«И о других пророцех». Сказует же, в чем они преуспели. Евр.11:33 .  Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов. «Иже верою победиша царствия». Гедеон низложил мадианитян, Сампсон – филистимлян, Варак – Сисару, Давид – аммонитян, амаликитян и оба племени сириан ( 2Цар. 10, 6 ), Самуил – филистимлян. «Содеяша правду». Это общая заслуга всех святых. «Получиша обетования». И Аврааму обетовал Бог о семени его благословить все народы ( Быт. 22, 18 ), и Исааку и Иакову дал то же благословение, да и Давиду изрек обетования о Владыке Христе и истину оных доказал самим делом. Обетовал также возвращение из Вавилона и исполнил сие обетование. «Заградиша уста львов» – Даниил. Евр.11:34 .  Угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих. «Угасиша силу огненную» – Анания, Азария и Мисаил. «Избегоша острия меча» – победившие в войнах. «Возмогоша от немощи». Возвратившиеся с Зоровавелем, освободившиеся из плена и победившие восставших на них соседей. «Быша крепцы во бранех» – и перечисленные выше, и дети Маттафии: Иуда, Ионафан и Симон. «Обратиша в бегство полки чуждих». Апостол одно и то же выразил различно. Евр.11:35 .  Жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобожде­ния, дабы получить лучшее воскресение. «Прияша жены от воскресения мертвых своих». Это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына вдовицы, а другой сына соманитяныни. «Инии же избиени Быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат». Елеазар, семь Маккавеев и их матерь. Евр.11:36 .  Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. «Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею». Те же самые, и кроме них, многие другие. Евр.11:37 .  Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Евр.11:38 .  Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И что же мы читаем в Библии? Из числа взятых в Вавилон на воспитание, а затем и служение при царском дворе, юношей еврейских, некоторые происходили из колена Иудина, а именно: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Это были дети Иудейской аристократии. Было решено воспитать из них сановников Нововавилонского царства. Для этой цели были приглашены лучшие учителя, которые должны были научить их халдейскому языку и наукам. Юноши, оказались очень способными учениками. Особенно среди них выделялся Даниил. Его имя «Дани Эль» в переводе с еврейского языка означает «Бог – мой судья». Этому юноше помимо всех талантов был дан еще дар откровения. Все это Даниил и его друзья получили от Бога как милость, за то, что даже в плену смогли сохранить свою веру и не побоялись пострадать за нее. По окончании обучения, все юноши были представлены царю. И вот их вводят в царское собрание, где повисла гробовая тишина. Незадолго до их прихода, царь Навуходоносор задал своим придворным ученым и жрецам вопрос, на который никто не мог ответить. Речь шла о забытом им сне. И вот, порядком уже обозленный, не получивший ответа, он сразу срывается на вошедших юношей. И к большому своему удивлению, а также, к удивлению окружающих, получает исчерпывающий ответ от юноши Даниила. Даниил напомнил царю о его необычном сне: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 31 – 35). А дальше Даниил истолковал этот сон, что скоро придет закат царству Вавилона, а мир ожидает много перемен. Вот как толкует этот отрывок преподобный Ефрем Сирин: ««Златая глава» – царство Вавилонское. Серебряные грудь и руки – это будущее царство Мидян. Чрево и бёдра медные – царство Персидское. Голени железные – царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные – десять царей, восставших после Александра. А под камнем подразумевается сам Христос, который станет краеугольным камнем всего мира».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/30/ni...

Иезекииль был отведен в плен еще до окончательного разрушения Иерусалима и в далекой стране возвещал своим соотечественникам бедствия, имеющие постигнуть Иерусалим, с такою ясностью, как бы видел их своими глазами. Вместе с тем, пророк ободрял пленных предсказаниями о возвращении из плена, восстановлении Иерусалима и храма и о пришествии Мессии. Будущее восстановление иудейского царства Господь открыл Иезекиилю в видении поля, покрытого сухими костями. По слову Божию, кости соединились, покрылись плотью и ожили. «Кости сухие, – сказал Господь пророку, – это дом Израилев. Скажи им: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, в землю вашу и вложу в вас Дух Мой и оживете, и узнаете, что Я – Господь». Свои скорбные чувства вавилонские пленники выразили в трогательной песне, вошедшей в состав книги псалмов: «При реках Вавилона–там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: пропойте нам из песней Сионских. Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня, десница моя, прилипни, язык мой, к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили – разрушайте до основания его. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» ( Пс. 136 ). Видение пророком Иезекиилем четырех животных означает, что совершители воли Божией св. Ангелы разумны, как человек, сильны, как лев, просты и незлобивы, как телец, и возвышенны, как орел. 64. Воспитание Даниила, Анании, Азарии и Мисаила Навуходоносор, царь вавилонский, завоевавший иудейское царство, приказал набрать отроков из знатных иудейских семейств. Их воспитывали при царском дворе и учили разным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо, запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только хлеб и овощи. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил воспитателя позволить им, хотя десять дней, питаться овощами. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона Бог дал этим отрокам особенный успех в науках, а Даниилу, сверх того, дар изъяснять видения и сны. По окончании воспитания все отроки были представлены Навуходоносору. Он говорил с ними и не нашел между ними никого, кто бы мог равняться мудростью с Даниилом и его тремя друзьями. После этого они стали служить при царском дворе. 65. Даниил объясняет сон Навуходоносору

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Из этого также, по законам иносказательной речи, научаемся тому, что не должно бросать жемчуга пред свиньями и давать святыни псам ( Мф. 7:6 ). Ибо кто верен духом, тот таит дела; а кто этого не делает, у того всякая добродетель ослабевает, и погибает потомство, и он, лишившись мужеской крепости, впадает в женскую изнеженность (Притч. 11:13–15). Итак Исаия входит к царю, и, как бы не зная, спрашивает: что говорили мужи эти, и откуда они пришли! Предлагает два вопроса: что говорили, и отвода пришли? Он дал ответ на один вопрос, опустив другой, – ответ, который должно читать с особым ударением [μφσει] и горделивостию: из земли далекой пришли она ко мне, из Вавилона , потому что чем отдаленнее страна, из которой пришли, тем славнее тот, ради которого пришли. И пришли , говорит, ко мне , который должен был бы сказать: пришли для прославления Бога за великое знамение, из Вавилона , самого могущественного города во всей вселенной. И опять Исаия говорит: что видели они в доме твоем ! И он ответил отчасти верно, что все видели они в доме его, и что не было вещи, которой бы он не показал им в сокровищницах своих. Но умалчивает о другом, относительно чего опасался неудовольствия, что он показал им все, что имел во власти своей, а также без сомнения, и утварь храма. Посему Исаия словом Божиим произносит приговор: Выслушай слово Господа воинств : наступит время, когда все то, что есть в доме твоем и собрано трудом не твоим, но Отцов твоих, будет перенесено в Вавилон, и от семени твоего будут евнухи в царском дворце. Из этого евреи заключают, что Даниил, Анания, Мисаил и Азария, происходившие из царского племени и несомненно состоявшие на службе у царя Навуходоносора, были сделаны евнухами. Итак Езекия сказал: благо слово Господа, которое Он изрек . За это он порицается евреями, почему не подражал благости Моисея, который говорил Господу: И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея, в нюже вписал еси ( Исх. 32:32 ). Посему и апостол Павел желает быть отлученным от Христа за братьев своих, Израильтян ( Рим. 9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Изъяснение псалма 128-го. «Песнь степеней». И сей псалом содержит в себе предречение о народах, воставших на Иудеев по возвращении. Иудеи поучаются говорить так: Пс.128:1 .   Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль. Пс.128:2 .   Много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. «Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль» : «Множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя». «Юностию» называет Пророк пребывание в Египте и освобождение оттуда, и песнословя Благодетеля, изчисляет Божии милости: потому что издревле и с самаго начала восстало на меня много неприязненных, и покушались они подавить меня всякаго рода бедствиями, но, при Божией помощи, избежал я козней их. Вернее же приличествует это народу новому, который претерпел многия нападения врагов, но всех преодолел, и врагов соделал поклонниками. Пс.128:3 .   На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. «На хребте моем делаша грешницы». Акила же и Феодотион перевели: пахали. Разумеет же пророческое слово бичи и язвы, какия злочестивыми наложены на победоносных мучеников. Сие же претерпели и блаженный Даниил, и чудные Анания, Азария и Мисаил, и при Антиохе Маккавеи. «Продолжиша беззаконие свое». Акила перевел: продлили, а Симмах: не преставали озлоблять, то есть, долго были в войне со мною, приумножали свое беззаконие. Пс.128:4 .   Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых. «Господь праведен ссече выя грешников». Слово: " выя» Акила и Симмах перевели: тенеты, Феодотион: ошейники. Все сие верно, потому что тенета, уготованныя святым, разсек Бог их, и оковы, возложенныя на них, сокрушил, и самыя выи грешников «ссече». Пс.128:5 .   Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион! «Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона». Да не успеют, говорит Пророк, в лукавых предприятиях, а да обратятся в бегство, ополчившиеся против Сиона. Пс.128:6 .   Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает. Пс.128:7 .   Которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы – горсти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иов в восторге положил руку на свои уста и раскаялся в прахе и пепле, воскликнув: – Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено. Я говорил о том, чего не разумел. Раньше я только слышал о Тебе, а теперь мои глаза видят Тебя. Тогда Бог обратился к друзьям Иова и сказал, что гневается на них за то, что они не так верно говорили о Нем, как Иов. Лишь жертва, которую тот принес, спасла их от смерти. После этого Бог вернул Иову вдвое больше богатства и облагодетельствовал его детьми. Житие праведного Иова является для нас ярчайшим примером терпения, благодаря которому мы должны уметь видеть Бога и сквозь боль и страдания, помня о том, что Сам Господь соединился с нами и в нашем горе, дойдя до Крестной смерти. Иов – это прообраз Христа. Как и Господь наш, через происки диавола он сошел с вершин могущества до страшного унижения. Как и Христос, Иов страдал вне стен своего дома, оплеванный, униженный близкими друзьями, обвиненный в богохульстве, забытый (как думал он) Самим Богом. Но Господь оправдал праведника и вернул ему имущество, так же, как и Иисус Христос воскрес из мертвых и получил от Отца во владение весь мир. Пророк Даниил открывает сон Навуходоносора (Дан. 1–2) Когда Навуходоносор увел из Иерусалима в плен часть евреев, то он приказал своему вельможе выбрать из царского рода детей, которых надо было воспитывать как будущих вавилонских чиновников. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и велел обучать их мудрости халдейской. Среди них были четыре отрока – Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они решили не оскверняться царскими яствами (которые могли быть посвящены идолам) и просили давать им овощи и воду вместо царской пищи. После десяти дней такого поста друзья оказались здоровее тех, кто ел с царского стола. Тогда их наставник стал забирать царские угощения себе, а отроков продолжал кормить овощами и поил водой. Бог наградил друзей за подвиг поста даром знания и мудрости, а Даниила – еще и даром понимать видения и сны. Когда царь испытал отроков, то они оказались разумнее всех своих сверстников и всех придворных мудрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Иудифь с головой Олоферна. Ок. 1504 г. Худож. Джорджоне (ГЭ) Само слово «завет» лишь однажды встречается в И. к. (9. 13), но контекст его употребления нетривиален: язычники «задумали жестокое» против завета Божия, к-рый имеет значение прежде всего только для тех, кто заключали завет с Богом. Но грех против завета мог быть совершен только народом Израиля; язычники не участвовали в завете и не могли нарушить его. Речь идет не о нарушении завета его участниками, а о понимании завета Бога с Израилем как объективной исторической реальности: т. о. язычники, которые «задумали жестокое против завета», противятся Божественному замыслу в истории. Несмотря на этот единственный контекст, понятие «завет», по справедливому замечанию Мура, является базовым концептом в И. к. ( Moor. 1985. P. 60). Верность завету выступает как основной принцип, определяющий историю Израиля, и эта категоричность получает парадоксальное выражение в речи Иудифи к Олоферну (героиня говорит, что победа полководца предопределена, ибо народ согрешил и Бог не будет ему помогать). Тем не менее этот принцип не может ограничивать ни человеческую, ни Божественную свободу. Раскрытию этой мысли посвящены 8-я и 9-я главы И. к. Жители Ветилуи принимают решение сдать город, если в течение 5 дней Бог не освободит их. В этом решении проявляются формализованное отношение к Божественной помощи и вместе с тем отказ от человеческой ответственности. В ответ на это решение Иудифь произносит пространную обличительную речь (8. 11-27), справедливо получившую название «богословского поучения». В этом поучении раскрывается неск. принципиальных идей: 1) Бог непознаваем. Человек не может понять Его намерений и давать оценку божественному суду: «…вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его?» (8. 14). Эта цитата очень близка к провозвестию Исаии: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55. 8-9); 2) Бог абсолютно свободен. Не существует никакого обстоятельства, к-рое могло бы повлиять на Него; 3) Бог справедлив. Человек не имеет права требовать от Него к.-л. действий, ссылаясь на верность завету, ибо никто, кроме Бога, не может оценить праведность человеческой жизни. Человек может заблуждаться, считая себя праведником, исполнившим закон. Это означает, что подлинная верность человека Богу проявляется в любых обстоятельствах. Человек не может быть верным в обмен на условия. Эта мысль находит параллель в повествовании Дан 3. 17: Анания, Азария и Мисаил говорят царю, что Бог всемогущ и способен их избавить, но даже если Он не явит Свою помощь, они все равно останутся верными Ему.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

, Йосеф, Joseph – по библейскому толкованию: Addat Dominus, Да придаст Господь 754 (родивши сына, Рахиль «нарекла ему имя Иосиф, сказав: Господь прибавит мне другого сына» 755 ) или, точнее, Addat (scil. Dominus), Да придаст (подразумевается: Господь) 756 . По изречению Иеронима, Joseph augumentum 757 , – adposuit siue adponens 758 , – auctus 759 , – addends siue augumentum 760 , – adaugens 761 . По другим толкователям, ωσφ Ιαω προσθκη, ορτου ξοδος, ορτου δεξα, ξοδος, αμα, πρσθεμα 762 ; ωσφ νεδου φαρεσις (толкование, очевидно, основывающееся на Быт.30:23 ) 763 ; – προστιθν 764 ; – πρσθκη νεδους φαρεσις 765 (ср. Быт.30:23 ); – πρσθεσις 766 ; – πρσθεμα κυρου νεδους φαρεσις 767 ; – πρσθεσις 768 . , Цафнаθ Паънеах, Tzaphnath Pahneach – сокращенная фраза , occultum clare exponit, сокрытое ясно излагает (или изъясняет), ибо слово означает вещь скрытую, тайную. Таким образом, Цафнаθ Паънеах означает Rei occultae manifestator et expositor – вещи сокрытой объявитель и толкователь, Qui occultum clare exposuit – Кто ясно изложил сокрытое. Так понимал это имя и халдейский переводчик, который перевел: – Vir cui abscondita revelantur – Муж, которому открывается сокрытое 769 . Ясно, что новое имя Иосифа стоит в связи с причиною его возвышения. Так было при египетском дворе. Обратимся к другим примерам. Навуходоносор собрал иудейских «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, и красивых видом, и понятливых на всякое искусство, и разумеющих науки, и способных к учению, и годных служить в чертогах царских, и чтобы можно было научить их писанию и языку Халдейскому (4). И назначил им царь на каждый день яства с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя (5). И были между ними из сынов Иудиных Даниил ( ), Анания ( ), Мисаил ( ) и Азария ( ) (6). И переименовал ( ) их начальник царедворцев, и назвал Даниила Валтасаром ( ), Ананию Седрахом ( ), Мисаила Мисахом ( ) и Азарию Авденаго ( )» 770 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Книга пророка Даниила по содержанию может быть разделена на две части: историческую (1 – 6 глл.) и пророческую (7 – 12 глл.). В первой части излагаются жизнь пророка Даниила и современные ему исторические события в вавилонском и мидо-персидском царствах. Во второй части излагаются видения и откровения, которых Господь удостаивал Даниила, открывая ему события будущего, касающиеся не только его эпохи, но и пришествия Спасителя, а также последних времен. 9.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне В книге выделяют иногда первую часть, первые шесть глав, называя ее исторической частью. Пророк Даниила — это пророк времен Вавилонского плена. Он сам пишет о себе, что когда Иерусалим подчинился Навуходоносору, это примерно 605 год, «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского», того Иоакима, которого фараон Нехао посадил в Иерусалиме править, были взяты заложники из богатых и знатных домов в Вавилон, причем пророк Даниил говорит, по какому принципу они отбирались: красивые видом, не имеющие телесного недостатка и не просто в качестве заложников, но для того, чтобы они могли служить при дворе Вавилонских царей. Среди них были отроки, которые вместе с ним были уведены. В Вавилоне всех четверых переименовали на вавилонский манер: Даниила назвали Валтасаром, Ананию – Седрахом, МисаилаМисахом и Азарию – Авденаго в честь местных богов. В частности, Валтасар означает «Вал сохранит тебя». Они тщательно оберегали веру своих отцов, причем и в области обрядовой. Они отказывались от пищи, которая была назначена всем прочим заложникам от стола царского, поскольку она была либо идоложертвенная, либо состояла из того, что не дозволялось Моисеевым законом. Когда поставленный над ними надзиратель забеспокоился, что они будут худы и бледны лицами, и его за это накажут, они ему предложили поставить эксперимент. И оказалось, что их телесное состояние, постящихся, ничуть не хуже тех, которые ели все то, что присылали от двора царского. И когда заканчивается время их обучения, то все эти учащиеся представляются царю для «выпускных экзаменов». «И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:20), так что они получают весьма высокие должности при царском дворе.

http://sedmitza.ru/lib/text/431558/

Когда Его распинали на кресте, то Он молился за Своих врагов и распинателей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают» ( Лк. 23:33–34 ). Шестое прошение. «И не введи нас во искушение». Под искушениями разумеются соблазны на грехи, которые приходят от плоти нашей, от других людей и от дьявола. Иногда Бог посылает искушения благочестивым людям, чтобы они еще более утвердились в добре и послушании воле Божией. Таков, например, был праведный Иов. Бог благословил его большим семейством и обилием мирских благ. Он имел семь сыновей и три дочери, которые жили между собой в любви и согласии. Потом Бог, желая показать людям высокий образец терпения, попустил дьяволу лишить Иова всех мирских благ и семейных радостей: он потерял всех своих детей. Однажды сыновья его и дочери собрались в доме старшего брата; вдруг из пустыни пронесся сильный вихрь, разрушил дом и все они погибли. Иов перенес испытания с величайшим терпением. Он сказал: «Господь дал, Господь и взял, да будет благословенно имя Господне» ( Иов. 1:21 ). – Испытания праведника этим не кончились. Дьявол, по попущению Божию, поразил Иова сильной проказой. Все тело его было покрыто гнойными струпьями; а так как эта болезнь (проказа) была в высшей степени заразительная, то Иова удалили из города, он сидел на куче пепла и обломками черепка соскабливал гной с тела; и это испытание Иов перенес терпеливо. В награду Бог благословил многострадального Иова тем, что даровал ему здоровье; богатство его увеличилось; у него родилось семь сыновей и три дочери, он жил еще 140 лет и умер в глубокой старости сред многочисленного потомства. Пример праведного Иова научает нас терпеливо переносить испытания и верить, что если Бог посылает испытания, то Он даст и силы перенести их. Три отрока – Анания, Азария и Мисаил – не устрашились разженной печи и не хотели кланяться золотому истукану. «Бог наш, Которому мы служим, – сказали они,– силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавить. Если же не будет того, то да будет тебе известно, что мы богам твоим кланяться не будем, и золотому истукану не поклонимся» ( Дан. 3:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010