Важная черта памятников этого периода – близость к историческому повествованию. Формальные и жанровые другие изменения обусловлены фактом проникновения в мученичества исторического стиля, отражения реальной жизни. Каноническими становятся вступления исторического характера: мученичества Хосрова Гандзакеци (1167 г.), Иосепа Двинеци (1170 г.), Теодороса Кесараци (1204 г.), Григора Балуеци (1290 г.), Григора Карнеци (1321 г.) 40 . Такие вступления-предисловия часто превращаются в исторические очерки о политическом и социальном положении народа. Судебное расследование, допрос мученика, описание его мучений и смерти начинают носить весьма схематичный характер. Герои в плане мартирологического идеала «мельчают», они уже не похожи на идейных, монументальных, цельных героев мученичеств раннего периода, которые всей своей сутью сознавали смысл мученичества и готовы были к смерти. Если в ранних мученичествах для создания цельного художественного образа подробно описываются усилия мученика по достижению совершенства, то теперь эти описания опускаются и побуждения мученика просто фиксируются. Меняется также характер конфликта. В его основе теперь лежат повседневные бытовые события: попытка насильно женить христианина на мусульманке («Мученичество Хосрова Гандзакеци»), нищета христианина, отсутствие возможности выплатить долг («Мученичество Теодороса Кесараци»), разнузданное отношение мусульманского правителя к армянской женщине («Мученичество Тамар Мокаци»), злоупотребления налогосборщиков («Мученичество инока Маргарэ и Шахримана») 41 или вообще какой-нибудь незначительный повод. Во всех этих случаях единственным путем спасения может стать вероотступничество. Мученики часто изображаются в условиях реальной жизни и быта, что способствует конкретизации образа. Они становятся более «земными», наделенными человеческими слабостями. Канонический характер приобретает изображение реальной жизни, отражение явлений, которые вошли в быт армянского народа, жившего под игом иноземных захватчиков, например, обычай водить изувеченного мученика по городам и селам с целью устрашения христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В армянских мученичествах нередко подвижниками христианской веры являются представители мусульманских народов. В нашей агиографической литературе можно назвать несколько таких имен, память которых отмечается церковью. К ним относится и Иосеп Двинеци. Сами агиографы усматривали в подобных фактах яркие примеры для пропаганды истинности христианского вероучения, а память таких мучеников считали достойной большего возвеличения и почитания, чем подвижников из среды христианских народов. «Мученичество Иосепа Двинеци» относится к тому же времени, что и «Мученичество Хосрова Гандзакеци», и по историческим сведениям, содержащимся в них, они дополняют друг друга. Мартиролог начинается маленьким традиционным вступлением, в котором автор в общих чертах описывает тяжелое положение христианских народов под пятой сельджукских завоевателей. «Христианские народы испытывают великие притеснения и страдания от всевозможных беззаконий, чинимых безбожным и неверным народом турок. Особенно сейчас, [в правление] грозного и побеждающего в войнах великого халифа Ильдегиза». Гандзакский эмир Ильдегиз, стремившийся создать единое монолитное государство, «покорил многие страны» и постарался навести относительный порядок в пределах своего эмирата. Автор, отмечая, что «в годы его правления во многих странах царил мир», в то же время подчеркивает, что это спокойствие и мир достигались жестокой расправой с непокорными: «А непокорных его воле он стремился подчинить своей власти. Вследствие этого многие были замучены им и умерли во имя любви к Христу». Прав Я. Манандян, когда пишет, что христианолюбие турко-сельджукских эмиров «надо принимать с некоторыми оговорками». «По приказу Ильдегиза, – продолжает он – был предан мученической смерти Иосеп Двинеци, в 1170 г. В его правление был казнен также Хосров Гандзакеци. В 1182 г. в городе Карине, в центре эмирата Салдуха, погиб мученик, турок по национальности, Орданан, а по приказу Шахи-Армена Мпрана был камнями побит священник Авет» 1058 . В «Мученичестве Иосепа Двинеци» отразились социально-экономическое положение армянского народа, жизнь городов и сел средневековой Армении. В нем встречаются сведения о быте, нравах как мусульман, так и христиан. В этом отношении весьма интересно описание того, как христианское население села Норагавит уговаривает управляющего деревней отпустить за большой выкуп принявшего крещение Иосепа. Страницы эти свидетельствуют о внутренней солидарности христианского населения, противопоставляемой произволу и насилию завоевателей. Собрав часть выкупа, христиане добились освобождения Иосепа. Чтобы добыть остальную часть, они «решают водить его [по городу]» напоказ людям как подвижника христианской веры. Обычай этот, видимо, был распространен как у христиан, так и мусульман. После мученической смерти Иосепа мусульмане «отрубили ему голову, чтобы увезти в страну свою [напоказ] для сбора денег».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

805 Багван (Багаван) – буквально «святилище», «место кумиров или жертвенников». Крупнейший культурный центр языческой, а затем и раннехристианской Армении. 807 М. Авгерян предполагает, что речь идет не о персидском царе Шапухе (241–272), сыне Арташира, а об аланском царе, после смерти которого на престол вступил Гигианос (или Датианос), примерно в 130-х годах. Переписчик, который по ошибке принял аланского Шапуха за персидского царя, соответственно говорит об армянском царе Хосрове, современнике Артавана и Арташира (226–241). Доказательством этого для Авгеряна служат слова Сукиаса: «Я был соратником царя Шапуха» или «по природе своей мы люди, и с Аланского двора, бежали от нечестия и безбожия царей аланских», и еще: «Я был вторым сановником государства», «Шапух скончался и на престол вступил Гигианос» (см.; М. Авгерян. Полное собрание житий святых, т. II, 1811, с. 129). 811 Здесь, согласно Истории Мовсеса Хоренаци, впоследствии был похоронен главный жрец Мажан (см.: «История Армении Моисея Хоренского», перевод Н. Эмина, с. 104, 114). 812 В приложении к переводу Всеобщей истории Асохика Н. Эмин дает такое объяснение: «Второй сановник государства – первое лицо после царя. Это было звание, которое давалось родовитому лицу за важные заслуги. Так, при Вахаршаке вторым был какой-то Миднанин из рода Аждахака. Сановник этот во время дворцовых выходов возлежал возле царя, занимая таким образом второе место после него, . Можно думать, что это звание было наследственным в роде потомков Аждахака, переселенных Тиграном I в Армению, ибо мы видим из Моисея Хоренского, что Арташес по воцарении своем жалует второе место Аргаму, танутэру армянских мидян» (кн. II, гл. 47). (См.: Историю Армении Моисея Хоренского, с 302). 813 М. Авгерян предполагает, что военачальник указывает на крест, перед которым молятся Сукиасяны (см.: М. Авгерян. Указ. соч., т. II, примеч. 8, с. 118). 816 Сусанна – красавица иудейка, несправедливо обвиненная старейшинами в нарушении супружеской верности, была оправдана и спасена от смертного приговора юношей Даниилом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Однако общие жизненные интересы, культурные и родственные связи, общность церковных обрядов армянского и грузинского народов были настолько крепки, что вероотступники и ставленники персидского двора оказывались окруженными всеобщим презрением и осуждением. Дом бдешха Ашуши, о сыне которого, Вазгене, повествуется в «Мученичестве Шушаник», являлся культурным очагом, в котором бывал также Месроп Маштоц: Ашуша оказывал ему всяческое содействие в его просветительской деятельности. Вот что пишет об этом биограф Маштоца Корюн: «Тогда ишхан таширцев, муж почтенный и боголюбивый, которого звали Ашуша, предоставил ему себя и весь гавар свой. Он же [Маштоц] повсюду распространяемое учение свое развернул [и здесь] не менее, чем в других гаварах» 840 . Сам бдешх Ашуша был свояком Амаяка, брата Вардана Мамиконяна. Женой Ашуши была Анушврам Арцруни, Амаяка – ее сестра Дзвик. После гибели Вардана и Амаяка на Аварайрском поле Ашуша в 455 г. вместе со многими отпрысками нахараров, павших при Аварайрской битве, вызволил из Ктезифона племянников и внуков Вардана Мамиконяна, где те находились в качестве заложников, и привез к себе. Они росли и воспитывались в доме Ашуши под опекой Дзвик и Анушврам 841 . Среди них были Ваан Мамиконян, впоследствии возглавивший освободительную борьбу армянского народа против персидского владычества (481–484), и известный армянский историк Лазар Парбеци, по заказу Ваана Мамиконяна написавший свою «Историю». Гугаркское бдешхство, в котором происходили драматические события, описанные в «Мученичестве Шушаник», являлось пограничной областью между Арменией и Грузией и попеременно переходило из рук в руки. Гугаркский бдешх был одним из могущественных правителей-наместников. Войско его доходило до 18–20 тысяч. Население Гугарка было смешанным с преобладанием армянского этнического элемента и языка. Известно, что Шушаник ввела в Цуртавской церкви богослужение на армянском языке 842 , что превратило Цуртав в один из центров армянской культуры. Находясь в вассальной зависимости от сасанидских царей, Гугарк, как и другие области Армении и Грузии, испытывал постоянное политическое и религиозное давление со стороны персов, которое отрицательно сказывалось на его внутренней жизни и усиливало антиперсидские настроения. Такова та культурная, политическая и географическая среда, которая породила «Мученичество Шушаник».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И действительно, данные, содержащиеся в тексте, убеждают, что великий Атом Гнуни, деятельность которого охватывает 450–465 гг., участник Арташатского собора, а затем Варданидской войны, с другими нахарарами угнанный в Персию, затем выступивший перед персами в качестве обвинителя Васака, и участник Ваанитской войны (480-е годы), Акорской и Нерсесапатской битв, упоминаемый последний раз в войне с персами в Иверийских краях, – две разные личности. В последней войне пали аспет (начальник конницы) Сюни, Васак Мамиконян, брат Ваана, и многие другие, которые после этой войны больше не упоминаются; среди них были Атом Гнуни, его брат Аростом, Нерсех Ервандуни и другие. Здесь интересно совпадение в мученичестве и в «Истории» Парбеци имен соратников, окружавших Атома Гнуни. Это Нерсех Ервандуни из «Истории» Парбеци, соответствующий Нерсеху Арвандуни мученичества, Варс из рода Востан (по другому списку – Вардзавор Востаник) и Вардз из рода Камсаракан у Егишэ и Парбеци. Если учесть, что Камсараканы происходили из Аршакидского рода, то понятно будет выражение «Востан танэ» (из царского домена). Следовательно, «Варс Востан танэ» и «Вардз азгэн Мамиконян» одна и та же личность. Сведения о гибели Атомянцев, по мнению О. Торосяна, у Парбеци не сохранились, так как та часть его «Истории», где говорится о смерти аспета Сюни и Васака Мамиконяна, а также о тех, кто с ними принял мученическую смерть, дефектна. Васак и Саак, оторванные от основной части уже разбитого войска, продолжали борьбу. Персы преследовали их; отдельные группы армянских воинов, наспех укрепившись, оказали отчаянное сопротивление и бились до последнего. Среди них, видимо, находились Атом и его соратники, все до единого павшие смертью за свободу родной земли. Мученичество св. Атома и сына его, а также Варса, Нерсеха и Вардзавора Мужи, братья и отцы, народ боголюбивый, вы собрались, преисполненные страха Божьего, почтить память святых мучеников. С превеликой охотой хочу поведать вам о храбрости мужей и мученической кончине святых, которые погибли во имя Христа и нам оставили [добрый] пример, дабы, узнав об их жизни, мы еще более укрепились в вере. Да ниспошлет человеколюбивый Бог мне, говорящему, дар [проникновенного] слова, а вам, слушателям, священникам и народу, старцам и отрокам, юношам и девам и [людям] всех возрастов, умение внимательно следить [за моим повествованием]. Итак, очищайте мысли и думы ваши, внимая [повести] о борьбе с врагами святых мучеников, наделенных Божественной силой, чтобы последовать за теми, кто проложил нам прямой путь в верхний Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

854 В тексте «антипатр», искажение «антипатоса», что по-гречески означает «исполняющий обязанности ипата». Армянский синоним слова – «бдешх», то есть правитель пограничной области. 857 Спарапет – верховный военачальник всех войск древней Армении. При династии Аршакуни и в марзпаиский период должность спарапета была наследственной принадлежностью рода Мамиконян. 867 Коврик – в «Памятниках армянской агиографии (Ереван. 1973, с. 213) маленький молитвенник. Здесь следуем П. Мурадяну, который убедительно показывает, что помимо «молитвенного дома» значит коврик, циновка, на которой творили молитву (см. П. Мурадян, Текстологические наблюдения. Историко-филолог. журнал. Ереван, 1991, 1, с. 141–142). 868 Епископ Самуэл был архиепископом престольного города Иверии – Мцхеты. Имя его засвидетельствовано в «Житии Маштоца» Корюна. Согласно Корюну, Самуэл был видным сподвижником Маштоца: «И вот тех, которые были собраны из отдельных и разрозненных племен, он [Маштоц] связал Божественными заветами и сделал их единым народом, восхваляющим Единого Бога. Из них же нашлись достойные для возведения в сан епископа; имя первого из них Самуэл; он был мужем святым и благочестивым, ставшим епископом при царском дворе» (Корюн. Житие Маштоца. Пер. Ш. Смбатяна и К. Мелик-Оганджаняна. Ереван, 1962, с. 101). 871 Точная дата смерти Шушаник неизвестна. По подсчетам М. Орманяна 17-е число месяца калоц по подвижному календарю соответствует 15-му декабря 470 г., а по неподвижному – 25-му декабря 470 г. Акинян считает, что Шушаник умерла в промежутке времени от 470-х до 480 годов. К. Кекелидзе, основываясь на сведениях армянских синаксариев, которые он считает более близкими к истине, чем грузинские, время смерти Шушаник указывает между 472–476 гг. (см.: К. Кекелидзе. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956, с. 9). Подробнее об этом см.: М. Орманян. Азгапатум, т. I, ч. I. Бейрут, 1959, с. 450. 873 Исключение составляет «Мученичество Ваана Гохтнаци», один из лучших памятников армянской агиографии, представляющий собой оригинальное и высокохудожественное произведение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А в мрачные и сумеречные дни, в злополучное и горестное время наше, когда в нас иссякло всякое добро и мы отдалились от дел добродетели, [подвизалась] какая-тο женщина из Мокской области, христианка по вере, армянка по роду-племени, стройная и прекрасноликая, по имени Тамар, названная Гоар 1176 , жена некоего христианина по имени Тума. И по наущению дьявола из-за ее красоты воспылал к ней преступной страстью некий курд из той же Мокской области и хотел отнять жену у мужа, а мужа женщины убить. Исполненная великой веры, женщина эта Тамар, узнав об этом, сообщила мужу своему. И, собравшись, они взяли своего сына и все вместе бежали на неприступный остров Ахтамар. Через четыре-пять лет, или около того, муж и жена по каким-то своим делам вышли в открытое море, причалили к городу Востану и сошли на берег. Их увидели неверные курды и опознали. Схватив женщину, они стали громко кричать: «Она некогда приняла мусульманство». Затем нашли лживых и нечестивых свидетелей и повели их к Амираздну и его жене Пашахатун. Амираздн не придал значения их словам. Но жена его была туркменкой; по природе злой, распутной и наглой была сия вторая Шамирам 1177 . Она обещала сделать ей добро, если та отречется от веры Христовой. В случае же отказа грозилась подвергнуть страшным пыткам и предать мучительной смерти. Но благолюбивая женщина Тамар была воспламенена божественным огнем любви к Христу. И охваченная Христовой любовью, она не польстилась на ее обещания и угроз ее не устрашилась. А мужественно, безбоязненно и бесстрашно, с необычайной смелостью, открыто и серьезно отвечала: – Никогда я не отрекусь от Христа моего, в которого уверовала и верю. Ибо он есть Слово и Сын Божий, рожденный святой Девой Марией, творец всего сущего, видимого и невидимого. Господь и судья живых и мертвых. Когда же царица вновь стала угрожать и сулить дары, Тамар сказала: – Почему ты медлишь, Паша, и не приводишь в исполнение свои угрозы? Я готова умереть во имя Христа, Бога моего. А если ты думаешь, Паша, что я соглашусь принять твое предложение за обещанные тобой почести, то [знай, что] этого никогда не случится. Если даже ты посадишь меня на свое место и дашь мне все богатство своего княжества и власть, которой ты обладаешь как правительница, и сделаешь меня царицей мира, я не смогу променять мою любовь к Христу [на все это]. Поэтому свои угрозы страшными истязаниями замучить меня, о которых ты говорила, обруши на меня скорей и немедля приведи их в исполнение, ибо я не отрекусь от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Из армянских историографов довольно обстоятельные сведения о фактах времени и казни Амазаспа и Саака сообщает Гевонд, современник событий. Его «История халифов» – достоверный источник по этому периоду, который служил источником и для нашего автора. Однако в некоторых вопросах последний располагает более подробными сведениями. Следовательно, надо полагать, что он либо пользовался еще каким-нибудь источником, либо сам был современником этих событий. Историк рода Арцруни Товма Арцруни обходит молчанием эти события, оговаривая, что «историю их времени (востиканов. – К. Тер-Давтян), написанную другими до нас, мы сочли лишним повторять» 999 . Товма Арцруни имеет в виду в первую очередь Гевонда. Степанос Таронеци лишь одной фразой касается мученичества Саака и Амазаспа: «В царствование Мусы восприняли мученическую смерть Саак и Амазасп, которым снесли головы мечом и затем повесили на шестах в 234 г. (785 г.)» 1000 . Других свидетельств относительно мученичества Амазаспа и Саака нет. Мученичество представляет интерес как исторический источник, дополняющий Гевонда и позволяющий внести кое-какие коррективы в оценку событий. К таким дополнениям следует отнести сведения о Давиде Мамиконяне, которому Амазасп и Саак, прежде чем отправиться в город Партав, «передали управление краем». Далее, Гевонд ничего не сообщает о конце Меружана 1001 . Он лишь пишет о нем: «Но так как он не по воле, а из страха грозной смерти сотворил это, то, может быть умилосердится над раскаянием его Христос» 1002 . Из Мученичества узнаем, что отрекшийся в угоду арабам от христианства Меружан с княжескими почестями был отправлен в Васпуракан «править вместо братьев». Услышав об этом, навстречу ему поспешил Давид Мамиконян и «отсек мечом его главу, смыв позор с рода Арцруни». Интересны также сведения агиографа относительно причин ареста и казни Амазаспа и Саака. Гевонд объясняет это желанием арабов завладеть их богатством. Опираясь на Гевонда, Орманян приходит к тому же заключению. «Ибо, – пишет он, – князей Арцруни нельзя было обвинить в чем-нибудь другом, кроме руководства Васпураканским восстанием и битвы за Арчеш. Но это были дела десятилетней давности, и современные халиф и востиканы предали их забвению» 1003 :

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Бдешху] принесли уборы и украшения ее и поведали обо всем, что сказала блаженная. Нечестивец пришел в неописуемую ярость и угрожал блаженной рабе Христовой [новыми] мучениями. Не в силах унять своего гнева, он вскочил и со множеством слуг пошел и отыскал ее в церкви. Не дождавшись [окончания службы], он вошел и стал жестоко избивать ее палкой, и, схватив за волосы, выволок из церкви. Никто не осмеливался приблизиться и освободить от рук волка агницу Христову. Лишь один из священников сказал: «Зачем так немилосердно истязаешь ее?». Тогда он излил всю свою ярость на него и нанес ему страшный удар. Весь народ, и мужчины и женщины, плакал навзрыд. А он, подобно разъяренному дикому зверю, набросился на всех и начал бить их, а потом поволок блаженную по земле, по колючкам и камням. Затем приказал доставить ее во дворец. Все тело ее было разодрано, ибо земля была покрыта терниями. Кровь [сочилась] из тела ее и обагряла землю. Войдя во дворец, он вновь, сильнее прежнего, стал осыпать ее ударами. Блаженная же раба Божья не издала ни звука, а вручила себя Христу и долготерпению и переносила [все] с великой силой, не обращая внимания ни на то, что ее волокли, ни на избиение. Накидка, покрывавшая тело и голову, сорвалась. И так, с непокрытой головой и в изодранном платье, она прикрывала себя [волосами] и благодарила Господа за все приключившееся с ней. Нечестивец же не стыдился и не жалел ее, но, движимый дьяволом , подобно разбушевавшемуся потоку хотел унести светлую жизнь и святость блаженной и говорил: «Пусть поможет тебе Христос и молитва отцов твоих, на которых ты уповаешь». Он приказал заковать ее в железные кандалы и бросить в тюрьму, а также надеть на шею цепь, вбить в стену железный кол и привязать к нему, затем скрепил кандалы и цепь [своею печатью]. Он приставил к ней стражу, настрого наказав глядеть в оба и никого к ней не впускать. Приказал держать на одном ячменном хлебе и воде и говорил: «Теперь радуйся доставшимся тебе истязаниям и горьким оковам, которыми я буду мучить тебя до самой смерти». Княгиня говорит ему в ответ: «Я рада мучениям, которым ты подвергаешь меня, ибо [благодаря им] я удостоилась наследства святых отцов моих, которых ты поносишь, как и Бога, ты, отступивший от Бога и ставший врагом истины. Чем больше ты меня истязаешь, тем больше моя непреходящая радость, ибо временные невзгоды уготавливают мне великую славу, которую ничто не может поколебать во веки веков. Тебя же постигнет справедливая Божья кара во дни [второго] пришествия».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Епископ отвечает ей: «Слова твои справедливы, но следует подумать и о том, что, если он еще больше разгневается и распалится, станет чинить зло за злом монашескому чину и народу. Пойдешь к неверному, этим, возможно, хоть немного утишишь гнев его». С такою же мольбою обратился к ней брат бдешха. Вняв настояниям и горячим мольбам всех, блаженная [наконец] согласилась исполнить их волю и сказала: «Я исполню вашу волю. Но знаю, что он подвергнет меня мучениям. Вы же воротитесь каждый к себе и оставите меня одну. Но я не одна, ибо со мной Господь мой, на которого я уповаю. Господь мой помощник, и я не убоюсь. Что может сделать со мной тот злодей?». И она пошла с ними. Но, войдя во дворец, она не захотела пойти в свои покои, а заперлась в маленькой келье и стала молиться Богу, говоря: «Господи Боже, на тебя уповаю. Смилуйся надо мной, смилуйся! Ты – помощь оставшимся без помощи, сила для колеблющихся, надежда для отчаявшихся, успокоение для удрученных, утеха для смятенных, утешение для обиженных, право и правый суд для бесправных, здоровье для недужных, отрада для приунывших, прибежище для гонимых, исцеление для разбитых душой, защита для терпящих бедствие, богатство для обездоленных, милость для страждущих, отдохновение для тружеников, сила для истязуемых, для связанных освободитель от [пут], отец для сирот, родич для безродных, опора для всех тех, кто ищет в тебе приют и уповает на тебя. Дай мне силу, терпение и стойкость смести ярость отступника, [которую он обрушит] на меня по наущению лукавого, содержи меня в святости и чистоте, в истинной вере в Отца и Сына и св. Духа Ибо ты сам знаешь, Господь мой, что с детства я возненавидела и презрела грех и возлюбила твои заповеди. Вспомни слуг своих, отцов моих, дщерью которых я являюсь, которые возлюбили тебя, истинного Бога, и по их заступничеству помоги мне в предстоящей борьбе. У меня нет иных помощников, ни отца, ни брата и никого из близких, кто бы [мог] позаботиться обо мне как родной [человек]. Лишь ты, Господи Боже. Отец и правитель мой, не оставь рабу твою без своей защиты и милости. И дай мне силы в мучениях завершить жизненный путь мой, уподобившись отцам моим, и стать наследницей их удела и смерти. И ныне уповаю на тебя, спасшего святую Рипсимэ от царского гнева и посрамившего его. И меня, недостойную рабу твою, спаси от гнева отступника, ибо тебе принадлежит победа и ты победишь. И тебе слава ныне и присно. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010