Павел хотел войти в народ: великая смелость и сила духа воина Христова – идти к разъяренной против него толпе. – Не пустили: конечно, опасаясь за жизнь его от мятежной толпы. И не только ученики опасались за жизнь его в случае появления его в народе, но и некоторые из начальников Асийских, расположенные к Павлу и, как видно, понимавшие, что против него, главным образом, возмутилась эта толпа. – Асийские начальники – это были выборные от городов для устроения торжественных игрищ в честь богов и императора. Каждый город Проконсульской Асии присылал в Эфес к известному времени своего выборного, которые из среды себя выбирали десять членов для устройства помянутых игрищ. Некоторые из этих начальников тогдашних были друзьями Павла, если не христианами, то лично расположенными к великому апостолу. Просили не показываться на зрелище: очевидно, предостерегая от опасности для него в случае появления его там. Одни – одно и пр.: наглядное изображение мятежнического собрания толпы. Что в театре происходит что-то против Павла и его спутников, – это все знали (единодушно, ст. 29; в один голос, ст. 34), но что именно – большая часть собравшихся, особенно пришедших после, не знали. По предложению Иудеев и пр.: и текст не вполне ясен и личность Александра с его предполагаемой речью загадочна. – Вызван был – кем? По предложению Иудеев – почему иудеев, с какой целью? Что он хотел говорить? Кто такой сам Александр? Объяснения не одинаковы. Можно предполагать, что этот Александр был иудей по происхождению и религии, что иудеи опасались, как бы, при этом народном возмущении против христиан, народ не смешал с христианами и иудеев, тем более, что иудеи были известны как враги идолов (в чем теперь обвиняли христиан), и как бы и им не досталось вместе с христианами от мятежной толпы, а потому по их предложению и вызван был ими же Александр, вероятно, более других отличавшийся ораторским талантом, чтобы объяснить собравшемуся народу различие между иудеями и христианами, и что они не повинны в том, в чем обвиняется Павел, и не заслуживают ни суда, ни самосуда. Но народ не захотел слушать речи иудея из презрения вообще к иудеям. – Можно предполагать и то, что Александр был христианин из иудеев, который хотел говорить в защиту Павла и христиан от нареканий на них; вызван же был из народа по предложению коварных и злорадных его соплеменников (от которых он отстал по вере), чтобы он сделался жертвой народной ярости, защищая Павла и христиан. Первое предположение кажется вероятнее, последнее искусственно, хотя возможно. Святой Златоуст высказывает еще ту догадку, что Александр-иудей хотел говорить для того, чтобы еще более воспламенить ярость народа против христиан. – Не захотев слушать речи Александра из ненависти греков к иудеям вообще, особенно в этом возбужденном состоянии, беспорядочная толпа продолжала часа два повторять то восклицание, которым рабочие Димитрия начали возмущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григор Нарекаци (около 951 — 1003) — Григор Нарекаци (т. е. Григор из Нарека), великий армянский поэт и мыслитель. Григор Нарекаци, возможно, главный представитель древнеармянского Ренессанса. «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци — шедевр мировой литературы, в Армении цениться разве что не так сильно как Библия. Отцом Григора Нарекаци был ученый богослов Хосров Андзеваци, занимавшийся интерпретацией литургической символики; впоследствии, овдовев или разлучившись со своей женой, Хосров стал епископом, однако на старости лет был обвинен в ереси и отлучен от церкви. К тому же кругу принадлежал и связанный с Хосровом узами кумовства учитель Григора и настоятель Нарекского монастыря Анания Нарекаци, автор аскетических поучений, самые темы которых — слезный дар, отрешение мыслей от всего земного — характерны для армянского духовного возрождения той эпохи. Аверинцев пишет про внешнюю канву жизни Григора Нарекаци и его литературные труды: «по-видимому, жизнь вардапета [ученный монах, проповедник у армян] Григора прошла довольно тихо среди обычных монашеских занятий и литературных трудов. В 977 году он написал толкование на библейскую Песнь песней, как это делали Ориген и Григорий Нисский до него и Бернард Клервоский со своими последователями после него; тема очень характерна для средневековых мистиков, переносивших акцент с религии страха на религию любви. По преданию, этот труд был выполнен в ответ на просьбу Гургена, государя Васпуракана. Нарекаци принадлежат также похвальные слова Кресту, Деве Марии, святым, а также гимнографические сочинения в различных жанрах. Все это — почтенные образцы средневековой армянской литературы. Но «Книгу скорбных песнопений», законченную около 1002 года, поэт написал для всех людей и на все времена. Именно она веками жила в памяти народа и будет жить во всемирной памяти культуры». Интересно, что Григор Нарекаци, хотя и принадлежал к монофизитской церкви, по-видимому симпотизировал диофизитам (православным). По крайней мере Григор Нарекаци придерживался примирительной позиции в догматических спорах тех лет (которые в случае Армении, надо сказать носили не столько догматический характер, сколько этнический). Автор жития Григора Нарекаци пишет по этому поводу: «Между епископами и вардапетами шла распря по различным вопросам в делах халкидонитов (то есть диофизитов). А блаженный Григор, верно поняв, что это есть бесполезная и пагубная церковная смута, в которой при разномыслии повреждалась здравость учения, увещевал всех быть кроткими душою и миролюбцами, пребывать в любви и единодушии».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

А 19-е (правило) VII Собора совершенно воспрещает проходить монашеское житие в монастыре предложившим, чтобы вступление их в него или в какой-либо иной священный чин было сделано за деньги, ибо невозможно Богу работати и мамоне, и, по Василию Великому , «непотребно все, чего начало нечисто»; а епископу или игумену, делающему это, повелевает (правило) или престать, или быть изверженным; а если игумен непричастен священства (ибо иногда производятся (в игуменство) и таков) 309 правило повелевает извергать из монастыря и отдавать на послушание в другой монастырь; это же наказание должна понести и игуменья, дерзнувшая на таковое. А что родители отделяют монастырю из наследства своих детей, того непозволительно отбирать назад, ибо посвящено Богу, пребудет ли принесший сие в монастыре или выйдет, исключая того случая, если причиною его удаления будет игумен. А 6-е (правило) так называемого I и II Собора – монахи, говорит, не должны иметь ничего собственного, как умершие для мира ради жизни сокровенной во Христе: ибо таким образом изображает пред нами представивших собою образ монашеского общежития блаженный Лука, который говорит, что ни един из уверовавших что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща ( Деян. 4, 32 ). Посему желающим вступить в монашество дозволяется предварительно делать завещание относительно своего имущества и передавать оное лицам, каким захотят, только не тем, которым нельзя отказать по закону, именно еретикам или незаконнорожденным детям; ибо по вступлении (их) в монашество монастырь имеет власть над всем их имуществом, и им не предоставлено распоряжаться ничем собственным, ни завещать. А если окажется, что кто-нибудь присвоил себе какое бы то ни было стяжание, то игумен монастыря или местный епископ, взяв оное и продав в присутствии многих свидетелей (остерегаясь могущего возникнуть отсюда нарекания), должен разделить нищим и нуждающимся, а того, кто положил в сердце своем, по примеру оного Анания ( Деян. 5, 2 ), утаить сие стяжание, вразумить приличною епитимиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

В VIII в. католикос Ованнес III составил «Армянскую книгу канонов», ставшую основой церковно-канонической традиции ААЦ. В корпус вошли правила первых трех Всел. Соборов и Поместных Соборов Армянской Церкви, 32 правила о морали, церковных праздниках, обрядах и литургии. Корпус канонов Ованнеса III был утвержден на Соборе в Двине в 719/20 г. Временем наивысшего расцвета средневек. арм. культуры считается эпоха царства Багратидов (кон. IX - сер. XI в.). К X в. относится творчество мон. Григора Нарекаци , создавшего кн. молитв «Нарек». С 862 г. арм. князья из династии Багратуни добились автономии в составе халифата, а в 886 г., после перерыва в 4,5 столетия, Армения вновь обрела гос. независимость, когда Ашот I Багратуни (886-890) был возведен на царство. Патриарх К-польский свт. Фотий (858-867, 877-886) добивался от армян принятия халкидонского вероучения, находившего в Армении сторонников (об их роли см. ст. « Армяне-халкидониты »). Однако вскоре армяне вернулись к прежним воззрениям. В этот же период пережили новый подъем византийско-арм. отношения. Визант. имп. Василий I Македонянин и его наследник Лев VI Мудрый признали возрожденное Багратидами арм. гос-во. Из Византии в дар царю Ашоту была прислана частица св. Животворящего Креста. Мон-рь Хцконк близ Ани. IX–XI вв. Фотография. Нач. XX в. Мон-рь Хцконк близ Ани. IX–XI вв. Фотография. Нач. XX в. Двин, с V в. служивший офиц. местопребыванием Предстоятелей ААЦ (хотя нек-рые католикосы могли иметь резиденции и в др. городах), пришел в полный упадок после землетрясения 893 г. и разорения арабами в нач. X в. Католикос Ованнес V был взят в заложники, а после освобождения сменил неск. мест своего пребывания и скончался в 928 г. в мон-ре Дзораванк (близ оз. Ван). С этого времени на протяжении более чем 2 веков центр ААЦ постоянно перемещался по различным городам Армении. Преемники Ованнеса V, католикосы из рода Рштуни Степанос II, Теодорос и Елише I, управляли Церковью из мон-ря Ахтамар (остров на оз. Ван). В 40-х гг. X в. католикос Анания решил перенести кафедру в новую столицу царства Багратидов г.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Как земля без старания земледельца не плодородит и дом без попечения хозяина неудобообитаем, так всякая человеческая природа сама по себе не приносит плодов добродетели. Хотя несозданный Дух Божий для нашего тварного естества необычаен, но мы имеем крайнюю нужду в Нем, Возделывателе наших сердец к плодоношению 850 . Возгорение Духа в достойных людях оживотворяет их сердца. Этот невещественный огонь некогда видел Моисей в купине. Этот огонь в виде колесницы восхитил пророка Илию с земли. Ища действия этого огня, блаженный Давид сказал: »Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое« 851 . Ангелы причащаются светлости того же огня, по сказанному: «Ты творишь ангелами Своими духов – пламенеющий огонь» 852 . При Навуходоносоре, царе Вавилонском, действие Божественного огня имели в своих сердцах и помыслах известные из Библии святые юноши Анания, Азария и Мисаил. Когда за непоклонение статуе царя Навуходоносора они были брошены в разжженную печь, тогда Божественный огонь явился вне их и препятствовал видимому огню жечь праведников 853 . Этот огонь действовал в апостолах после нисшествия на них огненных языков. Он же телесно облистал Павла и просветил его ум на пути в Дамаск. Им согревались сердца апостолов Луки и Клеопы, когда Спаситель по Своем воскресении из мертвых говорил с ними. Этот огонь прогоняет бесов, истребляет грех . Он есть сила воскресения, действенность бессмертия и просвещение всех святых душ 854 . Изначала облагодатствованный и чистый Адам был князем века сего и владыкой видимого мира. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносные животные не оказывали над ним своего действия 855 . Он царствовал над своими помыслами 856 , умел различать страсти, был чужд демонам, чист от греха и пороков, был Божиим подобием 857 . Пока в Адаме пребывало Слово Божие и заповедь, он имел все. Само Слово было его наследием, одеждой и покрывающей его славой и учением. Адаму было свыше внушено, какие имена дать всему тварному. Господь говорил ему: «То наименуй небом, то землей, то солнцем, то луной, то птицей, то зверем, то деревом». Как он был научаем, так и нарекал имена 858 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Павлу и Варнаве они именно избраны были потому, что были главными деятелями в обращении язычников в Кипре и Малой Азии (гл. 13 и 14), и, следовательно, были особенно заинтересованы в деле, и могли лично рассказать многое из событий обращения язычников, для разрешения вопроса. С ними отправлены были и некоторые другие из братий, так сказать беспристрастные представители антиохийского христианского общества. – К апостолам и пресвитерам: как предстоятелям и представителям матери Церквей – Церкви иерусалимской. Быв провожены: не отпущены только с миром и напутствованы, но именно провожены, на известное расстояние их сопровождали антиохийские братья более или менее торжественно, – доказательство, какое общее участие возбуждало это их путешествие и какое значение придавали там этому путешествию. – Проходили Финикию и Самарию (см. прим. к Деян.8:5 ; Деян.11:19 ), через которые лежал путь их из Антиохии в Иерусалим. – Рассказывая в таких христианских обществах, какие были в Финикии и Самарии, и через которые они проходили, об обращении язычников: события из путешествия Варнавы и Павла в Кипр и Малую Азию (гл. 13–14) были главным предметом рассказов, которые производили радость великую во всех братиях, следовательно, в христианах не только из язычников, но и из иудеев. – Были приняты церковью: как уполномоченные от великой церкви антиохийской, они были приняты всей иерусалимской церковью, вместе и во главе с апостолами и пресвитерами торжественно, вероятно, в общем торжественном собрании, как указывает на то само слово – приняты и дальнейший рассказ. В этом собрании перед всей старейшей церковью Павел и Варнава возвестили все о обращении через них язычников ( Деян.14:27 и прим.). Это был как бы отчет Павла и Варнавы старейшей Церкви о их деятельности и оправдание этой деятельности от нареканий некоторых пришедших из Иудеи (ст. 1), и утверждение мнения о принятии язычников в Церковь помимо иудейства и закона Моисеева, и – повод к решительной постановке вопроса о обязательности или необязательности закона Моисеева для христиан из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ТАВУШЕЦИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 52 , С. 358 опубликовано: 20 марта 2023г. ОВАННЕС ТАВУШЕЦИ - см. Ванакан Вардапет . Рубрики: Богословие Восточных (нехалкидонских) Церквей (см. также " История Восточных (нехалкидонских) Церквей " ) Ключевые слова: Богословы армянские Ованнес Тавушеци - см. Ванакан Вардапет См.также: АНАНИЯ НАРЕКАЦИ († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН АЙГЕКЦИ арм. богослов, историограф, баснописец, (2-я пол. XII в. - после 1230) ВАРДАН ВЕЛИКИЙ (ок. 1198 - 1271), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2578147.html

В чем может, он успевает, а в чем не может, он смиряется. Следовательно, и то самое служит ему к преспеянию, что неподражаемо в преспеянии. 9 . Ибо вот, если мы обсуживаем те слова и дела наших проповедников, о которых читаем; то познаем, на какую высоту были подняты ворота. Ибо умалчивая о явлении знамений, скажем о добродетелях сердечных. Известно о Павле, который говорит, что он законом умер для закона, потому что веру во Христа проповедывал ему и самый закон ( Гал.3:24 ), – что он по великой ревности в вере не захотел по плоти держаться заповедей закона, запретил обрезание в язычниках. И когда Апостол Петр хотел было соблюдать еще обычай законного обрезания: тогда он (Павел) лично противостал ему, и сказал, что он в этом деле подвержен был нареканию ( Гал.2:11 ). И высказывая эту свою ревность ученикам, называет (поступок Петра) не только проступком, но – что более лицемерием, т.е. притворством, говоря: когда Петр пришел в Антиохию, тогда я лично противостал ему: ибо он подвержен был нареканию. И несколько после: вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи ( Гал.2:11, 13 ). Но тот же Апостольский первенец (Петр), давая многие наставления ученикам, и узнав, что они увлекаются некоторыми писаниями Павла, говорит: как и возлюбленный брат наш Павел, по мудрости ему данной, написал вам; так как он говорит о сем и во всех своих посланиях, в которых есть нечто и неудобовразумительное; что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, подобно как и прочия Писания ( 2Пет.3:15–16 ). Вот (Павел) в своих посланиях написал, что Петр подвержен был нареканию, и вот Петр в своих посланиях утверждает, что Павел дивен в том, что он написал. Известно, что если бы Петр не прочитал посланий Павла, то не стал бы хвалить их. А если он прочитал их, то заметил, что в них сам он назывался подверженным нареканию. Итак друг истины похвалил даже то, что его обличили; ему понравилось даже то самое, о чем он думал иначе, нежели как следовало думать. И он согласился с меньшим братом, и в этом самом деле соделался последователем меньшего себя, чтобы тому, кто был первым в сонме Апостолов, быть первым и в смирении, Итак обсудите, возлюбленнейшие братия, на какой высоте души стоял тот, кто хвалил те послания, в которых написано, что он подвержен нареканию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Итак, когда ты захочешь получить утешение, то смири себя, предай сокрушению душу свою. Это сказано о благоволении Божием, о благости и человеколюбии Его, о том, что Его дело – утешать находящихся в несчастьях; а дальше говорится о могуществе Его. " Исчисляет множество звезд и всем им имена нарекает " (ст. 4), т.е. знающий. Так как здесь шла речь о народе рассеянном и нигде не видном, то пророк справедливо привел этот пример, выражая, что Бог может собрать и рассеянных. Он обыкновенно ободряет и утешает сокрушенных, и бесчислен­ное множество звезд знает в точности; следовательно и нас, которых Он обещал умножить подобно звездам, соберет в точности. " И всем им имена нарекает " . Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): всем имена нарицающий (τοις πασιν). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): всех их по именам назовет (πντας αυτουςονομασ καλσει). Я думаю, что это сказано об израильтянах; пророк говорит тоже, что после говорил Исаия: " ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя:не бойся " (Ис.41:9). Что же значит: " и всем им имена нарекает " ? Никто из них, говорит, не погибнет; но как называющие по именам, так и Он соберет всех в точности. " Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его непостижим " (ст. 5). Так как он сказал о величайшем деле, о том, что Бог соберет столько тысяч людей, рассеянных по всей вселенной, то говорит теперь о могуществе Его, располагая самых колеблющихся из иудеев к вере. " И разум Его непостижим " . Поэтому не исследуй, как и каким способом; величие его беспредельно. Потому он и сказал: " и величию Его нет конца " (Пс.144:3). Как беспредельно Его величие, так беспредельна и мудрость. Потому сказав: " Велик Господь наш " , он и присово­купил: " и разум Его непостижим " . И знание Его удивительно, по­чему пророк и говорит: " дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его " (Пс.138:6), и судьбы Его неиссле­димы, почему он и говорит: " истина Твоя до облаков " (Пс.35:6). 2. Итак, если Бог и велик, и силен, и премудр, то не исследуй, как это будет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010