После же смерти Сатеник какие-то другие [мужи], прибывшие для установления знакомства с ее сыновьями, подружились с ними. Осведомившись о святых мужах, порасспросив, они узнали о местах, в которых те жили. Придя к ним, они думали словами соблазнить их. Однако, видя их твердость и непреклонную волю, ожесточились и перебили находившихся здесь пятнадцать человек. И, собрав [их тела], бросили в ров, нагромоздив на них глыбы камней. Восприняв такую смерть, святые оставались погребенными подобным образом вплоть до времени великого Григория 801 , который, движимый св. Духом, узнал [об этом], пришел построил над ними часовню и оставил в качестве первого иерея церкви одного из своих учеников, по имени Абас. Но двое [из них], самые молодые, не устояв перед страхом смерти, по юности бежали и скрылись в лощине горы. Возвратясь через несколько дней на место, дабы уговорить святых, они никого не нашли. Но, обнаружив место, где святые приняли смерть, они засыпали землей их останки, установив для опознания по каменному столбу на месте [захоронения] каждого. Сами же, больше не желая оставаться здесь, двинулись по склону горы с юга в сторону запада. И, найдя теплые места там, где начинается долина и откуда немало источников текло к югу, они сели отдохнуть, [очарованные] красотой местности. Там они на холме и вырыли в земле скит и жили до дня своей смерти. Какие-то пастухи нашли их [тела] и похоронили в том же подземелье, как людей, покинувших [этот] мир от болезней. Между тем через некоторое время великий царь Вагарш 802 построил на этом месте городок, в котором поселил своего сына из-за умеренного [климата] этой местности, и назвал его в честь себя Вагаршакертом. Гора же Джрабашх по имени их предводителя Сукиаса в честь незабвенной памяти святых получила название Сукавет. Благодаря их молитвам земле обоих мест по сей день нашим Иисусом Христом дарована исцеляющая от недугов [сила]. Вместе с ним Отцу и св. Духу слава, честь и сила вечные. Мученичество Сукиасянцев Во вступительной статье к «Мученичеству Воскянов» уже говорилось о времени возникновения данного памятника и других моментах, связанных с ним. Здесь отметим лишь, что «Мученичество Сукиасянцев», как нам кажется, претерпело на протяжении веков большие изменения, чем «Мученичество Воскянов». Об этом свидетельствуют как анахронизмы, о которых говорилось выше, так и сама композиция памятника, в котором цельность нарушается неоправданно часто повторяющимися молитвами. «Мученичество Сукиасянцев», видимо, подвергалось литературной обработке, что делает его более законченным в жанровом отношении памятником агиографии. Оно изобилует характерными для житийной литературы молитвами, лирическими отступлениями, ссылками на Библию . Речь, богатая сравнениями, метафорами, часто переходящая в диалоги, делает повествование живым и красочным. Мученичество святых Сукиасянцев

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И приказал он казначеям принести драгоценности, золото и серебро, разноцветные шелковые ткани и, положив перед ним, сказал: «Несчастный злодей, возьми все это, и слуг, и служанок, коней, мулов и верблюдов, [дам] я тебе также достойное тебя княжество, здесь или в Гохтне, [где ты пожелаешь]. Подумай о нашем пророке, который даровал нам сие великое государство, а там уготовил сладкую жизнь в раю». Святой ответил ему: «Я давно слышал о твоем красноречии и хитрых уловках; многих своим красноречием ты потянул в пропасть погибели и сделал такой же жертвой геенны [огненной], как ты сам; одних – грозными речами, других – смеренными, ласковыми словами, третьих – суетным имуществом и иным достатком, некоторых – [посулами] возвеличить преходящей властью и почестями и многих обманул ложной надеждой, суля [им] вечную жизнь и сладостный рай. Ты всячески пытался своей мудростью, легкой на всевозможные выдумки, вывести колеблющихся на публичное обозрение и, заставив отречься [от истинной веры], погубил их. За них ты ответишь вечными муками в геенне огненной. Но меня, раба Божьего, ты не сможешь победить своими хитрыми и злостными уловками, ибо я защищен страхом Божьим, а знание Св. писания преисполнило меня силой хранить заповеди Христа, и я искуснее и образованнее вас и в вашем лжеучении. Ибо вождь ваш, которого вы называете пророком, умер, а кости и могила его находятся при вас; а ты приближаешь его к Богу и называешь распорядителем рая – его, ставшего причиной и провозвестником вашего заблуждения. Если же ты хочешь поступить со мной по справедливости, позволь мне открыто [придерживаться] христианских обычаев и следовать вере моих предков. И мне не нужна эта твоя преходящая слава; если хочешь, можешь отнять у меня мои владения, ибо я [все равно] покину их, как всякий [смертный] человек. Где мировая власть твоего отца или владычество твоих братьев? Не превратишься ли и ты в мгновенье ока в тень, ведь и ты смертен?». Тиран, преисполненный ярости, приказал бросить его в темницу и приковать ногу к пню. В темнице он стал молить, чтобы приковали ему и вторую ногу. И они, дивясь смелому желанию, исполнили его просьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Сведения о расправе над Закарией содержатся в продолжении «Хроники» Самвела Анеци: «В 1393 г. владыку Теодороса убили в Сисе, и его место в течение 12-ти лет занимал Бокик Карапет. В это же время побили камнями в Востане Закарию Ахтамарци, обоих в том же 842 г.» 1159 . Мученичество владыки Закарии 1160 , католикоса Ахтамара Святейший патриарх наш владыка Закарий узрел прародителя зла дьявола, человекоубийцу изначала и врага истины и, воспламененный любовью к Богу, вознесся к светильнику веры, как яркий и светоносный факел блистая семью лучами своего богопочитания, сиречь семью добродетелями своей души: прежде всего, совершенством [в исповедании] истинной веры, во-вторых, непоколебимой надеждой на будущую вечную жизнь, в-третьих, ревностной и безграничной любовью к Богу и людям, а также мудростью, которой был украшен, мужеством, коим отличался, целомудрием в желаниях и верностью справедливости. Этими семью огнями он возжег пламя на каменном возвышении. И сей яркий факел пожелал потушить дьявол . По прирожденному злонравию, питая ненависть к истинной вере, он навлек беду на архиерея Божьего, [настроив против него] судью города Востана, некоего коварного и жестокого мужа, родом перса 1161 , который пришел к католикосу затаив злобу, преисполнявшую его сердце. Желая каким-нибудь образом излить ее, мерзавец сказал: – Возьми мой мешок на хранение. А владыка мягко отвечал: – Мой дом неподходящее место для склада, молла. Иди и найди годное для своих припасов место. Тогда мерзавец и жестокосердный [муж] тот стал сердито поносить его и замахнулся на него. И когда он нанес святому, стоявшему со скрещенными на груди руками, пощечину, Закария сказал: – Молла, перестань делать недостойные вещи. Не к лицу тебе поднимать руку на меня без всякой причины. Очевидцы тут же передали о случившемся другим, и вскоре там собралась толпа мужчин и женщин. Неверный, видя это, пришел в еще большую ярость. Он схватился за ворот своей одежды и разорвал ее, затем стал вырывать бороду и делал это до тех пор, пока все его мерзкое лицо не покрылось кровью. В таком же виде он покинул Ахтамар, отправился в Востан и, представ в бане перед эмиром, оклеветал христиан Ахтамара и католикоса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Мученичество Вардана Багишеци» написано сразу после кончины Вардана, в 1421 г. Оно начинается вступлением, которое соответственно теме написано возвышенным стилем, блещет красноречием и ораторским искусством. В нем прославляются те же «дивные помыслы» Бога, его милосердие и «избранник Божий», что и в житиях, написанных риторическим стилем. Однако здесь упор делается на то, что с точки зрения агиографа особенно ценно в подвижнике-мученике и что должно подчеркнуть величие его подвига. Образным сравнением с плодами, которые «особенно желанны... в зимнее время», Аракел Багишеци развивает мысль о том, что подвиг мученика, совершенный в годы жестокого гнета иноземцев, достоин особого почитания. Таков именно подвиг Вардана Багишеци, совершенный «в сумеречное зимнее время, когда вырван плод добра у рода людского, в это морозное и бесплодное, гореобильное и лютое время». Это общее место мученичеств применительно к условиям Армении XV века наполняется конкретным содержанием и получает современное звучание. Багишеци провозглашает, что целый мир не стоит такого подвижника и его подвига. И обычный, как он, человек, «погрязший в грехах, заблудший душой и безрассудный», недостоин вести повествование о нем. Лишь горячая любовь к мученику и упование на Бога оправдывают его дерзость. После столь возвышенного вступления Аракел Багишеци переходит к описанию конкретной обстановки бесправия армянского населения, к истории жизни и мученичества Вардана, повествуя об этом, в отличие от возвышенного слога вступительной части, простым разговорным языком. Багеш и другие города Южной Армении находились в руках курдского эмира Шамс-ад-дина, который «озлоблен был на армянский народ «принуждал христиан отречься от Христа и обратиться в их веру». От произвола и самосуда курдского эмира никто не был огражден, ибо «он взял себе за правило обращать в свою веру [всякого] встречного христианина». И вот в такое время появляется человек, готовый вступить в спор с эмиром и защитить свой народ от поношения. В условиях жестокого бесправия всем это кажется шуткой. Но Вардан полон решимости. Он отправляется к эмиру и вступает с ним в спор. Вопросы и ответы Вардана проникнуты народной мудростью. Они являются выражением интересов простых тружеников. Вардан пытается доказать эмиру, что все люди равны и достойны уважения независимо от положения и вероисповедания. В сей день мученичество св. страстотерпца Вардана, [замученного] в городе Багеше 1201

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Ко всему этому царь-хондкар прибавил и то, что ожесточил свое сердце в отношении христиан епархии, которая находилась под его властью. В сей год он отдал приказ в зимнее время христианскому [духовенству] снять головной убор, т. е. клобук, и на головы христиан надели черные колпаки, которые носит латинский народ; и многим другим испытаниям, о коих невозможно рассказать, [подвергли] их, много злодеяний совершили, ибо грехи наши умножились. И приказ царя стал суровее, согласно пророку, который говорит: «Все это свершилось с нами за грехи наши». И сей приказ распространился не на один город или область – от Византии до Тигранакерта с его обширными землями и областью христиане были погружены в траур в его царствование. И это случилось не по воле царей, а по воле Божьей и из-за наших грехов. Вновь исполнилось пророчество Исайи: «Плешь на ваших головах: за вашу гордыню, и надменность вашу 1242 , и разврат» 1243 . Ужели Господь Бог не посетит своих слуг; и причинивший им страдания не смилуется над ними, и не спасет разумное стадо свое от озверевших волков – царей народа стрелков, и не уничтожит их царства над нами! Аминь. Ибо за это время вся страна была вытоптана конями и опустошена и уменьшился урожай от копыт: недоставало хлеба и плодов. Но земля Осхо 1244 по дарованной Богом милости изобиловала хлебом. Это изобилие и стало причиной их мученичества. Своим слабым разумением я поведаю кратко об истории отважных и мужественных мучеников дьякона Маргарэ и Шаримана. Сии славные мученики были из земли Тчсис, по происхождению христиане, исповедовали веру св. Лусаворича. Земля Восит находится в Сирийской Месопотамии, между Тигранакертом, Мердином 1245 и Эдессой, из прославленного селения Тургуран. В их селении был некий нечестивый судья по имени Махмет. Видя, что в Тургуранском крае выдался большой, обильный [урожай] хлеба, он алчно думал над тем, как бы незаконно собрать с них податей и дахеканов больше установленного. [И вот] он вызывает к себе танутэров села и хитростью берет у них якобы в долг дахеканы, но затем, открыто проявив свою алчность, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Некая благочестивая женщина, расстелив свой головной платок перед святым и собрав всю кровь по каплям, с великой надеждой понесла к себе домой. Неверный тиран повелел сторожить тело, дабы верующие, придя ночью, не украли его; в случае же поимки кого-нибудь [он приказал] наказать таковых, дабы [тело] его осталось там на съедение зверям. На третий день, в то время как стража охраняла тело святого, с неба снизошел на славное тело свет. Видя это, толпа верующих и неверующих вознесла хвалу Богу. Тогда неверный судья повелел христианам взять и согласно своим обычаям похоронить небесное сокровище. Услышав об этом, собрались все – священники и народ и, взяв тело, понесли похоронили в храме святого воителя Саргиса. А неверный судья повелел схватить христиан и многих наказал; и, отняв у них тело блаженного, они понесли и бросили на место казни, требуя от христиан драгоценностей, и, только получив требуемое, они разрешили пойти и взять тело святого. С большими почестями [христиане] похоронили святого в монастыре св. Карапета и св. Григора Лусаворича во славу Бога Христа. Мученичество Закарии Ахтамарци Памяти армянского католикоса Закарии Ахтамарци, зверски замученного курдским эмиром Аздином, в армянской средневековой литературе посвящены три произведения: предлагаемое в русском переводе мученичество, элегия 1154 и «Гандз» 1155 . Первые два сочинения принадлежат перу Григора Хлатеци, третье – Григору Ахтамарци, ученику Закарии Ахтамарци 1156 . О том, что «Мученичество Закарии» написано Григором Хлатеци, сообщает в своей «Истории» Товма Мецопеци: «Сей Амир Ездин, восставший против Юсуфа, правителя Востана, в 842 г. убил католикоса Ахтамара, которого звали Закарием. Историю его можешь прочесть в Прологе св. вардапета Григора» 1157 . Об этом же свидетельствует почти буквальное соответствие мученичеству элегии, оставленной Григором Хлатеци в памятной записи к переписанной им в 1393 г. рукописи Евангелия 1158 . В тех же выражениях и с теми же подробностями в элегии описывается смерть Закарии Ахтамарци, единственное различие с мученичеством – стихотворная форма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В это время царь, прослышав о жестоких насилиях и притеснениях, чинимых в стране Армянской [персидскими] чиновниками, послал трех [своих] верных вельмож навести в стране порядок. Одного из них звали Нато, он носил титул «дровандакана» 906 , второго – Пероз, этот был мобетом 907 области Рей 908 , и третьего – Хойап, сей был придворным царя. Прибыв в Армению, они многое упорядочили. И как-то, устроив публичное судилище, они по царскому приказу заняли судейские места. Тогда нечестивые мужи известили вельмож: «В тюрьме находятся трое мужей, которые отворотились от нашей веры и приняли христианство, некий ражик 909 , по имени Нерсес, некий Саак из Атрпатакана 910 и некий перс Иезидбузид». И те приказали привести их. И вот мобет говорит Нерсесу: – Почему ты стал христианином? Блаженный сказал: – Моя мать была христианкой, и я с детства уверовал в Христа, ваша вера мне совершенно чужда. Мобет] спросил и Саака. И тот сказал: – Я с детства христианин. А блаженный Иезидбузид стоял позади и тихим голосом пел шестой псалом: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня» 911 . И [судья], отделив тех, говорит Иезидбузиду: – О ты, несчастный, почему ты отрекся от светлой веры, уверовал в темное христианство да еще, насилуя себя, продолжал приносить жертву огню? – Да, приносил жертву, но я лучше тебя разбираюсь в магии. И если позволишь, я поведаю тебе, и ты поймешь, насколько лучше любой другой вера христианская, изучив которую я пришел к твердому убеждению, что только христианство может спасти от страшной смерти. Услышав это, мобет приказал сорвать с него одежду и клобук. Святого стали бить по голове и с корня выдрали бороду. Затем велели еще на три дня заключить в темницу трех блаженных. После чего вновь привели их [на допрос], но и на этот раз не смогли сломить. Тогда их заперли в какой-то комнате, не давали есть и пить, и мобет приказал всю ночь окуривать их дымом. Измученные святые кричали и взывали: «Поспеши, Боже, избавить нас, поспеши, Господи, на помощь нам» 912 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А он отвечал им: – Хоть я и юн, но не безрассуден. Даниил, будучи двенадцати лет от роду, обличал старцев. Иосиф в том же возрасте благодаря своей мудрости управлял всем государством фараона. Я лучше вас разбираюсь в ваших россказнях и [знаю], что они лживы и суетны. Тогда они сказали ему: – Не сходи с ума и не говори чепухи, как младенец, не думай, что ты мудрее и умнее наших вождей, давших нам это учение. И блаженный ответил им: – С детских лет своих я был отдан [в школу] для овладения учением вашим. Однако, видя омерзительные дела наставников ваших, я бежал от них. И теперь вы хотите, чтоб я принял такую веру? [Нет], я не последую вашим гибельным советам. Поняв, что воля его тверда и он не прислушается к их словам, они решили дать ему выпить завороженной воды в надежде на то, что он, потеряв разум, обратится к своей вере. Однако он осенил [воду] крестным знамением, и [ворожба] не подействовала на него. Тогда отец и братья стали бить его палками, бранить и говорить: «Не [обрекай] себя и нас на гибель». Он же, уповая на Бога, стойко, с великим терпением переносил [все]. И они оставили его в тех же оковах и много дней держали [в таком состоянии]. Не видя выхода из положения, некоторые из близких, любящих [его] священников, будучи невежественны, сказали ему: «Притворно согласись выполнить их волю и освободись от этих оков. А затем иди куда пожелаешь и исповедуй христианскую веру». Думая, что они дают ему правильный совет, он согласился исполнить их волю и обратиться в прежнюю веру. Те, обрадовавшись, отпустили его. По истечении же нескольких дней он вспомнил об обете веры, принятой им ранее. «Почему я, как глупец, поддался обману», – [говорил он себе]. И тайно отправился в Мазазскую область 1067 , то есть в Бджни, в Ишханский монастырь, расположенный между двумя высочайшими горами и окруженный густым лесом, к некоему пустыннику, которого звали Саргисом, просить у него совета, как жить дальше и куда ему идти, [ибо] муж сей сиял на нашей земле своей святой жизнью и отшельничеством и был украшен священническим даром. По его совету он отправился в гавар Севордеац 1068 , в прославленные и знаменитые монастыри Ахпат и Санаин 1069 . Там жил он в истинной вере, приняв имя Иосеп. Он написал родителям и известил их о своей вере в Христа, сообщив: «Я есмь христианин».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А тот говорит: – Молчите до дня их поста, в этот день мы подвергнем его обрезанию. Если же он воспротивится, предадим его мучительной смерти. И они хранили молчание до последнего дня недели Масленицы, а в означенный день пошли схватили его и увели с собой. Увидев это, родители с горьким плачем и стенаниями пошли за ним. Тогда он сказал им: – Добрые мои родители, не плачьте о моей смерти, а плачьте о погибели моей [души]. Молю вас, не дайте вашему труду, [затраченному на меня], пропасть и благословите меня, ибо сегодня я, подобно Иакову, стану мучеником Христовым. И родители, протянув руки, осенили его крестным знамением, благословили и сказали: – Да поможет тебе заступник твой Бог . Иди с миром, и да будет сам Христос с тобой. Неверные отвели его к кадию, а он отправил к эмиру, передав: – Заставьте его вторично отречься [от христианской веры] и совершите обрезание. Дойдя до крепостных стен, он остановился и сказал: – Куда вы меня ведете? Здесь я оседлал коня дьявола и отрекся от Христа, здесь я и умру. Он устремил взор [к небу] и глазами души узрел Христа, снисшедшего со множеством ангелов и сонмом мучеников, которые несли ему неувядаемый венок. И [Христос], подбадривая, укреплял его к бою и обещал лучезарную обитель. И просветлевшее лицо его стало прекрасным. Воздев руки к небу, он воскликнул: – Верю в Христа, Бога моего, создателя неба и земли. Вырвавшись из их рук, он побежал и упал на землю и, осеняя землю крестным знамением, стал бросать ее в рот и говорить: – Здесь убейте меня за Христа. Тогда неверные бросились на него как бешеные псы, камнями и палками проломили ему голову, и мозги окропили землю, и он упал замертво перед ними, и многие решили, что он умер. А он неожиданно пришел в себя и, сев, стал кровью омывать лицо и говорить: – Вот неоскверненная чаша, которую я сегодня испил, и вот честная смерть, которой я удостоился. И сказали неверные: – Не бойся, скажи одно лишь слово, и мы лекарствами исцелим тебя. Но он вторично признал Христа своим Богом и, еще раз осенив землю крестом, бросил себе в рот. [Затем], скрестив руки на груди, громким голосом воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В Византии для армян, желавших присоединиться к правосл. Церкви, был выработан особый чин принятия (Τξις γινομνη π τος ξ Αρμενων πιστρφουσιν). Его древнейший известный текст (восходящий, по мнению Троицкого, к XI в.) включает Миропомазание и анафематствование всех ересей: Ария, Нестория, Евтихия с Диоскором и Севиром, «дерзнувших внести смешение в Церковь и признавать плоть, которую воспринял от нас Сын Божий, нетленною и не подобострастною (μοιωπαθ) нам», отвергающих Халкид. Собор «и не говорящих, что Христос - два неслиянных и нераздельных естества», «вводящих единое естество и единое естественное хотение и единое действие Спасителя», «не поклоняющихся честным и святым иконам, ни самому образу Животворящаго Креста прежде, чем не освятят, как они говорят, крещением» (иконоборческие тенденции проявлялись в Армении в основном в приграничных с Византией областях, где с сер. IX в. иконопочитание воспринималось как «ромейский» обычай; уже в нач. XII в. в трудах Ованнеса Саркавага окончательно формулируется положительное отношение ААЦ к иконам), «признающих Божество страдавшим на кресте и не исповедующих, что Один и Тот же был страдавшим по восприятию (τ προσλμματι) и бесстрастным по Божеству», «вводящих к трисвятой песне хульное прибавление Петра Гнафея и говорящих: Святый Бессмертный, распныйся за нас», «по иудейскому обычаю» употребляющих при священнодействии опресноки и совершающих жертвоприношение животных (матах), а также вводящих др. посты и допускающих сырно-молочную пищу в субботу и воскресенье и мясную - в Неделю сырную ( Троицкий. С. 242-244). Имеются отдельные свидетельства и о практике перекрещивания переходящих в Православие армян, что, возможно, являлось результатом временного ужесточения или реакцией на аналогичную практику ААЦ по отношению к халкидонитам, принятую при католикосе Анании Мокаци (946-965). Взгляд на армян как на крайних еретиков распространился из Византии и на Русь, о чем свидетельствует сказание о прп. Агапите в Печерском Патерике.

http://pravenc.ru/text/76124.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010