2/15 сентября 1901 г. В 9 30 Тихон проследовал из приходского дома в Богоявленскую часовню, куда на воскресную обедню пришли более 150 человек. «После Евангелия на Божественной литургии священник В. Александров, с благословения Владыки, сказал пространное поучительное слово на прочитанное о. иеродиаконом евангелие «о любви к Богу и ближнему» ( Мф. 22:35–40 ), а после «буди имя Господне» Архипастырь обратился к молящимся с словом привета и поучения. В своей проповеди Владыка остановил свое и слушателей внимание на некоторых местах апостольского чтения в неделю 15-ю и применил их к современным обстоятельствам. «По милости Божией, – говорил Владыка, – мы – служители и члены православной Церкви. Имея тот же дух, как написано: «я веровал и потому говорил», – и мы веруем, потому и говорим ( 2Кор. 4:13 ), проповедуем не по корыстолюбию, не по зависти и любопрению, а с добрым расположением ( Филип. 1:15 ), желая, дабы седящыи во тме и сени смертней 408 обрели Свет истинный в правосл. Церкви. Проповедуем, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор. 4:2 ); не заманиваем к себе всякими обещаниями, не покупаем себе членов и последователей деньгами, как иногда клевещут на нас... Предлагаем только одну истину, – хочешь, прими ее, – и иные слушают гласа нашего и принимают ее, а для иных благовествование наше остается закрытым, ибо бог века сего ослепил их умы, дабы для них не воссиял истинный Свет Христов (ст. 3 – 4). И таковые еще воздвигают против нас всякие нарекания и возбуждают преследования и судебные иски... Однако, подобно Апостолу, мы не унываем и не отчаиваемся (ст. 8 – 9): верим, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит и нас и поставит пред Собою (ст. 14). Бог нам прибежище и сила: сами же мы по себе немощны и слабы, носим сокровище в хрупких глиняных сосудах, и преизбыточная сила, действующая в нас, принадлежит Богу, а не нам (ст. 7). В самом деле, как мы малочисленны в стране сей по сравнению с другими исповеданиями, как бедны и худосочны, если станем себя сравнивать с членами других церквей здесь! Однако мы не унываем, ибо смотрим не на временное и видимое, а на вечное – невидимое (16:18). Не бойся малое стадо, говорил Христос своим ученикам; Бог избирает не мудрое мира, а немощное и незнатное, дабы посрамить знатных, и сильных, и мудрых ( 1Кор. 1:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2. Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вели: аще ли кроме тела, не вем: Бог весть: восхищена бывши таковаго до третияго небесе. «Знаю человека во Христе, который, назад тому четырнадцать лет, -(в теле ли, не знаю; вне ли тела, не знаю; Бог знает), -восхищен был до третьего неба. Связь речи ясно показывает, что это говорит Апостол о самом себе; потому что, в защиту себя от нареканий врагов своих, он говорит о своих достоинствах, а не о чужих. Это же подтверждает ниже и ст. 6: «таким человеком могу хвалиться»; «если захочу хвалиться, – не буду неразумен; потому что скажу истину». В последних словах истина раскрывается довольно ясно. Апостол как бы так говорит: если все это сказанное я прямо отнесу к самому себе; то нельзя будет назвать меня неразумным или обманщиком, потому что скажу истину, а не ложь. Обратимся к повествованию Апостола о видении. Знаю человека во Христе, т.е. человека, преданного Христу, или живущего во Христе, ходящего по заповедям Христовым. Так в другом месте Павел говорит о себе: живу не к тому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего себе по мне ( Гал. 2:20 ); также: мне бо еже жити, Христос ( Филип. 1:21 ). «Который назад тому четырнадцать лет». По соображению времени написания этого послания со временем обращения Павла к вере во Христа, надобно полагать, что это было около семи или восьми лет после того, как Павел уверовал во Христа, и около того времени, как Павел и Варнава, по повелению Св. Духа, посланы были проповедывать Евангелие между язычниками ( Деян. 13:2–4 ). Может быть, угодно было Богу чрезвычайным видением и откровением укрепить Павла к совершению великих подвигов и преодолению великих трудностей, предстоявших ему на указанном поприще апостольского служения. Но смиренный Павел четырнадцать лет не говорил о чрезвычайном видении, и теперь только решился написать потому, что находил это нужным для пользы Коринфской церкви. «В теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает, – восхищен был до третьего неба». Если Апостол не знал, или не мог решительно сказать, в теле ли,

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2 Кор 8:7–15 Понедельник 13 седмицы. Второе послание к Коринфянам, зачало 187 Братья, благодарение Богу, Который влагает в сердце Тита все то же усердие к вам, потому что и просьбе нашей он внял и по своему особому усердию пошел к вам добровольно. Мы же послали с ним брата, которого по всем церквам хвалят за Евангелие, – и не только это, но он и поставлен был церквами, как наш спутник в этом деле милосердия, которому мы служим во славу Самого Господа и в доказательство нашего доброго намерения, – послали мы его в заботе о том, чтобы не подверг нас кто нареканию при таком обильном сборе, достигаемом нашим служением; ибо мы заботимся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. Послали же мы с ними и брата нашего, усердие которого мы многократно и во многом испытали: теперь же он гораздо усерднее по великой уверенности в вас. Идет ли речь о Тите, – он товарищ мой и сотрудник у вас; братья ли наши, – они посланники церквей, слава Христова: итак пред лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и нашей похвале о вас. Ибо об этом служении святым мне излишне писать вам; ибо я знаю ваше доброе намерение, за которое хвалюсь вами перед Македонянами: Ахаия готова с прошлого года, и ваша ревность была поощрением для большинства. Но послал я братьев для того, чтобы похвала наша о вас не оказалась, таким образом, тщетной, чтобы, как я говорил, вы были готовы, с тем что, если придут со мной Македоняне и найдут вас неготовыми, не были бы посрамлены в этой уверенности мы, не говорим: вы. Итак я счел нужным попросить братьев раньше меня придти к вам и предуготовить уже обещанное благодеяние ваше так, чтобы оно было готово именно как благодеяние, а не как вымогание. 2 Кор 8:16–9:5 Вторник 13 седмицы. Второе послание к Коринфянам, зачало 188 Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, и кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый пусть даёт, как он решил в сердце, не с огорчением или не по принуждению; ибо радостно дающего любит Бог. Силен же Бог умножить в вас всякую благодать, чтобы вы, имея во всем всегда всякое довольство, богаты были на всякое доброе дело, как написано: “Расточил, дал бедным, праведность его пребывает вовек”. Подающий же семя сеющему и хлеб в пищу даст обилие посеянному вами и возрастит плоды праведности вашей. Во всем вы обогащаегесь на всякую щедрость, которая производит через нас благодарение Богу, потому что дело этого служения не только содействует восполнению недостатка у святых, но и изливается в обильных благодарениях Богу.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

2. Распри же мы никогда не должны любить. Но иногда они рождаются от любви или испытывают любовь. Разве легко найти такого человека, который захотел бы получить порицание? И где тот мудрец, о котором сказано: Обличай мудрого, и он возлюбит тебя(Притч 9:8)? И однако из-за этого разве не должны мы порицать и укорять брата, чтобы он не приближался к смерти своей в спокойном неведении? Ведь обычно бывает и часто случается так, что, услышав порицание, человек на время огорчается, противится и спорит, а потом обдумывает наедине с собой в тишине, где есть только Бог и сам он, и где не боится он быть неприятным людям оттого, что его укоряют, но боится не угодить Богу тем, что себя не исправляет, — и потом уже не делает того, в чем его справедливо обличили, но насколько ненавидит свой грех, настолько любит брата, в котором видит врага своему греху. Если же он из числа тех, о ком сказано: Обличай безумного и он начнет к тому же и ненавидеть тебя(Притч 9:8) 12 , — то такая распря не от любви начинается, но закаляет и испытывает любовь того, кто высказывает нарекание, потому что он не платит за ненависть ненавистью, но любовь его, которая побудила его высказать порицание, невозмутимо претерпевает, даже если порицаемый им возненавидит его. Если же высказавший порицание человек желает воздать злом за зло тому, кто негодует на порицание, то, значит, и порицать он был недостоин, но скорее сам достоин порицания. Старайтесь, чтобы либо негодование среди вас не возникало, либо, возникнув, сразу угашалось как можно более скорым примирением. Больше стремитесь соблюдать единодушие, нежели искать повода к обличению, ибо как уксус разъедает сосуд, если дольше нужного в нем будет находиться, так гнев разъедает сердце, если задержится в нем до следующего дня. Так поступайте, и Бог мира будет с вами(Флп 4:9); молитесь также и о нас, чтобы то, что мы вам на благо советуем, сами бодро исполняли. Перевод с латинского С. Степанцова 1 Здесь и далее переводчик сохраняет традиционную двойную нумерацию. — Ред.

http://pravmir.ru/pisma/

2Кор.12:14 . «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Объяснение. Апостол, изображая свой образ действий в Коринфе, не ставит его в общее правило; не брал он содержания от Коринфян потому, что хотел иметь больше успеха в проповеди: 1Кор.9:12 , не хотел подвергаться хотя бы и несправедливым нареканиям в своекорыстии: 1Кор.9:1:5 ; а хотел иметь некоторую похвалу и награду: 1Кор.9:16–18 . Этого нельзя ставить в общее правило, ибо это вызывалось исключительными обстоятельствами и, между прочим, тем, что, по словам апостола, чрезвычайно любя Коринфян, он был менее (недостаточно) любим ими: 2Кор.12:15 . Тот же апостол сам изобразил общее правило относительно взимания апостолами и пастырями платы за своё служение: 1Кор.9:7–14 ; Гал.6:6 . Гал.6:6 . «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Объяснение. Отсюда видно, что и в первенствующей или апостольской Церкви было священноначалие, так называемое ныне духовенство, пользовавшееся доходами от своих пасомых: ст.7–14; Флп.4:14–16 . 2Фес.3:8–9 . «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Объяснение. На этих словах нельзя основываться в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор.11:8 , и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп.4:14:16 ; а Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк.10:7 . 1Тим.5:18 . «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» ( Втор.25:4 ; Мф.10:10 )». Объяснение. Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; 1Кор.9:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2Кор.8:16 .  Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. 2Кор.8:17 .  Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. «Благодарение же Богови, давшему тожде тщание о вас в сердце Титово: яко моление убо прият, тщаливейший же сый, своею волею изыде к вам.» Апостол снова дал им видеть любовь к ним Тита, предустрояя то, чтобы они были благопокорнее его наставлениям. 2Кор.8:18 .  С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование. 2Кор.8:19 .  И при­том избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию. «Послахом же с ним и брата, егоже похвала во евангелии по всем церквам: не тению же, но и освящен от церквей с нами ходити со благодатию сею, служимою нами к Самого Господа славе и усердию нашему». В сказанном Апостолом изображены черты блаженнейшего Варнавы, потому что он и в Антиохии с блаженным Павлом удостоен рукоположения, когда изрек Божественный Дух: «Отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их» ( Деян. 13, 2 ), и впоследствии в Иерусалиме заодно с Павлом заключил условие с божественными апостолами, как говорит Павел: «и Петр «и Иаков и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание, точию нищих да помним» ( Гал. 2, 9–10 ). О сем-то напомнил Апостол в настоящем случае, ибо сказал: «освящен с нами ходити с благодатию сею, служимою нами», то есть услугою святым; потом присовокупил: «к Самого Господа славе и усердию нашему», потому что славословится при сем Господь, мы же доказываем собственное свое усердие. Но Апостол сказывает еще, по какой причине послал он такого мужа. 2Кор.8:20 .  Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению. «Блюдущеся того, да не кто нас поречет во обилии сем служимем нами». Избегаем того, чтобы кто, видя множество собранных денег, не подумал чего-либо иного; посему-то в общение сего служения принимаю многих достойных удивления мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2Кор.8:20 . остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению, Достойно это святой души и многой попечительности и снисходительности Павла. Мы, говорит, послали этих мужей, не одного, а нескольких, «остерегаясь», то есть предполагая и опасаясь, чтобы кто не заподозрил нас, будто мы из подаяний употребляем что-нибудь в свою пользу. И не сказал: чтобы вы не заподозрили, но: «от кого», чтобы не обиделись и не подумали, будто их подозревает в таком мнении о нем. И само, говорит, обилие, то есть обилие подаяний, легко может возбудить в злых людях подозрение, если не примем предосторожности. 2Кор.8:21 . ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. Смотри, как беспокоилась душа Павла, чтобы не подать братиям повода к соблазну. Ибо не сказал: я чист, пусть клевещет, кто хочет, но как пред Богом, говорит, так и пред людьми, «стараемся о добром», то есть стараемся явиться безукоризненными, и чем они слабее, тем более должно снисходить им, потому что мы снисходим и малым детям, когда нянчим их. 2Кор.8:22 . Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. Присовокупляет и другого, называя его братом и одобряя его на основании испытания и суждений, как человека усердного во многом и оказавшегося таким многократно. Возвышать так речь свойственно похвале. Ныне же, говорит, он сделался еще усерднее, как бы в надежде, что вы подадите более щедрую милостыню, которой он служит. 2Кор.8:23 . Что касается до Тита, это – мой товарищ и сотрудник у вас, То есть если должно сказать что-нибудь о Тите, то скажу, что он «мой товарищ», – помогает мне в научении вас и доставлении вам пользы. Или: если вы сделаете что для Тита, то сделаете это не для обыкновенного человека, но для товарища моего. а что до братьев наших, То есть если желаете слышать что-нибудь о других, то и они имеют великие права на ваше доверие; ибо они братья наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2Кор. 8:13–15 . В-четвертых, мыслью о великой пользе взаимопомощи, и что пожертвования требуются совершенно посильные – в духе той равномерности, какая соблюдалась Израильтянами при сборе манны в пустыне аравийской. 2Кор. 8:16–24; 9:1–5 . В-пятых, разглашенной уже молвой о благотворительности Коринфян и похвалениями Апостола насчет их среди Македонян, а также совершенной благонадежностью лиц, посланных к ним для сбора пожертвований, – именно Тита, товарища и сотрудника Павлова, и другого брата, во всех церквах похваляемого за благовествование и притом избранного от церквей (Луки). Сам Ап. Павел принял это предосторожность от нареканий при сборе пожертвований. 2Кор. 9:6–15 . Наконец, располагая к нескупой, хотя и доброхотной, благотворительности, Апостол внушает, что скупо сеющий скупо и пожнет, напротив, доброхотному щедродателю Господь подает обилие и умножает плоды правды его. Что же касается вспомоществуемых, то в них проявляются обильные благодарения Богу за преизбыточествующую в них благодать Божию. Таким образом, благотворительность приводит в движение всю религиозную жизнь обществ и много содействует славе церкви. IV. Защитительная часть (2Кор. 10–13:10) В ней Апостол раскрывает следующие три основные мысли, образующие три неравные по объему отдела. Вопреки унижающим Апостола клеветникам, о и в лицо бывает таким же строгим по надобности, как и своих посланиях ( 2Кор. 10:1–11 ). 2Кор. 10:1–11 . Высказав угрозу, что не пришлось бы клеветникам на себя самих испытать действительную строгость Апостола, он все-таки в духе кротости и снисхождения Христова, внушает Коринфянам, что «оружия воинствования у него не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» высокомерия, неверия и непослушания; что нельзя судить о нем по внешности его (невнушительной и немощной), что «кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе может судить, что и Павел Христов»; что власть апостольская дана ему не к расстройству, а к созиданию. «А всякий сомневающийся в нашей силе и власти, – прибавляет Апостол, – пусть знает, что каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3:6). А может быть, впрочем, муж не имел уже и надобности в убеждении, раз видел, что жена не умерла от этого вкушения. Глава XXXI     «И открылись глаза у них обоих» (Быт. 3:7). На что? Не на что иное, как на взаимное похотствование — это, порожденное смертью, наказание самой плоти за грех; так что их тело было уже не душевным, которое, если бы они сохранили послушание, могло и без смерти измениться в лучшее и духовное свойство, а телом смерти, в котором закон, сущий в членах, противоборствует закону ума. Ведь не были же они сотворены с закрытыми глазами, и в раю сладости не оставались же слепыми и не ощупывали дороги, чтобы дойти, не зная пути, до запретного дерева и ощупью сорвать запретный плод. И как были приведены к Адаму животные и птицы, коим он нарекал имена, если он их не видел? И как была приведена к мужу жена, когда была сотворена, чтобы он, не видя ее, сказал, что она «кость от костей его» (Быт. 2:23) и проч.? Наконец, как бы разглядела жена, что «дерево хорошо для пищи» (Быт. 3:6), если бы очи их были закрыты?    Однако, из-за переносного значения одного слова ни в коем случае не следует принимать в иносказательном смысле все. Не мое дело, в каком смысле сказал змей: «Откроются глаза ваши» (Быт. 3:5); что он сказал так, об этом рассказывает писатель книги, а в каком смысле сказал — это предоставлено на обсуждение читателю. Но написанное: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги», написано в том же смысле, в каком повествуется о всех совершившихся тогда событиях и не должно привести нас к аллегорическому толкованию. Ибо и Евангелист не чьи-нибудь иносказательные изречения приводит от чужого лица, а рассказывает от своего лица о том, что случилось, когда говорит о двух учениках, из коих один был Клеопа, что в то время, как Господь преломлял им хлеб, «открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24:31), узнали Того, Кого не узнавали во время пути; несомненно, они шли не с закрытыми глазами, а с такими, которые не могли узнать Господа.    Таким образом, как там, так и в этом месте повествование иносказательно, хотя Писание в настоящем случае пользуется переносным выражением для того, чтобы назвать открытыми глаза, которые и раньше были открыты, — открытыми, конечно, для созерцания и познания чего-нибудь такого, чего они дотоле не замечали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3:6). Следовательно, он сказал это, желая указать на этого последнего (новооглашенного). Иначе, что препятствовало сказать: не юному? Но почему же он сам, скажешь, поставил (епископом) Тимофея, несмотря на то, что он был молод, о чем и свидетельствует, говоря к нему: « Никто да не пренебрегает юностью твоею » (1 Тим. 4:12)? Потому что знал, что он (Тимофей) обладал многими добродетелями, что он достиг великого совершенства в жизни; и, зная об этом, говорит к нему в послании: « ты из детства знаешь священные писания » (2 Тим. 3:15). А что он соблюдал строжайший пост, это видно из следующих слов: « употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов » (1 Тим. 5:23), — кроме многого другого и об этом писал к нему. Поэтому, если бы он не знал о столь великих его добродетелях, то и не писал бы и не поручил бы (столь высокого служения) ученику. Итак, в виду того, что в то время многие из язычников обращались и крестились, (апостол) и говорит: новокрещенного, то есть, новооглашенного, не вдруг возводите на высоту власти. Если он прежде, нежели сделается учеником, вдруг будет поставлен учителем, то впадет в высокомерие; если, не научившись повиноваться, займет место начальника, то сделается надменным. Потому и прибавил: « чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом », какому тот подвергся за свою гордость. « Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую » (ст. 7). Справедливо: он мог подвергаться поношению с их стороны, — и, вероятно, потому самому он и сказал: « одной жены муж », хотя в другом месте говорит: « Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я » (1 Кор. 7:7), то есть, в воздержании. Итак, чтобы не увеличить затруднений этому делу, если бы потребовал более совершенной жизни, он отыскал не столь возвышенную добродетель. Нужно ведь было в каждом городе поставить предстоятеля. Послушай, что он пишет к Титу: « чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал » (Тит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010