Когда Обетованная и святая земля была занята Израильтянами, а потом и осквернена их идолослужением: то Господь разгневался на свой народ с яростью, – как бы воспылал гнев Его. – И омерзи достояние свое, – признал мерзким эту землю, которую избрал в достояние, или как бы в собственность и наследие свое, – мерзким, как и всякую землю, где было язычество – идолопоклонство. – И предал Господь их – Израильтяне в руки или во власть язычников: и ненавидящие их, эти самые язычники стали обладать ими как рабами и распоряжаться как своею полною собственностью. – И стужиша им врази их, – враги, язычники, притеснили, оскорбляли и позорили их... И смирились они, Израильтяне, под руками – под крепкой и гнетущей властью этих своих врагов. – Мною раз Господь избавлял их от тяжкого рабского гнета (особенно во времена Судей: Гофониила, Аода, Деворы и Варака, Гедеона и др.): но они преогорчевали – снова и снова раздражали Господа – в советех своих или образом своих мыслей и действий своих, беззаконных; а за такие беззакония они и смиришася – были унижены в постыдном рабстве у язычников. 44–46. И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услишаше моление их: и помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея: и даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Но Господь видел, когда Израильтяне, находясь под гневом рабства, скорбели слышал вопль их молитвы и милостиво призирал их. Вспоминал Господь завет свой с ними и раскаивался по множеству милости своей, т. е. отменял – прекращал свои наказания, облегчал их страдания, освобождал от рабства. – И даде я в щедроты пред всеми пленившими я, – Господь возбуждал к ним милостивое расположение во всех пленителях их. Многими милостями и даже царскими щедротами пользовались лучшие люди народа Еврейского, особенно в плену Вавилонском, именно Даниил и друзья его, Анания, Азария и Мисаил. Такт, когда Даниил изъяснил царю Навуходоносору его знаменательный сон, то «царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему дары и благовонные курения, и сказал царь Даниилу: «истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны»... Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил, царя, и он поставил Ананию, Азарию и Мисаила над всеми делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя» ( Дан.1:4–6,9; 2:47–49 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Когда я привожу такие примеры из современной жизни, я не хочу вызвать в ком-либо чувство злобы. Нет! Нет! И еще раз – нет! Я хочу пробудить чувство сострадания. Напоминаю, что в Библии сказано: научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 17). И в другом месте мы читаем: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 10). Вы хотите творить добро – поговорите с беженцами, которые наполняют вокзалы. Это несчастные люди, которых выгнали только за то, что они русские. Они нуждаются в вашей помощи, но, если вы ничем не можете им помочь, то хотя бы молитесь за них. Они бросились сюда, в Россию, и здесь они никому не нужны: здесь другие командуют, другие вступают в наши квартиры, на наши земли, предприятия, в наши дома. Речь идет не о разнице в крови – это было бы не столь существенно, не столь важно – здесь речь идет о том, что иноверные, люди, которые не принадлежат к нашей вере, позволяют себе господствовать над народом Божиим, над Русским народом. Давайте чаще вспоминать о том, как учит нас относиться к иноверцам, к людям, враждебным к Православию, само слово Божие. Апостол любви Иоанн Богослов пишет в своем послании: Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 9–11). И вот, во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мардохей, занимая должность при царском дворе, узнал, что двое придверников хотят убить царя, сказал об этом Есфири, а Есфирь царю. Виновные были повышены, а заслуга Мардохея внесена в книгу дневных записей у царя. После этого царь возвысил выше всех князей любимца своего Амана. По приказанию царя, все, служащие при царе, кто были у царских ворот, кланялись и падали ниц перед Аманом, один Мардохей не кланялся и не падал ниц 515 . Аман, узнав, что это иудей, донес царю, что иудеи не исполняют законов царских, и вы просил у царя указ истребить в 13-й день 12-го месяца (адара) всех иудеев 516 , живших в Персидском царстве от Индии до Эфиопии 517 . Есфирь, узнав об этом от Мардохея, в продолжение трех дней постилась, ничего не ела и не пила, и молилась Богу; потом, несмотря на закон, который наказывал смертью всякого, кто решился бы войти к царю без приглашения, явилась к царю. Когда он увидел Есфирь, взглянул на нее так гневно, что она лишилась чувств. Но Бог тотчас переменил гнев его на кротость; он спросил ее ласково: «Что тебе, Есфирь?» и простер к ней свой золотой скипетр, в знак прощения. Она сказала: «Я увидела в тебе, государь, как бы ангела Божия, и сердце замерло во мне», и при этих словах упала от ослабления. Царь спросил ее: «Что тебе, Есфирь? какая просьба твоя? Даже половину царства моего я отдам». Есфирь пригласила царя к себе на пир и просила привести с собой его любимца, Амана. Когда царь пришел с Аманом к царице на праздник и развеселился, она пригласила его прийти к ней с Аманом и на другой день. Аман вышел от царицы веселый и благодушный, но, увидев у ворот царских Мардохея, даже не вставшего перед ним, исполнился гнева. Придя домой, он, по совету жены и друзей своих, тотчас велел поставить дерево, чтобы на другой день повесить на нем Мардохея. В ту ночь Господь отнял сон от царя, и он велел читать себе памятную книгу дневных записей. Читая, дошли до того места, где записано было, как Мардохей спас царя, открыв заговор на его жизнь. Царь спросил: «Какая дана почесть и отличие Мардохею за это?» Ему сказали, что ничего не сделано ему. Утром, когда Аман пришел к царю, чтобы выпросить у него позволение повесить Мардохея, царь спросил его: «Что бы сделать тому человеку, которого царь хочет отличить почестью?» Аман, думая, что речь идет о нем самом, отвечал: «Пусть оденут такого человека в царскую одежду, возложат царский венец на голову его, посадят на царского коня, и пусть первый из князей царских выведет его на коне на городскую площадь и провозгласит: “Так становится тому, кого царь хочет отличить почестью”». И сказал царь Аману: «Возьми одежду и коня, и сделай то, что ты сказал, иудею Мардохею». Аман со стыдом и досадой исполнил повеление царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ [евр.  ,  ], прор. ветхозаветный (пам. 17 дек.), в христ. традиции относящийся к вел. пророкам. По преданию, Д. жил в период вавилонского плена, в VI в. до Р. Х. Основные сведения о Д. содержатся в библейской Книге пророка Даниила и в т. н. неканонических добавлениях к ней. Библейская традиция Д. был одним из знатных евр. юношей, депортированных в Вавилон царем Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима царя» (Дан 1. 1). Д. и 3 его знатных сверстника (Анания, Мисаил и Азария) жили и воспитывались при царском дворе (где они получили новые имена - Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго), обучаясь «книгам и языку халдейскому» (Дан 1. 4), но соблюдая евр. законы и традиции (Дан 1. 8-16). Д. и 3 отрока должны были есть пищу с царского стола, которой они из соображений благочестия предпочли овощи и воду. Несмотря на это, «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан 1. 15). За хранение веры в Единого Бога Д. получил дар прозорливости и толкования снов. Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Однажды Навуходоносор увидел поразивший его сон, но, проснувшись, забыл, что ему снилось (Дан 2). Все мудрецы оказались бессильны, и лишь Д. смог не только напомнить царю содержание сна, но и истолковать его смысл. В этом сне царь видел огромного истукана, у к-рого «голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан 2. 32-33). Этот истукан был сокрушен камнем, оторвавшимся «от горы без содействия рук» (Дан 2. 34). Д. объясняет царю, что различные материалы, из к-рых был сделан истукан, символизируют последовательность мировых царств, а камень - последнее царство - оно «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2. 44). Царь, увидев мудрость Д., поставил его «главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими» (Дан 2. 48).

http://pravenc.ru/text/171183.html

«Молитва задержания» также начинается с обращения к Господу, но далее следуют прошения к святым, к Архистратигу Михаилу и к Пресвятой Богородице. Роднит «Молитву задержания» с магическими текстами и сосредоточенность на земном благополучии, забота о сохранности достояния. Так, защита и приумножение «имения» и «стяжания» — важная функция «Молитвы Киприана»: «прогоняю все злое оно злых человек и лукавых бесов от раба Божия (имрек) и от всякаго имения его, аминь», «заклинаю и связываю и проклинаю вся духи лукавыя и очи злых человек и сусед ближних и дальних и вся чародейства лукавых человек от раба Божия (имя рек) и от дому его и от всего стяжания его, и яко умножил еси богатство второе Иовля, тако Господи Боже силам умножи домячнее житие и приход рабу Своему (имрек) имущему молитву сию»; «да соблюден будет раб Твой (имя рек) и весь дом и все стяжание его» . Библейские мотивы, используемые в зачине «Молитвы задержания» ( Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим. Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их. Ты некогда вещал пророку Исаии: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды. И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву ), схожи с теми, которые встречаются в «Молитве Киприана». Согласно последней, нечистые духи прогоняются от человека и «от дому его» «молитвою ею же помолися Иисус Навин и ста солнце и луна; и молитвою ею же помолися Илия и удержа небо; и молитвою, ею же помолися Данил пророк и загради уста львом; и молитвою ею же помолися трие отроцы Анания, Азария, Мисаил погасиша пламень пещный и бысть в росу прохладну; силою держащаго волны морские и укротевающаго» (упоминается в «Молитве Киприана» и «моление Елисеево») .

http://azbyka.ru/fiction/shhit-duxovnyj-...

Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену. Смышленых , говорится далее, и понятливых для всякой науки , т.е. ревностных, способных ко всякой муд­рости. И чтобы научил их книгам и языку Халдейскому . Моисей, будучи частным человеком, воспитан был, как царь; а они, про­исшедши от царского рода, воспитывались наряду с рабами властителя. Хорошо предустрояется то, чтобы они научились наукам и языку халдейскому, чтобы, когда Даниил станет беседовать с царем о великих предметах, никто не был посредником и не исказил его слов. А остальное для чего? Для того, чтобы ты познал мудрость Даниила и с самого на­чала видел, как он выше чрева. Другой сказал бы: я пленник, не имею ни откуда необходимой пищи, Бог конечно про­стит меня. Не так поступал он, потому что не для награды какой-нибудь и не по страху только, но и по любви он служил Богу, с великим усердием и не мало времени. Три года они учились мудрости и три года постились. Видишь ли благоразумие Даниила? Когда нужно было остерегаться, он был весьма тверд и предусмотрителен, и он не подчинился, но просил, умолял; а когда не было никакого вреда, то он не отказывался изучать язык и мудрость иноплеменников, потому что не учиться предосудительно, а следовать их учению. Так он мог лучше узнать свою собственную мудрость, узнать, — опять чрез сравнение, — что нет другой такой мудрости, как еврейская, и сделаться более сильным. А если бы это было преступно, то и здесь он устоял бы и воспротивился бы. Видишь ли, что до­бродетели его происходили оттуда же, откуда (пороки) у чревоугодников, предпочитающих чеснок манне? Потому Даниил и явился мудрым. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго (ст. 6, 7). Даниилу, говорится, он дал имя Валтасара. И бог их так же назывался, или — лучше — так назывался сын царя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их " ( Пс.106:6 ). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляе­мые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутеш­ному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою ми­лость. Ведь, конечно, когда язычники, как я сказал, бедствовали вслед­ствие лишения сказанных благ, предстоявшие за них ангелы Божии, по­добно пастырям человеческого стада, взывали к Богу о том, чтобы им был послан общий Спаситель. И человеколюбивый Бог наставил их на путь правый, который есть спасительное слово евангельское. Оно при­вело нас в небесный город, почему и повелевается нам проповедовать всем людям чудеса Божии, чтобы все, узнав о бывшей нам благо­дати, поспешили к тому же самому спасению. А может быть кто-ни­будь прибавит, что в древности иудеи, притесняемые в Египте, взывали к Богу; если и теперь они сделают это, то чрез то достиг­нут совершенной свободы во Христе. «И повел их прямым путем, чтобы во шли в город... обитаемый» ( Пс.106:7 ). Иудеям Господь даровал воз-вращение чрез Кира Персидского; чрез святых же апостолов Он наставил язычников и показал им вышний град, имеющий «основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). «Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим» ( Пс.106:8 ). Симмах перевел так: и «чудеса Его над сынами человеческими». Конечно, приносят Богу благодарственную песнь не милость, не чу­деса, но те, которые получили такие блага. Дивно и достойно удивле­ния освобождение иудеев, но еще удивительнее и замечательнее спасе­ние вселенной, перемена к лучшему, конец заблуждения и познание истины. Всего этого виновница божественная милость, потому что «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, – говорит божественный апостол, – а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но они думают, что эти слова относятся к Зоровавелю, который из униженного и пленника неожиданно выдвинулся на степень вождя, устроил храм Господу и сидит на троне Его, и господствует подобно князю. Но и первосвященник, – говорит он, – Иисус, сын Иоседека, воссядет на священническом престоле, и единомысленно и единодушно будут управлять они народом Божиим. И будет мир между ними двумя, т. е. между тем, который исходит из колена царского, и тем, который от колена Левия; так что священство одинаково с царством Божиим будут управлять народом; а те венцы, которые ты сделаешь из золота и серебра, после возложения их на головы Иисуса, сына Иоседекова и Зоровавеля, сына Салафиилева, ты посвятишь во храме именам тех, которые принесли их, т. е. Гелему, Товии, Идаю и Гену. Второе и третье из названных имен тождественны с теми, которыя указаны выше. Первое переменено: вместо Голдаи он употребил Гелем, а четвертое, выше не названное, он прибавил, это – Ген, но об этом мы будем говорить после. – После положения венцов в храме Господа и после посвящения их в вечное воспоминание, от всего круга земного и издалека придут народы и будут совершать устроение в храме Моем, каждый соотвестненно силам своим. И тогда по исходу дела и по успеху во всем вы узнаете, что Господь послал меня, и что я все предсказывал по Его повелению. Но это сбудется так, когда вы будете повиноваться повелениям Господним и сотворите заповеди Его. Голдаи значит: прошение у Господа, что на греческом более знаменательно выражается словами: λιτνευσις Κυρου [коленопреклоненное прошение у Господа]. Товия – благий Господа. Идайя – известный пред Господом. Вместо Голдаи ( – теперь он употребил Гелем ( ), что значит сновидение, и на четвертом месте присоединил: Ген ( ), т. е. благодать. Венцы этих четырех людей будут у сына Софонии, который раньше назван Иосиею, и есть строитель и страж храма Господня; они и будут находиться там вечно. Евреи рассказывают, что Анания, Азария и Мисаил, возвращаясь из плена, принесли золото и серебро, и дары храму, и венцы первосвященника и вождя, и что Ген т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — персидское, которое ему последовало, под медным – греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное рождество Христа от Девы Марии. 9.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3:17). Трое юношей оказываются вверженными в печь, где остаются невредимы. Более того, они воспевают песнь, и изумленный царь видит «четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:92). При этом в книге говорится, что те, кто пытались печь сильнее разжигать, сами погибали от нестерпимого пламени, которое там бушевало. В этой главе есть довольно протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но имеется в греческом тексте Священного Писания. Она содержит в себе молитву Азарии и песнь трех отроков. Причем, в греческой Библии она находится не в третьей главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста употребляются нами, несмотря на то, что они не почитаются каноническими, в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене: «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки» и «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

Однажды один разгневанный царь вошел в город с намерением сурово наказать всех его жителей. Было время Великого Поста, и царь постился. Перед тем, как обрушить свой гнев на жителей этого города, царь решил посетить местного юродивого. Когда царь вошел в келью к юродивому, то блаженный бросил ему в лицо кровавый кусок мяса и крикнул: «Ешь! Ешь! Царь-государь!» В ужасе царь возразил: «Так теперь ведь пост». На что юродивый заметил: «А сюда зачем приехал? Людей пожирать и кровь проливать…». Царь принял обличение и покинул город, не принеся никому никакого вреда. К сожалению, многие христиане хорошо соблюдают внешнюю сторону поста, забыв о духовной сущности его. По отношению к таковым можно применить следующие слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф. 23:23 ). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю (которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней, обрядовой). С другой стороны, качество скоромной пищи таково, что отказ от нее может принести здоровье человеку, а не нанести ему вред, как некоторые думают: В Книге пророка Даниила рассказывается: Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища – Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не хотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: «Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт в продолжении десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? «По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» ( Дан. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010