С помощью тайных имен высших сил и комбинаций заклинательных формул или письмен раввины делали заклятия и талисманы, способные, по их мнению, вызывать такие явления, как, например, низведение луны на землю или разверзание земли. Для непосвященного эти заклинанья и амулеты были бессмысленные знаки, но для знающего их мистическое значение в них лежал ключ к обладанию ангельскими и даже божескими свойствами. Из таких идей иудейского общества вытекло обвинение Господа Иисуса в том, что Он похитил из Святейшего в храме Иерусалимском «Имя Божие» и производил им свои чудеса 194 : «Каббалисты, – говорит масон Шварц 195 , – не признают Христа и говорят, якобы Он похитил хранившееся во Храме Имя Божие, коим все в Мире учинить возможно, и тем творил чудеса». Применение на теле подобных знаний можно видеть на следующем примере 196 , приводимом Едершеймом : «При осаде Иерусалима при Навуходоносоре, Хананеэль [Анамеил Иер. 32, 7. 8 ], внук (отец) Иеремии, – после смерти могущественнейшего героя Абики, сына Гадэтеры, – заклинал Ангелов-служителей, чтобы они обратили халдеев в бегство. Тогда Бог изменил [по Иса. 43. 98] их имена, а Хананеэль, лишенный возможности воспользоваться ангельскими услугами, при помощи неизреченного имени вызвал содействие князя мира и вознес Иерусалим на воздух, но Бог опять низвергнул на землю, к чему якобы относится Пл. Uep. II, I (Ялк., т. стр. 166, c-d, Par. 1001; см. и у G. G. Bredow , Rabbinische Mythen, Erzählungen und Zügen, S. 93). В другом месте (стр. 167, кол. с и кол. d) та же история повторяется с добавлением, что руководящие граждане Иерусалима решили защищать его заклинанием Ангелов воды и огня, чтобы они окружили город стенами воды, огня или железа. Однако надежды эти рассеялись, поскольку Бог назначил Ангелам иные имена, отличные от тех, какие они носили прежде, почему – при воззваниях к ним – они оказались не в состоянии делать то, чтó от них ожидали». Обычай укреплять на пороге дома капсулу со вложенным в нее куском пергамента, на котором написано имя «Шаддай», т.е. так называемую мезузу , равно как и обычай носить аналогичную капсулу-филактерий на себе ( тефиллим ) говорят, бесспорно, о той же вере в теургическую силу имен. Сюда же относится и вера в охраняющее действие для дома от Библии, хранящейся в нем, причем эта Тора запечатывается и, стало быть, вообще говоря, не читается, а действует opere operato.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Позднее, при Исаии, ценность сикля падает еще ниже: каждая виноградная лоза оценивалась в сикль и виноградник в 1000 лоз стоил 1000 сиклей ( Ис. 7:23 ). У пророка Осии 15 сиклей и полтора холера ячменя стоит блудница, мужняя жена ( Ос. 3:1–2 ): очевидно посредством цифр здесь имеем символическое выражение ничтожности и презренности той, что блудила с другими, имея у себя любящего мужа. Сравнительно небольшую цену дает пророк Иеремия за поле Анамеила –17 сребренников ( Иер. 32:9 ), но по праву родства Иеремии принадлежал выкуп этого поля у своего дяди. При том это было время нашествия Вавилонян на Иудею (ст. 1–2. 15. 24. 29. 36. 43–44), когда имения в опустелой стране не могли иметь никакой ценности. Как символ презрения со стороны избранного народа к пастырскому и отеческому попечению о нем Бога, тридцать сребренников являются у Зах. 11:12–13 : это – рабская и ничтожная цена, какою Иудеи оценивают Иегову – своего Хранителя и Попечителя. Из времен, более или менее соответствующих евангельской истории, можем указать на поденную плату провожатая Товии в одну драхму, при всем необходимом, с обещанием прибавки в случае благополучного путешествия ( Тов. 5:15–16 ), что вполне соответствует дневной плате рабочему в Палестине в один динарий ( Мф. 20:2 ), так как динарий равен драхме. Соответственно этому 30 сиклей дадут около 120 (менее 120, если сикль считать равным не 4, a 3½ драхмам) или 60 дней чернорабочего палестинского. Но надо иметь в виду дешевизну труда в то время, особенно просторабочего поденщика, чтобы представить себе всю ничтожность этой суммы для тогдашнего времени. И в наше время плата за дневной труд случайного рабочего невелика, так что заработок 100 – 60 дней составит неважную сумму. С этим согласуются два динария самарянина гостиннику на двухдневное (по-видимому) содержание за израненного разбойниками путника, с обещанием уплатить потом, если постоялодворец издержит что более ( Лк. 10:35 ). О ничтожности данного Иуде вознаграждения можно также судить потому, что Никанор, по известию 2Мак. 8:10–11 , для взноса дани Римлянам в 2 тысячи талантов, решил пополнить её от пленения иудеев, для чего послал в приморские города объявление о продаже иудеев в рабы по 90 человек за один талант.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2:26. Изгнание Авиафара в Анафоф. Поселение железного века I Анафоф находилось в Ras-Kharrubeh, примерно в 3 милях к северо-востоку от Иерусалима. Очевидно, у Авиафара сохранились там родовые владения (о связях Иеремии с Анафофом и о поле Анамеила см.: Иер. 1и 32:7–9). Избавляясь от сторонников Адонии, Соломон сослал Авиафара «в деревню» и заставил его сложить с себя обязанности первосвященника. Нежелание Соломона казнить Авиафара объясняется заслугами первосвященника перед Давидом (см.: 1Цар. 23:9–12 ). 2:28. Ухватился за роги жертвенника. См. коммент. к 1Цар. 1:50 . Снабженные рогами алтари обнаружены в раскопках хананейских поселений и на Кипре. Вероятно, рога служили для закрепления жертвенного животного или поддержки чаши с курением. Попытка Иоава найти защиту, ухватившись за рога жертвенника, была отклонена, так как он предал Соломона и совершил несанкционированное убийство Авенира и Амессая. Обвинение в пролитии «невинной крови» в ст. 31–33 – это клятва, снимающая грех с Давидова рода и обращающая проклятие на род Иоава. Египетские правовые документы времен Рамсеса IV (XII в. до н. э.) обязывают представителей власти не наказывать преступника без соответствующей санкции. Иначе, говорится в тексте, «все, что они сделали, обратится на их головы». 2:34. Похоронен в доме своем в пустыне. Вероятно, Иоав был похоронен в родовой гробнице близ Вифлеема (как и его брат Асаил; см.: 2Цар. 2:32 ). Использованное в оригинале слово означает не столько пустыню, сколько пастбищные земли, что соответствует характеру местности Центральной Иудеи. 2:36. Семей под домашним арестом. Принимая во внимание, что Семей «злословил Давида» ( 2Цар. 16:5–13 ), и во исполнение последних наставлений Давида, Соломон помещает этого человека под домашний арест. Очевидно, имелись некоторые опасения, что Семей призовет вениамитян на борьбу с Соломоном, если дать ему свободу передвижения за пределами Иерусалима. Эта мера сопоставима с ограничением свободы передвижения рабов в кодексах Ур-Намму и Хаммурапи и указывает на утрату Семеем части гражданских прав. В «Наставлениях Мерикаре» (см. коммент. ко 2:1-И) вассалы, замешанные в прошлых мятежах, но отошедшие от политической борьбы, подлежали ссылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

128 Пророк выражает эту мысль в образе современного ему положения земного Иерусалима Вся земля обратится в равнину от Гаваи (в колене Вениаминовом 4Цар.23:8 ) до Риммона (в колене Симеоновом, Иис. Нав.15:23 ) (10). Среди нее один Иерусалим будет возвышаться; разоренный врагами он снова будет восстановлен Богом в прежних границах. 130 Праздник скиноннии. Пророк упомянул именно об этом празднике как по причине его особенной торжественности ( Втор.16:13 – 15 ). Так и потому что во время сего праздника (в половине седьмого месяца) «луна бывает полнее, темнота ночи умеряется ясным светом» (Бл. Иерон.) след. этот праздник более других мог служить изображением торжества верных в светлом царстве славы. 131 Против подлинности последних шести глав начали прежде других возражать некоторые писатели в Англии, жившие в 17 и 18 столетиях (Меде, Гаммонд, Киддер, Певком и др.). Им последовал Гамбургский проповедник Флюгг («die Weissagungen, welche den Schriften des Prepheten Sacharyah beigebogen sind, uberselz und kritischn erlautert. Hamb. 1784»). По его следам пошли многие другие Германские писатели, не прибавив ничего существенного к его возражениям. Один из них (Форберг, Бертольд и др.) относят пророчества последней части ко временам гораздо древнейшим времени пророка Захарии, а другие (Ейхгорн, Корроди, Павлюс) – к позднейшим. В основании всех возражений последнего рода противников лежит ложная мысль, что пророки не могут пророчествовать о событиях отдаленной будущности. При таком основании их возражения не заслуживают внимания и особого опровержения. Мы более будем иметь в виду противников первого рода, думающих найти для себя опору в самой книге пророка. 132 Bertaldt. Historischhril. Fi teitung in Schriften des lten und nenen Tectaments 4 Theil s. 1720 ff. 133 Эти предточилия находились на юго-восточной стороне Иерусалими, близ потока Силоамского. Даже и теперь указывают следы их. Они легко могли сохраниться, ибо иссечены были в скале (Chardin y Harmar. 3. p.117). Врата Вениаминовы – тоже что Ефремовы у Неемии (12:39, находились на северной стороне Иерусалима (Faber. Archaol. p.334). Врата первые – тоже что у Неемии врата старые (12:39), т. е. врата старого города, вероятно существовавшего еще при Иезуссеях, в противоположность которому новый город назван – Besetha, у Иосифа Флавия – χαιν πλιζ (Faher. p.277). Врата угольные на западной стороне Иерусалима Столп Анамеиль также упоминается у Неемии (3:1), – он находился близ врат овчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Эти угрозы Иеремии не оказали желаемого действия: пророку не верили, гнали и преследовали его (37:13–16; 38:1–6). Только однажды под влиянием тяжёлых бедствий осады Иерусалима царь Седекия и начальники иудейские сделали попытку нравственного исправления, дав клятвенное обещание исполнять закон о рабах, который они прежде нарушали, и отпустить их на свободу (34:8–9). В это время Навуходоносор, осаждавший Иерусалим, узнал о приближении египетских войск, идущих на помощь осаждённым, и снял на некоторое время осаду Иерусалима, чтобы идти навстречу египтянам (37:5,11). Тогда иудейские вельможи думая, что опасность миновала, снова поработили отпущенных на свободу рабов. Пророк Иеремия грозно обличил этот вероломный поступок, предсказав возвращение халдеев (34:10–22). Его пророчество вскоре исполнилось: Навуходоносор, разбив египтян, снова осадил Иерусалим, и эта осада продолжалась до 9-го дня, 4-го месяца, 11-го года Седекии, т.е. до его падения в 586 г. до Р.Х. (39:2; 52:7). 3 . Предрекая нечестивым иудеям бедствия, пророк от имени Бога утешал их пророчествами о том, что вавилонское пленение будет временным и что по истечении 70-ти лет они снова возвратятся в своё отечество (25:11–12). Тоже самое возвестил Иеремия в своём письме к вавилонским пленникам, уведённым вместе с Иехонией в 597 г. «Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место ... Взыщете Меня и найдёте ... и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов» (29:10–14) 1: Ср. 30:3,8–10; 31:4–5,8–9,11–14,23–25; 33:6–13. Чтобы возможно сильнее запечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк во время осады иудейской столицы совершает, по повелению Божию, символическое действие: он покупает землю у своего родственника Анамеила из Анафофа, составляет письменный документ об этой покупке и отдаёт его ученику своему Варуху для хранения (32:6–15). Тем самым пророк Иеремия уже не словами, а самим делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и что они снова возвратятся в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Скачать epub pdf Глава XXXII Иер. 32:1 . Слово бывшее. Видишь Божие долготерпение? Столько времени терпел их после восстания и нарушения союза, и не сделался лучше; и когда угрожали бедствия, оставался одинаковым; не довольствовался и этим, но заключил пророка в темницу. Иер. 32:2 . Иеремия же стрегом бяше. За что, скажи мне? поскольку говоришь: тако рече Господь: се аз даю сей град. Разве мои это слова? Если мои, то бояться их не нужно. А если не мои, нужно верить, что не мои и что они окажутся истинными. Но обличаемым свойственно говорить: уловим праведного, яко не потребен есть ( Прем. 2:12 ). Иер. 32:6 . И слово Господне. Затем, чтобы не пришел в отчаяние, по повелению Божию делает покупку. Кто сделал бы это? Когда город имел быть завоеван, покупает поля. (И через несколько слов). Желал увериться и относительно благ. Так как выходило печальное, и в событиях (этого рода) Бог являл Свою силу, то утешает их при печальных обстоятельствах надеждами благ; и (это) не слова, а дела. Иер. 32:7–15 . Се, Анамеил... Указав на возвращений народа, повелевает, для удостоверения сказанного, заключенному в царской темнице пророку купить поле дяди, то есть, Ананиила ( νανιλ). Сделавши это, написав документы и получив поле во владение, велел Варуху положить эту книгу ( τ βιβλον) 201 в глиняный сосуд, в знак того, что народ опять будет владеть землей. Когда Варух оставил город, – а был десятый год царя Седекии, в который вавилонский царь приступил к осаде Иерусалима, – (пророк) молит Бога, удивляясь совершившемуся, или тому, как (Он) велел ему купить поле, если отдает город (халдеям); он пришел как бы в некоторое сомнение насчет сказанного; поэтому продолжает речь, как последовавший ему божественный ответ. Иер. 32:17 . О сый, Господи. Неспроста (так) называет и говорит: о сый, Владыко, Господи. Нельзя сказать, что минует ( παρελεσεται); Ты всегда можешь, так как Ты всегда Господь; поэтому владычествуешь. Иер. 32:17 . И отдаяй. Не говорить: до третияго и четвертаго рода ( Исх. 34:7 ), а умалчивает об этом. Ведь хочет опять помиловать их. Это дело могущества – здесь иметь возможность спасать, а наказывать последующих; как бы так (говорит): Ты можешь наказать имеющих быть после этого, а спасти предков. Поэтому говорит: никакое слово для Тебя не будет невозможно, нужно ли помиловать или наказать, хотя бы в течение продолжительного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

37, 38 (осада, вероятно, началась 15 января 588 г. до н. э.; подругой версии – 5 января 587 г. до н. э.). Жители Иерусалима получили короткую передышку, когда часть вавилонских сил отступила, чтобы дать отпор приближающейся египетской армии (37:5). В одном из лахисских писем упоминаются переговоры между иудейским сановником и Египтом. Возможно, эти переговоры подтолкнули египтян к нанесению упреждающего удара, чтобы не допустить вавилонского вторжения на свою территорию. Дав решительный отпор египетским союзникам Иудеи, Навуходоносор получил возможность сосредоточить свое внимание на Иерусалиме. 32:4. Судьба Седекии. См. коммент. к 39:4–7. Пророчество о судьбе Седекии окрашено горькой иронией, поскольку в нем говорится о встрече Седекии с вавилонским царем «с глазу на глаз». В качестве наказания за свой мятеж Седекию заставили наблюдать за казнью своих сыновей, а затем сам он был ослеплен. Представление об опасности, связанной с лицезрением царя, имеет много общего с представлением об опасности, которой подвергается человек, ставший свидетелем Богоявления (теофании), о чем свидетельствуют страх, охвативший Иакова в Вефиле ( Быт. 28:16,17 ), и испуганный возглас Исайи в храме ( Ис. 6:5 ). Аналогичный пример явления царской «славы» содержится в анналах ассирийского царя Сеннахирима. Запись о предыдущей осаде Иерусалима гласит: «Езекия был повержен блеском моего [Сеннахирима] величия». 32:7. Выкуп земли. В израильской традиции владение землей было связано с принадлежностью к обществу в рамках завета (см. историю о том, как Навуфей отверг попытку Ахава купить его виноградник, в 3Цар. 21:3 ). Когда обстоятельства заставили родственника Иеремии продать свою собственность, пророку надлежало выкупить его поле, чтобы оно осталось во владении клана (см.: Лев. 25:25–31 ). Неясно, почему Анамеил вынужден был продать свою землю. Возможно, он просто хотел избежать вторжения вавилонян и иметь средства для начала дела в изгнании. Не исключено также, что продать поле его вынудили долги, поскольку в то время было трудно продать урожай на рынке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Предполагалось, что божественные установления даны на все времена и не подлежат отмене. Так, в вавилонском эпосе о творении «Энума элиш» боги обещают Мардуку, что «вовек не посмеют перечить его слову» и «будут исполнять его приказы». Аналогичным образом, изречения египетского мудреца Аменемопе о справедливости гласят, что «суд принадлежит сонму богов, вердикты его запечатаны божественным декретом». Богиня Анат в угаритском эпосе о Ваале, пытаясь умилостивить верховного бога Эла, говорит, что его «постановления мудры», а его «мудрость вечна». Иногда, как, например, в эпосе об Атрахасисе, божественные установления оказываются «злыми», но и они подлежат исполнению, поскольку боги «имеют власть над творением». Информацию о правлении царей в свете неколебимости мироздания см. в коммент. к Пс. 88:36–38 . 31:37. Непознаваемость космоса для человека. Если Господь может измерить небеса (см. коммент. к Ис. 40:12 ) и исследовать основания земли, то для человека это находится за пределами возможного. В месопотамских эпосах о творении («Атрахасис», «Энума элиш») рассказывается о создании неба и земли, устройстве мироздания и о распределении обязанностей и сфер влияния каждого из богов. Таким образом, знание неба и подземного мира принадлежит исключительно богам. Не встречается ни одного примера, где человек преуспел бы в стремлении получить подобное знание (ближе всего к этому подошли Гильгамеш и Адапа, но и они не смогли преодолеть ограниченность своей смертной природы). Тайна избрания Израиля, как и тайна мироздания, известна только Яхве. 31:38. От башни Анамеила до ворот угольных. См. коммент. к Неем. 3и 2Пар. 25:23 . Вероятно, речь идет о западной части северной стены, где вавилоняне могли проломить брешь и войти в город. Северная часть города была наиболее уязвимой, поскольку все остальные стороны были защищены от вторжения крутыми склонами. 31:39. Гарив и Гоаф. Местоположение этих двух холмов вблизи Иерусалима точно не установлено. Они составляют часть возрожденного Иерусалима в видении Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

16–25 ст. Излагается молитва пр. Иеремии, которую он вознес к Богу после совершения покупки поля у Анамеила и после того, как вручил купчую запись Варуху, сыну Нирия, на хранение (16 ст.). В этой молитве пророк прежде всего исповедует всемогущество Божие, явленное в творении, всеведение (17 ст.) и правосудие, которое Бог великий и крепкий (18 ст.), Бог великого Совета и сильный в делах Своих, Бог великий вседержитель и великоименитый Господь являет в истории человечества, чтобы воздать каждому сообразно поступкам (по пути его) и по плодам дел (начинаний – см. 11:18) его (19 ст.). Затем приводит на память те знамения и чудеса, которые совершил Господь в Египте и совершает до сего дня, как среди Израиля, так и между всеми людьми (20 ст.), воспоминает о том, как Господь вывел израильтян из Египта (21 ст.) и отдал им в обладание землю, кипящую молоком и медом, которую клятвенно обещал их предкам (22 ст.), как они, вступив в эту землю, перестали слушаться воли Божией, выраженной в заповедях, не делали того, что им было заповедано, и стали поступать так, что навлекли на себя эти бедствия осады (23 ст.). Наконец, указав на теперешнее бедственное состояние Иерусалима и на неизбежность плена, согласно прежним угрозам (24 ст.), пророк заключает свою молитву выражением недоумения относительно того, почему Господь повелевает ему купить поле, что он уже и сделал, между тем как город отдается в руки халдеев (25 ст.). Творяй милость в тысящы и отдаяй грехи отчи в недра чад их по ним (18 ст.) – эти слова не противоречат сказанному несколько ниже: очи твои отверсты на вся пути сынов человеческих, дати комуждо по пути его, и по плоду начинаний его (19 ст. ср. Иер. 31:30 ), ибо если Господь творит милость в тысячах и наказывает за грехи отцов детей до третьего и четвертого рода (ср. Исх. 20:5–6 ), то делает это, не нарушая законов Своего правосудия, по которым каждому воздает по пути его и по плоду начинаний его (ср. Втор. 24:16 : кийждо за свой грех да умрет), потому что: а) являет милость в тысячах только любящим Его и хранящим повеления Его ( Исх. 20:6 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

2–3 ст.) Анамеил и предложил купить у него поле в Анафофе, на том основании, что он, пророк, ближайший родственник и ему принадлежит право покупки по закону ужичества (8 ст.). Пророк понял, что это было слово Господне и совершил эту покупку за семнадцать сиклей серебра (9 ст.), составил купчую запись, засвидетельствованную подписом свидетелей, и уплатил установленную сумму (10 ст.); по прочтении этой записки и запечатании её (11 ст.) он отдал её в присутствии самого Анамеила и свидетелей, подписавших её (ср. 10 ст.), равно и всех вообще иудеев, присутствовавших при этом во дворе темничном, Варуху, сыну Нирия, сыну Маассеова (12 ст.), с таким завещанием Варуху (13 ст.), чтобы он эту запись, прочитанную и запечатанную (ср. 11 ст.), положил в глиняный сосуд и хранил её в течение многих дней (14 ст.), в виду того, что со-временем или впоследствии как известно ему, пророку, по откровению, снова будут еще покупать дома, поля и виноградники в земле иудейской (15 ст.). Смысл этого символического действия такой: в то время, как Иерусалим после некоторого перерыва снова окружен был войсками Навуходоносора (2 ст.), и сам пророк предсказывал от имени Божия царю и подданным, что плен неизбежен и что поэтому сопротивление халдеям бесполезно (3–5 ст.), многие предавались столь великой скорби по причине этих бедствий и предстоящего плена, что даже не верили словам пророка, который, утешая и ободряя их, неоднократно возвещал им от имени Божия, что предстоящий им плен будет иметь конец, что они после 70-ти летнего пребывания в плену возвратятся в свою землю ( Иер. 25:11–12; 29:10 ). Вот почему пророк получает от Бога повеление слова свои, которым не доверяли, подтвердить действием, для всех очевидным. И вот, пр. Иеремия, в то самое время, когда войска Навуходоносора уже окружали Иерусалим, и когда он же сам предсказывал неизбежность плена (5 ст.), пред глазами многочисленных свидетелей покупает поле у родственника своего Анамеила, составляет купчую запись, с соблюдением всех установленных формальностей и отдает её при свидетелях Варуху, для хранения на многие дни, поясняя при этом, что впоследствии, если не для него, пророка, и Анамеила, то для их наследников совершенная теперь сделка будет иметь свою законную силу, потому что настанет еще время, когда в земле иудейской снова будут покупать дома, земли и виноградники, следовательно, угрожающий теперь плен будет иметь конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010