57. На день Рождества Христова «Родит сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». ( Мф.1:21 ). Вот что сказал Ангел Божий Праведному Иосифу! Так как по закону Моисея, отец нарекал имя дитяти, то Иосиф, мнимый отец Иисуса Христа, по повелению Ангела, должен был дать имя, имя редкое и великое – Иисуса. Это имя значит Спаситель. В первый раз мир услышал слово на земле о Спасителе и о спасении людей от грехов: родит Мария сына, и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей своих от грехов их. Являлись на земле спасители от огня, от воды, от злых людей и от лютых зверей; но от грехов не было ни одного спасителя на земле. И вот первый и последний такой – это Иисус Спаситель; ибо Ему одному дана от Отца небесного эта величайшая власть – спасать грешников. От всего другого: от вредных стихий и от всяких врагов мог спасать и человек добрый, сильный или мудрый; но от грехов может спасать один Бог; и вот сей Бог пришел на землю, принял на себя душу и тело человеческие и стал Богочеловек, Иисус Христос , Сын Божий. Скажете: «должно быть, обрадовался мир, когда увидел Бога, или Сына Божия на земле». Обрадовались, можно сказать, одни те, которые мало имели грехов, люди праведные, каковы: Иосиф и Мария, пастыри, волхвы, – а грешники только встревожились, ибо сказано: «Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним»; – через тридцать лет, когда Господь объявил о своем предназначении, кроме гонений, злословий – ничего доброго от людей Он не видел и не слышал, и самую смерть получил от грешников. Вот ныне всемирный праздник, тот же день нашего спасения! Мне кажется, что если когда, то именно в нынешний день, безмерна должна быть наша радость, – ныне день нашего спасения. Посмотрите, все ли христиане во храме Божием? Все ли во спасение души своей очистили грехи свои покаянием в течение поста и соединились со Христом через принятие пречистого тела Его и крови? А ведь вы слышали, что св. церковь ныне пела: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

5:23). Видишь, сколь много способов спасения, направляющих на один путь и устремленных к одной цели, показал тебе [апостол], чтобы быть [тебе] совершенным христианином. Ибо это и есть тот предел, к которому должны поспешать, с помощью сильной веры и неизменной надежды, ревнители истины, шествующие путем подвижничества с готовностью и удовольствием. Благодаря таким способам легко осуществляется [движение] по ристалищу жизни к вершине заповедей, на которых утверждается всякий пророк вместе с Законом. О каких заповедях я говорю? «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «[возлюби] ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:28—34; Лк. 10:25—37; Мф. 22:37—40).    V, 1. Такова цель благочестия, о которой [глаголал] Сам Господь и знание которой апостолы, восприняв от Него, передали нам. И если мы, заботясь скорее о том, чтобы [точно] изложить истину, чем о [предельной] краткости такого изложения, продолжим наше рассуждение, то пусть это не вызовет нареканий. Ибо стяжавшим ведение относительно того, как должно любомудрствовать, и избавившим [свои] души от скверны порока следует еще и точно знать [конечную] цель любомудрия, дабы ведать как об этом конечном пределе его, так и о трудностях пути [к цели].    V, 2. Всем им следует отвергнуть самодовольство и не думать много о своих успехах, но, по заповеди Писания, отрекшись от души и от самой жизни своей, взирать на единое богатство, которое, как награду за любовь ко Христу, Бог назначил любящим Его, приглашая [к этому] всех, готовых принять подвиг борения за Него. И Крест Христов помогает им на их жизненном пути, доставляя всё необходимое. Шествующие этим путем с радостью и благой надеждой должны следовать за Богом Спасителем, принимая Домостроительство Его как закон и [единственный] путь жизни, о чем и сказал апостол: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1); и еще: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5. Кроме того, первенство Римского епископа среди прочих кафолических иереев – это все-таки не то же самое, что положение первенствующего епископа какого-то народа среди подчиненных ему священнослужителей. Римский епископ первенствует в чине (τξις) и скорее называется первым, на деле же по большей части оставаясь равным; первый же епископ каждого народа лишь на словах равен остальным, а на деле первенствует. Божественные апостолы не просто говорили так, не просто устанавливали такие правила, каноны и определения, на деле поступая иначе и действуя каждый сам по себе, нет. Даже блаженный Павел, хотя в нем говорил Сам Христос, хотя и был он назван «избранным сосудом», но и он приходил к бывшим прежде него апостолам и советовался с ними, делая общим свое и их благовестие, чтобы все усилия не были напрасны. А Божественный Петр, этот вождь Двенадцати (ξαρχος τς Δωδεκδος), вершина апостольского собрания (τν ποστλων κρος)? Когда Павел исправлял его, он терпел, он молча принимал упреки. Хотя и больше у него было права, чем у нынешнего папы, сказать, что его поступки – закон для всех остальных, как бы объявленный корифеем священного хора, он так не говорил. Напротив, он с радостью принял обличение и не возражал суждениям Павла. Что об этом говорит блаженный Павел в своем послании к Галатам? «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» ( Гал. 2:11 ) и «Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона» ( Гал. 2:14–16 ). А до того, когда возник спор об обрезании, относительно имевших тогда силу предписаний Закона Моисеева, и апостолы и иерусалимские пресвитеры поставили перед Церковью этот вопрос, желая понять, как правильно поступать в этом деле, что было тогда? Отвечать должны были Павел, Варнава и некоторые другие братья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o...

62 Тремя этими терминами в веке Соломона определялось объективное содержание человеческого счастья. И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоём, и ты не просил богатства () , имения () и славы ( ), а просил себе мудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, премудрость и знание даётся тебе; а богатство () и имение () и славу () Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя, и не будет после тебя ( 2Пар. 1, 11. 12 ). Под богатством (слч. Еккл. 5, 9 ) разумелись деньги и драгоценности, как серебро, золото, камни и под.; под имением (слч. Еккл. 5, 10 ) все прочее, чем мог обладать человек из вещественного мира:  земля, дом, скот крупный и мелкий и под., под славой – уважение, почёт, высшие должности в обществе, богатое погребение и доброе имя по смерти (слч. Еккл. 6, 3. 8, 10. 7, 1 ) 63 Собств. для рта своего(7,7). Подобн. Выражение Притч. 16, 26 трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его рот его. 64 - illud quod est, – то, что есть… LXX: ει τι εγενετο, аще что бысть, если что произошло… тому уже наречено имя, тому уже назначено чем быть и к чему служить. Имя нарекается вещи, когда она является на свет. Свободные действия людей (напр., разные злоупотребления, беспорядки и проч.) не предоставляются Богом; но за то, как скоро они являются в обществе, в народе, Провидение назначается им служить средством для достижения нравственных целей, напр. Для вразумления людей, для наказания зла и проч. в значении определения см. Быт. 27, 36 . Втор. 28, 10 . Исаи. 40, 26. 43, 1. 45, 3. 4 . 65 переводят res разумея разные предметы, за которыми человек гонится ища себе блага; но в таком значении слово это (во множ. ч.) в нашей книге ни разу не встречается. LXX перевели и ст.: θςι ειου λογος πολλοι πληηδυνοντες ηαταιοιητα. κογος πολλο разные советы, предложения; consiha, sentemine proposatno. Сравн. Пар. 17, 6. 66 LXX перевели: η αυχοφντια ( ябеда, ложный донос, оговор ) περιφερει αοφογ και απολλυετ την χαροιαν ευτονιας; Вульгата Calumnia conturbat sapientem et perdet robur cordis ejns Оговор возмущает мудрого и погубит силу сердца его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

6 Который сотворил небо и землю, море и всё, что в них, хранит истину во век, 7 совершает суд для обижаемых, дает пищу алчущим. Господь разрешает скованных; 8 Господь умудряет слепых, Господь поднимает упавших, Господь любит праведников. 9 Господь хранит пришельцев, сироту и вдову примет и путь грешных погубит. 10 Господь во век будет царствовать. Бог Твой, Сион, в род и род!    Псалом 146 Аллилуйя. Аггея и Захарии. 1 Хвалите Господа! Ибо псалмопение – благо, да будет приятным Богу нашему хваление! 2 Господь, строящий Иерусалим, соберет разсеянный народ Израиля, 3 исцеляющий сокрушенных сердцем и обвязывающий раны их, 4 исчисляющий множество звезд и всем им имена нарекающий. 5 Велик Господь наш и велика крепость Его, и разуму Его нет числа. 6 Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли. 7 Начинайте Господу в исповедании, пойте Богу нашему на гуслях, 8 одевающему небо облаками, приготовляющему для земли дождь, произращающему на горах траву (и злак на службу людям), 9 дающему скотам пищу их и птенцам ворона, призывающим Его. 10 Не силу коня Он любит и не в голенях мужа благоволит, 11 благоволит Господь к боящимся Его и надеющимся на милость Его. Псалом 147 Аллилуйя. Аггея и Захарии. 1 Восхвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион! 2 Ибо Он укрепил запоры ворот твоих, благословил сынов твоих в тебе, 3 мир полагающий пределами твоими и туком пшеницы насыщающий тебя; 4 посылающий слово Своё на землю, скоро течет слово Его; 5 дающего снег Свой, как белую шерсть, туман, как пепел, рассыпающий; 6 бросающий лед Свой, как куски хлеба; пред холодом Его кто устоит? 7 Пошлет слово Своё и растопит всё, подует дуновение Его – и потекут воды. 8 Возвещающий слово Своё Иакову, оправдания и суды Свои Израилю. 9 Не сделал Он этого ни одному народу и судов Своих не явил им.    Псалом 148 Аллилуйя. Аггея и Захарии. 1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. 2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. 3 Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, все звезды и свет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

6), разумея здесь не того, кто был бы юн возрастом, а новооглашенного: " Я " , – гово­рит, – " насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог " (1 Кор.3:6). Следовательно, он сказал это, желая указать на этого последнего (новооглашенного). Иначе, что препятствовало сказать: не юному? Но почему же он сам, скажешь, поставил (епископом) Тимофея, несмотря на то, что он был молод, о чем и свидетельствует, говоря к нему: " Никто да не пренебрегает юностью твоею " (1 Тим.4:12)? Потому что знал, что он (Тимофей) обладал многими добродетелями, что он достиг великого со­вершенства в жизни; и, зная об этом, говорит к нему в послании: " ты из детства знаешь священные писания " (2 Тим.3:15). А что он соблюдал строжайший пост, это видно из следующих слов: " употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов " (1 Тим.5:23), – кроме многого другого и об этом писал к нему. Поэтому, если бы он не знал о столь великих его добродетелях, то и не писал бы и не поручил бы (столь высокого служения) ученику. Итак, в виду того, что в то время многие из язычников обращались и крестились, (апостол) и гово­рит: новокрещенного, то есть, новооглашенного, не вдруг воз­водите на высоту власти. Если он прежде, нежели сделается учеником, вдруг будет поставлен учителем, то впадет в высокомерие; если, не научившись повиноваться, займет место начальника, то сделается надменным. Потому и прибавил: " чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом " , какому тот подвергся за свою гордость. " Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую " (ст. 7). Справе­дливо: он мог подвергаться поношению с их стороны, – и, вероятно, потому самому он и сказал: " одной жены муж " , хотя в другом месте говорит: " Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я " (1 Кор.7:7), то есть, в воздержании. Итак, чтобы не увеличить затруднений этому делу, если бы потребовал более совершенной жизни, он отыскал не столь возвышенную добро­детель. Нужно ведь было в каждом городе поставить пред­стоятеля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

8) Говорю это не как повелевающий, но усердием других испытываю также и способности вашей любви. 9) Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он обнищал ради вас, будучи богат, дабы вы обогатились Его нищетою. 10) И я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только делать, но и хотеть того начали с прошедшего года. 11) Совершите же теперь и самое свершение, дабы, как явно было желание, так и исполнено было из того, что имеете. 12) Ибо если есть ревностное желание, оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего он не имеет. 13) Ибо не так, чтобы одним было отпущение, а вам скорбь, но по равномерной справедливости. 14) В настоящее время ваш избыток восполняет их недостаток; дабы и их избыток был в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: 15) «Кто [собрал] много, не изобиловал; и кто мало, не умалил» ( Исх. 16:18 ). 16) Благодарение же Богу, вложившему такое усердие к вам в сердце Титово. 17) Потому что, хотя и он и воспринял увещевание; но он, поскольку был очень усерден, пошел к вам по своей воле. 18) Послали мы с ним также брата, которого во всех церквах хвалят за благовествование, 19) и не только то, но и поставленного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения [gratiam], которому мы служим ради славы Господней и по нашей определенной воле, 20) остерегаясь того, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при такой полноте [приношений], которые вверяются нашему служению. 21) Ибо мы промышляем о добром не только пред Богом, но и пред людьми (см. Притч. 3:4 LXX). 22) Мы же послали с ними и брата нашего, которого испытали во многих делах, что он усерден; ныне же еще более усерден, по великой уверенности в вас. 23) Идет ли речь о Тите, который мой товарищ и помощник у вас; идет ли речь о братьях наших, апостолах церквей, славе Христовой. 24) Итак, явите перед лицом церквей явное доказательство любви вашей и нашей похвалы о вас. Глава IX 1) Я же, Павел, умоляю вас кротостью и скромностью Христа, я, который хотя лично между вами смирен, отсутствуя же, на вас дерзновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

8 Господь умудряет слепых; Господь выпрямляет согбенных, Господь любит праведных; 9 Господь хранит скитальцев, за сироту и вдову заступается, а нечестивых заставляет блуждать. 10 Господь будет царствовать вечно, Бог твой, Сион, – в род и род! [Аллилуиа!] Псалом 146 (147) 1 [Аллилуиа. Аггея и Захарии.] Хвалите Господа, ибо благ псалом; Богу нашему да будет приятна хвала! 2 Господь созидает Иерусалим и собирает рассеяние Израиля. 3 Исцеляет сокрушённых сердцем и перевязывает раны их 4 Тот, Кто исчисляет множество звёзд и всем им имена нарекает. 5 Велик Господь наш и велика сила Его, и мудрость Его бесконечна! 6 Господь восставляет кротких, а нечестивых смиряет до земли. 7 Начните славословие Господу, играйте Богу нашему на гуслях!  8 Он одевает небо облаками, приготовляет для земли дождь, Покрывает горы травой, [растит злаки на пользу людям,] 9 Даёт скоту пищу его, и птенцам ворона, взывающим [к Нему]. 10 Не сила коня приятна Ему и не к быстроте ног мужа благоволит Он, 11 Но к боящимся Его благоволит Господь, к уповающим на милость Его. Псалом 147 (в евр. продолжение предыдущего псалма) 1 [Аллилуиа. Псалом Аггея и Захарии.] Хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион! 2 Ибо Он укрепляет засовы врат твоих, благословляет живущих в тебе сынов твоих; 3 Хранит в мире границы твои и лучшей пшеницей насыщает тебя. 4 Он посылает повеление Своё земле, и слово Его приходит быстро. 5 Он стелет снег, как белую шерсть, сыплет иней, как пепел; 6 Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? 7 Посылает слово Своё – и всё тает, дует дыханием Своим – и текут воды. 8 Он возвестил слово Своё Иакову, уставы и суды Свои – Израилю. 9 Для других народов Он такого не сделал и судов Своих не открыл им. [Аллилуиа!] Слава Псалом 148 1 Аллилуиа. [Аггея и Захарии.] 2 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! 3 Хвалите Его, все ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его! 4 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды [и] свет! Хвалите Его, небеса небес, и воды, которые над небесами,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

9–11. Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. (Имене Моего ради покажу те ярость Мою, и славная Моя наведу на тя, да не потреблю тебе. Се, продах тя не сребра ради: изъях же тя из пещи убожества. Мене ради сотворю ти, яко Мое имя оскверняется, и славы Моея иному не дам). Имене своего ради – дабы прославилось оно в народах – Господь покажет прежде ярость Свою – именно в том, что отдаст народ Свой в позорный плен, подвергнет его тяжкому рабству (гл.47:6); а потом наведет славное – покажет свою отеческую любовь и царственное могущество, а именно в том, что приведет Кира, с его войсками, разрушит Вавилон и царство Халдеев (ст.14): в том и другом откроется очевидно для всех слава имени Божьего – справедливость и милость суда Божьего. А именно: совершая свой суд Господь не истребит совершенно своего народа – «остаток его спасется» (гл.6:13; гл.7:3). – «Вот, говорит Господь, Я продал тебя не ради серебра», как это иногда делают цари и вельможи, а ради смирения, чтобы сокрушить гордость и непокорство святой воле Господа своего (ст.17–19). Изъях же тя из пещи убожества: потом, по исправлении, Я избавил тебя от крайнего убожества – нищеты и страданий плена, в котором ты был, как бы в раскаленной печи. Это совершит Господь ради своего имени потому, что оно теперь оскверняется язычниками, так как Бога они уподобили идолам, думают о Нем, как о существе ограниченном, и подвергают Его Имя нареканию, будто Он не ведает своего народа, не судит его и т.п. Но Господь охранит святость своего имени – покажет ничтожество языческих богов в суде над Вавилоном и в спасении Израиля: и не допустит, чтобы эту славу судьи и спасителя народы приписывали какому-либо иному богу: напротив, всем «до пределов земли» будет возвещено с радостью, что только Господь искупил раба своего Иакова» (ст.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

9 929 Благ Господь ко всем живущим, исполнены милости деяния Его. 10 Да прославят Тебя, Господи, деяния Твои, и праведники Твои да благословят Тебя! 11 Славу Царства Твоего возгласят, о могуществе Твоем поведают, 12 И возвестят сынам человеческим силу Твою, великолепие славы Царства Твоего. 13 Царство Твое – Царство вовеки, владычество Твое – из рода в род. Верен Господь в словах Своих и Свят в деяниях Своих; 14 Укрепляет Господь падающих и поднимает низверженных. 15 930 Очи всех живых на Тебя взирают с упованием, и Ты даешь им пищу во время свое; 16 Отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь все живущее по благой воле Твоей. 17 931 Праведен Господь во всех путях Своих и Свят во всех деяниях Своих. 18 Близок Господь к призывающим Его, к призывающим Его в силе истины; 19 Желания боящихся Его исполнит Он, и молитвы их услышит и спасет их. 20 Хранит Господь любящих Его, а грешников истребит. 21 932 Изрекут уста мои хвалу Господу, и да благословит все живое во имя Его вовеки. Слава: Аллилуия, 146. 942 1 943 Восхваляйте Господа, ибо воспевать псалмы – благо для нас. Богу нашему да будет угодна хвала! 2 944 Господь созидает Иерусалим; рассеянный по земле Израиль соберет. 3 945 Исцеляет Он сокрушенных сердцем и врачует раны их; 4 946 Исчисляет множество звезд и всем нарекает имена. 5 Велик Господь наш, велика сила Его, и разуму Его нет предела! 6 947 Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли. 7 948 Начните прославлять Господа, пойте хвалу Богу нашему под звуки гуслей! 8 949 Одевает Он небо облаками, проливает на землю дождь, взращивает на холмах траву и злаки на пользу человеку; 9 Дарует пищу скоту и птенцам ворона, призывающим Его. 10 Ничто пред Ним сила конская, и к мужу, уповающему на силу голеней своих, не благоволит; 11 Благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его. Аллилуия, Аггея и Захарии, 148. 958 1 Восхваляйте Господа на Небесах, восхваляйте Его в обителях Небесных! 2 959 Восхваляйте Его, Ангелы Его; восхваляй Его, воинство Его! 3 Восхваляйте Его, солнце и луна! Восхваляйте его, звезды и свет!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010