В ответ на недоумение пророка Господь отвечает ему, что город Иерусалим будет не только взят вавилонянами, но и подвергнется сожжению по той причине, что жители его отступили от Бога и предались язычеству. Своим вероломством и пороками мерзостной жизни по примеру язычников они оскорбили своего Покровителя и за это должны подвергнуться наказанию (26–36 ст.). Но это наказание народа продолжится недолго. Господь снова соберет Свой народ из разных стран рассеяния и возвратит их в отечество. Тогда евреи снова станут в самые близкие отношения к Богу, ибо они переменятся к лучшему и будут благоговеть пред своим Благодетелем. Господь заключит с ними новый вечный завет и будет посещать их милостями Своими. Тогда евреи снова возобладают земными участками, которые по-прежнему будут покупаться и продаваться ими (37–44 ст.). 6–15 ст. Покупка поля с соблюдением всех обрядностей закона, которую пророк совершил, по наставлению Божию, должна быть рассматриваема как символическое действие. Покупая земельный участок у своего родственника Анамеила и передавая письменный акт покупки ученику своему Варуху для хранения его в безопасном месте, пророк этими действиями удостоверяет своих современников в том, что плен Вавилонский будет иметь временное значение, что после плена снова будет действовать закон продажи и покупки земли, а поэтому и письменный акт, отданный на хранение, будет иметь значение для потомков продающего (Анамеила) и покупающего (Иеремии). К символическим действиям, как известно, пророки прибегали в том случае, когда надо было употребить особую силу воздействия Божия на людей, чтобы глубже напечатлеть в сознании их определения Божии. Современные пророку Иеремии Иудеи находились в таком положении, что действительно нуждались в подобном чрезвычайном способе воздействия. Под влиянием бедствий осады Иерусалима вавилонянами, многие из них были охвачены страшным чувством отчаяния и стали считать себя погибшими безвозвратно. Вот почему пророк, прежде ободрявший их предсказаниями о возвращении из плена, теперь с особенною настойчивостью возвещает это, пророчествуя не только словами, но и действиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

(Из «Воскресного Чтения») Чудо, происшедшее с детьми в Анамее, произнесшими во время игры слова св. возношения Бывший начальник африканской провинции Георгий, человек христолюбивый, чтивший иноков и нищелюбец, сорадовавшийся всему доброму и богоугодному, рассказал нам: «На моей родине – он был родом из Анамеи, второй сирийской провинции, из города Торакса – есть местечко лежащее в сорока милях от города, называемое Гонаг. В окрестностях селения, на расстоянии одной мили дети пасли скот. Однажды дети, как это, обыкновенно, бывает в их возрасте, вздумали поиграть. Разыгравшись, они вдруг решили: „Давайте устроим собрание и отслужим обедню. Все тотчас согласились, поставили одного в чине священника, двух других произвели во диаконы. Нашли один гладкий камень и начали игру: на камне, как на жертвеннике, положили хлеб и в глиняном кувшине вино; священник стал пред жертвенником, а диаконы по сторонам. Священник произносил молитвы св. возношения, а диаконы махали поясами, будто рипидами. Во священники был избран такой, который хорошо знал слова молитвы, так как в церкви вошел в употребление обычай, чтобы дети вовремя литургии стояли пред святилищем и первые после духовенства причащались св. таин. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы св. возношения, почему, часто слыша, дети могли знать их наизусть. Когда все было устроено по церковному чину, прежде чем приступили дети к раздроблению хлеба, вдруг огонь ниспал с неба, попалил все предложенное и совершенно попалил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем. При виде неожиданного явления, дети в страхе замертво попадали на землю и не могли ни встать, ни закричать. Так как они не вернулись в обычное время домой, то родители отправились из селения узнать о причине их необычного отсутствия. После розысков они нашли их распростертыми на земле. Дети не узнавали своих родителей и ничего не отвечали на расспросы. Увидав их без чувств, родители отнесли их домой. Все были в крайнем изумлении, видя детей в таком состоянии. Да и узнать что-либо нельзя было, вследствие бессознательного состояния детей. В течение дня их принимались несколько раз спрашивать, но не добились никакого ответа. Весь день и ночь прошли в полной неизвестности относительно случившегося. Только на другой день дети понемногу стали приходить в сознание и рассказали, что они делали, и что случилось. Тогда родители взяли детей и пошли на место происшествия, где совершилось изумительное чудо. Там заметны еще были следы ниспавшего огня».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Юный пророк, который имел столь громадное влияние на юного царя, был не кто иной, как один из четырех величайших пророков Ветхого Завета, именно Иеремия. Сын священника, он родился в Анафофе, маленьком городке на большой дороге, верстах в восьми к северу от Иерусалима, в колене Вениаминовом 296 . Анафоф лежал на небольшом холме, возвышающемся над окружающими равнинами, среди ландшафта, который должен был возбуждать сердце будущего пророка. С окружающими холмами Вениаминовыми связывалось множество самых славных исторических воспоминаний, возбуждавших дух пророка. К востоку он мог видеть, с плоской кровли своего родного дома, горловину и равнину Иорданскую, с возвышающимися над нею горами Галаадскими. К юго-востоку, при подошве пурпурных гор моавских, лежали синие воды озера Лобова, как бедуины настоящего времени еще и теперь называют Мертвое море, а к северу, близ самого селения, распростиралась зеленая долина, доходившая до северной части теперешней вади Сулем. Родители Иеремии не были богаты, но и не совсем бедны. Его дядя, Саллум, и сын последнего, Анамеил, с материнской стороны, имели наследственную землю в Анафофе ( Иер. 32:7 ). Но богатство самого Иеремии заключалось в полноте его духа, который был ясен подобно зеркалу и глубок подобно неистощимому источнику. От природы нежный и склонный к меланхолии, Иеремия уже с самой ранней юности с прискорбием смотрел на печальное религиозно-нравственное состояние окружающего его общества. Все ложное, извращенное, недостойное было противно его душе, и наполняло его, как только он замечал это, глубокою скорбью. Насколько на это его душевное настроение имело влияние воспитание определить невозможно. Его отец, Хелкия, и его родственники ничем не выделялись из ряда других, и были священниками самого обыкновенного свойства. Его односельчане, священники из Анафофа, уже с самого начала, как только он начал действовать, относились к нему с большим недоверием и нелюбовью, так что и не могли иметь на него благотворного влияния. Но у него были другие учителя и другие источники воспитания, и на него очевидно производили громадное впечатление книги прежних пророков. Его душа настолько углублялась в эти боговдохновенные произведения, что он вполне усвоил себе их мысли, их обороты и даже слова 297 . Это занятие пророческими книгами дало его духу определенное направление, наполнило его возвышенными представлениями о Боге и нравственном миропорядке, о великом прошлом Израиля, и его предназначении для великого будущего и научило его ненавидеть все низкое и безнравственное, равно как презирать безумие и ничтожество идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

523 (Ст. 6–8). Комментаторы понимают так это место, что оно служит дополнением к постановлению XVIII, 21–26 Чисел, т.е. Левиты, живя в городах своих должны были взимать десятину со всех произведений земли и могли иметь покупную поземельную собственность. (У Авиафара было свое поле, как видим из 3 Царств II, 26; также Иеремия сын Хелкия священника покупает поле у Анамеила, как видно из Иерем. XXXII, 9). Весьма вероятно, что он мог пользоваться десятиной своей лишь на месте своего постоянного жительства, т. е. живя в одном из тех городов, которые были отведены для Левитов ( Чucлa XXXV, 2–5 ), так как десятинная подать сбиралась самими Левитами по округу, который был приписан к городам или по целому колену, в среде которого город находился, и потому отсутствующей не имел возможности получить своей части, если он оставлял навсегда место своего жительства. В предвидении этого и в случае, если Левит оставлял свой город не для личных спекулятивных целей, а с желанием служить Господу, дается приказание, принимая его на службу к храму и к священникам ( Чucл. III, 6–9 ), давать ему и содержание кроме того, что Левит может иметь собственного. Это собственное могло быть, как мы выше сказали, покупное поле, а также и отцовский дом в Левитском городе ( Лeb. XXV, 32 ). Что же касается до выгонов городов Левитов, то они составляли общую собственность и не подлежали ни разделу, ни продаже ( Лeb. XXV, 34 ; Чucл. XXXV, 3 ). Заметим, что по Лeb. XXV, 32 , Левит, продавши свой отцовский дом, мог всегда его выкупить обратно, возвращаясь на родину. Мы видим здесь опять, что все эти законоположения имели связь в мысли законодателя. 524 (Ст. 9–14). Справедливо замечают многие комментаторы, что выражение «проводить через огонь» значит просто приносить человеческую жертву Молоху, убивая своего ребенка и сжигая его на алтаре всесожжением (4 Ц. III, 27). Тоже значение кажется надо признать и за словами Лeb. XVIII, 21 «не отдавай детей твоих на служение Молоху». Мы знаем наверное, что солнечному и огневому богу Молоху сжигались дети и преимущественно первенцы многими языческими народами, но может быть среди Израиля эти ужасающие обряды приняли менее мрачную форму, и израильтяне только проводили детей своих через огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Заключение под стражу Иеремии было последней отчаянной попыткой его врагов заставить замолчать пророка, они сопротивлялись его посланию до последнего, даже перед лицом смертельной опасности, нависшей над городом. Пророк воспользовался удобным случаем, представившимся со снятием вавилонской осады, и решил отправиться в свой родной город Анафоф (12), вероятно, чтобы принять участие в семейном споре о недвижимости. Приобретение Иеремией земли у Анамеила (32:1 – 15) могло быть прямым следствием предпринятого им путешествия, описанного здесь. У самых ворот он был арестован как перебежчик (13). Предпосылки такому обвинению были заложены в тексте его пророчества о том, что единственный путь уцелеть – это сдаться Вавилону (21:9); но само обвинение было сфабриковано. Возражая начальнику стражи, Иеремия употребил слово «ложь», которым ранее определил духовное состояние всего иудейского народа (ср.: Иер. 5:2 ). Подразумевается, что его арест был результатом сопротивления народа его посланию, поскольку не существовало никаких свидетельств о его измене. Тем не менее он был заключен под стражу. Но даже в этом случае Седекия продолжал добиваться от него ободряющих слов. Отказывая ему, пророк добавил, что теперь стала совершенно очевидной ложь противоборствующих ему пророков (19). Царь по–прежнему не хотел ничего слушать. Однако он несколько смягчил условия заключения Иеремии (20–21). 38:1–13 Иеремия брошен в яму Как Иудея находится в опасности из–за Вавилона, так и Иерермия остается в опасности из–за его личных врагов. Некоторые из дворцовых чиновников противостоят ему, поэтому он остается предельно уязвимым из–за изменчивых настроений и политических заигрываний влиятельных людей (см.: 21:1 о Пасхоре, сыне Малхии, в более нейтральном ключе). Придворные ссылаются на общеизвестную тему пророчеств Иеремии о последних днях Иудеи (2–3; ср.: 21:7–10) и призывают вынести ему смертный приговор (ср.: 26:11). Его обвиняют в измене, как и в случае, описанном в гл. 37. Седекия оказывается беспомощным против своих придворных (5). Его попытка удержать власть, таким образом, основывается на отрицании пророчества Иеремии, и в этом заключена грустная ирония, поскольку на деле он не имеет никакой реальной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2595 Orello Cone, рассуждая в этом тоне (Paul, р. 20), находит здесь свидетельство крайней нетерпимости Апостола к своим противникам, ибо «this is the climax of an odium theologicum which is not softened by a touch of sympathy or consideration for an opponent’s point of view» (p. 31), поскольку «in the climax of his invective he charges «the false apostles», «who transform themselves into ministers of Christ», with being ministers of Satan, «transformed as the ministers oi righteousness " » (p. 124). 2596 Ср. еще J. Hamburger, Real-Encyclopädie für Bibel und Talmud I, S. 311. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah II, p. 753. 2598 См. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 168=Jüdische Theologie, S. 178. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah II, p. 754: «При осаде Иерусалима при Навуходоносоре, Хананеэль [Анамеил Иер. 32:7. 8 ], внук (отец) Иеремии, – после смерти могущественного героя Абнки, сына Гафтеры, – заклинал Ангелов-служителей, чтобы они обратили халдеев в бегство. Тогда Бог изменил [по Иса. 43:28] их имена (ср. и Pred. Müller, Uebersicht der wichtigsten Lehren des Talmud, S. 28), а Хананеэль, лишенный возможности воспользоваться ангельскими услугами, при помощи неизреченного имени вызвал содействие князя мира и вознес Иерусалим на воздух, но Бог опять низвергнул его на землю, к чему якобы относится Пл. Иер. 2:1 (Ялк., т. II, стрн. 166 c–d, Par. 1001; см. и у G. G. Bredow, Rabbinische Mythen, Erzählungen und Lügen, S. 98). В другом месте (стрн. 167, последняя строка колонны с и кол. d) таже история повторяется с добавлением, что руководящие граждане Иерусалима решили защищать его заклинанием Ангелов воды и огня, чтобы они окружили город стенами воды, огня или железа. Однако надежды эти рассеялись, поскольку Бог назначил Ангелам иные имена, отличные от тех, какие они носили прежде, почему – при воззваниях к ним – они оказались не в состоянии делать то, чтó от них ожидали». 2599 См. Testamenta XII patriarcharum; test. Ruben, cap. 5 (ap.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Варух Варух (благословенный) ( Uep. XXXVI:10, XXXII:12 ; Bap. I, 1 ) – пророк, один из сынов Нирии, из колена Иудина, по Флавию, из знаменитой фамилии. Он находился в тесной дружбе с пророком Иеремией, который во время осады Иерусалима засвидетельствовал свою дружбу к нему, выкупив поле его в Анафафе, принадлежавшее дяде его Анамеилу. Варух в качестве писца пр. Иеремии записывал со слов его, во время нахождения пророка в темнице, его предсказания касательно вторжения вавилонян и плена иудеев ( Uep.XXXVI, 4, 18 ) и затем, по указанию Иеремии, читал оные народу в Доме Господнем (ст. 10 и 13), равно как и князьям (ст. 15). Последние встревожились грозными обличениями сих пророчеств и сообщили о сем царю, который сам выслушал писание и по мере прочтения отрезал от него часть за частью писцовым (перочинным) ножичком и бросал в огонь, в жаровню (ст. 23). Иудеи даже до настоящего времени знаменуют воспоминание сожжения священного списка ежегодным постом. Иеремия и Варух, спасаясь от гнева царя Иоакима, повелевшего заключить их в темницу, по повелению Божию скрылись (ст. 19, 26). В 4-й год царствования Иоакима ( Uep.XLVI ) Варух снова написал то же пророчество со слов Иеремии и в прибавление к оному присоединил обличение против самого Иоакима ( Uep.XXXVI, 32 ). Иудеи, не расположенные к Варуху, так как он, по их мнению, побудил Иеремию предать их в руки халдеев ( Uep.XLIII, 3 ), бросили как его, так и Иеремию в темницу, в которой они и оставались до взятия Иерусалима, и, когда, вопреки увещаниям Иеремии, остаток иудеев переселился в Египет, оба они были вынуждены сопровождать оный ( Uep.XLIII, 6 ). Иеремия умер в Египте. О возвращении же Варуха из сей страны ничего не упоминается, и некоторые, между прочим и Иероним, основываясь на свидетельстве иудеев, утверждают, что Варух умер также в Египте. Раввины, впрочем, свидетельствуют, что он умер в Вавилоне, на двенадцатом году после разрушения Иерусалима. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

31 город. Т.е. Иерусалим. от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2Пар. 26,9 ; Зах. 14,10.11 ). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета. 31 землемерная вервь. См. также Иез. 40,3 ; Зах. 1,16; 2,1 . до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно. 31 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7,32.33). конских ворот. См. Нав. 3,28 . Глава 32 32 в десятый год Седекии. Т.е. в 587 г. до Р.Х. В последний раз Иерусалим был осажден в 588 г. до Р.Х., а падение города произошло в следующем году. Данная Глава повествует об одной из нескольких встреч Иеремии и Седекии (см. 21,3–7; 34,1–7;37,3–8.17–20; 38,14–28). 32 в Анафофе. Т.е. в родном городе Иеремии (см. 1,1). по праву родства тебе надлежит купить его. Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество (см. ком. к 31,11). Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первый взгляд, казалось бессмысленным. 32 семь сиклей серебра и десять серебренников. Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило. 32 домы и поля и виноградники... в земле сей. Символический смысл заключенной сделки в том, что Иудея снова сможет обладать своей землей и наслаждаться жизнью во исполнение обещанного нового завета (29,14 и ком.; 31,38.40). 32 чудеса и знамения. См. Исх. 7,3 . между всеми людьми. Власть Божия распространяется на все человечество. 32:21 Ср. Втор. 26,8 . См. также ст. 20; Исх. 15,14–16 . 32 сожгут. См. 21,10; 34,2; 37,8. на кровлях... возносились курения Ваалу... возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня. Перечисление грехов, в которых Иеремия обвинял Иудею (см. 1,16; 7,18; 19,13, а также Втор. 31,29 ). 32 с раннего утра. См. 7,13. не хотели принять наставления. См. 2,30; 5,3; 7,24; 11,8. 32 Молоху. Имя божества аммонитян (см. 49,1.3; Лев. 18,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пророчество о суде теперь становится просто вступлением к новому посланию, внушающему надежду, а точнее, символическому действию – покупке поля. Неизвестны обстоятельства, ставшие причиной решения Анамеила продать землю Иеремии. Возможно, он был стар и у него не было сыновей, поэтому он обратился с просьбой к Иеремии, чтобы сохранить землю в семье (8). Ничего не говорится о том, сколько заплатил ему Иеремия. Описываемые формальности соблюдены в духе того времени. Их публичный характер здесь приобрел новое значение, поскольку продажа земли должна была стать знамением (14–15). Смысл этого действия в том, что в надлежащее время нормальная жизнь будет возобновлена в Иудее (15). Это очень значительный момент, поскольку владение полем подразумевало обладание всей страной. Тем значительней он становится на фоне осады города и грядущей утраты всего дорогого, а не только поля, которое Иеремия только что приобрел. На фоне этого события все пророчества, предрекающие внезапное прекращение нормальной жизнедеятельности в Иудее, обретают совершенно другой смысл (гл. 16). 32:16–44 Для Бога нет ничего невозможного Странность приобретения земельного участка в условиях вражеской оккупации побудила пророка обратиться к Творцу с молитвой. Он начал с утверждения для Тебя ничего нет невозможного (17). Дальше пророк восславил Его силу, проявленную в процессе мироздания (17), в суде (18–19), в спасении Израиля от Египта и предоставлении ему земли (20–22; ср.: Втор. 26:8 ) и, наконец, в наказании за их грехи (23). Однако на самом деле молитва скорей представляет собой вопрос: имело ли смысл его символическое действие? Ответ Господа начинается с подтверждения слов Иеремии, что для Бога нет ничего невозможного (27). Вавилон разрушит город (28–29) из–за упорствования в грехах Израиля и Иудеи, связанных с поклонением идолам (30–35; ср.: 7:18,30–32; 19:13). Однако же эти слова просто предваряли высказывания о последующем спасении. Смысл здесь в том, что на самом деле очень сложно совершить спасение через разрушение. Тем не менее это именно то, что Он намеревается совершить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Таким образом выражение пророка: в нейже (в немже) заключи его Седекия царь получает такое значение: пророк Иеремия по проискам вельмож иудейских, обвинивших его в государственной измене ( Иер. 37:13 ), был лишен свободы и заключен в подвале ( Иер. 37:15–16 ). Царь Седекия, хотя и сохранял еще некоторое уважение и доверие к пророку, но частью по нерешительности характера своего и из боязни пред вельможами ( Иер. 38:4–5, 24–26 ), которые могли и его самого обвинить в государственной измене, если бы он решительнее стал защищать пророка, а главным образом потому, что и он сам, подобно вельможам, недоволен был тоном пророчеств Иеремии ( Иер. 32:3–5 ), не дал ему полной свободы, но только, уступая его просьбе, облегчил несколько его участь, приказав из дома Ионафана перевести его во двор темничный ( Иер. 37:20–21 ), так что здесь, во дворе темничном, пророк заключен был действительно по личному распоряжению Седекии. – И в Вавилон внидет Седекия, и ту будет, дóндеже посещу его – последние слова (дондеже посещу его), по сравнению с другими подобными, могут быть поняты и в благоприятном смысле для Седекии (как напр. Иер. 27:22; 29:10 ), т. е. он останется в Вавилоне лишь до времени окончания плена, и в неблагоприятном смысле (напр. Иер. 6:15; 8:12 ), т. е. что он там, в плену, останется до дня смерти своей. Здесь нужно удержать последнее значение, ибо по свидетельству самого пр. Иеремии Седекия, ослепленный Навуходоносором, отведен был в оковах в Вавилон и там оставался в темнице до дня смерти своей ( Иер. 52:10–11 ), хотя по смерти и удостоился почетного погребения ( Иер. 34:4–5 ). 6–15 ст. Описывается символическое действие, которое совершил пророк по повелению Божию. Действие это состояло в следующем: пр. Иеремия по откровению от Бога узнал (бысть слово Господне ко мне, глаголя – 6 ст.), что к нему идет некто Анамеил, сын Саллума (сын Саломль), дяди его (брата отца его), с предложением – купить принадлежащее ему, Анамеилу, поле в Анафофе (7 ст.). Согласно сему откровению (по словеси Господню) действительно пришел к нему, пророку, во двор темничный (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010