Дан.1:5 . И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспиты­вать их три года, по истече­нии которых они должны были пред­стать пред царя. Распоряжение Навуходоносора вполне соответствует восточному обычаю, по которому все придворные получали пищу с царского стола. Так, при персидском дворе ежедневно приготовлялся, по словам Ктезия, обед на 15 000 человек (ср. 4Цар.25:29–30 ; Иер.52:33–34 ). Дан.1:6 . Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Из третьего стиха с несомненностью следует, что пророк Даниил происходил из колена Иудина и принадлежал или к царскому или к знатному княжескому роду, но к которому именно, за отсутствием сведений, неизвестно. Иосиф Флавий считает его родственником иудейского царя Седекию; из христианских писателей одни причисляют его к потомкам Давида ( Симеон Метафраст ), другие (Епифаний) к одной из самых знатных фамилий иудейских вельмож. Также неопределенны сведения и о генеалогии его друзей. Дан.1:7 . И пере­именовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. Даниил и его друзья воспитываются, как будущие должностные лица при царском дворе ( «служить в чертогах царских» – Дан.1:4 ). В зависимости от этого они получают новые имена: будущих вавилонских сановников странно было бы оставить с прежними еврейскими именами – им даются вавилонские. Составленные из названия главных вавилонских божеств: Валтасар (Белтегна царь) ­­ «Бел (Вил) защищай его жизнь», Авденаго ­­ «служитель, раб (бога) Небо», Мисах ­­ «кто, как Аку», Седрах ­­ «повеление (бога) Аку», они могли напоминать о недавней победе вавилонских богов над иудеями и их Богом (см. толкование 2-го ст.), благодаря чему перемена имен и в настоящем случае служила, как и всегда, знаком зависимости побежденного от победителя ( 4Цар.24:17 ; 2Пар.36:4 ). Дан.1:8 . Даниил по­ложил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и по­тому про­сил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан. 1 :6. И были между ними из сынов Иудиных Даниил, и Анания, и Азария, и Мисаил. Дан. 1 :7. И дал им старейшина евнухов имена: Даниилу-Валтасар, и Анании-Седрах, и Мисаилу-Мисах, Азарии же Авденого. Дан. 1 :8. И положил Даниил в сердце своем не оскверняться (пищею) от царского стола и вином, которое он пил, и просил старейшину евнухов, чтобы не оскверняться ему. Дан. 1 :9. И дал Господь Даниилу милость и благорасположение у старейшины евнухов. Дан. 1 :10. И сказал старейшина евнухов Даниилу: боюсь я господина моего царя, который вам назначил пищу и питье, если он увидит лица ваши худощавее 9 , чем у юношей-сверстников ваших, то сделаете голову мою виновною пред царем. Дан. 1 :11. И сказал Даниил Амелсару 10 , которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу 11 : Дан. 1 :12. Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян 12 полевых и воду для питья. Дан. 1 :13. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими. Дан. 1 :14. И послушал их и испытывал их до десяти дней. Дан. 1 :15. По окончании же десяти дней, лица 13 их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Дан. 1 :16. Тогда 14 Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена. Дан. 1 :17. И четырем сим отрокам Господь даровал знание и понимание всякой книжной 15 мудрости, а Даниил разумел всякое видение и сны. Дан. 1 :18. И по окончании тех дней, в которые царь велел привести их, привел их старейшина евнухов к Навуходоносору. Дан. 1 :19. И беседовал с ними царь, и из всех их не нашлось подобных Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу, и они стали (служить) 16 пред царем. Дан. 1 :20. И во всяком слове мудрости и знания 17 , о которых спрашивал их царь, он нашел их в десять раз превосходнее 18 всех заклинателей и волхвов, бывших во всем царстве его. Дан. 1 :21. И был (там) 19 Даниил даже до первого года царя Кира. Глава 2 Дан. 2 :1. Во второй год царствования Навуходоносора, видел Навуходоносор сон 20 , и ужаснулся дух его, и сон его удалился 21 от него.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

– Даниил пережил трех царей – Навуходоносора, Валтасара и победившего эту династию Дария Мидянина; и у всех сумел вызвать уважение. Он находился в плену вместе со всем Израилем, а насколько обосновано предание о том, что Израиль был отпущен домой и Иерусалим был возрожден именно благодаря Даниилу? Прямых указаний на это в Библии нет. – Нет, но есть другое – несомненное влияние Даниила на царя мидян и персов Дария. Этот Дарий – вообще загадочный персонаж, есть версия, что это – другое имя царя Кира, освободителя евреев. Либо Дарий – его наместник, губернатор. Давайте вспомним: Дарий, которого окружение (князья и сатрапы) вынудило отправить Даниила за молитву Истинному Богу в ров ко львам, страшно переживает это, пытается спасти пророка (одного из его князей). А затем, не будучи в силах нарушить собственный указ (см.: Дан. 6, 15 ), вверяет судьбу Даниила Богу, а сам ложится спать без ужина и не велит вносить к нему пищи (см.: Дан. 6, 16–18 ). Даниил во рву со львами остается невредимым, и Дарий, возрадовавшись, издает повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно ( Дан. 6, 26 ). Вероятно, за этим могло последовать и освобождение израильского народа. – Каково все же место Книги Даниила в пророческой традиции Ветхого Израиля? – Если великие предшественники Даниила предупреждали Израиль о грядущей расплате за его грехи, то Даниил оказался среди тех, кто пожинал плоды: он в плену вместе со всем народом, но он молится у окна, обращенного к Иерусалиму (см.: Дан. 6, 10 ). Благодаря Даниилу и подобным ему людям (таким, как Анания, Азария и Мисаил) евреи сохраняют веру отцов и свою, как мы теперь говорим, идентичность – они не растворяются в языческом окружении. И когда царь Кир (об этом рассказывает Первая книга Ездры) издал повеление о возвращении евреев в Иерусалим и о возрождении Иерусалимского храма – это сразу вызвало огромный, всенародный духовный подъем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Даниила, передающий следующее. Навуходоносор, царь вавилонский, приказал «начальнику евнухов своих – Асфеназу» отобрать лучших «отроков» из числа захваченных им в Иудее и приготовить их для «службы в царских чертогах» ... Эти отроки должны были питаться «пищей с царского стола и вином, которое пил сам Навуходоносор. «Между ними были из сынов Иудиных – Даниил, Анания, Мисаил и Азария». Они отказывались от царской пищи и царского вина. Между тем «начальник евнухов» не решался согласиться на это: «боюсь», говорил он, «господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье: если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновной перед царем». Услышав такие слова, Даниил стал просить «Амелсара, которого начальник евнухов приставил к» ним, – стал просить именно о том, чтобы этот «сделал опыт над рабами» своими – этими 4–мя Иудеями: «в течение десяти дней», говорил он, «пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь». Проба была произведена. «По истечении десяти дней лица» Даниила и трех с ним отроков «оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Алмесар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» ... В результате эти 4 иудея превзошли своими качествами всех, бывших с ними, «отроков» ... ( Дан. 1 ). Почему Даниил и три отрока отказались от употребления царской пищи? Потому что «употребление пищи со стола язычника могло быть осквернением для истинного чтителя Бога Израилева и закона Его»... В сознании всего этого, Даниил и решил питаться иначе, – «глубоко и непоколебимо преданный Богу своих отцов и твердо верующий, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа.... что в столь тесные для благочестия и веры времена Господь окажет нужную помощь и что Господне благословение может дать потребную для полного здоровья питательность предметам, по–видимому, вовсе мало питательным»..., между тем как «начальнику евнухов» – «человеку, смотревшему на человеческие дела только по–человечески..., казалось, что тело может питаться и цвести только от роскошных снедей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

«Заблудиша в пустыни безводней». И Вавилон пустынен и безводен; потому что оставлен был Богом, и рабствовавшие в Вавилоне Иудеи лишены были духовнаго орошения. И уверовавшие из язычников жили также в пустыне, и пустыне безводной, «упования не имуще и безбожни», как говорит божественный Апостол ( Ефес. 2, 12 ). «Пути града обительнаго не обретоша»; потому что и Иудеи не могли спастись бегством от поработивших и возвратиться в свое отечество, и уверовавшие из язычников, до вочеловечения Спасителя, не обретали пути, ведущаго в божественный град. А под " градом» разуметь должно здесь благочестивое житие. Пс.106:5 .   Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. «Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе». Глад божественнаго учения угнетал тех и других. Как Иудеи, рабствуя в Вавилоне, лишены были священников, и не могли совершать служения по закону; так язычники не прияли еще Божественнаго закона, и не насладились духовным учением, чем обыкновенно препитываются души. Сим гладом угрожал Бог Иудеям. Ибо говорил: «наведу глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ( Амос. 8, 11 ). Пс.106:6 .   Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. «И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я». Благочестивейшие из Иудеев принесли моление Богу. Сие показывает нам и пророчество Даниилово. И сам Даниил и Анания и Азария и Мисаил, слезно молясь о всех, испрашивали милости Божией. Язычники же, борясь с бедствиями всякаго рода, хотя воздыхали, предавались безутешным сетованиям и слезам, не имея надежды воскресения, но не испрашивали у Бога всяческих освобождения от обдержавших их зол; однако же Человеколюбец увидел их воздыхания, и явил им милость. Пс.106:7 .   И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу. «И настави я на путь прав, внити во град обительный». Иудеям даровал возвращение чрез персидскаго Кира, а язычников наставил на путь чрез святых Апостолов; чрез них указал им вышний град, имеющий основание на горах святых, «емуже художник и содетель Бог» ( Евр. 11, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И в другом месте: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Подобным образом, и Апостол Павел внушает нам, что, если мы желаем получить обетованные Богом блага, то должны во всем подражать Ему. Самый Дух, говорит он, свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:16–17 ); далее он присовокупляет и сравнение бедствий настоящего времени со славою жизни будущей в следующих словах: думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). Итак, помышляя о сей славе, мы должны терпеливо переносить все гонения и скорби, приключающиеся в сем мире; ибо, хотя много скорбей у праведного; но от всех их избавит его Господь ( Пс.33:20 ). Блаженны и жены, кои вместе с вами сподобились той же славы исповедничества, и кои, твердо сохраняя веру Господню, и оказывая мужество, превышающее слабость их пола, не только сами делаются достойными венца, но и для других жен явили пример своим постоянством. И, дабы ничего не доставало к славе вашего подвига, дабы вместе с вами удостоился почести всякий пол и возраст; промысл Божий соделал самых детей участниками славного вашего исповедничества, представляя нам нечто подобное тому, что некогда сделали Анания, Азария и Мисаил – сии знаменитые отроки, по ввержении коих в пещь, угас пламень, и огонь уступил место прохладной росе; потому, что с ними присутствовал Господь, и тем самым подтверждал истину того, что для исповедников и мучеников ничего не значит самый лютый огонь, и что, напротив, верующие в Бога всегда и во всем остаются целы и невредимы. Размыслите, умоляю вас собственным вашим благочестием, размыслите внимательнее, как велика была вера сих отроков, приобретшая им такое благоволение от Бога. Быв готовыми на все, каковыми должны быть и все мы, они говорят царю: Навуходоносор, царь, нет нужды нам отвечать тебе на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их оде­вали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные ку­шанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: «Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал ( 1Пет.1:11 ) – им, ветхозаветным людям, – что сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). И они старались не иметь общей трапезы с языч­никами, так как общее застолье заканчивается для многих общими гре­хами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех до­бро­детелей. Пророк Осия говорит о нечести­вых застольях: «Будут есть, и не на­сытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили слу­жение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» ( Ос.4:10–11 ). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит по­тому, что ищет их, а ищет потому, что «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.3:19 ). Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой «праздник живота», мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь? Никогда не надо бояться говорить слово НЕТ. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно мо­лодые христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом, в частности, тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и, хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 11, 19–20; 36, 26–27). Содержание Книги пророка Иезекииля: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. 1–3 гл.); тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (Иез. 4–24 гл.); обличительные речи против язычников – иудейских соседей (Иез. 25 гл.); жителей Тира (Иез. 26-28 гл.); стихи 13-19 28 главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь; пророчества о египтянах (Иез. 29–32 гл.); новые обязанности пророка после падения Иерусалима – утешать и подкреплять (Иез. 33 гл.); Господь – пастырь возрожденного Израиля (Иез. 34 гл.); о наказании Идумеи (Иез. 35 гл.); о возрождении Израиля (Иез. 36 гл.); оживление сухих костей – пророчество о воскресении мертвых (Иез. 37 гл.); апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (Иез. 38-39); о новом вечном Царстве Божем и о новом храме (Иез. 40–48; см. Откр. 21 гл.). Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки. При поступлении этих иудейских учеников переименовали в Валтасара, Седраха, Авденаго и Мисаха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.11:19-20,36:26-27).    Содержание Книги пророка Иезекииля:    видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. 1-3 гл.);    тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (Иез. 4-24 гл.);    обличительные речи против язычников — иудейских соседей (Иез. 25 гл.);    жителей Тира (Иез. 26-28 гл.);    стихи 13—19 28 главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь (Иез. 28:13-19);    пророчества о египтянах (Иез. 29-32 гл.);    новые обязанности пророка после падения Иерусалима — утешать и подкреплять (Иез. 33 гл.);    Господь — пастырь возрожденного Израиля (Иез. 34 гл.);    о наказании Идумеи (Иез. 35 гл.);    о возрождении Израиля (Иез. 36 гл.);    оживление сухих костей — пророчество о воскресении мертвых (Иез. 37 гл.);    апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (Иез. 38-39);    о новом вечном Царстве Божем и о новом храме (Иез. 40-48; см. Откр. 21 гл.).    Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила    Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

И другое замечательное повествование о действии Ангела читаем в Деяниях. После того, как святой диакон Филипп крестил евнуха Эфиопской царицы в источнике воды на дороге, ведущей из Иерусалима в Газу, Ангел Господень восхитил Филиппа, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию ( Деян. 8:39–40 ). Подобное этому событие описывается в Книге пророка Даниила. Даниил, находясь в Вавилоне, был ввергнут в ров, в котором содержались львы. Львов в течение продолжительного времени мучили и раздражали голодом, чтобы они съели Даниила. Даниил пробыл во рву шесть дней, не вкушая ни хлеба, ни воды. В это время пророк Аввакум, живший в Иудее, приготовил пищу для жнецов, работавших на его поле, и пошел на поле, неся приготовленное им. Внезапно явился ему Ангел Господень, и сказал: отнеси обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего... И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место ( Дан. 14:31–39 ). Нельзя не указать здесь и на историю трех еврейских отроков-служителей истинного Бога – Анании, Азарии и Мисаила. Анания, Азария и Мисаил, будучи в плену Вавилонском, не исполнили приказания царя Навуходоносора о поклонении золотому истукану, за что осуждены были на сожжение в печи огненной. Взятые царскою стражею и связанные по рукам и ногам отроки еврейские брошены были в печь, раскаленную до такой степени, что стражники, ввергавшие их в печь, пали мертвыми от сильного пламени. Три юных мученика лежали связанные среди пылающего огня, но Ангел Господень приял их на свои руки, расторг их узы, и они свободно ходили в огненном пламени, славя и благословляя Бога. Ангел Божий, находившийся с ними, отклонил от них огненный пламень, веял на них ветром и окроплял их обильною росою.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010