Нерсес I Партев Великий, католикос (353 - 25.07.373); Шаак Маназкертци (373-377); Завен I Маназкертци (377-381); Аспоракес Маназкертци (381-386); свт. Саак (Исаак) I Партев Великий (387/88-425, удалился на покой, † 439); Сурмак (425-426); Баркишо Сириец (426-429); Самвел (429-434); вдовство престола в течение 10 лет; сщмч. Овсеп (Иосиф) I Вайоцдзорци (Огоцимци) (444-451, казнен персами); Мелите (Мелетий) I Маназкертци (452-456); Мовсес (Моисей) I Маназкертци (456-461); св. Гют Арахезаци (Вотмсеци) (461-471); Кристапор (Христофор) I Арцруни (475-480); св. Ованнес (Йовханнес, Иоанн) I Мандакуни (478-490; с 484/85 престол в Двине); Бабген I Вотмсеци (490-516); Самвел I (Самуил) Арцкеци (516-526); Муше I Айлаберци (526-534); Саак II Улкеци (534-539); Кристапор II (I) Тираринджци (539-545); Левонд I Ерастаци (545-548); Нерсес II Багревандци (548-557); Ованнес II Габелеанци (557-574); Мовсес II Еливардеци (574-604); Абраам I Албатанеци (606/07-610/15); Комитас I Алцеци (610/15-628); Кристапор III (II) Апахунеци (628-630); Езр I Паражнакертци (630-641); Нерсес III Таеци Ишханци Строитель (641-661/62); Анастас I Акорэци (661/62-667); Исраэл I Вотмсеци (667-677); Саак III Дзорапорци (677-703); Елия I Арчишеци (703-717); Ованнес III Одзнеци Философ (717-728); Давид I Арамонци (728-741; в Арамусе); Трдат I Вотмсеци (741-764); Трдат II Даснавореци (764-767); Сион I Бавонеци (767-775); Есайи (Исаия) I Елипатрушеци (775-788); Степанос (Стефан) I Двнеци (788-790); Овхаб (Иов) I Двнеци (790-791); Согомон (Соломон) Гарнеци (791-792); Геворг (Георгий) I Бюраканци (792-795); Овсеп II Парпеци (795-806); Давид II Какагеци (806-833); Ованнес IV Воваеци (833-855); Закария (Захария) I Дзагеци (855-876); Геворг II Гарнеци (877-897); Маштоц I Еливардеци (897-898); Ованнес V Драсханакертци (898-928, захвачен арабами; престол в Дзораванке); Степанос II Рштуни (929-930; с 927 престол в Ахтамаре); Теодорос (Феодор) I Рштуни (930-941); Елише (Елисей) I Рштуни (941-946); Анания I Мокаци (946-965, с 947 престол в Аргине); Ваан Сюнеци (968-969, низложен); Степанос III Севанци (969-971); Хачик I Аршаруни (973-992); Саргис I Севанци (992-1019, с 1001 престол в Ани); Петрос I Гетадардз (1019-1058, с 1048/51 престол в Севастии); Хачик II Анеци (1058-1065, с 1062 престол в Тавблуре); Григор II Пахлавуни Вкаясер (1066 - 3.06.1105, с 1066 престол в Цамндаве, с 1090 в Кесуни, Красный мон-рь); Барсег (Барсел) I Анеци (1105-1113, престол в Шугре); Григор III Пахлавуни (1113 - 17.08.

http://pravenc.ru/text/76124.html

В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского. СПб., 1995). Затем он уехал в Рим, откуда вернулся в Двин с множеством книг и посвятил себя литературе: написал ответ на послание патриарха Германа, «истолковал также множество книг: книги Бытия, Иова, Иезекииля и много других... написал также речи». Он был рукоположен во епископа Сюника, но в 735 г. «в ущелье Елегик (Дара Алагяз), в селе Мозан», был убит рукой некоей блудницы, которую обличал за разврат. 1076 В «Айсмавурке» (армянском синаксаре) говорится: «Так как он с большим усердием старался исправить расстроенный церковный чин, то несколько завистников оклеветали его перед епископом и князьями, и этого вардапета истины прозвали еретиком и маловером». 1077 Есть другие датировки; см.: Тер–Мкртчян Г. Анания Мокаци/Арарат. 1897. С. 93 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 296. Григор Нарекаци был похоронен в Нарекском монастыре рядом с церковью Св. девы Сандухт, где до сер. 20 в. сохранялась его могила, почитаемая как святыня. 1078 Известно, что отец его, епископ Хосров Андзеваци, был одним из выдающихся людей своего времени, знатоком церковных книг, автором «Толкования церковной службы» и «Толкования таинства св. литургии». В мемориальной записи к последней Григор писал о своем отце: «Милостью Божьей было написано толкование этой книги рукою епископа Хосрова Андзеваци, строгого последователя Божьих заповедей; не пристало нам хвалить его, дабы не впали вы в соблазн, так как он мой телесный отец; не достоин я называться сыном его, ни же поденщиком по Писанию... Но весьма стыжусь и нахожусь в отдалении я, Григор, должник заповедей Св. Писания. Итак, первый список этой св. книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги, в 399 г. армянского летосчисления (950 г.)». Григор рос в Нарекском монастыре, «святостью и мудростью воспитываясь и обучаясь при вардапете Анании, настоятеле Нарекского монастыря в Рштунике» [Айсмавурк. Константинополь, 1834. С. 99 (грабар)]. Из этих свидетельств ясно видно, что отец его, приняв сан епископа, передал своего малолетнего сына Анании Нарекаци, который был братом деда Григора по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План монастыря [арм. ], монастырский комплекс, расположенный к юго-востоку от г. Ван (обл. Рштуник, пров. Васпуракан, ныне на территории Турции). Состоит из Верхнего В. (на высоком юж. склоне горы Вараг) и Нижнего В. (у ее зап. подножия). основан в 653 г. отшельниками, жившими на горе Вараг, после обретения части Св. Креста, к-рую, согласно преданию, прмц. Рипсимия спрятала в пещере горы. Обретение сопровождалось появлением 12 световых колонн, к месту чуда поспешили наряду с др. паломниками католикос Нерсес III (Строитель) (641-661/62) и воевода Вард Рштуни, на месте явления они возвели ц. Сурб Ншан (Св. Знамения). Св. Кресту посвятили праздник Варага Сурб Хач (Явление (или Обретение) Св. Креста на горе Вараг), отмечаемый Армянской Апостольской Церковью между 25 сент. и 1 окт.; в его честь Нерсес III сочинил шаракан (церковное песнопение). После аннексии Васпуракана Византией в 1021 г. царь Сенекерим Арцруни перевез Св. Крест из В. в Севастию (совр. Сивас), где его сын Атом основал мон-рь Сурб Ншан. После смерти в 1025 г. царя Сенекерима его тело было перенесено и погребено в В., туда же была возвращена и святыня. 2-й раз, опасаясь набега султана Хорасана Джалаледдина Мангуберти в 1231 г., Св. Крест перевезли в царство Кюрикидов (сев. часть совр. Армении), где возник мон-рь Нов. В. Развитие В., почитавшегося в Васпуракане больше Ахтамара , было связано с царским покровительством, об этом свидетельствует т. н. Евангелие Млке (IX в.), подаренное мон-рю царицей Млке, женой Гагика Арцруни, о чем сказано в колофоне рукописи 922 г. В 946 г. игумен В. был избран католикосом армян (Анания I Мокаци). Мон-рь процветал в XIII в. После монг. нашествия был восстановлен в 20-50-х гг. XIV в. В XVII в. В. перестраивался после землетрясения 1648 г. и к главной церкви был пристроен 4-столпный гавит (притвор) с 2 церквами по сторонам и 3-арочным портиком. В 1857 г. главой обители стал Хримян Айрик (католикос Мкртич I Ванеци в 1892-1907), он добился прямого подчинения В. К-польскому арм. патриарху и развернул активную культурно-просветительскую деятельность. Им была основана школа с европ. нормами обучения, где преподавал и арм. писатель-романист Раффи (1835-1888); в 1880 г. на базе школы открылось сельскохозяйственное училище, куда были приглашены преподаватели из Европы, мон-рь приобрел новые угодья для учебной практики. В. неоднократно подвергался разбойным нападениям, особенно в 1896 г., в 1915 г. был покинут. Ныне пребывает в руинах.

http://pravenc.ru/text/154069.html

Среди них самым крупным и значительным произведением Нарекаци, принесшим ему бессмертную славу, была «Книга скорбных песнопений». Скудные данные жития о Григоре Нарекаци отчасти дополняются его памятными записями, а также «Книгой скорбных песнопений», в которой он порой обращается к своей биографии. Точная дата рождения Григора Нарекаци неизвестна. Но, судя по вышеназванным источникам, он, видимо, родился «в 940-х годах, скорее всего во втором пятилетии сороковых годов X столетия» 248 . В формировании личности Григора Нарекаци, несомненно, огромную роль сыграло его окружение, прежде всего его родные – отец Хосров Андзеваци и брат деда по матери Анания Нарекаци, просвещеннейшие люди своего времени. Епископ Хосров Андзеваци был автором нескольких церковных книг. Нерсес Ламбронаци в житии о нем ничего не пишет, возможно потому, что тот был отлучен от церкви католикосом Ананией Мокаци (941–965 гг.) 249 . Однако сам Григор Нарекаци в своей памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци высоко отзывается о нем, считая себя «недостойным называться ни его сыном, ни же поденщиком по писанию...» 250 . Точная дата смерти Григора Нарекаци также неизвестна. Согласно Прологу, «он не прошел [всего] своего пути в этой жизни, а скончался в молодом возрасте, в 452 г. нашего летосчисления г.], когда завершился девятый юбилей нашего летосчисления, мы вступили в десятый (450–451) и прошло еще два года. В этот самый год преставился изумительный и чудесный муж Божий св. Григор». Судя по «Книге...», он был человеком средних лет, когда писал ее. В 83-й Песне он говорит: «Вот надвинулись, накопились круги годов жизни моей суетной...», а в 87-й Песне: «Если я, достойный смерти, руководимый тобой доживу до старости...» Закончил Нарекаци «Книгу...» в 1002 г. Полагают, что он умер в 53–62-летнем возрасте 254 . На основе жития – памятной записи Нерсеса Ламбронаци были составлены проложныс редакции жития Григора Нарекаци. Как показал А. Воскян в списке Пролога, составляющем содержание рукописи 43 Венской библиотеки мхитаристов, сохранилось заглавие с указанием на авторство Нерсеса Ламбронаци – «История св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И вот католикос Елеазар устраивает гонения на православных армян с помощью арабских правителей и их воинов. При этом, как свидетельствуют источники, сжигали целые сундуки православных армянских книг. Представляете, сколько сокровищ христианской письменности тогда уничтожили?! И только из-за того, что авторы и владельцы этих книг учили и верили, что во Христе две природы, две воли, два действия. Отец Георгий: Стоит вкратце рассказать о том, почему учение об одной природе Христа Церковь обозначила как заблуждение, ересь и почему учит о двух природах во Христе. Само учение о воплощении означает, что Бог Слово принял человеческую природу. И, если мы говорим, что после воплощения природа у Него все равно одна, а не две – Божественная и человеческая, – то тогда у нас лишь три варианта: либо эта одна природа только Божественная и вочеловечение было призрачным; либо эта одна природа – человеческая и Христос тогда не был Богом; либо же, как и говорят монофизиты, во Христе была одна сложная, составная природа, состоящая из Божества и человечества. Но в таком случае это означает, что Христос больше не единосущен, то есть не имеет одну природу с Отцом, потому что природа Бога Отца – это Божественная природа, а не сложная божественно-человеческая. И Христос не единосущен и Своей Матери Деве Марии и нам тоже по человечеству, потому что и мы не имеем эту сложную божественно-человеческую природу, но имеем просто человеческую природу. Таким образом, Христос оказывается одинаково чуждым и Отцу, и нам, людям. Это идет вразрез с изначальной верой Церкви, и в частности с Символом веры, принятым на I Вселенском Соборе, в котором сказано, что Христос единосущен Отцу. И вот за эту веру православные армяне, как вы упомянули, подвергались гонениям. Аркадий Рамазян: И это не единичный пример. В Х веке католикос Анания Мокаци тоже устроил тяжелые гонения на православных армян. Даже были такие меры, что их заставляли перекрещиваться, потому что считалось, что халкидонское учение – это ересь, о чем открыто во многих местах говорили и соборно осуждали.

http://azbyka.ru/way/esli-ty-idesh-v-cer...

955 Имеется в виду пророк Иеремия, к которому было слово Господне: «Прежде, нежели я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя: Пророком для народов поставил тебя» ( Иер.1:5 ). Автор «Мученичества Ваана» от себя добавил имя Христа. В Библии речь идет о боге Саваофе. 958 703 г. В тексте после идут слова , смысл которых непонятен. В краткой редакции: «в 88-м году». 961 В тексте , что является искажением арабского то есть долг (примеч., издателей «Соперка»). В 652 г. между армянским спарапетом Теодоросом Рштуни и арабским наместником Муавией был заключен договор, согласно которому наряду с другими пунктами арабы разрешили армянам содержать за счет халифата пятнадцатитысячную конницу. Нарушенный в том же 652 г., договор был восстановлен с воцарением Муавии на арабском престоле (661–685). Здесь речь идет о выдаче жалования армянскому войску. 964 Вот как эти события описывает историк, современник Гевонд: «Получив приказание, беззаконный Махмет повелел некоему Касму, который был его делопроизводителем в странах нахичеванских, чтобы он пригласил к себе вельмож армянских вместе с всадниками под предлогом внести их в список для получения жалованья. Когда это было сделано, поставили стражу у церквей и рассуждали, как бы погубить заключенных в церквах армянских вельмож и всадников, и вскоре приступили к делу. Вывели только князей из заключения, а остальных запертых вместе с церковью предали огню, чтобы они сгорели под сводами Божественного алтаря... Князей же заключили в тюрьму, мучили их невыносимыми пытками, требовали у них на вес золота и серебра, обещая оставить их живыми за выкуп серебра, и мучители клятвою подкрепили свое обещание. Князья, в страхе от мучений, дали им большое количество сокровищ, скрытых ими от притеснителей своих в морях и на суше, думая хоть сокровищами спасти себя. Когда князья отдали все свои сокровища, беззаконники все-таки наложили на них руки, предали их смерти, казнив на виселице. Так погибли Смбат, сын Ашота из рода Багратуни, Григорий и Корюн из рода Арцруни, Варазшапух и брат его из рода Аматуни и многие другие из родов владетельных князей, из которых я не в состоянии поименно назвать каждого; все они были умерщвлены. После того как страна наша лишилась нахарарских родов, жители ее как овцы были преданы волкам. Тогда непрестанно наносили нам всякого рода бедствия, жителей держали в таком страшном трепете, что они, измученные этим тяжким игом, посылали свои вздохи и стоны к небу». (См.: «История Халифов» вардапета Гевонда, с. 22–24).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И так неустанно пели псалмы до утра. Десять дней пробыли они в темнице. Как-то в ночь на субботу, [в день], когда Иезидбузид должен был умереть мученической смертью, было ему видение. Некий муж кнутом ударил его по голове, и кровь потекла между глаз его. В это время явились три мужа в сверкающих одеждах и прогнали прочь ударившего, затем принесли венец из драгоценных жемчугов и возложили Иезидбузиду на голову. Проснувшись, он рассказал сотоварищам [о видении], и они поняли, что настал его час. И вот пришел в тюрьму палач и приказал доставить святого на судилище. [Иезидбузид], простившись с братьями, пошел. Весь путь от тюрьмы до места судилища он пел четвертый псалом: «Когда я воззвал к тебе, ты услышал меня, Боже правды моей. В тесноте ты давал мне простор» 913 . Окончив псалом, он дошел до места казни. Услышав [о предстоящей казни], все христиане устремились, туда, чтобы узреть мученичества святого. Святой стоял перед четырьмя судьями. [Вблизи] было установлено три креста для приговоренных к смерти. Мобет, подведя к ним святого, сказал: – Видишь крест, на котором ты должен умереть? Пожалей себя и перестань упорствовать. Святой отвечал: – Тверже прежнего я верю в Христа, надежду мою. Исполняй, что приказано тебе. Тогда тот велел подвести его к кресту. С него сорвали немудреную одежду. Блаженный сказал: «Воистину должно быть так, ибо во время своего добровольного распятия Сын Господа моего Единородный спаситель нагим был распят на кресте, чтобы прикрыть наготу нашего прародителя. Да придаст он силы мне, дабы я смог побороть сатанинское ухищрение в теле моем». И, распростершись на древе, он начал петь 43-й псалом: «Поспеши, Господи, на помощь мне, спаси нас ради имени своего, как овцы на заклание идем» 914 . Когда подняли крест, мобет послал к нему человека в надежде, что он откажется [от своего решения]. Но [Иезидбузид], презрев их, не удостоил ответа. Он был пригвожден к кресту на многолюдном судилище, и стрелами пронзали ему бока. В этот день должны были распять двух приговоренных к смерти, которых и распяли вместе с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Муж сей, по имени Сурхан, происходил из народа тачиков, из прославленного, знатного и древнего рода. В годы правления великого Амазаспа 924 , сына Давида 925 Курапалата 926 , блаженный мученик Христов с арабскими войсками достиг страны Армянской, Айраратской области, Котайкской 927 земли. Он побывал в деревнях и селах, видел христианские порядки и благопристойную жизнь, богопочитания. По милости свыше и внушению Духа св. им овладела прекрасная мысль, и он постоянно, и днем и ночью, в сердце своем думал об истинной вере Христовой. Наконец он отлучился от близких, дабы обрести Христа, с его помощью спастись, обновиться вторичным рождением в Отце, Сыне и Духе святом и освободиться от служения бренности освящением купелью, и крещением своим он [хотел] утопить фараона в воде 928 и, не в силах более пребывать в [прежнем] служении, жаждал посвящения. И случилось это в [патриаршество] армянского католикоса Анастаса 929 и в правление достохвального армянского патрикия 930 Григора Мамиконяна 931 . И так как муж [сей] Сурхан был весьма любим и почитаем многими, армянский князь Григор подвел его к католикосу Анастасу и [просил] крестить. И тот с большой готовностью и с великой радостью совершил над ним обряд крещения святой купелью во имя Отца и Сына и Духа святого. И Григор Патрик с помощью патриарха и святой купели переименовал его, назвав именем своего отца Давида. Вскоре он превратился в обитель всесвятой Троицы, во исполнение обещания Христа: «Я с Отцом моим придем обитель у него сотворим» 932 . И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» 933 и что «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 934 . Также Исайя говорит: «И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» 935 . И, наполнившись из семи родников благодати Духа св., сбрасывает он имя рабское и, покинув гору Синай, сиречь Агарь, которая вместе с детьми своими в услужении, возносится в вышний Иерусалим к сыновьям свободной [Сарры], которая всем нам мать, [мать] не Измаила, а Исаака, сына свободной. И восклицает вслед за Павлом: «Я сын не слуги, а свободного» 936 . Свобода , которой Христос освободил нас из рабства бренности, [приобщив] к свободе славы Сына Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Но блаженный Иосеп отвечал ему: – Никто меня не принуждал и не насиловал, а я сам по своей воле пришел на это место. Золото это и почет, которые ты обещаешь, я презираю. Если ты даже дашь мне весь мир и земли, которыми владеешь, то и тогда я не променяю их на мою веру. Если же ты желаешь добром поступить со мной, отпусти меня с верой. В противном случае это золото отдай моим убийцам. Великий халиф говорит: – Все покорны моей воле, а ты перечишь [мне] и хулишь нашего пророка. Святой отвечает ему: – Я ходил в Иерусалим и видел место рождения и места мучений, воскресения и вознесения [Христа], а также [св.] места и могилы многих других родоначальников. А пророка вашего я нигде не видел и не нашел. Тогда [халиф] приказал находившемуся при нем иноплеменному войску убить его, побив камнями. Как кровожадные звери, они заскрежетали зубами. И, схватив его за руки, стали тащить на место убиения. Блаженный же мученик неустанно повторял псалом: «За тебя умерщвляют нас всякий день, за тебя проливаю кровь свою, как ты за меня» 1078 . Они же били его – кто кулаком, кто палкой и осыпали бранью. А он говорил, [обращаясь к Богу]: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» 1079 . Брат его со слезами и мольбой пал на ноги ему [и говорил]: – Не дай себя убить. Согласись сейчас исполнить волю их, а потом живи, как пожелаешь. Святой рассердился на брата своего и сказал: – Уйди прочь! Не перечь мне! Не лишай меня возможности принять мученическую смерть. Ибо Спаситель говорит: «А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» 1080 . Отведя его подальше, хозиан 1081 , тащивший его за руку, ударил ножом в левый бок и вспорол ему живот до правого [бока]. Он упал, обливаясь кровью. А они, окружив, били его – кто мечом, кто камнем, а кто костями умерших. Все, что попало им под руку, они бросали в него. Затем отрубили ему голову, чтобы увезти в страну свою [напоказ] для сбора денег. Святой отдал душу в руки живого Бога, во исполнение слов: «Души верующих в руках Бога». Брат его, выкопав небольшую яму, похоронил тело святого вместе с головой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

По истечении нескольких дней он отдал блаженного на истязание палачам. А после пыток приказал в оковах, подвергая тяжким испытаниям, погнать в Кесарию и [представить] пред очи великого царя. Придя в город, они тут же бросили блаженного в темницу. А на следующий день с восходом солнца отправились к царю и рассказали о делах святого мученика. Услышав, он приказал немедленно доставить [Теодороса] к нему. Когда святой вошел, царь взглянул на него с великим гневом и сказал ему: – Слушай, муж, верно ли говорят о тебе, что ты был мусульманином, а теперь, отворотившись, исповедуешь веру и ересь христиан? Почитаешь религию Назаретянина, поклоняешься какому-то богу, по имени Иисус, который, будучи замучен и распят, умер смертью преступника. И ты отворотился от нашей веры, пренебрегши ею и презревши ее. Я повелеваю тебе без лишних объяснений исповедовать нашу религию и оставить ложную и суетную веру христиан. Тогда непобедимый мученик Христов с великой смелостью раскрыл свои благодатные уста и сказал: – О государь, я христианин, и раб Христов, и сын христиан, и никогда не слышал, чтобы в моем роду было такое, о чем ты говоришь, и я никогда не стану таким. Лишь в одного Бога, моего Иисуса Христа, умершего за нас и смертью своей спасшего род человеческий, мы уверовали и ныне [веруем]; из рода в род он наш спаситель и хранитель. Должно лишь ему служить и ему быть покорным. Не быть тому, чтобы я отрекся от Господа моего и истинного Бога, владыки жизни и смерти. Царь повторил ему еще раз и сказал святому: – Не упорствуй и не противься моему повелению, иначе я прикажу побить тебя камнями и лишить сладкой жизни. Святой [муж] Божий сказал в ответ: – Знай отныне, о царь, что я не устрашусь твоих угроз. Я не имею намерения и желания отрекаться от Христа моего и стать служителем лживой и обманной религии вашей, но готов добровольно пойти на мучения и быть подвергнутым пыткам во имя Господа нашего Иисуса Христа, за меня принявшего мучения на кресте и смерть. И ныне не медли, а делай скорее то, что собираешься делать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010