Статистика Нарекаци Григор Григор Нарекаци («Нарекский») (около 951 — 1003) — армянский поэт, философ, монах, мистик и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Биография Родился в семье князя Хосрова Андзеваци, богослова, мыслителя, автора многих религиозных произведений. После смерти жены Хосров отдал сыновей Саака, Ованнеса и малолетнего Григора на воспитание в Нарекский монастырь. Позднее Хосров был рукоположен в сан епископа. Настоятелем монастыря был Анания Нарекаци, брат деда Григора с материнской стороны. Почти всю жизнь Григор провёл в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды Отцов Церкви. Григор много молился по ночам, поэтому его называли «неусыпным». Он получил сан архимандрита («вардапет», в переводе с древнеармянского — «учитель»). Преподавал в школе при монастыре. Автор одного из лучших толкований Песни Песней (977 год) и многочисленных поэтических произведений (в числе которых «Панегирик св. апостолам»). Поэзия Нарекаци глубоко «библеична», пронизана образами, темами и реалиями священной истории. При этом её отличает личный характер. В «Книге скорбных песнопений» (1002 год), как и в «Великом каноне» Андрея Критского, события и лица обоих Заветов служат отправной точкой для раздумий о жизни, о несовершенстве и греховности человека. Это доверительная беседа, которую ведёт с Богом душа, исполненная покаяния и жажды чистоты. Помимо библейских сюжетов и основ, истоки творчества Григора охватывают философию неоплатонизма, а также труды Григория Нисского, Оригена, Ипполита, Епифания Кипрского, Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста. «Книга скорбных песнопений» Лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений», переведённая на многие языки мира, сыграла значительную роль в развитии армянского литературного языка. Впервые напечатана в 1673 году в Марселе, до этого распространялась в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется XII веком.

http://lib.cerkov.ru/authors/720

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григор Нарекаци (около 951 — 1003) — Григор Нарекаци (т. е. Григор из Нарека), великий армянский поэт и мыслитель. Григор Нарекаци, возможно, главный представитель древнеармянского Ренессанса. «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци — шедевр мировой литературы, в Армении цениться разве что не так сильно как Библия. Отцом Григора Нарекаци был ученый богослов Хосров Андзеваци, занимавшийся интерпретацией литургической символики; впоследствии, овдовев или разлучившись со своей женой, Хосров стал епископом, однако на старости лет был обвинен в ереси и отлучен от церкви. К тому же кругу принадлежал и связанный с Хосровом узами кумовства учитель Григора и настоятель Нарекского монастыря Анания Нарекаци, автор аскетических поучений, самые темы которых — слезный дар, отрешение мыслей от всего земного — характерны для армянского духовного возрождения той эпохи. Аверинцев пишет про внешнюю канву жизни Григора Нарекаци и его литературные труды: «по-видимому, жизнь вардапета [ученный монах, проповедник у армян] Григора прошла довольно тихо среди обычных монашеских занятий и литературных трудов. В 977 году он написал толкование на библейскую Песнь песней, как это делали Ориген и Григорий Нисский до него и Бернард Клервоский со своими последователями после него; тема очень характерна для средневековых мистиков, переносивших акцент с религии страха на религию любви. По преданию, этот труд был выполнен в ответ на просьбу Гургена, государя Васпуракана. Нарекаци принадлежат также похвальные слова Кресту, Деве Марии, святым, а также гимнографические сочинения в различных жанрах. Все это — почтенные образцы средневековой армянской литературы. Но «Книгу скорбных песнопений», законченную около 1002 года, поэт написал для всех людей и на все времена. Именно она веками жила в памяти народа и будет жить во всемирной памяти культуры». Интересно, что Григор Нарекаци, хотя и принадлежал к монофизитской церкви, по-видимому симпотизировал диофизитам (православным). По крайней мере Григор Нарекаци придерживался примирительной позиции в догматических спорах тех лет (которые в случае Армении, надо сказать носили не столько догматический характер, сколько этнический). Автор жития Григора Нарекаци пишет по этому поводу: «Между епископами и вардапетами шла распря по различным вопросам в делах халкидонитов (то есть диофизитов). А блаженный Григор, верно поняв, что это есть бесполезная и пагубная церковная смута, в которой при разномыслии повреждалась здравость учения, увещевал всех быть кроткими душою и миролюбцами, пребывать в любви и единодушии».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ НАРЕКАЦИ [арм. ] († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов. Был настоятелем Нарекского мон-ря , основанного при католикосе Анании Мокаци . Открыл при мон-ре школу, где поощрялись занятия лит-рой и музыкой и где учились такие известные арм. деятели, как историк еп. Ухтанес и поэт Григор Нарекаци . А. Н. был толкователем Свящ. Писания, автором неск. речей - «О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах», а также «Духовного поучения» об отрешении от земной жизни - и «Книги вероисповеданий», направленной против ересей. Часть его сочинения против секты тондракитов вошла в исторический труд Иованнеса Ерзнкаци. По велению католикоса Анании Мокаци А. Н. написал антихалкидонитский трактат «Корень веры». Сохранился также небольшой трактат о церковном осмогласии под названием «О знании гласов» ( - Матенадаран. 6031. Л. 183-184 об.), в к-ром А. Н., подобно авторам визант. Пападики и арабо-персид. музыкальным теоретикам, возводил появление гласов (ладов) к персонажам священной истории: 1-го главного - к праотцу Адаму, 1-го побочного - к прор. Моисею, 2, 3 и 4-го главных - соответственно к ангелам, возвестившим о Воскресении Христовом, прор. Давиду, Ездре и т. д. (см. Армения , разд. «Церковное пение»; Автентический лад , Плагальный лад ). Лит.: (?) (?). (?) (?)· (?). 1. , 1947. 151; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 294-298; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 87. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/text/114756.html

Царь был очень умный человек и знал, что три года – это подходящий срок для перевоспитания. Очень многое меняется в человеке за три года, особенно если это юноша. Семнадцатилетнего юношу кормят с царского стола, то есть оказывают ему большую честь. Через это кормление человек как бы привязывался к царю, становился обязанным государю, превращался словно в участника царского культа. От юношей не требовалось отречения от своей веры, от них лишь требовалось быть как все. На самом деле это очень хитрая позиция. Что будет на царской трапезе? Может быть, там будет что-то идоложертвенное, может быть, там будет запрещенная в Ветхом Завете пища? Об этом ничего не было известно. Царь все хитро разработал, привязав их обязательствами к себе, чтобы они в будущем не могли восстать против него и Вавилонского царства. Они вошли в эту великую систему империи, которую строил царь Навуходоносор. «Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром [что значит охраняемый Валом], Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго» ( Дан.1:6–7 ). По преданию, потомки того самого царя Иезекииля были царского рода, потомками царя Давида. Поэтому они приходятся родственниками по плоти Господу Иисусу Христу. Почему царь им всем дал другие имена? Чтобы показать свою власть и показать, что они теперь стали уже новыми людьми. При крещении человеку часто меняют имя, я же всегда предлагаю при крещении менять имя. Имена нехристианские мы меняем в обязательном порядке, а если имя у человека христианское, то и его желательно изменить – в знак перемены жизни. Имя всегда меняется при монашеском постриге. До недавнего времени меняли имена при возведении в сан Патриарха. Перемена имени – это знак перемены жизни. И Господь обещал в Апокалипсисе, что побеждающие люди получат новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает ( Откр.2:17 ). Это знак новых отношений с Богом, совершенно новых, новой жизни, которая начнется. И вот здесь, как бы в начале новой жизни, отрокам нарекаются новые языческие имена. Как вы считаете, покинула благодать Божия Даниила, Ананию, Азария, Мисаила? Нет, не покинула, потому что человек всегда остается человеком, даже с новым именем. Хотя эти имена были не случайными, например, имя Даниил означает «Бог мне судья». Имена Азарий, Мисаил и Ананий тоже были теофорные. Но во всех случаях перемена имен не коснулась духа человеческого. Жизнь и воспитание при дворе Навуходоносора

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Григор Нарекаци в предстоянии Христу. Миниатюра из «Книги скорбных песнопений». 1173 г. (Матен. 1568. Л. 556) Григор Нарекаци в предстоянии Христу. Миниатюра из «Книги скорбных песнопений». 1173 г. (Матен. 1568. Л. 556) Г. Н. создал новый стиль лит. речи, насыщенный образностью и неологизмами. Его поэзия - это некая сфера бесконечного творения, духовного восхождения и обожения, представленная лирическим монологом, парафразой, это путь обожения «внутреннего человека». Г. Н. является автором «Толкования Песни Песней» (977), «Духовных песнопений» (Таги и гандзы), а также мн. гимнов и поучений. Главное его сочинение - грандиозная поэма «Книга скорбных песнопений» (1003). Автор придавал ей роль посредника между Богом и людьми, призванного служить во спасение христиан всего мира. Средневек. толкователи называют ее «богодухновенной книгой», «божественной книгой», «священной книгой», для многих она являлась святыней. Г. Н. принято считать родоначальником арм. Возрождения, в своем творчестве отчасти предвосхитившим европ. Возрождение. Так, он развивает идеи «личного» начала, созидания, всемогущества слова, богодухновенности, богопочитания и «внутреннего обряда». В «Книге скорбных песнопений» он придавал большое значение личному духовному опыту: перед тем, «что своими глазами зрел, более в ответе, чем пред всем Евангелием» (27. 6). Человек «соприроден Богу своим творческим даром» (46. 2), он участвует в божественном созидании, в духовно-мыслительном движении разумного космоса. Г. Н. выступает как создатель новых поэтических жанров: сборник духовных песнопений, написанный им, был призван преобразовать и форму, и содержание церковных обрядов. По сохранившимся сведениям, за реформаторские идеи Г. Н. (как и его отец Хосров Андзеваци и учитель Анания Нарекаци) обвинялся нек-рыми в ереси. Его творчество оказало большое влияние на арм. средневек. культуру, в особенности на школы поэтического искусства в Ани (X-XI вв.) и Киликии (XII-XIII вв.). В XII в. Армянская Апостольская Церковь причислила Г. Н. к лику святых.

http://pravenc.ru/text/168101.html

Среди них самым крупным и значительным произведением Нарекаци, принесшим ему бессмертную славу, была «Книга скорбных песнопений». Скудные данные жития о Григоре Нарекаци отчасти дополняются его памятными записями, а также «Книгой скорбных песнопений», в которой он порой обращается к своей биографии. Точная дата рождения Григора Нарекаци неизвестна. Но, судя по вышеназванным источникам, он, видимо, родился «в 940-х годах, скорее всего во втором пятилетии сороковых годов X столетия» 248 . В формировании личности Григора Нарекаци, несомненно, огромную роль сыграло его окружение, прежде всего его родные – отец Хосров Андзеваци и брат деда по матери Анания Нарекаци, просвещеннейшие люди своего времени. Епископ Хосров Андзеваци был автором нескольких церковных книг. Нерсес Ламбронаци в житии о нем ничего не пишет, возможно потому, что тот был отлучен от церкви католикосом Ананией Мокаци (941–965 гг.) 249 . Однако сам Григор Нарекаци в своей памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци высоко отзывается о нем, считая себя «недостойным называться ни его сыном, ни же поденщиком по писанию...» 250 . Точная дата смерти Григора Нарекаци также неизвестна. Согласно Прологу, «он не прошел [всего] своего пути в этой жизни, а скончался в молодом возрасте, в 452 г. нашего летосчисления г.], когда завершился девятый юбилей нашего летосчисления, мы вступили в десятый (450–451) и прошло еще два года. В этот самый год преставился изумительный и чудесный муж Божий св. Григор». Судя по «Книге...», он был человеком средних лет, когда писал ее. В 83-й Песне он говорит: «Вот надвинулись, накопились круги годов жизни моей суетной...», а в 87-й Песне: «Если я, достойный смерти, руководимый тобой доживу до старости...» Закончил Нарекаци «Книгу...» в 1002 г. Полагают, что он умер в 53–62-летнем возрасте 254 . На основе жития – памятной записи Нерсеса Ламбронаци были составлены проложныс редакции жития Григора Нарекаци. Как показал А. Воскян в списке Пролога, составляющем содержание рукописи 43 Венской библиотеки мхитаристов, сохранилось заглавие с указанием на авторство Нерсеса Ламбронаци – «История св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

С. 1181). Другими достоверными сведениями о биографии Григора Нарекаци мы не располагаем. 1079 Впрочем, имя певца и писателя Григора не упоминается историком–современником: в то самое время, когда Асохик заканчивал свою «Всеобщую историю», Григор только что сочинил и опубликовал свою «Книгу скорбных песнопений», которая его и прославила. Творчество св. Григора Нарекаци приходится на то время, когда в целом завершилась борьба с огнепоклонничеством и исламом, а значительная часть армян усвоила основные христианские идеи и представления: о Боге, грехе, покаянии, рае и аде, о земной и загробной жизни и др. Время Нарекаци – эпоха доминирования идей суетности мира и жизни, когда «жизнь этого мира считали тенью». Борьба души с телом и умерщвление плоти нашли свое практическое воплощение в суровой монастырской и отшельнической жизни. За предыдущие столетия в Армении было построено множество монастырей, но именно в 10 в. их число существенно возросло. К числу новых монастырей относятся Камрджадзор в Аршарунике, Оромос и Дпреванк в Шираке, Хладзор в Дерджане. Хндзуц в Карине, Цахацкар в Вайоц–Дзоре, Нарекский монастырь в Рштунике и др. Из упомянутых многочисленных монастырей заслуживает особого внимания Нарекский монастырь и настоятель его Анания Нарекаци. Он написал также книги против секты тондракийцев и других ересей». Анания занимался литературой, писал толкования и речи, дошли до нас его трактат «Корень веры, что против диофизитов» и «Книга исповедания». В его школе учились Григор Нарекаци и Ухтанес, который именуется «епископом Севастии». 1080 Gregoire de Narek. Fragments du Livre des lamentations/Poemes arm6niens anciens et modemes. Paris, 1902. P. 47–52; Gregory of Narek H Armenian legends and poems. London, 1917. P. 113; Armenian poems. Boston, 1896. P. 115 (2–е изд.: Boston, 1917. P. 115); Gregory of Narek/Trans, by Y.–R. Armenia. Boston. 1907. 3–7; Discorso panegirico alia Beatissima Vergine Maria scritto da S. Gregorio da Naregh, dottore delia chiesa armena/Trad, in lingua itallana dai Padri della Congr.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

245 Впервые Г. Воскян пришел к заключению, что автором «Жития Григора Нарекаци» является Нерсес Ламбронаци, несмотря на то, что под рукой он имел не собственно протограф жития, а одну из редакций. Автограф Нерсеса Ламбронаци установлен последними издателями «Книги...», что само по себе опровергает мнение предыдущих исследователей (Г. Овсепяна, Н. Акиняна), считающих, что Нерсес Ламбронаци является всего лишь редактором жития, а не автором. См. об этом подробнее: П. Хачатрян. Средневековые редакции «Жития Григора Нарекаци». – Андэс амсореа, 1987, с. 505–512. 248 М. Абегян. История древнеармянской литературы. Перевод с древнеармянского К. А. Мелик-Оганджаняна и М. О. Дарбинян. Ереван, 1975, с. 296. 249 См.: Г. Тер-Мкртчян. Анания Мокаци (приложение к журналу «Арарат», 1897, с. 91–96), а также: Григор Нарекаци, с. 171. 251 Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, – писателя XI столетия. Пер. с арм. и объяс. Н. Эминым. М., 1864, с. 123. 255 Г. Воскян. Житие Григора Нарекаци, написанное Нерсесом Ламбронаци. – Андэс амсореа, 1940, с. 214; Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 141. 256 См.: А. Ганаланян. Армянские предания. Ереван, 1969, с. 50. 71. 84, 115, 116, 255, 306–320, 390. 257 См.: Г. Тер-Мкртчян. Анания Мокаци, с. 97; М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 298. 258 Нарекская обитель (монастырь) находилась в Рштунике, на юге Ванского озера. Была построена при католикосе Анании Мокаци (941–965). 259 Васпуракан – одна из самых больших провинций Великой Армении. Согласно «Ашхарацуйцу», как территориальное понятие возникло при втором разделе Армении в 591 г. (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу». Ереван, 1963, (на арм. яз.). В 908 г. Гагик Арцруни отделил Васпуракан от Багратидского царства и провозгласил самостоятельным царством. 262 Синекерим (Сенекерим) – один из трех сыновей царя Васпуракана Абусахла Арцруни, основавших после смерти отца в Васпуракане три самостоятельных царства. После смерти братьев Сенекерим стал единовластным царем всего Васпуракана (1003–1025).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

не скончались через 3 года. В период царствования Багратидов (885/6-1045) церковное, общественное и политическое значение К. усилилось (в частности, появилась новая, более объемная редакция канона рукоположения К.). Этот процесс вызвал противодействие части духовенства, пытавшегося предотвратить централизацию церковной власти. В 954 г. еп. Хосров Андзеваци, отец Григора Нарекаци , выступил против К. Анании Мокаци (946-968) и стремился доказать, что по сути епископ и К. равны, поскольку примат власти К. основан на параллели с небесной иерархией, а в ней ангелы и архангелы равны по благодати. Анания Мокаци со своей стороны утверждал, что разница в названиях иерархов предполагает и разницу в чинах. На довод Хосрова Андзеваци, что епископ не ниже К., т. к. участвует в его рукоположении, Анания Мокаци возражал: св. Иоанн Креститель хотя и возложил руку на Христа, но никоим образом не равен Ему; К. также может рукоположить епископа, а епископ не вправе рукополагать др. епископа (см.: Анания Мокаци. 1998). С XI в., когда была надолго утеряна арм. государственность в Закавказье, К. воспринимается как национальный лидер армян (что, впрочем, характерно и для др. духовных глав в вост. структуре власти); он становится политическим представителем народа при ведении переговоров с властями разных стран. В эпоху османского и персид. владычества (XV - нач. XIX в.) арм. К. старались сохранить свои полномочия предстоятеля Церкви. Тем не менее в XVII в. тур. и персид. власти начинают играть определенную роль в деле утверждения арм. К. С кон. XVIII в. интерес к его выборам проявляет и Россия, влияние которой в Закавказье растет. В 1828-1829 гг. к России была присоединена Вост. Армения и престол К. в Эчмиадзине. 11 марта 1836 г. российский имп. Николай I подписал «Положение» («Свод законов Армянской Церкви»), согласно к-рому К. должен избираться на всенародном собрании светскими и духовными делегатами, а имена 2 кандидатов, получивших наибольшее число голосов, должны представлять императору на утверждение одного из них.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010