9 ст. О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга. О любви же к братьям христианам, которая проявляется у вас в вашей благотворительности и взаимопомощи, не нахожу нужным писать: Самим Богом научены вы любить друг друга и прибавлять тут что-либо нахожу излишним. 10 ст. Ибо вы так и поступаете со всеми братьями по всей Македонии. Умоляем же вас, братья, более преуспевать. Тем более, что вы это самым делом свидетельствуете, помогая всем нуждающимся братьям христианам по всей Македонии. Приходится просить вас только об одном, чтобы вы более и более усовершались в этом благом и святом деле – христианском братолюбии. 11 ст. И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам, 12 ст. чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались. Чтобы полнее изобразить картину христианской жизни, апостол просит своих читателей, чтобы они старались жить тихо, т. е. не давали бы своим поведением повода быть предметом разговоров среди их ближних. Славянское выражение: безмолвствовати дает мысль о том, чтобы христиане не были одержимы духом празднословия, которое часто ведет к нарушению добрых отношений с окружающими и близкими. Делать свое дело, т. е. каждый следил бы за самим собой и занимался своим собственным делом, а не занимался бы пересуживанием чужих дел. Работать своими собственными руками, т. е. не быть тунеядцем, не жить на чужой счет, на счет благотворительности других. Словом, живите так, как я, апостол, заповедал вам, чтобы не заслужить в чем-либо нареканий со стороны язычников. И ни чесогоже требуете, т. е. старайтесь поставить себя в жизни так, чтобы вам ни в Чем не нуждаться от других, а особенно ничего не искать у язычников. С 13 стиха 4 главы по 11 стих 5 главы апостол говорит Солунянам о втором пришествии Господа. Среди гонений Солунские христиане с нетерпением ожидали пришествия Господа и думали, что Он вот-вот явится с неба, чтобы основать на земле свое земное царство, а потому считали счастливыми тех, которые будут живы до времени явления Христа, и – несчастными тех, которые не доживут до этого славного пришествия Господа. Опровергая это заблуждение Солунян, апостол разъясняет, что оставшиеся до пришествия Господня не предупредят умерших, что при пришествии Господа мертвые во Христе воскреснут первые, а потом уже мы, оставшиеся в живых, восхищены будем на облаках в сретение Господу. Самый же день пришествия Господня наступит внезапно, и никто не избежит его. Поэтому, говорит апостол, живите как сыны света, бодрствуйте и трезвитесь, не ослабевайте в вере, любви и надежде, ибо нас Бог определил ко спасению чрез Иисуса Христа; Его мы и должны держаться, с Ним и жить, и этим поддерживать и утешать друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   14. Чтобы вы знали самую историю сказанного, я начну изла­гать вам немного выше; но будьте внимательны, призываю вас, потому что мы спустились в самую глубину разрешаемого вопроса, Иаков, брат Господень, был тогда вначале еписко­пом церкви иерусалимской и предстоятелем всех уверовав­ших из иудеев. Случилось быть и в Антиохии иудеям, ко­торые, уверовав во Христа, — вследствие отдаленности от Иерусалима и того, что многие уверовавшие из язычников жили безбоязненно и вне иудейских обрядов, — тихо и помалу и сами расположились отстать от иудейской привычки, содержать чистое и подлинное учение веры. Петр, пришедши туда и увидев, что не было никакой нужды в снисхождении, жил, наконец, по-язычески. Выражение Павла: «по-язычески», значит жить без соблюдения иудейских обрядов, не соблю­дать ничего предписываемого законом (иудейским), как то: обрезания, субботы и прочего подобного. Между тем как Петр жил, таким образом, пришли некоторые иудеи от Иакова, т.е. из Иерусалима, которые, вращаясь постоянно в этой столице и не видя никого жившим иначе, имели еще иудейский предрас­судок и держались многих из тех обрядов. Петр, увидев, что пришедшие из Иерусалима и от Иакова еще немощны, и боясь, чтобы они, соблазнившись, не отступили от веры, опять переменился и, перестав жить «по-язычески», возвратился к прежней снисходительности, соблюдал разборчивость в яствах. Иудеи, вращавшиеся в Антиохии, увидев, что он делает это, и не зная мысли его, с какою он так поступал, увлеклись и сами и принуждены были иудействовать ради учителя. За это и обви­няет его Павел; а чтобы сказанное было для вас более яс­ным, я прочитаю вам, наконец, сами слова апостольские. «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова», т.е. из Иерусалима, «ел вместе с язычниками», т.е. с находящимися в Ан­тиохии. «А когда те пришли» некоторые из Иерусалима, знающие закон, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных». Кого? Пришедших от Иакова. «Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи». Какие иудеи? Те, которые вращались в Антиохии до прибытия иудеев из Иерусалима и не соблюдали никаких иудейских обрядов. «Так что даже Варнава был увлечен их лицемерием». Вот, в чем состоит кажущаяся вина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3311...

    И не только велит искать достойных, но даже не переходить из дома в дом, чтобы того, кто принимает, не оскорбить, а самим не подвергнуться нареканию в чревоугождении и легкомыслии. Это внушал Он словами: И ТАМ ОСТАВАЙТЕСЬ, ПОКА НЕ ВЫЙДЕТЕ из того города или селения. А ВХОДЯ В ДОМ, в то семейство, о котором узнаете, что оно достойно, т.е. благорасположено принять вас и внимать вашей проповеди,ПРИВЕТСТВУЙТЕ ЕГО древним патриархальным приветствием, ГОВОРЯ: МИР ДОМУ СЕМУ, да будет на нем Божие благословение! Не ожидайте себе приветствия от других, но сами прежде отдавайте честь другим, ибо ваше приветствие не есть простое слово, а благословение. И ЕСЛИ ДОМ БУДЕТ ДОСТОИН, если семейство, куда войдете, окажется не по имени только, но на деле добрым, ТО МИР ВАШ ПРИДЕТ НА НЕГО, ваши благие пожелания исполнятся на нем при содействии ваших молитв, вашей проповеди, ваших наставлений. ЕСЛИ ЖЕ НЕ БУДЕТ ДОСТОИН, если люди окажутся лицемерами и оскорбят вас, то первым наказанием им будет ТО, что МИР ВАШ К ВАМ ВОЗВРАТИТСЯ, они лишатся мира, которого вы им пожелали, ваши благие пожелания не исполнятся на них и останутся при вас как плод вашей же любви. А ЕСЛИ КТО НЕ ПРИМЕТ ВАС И НЕ ПОСЛУШАЕТ, не захочет слушать СЛОВ ВАШИХ, ТО,ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА ИЛИ ИЗ ГОРОДА ТОГО, ОТРЯСИТЕ ПРАХ ОТ НОГ ВАШИХ во свидетельство, что вы совершили дальний путь к ним, но без пользы для них по причине их неверия, и потому смотрите на них, как на отверженных язычников, с которыми не должно иметь ничего общего, даже и самого праха. (Апостолы так и поступали, как это видно из книги Деяния святых апостолов в главе 13, стих 51, и в главе 18, стих 6). ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ОТРАДНЕЕ БУДЕТ ЗЕМЛЕ СОДОМСКОЙ И ГОМОРРСКОЙ, не слышавшей проповеди спасения, В ДЕНЬ СУДА, в тот последний великий день, когда Я буду судить миру всему, НЕЖЕЛИ ГОРОДУ ТОМУ или веси той, не восхотевшим принять слово спасения, ибо Содомляне руководились только совестью, а этим яснее и полнее возвещена вами воля Божия, поэтому кто вас не послушает, тот окажется виновнее Содомлян. Притом же Содомляне, уже наказанные за свое беззаконие здесь, там будут наказаны легче. Отсюда видно, замечает толковник, что некоторые грехи и здесь и там будут наказываться. Поэтому убоимся и мы таковой угрозы, зная, что всякий, не соблюдающий и не исполняющий того, чему научили апостолы, очевидно не принимает их и не слушает слов их. И что особенно страшно: наказывается весь город или все селение, хотя не принял проповеди один дом; это потому, что остальные не удержали его, видя его поступок, ибо не принимающие апостолов изгоняли их публично.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    «Он всегда оказывал величайшую снисходительность к грешникам, которые заслуживали осуждение, не для того, — замечает святитель Григорий Нисский, — чтобы приобщиться их неправде, но дабы сообщить им Свою праведность». Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников, Матфей пригласил к себе на вечер многих из мытарей — своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христа Спасителя. И действительно, святой Марк пишет, что много мытарей пошло за Господом после того. Но сам Матфей, рассказывая о вечере, смиренно умалчивает, в чьем доме она происходила, а говорит просто: И КОГДА ИИСУС ВОЗЛЕЖАЛ В ДОМЕ, т.е. когда Спаситель, по обычаю восточному, возлежал у низкого стола, облокотившись на подушку, и вкушал от трапезы гостеприимного хозяина, МНОГИЕ МЫТАРИ И ГРЕШНИКИ (все люди, по мнению фарисеев, зазорные) ПРИШЛИ, по приглашению Матфея, И ВОЗЛЕГЛИ, т.е. расположились вокруг стола, С НИМ И УЧЕНИКАМИ ЕГО. И Господь поучал их, с любовью беседуя о спасении и о едином на потребу. «Он избавлял от болезней душевных, — замечает святитель Златоуст, — даже и тогда, когда возлежал за столом, уча нас, что всякое дело и всякое время может нам доставлять пользу. И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдой, но Христос не отказался быть ее участником. Он благоволил быть в одном доме, за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя нарекание за то, что ел вместе с мытарем, в доме мытаря и со многими мытарями». Ты спросишь, а как же апостол Павел повелел: «кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Но апостол повелевает удаляться от таких братьев, которые не хотят отстать от своих пороков, а мытари перестали делать зло и изменились после этого. Но фарисеи только искали случая, чтобы укорить в чем-нибудь Господа, и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалмах: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1:1). УВИДЕВ ТО, ФАРИСЕИ, видя Его любвеобильное обращение с явными, по их мнению, грешниками, но не имея прямодушия высказать свои мысли Самому Господу, эти лицемеры покусились смутить простодушных учеников Его: СКАЗАЛИ УЧЕНИКАМ ЕГО: ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЕЛЬ ВАШ ЕСТ И ПЬЕТ С МЫТАРЯМИ И ГРЕШНИКАМИ? Зачем Он ищет близости с людьми такого дурного поведения? Почему не хочет знать нас?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    [Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха, бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания.    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.     Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти, егда приидеши со Ангелы Твоими воздати всем по достоянию деяний.    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.] Преступи вторнику первыя седмицы даже до Славы. От зде чти среде первыя седмицы на повечерии.   Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имена еси на земли оставления. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:23—27).    Так закончилась история отцеубийцы Хама.    «Имена в Библии даются не случайно: имя заключает в себе судьбу своего носителя, говорит о главном его предназначении, об основных свойств его души. По преданию, древних патриархов в миг, когда они нарекали име своим детям, осенял Дух Божий...    Что же означают имена сыновей Ноя? Их значение таково: Сим () Шем) — «имя», «слава»; Хам ( Хам) — «жар», «страсть», “горячность»; Иафет ( Иафе?т) — «красота» (от йафэ — «красивый»), а также “распространение», «расширение» (от глагола пата? — “давать простор»).    Еще одно имя, которое здесь упоминается, “Ханаан», Кенаан происходит от глагола кана — «покоряться», «унижаться», «подчиняться». Таким образом, «Ханаан» означает «подчиненный».    Итак, когда Ной узнал о деяниях сыновей своих, «он благословил [двух] других сыновей своих, а Хама хотя и не проклял вследствие столь близкого родства с ним, но зато проклял его потомков. Таким образом, в то время как все прочие избегли проклятия, сыновей Ханаана, — имеет и более глубокий смысл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Вот что я вам напомянул, и не перестану напоминать вам об этом, пока останется дыхание в ноздрях моих. Имею напомянуть вам и еще нечто, братия мои. Почему вы не исполняете и этой заповеди подобно прочим? Хотя она кажется и малою, однако уничтожает и великия ваши добродетели. И что я говорю: «малая или великая»? Необходимо, чтобы всякая заповедь Божия исполнялась, ибо всякое преслушание по справедливости заслуживает наказания. Многократно я говорил вам и запрещал, чтобы никто из вас никому не давал самочинно пищу или питье; ибо это делать без спроса может только эконом, подъэконом, келарь и другие распорядители, как я повелел и повелеваю. И потому отселе заповедаю, чтобы никто сего не делал, иначе подвергается епитимии за тайноядение. Вы стыдитесь друг друга ложно, и боитесь тамо, «идеже несть страх» (Пс. 13:5), и не желая, как говорите, оскорбить брата, оскорбляете Бога и меня, недостойного. Горе вашей совестливости; ибо это есть безумие, ненависть к Богу; самочиние и плотоугодие. Смею сказать, что если бы и Ангел был, ничего от него не принимай. Получаете вы часто плоды с благословением; пусть каждый и ест их; а если кто оных не желает, как случается, по немощи или по другому побуждению, то пусть или отдаст их келарю, или объяснит причину тому, кто раздает их. Тогда он не подвергнется осуждению. Разве вы не знаете, что от сего происходит зазорная дружба? Ибо случается, что вы даете тем, к коим питаете нечистую любовь. Впрочем хотя бы этого и не было, но не происходят ли от сего соблазны, нарекания и смущение, когда один принимает, а другой стоит и смотрит? Всячески он подумает, что его не любят. Если же вы скажете, что при другом ничего не даете, то значит вам необходимо выжидать удобного часа, времени и места; а отсюда произойдут частные дружбы и собрания. Что говорит Василий Великий? Что знаки, подаваемые очами и шептание на ухо дают повод подозревать в каком-либо худом деле. «Для чего, — скажете вы, — свобода моя судится от иной совести?» (1 Кор. 10:29). Не от меня ли отца вашего, если вы не будете слушаться меня? Ибо случается и это. Если же от меня, тем более от других. Но скажет кто-нибудь: чтобы оказать врагу любовь, я ему даю только очень мало, дружески беседую с ним и отхожу. Вы не имеете права это делать, кроме распорядителей, разве только по их приказанию. И если кто окажется преслушником, тот непременно подвергнется епитимии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

   Заканчивает Господь эту притчу знаменательными словами: “Имеющий уши, да слышит!” Этим заключительным словом Господь стучится в сердце каждого человека, призывая его внимательнее заглянуть в свою душу и понять себя: не подобна ли его душа бесплодной почве, покрытой лишь сорной травой греховных желаний? Даже если это так, то не следует отчаиваться! Ведь негодная для посева почва не обречена на веки оставаться такой. Старание и труд земледельца могут сделать ее плодородной. Так и мы можем и должны себя исправить постом, покаянием, молитвой и добрыми делами, чтобы из духовно ленивых и грехолюбивых стать верующими и благочестивыми. О Плевелах    Церковь Христова на земле, являясь по своей сущности духовным царством, имеет, конечно, и внешнюю форму своего бытия, поскольку она состоит из людей, облеченных тленной плотью. К сожалению, не все люди принимают христианскую веру по внутреннему убеждению, с желанием во всем следовать воле Божией. Некоторые становятся христианами в силу сложившихся обстоятельств, например: следуя общему примеру, или несознательно, будучи крещенными в детстве своими родителями. Другие люди, хотя и встали на путь спасения с искренним желанием служить Богу, со временем ослабели в своем усердии и стали поддаваться своим прежним грехам и порокам. В силу этих причин к Церкви Христовой могут принадлежать и часто действительно принадлежат не в малом числе люди, которые допускают разные дурные поступки, явно грешат. Конечно, их предосудительные поступки вызывают нарекания, бросают тень на всю Церковь Христову, к которой эти грешники формально принадлежат.    В Своей притче о плевелах, Господь говорит о том печальном факте, что в этой временной жизни, совместно с верующими и добрыми членами Царства Божия, уживаются и недостойные его члены, которых, в отличие от сынов Царства, Господь именует “сынами лукавого.” Эта притча так записана Евангелистом Матфеем:     “Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: “Господин! Не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? Откуда же плевелы?” Он же сказал им: “Враг человеческий сделал это.” А рабы сказали ему: “Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?” Но он сказал им: “Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою” (Мф.13:24—30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   После этого тотчас отверзлись у Захарии уста, разрешился язык, и Захария стал говорить, благословляя Бога. В шестой месяц по зачатии своем Предтеча радостным взыгранием во чреве матери, при свидании ее с Богоматерью, исповедал Господа. (Лк. 1:13—20). По прошествии дней службы своей Захария возвратился в дом свой. Елисавета, жена его, зачала и благодарила Господа, что Он призрел на нее, чтобы избавить ее от нарекания между людьми. Так зачатие Предтечи было чудесно и славно по особенному смотрению и обетованию Божию! В восьмой день обрезали младенца и назвали его, как предсказал Архангел, Иоанном, — именем, приличнейшим тому, который долженствовал приготовить людей к принятию благодати Иисуса Христа: «Иоанн» значит благодать. В жизни Иоанна Предтечи соединены два важнейших события: от чрева материнского он исполнился Святого Духа, жил святым девственником и скончался святым мучеником. Будучи предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его предтечей и в проповеди Евангелия. О высоком служении Предтечи, предваряющем служение Сына Божия спасению мира, издревле было предвозвещено пророками. Как и в случае древних пророков, о служении Предтечи предвозвестили Ангел пред рождением Иоанна и Захария по рождении его, говоря, что он предыдет пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1:17, 76—77). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; он носил одежды из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед.    В 30 лет Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него (Ин. 1:7). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана: фарисеи и саддукеи, мытари и воины. Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься, Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указывая на Него и говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Потерпев в этом поражение, фарисеи переносят свои обвинения на учеников Господа, и в этом к ним присоединяются ученики Иоанна Крестителя, которые, как мы уже говорили, считали своего учителя выше Иисуса и относились с завистью ко все возраставшей славе Господа. Св. Иоанн Креститель был строгий постник и, конечно, приучил и учеников своих к такому же строгому постничеству. Вероятно, в это время он уже был посажен в темницу, и ученики его еще усилили, по этому случаю, свой пост. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов, и вот они спрашивают Господа: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» На это Господь отвечает им словами их учителя: «Могут ли сыны чертога брачного печалиться, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься». Это значит: «Ведь ваш учитель назвал Меня Женихом, а себя другом Жениха, которому надлежит радоваться. Поэтому и Мои ученики, как друзья Жениха, как сыны чертога брачного, радуются, пока Я с ними, и с этой радостью несовместим слишком строгий пост, как выражение скорби, печали. Когда наступят эти дни, и они останутся одни в мире, тогда и будут поститься». В память этих слов Господа, наша св. Церковь и установила пост Страстной седмицы, примыкающий к Посту св. Четыредесятницы, и пост по средам и пятницам, именно в те дни, когда отнялся от нас Жених – дни предательства Его, страданий и крестной смерти. Говоря, что для учеников Его еще не настало время поститься, Господь развивает дальше эту мысль словами: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». По толкованию св. Златоуста, новая заплата и новое вино это строгий пост, строгие требования вообще, а старая одежда и старые мехи это немощность, слабость учеников, еще неподготовленных к несению больших подвигов. «Я нахожу неблаговременным», как бы так отвечает Господь, «налагать на Моих учеников, еще слабых, пока они не обновлены, не возрождены благодатью Св. Духа, бремя строгой жизни и тяжких заповедей». Здесь Господь защищает Своих учеников от нареканий с истинно-отеческой любовью и снисхождением к ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

“Время плакать, и время смеяться; Время сетовать, и время плясать” Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 17-я Протоиерей Олег Стеняев Прошлый раз мы беседовали о смерти и погребении праматери Господа Иисуса Христа Сарры, теперь мы переходим к радостному и веселому моменту в библейском повествовании: это история о сватовстве – 24я глава Книги Бытия. И действительно, Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1); и еще: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 4–5). С другой стороны, это мистический образ единения Христа-Жениха с Церковью-Невестою! Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 27). Семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы Блаженный Феофилакт восклицает: «Не просто чистой, но славною! И так как Христос – источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога» . – То есть в понимании древних христианских экзегетов для верующих мужчин и женщин вся система взаимоотношений Христа с Церковью – это и есть икона взаимоотношений мужа и жены. Читаем: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25); и еще: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 29). И более того, сама семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы, нарекая домашнюю их церковь (Рим. 16, 4), приветствуя и отдельных христиан с домашнею их церковью (1 Кор. 16, 19). Блаженный Августин стремление к брачным узам в ветхозаветные времена напрямую связывал с могущим тогда у них родиться Христом (Мессией), этим оправдывая и объясняя такую приверженность брачному союзу: «Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 5), можно понять как разделение на то (т.е. ветхозаветное – О.С.) и нынешнее (т.е. новозаветное – О.С.) время; то время было временем обнимать, а это – время уклоняться от объятий» .

http://pravoslavie.ru/110108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010