О Тарасии, пермском игумене В 1427 году из Великой Перми пришел игумен Тарасий, оставив священнический чин. Услышав о смирении и терпении преподобного, он отправился к Пречистой в монастырь, неся с собой и некоторое имущество. И когда он приблизился к монастырю, преподобному сказали: «Игумен Тарасий Пермский пришел к Пречистой в монастырь из дальней земли». Услышав это, преподобный встретил его перед монастырскими воротами. После того как они сотворили общую молитву, тот поклонился святому и сказал преподобному: «Честной отец, давно я жаждал видеть твое честное лицо. Много молил я об этом Бога – направить меня святой волей Его ко спасению моему». Преподобный сказал ему: «Господь Бог благословит тебя. Он послал к нам недостойным мужа благоговейного и наделенного доброй волей. Я сам не могу сотворить ничего, но все возможно для Бога». В ответ Тарасий сказал преподобному: «Бог почтил и возвысил тебя за твои добрые дела, духовный отец. Допусти меня выполнять все, что повелит твое преподобие, я не откажусь выполнять. И это вот, что у меня есть, возьми. И сопричти меня к своему словесному стаду». Преподобный же благословил его, ввел в монастырь и дал ему келью в большой лавре. И сказал преподобный: «Отец смиреннейший, да наречешься ты по своему смирению сыном дня. Послушав голос Христова Евангелия, ты оставил мир, ни во что вменив богатство и славу по сравнению с любовью Его. Потому ждет тебя у Господа награда на небесах». И начал Тарасий проводить суровую жизнь, придерживаясь труда постного, и обрел обильные слезы, смирение и терпение, повинуясь преподобному во всем и покоряясь. Пожил Тарасий при жизни отца и наставника десять лет, проводил ко Христу своего отца и учителя как ходатая и молитвенника, а сам после этого прожил немного лет и в глубокой старости отошел ко Господу. И сотворили братия пение по обычаю и положили его мощи в большой лавре, где он и трудился, уже при игумене смиреннейшем Амфилохии. Мы же возвратимся к прежнему рассказу. Прожил преподобный Дионисий с Амфилохием, во Христе возлюбленном им, вместе несколько лет. Доброй ревностью ревновали они друг друга и вели дивную жизнь, всякому виду добродетели обучаясь, плотские потребности покорив Христу, как раба хозяину. Пищи и покоя совершенно отвращаясь, Амфилохии с огромным смирением повиновался преподобному, как отцу и наставнику, так что сам преподобный удивлялся его смирению и его любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основным источником для житийного цикла послужила Пространная редакция Жития П., включающая описания 19 посмертных чудес (кроме клейма 28). В клейме 10 использован эпизод из Жития прп. Сергия Нуромского. В ряде случаев нарушен хронологический порядок сюжетов, детали изображения не всегда точно соответствуют тексту Жития. В цикл включено неск. оригинальных композиций (изображение преподобного в дупле, чудеса о грабителях и др.). В ряде случаев иконописец конкретизирует место действия, помещая на фасад храма соответствующий образ ( Пуцко В. Г. Древние иконы в Павло-Обнорском мон-ре//Русская культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 116-125). В клейме 5 представлена одна из святынь мон-ря - крест, к-рым прп. Сергий Радонежский благословил П. на отшельническую жизнь. На иконе П. с сюжетами жития XVIII в. (?) (ВГИАХМЗ) святой изображен фронтально в рост, его руки разведены в стороны (правая с жестом благословения, в левой - развернутый вверх свиток с уникальным пространным текстом). Вверху Св. Троица, по сторонам свободно расположены сцены из Жития П. в неск. регистрах (состав сюжетов не определяется из-за плохой сохранности живописи). Вероятно, П. представлен в житийном цикле на иконе «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ): в клейме 11 показано, как некий монах Павел приходит к прп. Дионисию «на благословение». В качестве самостоятельной композиции в монументальной живописи иллюстрировался сюжет встречи преподобных П. и Сергия Нуромского (Павлов Обнорский мон-рь, фотография сделана между 1879 и 10-ми гг. XX в., ВГИАХМЗ). В совр. иконописи он получил распространение в кратком варианте - пребывание П. в лесу среди зверей и птиц (ростовые иконы мастерской «Православная икона» в Сергиевом Посаде, мастерской во имя прп. Алипия Печерского; образ из местного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского мон-ря). Известны изображения П. в дупле: роспись на столбе возле раки П. (фотография после 1909, ВГИАХМЗ), совр. графические иллюстрации. Вологодскими мастерами создавались иконы с редким, не связанным с Житием, сюжетом моления П. перед Богородицей (выносная икона XVII в. под записью, ВГИАХМЗ; ср. аналогичные изображения преподобных Корнилия Комельского и Иосифа Волоцкого): П.- справа в коленопреклоненной молитве с простертыми к Божией Матери руками.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Оттого к преподобному Дионисию приходило множество не только мужчин, но и женщин, желавших послушать его наставлений, что было противно монастырскому уставу и опасно для братии. Жаль было преподобному отказать им в праве посещать монастырь как единственное доступное им место для познания закона Божия, но не мог он видеть нарушения своего устава; тяжело было его отеческому сердцу лишить их духовной помощи и назидания, но дорого было спасение и братии, поэтому мудрый старец построил в двух верстах от Покровского монастыря храм во имя святителя Леонтия, епископа Ростовского, и при нем женскую иноческую обитель, которая была четвертым из основанных им монастырей. Заботами преподобного были построены еще два храма: на реке Сухоне, освященный в честь Воскресения Христова, и на реке Двинице — во имя святителя Николая Чудотворца. Все устроенные игуменом Дионисием монастыри и храмы имели написанные им самим иконы. Кроме того, преподобный Дионисий занимался искусной резьбой по дереву, был известен как книгописец, ковач и изготовитель одежды. Народ смотрел на него как на пастыря и учителя, посланного Богом для просвещения края, и обращался к нему в телесных и духовных нуждах как к отцу, в полной уверенности получить просимое. И не один только простой народ имел такое высокое мнение о смиренном Глушицком отшельнике. Святая, строго подвижническая жизнь и духовная мудрость его привлекали к нему множество людей всякого звания и возраста. Чем более он смирялся и скрывал свои подвиги, тем более и шире распространялась слава о нем, так что даже опытные в духовной жизни приходили к нему и оставались разделять с ним иноческие труды и поучаться его душеполезными беседами. Так, блаженный Григорий, впоследствии подвижник и чудотворец Пельшемский, уже будучи архимандритом в Ростове, пришел к нему в Сосновец и прожил здесь около пяти лет, изучая духовную жизнь под руководством и по жизни аввы Сосновецкого. Сюда пришел к нему из Великого Устюга священноинок Амфилохий, высокий по благочестию, сделавшийся первым преемником прп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

По житию преп. Дионисия, блаж. Макарий, рожденный в Ростове, еще двенадцатилетним Матфеем взят был из дома родительского в обитель Дионисия и пострижен был в иночество, он жил в кельи игумена и под его надзором обучался иноческой жизни. Авва полюбил его за чистоту души и по его просьбе Макарий посвящен был в иеромонаха рост. архиепископом Дионисием (1396–1416 г.). Блаж. Макарий до самой кончины преподобного наставника своего жил при его келлии. После Амфилохия он был игуменом Глушицкой обители. Мощи его почивают под спудом, осененные ракою. Служба ему отправляется общая с другими глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге. 391 Блаженный Тарасий быль игуменом Пермской обители: но добровольно оставил начальство, чтобы быть в послушании другого. – Когда сказали Дионисию о прибытии его в глушицкую лавру, он вышел на встречу к Тарасию. «Издавна, желал я видеть лицо твое, честный отче, и много молил о том Господа», сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог , пославший к нам недостойным мужа, опытного и благоговейного», отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делал твоим, сказал Тарасий; позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю: вот небольшое имение, которое принес и с собою; причисли меня к твоей пастве». «Не ты ли, как подражатель истинного Пастыря Христа, говорил Дионисий, был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле пермской? «Тарасий сказал, что чувствует нужду быть учеником другого, опытнейшего. С того времени игумен Тарасий проводил суровую пустынную жизнь наравне с прочими, сохранял строгий пост и приобрел благодатные слезы умиления, текшие часто из очей его. Он прожил при преп. Дионисии 10 лет и преставился при игум. Амфилохии, вскоре после наставника своего, в 1440 г. Служба ему общая с пр. Макарием. Мощи его осенены ракою. О блаж. Феодосии известно только то, что он был учеником преп. Дионисия и мощи его почивают вблизи мощей Тарасия. 392 Преставление преп. Николая Святоши князя черниговского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный в страхе и трепете спросил: «Какая причина явления Твоего, Господи?» — «Видишь ли всю эту пустыню? — сказал ему Господь. — Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!» И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.  Последнее время своей жизни преподобный провел в строгом затворе, не вкушая пищу всю неделю. Святые Христовы Тайны были единственным его питанием, и даже ради тяжкой болезни он не прервал свой затвор. Только незадолго до смерти он пришей в церковь на общую молитву. Перед самой смертью прп. Иоасаф просил игумена и братию посетить его, просил их молитв, прощения и благословения, а сам умолял их соблюдать монастырский устав и хранить мир между собой. Когда прочитали отходную, он попросил игумена окадить келью и стал громко молиться за себя, братию и всю обитель. Последнее его прошение было о ниспослании ему мирной кончины. С ним он тихо и уснул последним сном; лицо его светилось тихим светом. Ему было тогда 28 лет.  Святые его мощи почивали в обители — в Успенской церкви  Спасо-Каменного монастыря, и от них истекало множество исцелений, особенно больным лихорадкой. •  Заозерское княжество было на северо-восточном берегу Кубенского озера, близ устья р. Кубены, а усадьба — на левом берегу Кубены, с церковью во имя св. Димитрия Солунского (совр. д. Чирково в Сокольском р-не Вологодской обл.).  •  Спасо-Каменный монастырь — один из древнейших в Заволжье. Прп. Иоасаф пришел в обитель в 1452 г., по месту подвижничества и упокоения св. мощей прп. Иосафа называют Спасокубенским или Каменским Преподобный Филипп Рабангский (+ 1457) Память его празднуется 15 нояб. в день преставления Прп. Филипп Рабангский, ученик прп. Дионисия Глушицкого (память его 1 июня), по кончине его — в игуменство прп. Амфилохия — удалился на отшельничество на нижнее течение реки Сухоны, где ее называют  Сухоной Рабангской.Протекает она среди высоких холмов, покрытых хвойным лесом, и местность эта чрезвычайно живописна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Дионисий скончался 1 июня 1437 года; всех лет жизни его было 74 года и 6 месяцев. С подобающей честью, при всеобщем плаче труженическое тело его было положено во гроб и в тот же день с псалмопением, в сопровождении всей братии повезли его из Покровской обители в Сосновец. Но конь, везший тело святого, отойдя недалеко, остановился и не пошел далее, несмотря ни на какия понуждения. Тогда прп. Амфилохий велел привести любимого коня Дионисиева, и хотя он был не лучше и не сильнее первого, однако легко довез тело до пустыни, как бы чувствуя, что в последний раз служит любившему его старцу. На другой день, по совершении Божественной службы, тело святого было погребено согласно завещанию преподобного в приготовленной им для себя могиле в четырех шагах от стены Предтеченского храма в Сосновце, над которой впоследствии была устроена гробница, украшенная золоченой резьбой. В 1547 году Московский Собор, почитая подвиг преподобного Дионисия и чудесные исцеления, которые он являл после своей кончины, причислил его к лику святых. Служба преподобному составлена в 1548 году. Жизнеописание святого Дионисия составлено глушицким иноком Иринархом. Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил четыре иноческих обители и две приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования. Но лучшим и более дорогим наследством, оставшимся после него, было водворение им в своих обителях строгого порядка, учреждение общежительного устава и утверждение в сердцах учеников духа истинного подвижничества, долго продолжавшегося на Глушицах и после его кончины, так что Uoahh IV, самый взыскательный и строгий ценитель монашества, должен был признаться, что «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами». Целый ряд учеников и ближайших преемников прп. Дионисия настолько был верен его преданию и так старался во всем подражать ему, что и после блаженной его кончины не было на Глушицах ни в чем перемены, как бы сам пустынный авва все еще продолжал управлять своими обителями. Агапит Печерский, врач безмездный, в Дальних пещерах почивающий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Пусть будет отцом твоим тот, кто потрудится вместе с тобою свергнуть бремя духовное, а матерью — кто омоет тебя от скверн страстей в новом рождении; братьями твоими да будут беседующие с тобою о горнем отечестве; приобрети в супруги себе непрестанную память о смерти и будешь иметь чадами от нее воздыхания сердечные; рабом сделай себе плоть свою, а друзьями — Святые силы, которые во время исхода твоего будут тебе помощниками к восходу на небеса». Глубоко запали слова старца в душу впечатлительного отрока, и со слезами на глазах он стал просить преподобного Дионисия взять его с собой в монастырь послушником: «Отче, как ты сказал, так я и желаю этого, лишь бы мне иметь тебя учителем». «Я согласен иметь тебя учеником», — отвечал он обрадованному отроку, и Матфей, оставив дом и родителей, решился последовать за Дионисием. Преподобный взял его с собою в монастырь и, сподобив иноческого образа, назвал его Макарием и оставил жить у себя в келлии, чтобы удобнее наблюдать за ним. Юный инок чистотою своего сердца, послушанием и терпением настолько приобрел себе любовь старца, что тот непрестанно молился о нем Богу, чтобы беспрепятственно совершить ему свое течение. По желанию своего святого наставника преподобный Макарий был рукоположен в священный сан архиепископом Ростовским Дионисием (1418–1425), бывшим прежде игуменом Спасокаменного монастыря. До самой кончины преподобного Дионисия его верный келейник и послушный ученик находился при нем, был свидетелем его подвигов, которым старался по мере сил подражать. При преемнике по игуменству преподобном Амфилохии († 1452; память 12/25 октября) он продолжал иноческие подвиги. Возросший под руководством великого старца, святой отличался редкой чистотой души. Простота и святость души преподобного Макария содействовали тому, что братия избрали его после блаженной кончины преподобного Амфилохия в 1452 году игуменом Глушицкой обители. Будучи настоятелем, он строго заботился о соблюдении устава и наставлений основателя обители. Неизвестно, сколько времени Макарий управлял обителью; неизвестен и год его кончины, но так как на его имя была написана жалованная грамота великого князя Иоанна III, то думают, что скончался не ранее 1462 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сведения, сохранившиеся о жизни преподобного Филиппа Рабангского, очень скудны. Совершенно неизвестно, где и когда родился преподобный, кто были его родители и в какое время он пришел в Глушицкую обитель, ставшей колыбелью его иноческой жизни. Здесь, в обители преподобного Дионисия (память 1/14 июня), он принял монашество и, как истинный инок, как строгий подвижник, сделался одним из приближенных учеников угодника Божия. По кончине преподобного Дионисия Глушицкого (в 1437 г.) преподобный Филипп оставался некоторое время в родной ему обители при втором игумене ее, преподобном Амфилохии (память 12/25 октября), а потом, ища безмолвия, покинул Глушицы и поселился на берегу Рабангской Сухоны, в 32–х верстах к северо–востоку от Вологды. Местность эта отличалась удивительной красотой. Высокий берег Сухоны при одном из ее поворотов позволял далеко видеть течение величественной реки, а на противоположном берегу шла цепь невысоких холмов. Местность представляла море девственного леса, не тронутого рукою человека. Здесь, среди векового бора, подвижник поставил себе келлию, чтобы в желанном уединении и безмолвии проводить жизнь свою. Но вскоре жители более близких поселений случайно открыли отшельника, и уединение его было нарушено. Пустынника начали посещать миряне для духовной беседы. Среди ищущих совета и помощи подвижника были и такие, которые желали спасаться под его руководством; таким путем собралось несколько человек братии. Братия просили преподобного Филиппа, чтобы он построил храм и основал при нем общежительный монастырь. Видя в просьбе их указание Промысла Божия, преподобный отправился в Ростов к архиепископу Ефрему (управлял Ростовской епархией с 1427 по 1454 гг.) за благословением на создание храма и обители. Архиепископ охотно дал благословение преподобному Филиппу как ближайшему ученику преподобного Дионисия и сверх того снабдил его всем необходимым для освящения церкви; самого подвижника владыка поставил игуменом новосозидаемой обители. В 1447 году храм обители был уже освящен в честь Преображения Господня, от которого и самая обитель получила наименование Спасо–Преображенской. Став во главе братии, преподобный Филипп удвоил свои подвиги: проводя жизнь в непрестанных трудах, посте и молитве, он подавал пример своему словесному стаду; всегда строгий к себе, подвижник был неизменно снисходителен и милостив к другим. Так, не ослабевая в суровых подвигах даже с достижением старческого возраста, преподобный Филипп свершил течение своей жизни по пути добродетели. После десятилетнего управления своей обителью 15 ноября 1457 года он мирно почил и был погребен в ней близ церкви. Гурий, Игумен Шалочский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Собором патриархов. § 43. Северное иночество 15-го века: продолжающееся сильное стремление к пустынной жизни; Пр. Пафнутий Боровский; лавра Дионисия Глушицкого; Савватий и Зосима Соловецкие В 15 в. продолжалось сильное стремление к пустынной жизни, возбудившееся в 14 веке, и обнаруживалось в неодинаковом образе жития иноческого. Построенные перед тем обители, особенно Лавра пр. Сергия, общежитие Кириллово, Феропонтова пустынь, цвели благочестием. Первую украшал пр. Никон, последнюю довёл до лучшего состояния пр. Мартиниан, надолго оставивший ей своё имя. Пр. Пафнутий, на 20 году инок, обучался иночеству у старца Никиты, ученика Сергиева, в Высотском монастыре, он приходил по временам в обитель Сергиеву видеть подвиги духовных чад Сергиевых. В 1444 году, в двух верстах от Боровска, основал он свой монастырь в честь Рождества Богородицы; число учеников умножилось до 100; св. старец, отличавшийся прозорливостью взора духовного и твердостью характера, скончался 83 лет, в 1479 году. Но в обители его не было строгого общежития, как не было первоначально в обители Сергия, обитель Пафнутиева не приняла сего правила и от Иосифа Волоколамского 352 . Дионисий Глушицкий был учредителем другой жизни – он устроил Лавру в её восточном значении. Постриженник Кубенского монастыря, он искал пустынного жития на Кубенском острове, и сперва восстановил упавший монастырь св. Луки, оставив в нём брата своего Пахомия. Потом, с другим братом, на р. Глушице избрал место для новой обители, создал (в 1403 г.) храм во имя Покрова Богородицы; а когда умножилось число братии, отошёл для безмолвия в пустыню за 4 версты от обители, поставил келью в храме во имя Предтечи; но сей новой обители заповедал не иметь особого настоятеля, а быть под управлением Покровского игумена. В двух верстах за Покровским монастырём создал ещё храм во имя свят. Леонтия Ростовского, и при нём общежитие монахинь, а за 18 вёрст – храм Вознесения Господня и при нём обитель иноков. Покровская обитель ещё при жизни Дионисия называлась Лаврой, не только по множеству обитавших в ней иноков, но и по влиянию на окружавшие её монастыри Дионисия, скончавшегося в 1437 г. Лавра Дионисия украсилась подвижниками, каковы пр. Амфилохий, преемник его, Макарий, преемник Амфилохия, Тарасий, игумен пермский, для Дионисия оставивший сан и 40 лет проведший в послушании Дионисию, Феодосий и другие 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сюда пришел к нему из Великого Устюга священно-инок Амфилохий, высокий по благочестию, сделавшийся первым преемником пр. Дионисия в игуменстве. Еще далее Устюга из Великой Перми пришел в лавру Дионисиеву игумен Тарасий, добровольно оставивший свое начальство для того, чтобы самому быть под начальством преподобного и довершить здесь свое святое поприще. Здесь же просиял святостью жизни пр. Макарий, урожденец Ростовский, которого пр. Дионисий взял из отеческого дома еще 12 летним отроком и воспитал под ближайшим своим надзором, впоследствии этот Макарий был вторым преемником его в настоятельстве. Были и другие искренние рабы Божии в числе многолюдного братства пр. Дионисия, которых привлекла в Глушицкую пустыню слава о его духовной опытности, таковы напр. пр. Феодосий, мощи которого почивают под спудом в Покровском монастыре, и пр. Филипп Рабанский, основавший впоследствии на реке Сухоне свой Рабанский монастырь. Не задолго до своей блаженной кончины преподобный был утешен посещением Глушицкой обители архиепископом Ростовским Ефремом, который, заботясь о благосостоянии своей обширной епархии, подвигся в то время лично обозреть ее до Великого Устюга и даже до поморья и на обратном пути оттуда коснулся пустынного края Глушицкого. Преподобный, услышав, что владыка идет к его обители, вышел к нему на встречу со всею братей и, поклонившись до земли, с великою честью принял его в свою лавру и совершил молебное пение Богоматери. Учительный архипастырь, благословив авву и учеников его, преподал им архипастырское наставление о том, как подобает братии повиноваться своему настоятелю, затем, обратясь к преподобному, сказал: «поскольку принял ты овец из ограды Христовой, блюди себя и стадо, за которое дашь ответ, чтобы и ты мог сказать на суде: вот я и дети, которых дал мне Бог . Упаси их на пажити слова Божия, не ослабевай и непрестанно внушай им: подвизайтесь, боритесь, чтобы одолеть, трудитесь, чтобы отдохнуть и алкайте, чтобы насытиться. С ними вместе сам прежде будь исполнителем того, что говоришь, ибо сказано, что и Господь Иисус начал творить и учить, чтобы твоим примером возбудить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010