Человеческий род занимает последнее место — не по достоинству, но в порядке творения. «Благослови, Израиль, Господа» (Дан.3:83). Призывается (благословлять Господа), конечно, и избранный народ Божий, а так как в нем было много подраз­делений, то из них в частности призываются «священники Господни» (Дан.3:84), в обличение жрецов лжеименных богов. Далее (упоминаются) «рабы Господни» (Дан.3:85) . А затем, чтобы не остались чуждыми этому лику и предки, (отроки) вместе с живыми исчисляют и их, как участников славословия, говоря: «благословите, духи и души праведных, Господа, ...Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа» (Дан.3:86—87). Зачем упоминаются преподобные и сми­ренные? Чтобы показать, что «Бог гордым противится, смирен­ным же дает благодать» (Притч.3:34): гордых попаляет вне печи, праведных и смиренных сохраняет среди огня. Так как и огонь соприсутствовал святым, то и он наряду с дру­гими творениями получает повеление воспевать Творца: «благо­словите огонь и жар Господа» (Дан. 3:66), — чтобы вразумились этим вавилонские маги, для которых огонь был предметом покло­нения, что и он относится к поклоняющимся, а не к покла­няемым.    Но обратимся к заключению песни, чтобы прекратить затем и беседу. «Благословите, — говорят отроки, — Анания, Азария и Мисаил, Господа» (Дан. 3:88). Зачем понадобилось к стольким исчисленным чинам прибавлять в конце концов и свои собствен­ные имена? Разве вместе с Израилем они не благословляли Господа? Разве не включали себя в число рабов Господних, когда говорили: «благословите, рабы Господни, Господа», или, говоря о преподобных и смиренных сердцем, не подразумевали и себя между ними? Итак, что означает эта прибавка: «благосло­вите Анания, Азария и Мисаил»? Телесно вступивши в печь, они попрали огонь. Это чудо было настолько необычайно, настолько выше человеческой природы, что зрители от одного заблужде­ния могли перейти к другому — признать их самих богами и почитать их вместо огня, которого они оказались сильнее: ограждая зрителей от соблазна впасть в такое заблуждение, они и объявляют о своем собственном рабстве и воздают поклонение, говоря: « благословите Анания, Азария и Мисаил, Господа». Вместе с этим становится понятным и то, почему именно Бог не допустил Даниила принять участие в этом мучени­честве. После истолкования Даниилом царского сна, царь воз­дал ему поклонение как богу и почтил его именем Валта­сара, производным от имени вавилонского бога. Так вот, чтобы не подумали, что этим именно божественным по их мнению именем Валтасара побеждается сила огня, Бог устроил так, что Даниил не присутствовал при этом, чтобы чудо благоче­стия не потерпело ущерба. Впрочем, довольно. Да сподобимся же и мы по молитвам просиявших подвижников, вооружившись тою же самою ревностью, удостоиться тех же самых похвал и достигнуть того же самого царства, благодатию и человеко­любием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и дер­жава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Человеческий род занимает последнее место – не по достоинству, но в порядке творения. «Благослови, Израиль, Господа» ( Дан.3:83 ). Призывается (благословлять Господа), конечно, и избранный народ Божий, а так как в нем было много подразделений, то из них в частности призываются «священники Господни» ( Дан.3:84 ), в обличение жрецов лжеименных богов. Далее (упоминаются) «рабы Господни» ( Дан.3:85 ). А затем, чтобы не остались чуждыми этому лику и предки, (отроки) вместе с живыми исчисляют и их, как участников славословия, говоря: «благословите, духи и души праведных, Господа, ...Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа» ( Дан.3:86–87 ). Зачем упоминаются преподобные и смиренные? Чтобы показать, что «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Притч.3:34 ): гордых попаляет вне печи, праведных и смиренных сохраняет среди огня. Так как и огонь соприсутствовал святым, то и он наряду с другими творениями получает повеление воспевать Творца: «благословите, огонь и жар, Господа» ( Дан.3:66 ), – чтобы вразумились этим вавилонские маги, для которых огонь был предметом поклонения, что и он относится к поклоняющимся, а не к покланяемым. Но обратимся к заключению песни, чтобы прекратить затем и беседу. «Благословите, – говорят отроки, – Анания, Азария и Мисаил, Господа» ( Дан.3:88 ). Зачем понадобилось к стольким исчисленным чинам прибавлять в конце концов и свои собственные имена? Разве вместе с Израилем они не благословляли Господа? Разве не включали себя в число рабов Господних, когда говорили: «благословите, рабы Господни, Господа», или, говоря о преподобных и смиренных сердцем, не подразумевали и себя между ними? Итак, что означает эта прибавка: «благословите, Анания, Азария и Мисаил»? Телесно вступивши в печь, они попрали огонь. Это чудо было настолько необычайно, настолько выше человеческой природы, что зрители от одного заблуждения могли перейти к другому – признать их самих богами и почитать их вместо огня, которого они оказались сильнее: ограждая зрителей от соблазна впасть в такое заблуждение, они и объявляют о своем собственном рабстве и воздают поклонение, говоря: «благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа». Вместе с этим становится понятным и то, почему именно Бог не допустил Даниила принять участие в этом мученичестве. После истолкования Даниилом царского сна, царь воздал ему поклонение как богу и почтил его именем Валтасара, производным от имени вавилонского бога. Так вот, чтобы не подумали, что этим именно божественным по их мнению именем Валтасара побеждается сила огня, Бог устроил так, что Даниил не присутствовал при этом, чтобы чудо благочестия не потерпело ущерба. Впрочем, довольно. Да сподобимся же и мы по молитвам просиявших подвижников, вооружившись тою же самою ревностью, удостоиться тех же самых похвал и достигнуть того же самого царства, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иезекииль был современником Иеремии и был переселен за Евфрат. Перед призванием его к пророчеству Господь показал ему славу Свою в видении, которое он описывает так: «Я видел: вот бурный ветер шел с севера, и великое облако, и сияние вокруг него. В середине облака было что-то похожее на четырех животных. У каждого из них было по четыре крыла и по четыре лица: одно – человеческое, другое – львиное, третье – тельца, четвертое – орла. Животные поддерживали свод, на котором был престол». С этого престола Господь в образе светозарного Мужа призвал его к пророческому служению. Иезекииль предсказал со всеми подробностями разрушение Иерусалима и плен Седекии, а также возвращение иудеев из плена, восстановление Иерусалима и храма и пришествие Мессии. Возвращение иудеев из плена было открыто пророку в видении. Он видел поле, полное костей, и вот по слову Божию, жилы соединили эти кости. На них выросло мясо и явилась кожа. Потом вошел в них дух и они ожили. В этом видении кости, рассеянные по полю, изображали плен и рассеяние иудеев, а оживление их – освобождение из плена. Воспитание Даниила, Анании, Азарии и Мисаила Из пленных иудеев, отведенных в Вавилон, Навуходоносор велел выбрать много красивых и умных отроков и приказал воспитывать их при своем дворе. В числе этих отроков были Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь велел давать им пищу и вино со своего стола. Но по закону Моисееву им не дозволялось употреблять пищи язычников, поэтому Даниил, Анания, Азария и Мисаил просили своего начальника дозволить им есть только плоды и пить воду. Начальник сперва не соглашался на это. Он боялся, чтобы они не похудели от скудной пищи, но Даниил сказал ему: «Сделай над нами пробу: пусть в течение 10 дней дают нам только плоды и воду, и тогда увидишь, похудеем ли мы». Начальник согласился. И вот через 10 дней Даниил, Анания, Азария и Мисаил были здоровее и красивее, чем их товарищи, которые питались пищей от царского стола. После этого начальник позволил им есть, что хотят, а Бог за это наградил их разумом и успехами в науках, а Даниила и разумением снов.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Царь Вавилона Навуходоносор заставлял пленников много работать на стройках и в садах, жили они бедно, в особых кварталах-лагерях. Там, у берегов реки, они часто садились и плакали о своей потерянной родине, пели молитвы и сокрушались о том, что забыли веру своих предков, не слушали пророков и за это были наказаны. Самых талантливых из иудеев царь Навуходоносор обращал в свою веру и использовал их знания на благо своего государства. Однажды он велел отобрать изо всех детей еврейских самых умных, здоровых и способных. Их поместили в царский дворец и стали там обучать разным наукам, халдейскому языку, обычаям и вере. Среди мальчиков был юноша Даниил и три его друга Анания, Азария и Мисаил. Они крепко верили в Бога и молились Ему, а кушать идоложертвенное во дворце не стали, питаясь только водой и хлебом. Но Бог дал им силу и разум, здоровье и бодрый настрой. Поэтому на экзаменах они оказались лучшими и получили должности при дворе Навуходоносора. Теперь они могли тайно помогать своим пленным землякам, а также рассказывали о своей вере другим служителям царя. Но скоро юношей ждало серьёзное испытание. 46. Вавилонская печь В поле напротив Вавилона царь поставил новую статую идола. Она была огромна. А рядом была печь размером с дом, которую разожгли для принесения жертв. Как только затрубили трубы, царь велел всем пасть на колени перед идолом. Но Азария, Анания и Мисаил не могли этого сделать — они ведь знали, что есть истинный Бог, Который не велит покланяться идолам. Разгневанный Навуходоносор велел схватить отроков и бросить их в горящую печь. Пламя её было таким сильным, что слуги, подведшие пленников к печи, сгорели заживо. Но Азария, Анания и Мисаил ходили внутри неё и пели молитвы! А вот и четвертая фигура появилась рядом — это Ангел, который не давал огню опалить отроков. Царь был поражён и сам готов прославлять Бога.«Благословен Бог… Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него», — сказал он. С той поры он стал с уважением относиться к вере иудеев. 47. Пророк Даниил

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

I. Св. пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил, память коих совершается ныне, жили во время плена вавилонского. Они были из числа тех юношей, которых царь вавилонский избрал и велел воспитывать при своем дворе, чтобы потом они могли служить в его царстве. Когда им с царского стола приносили кушанья, запрещенные законом Моисеевым, они отказывались принимать, желая питаться только овощами. Приставник, обязанный наблюдать за ними, из опасения, как бы они не похудели от скудной пищи, запрещал им это, но Даниил уговорил его дать им сроку десять дней, чтобы испытать, будет ли вредна для их здоровья и телесной красоты постная пища. По истечении сего срока оказалось, что благочестивые юноши, питавшиеся овощами и пившие простую воду, были гораздо здоровее и красивее других их сверстников, евших скоромную пищу. Тогда Даниилу и его товарищам дозволено было употреблять пищу, какую они желали. Благочестивые юноши были благословлены Богом особенным даром к учению, так что, по окончании их воспитания, сам царь испытывал их и нашел умнее всех своих товарищей, – потому дал им хорошие должности в своем государстве... Вскоре открылось, что Даниил обладал сверхъестественною мудростию, т. е. он знал то, чего никто из людей не мог знать, именно он знал будущее, был пророк Божий. Однажды Навуходоносор видел сон и забыл его. Он созвал всех мудрецов и требовал под угрозою смерти, чтобы они отгадали забытый им сон, но никакая человеческая мудрость не могла исполнить этого; только Даниилу Бог открыл сон царя и значение его. Навуходоносор познал величие истинного Бога и сказал Даниилу: «поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей и Царь царей». Даниил был поставлен главным начальником Вавилонской области... Но признание Навуходоносором истинного Бога Царем царей не было прочное и сердечное. Гордость побуждала Навуходоносора самого себя признать за Бога или, по крайней мере, заставить своих подданных повиноваться ему беспрекословно, как Богу, – и вот поставил он на поле Деире, близ Вавилона, золотого истукана и издал указ, чтобы подданные поклонялись этому истукану, как Богу. Все вельможи, сановники царства вавилонского, поклонились истукану; только три отрока Анания, Азария и Мисаил отказались исполнить царское повеление, потому что этим нарушалась вторая заповедь закона Божия. Благочестивые юноши ввержены были в разженную пещь, но Господь послал ангела, который уничтожил палящую силу огня, сделал пещь росодательною, так что юноши среди пламени не только оставались невредимы, но и воспевали хвалебную песнь Богу избавителю. Все, видевшие это чудесное спасение, и сам Навуходоносор, воздали хвалу истинному Богу...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глас Боголюбезен пояшеся из среды огня Вседержителю,/Азария бо, Божественный лик составив,/песнь воспевая, глаголаше:/благословен Бог отец наших. Глас благочестивый раздавался/из среды огня Вседержителю;/ибо Азария, божественный составив хор,/песнь воспевал, возглашая:/“Благословен Бог отцов наших!” Цевница юношей богословствует всех Бога и Вседержителя,/тем в пещи ясно явльшагося,/и песнь воспеваху, глаголюще:/благословен Бог отец наших. Лира юношей богословствовала/о Боге всех и Вседержителе,/им в печи явившемся ясно,/и песнь они воспевали, возглашая:/“Благословен Бог отцов наших! ” Три, в пещь вверженныя, видев царь,/яко узре четвертаго вид,/Сына пронарече Божия и всем возопи:/благословен Бог отец наших. Знал властитель, что ввергли в печь троих,/и когда увидел облик Четвертого,/Сыном Божиим Его назвал и всем возгласил:/“Благословен Бог отцов наших!” Богородичен: Имея просвещен Божественною зарею ум, Данииле Богоблаженне,/Девы рождество яве предвидел еси, таинственными образы образуемо,/благословен, – вопия, – Боже отец наших. Богородичен: Имея ум, блистающий Божественным сиянием,/Даниил богоблаженный,/ты рождение от Девы предвидел ясно,/таинственными образами обозначаемое, и взывал/“Благословен Бог отцов наших!” Ин. Ирмос: Отроцы, благочестию: Канон иной. Ирмос: Отроки, воспитанные: Да воспоется Анания, Азария, Мисаил с Даниилом,/пещь угасивше огненную, и львов обуздавше стремления,/и Христу согласно поюще:/отцев Боже, благословен еси. Да воспеваются Анания, Азария и Мисаил/с Даниилом, печь огненную угасившие/и обуздавшие львов стремления,/и Христу согласно поющие:/“Боже Отцов, благословен Ты!” Законно пострадав в напастех и неослабных скорбех,/угодник наречеся Иов Божий всеистиннейший,/кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен, вопия:/отцев Боже, благословен еси. Иов, законно претерпевший беды/в испытаниях и неослабевающих скорбях,/кроткий, незлобивый, прямой,/совершенный, непорочный,/истиннейшим Божиим служителем/был наречен и восклицает:/“Отцов Боже, благословен Ты!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

разделы о лат. и сир. переводах в ст. Библия ). I. Добавления к Дан 3: Молитва Азарии и Песнь трех отроков. В Дан 3 рассказывается о том, как царь Навуходоносор повелел бросить в раскаленную печь 3 благочестивых иудейских юношей, не пожелавших поклониться поставленному перед ними истукану. В неканонической части описывается молитва одного из юношей, Азарии, и их избавление ангелом, после к-рого все воспели хвалебную песнь Богу. Обычно это добавление композиционно разделяют на неск. частей: Молитву Азарии (Дан 3. 25-45); рассказ в прозе о вмешательстве ангела (Дан 3. 46-50); Песнь трех отроков (Дан 3. 51-90) с подразделами: ода (Дан 3. 51-56) и псалом (Дан 3. 57-90). Исследователи считают, что, за исключением, возможно, одной из частей 2-го рассказа о вмешательстве ангела, все остальные были добавлены после завершения основной части книги. При этом вопросы датировки, языка оригинала и происхождения решаются отдельно для каждой части. В каноническом тексте Дан 3 говорится больше о религ. чувствах Навуходоносора, добавления позволяют узнать об отношениях с Богом героев истории. В версии Феодотиона сообщается, что текст молитвы произносил только Азария, в то время как более древний текст LXX добавляет, что он молился вместе с остальными юношами (ξωμολογετο τ κυρ μα τος συνεταροις ατο). В научной лит-ре высказывалось предположение, что молитва существовала первоначально как отдельное лит. произведение, не имевшее никакого отношения к рассказу об огненной печи ( Collins. 1993. P. 198; Moore. 1977. P. 40-41). При этом приводились следующие аргументы: в более раннем варианте LXX стихи 24-25, вводящие молитву, выглядят неск. нескладно; используются евр. имена юношей (Анания, Азария и Мисаил), в то время как в арам. части главы юноши называются только теми арам. именами, к-рые им дал Навуходоносор (Седрах, Мисах и Авденаго), последовательность имен отличается от канонической части книги (напр., Дан 1. 6: Анания, Мисаил и Азария); молитва не подходит к контексту рассказа о золотом истукане и огненной печи.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Навуходоносор, царь Вавилонский, приказал набирать отроков из знатных Иудейских фамилий и воспитывать их при царском дворе. В числе избранных находились: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они любили Бога, усердно молились Ему и старались исполнить божественный закон. В награду Бог дал им способности хорошо учиться, а Даниил кроме того получил дар объяснять сны. По окончании учения они были представлены царю Навуходоносору, и на испытании они оказались несравненно умнее всех своих товарищей. Навуходоносор дал им хорошие должности при царском дворе. Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон и, проснувшись, позабыл его. Он призвал мудрецов и потребовал, чтобы они припомнили сон и объяснили его. Мудрецы не могли этого сделать. Тогда Навуходоносор в гневе приказал казнить их. Этому приговору подвергся и Даниил. Он обратился с пламенной молитвой к Богу, и Бог открыл ему сон Навуходоносора. Тогда Даниил пришел к царю и сказал ему: «Царь, во сне ты видел истукана. Голова у него была золотая, грудь и руки – серебряные, чрево – медное, ноги и колени – железные; а ниже колен частью железные, а частью глиняные. Потом от горы оторвался камень, который разбил истукана, а сам стал расти и наполнил всю вселенную. Этот сон имеет следующее значение: четыре металла (золото, серебро, медь и железо) означают четыре царства 4 , которые будут следовать одно за другим. Камень, оторвавшийся от горы, указывает на Иисуса Христа, Царство Которого распространится по всей земле». § 35. Избавление Анании, Азарии и Мисаила от разженной печи (Дан. 3: 1–23, 91–97) Навуходоносор, царь Вавилонский, поставил на поле золотого истукана и приказал всем покланяться ему, а кто не будет кланяться, тех бросят в разженную печь. Анания, Азария и Мисаил не послушались царского повеления и не хотели кланяться золотому истукану. Об этом донесли царю Навуходоносору. Царь весьма разгневался и приказал разжечь печь в семь раз больше обыкновенного и бросить в нее трех благочестивых отроков. Но Бог чудесным образом спас их. Он послал Ангела, который остудил пламя огня, и отроки, будучи невредимыми, прославляли Бога в разженной печи. Навуходоносор, видя такое чудо, приказал отрокам выйти из печи и прославил Бога Израильского; а Ананию, Азария и Мисаила он сделал начальниками над Иудеями, жившими в его царстве. § 36. Даниил во рве львином (Дан. 6 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Протодиакон снова возглашает: «Благословен еси, Господи Боже Отец наших препетый и превозносимый во веки». Отроки повторяют тоже самое. 86 Ангел Господь при этом поднимается «мало горе над отроки, осеняя и прохлажая». Затем поют попеременно статьи с начала дияки правого и левого клиросов, а потом диаки и отроки. 8 песнь канона начинает протодиакон: «Благословите вся дела Господни, Господа пойте и превозносите его во веки». Отроки повторяют то же самое. После окончания первой статьи отроками, пели ту же статью правый и левый клиросы дияков. Когда протодиакон произнесет: «Благословите трие отроцы», ангел снова спускается в пещь «згромом и трусом велиим», при чем халдеи падают на колени, а отроки поют: «Благословите трие отроцы Анания, Азария и Мисаил Господни», делают на себе крестное знамение, все вместе кланяются ангелу и обходят с ним пещь еще один раз 87 . Протодиакон произносит «статию» правому клиросу и затем говорит: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви». Отроки повторяют этот стих «и, горе воззрев ко ангелу Господню», поклоняются ему и «обращаются со ангелом трижды по прежеписанному». При пении стиха «Хвалим, благословим», по печатному чину, «отроки сойдутся – демественникь (т. е. Анания) с вершником (т. е. Мисаил) к нижнику (т. е. Азария)». – После обхождения пещи в последний раз, отроки, поклонившись ангелу, поют тропарь: «Тричисленныя отроки, состави святая Троица», при последних словах которого ключарь поднимает ангела «горе тихо». Протодиакон, поклонившись архиерею и трижды перед образом «в пояс» и получив прощение, удаляется через царские двери в алтарь. Выходить тогда к иконе первый халдей, делает три поклона и, обратившись к епископу, произносить: «Владыко, благослови Ананию кликати» 88 . Епископ благословляет его рукою. Халдей, отворив двери пещи и сняв «турик», громогласно возглашает: «Анания, гряди вон испещи» 89 Другой халдей: «Чево стал, поворачивайся; не имет вас ни огонь, ни поломя, ни смола, ни сера». Первый халдей: «Мы чаяли вас сожгли, а мы сами згорели».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Второй халдей повторяет то же: «Царевы». Первый, указывая на пещь, говорит: «Видите ли сию пещь, огнем горящу и вельми распалаему?» Второй: «А сия пещь уготовася вам на мучение». Анания: «Видим мы пещь сию, но не ужасаемся, есть бо Бог наш на небеси, Ему же мы служим. Той силен изъяти нас от пещи сия». Азария: «И от рук ваших избавит нас». Мисаил: «А сия пещь будет не нам на мучение, но вам на обличение». Отроки и хор поют пред архиереем стих «И потщися на помощь нашу, яко можеши хотяй». Халдеи развязывают полотенце, которым были связаны отроки; все кланяются архиерею, и отроки отводятся халдеями в пещь. Протодиакон, став на указанном ему месте и обратившись лицом к архиерею, начинает канонаршить седьмую песнь «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...», этот, а равно и последующие за сим стихи повторяются за протодиаконом как отроками в пещи, так и всем хором. В это время халдеи с пальмами и трубками в руках ходят кругом пещи и мечут плавучею травою на пещь и под пещь. Когда протодиакон провозглашает: «И распалашеся пламень над пещию...», приготовляют к спуску ангела, и бывает вспышка огня. При словах протодиакона: «Ангел же Господень сниде купно с сущими...» спускают ангела. Слышится гром... все падают: и халдеи, и отроки. Когда же протодиакон продолжает: «Тогда тии трие яко едиными усты пояху...», отроки встают, берут в руки ангела, ходят с ним в пещи кругом три раза и поют: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших, препетый и превозносимый вовеки». Халдеи же лежат. Затем отроки кланяются ангелу, и во время их поклона ангел поднимается. При словах протодиакона «Ангели Господни, благословите небеса...» происходит второе снисхождение ангела, обычное поклонение ему отроков и хождение с ним в пещи; затем ангел поднимается, отроки встают, халдеи же продолжают лежать. Протодиакон продолжает: «Благословите, солнце, луна и звезды, благословите, звезды небесныя...», – в это время обычное в третий раз схождение ангела, а во время слов «Благословите, Анания, Азария, Мисаил» ангел поднимается; отроки по обычном поклоне ему встают, встают одновременно с ними и халдеи и стоят с поникшими главами.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010