.3. Сотворение ангелов Богом    В Священном Писании несколько раз прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем.9:6). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Ты творишь ангелами Твоими духов... (Пс.103:4, Евр.1:7). Об этом говорит ап. Павел и в Кол.1:16: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано. Престолы, господства, начальства и власти — это названия ангельских чинов.    О сотворении ангелов Богом свидетельствуют и свв. отцы. 3.4. Время сотворения ангелов    Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах встречаются различные мнения о времени сотворения ангелов.    Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко распространено, оно вошло в катехизисы и пособия по догматическому богословию. Его разделяли свят. Василий Великий, свят. Григорий Богослов, свят. Иоанн Златоуст, свят. Амвросий Медиоланский, преп. Анастасий Синаит и др. Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную и после уже из той и другой сущности — человека».    По разъяснению свят. Василия Великого, ангелы были сотворены в тварной вечности, до создания видимого мира и начала времени: «Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей... Они-то наполняют собою сущность невидимого мира...»    Согласно другому мнению, ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Так полагал, например, блаж. Феодорит Киррский. Эта позиция обосновывается тем, что ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3. Если кто-нибудь, кипя любовью к Богу, может, усмиряя и порабощая тело свое (см. 1Кор. 9:27 ), взять крест свой ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ) и приобщаться [Святых Таин] каждый день, то это [дело] угодно Христу и «всякого принятия достойно» ( 1Тим. 1:15, 4:9 ). [Писание] гласит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11:26 ). А если кто, вследствие телесной немощи, поддается некоему плотскому наслаждению и душевной страсти и не сможет, как говорит апостол, по согласию воздержаться ( 1Кор. 7:5 ), ибо «плоть желает противного духу, а дух – противного тлоти; они друг другу противятся» ( Гал. 5:17 ), то совершенно необходимо [такому человеку] не причащаться Христовых Таин до тех пор, пока он, по возможности, не очистится посредством усиленной молитвы и трехдневного воздержания, то есть не очистится от случившегося с ним осквернения. И это для того, чтобы не впасть ему в лицемерие, пренебрегши Божественными заповедями. Ведь [Писание] гласит: «Проклятии уклоняющиеся от заповедей Твоих» ( Пс. 118:21 ) и «[проклят] всяк, с нерадением творящий дела Господни» ( Иер. 31:10 ). 4. Итак, видишь, возлюбленный [брат], что не только чревоугодник, пустохвал и клеветник [недостойны Причастия], но и тот, кто подвержен вспыльчивости, а также тот, кто [часто] уступает докучливости постыдных помыслов. Если даже подвергающемуся вследствие суетных зрелищ ночным истечениям невозможно приступать к Божественным Тайнам, то тем более разве не справедливо запрещается [приступать к ним] тому, кто вступал в соитие [с женой] в этот же самый день? Ибо «святая» не для осквернившихся и недостойных, но только «святым» и достойным. 308 Вопрос 14. Как узнаёт человек, что Бог простил ему грехи его? 309 Ответ 1. В молитве нашей, когда нас никто не видит и не слышит и мы наедине предстоим Богу, тогда душа знает, как расположен к ней Бог и как она – к Богу. Ибо есть семь способов молитвы и различий [в ней]: три из них возникают из-за страха перед [вечным] наказанием, 310 а четыре [других] свойственны спасаемым и имеющим часть в Царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

4. Если же Бог кого желает, милует, а кого желает, губит, то почему Писание гласит, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ), как и Христос говорит, что «без воли Отца Моего на земле и [один] волос с головы человеческой не пропадет»? 276 Иначе как бы Он мог называться «Светом истинным, Который просвещает всякого приходящего в мир» ( Ин. 1:12 ), дающим нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ), подобно тому как и через пророка Он речет: «Аз рех: бози есте и сынови Вышняго вси» ( Пс. 81:6 )? А если «вси», то каким образом «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» ( Рим. 9:18 )? 5. Следует еще знать, что в Риме [среди христиан], к которым обращал эти слова Павел, были как уверовавшие из эллинов, так и уверовавшие из евреев. Поэтому [апостол] писал и тем и другим, но иногда имел в виду [уверовавших] из язычников, которых упрекали за прошлое идолопоклонство [уверовавшие] из иудеев, и ради этого подобные слова, обуздывая иудеев следующим образом: «Кто ты такой, бунтующий против Бога? «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же самой смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» ( Рим. 9:21 ). Также [Бог говорит Моисею]: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Рим. 9:15 ). Эти и подобные им слова сказаны [в защиту уверовавших] из язычников, ради которых также говорится: «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину» ( Рим. 2:10 ). 6. Опять же, принимая сторону [христиан, обращенных] из иудеев, [апостол] говорит [обращенным] из язычников: «Не ты корень держишь, но корень тебя» ( Рим. 11:18 ), подразумевая под «корнем» [ветхозаветный] закон. Когда говорит: «немощный ест овощи» ( Рим. 14:2 ), то высказывается относительно [обращенных] из иудеев, ибо уверовав, крестившись и [еще до обращения] отвратившись от вкушения свинины, чтобы их не заподозрили [в нарушении закона], они [после обращения] полностью отказывались от [всякого] мяса, вкушая [только] овощи – монашескую пищу. На их счет [апостол] и сказал: кто «немощен» верой и еще не полностью обратился, тот «ест овощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

4. Итак, следовало бы нам бояться Бога хотя бы так, как мы боимся диких зверей и собак. Ибо часто некоторые [люди], выходя для того, чтобы своровать [нечто], и услышав в том месте лай собак, возвращаются назад не потому, что они боятся Бога, а из страха перед собаками. Нам же следует бояться Бога. Станем в душе своей подобными осужденным [за преступления] и находящимися в темнице: они всегда беспокоятся, тревожатся, стенают и спрашивают, когда следователь 257 «воздаст каждому по делам его» ( Рим. 2:6 ). Ведь тот, кто пребывает в таком беспокойстве, находится на пути к смирению. Вопрос 92. Что означает сказанное [в Писании]: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3)? Как можно раздать все имение свое без любви? Ответ 1. Есть некоторые из людей, щедрые на подаяния, а сами же являются ненавистниками братий, скорыми на брань, гордыми, несправедливыми, злопамятными и завистливыми. И вследствие таких страстей бесполезной становится милостыня их. Ибо мне кажется, что по причине тех же страстей погасли светильники пяти неразумных дев, не имевших духовного масла (см. Мф. 25:8 ). Вопрос 93. Как понимать апостольское изречение: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15)? Ответ 1. Если скажем, что у [вечного] наказания есть конец, то признаем весь Новый и Ветхий Завет лживым. 258 Но не только: мы признаем, что и блаженный Павел сам себе противоречит и с самим собою сражается. Ведь если он говорит, что [вечное] наказание имеет конец, то почему [в другом месте] изрекает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (ср. 1Кор. 6:9–10 ). 259 И Господь говорит, что грешники пойдут «в муку вечную» ( Мф. 25:46 ). А если вечный огонь имеет конец, то ясно, что и жизнь вечная также имеет конец. Ибо понятие «вечное» имеет равный смысл как для праведных, так и для грешных, поскольку первые [определяются Господом] «на жизнь вечную», а вторые – «на муку вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

642. Авва Пафнутий не осудил согрешивших; за это явившийся Ангел возвестил о его помиловании и показал меч, от которого погибнут все осуждающие ближних См. также: Осуждение . Авва Пафнутий рассказывал о себе: “Однажды, путешествуя, я сбился с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых бесстыдно разговаривавших между собой. Остановившись, начал я молиться о своих грехах. И вот явился мне Ангел с мечом и говорит: “Пафнутий! Все осуждающие братий своих погибнут от этого меча. Но ты не осудил, а смирился перед Богом, как бы виновный в грехе. Потому имя твое вписано в книгу живых.“ (Достопамятные сказания. С. 235. 1). 643. Инок, живший нерадиво, но никогда никого не осуждавший и не имевший ни на кого злобы, был помилован на Суде Божием и умер с весельем См. также: Незлобие ; Суд Божий . Святой Анастасий Синаит повествует следующее. Один монах, проведший свою жизнь в небрежении и лености, впал в тяжкую болезнь и был уже близок к смерти. А в том монастыре, где он жил, было обыкновение, чтобы к умирающему собираться всей братии и не отходить от одра кончавшегося до тех пор, пока не испустит он последний вздох. По этому обычаю братия собрались и к упомянутому иноку, и при виде его они были немало изумлены. Он умирал нисколько не страшась смерти, с благодарностью к Богу и с веселым лицом. Они сказали: “Брат, мы знаем, что ты провел свою жизнь небрежно. Скажи же нам, что так радует и веселит тебя в смертный час?” Инок отвечал: “Подлинно, честные отцы, небрежно я жил, но вот что случилось со мной. Был я на Суде Божием, и Ангелы вынесли рукописание моих грехов, прочитали мне их и спросили: “Знаешь ли, что это твои грехи?” – “Знаю, – сказал я, – но с тех пор, как отвергся мира и постригся, я никого не осудил и ни на кого не держал злобы, а потому и молю Господа, чтобы исполнил на мне Свои слова: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” ( Лк. 6:37 ). И только я сказал это, тотчас же Ангелы разодрали рукописание моих грехов. Потому я теперь беспечален и с радостью отхожу ко Господу.” После этих слов инок мирно скончался. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 580).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

8. Если же [только] в отношении еретиков, хулящих плоть Господа, сказано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему», то тогда, наконец, безупречными окажутся такие начальники ересей, как Аполлинарий, Евномий, Савеллий, Диоскор, Феодор, Евтих и Гайан; одни из них утверждали, что пресвятое тело Христа было лишено души, другие – что оно лишено ума, третьи – что лишено воли, четвертые – что не обладало [присущими ему] действиями, пятые – что оно сошло с неба, а шестые – что оно было призрачным и воображаемым. 347 И чтобы сказать кратко, [было] несметное число ересей, хулящих плоть и душу Христа, и им, [конечно], не простится ни ныне, ни в будущем веке, поскольку они являлись нечестивыми, гнусными и [никто из еретиков этих] не принес покаяния. Вопрос 20. Если простой человек, не имеющий опыта [в произнесении] речей и [в исследовании] Священных Писаний, будет спрошен еретиком о православной вере Кафолической и Святой Церкви, то что он должен отвечать? 348 Ответ 1. О том, что рассуждение о Боге опасно и возможно [лишь] для немногих, свидетельствует божественный апостол, говоря: «Я глаголю отчасти и отчасти знаю». 349 Если тот, кто «восхищен был до третьего неба и в раю узнал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 2:2–4 ), если такой человек, имеющий обитающего в нем Христа (см. Гал. 2:20 ), изрекает, что «я глаголю отчасти и отчасти знаю», то кто может сказать: «я глаголю совершенным образом и совершенным образом знаю»? Так же о том, что говорить о Боге небезопасно, высказывается и блаженный Григорий; по его словам, «мы, не знающие о том, что у нас внутри, не ведающие о виде и сущности собственной души, [а также не представляющие], какова и каким образом [она] есть, откуда и каким образом приходит и где свершает путь, тем более не способны постигнуть непостижимого, неизреченного и неисследимого по природе Бога». 350 И извращающие [Истину] ереси, вследствие своего суетного и пустого стремления познать непостижимую глубину Божества, впали в прелесть и погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

918 Деяние первое Халкидонского Собора. ДВС. T. II. С. 103; Деяние второе Халкидонского Собора. ДВС. T. II. С. 231. 921 Кирилл Александрийский , свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии//Богословский вестник. 10. Сергиев Посад, 2010. С. 20. 925 Деяние первое Халкидонского Собора. ДВС. Т. II. С. 103; Деяние второе Халкидонского Собора. ДВС. Т. II. С. 231. 928 Кирилл Александрийский , свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии//Богословский вестник. 10. Сергиев Посад, 2010. С. 20. 936 Павел епископ Эмесский. Беседа епископа Павла, сказанная в великой Александрийской церкви 1 января, о Воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и в похвалу архиепископу Кириллу. ДВС. Т. I. С. 538. 937 Ср.: Послание Кирилла архиепископа Александрийского к Иоанну епископа Антиохийскому, отправленное с Павлом епископом Эмесским. ACO I, 1, 4, р. 17. ДВС. T. I. С. 541. 981 В первые годы VI века Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафей, или Кнафей изменил текст Трисвятой песни, который исполнялся еще на Халкидонском Соборе. Он добавил к Трисвятому гимну перед словами «помилуй нас» слова «распятый за нас», чем вызвал смуту в народе. Так как эта песнь всегда воспринималась как обращенная ко Святой Троице, то православные подозревали монофизитов в том, что они исповедуют страдания Трех Лиц Троицы или Божественного естества, то есть являются теопасхитами. 982 Евангелист Матфей ссылается на пророчество Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» ( Мф.27:9–10 ). Вместе с тем в книге пророка Иеремии не упоминаются 30 сребреников. Единственным местом у пророка Иеремии, в котором говорится о сребрениках, является это: «И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников» ( Иер.32:9 ). Пророчество о 30 сребрениках встречается только в книге Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высока цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников, и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах. 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   Священное Писание и после воплощения Бога Слова называет Его Единородным Сыном Божиим: Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14); Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... (Ин.3:16). Называет Его также Сыном Божиим истинным: Да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе (1 Ин.5:20). Называет Его Сыном Божиим в собственном смысле слова, а не усыновленным: [Бог Отец] Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим.8:32). Слову «Своего» в греческом тексте соответствует «δου», что буквально означает «собственного». Свят. Иларий Пиктавийский (IV в.) в своей работе «О Троице» писал, указывая на различие в употреблении термина «Сын Божий» по отношению ко Христу и по отношению ко всем прочим людям, что «Бог, любящий мир, отдал Сына не усыновленного, но Своего и Единородного. Здесь имеется личное свойство, рождение и истина, а не творение и усыновление». 2.4.6. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии    «Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица и Приснодева».     Дева Мария именуется Богородицей (греч. Θεοτ κος)    Это наименование является следствием учения об ипостасном единстве природ во Христе и общении свойств. Когда говорится, что Дева Мария родила Христа, Сына Божия, то имеется в виду, что Она родила не Божество, не Божественную природу саму по себе, потому что Божественная природа вечна и никакого рождения во времени претерпеть не могла, — Она родила Бога Слова по человечеству. Мы именуем Божию Матерь Богородицей, поскольку Родившимся от Нее является именно Сын Божий, а не какое-то другое Лицо (Ипостась). Сам Бог Слово был субъектом бессеменного зачатия и девственного рождения, потому что во Христе, в силу единства Лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее.    Даже при обычном физическом рождении очевидно, что рождается не «что», а «кто», не природа, а ипостась. Преп. Анастасий Синаит писал, что «рождение в собственном смысле слова есть добавление ипостаси...», в случае же Христа единственной Ипостасью, которую родила Дева Мария, была Ипостась Бога Слова, родившегося от нее по человечеству, т. е. воспринявшего в единство Своего Лица совершенную человеческую природу, в результате чего Божественная Ипостась Бога Слова стала Ипостасью для воспринятого человечества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А. И. Сидоров Вопрос 1. Каков признак истинного и совершенного христианина? Ответ. Некоторые говорят, что [таковым признаком] является правая вера и дела благочестия. 30 Однако Христос не [только] этим определяет подлинного и истинного христианина. Ведь можно иметь и веру, и благие дела, но превозноситься ими, а потому и не быть совершенным христианином. Поэтому Христос говорит: «кто любит Меня, соблюдает заповеди Мои, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Мы, Я и Отец Мой, придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:21, 23 ). 31 2. Этими словами мы научаемся, что [правой] верой и добрыми делами созидается умом нашим дом души нашей. Если же Христос, Владыка дома, не пришел и не поселился в нас, то ясно, что Им не найдено созданное нами для Него строение. Вопрос 2. Откуда познаёт человек, стал ли обитать в нем Христос? Ответ 1. Этот вопрос подобен тому, как если бы кто-нибудь спросил беременную женщину: «Откуда ты знаешь, что зачала во чреве?» Ведь как эта женщина не нуждается для знания своей беременности в другом [человеке], но получает подобное знание сама по себе – от того, что прекращаются у нее месячные, от того, что плод ее [начинает] двигаться [в утробе], и наконец, от отвращения ко многим яствам, так и душа, когда поселяется в ней через Святого Духа Христос, не нуждается для знания этого ни [в каком] научении от другого. 32 Она сразу же видит, как задерживаются обычные токи ее кровей, как прекращается желание [вкусить] многие яства греха и как [она начинает] ненавидеть паче всего сладость наслаждения ведь и для всякой беременной женщины становится ненавистной сладость меда. 2. Когда душа христианина узрит в самой себе такие и подобные им признаки и свидетельства, тогда и она, вместе с духоносным пророком, скажет Богу: «Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» ( Ис. 26:18 ). 33 О том, что есть признак истинного христианина, услышь и от [апостола] Павла, глаголемого: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» ( 2Кор. 13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Анастасий обличает тех грешников, которые сами не ходили на исповедь и своим примером заражали других, а потом нападает на заблуждающихся, принципиально отрицающих пользу исповеди пред людьми. „Но неразумно и даже нечестиво говорят некоторые, будто нет пользы от исповеди пред людьми по причине их подобострастия (δι τ μοιοπαϑς), ибо один Бог может отпускать грехи. Говорящие так пусть знают, что они во-первых только прикрывают этим своё нечестие и неразумие; потом искажают слова Самого Господа, сказавшего своим ученикам: что вы свяжете на земле, будет связано на небе; и что разрешите на земле, будет разрешено на небе“ ( Мф.18:18 )... К тому же отрицают они совершенно крещение и всякое божественное священнодействие потому, что они совершаются людьми, а освящаются Богом. Ибо Господь обыкновенно совершает спасение людей не через одних ангелов, но и через святых людей (δι νβρπων γων): сначала через пророков, а в последние времена через Самого Себя и через божественных апостолов, и затем к слугам, преемствующим Ему до скончания мира, говорит: кто принимает вас, принимает Меня, отвергающийся вас, Меня отвергается и слушающий вас, Меня слушает ( Мф.10:40 ; Лк.10:16 ). Если же выслушивающий исповедь и человек, но Бог через него обращает (к Себе) и исправляет и прощает, как Давид через Нафана... ибо святые служители Божии суть сотрудники и управители (o γρ γιοι πηρται το Θεο εσι, σινεργο κα οκονμοι) ко спасению желающим спастись... Ибо человек содействует человеку в покаяние, как я сказал, и помогает, и наставляет, и обличает ко спасению по апостолу и пророку, Бог же изглаждает (ξαλεφει) грехи исповедующихся“. Данный вопросо-ответ Анастасия Синаита имеет в виду —22— исповедь мирян, а не монахов. Прежде всего, для последних не было и вопроса о том, полезна или нет исповедь пред духовными мужами (или отцами), потому что это было общим требованием монастырской дисциплины; обязательность её для древних иноков не подлежала ни малейшему сомнению. Сверх того: VI вопросо-ответ стоит в тесной связи с предшествующим, V вопросо-ответом, а здесь говорится о том, как покаяться и спастись человеку, который стар и болен и потому не может принять подвиги монашества, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010