Он освобождается от всего, как от одежд, чтобы, обнаженный, восторжествовал крепче и могущественнее, и чрез терпение мучений победил врага, которого еще ранее победил перенесением потерь. О нем Сам Бог засвидетельствовал: обратил ли ты внимание на раба Моего, Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла 253 . И справедливо, ибо сам Иов говорит: страшно для меня наказание от Бοια: пред величием Его не устоял бы я 254 . Никогда не дерзал он пренебрегать Тем, во всегдашнее присутствие Которого верил и говорил: не укорит меня сердце мое во все дни мои 255 . Прежде чем Господь научил любить врагов, Иов говорит: радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастие постигало его 256 . Еще не изрекло евангелие: «всякому просящему у тебя дай», а он уже говорит: отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы 257 . Он еще не читал слов Апостола: господа, оказывайте своим рабам справедливость и безпристрастие 258 , а уже говорит: пренебрегал ли я правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною 259 ? Прежде чем Апостол предписал богатым не превозноситься и не надеяться на богатства свои, он говорит: полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя 260 ? И это он доказал не на словах только, но и самым делом, ибо не стал скорбеть, когда все потерял, а сказал: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь 261 . О, муж евангельский прежде евангельских правил и апостольский прежде апостольских наставлений, ученик апостолов! Обнаруживая тайные богатства природы, ты показываешь, чем мы обладаем сами в себе, и учишь понимать, каково то сокровище души, которым обладаем без пользования сами и думаем, что мы не имеем того, чего в действительности лишь не желаем обнаружить» 262 . В другом сочинении Пелагий подробно перечисляет тех, кои «не только не согрешили, но о коих сказано, что они жили праведно, каковы: Авель, Энох, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, Иисус Навин, Финеес, Самуил, Нафан, Илия, Иосиф, Елисей, Михей, Даниил, Анания, Азария, Мисаил, Иезекииль, Мардохей, Симеон, Иосиф Обручник, Иоанн, из женщин – Девора, Анна, мать Самуила, Иудифь, Есфирь, Анна, дочь Фануилова, Елизавета и самая Матерь Господа и Спасителя нашего, которую необходимо исповедовать безгрешною» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Он осыпал Даниила богатыми дарами и поставил его начальником Вавилонской области и главой мудрецов вавилонских. Но Даниил упросил Навуходоносора поручить управление Вавилонской областью Анании, Азарии и Мисаилу, сам же остался при царском дворе. На поле Деире, близ Вавилона, Навуходоносор поставил огромного золотого истукана и к торжественному открытию его созвал всех важнейших сановников царства. Когда же они собрались и стали пред истуканом, глашатай от имени царя объявил, чтобы все, как скоро услышать звук музыкальных орудий, пали и поклонились истукану, а если кто не поклонится, брошен будет в разженную печь! И вот, когда подан был знак, все пали пред истуканом, исключая Ананию, Азарию и Мисаила. Халдеи тотчас же донесли о том царю. Навуходоносор призвал их и опросил: «правда ли, что вы богам моим не служите и истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Если вы сейчас же ему не поклонитесь, то непременно будете брошены, в разженную печь. Тогда увидим, как Бог избавит вас от руки моей!» Иудейские юноши отвечали: «Бог, Которому мы служим, может избавить от разженной печи и от руки твоей. А если бы Он и не восхотел избавить нас, то и тогда золотому истукану, которого ты поставил, кланяться не будем». Раздраженный Навуходоносор приказал разжечь печь всемеро более обыкновенного и, бросить в нее Ананию, Азарию и Мисаила. Печь была так раскалена, что от одного приближения к ней совершители этой казни умерли. Навуходоносор сел против отверстия печи. Чрез несколько времени он встал и с изумлением сказал окружавшим его: «не троих ли мы бросили в печь? Но вот я вижу, что в огне без всякого вреда ходят четверо и четвертый по виду точно Сын Божий!» После сего он приблизился к печи и сказал: «Седрах, Мисах и Авденаго» (так прежде переименованы были Навуходоносором Анания, Азария и Мисаил), «рабы Бога Вышнего! Выдьте сюда!» Они вышли из средины огня. Ни один волос на их голове не был опален; от них даже не пахло горелым. При виде такого чуда Навуходоносор прославил Бога Израилева и выдал указ, в котором грозил смертью всякому, кто осмелился бы хулить Бога Седраха, Мисаха и Авденаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Ответственный за молодежную работу – штатный сотрудник приходской, благочиннической или епархиальной структуры, прошедший специальную подготовку для осуществления церковной работы с молодежью 7 . Приход – религиозная община христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме 8 . h8 II. Библейские и исторические основы церковной работы с молодежью Во все времена Церковь свидетельствует о Боге всем людям независимо от возраста. В текстах Ветхого и Нового Заветов присутствуют наставления, обращенные к подрастающему поколению. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее ( Сир. 6:18 ). Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11:9–10 ). Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукаваго. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца ( 1Ин. 2:13 ). Священное Предание и агиографическое наследие хранят примеры жизни молодых людей, с искренней и твердой верой отозвавшихся на голос Божий, прозвучавший в их сердцах. Пресвятая Богородица совсем юной отроковицей начинала Свое служение в Храме Господнем. Святой псалмопевец и царь Давид в юности был призван Господом. Святые юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил свято хранили веру в Единого Бога и упование на Его всесильную помощь перед лицом мучителей. Святой апостол Иоанн Богослов был самым юным и любимым учеником Христовым. Святой преподобный Антоний Великий юношей, услышав евангельский глас, оставил все и последовал в благословенную пустыню. Русские столпы монашества святые преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие в юном возрасте посвятили себя духовным подвигам, служа Богу и ближним. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в молодости явили верность христианским идеалам, поставив их выше земного благополучия и даже собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

По окончании воспитания, они стали служить при царском дворе. Однажды Навуходоносор видел необычайный сон, который вышел, однако, у него из памяти. Никто из мудрецов вавилонских не мог угадать этого сна, но Даниил узнал о нем от Бога и открыл его царю. «Ты, государь», сказал Даниил, «видел огромного истукана, у которого голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, ноги частью из железа, частью из глины. Когда ты смотрел на этого истукана, вдруг из ближней горы сам собою оторвался камень и ударил его в ноги. Все тело разбилось и рассыпалось в прах, а камень стал расти все более и более, и наконец, наполнил всю землю. В это время ты от страха проснулся». После сего Даниил изъяснил царю, что этот сон изображает четыре царства, которые будут следовать одно за другим, и после которых Бог устроит царство вечное. Выслушав это, Навуходоносор сказал: «поистине Бог ваш есть Бог богов!» и сделал Даниила начальником вавилонских мудрецов, а трех друзей его – правителями вавилонской области. Крепость веры друзей Данииловых подверглась вскоре большому испытанию. Навуходоносор на одном поле, близ Вавилона, поставил огромного золотого истукана и собрал всех важнейших сановников своего царства для поклонения ему. Все поклонились ему, кроме Анании, Азарии и Мисаила. Разгневанный царь приказал их за ослушание бросить в разженную печь, сказав: «посмотрим, как Бог ваш спасет вас от руки моей». Печь была так раскалена, что бросавшие в нее Ананию, Азарию и Мисаила от одного приближения к ней умерли. Между тем, Анания, Азария и Мисаил остались в ней живы и прославляли Бога. Изумленный Навуходоносор приказал им выйти из печи и выдал указ, в котором смертью грозил всякому, кто осмелился бы хулить их Бога. Не меньшее испытание выдержал и сам Даниил. Он был брошен в ров к голодным львам за то, что молился ежедневно своему Богу, но львы, по воле Божией, не коснулись пророка. Даниил предсказал, что Христос придет и пострадает чрез 400 лет от издания указа о восстановлении Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

пойте и превозносите Его во веки! 71 Благословите Господа, ночи и дни, пойте и превозносите Его во веки! 72 Благословите Господа, свет и тьма, пойте и превозносите Его во веки! 73 Благословите Господа, молнии и облака, пойте и превозносите Его во веки! 74 Да благословит Господа земля, поёт и превозносит Его во веки! 75 Благословите Господа, горы и холмы, пойте и превозносите Его во веки! 76 Благословите Господа, все растения земные, пойте и превозносите Его во веки! 77 Благословите Господа, источники, пойте и превозносите Его во веки! 78 Благословите Господа, моря и реки, пойте и превозносите Его во веки! 79 Благословите Господа, киты и всё, что движется в водах, пойте и превозносите Его во веки! 80 Благословите Господа, все птицы небесные, пойте и превозносите Его во веки! 81 Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки! 82 Благословите Господа, сыны Адама, пойте и превозносите Его во веки! 83 Да благословит Господа Израиль, поёт и превозносит Его во веки!  84 Благословите Господа, священники Господни, пойте и превозносите Его во веки! 85 Благословите Господа, рабы Господни, пойте и превозносите Его во веки! 86 Благословите Господа, духи и души праведных, пойте и превозносите Его во веки! 87 Благословите Господа, верные и смиренные сердцем, пойте и превозносите Его во веки! 88 Благословите Господа, Анания, Азария и Мисаил, пойте и превозносите Его во веки! 176 Песнь 9 ( Лк.1:4655, 6879 ) Молитва Марии Богородицы. 46 Величит душа моя Господа 47 и радуется дух мой о Боге, спасителе моём! 48 Ибо призрел Он на смирение рабы Своей, и отныне все поколения будут меня ублажать! 49 Сотворил со мной великое Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его – в род и род к боящимся Его. 51 Явил Он силу руки Своей, рассыпал имеющих гордые мысли в сердце своём; 52 Сильных низложил с престолов, а смиренных вознёс; 53 Голодных насытил благами, а богатых отпустил ни с чем. 54 Вступился за Израиля, раба Своего, вспомнив о милости, 55 Как говорил отцам нашим, к Аврааму и потомству его до века! 

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

После восстановления храма Господня, стены Иерусалима долго оставались разрушенными, и жители его терпели нападения от соседних народов. О таком бедственном положении Иерусалима узнал один из иудеев, Неемия, который служил виночерпием у царя Артаксеркса (Лонгимана, Долгорукого), и сильно опечалился. Артаксеркс во время обеда заметил печаль Неемии и спросил его о причине ее. Неемия открыл причину своей печали и просил послать его в Иерусалим обустроить его. Царь определил его областеначальником Иудеи и дал ему указ о восстановлении Иерусалима 510 . Прибыв в Иерусалим, он объявил согражданам дозволение царя возобновить стены города. Иудеи с радостью приступили к этому делу. Самаряне сначала насмехались над ними, но когда стены были доведены до половины, они решили остановить работы неожиданным нападением. Узнав об этом, Неемия вооружил половину жителей и поставил на страже, а другой половине велел продолжать работы. Но и эти, на случай нападения, были также вооружены. Когда (через 52 дня) стены были завершены, то совершен по ним торжественный ход с пением псалмов, и принесено было множество жертв в храме. Устроив стены Иерусалима, Неемия населил его. Заметив различные нарушения иудеями закона Моисея, вошедшие в обычай, Неемия, с помощью Ездры, уничтожил эти беспорядки и дал силу законам (Книга Неемии). Состояние иудеев при последних царях персидских После плена вавилонского, Палестина не была более разделена на колена, а разделялась на четыре большие части: Галилею на севере, Самарию в средине, Иудею к югу от Самарии, Перею на востоке от Иордана. Иудеи не имели своего царя 511 . После Неемии управляли иудеями первосвященники с советом 72 старцев, который назывался великим синедрионом. Под властью последних царей персидских иудеи жили весьма спокойно и в довольстве. Воспоминание о наказаниях, которые они потерпели за нечестие, удерживало их от нарушения закона Божия и от идолопоклонства. История Есфири и Мардохея Царь персидский Артаксеркс 512 в третий год своего царствования, в столице своей Сузах, сделал для своих вельмож пир, который продолжался шесть месяцев 513 . После окончания этого полугодового пира, он сделал семидневный пир для всех жителей столицы. В саду при дворце в богатейшем шатре, на золотых и серебряных ложах, поставленных на помосте, выстланном разноцветными камнями и перламутром, все ели и пили из золотых сосудов, а во дворце царица Астинь угощала женщин. В последний день праздника, когда развеселилось сердце царя, он велел привести к нему царицу, чтобы показать ее всем. Царица не захотела прийти 514 . Царь сильно разгневался и, по совету своих семи князей, развелся с ней. В седьмой год своего царствования он взял себе в супруги прекрасную иудеянку Гадассу, названную Есфирью (счастливая звезда), сироту, которая была воспитана своим двоюродным братом Мардохеем, и не знал, что она иудеянка, потому что она не говорила о родственниках своих и о народе своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

После этого царь пришел с Аманом на пир к царице Есфири и опять спросил Есфирь: «Какое желание твое, царица Есфирь? Я готов дать тебе даже полцарства». Есфирь сказала: «Если я нашла благоволение твое, царь, даруй жизнь мне и народу моему, потому что проданы мы на истребление». Царь спросил: «Кто это такой, кто отважился сделать так?» «Этот враг – сказала Есфирь, – вот этот злобный Аман». По слову царя накрыли лицо Амана 518 . Тут один из слуг сказал: «Вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, стоит у дома Амана». Царь сказал: «Повесить его на нем». Амана повесили. Имущество Амана царь отдал Есфири, а власть его передал Мардохею. Затем, по повелению царя, был разослан новый указ, которым предписано было не приводить в исполнение указа об истреблении иудеев, и дозволялось иудеям в 13-й день двенадцатого месяца стать на защиту жизни своей и убивать врагов своих. По этому указу иудеи в назначенный день истребили в Сузах 500 человек, а в областях Персидского царства 75000 человек и, кроме того, на другой день, с разрешения царя, истребили в Сузах 300 человек врагов своих. В память этого события иудеи установили праздник Пурим (жребия), потому что Аман бросал жребии, чтобы назначить, в какой день истребить иудеев 519 (кн. Есфирь). Иудеи под властью Александра Македонского (5177 год от сотворения мира, 332 год до Рождества Христова). Построение Самарийского храма Бог чрез пророка Даниила возвестил, что царство Персидское будет покорено царем Греции ( Дан. 8:20, 21 ). Когда настало время исполниться этому определению Божию, царь греческий Александр Македонский вступил с войском в Персидское царство, разбил персидских полководцев, потом самого персидского царя, Дария (Кодомана), и осадил город Тир. Отсюда он послал иудейскому первосвященнику Адую (Иаддаю) требование, чтобы он с народом своим покорился ему и прислал помощь и продовольствие для войска. Но первосвященник отвечал, что он клялся быть верным царю персидскому Дарию, и не может изменить ему. Такой ответ сильно прогневал Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Преп. Нектарий Оптинский считал, что " простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий как умеет, волю Его, - спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским путем, нет " (4). А что означают слова апостола Петра: " Бог нелицеприятен, но боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему " (Деян. 10; 34, 35)? Или апостола Павла, что Христос " Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных " (1 Тим. 4;10)? Или: " слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога " (Рим. 2; 9-16). Нет сомнения, что у обоих апостолов речь идет не просто о земном благе, но и о вечном спасении, причем спасении не только христиан, но и " всех человеков " , то есть и язычников " во всяком народе. Ибо нет лицеприятия у Бога " . " Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в Него, -писал свт. Иреней Лионский, - но для всех вообще людей, которые > желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своем прежде воздвигнет > воскресит и поставит в Свое Царство " (5). " Мы научены, -пишет св. Иустин Философ и Мученик, -что Христос есть перворожденный Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие " (6). Свт. Григорий Богослов высказывает ту же мысль: " Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени " (христианина А.О.)(7). Принципиальный ответ на вопрос о спасении дает Сам Господь: " Всякий грех и хула простится человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Мф. 12; 31, 32). Все Святые Отцы однозначно понимают эти слова. Хула на Духа Святого это гордость, самопревозношение человека, ожесточение человека против истины, правды, совести. " Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! " (Ис. 5;20) говорит пророк Исаия. Вообще-то Отцы говорят, что нет греха непростительного, а есть грех нераскаянный. Просто пока состояние гордыни господствует в человеке, он не способен к покаянию, следовательно, и к спасению. Все прочие грехи, даже борьба с христианством ( " слово на Сына Человеческого " ), если они совершаются по неведению, по духовной слепоте, по причине ложного воспитания и образования и т.д., но не сопряжены с сознательным противлением правде и истине, - простятся, поскольку здесь остается возможность покаяния, духовного изменения, исправления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1923...

Преподобный Исаак называет ведение " пределом естества " [ CCXVII ], но именно над ним, этим падшим естеством, и действуют вышеуказанные непреложные законы. Оно есть роковой узел несвободы, которого человеческому познанию не дано развязать,– в лучшем случае, ему можно лишь приспособиться к законам этой несвободы. Но " вера,– утверждает преподобный Исаак,– совершает шествие свое выше естества " [ CCXVIII ]. Вера изымает человека из земного порядка вещей, возносит выше царства необходимости, укореняя его в царстве свободы. В самом деле, властвующий в человеке закон самосохранения предостерегает его от того, что действует разрушительно на человеческую природу. А вера дерзновенно позволяет ему идти навстречу любым опасностям и испытаниям, убеждая его в том, что и волосы на голове все сочтены (Лк. 12, 7). Вера говорит: Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,– через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43, 2) и на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90, 13). Именем Моим будут изгонять бесов; будут брать змей; и если чтО смертоносное выпьют, не повредит им (Мк. 16, 17, 18). Действительно, Священное Предание свидетельствует о множестве таких чудес веры: Моисей, проведший свой народ по дну моря, воды которого расступились и сомкнулись, как только туда вошли слуги фараона (см.: Исх. 14, 21–31), отроки Анания, Азария, Мисаил, не сгоревшие в печи (см.: Дан. 3, 12–95), Даниил, проведший шесть дней во рву со львами (см.: Дан. 14, 31), пророк Иона, просидевший три дня во чреве кита (см.: Иона 2, 1),– все это противоречит всяким законам естества и необходимости. Ученики Христовы вот уже две тысячи лет воочию, на себе самих, испытывают Божественную силу Духа и ощущают ее в своем собственном духе как Божественную энергию, как личного Бога. Жизнь настоящего христианина есть выражение и осуществление непреклонной веры в торжество Духа на земле, по словам Господа: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Жизнь настоящего христианина есть путь свободного избрания этой власти: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6, 10). Верующие во Христа и видят и свидетельствуют о том, что вся природа подчинена Его силе и не имеет больше власти над человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пророк Даниил и три отрока I Навуходоносор, царь Халдейский, увел из Иудеи много знатных и даровитых иудеев с детьми их. В Вавилоне он велел выбрать из юношей иудейских наиболее способных, красивых и здоровых телом, и учить их халдейскому языку, чтобы они были годны для придворной службы. Выбрали четырех отроков: Даниила и товарищей его – Ананию, Азарию и Мисаила. И стали учить их всей книжной премудрости халдейской. Царь велел посылать этим юношам кушанья с царского стола. Но они боялись оскверниться халдейскими кушаньями и просили своего начальника и воспитателя, чтоб он давал им только овощи и воду. Начальник сказал им: – Я за вас отвечаю головою... Сам царь назначил вам пищу. Вдруг он увидит, что вы похудели! Тогда Даниил сказал ему: – Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней. Он согласился и вот, через десять дней, оказалось, что иудейские юноши, питавшиеся только овощами и пившие одну воду, были на вид полнее и красивее сверстников, получавших царские кушанья. Когда окончился срок учения отроков, царь Навуходоносор сам испытал их. И нашел, что всех способнее и умнее были четверо: Даниил и друзья его – Анания, Азария и Мисаил. Их и оставил Навуходоносор при себе: они служили ему и давали свои мудрые ответы и советы. II Однажды Навуходоносору царю приснился необыкновенный сон. Встревожился дух царя, и лишился царь покоя. И велел позвать знаменитых чародеев и гадателей, знахарей и мудрецов. Они пришли и стали перед ним. И сказал он им: – Сон приснился мне. Возмутился дух мой, лишился я сна и покоя: желаю я знать свое сновидение. И сказали ему мудрецы: – Вовеки живи, царь! Скажи нам сон твой, и мы объясним, что он значит. Но царь сказал на это: – У меня слов нет пересказать этот сон: слово отступило от меня. И грозил им смертью, если не скажут ему сна. Они же сказали ему: – Ни один царь не требовал этого от мудрецов своих. И нет на земле мудреца, который открыл бы царю эту тайну. Только Бог может делать это. Тогда разгневался Навуходоносор на мудрецов и велел предать смерти не только их, но и всех мудрецов в Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010