Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ НАРЕКАЦИ [арм. ] († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов. Был настоятелем Нарекского мон-ря , основанного при католикосе Анании Мокаци . Открыл при мон-ре школу, где поощрялись занятия лит-рой и музыкой и где учились такие известные арм. деятели, как историк еп. Ухтанес и поэт Григор Нарекаци . А. Н. был толкователем Свящ. Писания, автором неск. речей - «О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах», а также «Духовного поучения» об отрешении от земной жизни - и «Книги вероисповеданий», направленной против ересей. Часть его сочинения против секты тондракитов вошла в исторический труд Иованнеса Ерзнкаци. По велению католикоса Анании Мокаци А. Н. написал антихалкидонитский трактат «Корень веры». Сохранился также небольшой трактат о церковном осмогласии под названием «О знании гласов» ( - Матенадаран. 6031. Л. 183-184 об.), в к-ром А. Н., подобно авторам визант. Пападики и арабо-персид. музыкальным теоретикам, возводил появление гласов (ладов) к персонажам священной истории: 1-го главного - к праотцу Адаму, 1-го побочного - к прор. Моисею, 2, 3 и 4-го главных - соответственно к ангелам, возвестившим о Воскресении Христовом, прор. Давиду, Ездре и т. д. (см. Армения , разд. «Церковное пение»; Автентический лад , Плагальный лад ). Лит.: (?) (?). (?) (?)· (?). 1. , 1947. 151; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 294-298; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 87. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/text/114756.html

   Призвание Апостолов в синедрион было первым судебным действием Иудейской власти над рождающеюся Церковью Христовою. Это столкновение суда человеческого с делом Божииим ограничилось на первых порах только угрозами.    Но Апостолы знали, что такое угрозы синедриона, и потому в повелении его отказаться от проповеди Апостолы справедливо видели для себя смертный приговор; тем не менее это их не испугало, и они с молитвой обращаются к Живущему на Небесах, чтобы Он посмеялся над суетными замыслами князей и царей народа против Господа и Христа Его, как то предсказано устами пророка Давида (Псал 2). Анания и Сапфира    (5:1—11).    Едва на ниве Божией стали проростать добрыя семена, как враг Церкви Божией стал сеять и свои плевелы: рядом с сынами утешения, которые отдавали всё своё имущество на служение Церкви и блого ближних, появились люди завистливые, славолюбивые, своекорыстные. Некто Анания с женой Сапфирой продают своё имущество и утаивают часть цены проданнаго, принеся к ногам Апостолов только часть цены — за то прозорливостью Петра обличены во лжи и в поучение другим поражены внезапною смертию.     1) Анания и Сапфира хотят стяжать себе славу сынов утешения, но в то же время жалеют разстаться с имуществом и, чтоб удержать хоть часть его, употребляют обман. Но вместо одобрения и благодарности за сделанное пожертвование, лишаются и славы и жизни. Так, согласно слову Спасителя, этим богачам оказалось неудобным войти в царствие Божие ради привязанности к богатству.     2) Часто слышатся нарекания на Апостолов за слишком строгое наказание, постигшее Ананию за утайку части собственного своего имущества. Но авторитет власти Апостольской, чистота Церкви и в особенности желание дать на первых порах сильный урок того, что ни одно преступление не может укрыться от всеведения Божия и от прозорливости лиц, которым принадлежит на Земле верховная власть вязать и решить, и что ни один грех не может избегнуть заслуженного наказания: всё это ясно показывает, что суд Апостола Петра над Ананией и Сапфирой не был безчеловечен и неправилен. К тому же грех этот грозил опасностью целому обществу и потому требовал примерной кары, «дабы казнь двоих была наукой для многих» (блаженный Иероним).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

не скончались через 3 года. В период царствования Багратидов (885/6-1045) церковное, общественное и политическое значение К. усилилось (в частности, появилась новая, более объемная редакция канона рукоположения К.). Этот процесс вызвал противодействие части духовенства, пытавшегося предотвратить централизацию церковной власти. В 954 г. еп. Хосров Андзеваци, отец Григора Нарекаци , выступил против К. Анании Мокаци (946-968) и стремился доказать, что по сути епископ и К. равны, поскольку примат власти К. основан на параллели с небесной иерархией, а в ней ангелы и архангелы равны по благодати. Анания Мокаци со своей стороны утверждал, что разница в названиях иерархов предполагает и разницу в чинах. На довод Хосрова Андзеваци, что епископ не ниже К., т. к. участвует в его рукоположении, Анания Мокаци возражал: св. Иоанн Креститель хотя и возложил руку на Христа, но никоим образом не равен Ему; К. также может рукоположить епископа, а епископ не вправе рукополагать др. епископа (см.: Анания Мокаци. 1998). С XI в., когда была надолго утеряна арм. государственность в Закавказье, К. воспринимается как национальный лидер армян (что, впрочем, характерно и для др. духовных глав в вост. структуре власти); он становится политическим представителем народа при ведении переговоров с властями разных стран. В эпоху османского и персид. владычества (XV - нач. XIX в.) арм. К. старались сохранить свои полномочия предстоятеля Церкви. Тем не менее в XVII в. тур. и персид. власти начинают играть определенную роль в деле утверждения арм. К. С кон. XVIII в. интерес к его выборам проявляет и Россия, влияние которой в Закавказье растет. В 1828-1829 гг. к России была присоединена Вост. Армения и престол К. в Эчмиадзине. 11 марта 1836 г. российский имп. Николай I подписал «Положение» («Свод законов Армянской Церкви»), согласно к-рому К. должен избираться на всенародном собрании светскими и духовными делегатами, а имена 2 кандидатов, получивших наибольшее число голосов, должны представлять императору на утверждение одного из них.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Образ поэта мы видим прежде всего в зеркале легенды. А что знает о нем история? Время жизни Григора Нарекаци приходится на вторую половину X – первые годы XI века. Это эпоха Багратидов – эпилог «золотого века» Армении. После смерти в 928 году Ашота II Железного, отстоявшего в войнах с арабами независимость Армении, наступила мирная пора, много давшая культурному развитию. Любитель армянского искусства вспомнит, что при жизни Нарекаци явилась на свет царственная роскошь миниатюр Эчмиадзинского евангелия 989 года. Зодчий Трдат, построивший в городе Ани, столице Багратидов, кафедральный собор и церковь Гагикашен, – тоже современник поэта. Как это обычно для средневековья, углубление духовной культуры, самосознание личности, возросшая чуткость души к самой себе направляются в аскетическое русло. Людей перестает удовлетворять внешняя сторона религии. Одни порывают с церковью и уходят в ересь: фон эпохи – сильное антицерковное движение тондракитов. Другие ищут более внутренние и духовные стороны христианского идеала, стремятся построить за стенами монастырей иную, праведную жизнь: на армянской земле во множестве вырастают обители, это тоже черта времени. И Санаин, и Ахпат, а в числе менее известных – Нарек, где провел свою жизнь поэт, возникли именно в X веке. Воздух эпохи насыщен богословскими спорами: монофизиты, ревнители местной армянской традиции, ведут резкую полемику против диофизитов, разделяющих доктрину византийского православия, те и другие анафематствуют народное еретичество тондракитов, и вероучительные разногласия, как всегда, переплетаются с политическими и общественными конфликтами. Биография поэта сложилась таким образом, что ему пришлось знать об этих спорах куда больше, чем ему хотелось бы. Его отцом был ученый богослов Хосров Андзеваци, занимавшийся интерпретацией литургической символики; впоследствии, овдовев или разлучившись со своей женой, Хосров стал епископом, однако на старости лет был обвинен в ереси и отлучен от церкви. К тому же кругу принадлежал и связанный с Хосровом узами кумовства учитель Григора и настоятель Нарекского монастыря Анания Нарекаци, прославленный вардапет, автор аскетических поучений, самые темы которых – слезный дар, отрешение мыслей от всего земного – характерны для новой духовности эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И Санаин, и Ахпат, а в числе менее известных - Нарек, где провел свою жизнь поэт, возникли именно в X веке. Воздух эпохи насыщен богословскими спорами: монофизиты, ревнители местной армянской традиции, ведут резкую полемику против диофизитов, разделяющих доктрину византийского православия, те и другие анафематствуют народное еретичество тондракитов, и вероучительные разногласия, как всегда, переплетаются с политическими и общественными конфликтами. Биография поэта сложилась таким образом, что ему пришлось знать об этих спорах куда больше, чем ему хотелось бы. Его отцом был ученый богослов Хосров Андзеваци, занимавшийся интерпретацией литургической символики; впоследствии, овдовев или разлучившись со своей женой, Хосров стал епископом, однако на старости лет был обвинен в ереси и отлучен от церкви. К тому же кругу принадлежал и связанный с Хосровом узами кумовства учитель Григора и настоятель Нарекского монастыря Анания Нарекаци, прославленный вардапет, автор аскетических поучений, самые темы которых - слезный дар, отрешение мыслей от всего земного - характерны для новой духовности эпохи. Возможно, его тоже подозревали в неправоверии; есть глухое сообщение, что он не хотел проклясть тондракитов (против которых, однако же, написал полемический трактат), но сделал это перед смертью, повинуясь прямому повелению католикоса. Наконец, подозрения не пощадили и самого Нарекаци. Житийная традиция повествует, что его уже звали на церковный суд, и его оградило только чудо: он позвал посланных за ним к столу и вопреки всем своим аскетическим обыкновениям подал жареных голубей, а когда гости напомнили, что день постный, на глазах у них воскресил голубей и отослал обратно в стаю (надо думать, именно этот эпизод, с особенным удовольствием излагаемый в агиографических источниках, надоумил нашу знакомую испрашивать у Нарекаци воскрешения курицы с цыплятами). Что стоит за таким рассказом? Неоднократно высказывав шееся мнение, согласно которому поэт был тайным тондракитом, едва ли достаточно обоснованно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

О тяжком слове: наушничество, да будете мне позволено войти несколько в рассуждение. Если бы у вас грабили из карманов, а я смотрел бы и молчал, доколе вам не останется возможности сберечь хотя часть похищаемого, было ли бы это справедливо? Было ли человеколюбиво? Мог ли бы я останавливаться за тем, что если скажу, то оскорбят мое самолюбие, назвав мое дело наушничеством? Я думаю, что исполнив долг справедливости и человеколюбия, особенно, если дело идет о верности пред начальством, о сохранении достояния церковного или общественного, мог бы я быть спокоен, как бы ни было протолковано мое дело. Но, кажется, я никого не подверг нареканию наушничества. Что сказал я вам кратко, как знающему дело, то сказал эконому и благочинному монастырей, при поручении, с обстоятельствами, как было, и вот, как. Когда я приехал в лавру, иеродиакон Анания просился у меня к казначею на целый час, представляя причину, что надобно счесть присланные экономом деньги мелкие, которых полон камилавошник. Я тотчас вспомнил, что дня за два пред тем эконом представлял об оставлении части денег, полученных с подворья, при отправлении их в лавру, и что в то же время просил денег для дома, которые велел я дать с Перервы. Тотчас представилось мне, что от содержателей подворья не должны быть гривенники, а должны они быть с Перервы, где собираются по мелочи в Иверской часовне. И так Анания не знал, что делает донос, а я видел ясно, что надобно спросить эконома, не перервинские ли точно деньги посланы в лавру, и почему не содержательские? Это ближе вело эконома к признанию, нежели указание на смету, и на поздние доклады о певческих деньгах, о чем также не было умолчано. А первое направление дела было к простому признанию, если бы то было можно. Единоверческий иеродиакон точно просится в нашу епархию, и если пожелает в скит будет определен. Проводить тело покойного графа Петра Александровича меня и не просили определенно, а я сам пожелал дойти до ближайшей церкви, чтобы войти в нее для разоблачения, но как ближайшая церковь была в тесном месте, то я пошел до другой, и произошла дальность. Следственно забота тут была не о могущих быть толках. А правду сказать, вторичный при сем расчет был тот, что я предполагал полезным движение на воздухе в ясный день, после холодного и сильно мертвым запахом наполненного воздуха в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ряд фрагментов снабжен леммой (другой), (того же), а также пока не расшифрованными сиглами (?) и (Анания Ширакаци (?), Анания Нарекаци (?)). Тексты, приводимые Ванаканом, являются не дословными цитатами, а лишь их адаптацией, пересказом, более или менее следующим за оригиналом, сокращающим фразы, пропускающим слова, иногда делающим добавки, но сохраняя тем не менее общую последовательность мысли авторов. Фрагмент катены Ванакана был использован мхитаристом К. Чракяном для восполнения лакун рукописи при издании полного текста комментария прп. Исихия Иерусалимского на Книгу Иова ( Чракян. 1913; текст фрагмента напечатан мелким шрифтом внизу страницы). Это же издание приводит в приложении отрывки толкования Степаноса Сюнеци, содержащиеся в катене (Ibid. С. 304-310). Фрагменты прп. Исихия на Иов 23 из катены Ванакана изданы ( Renoux. 1986. P. 672-682). Предисловие к комментарию прп. Ефрема Сирина с толкованиями на Иов 1. 1-12, взятыми из катены Ванакана, издано ( Vardanian. 1912); франц. перевод части катены (Иов 23. 1-17; 30. 30 - 31. 10), выполненный по рукописи CPol. Galat. arm. 132, кон. XVI в., см.: Renoux. 1996. V. Катена Геворга Скевраци на кн. Деяния св. апостолов ( ; «Собранное толкование на Деяния Апостолов, извлеченное из древних [Отцов], Златоуста и Ефрема») представляет собой коллекцию леммированных фрагментов ок. 8 авторов, разделенную на 55 глав в соответствии с числом гомилий свт. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов, которые являются главными источниками катены. Кроме того, в ней используются толкования прп. Ефрема Сирина, свт. Кирилла Александрийского, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, Нерсеса Ламбронаци, Киракоса Гандзакеци († 1271) и Давида Анахта (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.). Составитель обращается с источниками вольно, сокращает и перефразирует их. Издание мхитаристов (Комментарий на Деяния апостолов. 1839) основано на 2 рукописях: Jerus. S. Jacob. 338, XVII в., и, возможно, Jerus. S. Jacob. 351 (сами издатели не называют рукописи, к-рыми пользовались).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского. СПб., 1995). Затем он уехал в Рим, откуда вернулся в Двин с множеством книг и посвятил себя литературе: написал ответ на послание патриарха Германа, «истолковал также множество книг: книги Бытия, Иова, Иезекииля и много других... написал также речи». Он был рукоположен во епископа Сюника, но в 735 г. «в ущелье Елегик (Дара Алагяз), в селе Мозан», был убит рукой некоей блудницы, которую обличал за разврат. 1076 В «Айсмавурке» (армянском синаксаре) говорится: «Так как он с большим усердием старался исправить расстроенный церковный чин, то несколько завистников оклеветали его перед епископом и князьями, и этого вардапета истины прозвали еретиком и маловером». 1077 Есть другие датировки; см.: Тер–Мкртчян Г. Анания Мокаци/Арарат. 1897. С. 93 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 296. Григор Нарекаци был похоронен в Нарекском монастыре рядом с церковью Св. девы Сандухт, где до сер. 20 в. сохранялась его могила, почитаемая как святыня. 1078 Известно, что отец его, епископ Хосров Андзеваци, был одним из выдающихся людей своего времени, знатоком церковных книг, автором «Толкования церковной службы» и «Толкования таинства св. литургии». В мемориальной записи к последней Григор писал о своем отце: «Милостью Божьей было написано толкование этой книги рукою епископа Хосрова Андзеваци, строгого последователя Божьих заповедей; не пристало нам хвалить его, дабы не впали вы в соблазн, так как он мой телесный отец; не достоин я называться сыном его, ни же поденщиком по Писанию... Но весьма стыжусь и нахожусь в отдалении я, Григор, должник заповедей Св. Писания. Итак, первый список этой св. книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги, в 399 г. армянского летосчисления (950 г.)». Григор рос в Нарекском монастыре, «святостью и мудростью воспитываясь и обучаясь при вардапете Анании, настоятеле Нарекского монастыря в Рштунике» [Айсмавурк. Константинополь, 1834. С. 99 (грабар)]. Из этих свидетельств ясно видно, что отец его, приняв сан епископа, передал своего малолетнего сына Анании Нарекаци, который был братом деда Григора по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они с разных сторон напоминали о Кирилле и просили призвать его, для того, чтобы он за себя сам отвечал. До настоящего дня их не слушали, но внимали тому, чему надлежало, учению о благочестии, т. е. о разуме веры, чтобы вера блаженных отцов была утверждена. Мы обличили и Анания, который в своих комментариях выразил мысль, что божество может страдать. Благочестивый император до того возмущен был этим, что потряс одеждою и отступил назад пред таким сильным богохульством. Мы знаем также, что и вся консистория весьма расположена к нам, потому что мы ратуем за благочестие. Благочестивейшему императору нашему угодно было, чтобы каждый изложил свои мысли и представил его благочестию. Но мы отвечали ему на это, что не может быть другого изложения веры, кроме составленного блаженнейшими отцами в Никее, и это понравилось его величеству. Итак, мы представили ему изложение, подписанное вашею святостию. Весь народ константинопольский приходит к нам с просьбою о том, чтобы мы мужественно ратовали за веру, и мы много раз старались удерживать их, чтобы не казалось нашим противникам, будто мы сами подали повод к этому. Мы послали к вам еще список изложения, чтобы были два списка, и чтобы вы оба подписали. Послание к епископу Руфу некоторых восточных, бывших послами в Константинополе. Боголюбезнейшему и святейшему сослужителю Руфу Иоанн, Имерий, Феодор и прочие епископы о Господе желают всякого блага. Благочестие и церковное согласие, по нашему мнению, весьма много потерпели вреда по причине отсутствия твоей святости. Ибо если бы вы были здесь, то утихли бы возмущения и восстания, безрассудно возбужденные, и побеждены были бы ереси, внесенные в православную веру и евангельское и апостольское учение, которое дети получили от отцов и сохранили даже до нас. Это мы говорим не без причины; мы узнали о твоем намерении из послания твоего благочестия к Иулиану, благочестивейшему и святейшему епископу Еридики. В этом послании содержится увещание к сему благочестивейшему епископу никаким образом не оставлять защищения веры, изложенной блаженными отцами в Никее, и не позволять произносить на их учение какой-либо укоризны или нарекания, потому что в нем заключается все нужное для того, чтобы показать истину и победить ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Оборотной стороной столь бурной религиозной жизни времен арабского владычества являются сектантские движения павликиан и тондракийцев, отрицавших существование вечной жизни и отвергавших не только богослужение, но также церковную иерархию как институт. Инакомыслие павликиан и тондракийцев, имея религиозные корни, время от времени принимало формы социального противостояния и перерастало в народное движение, направленное против церкви и местных князей. Павликианство пустило корни в Восточной Армении в конце VII – начале VIII в. Особо яростная борьба с ним развернулась при католикосе Ованесе Одзнеци, сочинившем трактат, опровергавший учение павликиан, и созвавшем в 719 г. собор в Двине, который принял решение покарать сектантов в том числе и с помощью халифа. Столь энергичные действия церкви, нетерпение ею инакомыслия привели к тому, что к середине столетия павликиане были истреблены почти на всей территории Восточной Армении, но при этом, однако, сохранили влияние в Западной Армении вплоть до конца IX в. Впоследствии центры движения постепенно переместились в Анатолию и на Балканы. Секта тондракийцев, созданная Смбатом Зарехванци, в первой половине IX в., быстро распространила свое влияние на различные области страны. Это движение пользовалось широкой популярностью как в X, так и в XI в. Против тондракийцев выступили многие представители духовенства и среди них Анания из Нарека, основатель известного Нарекского монастыря. Движение тондракийцев периодически перерастало в локальные народные восстания, сопровождавшиеся захватом монастырей, разорением церквей, бывших местом паломничества верующих. Последствиями этого стало вторжение в середине XI в. византийских войск, которые разрушили центр движения – деревню Тондрак и начали преследовать его наиболее активных участников. В результате гонений движение тондракийцев вскоре угасло. 3. Армянская культура на рубеже тысячелетий Показателем высокого уровня культурного возрождения Армении на пороге нового тысячелетия стало творчество богослова, философа и поэта Григора Нарекаци. С.С. Аверинцев писал, что армянам Нарекаци представлялся способным понять, пожалеть и помочь в житейской беде, совсем «своим». Гений и святой в одном лице, про заступничество которого рассказывали бы в народе такие легенды, какие связывает армянская агиография с именем Григора, – это единственный в своем роде случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010