И блаженные коленопреклоненно стали молиться и говорили: «Господи Боже, творец неба и земли, сотворивший все создания из ничего, ты – Бог истинный, отец Господа нашего Иисуса Христа, который явился и вочеловечился, спас мир тем, что был распят, погребен и воскрес. И св. Дух твой наполняет все твари. Ты создал первого человека и вложил в него разумную душу, чтобы наслаждаться ему сладостью рая, и повелел ему, указав, какие плоды он может вкушать и к каким по заповеди твоей нельзя приближаться. Ты поставил его господином над всеми. Но лукавый, позавидовав почету человека, обольстил его и вывел из рая и из жизни. Дарованное тобой по милости твоей людям они потеряли. Но ты, человеколюбивый и милосердный [Боже], не пренебрег созданием своим, а послал Единородного Сына своего, который пришел и подчинил людей твоей воле, просветил светом разума, и возлюбили они день пришествия Сына твоего. Господи милосердный! Воззри на рабов своих, полюбивших тебя со всей силой и уверовавших в истинные обещания твои, данные тобой твоим возлюбленным; дай нам, уповающим на тебя, силы, укрепи в войне во имя твое святое. Тогда дьявол с тираном будут посрамлены и имя твое будет славиться рабами твоими. Боже милосердный! Господи незлобивый! Воззри на уповающих и вверившихся тебе, дабы враг не растерзал разумное стадо овчарни твоей. Успокой, Господи, разбушевавшиеся волны, [готовые] обрушиться на нас, чтобы мы могли пристать к гавани мира. Дай силы надеющимся на тебя рабам твоим победить [врага] с помощью всепобеждающей силы твоей и не уподобиться дому на песке, разрушенному ветрами и дождями испытаний 815 . Утверди нас стойкими на скале веры Христа, Бога нашего. Воззри, Господи, по милосердию своему на рабов твоих, уповающих на тебя, и яви знамение победы своей вверившимся тебе, чтобы выйти [нам] чистыми из войны с тираном, теснящим нас. Не примешивай к нам горечи плевел с их суетными словами и не оскверняй зерна, схороненного тобою в Божественных закромах твоих. Не взращивай в саду нашем, он же имя твое, вредную траву, оскверняющую благословленные грозди, которыми ты заполняешь вечные чаны. Не дай дрогнуть стопам нашим, а укрепи десницей своей, и содержи в бесстрашии перед зримыми и незримыми врагами, и дай славу имени твоему, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Во времена владычества народа стрелков усилившееся вновь племя исмаильтян начало гонения на всех христиан, особенно же на страну Армянскую», – повествует автор мученичества. Это имело место при преемнике Газан-хана, брате его Олджейту, или Мухаммеде Худабанде, известного по армянским источникам под именем Харбанда (т. е. слуга осла). При нем начались жестокие гонения на христиан и введен был специальный подушный налог за исповедание христианской веры. Об этом налоге в «Мученичестве Григора Карнеци» сообщаются конкретные сведения. «Обложили христиан налогом, – пишет автор, – с каждой души ежегодно брали семь-восемь дахеканов, требуя либо отречься от Христа, либо внести дахекан. Этот налог они называли хараджем...» Взимали его начиная с двенадцатилетних детей. В памятной записи к «Истории Вардана Аревелци» говорится: «Это было в 756 г. нашего летосчисления, когда среди нас оскудела справедливость и приумножились беззакония, еще больше разгорелся гнев и ожесточились злодеяния народа стрелков в отношении нашего народа христианского, ибо появился из Хорасана одноглазый с отроческих лет человек, который грядет подобно Антихристу, по имени Харбанда, что в переводе означает слуга осла, сын Аргуна, сына Хулагу. Он хотел уничтожить христианство в странах Армянской и Грузинской, чему воспрепятствовал Господь, и не исполнился его злой умысел. Затем спутник сатаны задумал другое: разослал [людей] по стране, куда только ни простиралась его власть, нашить христианам постыдные знаки и соответственно количеству жителей взимать налог от 40 до 10 серебряных, по возможности [каждого]» 1143 . Налог этот за вероисповедание стал величайшим бедствием для христианского населения, если учесть еще и то, что монгольские чиновники чинили беззакония и нередки были случаи, когда они за год взимали его дважды или трижды. Чтобы ежегодно платить харадж, свидетельствует автор «Мученичества Григора Карнеци», население вынуждено было продавать свое добро и имущество. Не менее тяжелым было и презрительное отношение к христианам, открывавшее широкое поле для беззаконий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Армянские историографы отзываются о нем резко отрицательно. Степанос Таронеци пишет: «А вслед за Мжежом Гнуни в Армению прибыли персидские марзпаны. Прежде всего Деншапух, который умножил разврат и возжег Ормуздов огонь в Рштунике. Он заставлял христиан поклоняться огню, из-за чего многие умерли» 888 . Примерно то же говорит Вардан: «В ряду князей (т. е. марзпанов) после Мжежа являются Парсы: сначала Деншапух, усиливший скверное заблуждение (т. е. поклонению огню)» 889 . Поведение Деншапуха было нарушением тех условий, которые были приняты персами после восстания армян (481–484). Деншапух-Нихоракан после четырехлетнего марзпанства (548–552 гг.) был отозван Хосровом и назначен начальником персидского войска в войне с хазарами. Учитывая сложную политическую обстановку – войну с хазарами, а также стараясь извлечь пользу из догматических разногласий армянского духовенства с византийцами и укрепить позиции персов в Армению, Хосров, «прослышав о жестоких насилиях и притеснениях, чинимых в стране Армянской [персидскими] чиновниками», посылает нового марзпама – Вшнаса Ваграма 890 , а также «трех верных вельмож», которые, «прибыв в Армению, многое упорядочили». Они занялись и разбирательством дел заключенных, результатом чего явилось освобождение многих христиан, осужденных в период марзпанства Нихоракана за «веру в Христа». Как совершенно справедливо замечает Г. Алишан, 70-летний промежуток времени, начиная с марзпанства Ваана Мамиконяна до казни Иезидбузида (485–553 гг.), – наиболее темные годы нашей истории. На протяжении этого времени и всего того века у нас не было национального историографа, который мог бы сообщить нам обстоятельные сведения об этих годах 891 . Поэтому любое произведение (церковные послания, мелкие литературные памятники и пр.) может сослужить некоторую службу для освещения различных сторон жизни Армении этого времени. В частности, настоящее мученичество дополняет сведения иноязычных исторических трудов о городе Двине, вносит некоторые коррективы в имена персидских марзпанов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Многое сказал он им бесстрашно. И судья говорит: – Седовласый старик, пожалей свою старость и свои седины, не подвергай себя пыткам и мучениям. Григор же отвечает: – Написано в [Св.] писании, что лишь путем премногих страданий и мучений следует войти в тот покой, ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и широки врата и просторен путь, ведущие в ад. И многие идут по нему 1138 . – Какие же люди идут по нему? – спрашивает судья. – Те, – отвечает Григориос, – кто в угоду вожделению пьют, едят, чревоугодничая и пьянствуя, прелюбодействуют и блудят, грабят и убивают. Вот легкая и широкая дорога, ведущая людей на гибель и в ад. Разгневавшись, они раздели вардапета Григориоса по пояс и, уложив на землю вверх животом, нанесли ему триста ударов прутьями по животу и груди. Он же не переставал возносить хвалу и благодарения Богу. Все были поражены его терпением. Ибо он горел любовью к Христу и презирал невыносимые страдания. Тогда поставили перед тиранам и двух молодых мужей – Симеона и Киракоса, которые были лучшими в святой братии и хорошо знали Божий закон. Допросив их, они пытались лестью и угрозами убедить отречься от Христа и обратиться в их веру. А те, будучи учениками вардапета, ответили: «О неверный судья, мы рады покинуть сей мир, и увидеть царя нашего Христа, и достичь славы святых мучеников, до нас претерпевших мучения и пытки, умерших во имя Христа от нечестивцев, бывших до вас». Тогда безжалостный судья приказал дубинкам и размозжить им головы и тела их выбросить. Григориос, собравшись с силами, крикнул им: «О дети мои, пусть вас не искушают их обещания и преходящая жизнь эта. Потерпите немного и увидите Христа, прославителя вашего. И не страшитесь тех, кои умерщвляют тело и не имеют власти над душами вашими». Много другого утешительного говорил вардапет, пока Киракос и Симеон не отдали Богу души. Между тем жестокий судья приказал привести и тех, кто находился в тюрьме, задумав подвергнуть их тем же пыткам. Однако один из военачальников народа стрелков, по имени Татхара, вскочив на коня, [примчался] и со своим войском отбил у них узников и отпустил их с миром, пригрозив судьям: «Таких горожан истребляете! Что я отвечу хану, пославшему меня управлять этим городом?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Такова была смерть святого мученика Габриела, который, соответственно своему имени, причислился к сонму Гавриила. Подобно розе расцвел он телом в зимнее время, а душой приложился к чину ангелов. Память его да будет благословенна. И я, Акоп, слуга Бога и сего святого, видевший случившееся [с ним] и слышавший [его] ответы, во славу Божью написал [об этом]. И сие случилось в 1111 г. 17-го сентября, в среду. 793 Нам кажется правильным предположение Г. Алишана о том, что здесь речь идет о греческом уделе Армении (см.: Г. Алишан, Айапатум, ч. I, с. 26). 794 Фаддей – один из 70-ти учеников Христа, проповедовавший в Армении. В армянской житийной литературе сохранилось также «Сказание о мученической кончине св. апостола Фаддея в Армении». Имеется на русском языке в переводе Н. Эмина (см.: Н. Эмин. Переводы и статьи по духовной армянской литературе. М., 1897). 795 Хрюси – по-гречески «золото», по-армянски «воски». Согласно церковному преданию, отсюда произошло название «Воскяны». 796 Вотн-Цахко, то есть подножие Цахко, иначе Цахкотн – область в древней Армении, входившая в Айраратскую провинцию. 797 Аланская страна – простиралась от истоков реки Кубани на восток до среднего течения реки Терек. Аланы – предки современных осетин. 798 Арташес, или Трдат I, – царствовал с 66 г., в 72–75 гг. воевал с аланами. Я. Манандян считает, что после него на престол вступил Санатрук (75–110 гг.). (См.: Я. Манандян. Критический обзор истории Армении, т. II. Ереван, 1957, с. 12–14). 799 Г. Алишан предполагает, что здесь упомянут первый армянский поэт, которого Мовсес Хоренаци называет Вруйром. По другому списку мученичества (см.: Заря христианства армянского, т. I, с. 64). 802 В истории Армении было два царя Вагарша: Вагарш I (117–140/3) и Вагарш II (80-е годы II в – начало 90-х годов). Вагаршем I был основан г. Вагаршапат (см.: Я. Манандян. Критический обзор истории Армении, т. II, с. 33–34). Вагаршу II приписывается строительство Вагаршавана в Басене (там же с. 55). В тексте говорится о строительстве Вагаршакерта (Валашакерта), который находился в Багревандской области, но был известен еще с урартской эпохи под названием Anase (см.: С. Т. Еремян. Ашхарацуйц. Ереван, 1963, с. 81; на арм. яз.). Возможно, он был заново отстроен Вагаршем I, сыном Санатрука, но не исключено, что в мученичестве нашло отзвук строительство Вагаршавана или Вагаршапата.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Святой говорит: «Кому заставляете вы мне поклоняться – колдуну и заблудшему мертвому псу?». Зарычав, как разъяренные звери, и заскрежетав зубами, они набросились на него и стали немилосердно избивать. Затем привязали к тутовому дереву. Но, прежде чем дать себя связать, он пал на колени и стал молиться: «Тебя прославляю, Христос, с Отцом и всесвятым Духом». Варвары же, подбадривая друг друга, избивали его камнями. А блаженный стоял среди них, как овца среди волков. Не было человека, который сжалился бы над ним, и не было никого, кто поддержал бы его. Все пришлые и местные персы подобно бешеным псам, пускали в него стрелы упрека. И от града камней, который ливнем сыпался на святого, переломались все кости его и суставы разошлись. Тело кусками падало на землю. Так святой испустил дух во славу Бога, во исполнение слов Писания: «Души праведных в руке Божьей» 1043 . Вслед за этим тиран приказал накинуть на шею блаженного веревку и волочить на виду у народа по улицам христиан и за пределами города, считая это великой победой [мусульман]. Тогда сатана вкрался в сердца насильников, ибо они решили сжечь тело блаженного. Однако, брошенное в огонь, [оно] не загорелось. В ту же ночь пришли родители святого, взяли мощи мученика и похоронили на общем сельском христианском кладбище, не сознавая цены подвижника и в то же время страшась [гнева] поработителей. По истечении двух лет [мощи] были перенесены в часовню, [построенную] на том же месте кладбища. При перенесении мы были очевидцам и того, что веревка, которой были связаны его руки, не истлела и не пострадал ни один волос на голове. Мощи святого в обоих местах приносили много исцелений от всяких болезней во имя Бога. Поскольку Бог прославляет прославляющих его в этой жизни и на том свете 1044 . Однако давайте поведаем и о чудесном свечении, которое показалось над мощами святого. Его видели не только верующие, но и неверующие, и не один раз, а дважды. История первого [видения] такова: У персов села был обычай в дни поста держать муэдзина, чтобы тот среди ночи своим пением будил их к молитве; точно также он звал их на молитву и днем. Служитель безбожия, арабский 1045 волк, пришел в деревню, где находилась усыпальница св. Хосрова. Встав как-то ночью, он хотел призвать [армян] к отречению, но, поднявшись на возвышение, увидел на могиле св. мученика чудесное видение – ослепительный свет, который был гораздо сильнее солнечного света. Охваченный ужасом, он лишился дара речи, упал замертво и так пролежал до утра. Утром рано его нашли бездыханным словно мертвец. Персы стали спрашивать его: «Почему в эту ночь ты не встал и не разбудил нас, ведь мы тебя назначили для того, чтобы ты созывал нас к молитве».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Через шесть дней судья послал в темницу к святому своих служителей из совета старейшин, ученых-богословов и проповедников их лживого учения, чтобы побеседовать и, если возможно, уговорить, искушая святого мученика. И нечестивцы, войдя к нему в темницу, [почтили] его смертоносным приветствием и, сев перед ним, начали говорить: – Почему ты продолжаешь упорствовать и сидишь в подземелье, обрекая себя на смерть и пренебрегая своей жизнью? Для кого ты это делаешь и в надежде на что претерпеваешь подобные испытания и невыносимые мучения? Послушай нас и откажись от бесполезного своего решения. Встань следуй за нами, пойдем к нашему верховному законоведу, и ты получишь от него и от нас всех много даров и наград и избавишься от претерпеваемых тобой мук. Множеством подобных слов искушали они святого, пытаясь свести с пути избранного, но он, воспламененный любовью к Богу, ничего не отвечал пришедшим, но лишь говорил: – Я христианин и раб Христов по вторичному рождению в купели и истинный исповедник Божественности Христа. Не сумев поколебать и сломить твердости несокрушимой веры его, они обессилели в стремлении сломить его твердость, поднялись, посрамленные, и покинули [темницу]. А на следующий день судья, посоветовавшись, послал к святому других богатых и имущих князей, которые принесли с собой золото и серебро, благородные и драгоценные одеяния. Войдя, они положили все к ногам святого и по примеру первых уговаривали его. Тогда достойный всяческого блаженства мученик Христов узрел разумными очами души искушения лукавого и уловки, подстроенные через его нечестивых служителей, с презрением отстранил их и отказался от принесенных даров, и одно лишь восклицал: – Я христианин, христианин, ваше имущество и посулы даров пусть останутся вам на вечную погибель! И увидев непоколебимую твердость его веры, они, подобно ранее пришедшим, ушли посрамленные. По прошествии восемнадцати дней злобные оруженосцы в борьбе со святым мучеником потерпели поражение. Но и после столь невыносимо жестоких и горьких мучений, причиненных неверными святому телу мученика, они вынесли ему следующий смертный приговор: «Теодорос, муж омерзительный и необузданный, по роду, племени и месту жительства из Гамирка, принял облик и вид нищего, из-за бедности отрекся от отеческой веры, ныне вновь, обратясь, поклоняется какому-то распятому Богу, которого именуют Иисусом. Мы ничем не смогли поколебать его решения и вернуть на прежний путь – ни [посулами] всех богатств мира и ни муками, которым его подвергли. Ныне наш суд выносит решение повесить его в оковах на древе приговоренных к смерти, всем народом побить камнями его злополучное тело».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Он желал принять христианскую веру и оставить веру отцов. Пребывая долгое время в таком состоянии, он не мог унять взбушевавшуюся душу, она кипела вышними помыслами. Но, живя у родителей, не мог [в то же время] обратиться в веру Христову, исповедовать Бога Христа и Сына Божия, не мог отважиться [на это], поскольку знал, что это для него невозможно. Поэтому он решил отправиться в далекую страну, стать странником, поклоняться истинной вере и открыто исповедовать Христа, Бога истинного и Сына Божия. Не взяв с собой ничего, он оставил свой дом, уповая лишь на Христа и вверив себя ему, размышляя над словами: «Нагими мы пришли в мир, нагими и возвратимся» 1063 , а также: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» 1064 . Он направил свой путь в Васпураканский край, в Тоспскую область, селение Арест 1065 , откуда вывозят мелкую соленую рыбу 1066 , достиг Базенской равнины, близ которой находится неприступная крепость Амюк. Отец, разыскивая его, по наущению лукавого, желающего не спасения людей, а их погибели, добрался до того места. Долгими уговорами и жалостливыми словами он [убедил] его вернуться, лживо говоря: «Пойдем, сынок, возвратимся к себе домой, и там живи как пожелаешь. Не будь странником, не умирай на чужбине. Не лишай нас [возможности] видеть тебя». Он простодушно поверил словам отца и вместе с ним вернулся домой. Однако дома отец сообщил ему о тайном коварном намерении [своем] и заковал ему ноги и руки железной цепью, ибо был зловредным мужем, фанатично преданным вере своей. Затем вызвал он наставников лживой религии своей в надежде найти способ вновь обратить его в свою веру. Они долго ласково убеждали его, говоря: – Сынок, не оставляй истинной веры нашей и не становись укором и посмешищем для нашего народа. Не проливай напрасно своей крови, не отрекайся от нашего пророка, даровавшего нам сие благо, а на том свете [уготовившего] наслаждение рая. Мы господствуем повсеместно, и гнет наш усилился над всеми. Не слушай христиан, которые желают твоей погибели. Сжалься над своими родителями, вспомни о своих сестрах и братьях, ведь ты еще отрок и не успел пресытиться сей жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Сведения мученичеств созвучны с некоторыми местами «Историй» Павстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци и свидетельствуют об общности устных источников, в которых отразились некоторые реальные события, имевшие место в I-IV вв. Самое древнее упоминание имени Воски встречается у Павстоса Бузанда 785 . Последний говорит о местности Воски у истоков реки Ефрат, где, согласно мученичествам, были умерщвлены Воскяны. Павстос Бузанд связывает эти места с именем Григория Просветителя: «...Где [у истоков реки Евфрат] находилось вначале пристанище великого Григория, эту местность называют Воскик» 786 . В «Истории» Мовсеса Хоренаци рассказывается о войне армян с аланами. Война эта закончилась браком армянского царя Арташеса с аланской царевной Сатеник, после чего между двумя народами на длительное время установился мир. Мовсес Хоренаци приводит посвященную этому событию эпическую песню гохтанских сказителей, созданную еще в языческую эпоху 787 . В наших мученичествах Сатеник – жена Арташеса, прибывшая из Алании в Армению со своими соплеменниками Сукиасянцами. Это созвучие наших памятников с вышеупомянутыми историями свидетельствует о древности мученичеств и о принадлежности их к тому же времени. Из армянских авторов более позднего периода о мученичествах Воскянов и Сукиасянцев и в связи с ними о царице Сатеник повествует лишь Ованес Драсханакертци. Он кратко, в двух-трех предложениях, пересказывает мученичество Воскянов 788 и несколько подробней мученичество Сукнасянцев 789 . Ованес Драсханакертци следует во всем нашим мученичествам, поскольку он повторяет те же хронологические ляпсусы, в результате которых Сукиасянцы одновременно являются современниками Арташеса и Сатеник (I в.) и современниками армянского царя Хосрова (272/3–287). Озадаченный анахронизмами, он упоминает также имя Анака, убившего Хосрова, тем самым желая внести какую-то ясность в текст. То, что именно Ованес Драсханакертци следует нашим мученичествам, а не наоборот, подтверждает наличие грузинских переводов, имевшихся уже в рукописи X в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Они пустились в путь и [вскоре] дошли до пограничной дороги, которая отделяла [их] от Армении. Тогда с Божьей помощью и провидением у них возникло решение. Владетель 835 Атом Гнуни отделился со своими азатами и ишхан Маначир Рштуни – со своими; посовещавшись, они стали так говорить: «Мы знаем нечестивого и неверного царя, который вызывает нас для того, чтобы [заставить] подчиниться своим темным намерениям и ввергнуть в тьму вместо света. И, обещая нам мимолетную славу, [стремится] отнять у нас вечное благо, истинным Богом обещанное нам, слугам его, через святых пророков его, которые восприняли в свое время мученическую смерть во имя его, и оставили [по себе] доброе имя, и приумножили сокровища благ на небесах, удостоившись светлого венца. Хотя мы и недостойны этого, но, уповая на него, можем стать достойными, ибо Богу нужно лишь усердие». Рассудив [так], все решили – [лучше], не убоявшись временной смерти, умереть во имя Господа нашего Иисуса Христа, чем временно наслаждаться в грехах, согласно Св. писанию: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» 836 . Итак, порешив, они отправились в страну Армянскую, вверив себя св. Троице. Когда [эта] весть достигла двора неверного царя, он послал им вдогонку большой отряд, приказав всех истребить. Меж тем блаженные святые [мужи] достигли Армении, Андзевацийского края 837 ; в красивом месте, среди гор, они встретили некоего равноангельного отшельника, который жил в пещере и подвергал себя всевозможным лишениям. Придя к нему, все пали ниц пред [образом] благодатного Бога и славили [его]. И, получив благословение отшельника, они поведали ему о бедах, приключившихся с ними, и о трудностях своего пути. Движимый Духом св., он сказал: «Блаженны вы, мужи-христолюбцы, ибо рано узрите, кого возжелали, и о пользе вашей печется Господь Иисус Христос ». Приняв от него благословение, они спустились и в великой радости расположились около него подобно ангельскому воинству, распевая псалмы и благословляя Бога. Среди ночи св. Атому предстало чудное видение – свет воссиял сводом над всеми; некий муж в светлом одеянии с величественным видом раздавал венки, сплетенные из красных роз, и говорил св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010