Пс.65:8 .  Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему. «Благословите, языцы, Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы Его». «Услышан сотворите» Симмах выразил: «слышным сделайте». Иудеи продолжают убеждать язычников, чтобы отступили от отеческих нравов, прославили их Бога и неведущим показали силу Его. Сие выразил Пророк словами: «услышан сотворите», то есть, научите и других. Пс.65:9 .  Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться. «Положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих». Ибо, предав меня людям злочестивым, не попустил мне совратиться и оставить путь правый. Заметить же надобно, что все сие говорит сонм благочестивых, потому что Бог послал с ними мужей, сияющих благочестием, как некиих наставников и пестунов, которые всех поощряют, просвещают и руководствуют к благочестию. Таков был Даниил, таков Иезекииль, таковы Анания, Азария и Мисаил. Им и тем, которые им подобны, прилично было сказать предлагаемыя здесь слова: ибо от их лица написала сие благодать Духа. Пс.65:10 .  Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. «Яко искусил еси ны, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро»; то есть, попустил Ты нам потерпеть сие с тем намерением, чтобы всем показать истинное наше благочестие. Пс.65:11 .  Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши. Пс.65:12 .  Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. «Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем». «Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой». Такова была пещь, в которой Дух веянием Своим прохлаждал подвижников. Сетию и сетию неизбежною был ров львиный, однако же Пророк по благодати Божией избежал ея. Вероятно же, что иудеев, как пленников и рабов, поработившие их били и заставляли терпеть жестокости. Потому и сказали они: «положил еси скорбь на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша». Из свободных стали мы рабами. Но избавившись от всего этого и получив возможность возвратиться, принесем Тебе узаконенныя жертвы. Ибо Пророк присовокупил и сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пьянство и христианство – понятия несовместимые! Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7). Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). «Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами… Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их… И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора.

http://pravoslavie.ru/96631.html

Раз Навуходоносору вздумалось слить золотое изображение, в 60 локтей вышиною, и поставить оное на поле Деире. Для открытия этой статуи были собраны все знатные лица Халдейского царства. Глашатай восклицал громким голосом: «Вам говорят, народы, люди, племена и языки! Когда услышите звук труб, свирелей и гуслей, арф, псалтири и всякого рода инструментов, падите и поклонитесь золотой статуе, которую поставил царь Навуходоносор. А кто не поклонится, тот сейчас же будет брошен в раскаленную печь!» Седрах, Мисах и Авденаго (так были переименованы по-халдейски Анания, Азария и Мисаил), по званию своему, должны были присутствовать при этом торжестве. Но в то время, как все пали лицами на землю, они одни не поклонились перед истуканом. Об этом тотчас донесли царю. Навуходоносор велел привести их к себе и сказал: «Правда ли, что вы не хотите служить богу моему и не кланяетесь статуе, которую я поставил? Подите, сейчас же поклонитесь! Иначе будете брошены в раскаленную печь, и никакой Бог не спасет вас от руки моей». Три отрока отвечали: «Есть у нас Бог на небеси, Которому мы служим и Который силен изъять нас из печи огненной и избавить нас от руки твоей, царь! Но если и не так, да будет тебе известно, что богам твоим не послужим и статуе твоей, которую ты поставил, не поклонимся!» Тогда Навуходоносор, воспылав гневом, приказал сейчас же разжечь печь семь раз сильнее обыкновенного. Трех отроков связали и во всей одежде бросили в раскаленную печь. Жар от печи был так силен, что убил самых людей, ввергавших в огонь отроков. Царь, смотревший на это зрелище, вдруг в ужасе говорит вельможам своим: «Не трех ли мужей связали мы и бросили в огонь? Но вот я вижу четырех; все они развязаны, ходят среди пламени, и ничто на них не повредилось от огня, а вид четвертого подобен Сыну Божию!» Тогда Навуходоносор подошел к отверстию раскаленной печи и сказал: «Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Вышнего! Выйдите вон!» Они вышли, все столпились вокруг них и дивились, что не повредил их огонь, так что ни волоса на головах их не опалились, ни одежды их не изменились; не слышно было от них даже запаха раскаленной печи. Тогда царь поклонился перед ними Богу и сказал: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил отроков Своих, ибо они уповали на Него!» Затем он издал повеление по всему царству своему: «Кто похулит Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, тот будет повинен смерти». А этих трех мужей облек великою силою в своем царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С принесением Голгофской жертвы, утратили свое прообразовательное значение кровавые жертвы, а без них стал более не нужен и ветхозаветный еврейский храм. Вот почему Господь допустил язычникам разрушить Иерусалимский храм. Наконец, молокане утверждают, что необходимость христианских храмов отрицается словами архидиакона Стефана ( Деян. 7:48 ), и ап. Павла ( Деян. 17:24 ) о том, что «Бог не в рукотворенных храмах живет»: что, следовательно, храмы не нужны ни для Бога, ни для людей, которые, по слову Спасителя ( Ин. 4:21 ), могут молиться везде. Что Бог не нуждается в храмах и что Богу можно молиться и под открытым небом, эта истина была известна и ветхозаветным благочестивым евреям: Даниил молился во рве львином, Анания, Азария и Мисаил – в пещи огненной; Соломон, создавший храм, в самый день освящения его говорил торжественно пред всем народом: «Богу ли жить на земле?» ( 3Цар. 8:27 ), и, однако же, он именно, но по велению Божию, построил в Иерусалиме величественный храм! Мы говорили уже, что незадолго до плена вавилонского очень многие евреи, увлекшись идолопоклонством, усвоили языческие понятия о Божестве и утратили чистое учение Божественного Откровения даже о свойствах Божиих. И вот, ап. Павел и архидиакон Стефан, указанием на то, что Бог живет не в рукотворенных храмах, и что Его «не может вместить никакой дом», раскрывали только богооткровенное учение о вездеприсутствии Божьем, но ничуть не возражали против необходимости храмов, как домов молитвы и училища благочестия. Господь наш Иисус Христос часто молился вездесущему Богу под открытым небом, и Он не считал излишним посещать, вместе с тем, и Иерусалимский храм, кторый Он называл «домом Отца Своего» и «домом молитвы» ( Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Мф. 21:13 ; Ин. 2:16 ). Христос молился везде; но, когда надлежало установить таинство Евхаристии, то, для совершения ее, Он повелел отыскать благоприличное помещение – «горницу», т. е., лучшую в доме комнату и, притом, «устланную» коврами, большую, готовую ( Мк. 14:15 ). Апостолы, уже по вознесении Иисуса Христа на небо, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ), «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян. 2:46 ), а «для преломления хлеба» собирались в «сионской горнице» – этом первом храме христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С. Успенский Вторая заповедь Закона Божия Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли нйзу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им ( Исх. 20, 4–5 ) Три отрока Вавилонский царь Навуходоносор в первый год своего царствования напал на Иерусалим, взял его и пленил иудейского царя Иоакима. Разграбив храм Бо­жий, Навуходоносор отвел в Вавилон много пленных иудеев, в числе которых были знатные отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Эти благородные еврейские юноши, обученные халдейской премудрости, были приглашены ко двору Навуходоносора, где им дали другие имена: Даниила назвали Валтасаром, Ананию – Седрахом, МисаилаМисахом и Азарию – Авденаго. Впоследствии, когда Даниил заслужил особенное благоволение Навуходоносора за истолкование его сна, товарищи Даниила получили почетные должности в стране. Такое внимание царя к иноплеменникам возбудило зависть среди халдеев. Однажды Навуходоносор сделал громадного золотого истукана и велел собрать на праздник в честь его открытия как простой люд, так и всех главных начальников. По приказанию царя на поле Дейр вышел глашатай и громко воскликнул: «Объявляется вам, народы, племена и языки. В то время, как услышите звуки труб, падите и поклонитесь истукану, а кто ослушается, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем». Весь народ и начальники поклонились идолу, и лишь Седрах, Мисах и Авденаго не почтили золотого истукана. Тотчас же некоторые из халдеев донесли Навуходоносору, что три иудея ослушались царского приказа. Царь призвал к себе ослушников и, пригрозив им огненной печью, велел поклониться идолу. Но юноши твердо стояли на своем. Тогда Навуходоносор повелел разжечь печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда ослушников. Но твердая вера юношей сделала чудо и спасла их от смерти. Господь послал им в печь Ангела, и огонь нисколько не повредил их. Тогда юноши стали воспевать и благословлять Господа. Навуходоносор, услыхав пение, очень удивился чуду и спросил своих вельмож:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Согласно с этим откровением, по выходе повеления царя Артаксеркса Долгорукого о восстановлении Иерусалима, в первые семь семилетий устроился город Иерусалим. По прошествии следующих 62-х семилетий, то есть через 483 года после выхода повеления царя Артаксеркса Долгорукого, пострадал и умер Иисус Христос и тем отменил ветхозаветные жертвы. Все 70-е семилетие употреблено было на утверждение Нового Завета. Затем вскоре последовало разрушение Иерусалима римлянами 505 . Иудеи под властью персов. Освобождение иудеев из плена вавилонского и возвращение в свою землю (4972 год от сотворения мира, 537 год до Рождества Христова) 506 Когда исполнились предсказанные Иеремиею 70 лет плена вавилонского, обладателем большей части азиатских царств, известных в то время, стал Кир, царь персидский. В первый же год единодержавия его Господь возбудил дух его, и он позволил иудеям возвратиться в свою землю и построить храм Господень в Иерусалиме, и отдал им сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма 507 . Более 42000 человек иудеев и израильтян возвратились в свое отечество под предводительством потомка Давида, Зоровавеля 508 и первосвященника Иисуса. Придя в Иудею, они поселились в прежних городах своих, оставаясь под властью царей персидских. Но многие из иудеев и израильтян остались на плодородных землях в стране своих победителей ( 2Пар. 36:20–23 ; 1Ездр. 1, 2; 2 Ездры 2:1–15). Построение второго храма в Иерусалиме. Пророки Аггей и Захария Возвратившись в отечество, иудеи сначала устроили на прежнем месте жертвенник для приношения жертв Богу, а во второй год после возвращения в Иерусалим, при пении псалмов и звуках музыки, положили основание храма Господня. Самаряне, желая приносить жертвы в храме Иерусалимском, предложили иудеям строить храм вместе с ними. Но иудеи, боясь, чтобы самаряне не ввели в богослужение чего-либо незаконного, сказали им: «Мы одни будем строить храм Господу, как повелел нам Кир, царь персидский». Оскорбившись отказом, самаряне стали препятствовать иудеям строить храм и донесли царю персидскому (одному из преемников Кира), что иудеи строят крепостные стены, и когда построят, то не будут покорны ему. По указу царя построение храма было остановлено. Когда царем персидским стал Дарий (сын Гистаспа), пророки Аггей и Захария побудили иудеев снова приступить к построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Сын и преемник Антиоха Епифана, Антиох Евпатор, услышав, что Иуда Маккавей очистил храм и осадил Сионскую крепость, в которой был сирийский гарнизон, напал на Иуду с огромным войском и слонами. Иуда со своим малочисленным войском вступил в сражение с ним. В этом сражении брат Иуды, Елеазар, умер геройской смертью. Увидев одного слона, который был более других и который был украшен и вооружен по-царски 534 , Елеазар подумал, что на нем царь, бросился к нему в средину войска, поражая всех на пути, подбежал под слона, и вонзил меч в чрево его. Слон упал и раздавил его. После сего иудеи, утомленные битвою, отступили. Но тревожные известия, пришедшие из Сирии, заставили Антиоха Евпатора заключить мир с иудеями и возвратиться в Сирию. По возвращении в Сирию, он был убит Димитрием Сотером, сыном Селевка IV, бежавшим из Рима, где он был заложником. Став царем Сирии, Димитрий Сотер послал против иудеев Никанора с многочисленным войском. Никанор пытался сначала схватить Иуду хитростью, но, не успев в этом, хотел взять его силою у иудеев. Он вошел в Иерусалим, приказал священникам выдать Иуду, но, услышав отказ, указывая рукою на храм, сказал: «Если вы не выдадите Иуду, я разрушу этот храм». Иуда вступил с ним в сражение. Никанор был убит в начале битвы, и сирияне разбиты. Иуда приказал отрубить голову и правую руку Никанора и повесить напротив храма, чтобы показать всем, как Господь наказал богохульника. После сего, воспользовавшись кратковременным спокойствием, Иуда заключил союз с римлянами. Иуда Маккавей скончался славною смертью. Новые войска сирийские (20000 пехоты и 2000 конницы) вступили в Иудею. Многие воины Иуды, устрашенные их многочисленностью, разбежались. С Иудой осталось не более 800 человек. Иуда сказал своим сподвижникам: «Если пришел час наш, то умрем мужественно за наших братьев и не оставим нарекания на славу нашу» – и вступил в битву с врагами. Произошло упорное сражение от утра до вечера. Иуда был убит; оставшиеся воины разбежались. Все израильтяне долго оплакивали своего храброго вождя и говорили: «Как пал этот сильный муж, который спас Израиля?» ( 1Мак. 3–9, 21 ; 2Мак. 8–15 ). Ионафан

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Сын Навуходоносора, Евиль-Меродах, освободил Иехонию из темницы и приблизил к себе ( 4Цар. 25:27–30 ). Валтасар и падение царства Вавилонского Когда пришло определенное Богом время наказания вавилонян за их грехи, Господь возвестил это чудесным явлением. Царь вавилонский Валтасар однажды устроил большой пир для тысячи вельмож своих. Выпив вина, он приказал принести священные сосуды, взятые Навуходоносором из храма Иерусалимского. Когда принесли эти сосуды, царь, вельможи его и жены его стали пить из них вино; пили и славили своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Вдруг явились персты руки человеческой и написали на стене какие-то слова. Царь пришел в ужас, изменился в лице, затрясся и приказал привести мудрецов, чтобы прочитать и объяснить написанное на стене. Мудрецы не могли прочитать и объяснить написанного. По совету царицы (матери царя), привели Даниила. Он сказал: «Вот какие начертаны слова: Мене, Текел, Перес 502 . Вот что значат эти слова: Мене – Бог исчислил твое царство и положил ему конец; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким: Перес – твое царство разделено и отдано мидянам и персам». В эту самую ночь Валтасар был убит. Дарий Мидянин воцарился над Вавилоном 503 ( Дан. 5 ). Даниил во рву со львами Дарий Мидянин поставил 120 сатрапов (областных начальников) над царством своим, а над ними трех князей. Даниил был одним из этих трех князей и высоким духом, и мудростью своей превосходил прочих князей и сатрапов. Царь думал уже поставить его над всем царством. Тогда князья и сатрапы решились погубить Даниила. Они приступили к царю и убедили его издать повеление, чтобы всякого, кто в течение тридцати дней будет просить о чем-либо Бога или человека, кроме царя, того бросить в ров львиный (в яму, в которой содержались львы). Даниил, хотя знал такой указ, но каждый день три раза на коленях молился Богу при открытых окнах, обращенных к Иерусалиму 504 . Вельможи застали Даниила на молитве, донесли об этом царю и настояли, чтобы он велел бросить Даниила в ров львиный. Царь долго не соглашался на это, но должен был уступить требованию своих вельмож. Даниила бросили в ров львиный и на отверстие рва положили камень. Царь запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож. Проведя бессонную ночь, царь на рассвете пришел ко рву и жалобным голосом крикнул: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой мог ли спасти тебя от львов?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Царю приснился истукан, у которого голова была золотая, грудь и руки – серебряные, нижняя часть тела у него была медная, голени – железные, а стопы – вперемешку железо с глиной (Дан. 2: 31–35). Даниил объяснил, что это четыре царства, которые сменят одно за другим друг друга. Конец этого истукана таков, что от неподалеку находившейся горы отделяется сам по себе камень, без какого-то усилия человеческого, и ударяет в ноги этого истукана, которые были смесью глины и железа, так что весь этот истукан распадается и превращается в пыль, а камень этот делается великою горою и наполняет всю землю. Даниил объясняет, что эти четыре царства, которые сменят друг друга и будут, может быть, менее роскошными, но все более крепкими и сильными, в конце концов будут сокрушены, «и во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2: 44). Таким образом, говорит Даниил, великий Бог дал знать царю, что будет после него. Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — Персидское, которое ему последовало, под медным – Греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное Рождество Христа от Девы Марии: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем» [Глас 4, в неделю утра. Канон воскресный, песнь 9, ирмос//Октоих]. 32.3. Золотой истукан. Отроки в печи вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила (Дан. 3). Царь Навуходоносор сделал золотого истукана и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: « Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3: 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

«Этот сон, — продолжал Даниил, — означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… и ты владеешь другими народами. Царство твое — это золотая голова истукана. После тебя настанет другое — серебряное царство, которое будет ниже твоего. Затем настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое как железо. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет Вечное Царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все Царства земли и распространится по всему миру на вечные времена. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего». Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли, и сказал: « Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей …» (Дан.2:47). После этого Навуходоносор назначил Даниила начальником Вавилонской области и старшим над всеми вавилонскими мудрецами, а трех его друзей — Ананию, Азарию и Мисаила поставил правителями страны Вавилонской. Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь. Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство. Пророк Даниил пользовался уважением и славой не только как видный сановник, но и как вдохновенный пророк. Он с точностью предсказал еврейскому народу о времени пришествия в мир Помазанника Божия – Мессии. Три отрока в печи вавилонской Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010