приготовляйте путь и устрояйте его. устрояйте путь народу моему. и камни с пути сего разметайте. поднимайте знамя для народов. ибо вот Господь заставил слышать даже до конца земли: «скажите дочери Сиона: вот спаситель твой пришел. имея награду свою с собою. и дело свое пред лицем своим. и назовет народ святым, искупленным от Господа. а ты назовешься городом искомым, а не оставленным». – Кто сей, пришедший из Едома, в багряных одеждах своих из Восора, сей прекрасный в убранстве его, вопиет весьма громко? «Я – изрекающий правду и решение о спасении.» Почему багряны твои одежды? и ризы твои, как наполнившияся истоптанными гроздами в топтальном точиле? «точило топтал я один. и из народов нет никого со мною.» – Милость Господа я помнил. благодеяние Господа вспомню. хвалу Господу за все, что он воздает нам. Господь судия добрый для дома Израилева. поступает с нами по милосердию своему и по множеству правды своей. И сказал: «не народ ли мой – вы чада? которые не изменят?» и был им в спасение от всякой скорби их. не ходатай и не ангел, но сам Господь спас их. потому что возлюбил их и пощадил их. сам искупил их и воспринял их, и превознес их на все дни вечности. Пророчества Захарии чтение. (Гл. 14, 4-ст. 8–12.) Вот что говорит Господь: вот приходит день Господа. и станут стопы его на горе Елеонской. которая супротив Иерусалима, на восток солнца. и в день тот выйдет живая вода из Иерусалима: половина ея в море первое. и половина ея в море последнее. [[Море первое – восточное, Мертвое, а последнее – западное, Средиземное.]] в жатву и весною будет так. и будет Господь царем над всею землею. в день тот будет Господь един. и имя его едино. обходящее всю землю и пустыню от Гаваи и даже до Реммона на юг от Иерусалима, и он будет [[Это чтение согласно с евр.]] возвышаться и стоять на месте. от ворот Вениаминовых до места ворот [[И это согласно с евр.]] первых. и до ворот угольных. и до башни Анамеила. до точил царя. и будут жить в нем (Иерусалиме) и уже не будет анафемы. и будет жить Иерусалим надежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пророк, получивши такие откровения в сне, говорить о них: «при этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне» (31,26). В темнице же Иеремия, по повелению Божию, купил у своего Анафофского родственника Анамеила за 17 сиклей серебра землю и совершил законным порядком, купчую на эту землю, а Варух поручил спрятать купчую запись в глиняном сосуде на долгое время; потом что настанет опять время, когда «в земле этой, т.е. в Иудее, будут снова покупать домы и поля и виноградники». Эта знаменательная покупка пророком поля в виду завоевания Иудеи Халдеями и отведения самих Иудеев в плене была ободряющим знамением того, что Иудеи опять будут хозяевами завоеванными теперь у них земли и все поземельные их права восстановятся (32). Наконец, Иерусалим был взят Халдеями в 10 день четвертого месяца одиннадцатого года царствования Седекии и потом разграблен и разрушен (39:1–9). 4. Жизнь и деятельность Иеремии от разрушения Иерусалима до смерти. Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, распоряжавшийся в Иерусалиме по взятии его в Иудее, получил повеление от своего царя «ничего не делать худого пророку Иеремии, а оказать ему покровительство и поступить с ним так, как он сам скажет» (39:11,12). Но низшие начальник по ошибке поместили Иеремию в числе отводимых в плен, ошибка эта открылась в Раме, и Навузардан предложил на волю Иеремии или идти с почетом в Вавилон, или остаться в Иудее и жить в Массифе при Годолии из знатного иудейского рода, который был поставлен Навуходоносором главным начальником (областеначальником) над бедными из народа, оставленными для обработки полей и виноградников. Иеремия пожелал остаться на родине и был с честью и дарами отпущен Навузарданом (40:1–5). В это время на развалинах Иерусалима он составил свою книгу «Плач», в которой оплакал гибель своего отечества и святого града. Но недолго пришлось пророку Иеремии со своим учеником Варухом жить при Годолии в Массифе. По отбытии Халдейских войск из страны, к Годолии стали собираться кроме мирных землевладельцев, много военных шаек, скрывавшихся доселе в горах и соседних землях; в числе их были и знатные люди и один из них Исмаил, сын Нафании, из царского рода, сам хотел быть правителем запустевшей страны, посему составил заговор и убил Годолию, его приближенных и всех бывших при нем Халдеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Пророчества Исаии чтение. (Гл. 63, 1–8). Так говорит Господь: кто сей пришедший из Едома? в багряных одеждах своих из Восора? сей прекрасный в убранстве? в сильной крепости? Я изрекающий правду и решение о спасении. Почему багряны твои одежды? и ризы твои, как наполнившияся истоптанньми гроздами в топтальном точиле. Точило топтал я один. и из народов нет никого со мною. но я попирал их во гневе. и топтал [[И гнел их в ярости моей; и брызгал сок их на ризы мои: все одеяние свое я обагрил. Так день мщения в сердце моем, и година моих искупленников настала. (Мак.).]] их как землю. и спустил кровь их в землю. ибо день воздаяния им пришел. и лето искупления приспело. и смотрел я. и нет помощника. и смущался: и никто не заступился. и отринула [[И соделала мне спасение мышца моя: и жар мой, он подкреплял меня. (М.).]] их мышца моя. и ярость моя наскочила. и я попрал их в гневе моем. и спустил кровь их в землю. говорит Господь Бог. Час девятый Пророчества Захарии чтение. (Гл. 14, 5–13). Придет Господь Бог мой. и все святые с ним. в тот день не будет света. но зима и мороз [[Великое сделается маловажным. (Мак.)]] будет в течении одного дня. и день тот известен Господу. и не день то и не ночь. а к вечеру будет свет. и в день тот выйдет живая вода из Иерусалима. половина ея – в море первое. [[Восточное]] и половина ея в море последнее. [[Западное.]] и в жатву и весною будет так. [[Летом и зимою так будет.]] и будет Господь царем над всею землею. В тот день будет Господь един. и имя его – едино. обходящее всю землю и пустыню. от Гавеела до Реммона на юг от Иерусалима. Ремма же на месте останется от ворот Вениаминовых до ворот первых. и до ворот угольных. и до башни Анамеила. до точил царя [[Обратится вся земля в равнину от Гевы до Риммона, что на юг от Иерусалима. А он будет возвышаться и стоять на месте своем, от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до ворот угольных, и от башни Хананеела до царских точил. (Мак.).]]. и будут жить в нем (Иерусалиме). и уже не будет анафемы. и будет жить Иерусалим надежно. и таково будет поражение, которым поразит Господь все те народы, которые ополчались на Иерусалим: сгниют [[И сгниет тело его, и он стоит на ногах своих. (Мак.)]] тела их, когда они стоят на ногах своих. В вечер великого пятка

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Теб сдъ ужичества въ этот перевод следует чтению Альд. изд. σοι ρμα τς γχιστεας παραλαβεν ες χτσιν. В Ват., Александр. и Фр.-Август. спп. и Комплют. изд. опущено слово τς γχιστεας; и в самом деле, хотя это слово точнее передает смысл соответствующего еврейского, но тот же смысл ясен и из соединения слова «суд» с словами: «прияти в притяжание». Иер. 32:8–9 8. И ко мн Анамеилъ снъ Салмль, брата оца моег, по словес Гдню во дворъ темничный, и рече ми: прикп себ село мо, еже во Ана в земл к теб сдъ прикпити е, ты бо старй. и размхъ, к слово Гдне есть, 8. И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, во двор стражи, и сказал мне: купи поле мое, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой; ибо право наследства твое и право выкупа твое; купи себе. Тогда я узнал, что это было слово Господне. 9. И прикпихъ село Анамеиле сна брата оца моег Анаа, и поставихъ ем седмьнадесть сребра, 9. И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять серебренников; 8–9. Господь не открыл Иеремии прямо, как пророк должен отнестись к предложению своего родственника. Но когда родственник действительно явился, то Иеремия понял, к слово Гдне есть, т. е. что в предложении Анамеила выражается воля Божия, которую нужно исполнить. Цена, за которую пророк купил себе землю своего двоюродного брата, может представляться слишком ничтожною: 17 сиклей равнялись бы приблизительно 13 рублям 55 коп. серебром. Такая невысокая плата может быть объяснена или незначительностию земельного участка, или близостию юбилейного года, в который участок по закону должен был перейти к его первоначальному владельцу (см. выше). В полную безвозвратную собственность земля не могла перейти от одного лица к другому. Она могла быть отдана другому за известную плату только на время, которое непременно окончивалось с наступлением первого юбилейного года. Плата, за которую отдавалась земля, определялась соразмерно с количеством времени, которым мог пользоваться ее покупатель, т. е. времени, остающегося до юбилейного года (см. Лев. 25:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Чтобы ослабить этот важный аргумент в пользу подлинности Пятикнижия, его противники указывают на то обстоятельство, что член заключается только в пунктуации, пунктуация же происхождения позднейшего; и если взять свящ. текст без гласных, в его древнейшем виде, тогда гораздо правильнее будет, читать «бесефер» без члена, так как о «книге» упоминается здесь в первый раз. Это предположение подтверждается, по-видимому, и переводом LXX, сделанным задолго до введения пунктуации. В этом переводе читаем: κατγραψον τοτο... ν βιβλ 79 , а не – ν τ βιβλ. Но сличение мест Ветхого Завета, где употребляется выражение «записать в книгу» – также с членом, показывает, что изменять настоящее чтение еврейского текста нет ни малейшей надобности, а ссылка на перевод LXX несостоятельна. Иов высказывает желание, чтобы его слова были начертаны «в книге»; в еврейском стоит также «бассефер», а у LXX-mu без члена «ν βιβλω» ( Иов.19:23 ). То же самое встречаем в 1 книге Царств ( 1Цар.10:25 ): изложил Самуил народу (устно) права царства, и написал в книгу (или на свитке: «бассефер», εις βιβλον), и положил перед Господом. Пр. Иеремия покупает ( Иер.32:9–10 ) себе поле у Анамеила, пишет купчую (опять «бассефер» – ες βιβλον) и прилагает к ней печать 80 . Следовательно, и в разбираемом месте книги Исход нельзя находить указания на Пятикнижие; ближайший и прямой смысл его тот, что Моисей должен был записать рассказ о войне с Амаликитянами; но не видно, содержала ли упоминаемая книга повествование о всем путешествии по пустыне и законы, данные Моисею, или только 9 стихов 17-й главы. Скорее нужно признать последнее. Далее в той же книге Исход, в 24-й главе ( Исх.24 ) читаем: и пришел Моисей (с горы Синайской, где получил от Бога закон) и пересказал народу все слова Господни и все законы... И написал Моисей все слова Господни (стт. 3– 4). Эта запись составила «книгу завета», о которой говорится в 7-м стихе: и взял (Моисей) книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Эти угрозы Иеремии не оказали желаемого действия: пророку не верили, гнали и преследовали его (37, 13–18; 38, 1–3). Только однажды под влиянием тяжелых бедствий осады Иерусалима царь Седекия и начальники иудейские сделали попытку нравственного исправления, дав клятвенное обещание исполнять закон о рабах, который они прежде нарушили, и отпустить их на свободу (34, 8–9). В это время Навуходоносор, осаждавший Иерусалим, узнал о приближении египетских войск, идущих на помощь осажденным, и снял на некоторое время осаду с Иерусалима, чтобы идти навстречу египтянам (37, 5–11). Тогда иудейские вельможи, думая, что опасность миновала, снова поработили отпущенных на свободу рабов. Пророк Иеремия грозно обличил этот вероломный поступок, предсказав возвращение халдеев (34, 10–22). Предсказание исполнилось: Навуходоносор, разбив египтян, снова осадил Иерусалим и эта осада продолжалась до его падения в 586 году до Р.Хр. (39, 2; 52, 7). 3 . Предрекая нечестивым иудеям бедствия, пророк от имени Бога утешал их пророчествами о том, что вавилонское пленение будет временным и, что по истечении 70 лет, они снова возвратятся в свое отечество (25, 11–12). Тоже самое возвестил Иеремия в своем письме к вавилонским пленникам, уведенным вместе с Иехонией в 597 г. «Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место... И взыщите Меня и найдите... и возвращу вас из плена и соберу из всех народов» (29, 10–14) (ср. 30, 2, 8–10; 31, 4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33, 6–13). Чтобы возможно сильнее запечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк во время осады иудейской столицы по повелению Божию совершает символическое действие: он покупает землю у своего родственника Анамеила из Анафофа, составляет письменный договор – документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху на хранение (32, 6–15). Тем самым пророк Иеремия уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и что они снова возвратятся в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В нейже заключ его… Местоимение ν в греч. тексте относится к слову предыдущего стиха ν τ αλ=слав. «во дворе». Местоимение «иже» следовало бы и в начале стиха Иер. 32:3  согласовать с тем словом (муж. рода), как оно согласовано с ним в конце стиха Иер. 32:2 : «...во дворе темничнем, иже есть во дворе царя иудина, в немже заключи его Седекиа " … Иер. 32:6–7 6. И реч бысть слово Гдне ко мн, глагол: 6. И сказал Иеремия: таково было ко мне слово Господне: 7. Се Анамеилъ, снъ Салмль, брата оца твоег идетъ к теб, глагол: прикп себ село мо, еже во Ана, к теб сдъ ужичества в 7. Вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе сказать: купи себе поле мое, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить его. 6–7. Предыдущие стихи содержат в себе замечания, объясняющие положение дел в Иерусалиме в то время, когда совершилось событие, составляющее главный предмет гл. 32. В тех замечаниях об Иеремии говорится в 3-м лице, и это может служить признаком того, что стихи Иер. 32:1–5 составляют вводные объяснительные известия, прибавленные здесь пророком Варухом; между тем как с стиха Иер. 32:6  начинаются слова самого Иеремии: и реч Предложение, с которым имел обратиться к Иеремии сын его дяди, Саллума, Анамеил, могло быть сделано вследствие обеднения последнего. Такой повод к продаже земельной собственности указывается в Лев. 25:25  и сл. Продать землю на время (до юбилейного года, ср. Лев. 25:13–16, 23 ) мог еврей какому угодно другому еврею. Но право выкупа земельного участка в собственность принадлежало тем же, кто имел право и наследования земли. По Чис. 27:8–11 , после смерти еврея наследниками его собственности могли быть а) сыновья, б) дочери, в) братья, г) братья отца и д) дальнейшие родственники умершего. Они же имели право выкупа земли, если последняя продана ее первоначальным собственником ( Лев. 25:25 ). Если в Лев. 25:34  сказано, что полей вокруг городов левитских продавать нельзя: это значит, вероятно, что нельзя продавать их неродственникам, что земельная собственность левитов должна оставаться в одном известном роде навсегда, «вечным его владением» ( Лев. 25:33 ). Можно думать, что, на основании этого закона, Анамеил не считал себя в праве предложить свое поле для покупки никому другому, как Иеремии, вероятно, ближайшему из своих родственников, имевших по закону право наследства (ср. выше). Право на покупку земли для Иеремии в настоящем случае совпадало с его правом наследства, почему и называется «судом» или правом «ужичества».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

32:8. Двор стражи. Иеремия находился в «предупредительном заключении» на территории царского дворца, в так называемом «дворе стражи» (см.: Иер. 37:21 ). По-видимому, его поселили вместе с членами дворцовой стражи. Это было куда более комфортабельное место, чем темница (37:15,16) или яма (38:6). 32:9. Семнадцать сиклей серебра за поле. Учитывая, что вес одного сикля составляет 11,4 грамма, Иеремия заплатил за поле Анамеила 194 грамма, или менее полфунта, серебра. Это соответствует жалованью обычного работника почти за полтора года. Очевидно, цена была гораздо ниже обычной, поскольку все сознавали неминуемость угрозы вавилонского вторжения. Однако в отсутствие примеров для сравнения и данных о размерах поля, судить о справедливости этой цены невозможно. 32:10. Купчая запись. Документы о купле-продаже недвижимости (купчие) известны из самых древних месопотамских клинописных табличек. Эти документы с описаниями условий покупки и продажи запечатывались в глиняные «конверты» и надписывались соответствующим образом. В Кодексе Хаммурапи содержатся законы, ограничивающие продажу ленных владений, поскольку они пожалованы военным только на время. Другие примеры покупки и продажи земли см.: Быт. 23:16–18 и Быт.33:19 . 32:10. Взвешивание серебра. Общепринятая процедура купли-продажи требовала, чтобы для удовлетворения обеих сторон деньги за покупку взвешивались в присутствии свидетелей (см.: Быт. 23:16 ; Ис. 46:6 ). Эта необходимость была вызвана тем, что монеты стандартного веса и стоимости появились в широком обращении только к концу VI в. до н. э. 32:11. Запечатанная и открытая записи. В Элефантинском папирусе сохранились документы, похожие на купчую запись, сделанную Иеремией и Варухом. Обычай делать две копии на одном листе папируса или пергамента делал их открытыми для публичной проверки. Вторая половина с той же записью служила архивной копией, исключающей возможность внесения изменений в условия сделки. Документ сворачивался в свиток и запечатывался именами свидетелей. 32:12. Законная сделка во дворе стражи. Деловые операции совершались в общественных местах, например, у городских ворот, где собирались старейшины ( Руф. 4:1 ; Прит. 31:23 ). Возможно, замечание о том, что Иеремия подписал и запечатал документ о покупке поля Анамеила в присутствии свидетелей и «в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи», указывает на то, что это было установленное место для совершения законных сделок. С другой стороны, это может быть связано с выдвинутым против Иеремии в 37:12–15 обвинением в попытке убежать из города. Он отвечал, что просто хотел осмотреть недавно купленное поле, но начальник стражи, который, несомненно, был свидетелем сделки, не стал слушать пророка и заключил его в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Уверительная сила этого символического действия заключалась в том, что пророк совершает покупку поля в такое именно время, когда пленение иудеев Навуходоносором уже не подлежало сомнению, что, следовательно, если он делает так, то значит, твердо верит в предстоящее возвращение из этого плена, «ибо не сделал бы так человек, сомневающийся в возвращении из плена» (Св. Ефрем Сир.). Яко тебе (принадлежит) суд (право) ужичества прияти в притяжание (7 ст.) и еще: яко тебе суд прикупити его, ты бо старый (8 ст.) – этими словами объясняется причина, по которой Анамеил, желавший продать свой земельный участок, обращается с предложением именно к пророку, а не к другому кому; причина эта в том, что пророк был старейший (в смысле – ближайший) родственник Анамеила, которому по закону ужичества принадлежало право на приобретение (покупкой или по наследству) от Анамеила земельного участка. В объяснение этого следует припомнить, что у евреев продажа земли во всегдашнюю собственность воспрещалась ( Лев. 25:23 ); можно было по причине обеднения продавать только плоды земли как бы в арендное содержание, на срок не далее ближайшего юбилейного года ( Лев. 25:13–17 ) и при том так, что сам продавший или ближайший родственник его сохраняли за собою право во всякое время выкупать обратно проданную землю: аще нищетствует брат (родственник) твой, иже с тобою, и продаст от одержания своего, да приидет ужик ближний ему и искупит продание брата своею ( Лев. 25:25 и сл.). Имея в виду это требование закона, Анамеил и обращается к пророку с предложением, чтобы он, как ближайший родственник, купил у него поле. Покупка эта состоялась за седмьнадесять сиклей серебра – сикль или сребренник, иначе – статир был двоякий – народный и священный; первый равнялся приблизительно 25 к., второй – 50 к., следов. семнадцать сиклей будет составлять 4 р. 25 к. или 8 р. 50 к. Незначительность такой цены, за которую пророк купил поле у Анамеила, объясняется вероятно, тем, что самое поле было небольшое. Вписах в книгу и запечатах (10 ст.), всях книгу купления, прочтену и запечатану (11 ст.), возми книгу купления запечатленну (14 ст.) – печатание купчей записи, о котором говорится здесь, нужно понимать не в смысле приложения к ней печати, но как указание на то, что она, по засвидетельствовании подписом свидетелей (послухи) и по прочтении её, была запечатана или закрыта в глиняном сосуде для хранения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В Великую субботу прославляется смерть и погребение Господа Иисуса Христа, а Его Крестною Смертию и было положено начало Новому Завету. Глава XXXII-я. Обетования о возвращении народу земли и заключении Нового Завета В десятый год царствования царя Седекии войско Вавилонского царя Навуходоносора со всех сторон окружило город Иерусалим. В это время, по приказанию царя Седекии, Иеремия был заключен в темницу за то, что предсказывал Иудеям, что Господь отдаст Иерусалим в руки вавилонян, что и сам царь Седекия не избегнет участи пленника (1–5 ст.). Когда Иеремия находился в темнице, Господь открыл ему, что в скором времени придет к нему родственник его некто Анамеил, который предложит ему купить участок земли в Анафофе (6–7 ст.). Откровение Божие действительно исполнилось. Вскоре явился к пророку Анамеил и на правах родственника предложил купить ему Анафофский участок земли. Пророк, согласно повелению Божию, купил участок, составил купчую запись в присутствии свидетелей, подписавших ее и уплатил установленную сумму денег (8–10 ст.). После этого пророк прочитал составленный письменный акт, запечатал и в присутствии всех находившихся тут передал его Варуху. По завещанию Иеремии, Варух должен был хранить этот документ в глиняном сосуде, так как с течением времени, как известно пророку из откровения Божия, снова будут в земле Иудейской покупать поля, дома и виноградники (10–15 ст.). Исполнив повеление Божие, пророк обратился к Господу с молитвою по поводу совершенного события. В своей молитве Иеремия исповедует веру во всемогущество и правосудие Бога. Эти свойства, по словам молящегося, проявляются вообще в мире, его устройстве и в жизни человечества. Но они обнаружились особенно по отношению к израильтянами, которых Господь чудесно вывел из Египта, ввел в Палестину – землю, кипящую молоком и медом, а теперь же за непослушание подверг их страшным бедствиям осады. В конце молитвы пророк с недоумением вопрошает Господа: для чего Он повелел ему купить участок земли, когда город Иерусалим со всеми окрестностями отдается в руки вавилонян (16–25 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010