В Глушице и Сосновце при авве Дионисии было много иноков и между ними не мало было искренних рабов Божиих. Таков был преподобный Филипп, который потом основал пустынную обитель на реке Рабанге, где и почил (1448 г.) 16 . Дионисий, Спасокаменский настоятель, быв Ростовским архипастырем (1418–1425 г.), отличал Глушицкого авву своей любовью, и авва не раз посещал его. Когда преемник блаженного Дионисия, архиепископ Ефрем (1427–1454 г.) обозревал обширную епархию свою, смиренный авва Дионисий вышел к нему на встречу со всеми учениками своими и принял его в обители с почестями. Учительный архипастырь преподал наставление братии, напомнил о внезапности смерти и о страшном суде Божием и, побуждая к искреннему отречению от мира, говорил: «не назвал ли Господь мертвецом привязанного к миру, когда сказал юноше: оставь мёртвых погребать своих мертвецов?» А авве игумену сказал: «храни себя и стадо, дабы мог ты сказать на суде: вот я и дети, которых дал мне Господь». Блаженный авва с любовью слушал блаженного архипастыря: «Господь послал нам тебя, пастыря и целителя», сказал авва с восторгом благоговейной души. Блаженный Ефрем утвердил духовную грамоту аввы Дионисия 17 . За 7 лет до своей кончины преподобный приготовил себе могилу и часто приходил к ней для святых размышлений о загробной жизни. Близкий к кончине, назначил он в преемника себе Амфилохия и мирно скончался 1 июня 1437 года. По словам древнего жизнеописателя, внешний вид преподобного Дионисия был таков: роста низкого и очень сухой, голова не малая, брови полукруглые, лицо длинно, щёки впалые, взор тихий, борода густая по грудь, волосы светло-русые и полуседые. Насаждённая аввой строгая жизнь долго процветала в его пустыни и после его кончины. Царь Иоанн писал: «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами» 18 . Собором 1547 г. установлено было чтить преп. Дионисия во всех церквах Русских 19 . Служба ему написана в 1548 г. 20 . Мощи его почивают под спудом в храме Сосновца, уцелевшего среди разрушений времени людей 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Кирилловом монастыре иконы К. разных изводов имелись во мн. храмах, в т. ч. посвященных арх. Гавриилу и Усекновению главы св. Иоанна Предтечи с приделом во имя К. (Опись. 1998; Лелекова. 2011. Т. 1. С. 31-32). Сохранявшиеся в обители личные вещи К. не нашли отражения в его иконографии. Собрано много сведений о «раздаточной» иконописной продукции, создававшейся в обители и по ее заказам ( Лелекова О. В. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.// Она же. 2011. Т. 1. С. 195-232). Иконы К. упоминаются в переписных книгах других вологодских монастырей: в 1676 г.- в деисусном и местном рядах иконостаса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Корнилиева Комельского монастыря, в иконостасе теплой ц. прп. Антония Великого - в Деисусе и на образе «Знамение Пречистыя Богородицы, а по странам Антония Великаго да Кирила Белоозерского молящие, писаны на краске» (Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты/ГИМ; отв. ред.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 310-311, 317). В описи Спасо-Каменного (1670) и Димитриева Прилуцкого (1688) мон-рей назван образ Божией Матери «Одигитрия» с К. (Там же. С. 51, 120). Икона К. и прп. Кирилла Новоезерского находилась в ц. преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких в Сосновецком мон-ре, образ К. и прп. Дионисия Глушицкого в молении Св. Троице - в храме Спаса Всемилостивого в Прилуцком мон-ре, икона К. и прп. Антония Великого - в надвратной ц. свт. Николая Чудотворца Корнилиева Комельского мон-ря в местном ряду иконостаса (Там же. С. 46, 226, 335; кроме того, в описях значатся единоличные иконы святого). Прп. Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Прп. Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Известны «программные» совместные изображения К. и прп. Сергия Радонежского: на иконе XVII в. (КБМЗ) - под образом Св. Троицы (см. также: Опись. 1998. С. 82, 102); с прп. Кириллом Новоезерским: на вологодской иконе 2-й четв. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В предисловии биограф говорит, что писал житие по поручению соборных старцев монастыря и писал на основании того, что сообщили ученики святого, хорошо его знавшие, жившие с ним много лет, Амфилохий, Макарий и Михаил; не видно, чтобы сам Иринарх был современником и очевидцем Дионисия; напротив, он делает по-видимому намек, что не застал в монастыре и названных им учеников святого; «изыскахом... елико слышах от некых, яже ученицы его поведали тем». В большей части рассказов, даже о мелких явлениях в истории монастыря, точно и в летописной форме обозначен год события: это обилие хронологических пометок показывает, что биограф пользовался не одними только изустными рассказами. В одном месте, под 1412 г. читаем о Дионисие слова, которые едва ли мог сказать от своего лица биограф, писавший в 1495 году: «всем даяше образ смирением и прежде ны исхождаше на пение» 254 . Рассказ о построении приходской Воскресенской церкви Дионисием в 18 верстах от монастыря оканчивается заметкой: «аже ( церковь ) ныне благодатию Христовою утверждена есть от архиепископа Ефрема града Ростова (1427–1454 г.); эта заметка также могла быть сделана рукой, писавшей при жизни Ефрема, а не 40 лет спустя по смерти его. Наконец два рассказа – о посещении обители этим Ефремом и о приходе к Дионисию пермского архимандрита Тарасил в 1427 г. имеют в заглавии одинаковую пометку: «а писал Макарей, ученик Дионисиев» 255 . Из этих указаний можно заключить, что редактор целиком переписал в житии записки современников. И в рассказе он не раз ссылается еще на изустные сообщения, сделанные ему старыми людьми. Хотя эпизоды, полученные этим путем, не всегда удачно расположены между статьями, заимствованными из старых записок, и заметно спутывали хронологическую последовательность рассказа в биографии; но благодаря слиянию различных источников, развитие и значение Покровского Глушицкого монастыря при жизни основателя изображены с такою полнотой в редакции Иринарха, что последняя в смысле исторического источника принадлежит к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В церковном искусстве XX в. образ Д. встречается в группе Вологодских святых (крайний слева в 1-м ряду, с покровенными руками) на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и на ее повторениях ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); на рисунках для издания богослужебных Миней работы прот. Вячеслава Савиных - под 1 июня единолично в рост и под 12 окт. вместе с прп. Амфилохием (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 246, 44); на бронзовом рельефе в нижней части креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков),- вместе с прп. Григорием Пельшемским; на изразцовом рельефе с видом Дионисиева Глушицкого монастыря 1999 г. работы Климкова (частное собр.) в серии изображений рус. мон-рей и их основателей; в росписи 2005 г. ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной Введенской пуст. (с иконой Божией Матери в руке). Лит.: Ратшин А. Полное собр. исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 218; Суворов Н. И. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1876. 16. С. 228-238; 17. С. 247-255; 18. С. 257-267; 19. С. 271-277; 20. С. 292-303; 21. С. 328-344; 22. С. 355-383; 23. С. 388-391; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 242-249, 478; Живописная Россия. СПб., 1904. С. 52-71; Известия Имп. Археол. комиссии. Пг., 1915. Вып. 59. С. 188-189; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 305-307. Кат. 246; Т. 2. С. 184-185, 240, 352-353. Кат. 587, 662, 836; Прп. Сергий Радонежский: Альбом/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 192-193. Ил. 104, 105; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 29, 30; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 92-93, 454-455; Т. 2. С. 97-98, 288-289; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 143-144; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 85, 89, 91-97, 106, 26, 31, 35-42, 56.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Д. благословил Покровскому и Сосновецкому мон-рям иметь одного игумена, настоятелем святой поставил прп. Амфилохия. Перед кончиной Д. причастился Св. Христовых Таин, лицо его просветилось, а вокруг его главы прп. Амфилохий видел сияющий венец, от тела святого изошло благоухание. Преподобный, согласно завещанию, был погребен в Сосновецком мон-ре, в могиле, к-рую сам выкопал за 7 лет до кончины. К кон. XV в. над местом погребения Д. и прп. Амфилохия (похороненного рядом с учителем в 1452) была сооружена рака, в 1640 г. купец Бахтеяр Булгаков с детьми Иваном и Василием устроил новую гробницу. После того как в 1744-1745 гг. в Сосновецком мон-ре был выстроен 2-этажный каменный собор, посвященный Д., прп. Амфилохию и св. Иоанну Предтече, рака над погребением преподобных оказалась в нижней Предтеченской ц. за левым клиросом. В 1924 г. Сосновецкий монастырь был ликвидирован. В наст. время от монастырского храма сохранился фундамент, место погребения преподобных устанавливается приблизительно. Почитание Местное почитание Д. началось в XV в., о чем свидетельствует составление Жития святого в 1495 г. В Житии содержатся сведения о чудотворениях, совершавшихся у гробницы преподобного: «Слепым прозрение дает, от бесов свобождение, раслабленым стягнутиа, скорчющим рукам протяжение, и всем болезнем здравие дает не токмо ракы его приближением, но идеже имя его призовет с верою, здравие приемлют» (Там же. С. 133). Общерус. почитание Д. было установлено Собором 1547 г. В окружной грамоте митр. св. Макария от 26 февр. 1547 г. говорится: «Пети и праздновати повсюду июня в 1 день новому чудотворцу преподобному игумену Дионисию Глушицкому и Вологодскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203, 213). В «Похвальном слове русским святым», написанном во 2-й пол. XVI в. иноком Григорием Суздальским, говорится: «Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшего... Той же и тръпение показа с кротостию... Той же пролитию слезам источник бе... Той же иноком предобрый наставниче и благое украшение, и виде Господь его добродетели, даром чюдес обогати его» ( Макарий (Веретенников), архим.

http://pravenc.ru/text/178323.html

До самой кончины своего наставника Макарий жил при его келье и был свидетелем всех его подвигов, стараясь и сам, по мере сил своих, подражать им. После блаженного Амфилохия он был игуменом Глушицкой лавры и заботился о том, чтобы ничего не было нарушаемо из устава и предания пр. Дионисия. Мощи его почивают под спудом в Христорождественской церкви Покровского монастыря рядом с пр. Тарасием; на гробнице их находится древняя, принадлежащая им, схима. По рукописным святцам пр. Макарий преставился 13 мая, не ранее 1462 года, так как на его имя есть грамота Иоанва III. Служба ему отправляется общая с другими Глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге. Преподобный Тарасий был игуменом в одной из обителей, устроенных святителем Стефаном к земле Пермской для распространения и утверждения православной веры между зырянами-язычниками, и продолжал его апостольские труды. В 1427 году, уже при втором преемнике Стефана святителе Герасиме, Тарасий добровольно оставил начальство и, находя для себя более полезным быть в подчинении у другого, нежели самому начальствовать, пришел в Глушицы, привлекаемый сюда славою о подвигах преподобного. Когда сказали о нем Дионисию, он вышел к гостю на встречу. Издавна желал я видеть лицо твое, честный отче, и много молил о том Господа, сказал Тарасий, припадая к ногам Дионисия. Благословен Бог , пославший к нам недостойным мужа опытного и благоговейного, смиренно отвечал Дионисий. Тебя прославил Господь по делам твоим, продолжал Тарасий, позволь же мне подражать тебе и исполнять твою волю; вот небольшое имение, которое я привес с собою, причисли меня к твоей пастве. Сам по себе я не могу ничего сделать, но все возможно Богу, отвечал Дионисий и, введши гостя в монастырь, дал ему келью в лавре. Когда, сотворивши общую молитву, они сели в ней, Дионисий сказал Тарасию: не ты ли, как подражатель истнного Пастыря Христа, сам был пастырем и целителем заблуждающих во мраке язычества, в земле Пермской? Не ты ли на самом деле исполнял слово Господне: кто сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном, открывая заповеди Христовы людям, неведавшим Бога? Труждающемуся делателю прежде подабает от плода вкусити, самому прежде делать и потом уже учить других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие рассказывает еще один случай, где святой хочет прибегнуть к наказанию довольно суровому, но вместе с тем носящему идеальный характер. Инок нарушил заповедь о неимении личной собственности и утаил десять ногат; когда он умер, они были найдены в келье, и святой их „повеле съ нимъ поврещи во свидетельство ему»; но по просьбе братии он дает разрешение покойнику, ограничившись поучением о послушании и повелением извергнуть деньги из обители. Преданность свою делам любви и милосердия проявляет Дионисий и во время голода: многие жители приходили в обитель за хлебом; эконом указывал на оскудение монастырских запасов, но преподобный поучил его о важности милостыни, о необходимости быть щедрым по мере возможности, не заботясь о будущем дне; любопытно указание, влагаемое в уста преподобному, что именно за немилосердие, а не за что другое карает Бог в известных словах Спасителя о Страшном Суде ( Мф. 25:41–46 ): здесь мы опять встречаем ясное признание первенства любви, в частности в виде милосердия, среди добродетелей. И Бог давал неоскудно обители, заключает биограф. Я не буду останавливаться на других подробностях жития, на предсмертном поучении Дионисия своему ученику и преемнику по игуменству Амфилохию и на некоторых других его наставлениях, как и на поучении посетившего обитель ростовского архиепископа Ефрема, на описании кончины святого и т. п., потому что в этих местах преобладают общие фразы и определения, весьма малохарактерные. Резюмируя же данные, извлекаемые из разобранных выше мест жития, можно в этом последнем отметить следующие черты: высокое превознесение любви и милосердия, кротости и снисходительности; внушение начал внутреннего подвига, самонаблюдения и внутреннего усовершенствования; сочувствие идее иноческой нестяжательности, хотя принцип ее и не был проведен Дионисием в жизни. Перехожу к житию Григория Пельшемского († 1449 г.; память 30 сентября; житие составлено 310 в конце XV или в начале XVI в.), ученика Дионисия Глушицкого и основателя монастыря вблизи обители последнего. Житие это также обильно фактическим материалом и элементом общих мест; но оно представляет и более содержательные указания, более характерные черты; их можно найти и в фактических сведениях, сообщаемых биографом, и в общих его отзывах о Григории, и в приводимых им поучениях и духовных беседах преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда братия, плача, спрашивали прп. Дионисия, кому он оставляет их, кто станет заботиться о душах их, умирающий подвижник ответил: «Богу я оставляю вас и Его Пречистой Матери; старейшинство же вручаю возлюбленному моему ученику Амфилохию. Ему приказываю пасти стадо Христово внимательно и право». Похоронив своего наставника, прп. Амфилохий еще 15 лет продолжал подвиги в Глушицкой обители. «Внимательно и право», по завету своего настоятеля, пас он вверенное ему стадо и тихо скончался 12 октября 1452 г. Согласно завещанию преподобного, он похоронен был в Сосновецкой пустыни, рядом с прп. Дионисием. Мощи прп. Амфилохия почивали под спудом в Глушицком–Сосновецком монастыре посреди храма во имя святого Иоанна Предтечи и прпп. Дионисия и Амфилохия. Празднование прп. Амфилохию — 11/24 октября и 13/26 мая. Октябрь 13 Вениамин Печерский, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: Погубиши вся глаголющая лжу (Пс. 5, 7). И тотчас, относя эти слова к себе, сказал: «Если Господь Бог погубит «глаголющия лжу», то погубит и купцов ложных. А кто из купцов может сказать, что никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он евангельское слово: неудобь богатии в Царствие Божие внидут (Мф. 19, 23). Размышляя об этом изречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на храмы Божии. А сам присоединился к нищим в духе преподобным отцам Печерским и стал иноком, «угождаючи Господу Богу» до конца своей жизни постом, молитвою, нищетою и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу получить от Него венец вечной награды. Мощи его почивают в Феодосиевой пещере, и, кроме 13/26 октября, память ему общая с преподобными Дальних пещер 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого поста. Октябрь 14 Николай Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних Пещерах почивающий, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Л. 8 об. «Ахимандрит, благословив всех, исходит прямо во врата и, к востоку трижды поклонясь, обращается на запад и предстоящих по обе стороны единою рукою благословляет. Певцы поют: Εις πολλ ετη δσποτα; таже прияв от подъяка жезл, отходит в келлью пришед чтет перводиакон: Достойно есть. Архимандрит же глаголет отпуст, по прочтении многолетствия снемлется с него перводиаконом и диаконом мантия. И тако расходятся братия во свояси. Переплет в бумажке. 21-й. Минеи служебной месяц Июнь, писанный уставом 16-го века в 4-ю долю листа на 269-ти листах. На 1-м неписанном листе подписано: Дионисия Глушицкого. С 3-го по 21-й лист внизу по листам следующая скрепа: «приложил сию книгу минею месець Июнь стольник Андрей Давыдов по своих родителех при игумене Мисаиле, а те книги из церкви не отдать и не украсть, а кто вынесет без игуменова благословения или украдет, и над ним не будет милость Божия во веки аминь. А подписал се книги четыре месеца я Ондрей Давыдов своею рукою». Переплет корешковый. 22-й. Минеи служебной месяц Июль, писанный уставом 15–16-го века в 4-ю долю листа на 272-х листах. На 1-м неписанном листе подписано: Июль княже, на обороте сего листа: Петрова. Со 2-го по 29-й лист внизу по листам скреплено рукою св. патриарха Никона в 1658-м году. Переплет корешковый. 24-го числа служба св. Благоверным князьям Борису и Глебу положена. Выписываю для образца языка одну из стиховенных стихир св князьям Борису и Глебу. Л. 200 Рака дже лежать чтн и сщн мощи ваша врьсто прехвална бжтвена пристпающихъ. обилно истачаеть, древнюю тм гон. св блгочта оса. но молим вы молитесе безвреда съхранити ство ваше и сптис дша нши. 23-й. Триодь цветная в 4-ю долю листа, писанная уставом 16-го века на 643-х листах без первоначальных листов. С 1-го листа по 15-й есть скрепа по листам вкладчика, но довольно позамарана. Что можно разобрать, это следующее: Дана сия книга в дом.... попу Данилу Иванову сыну. Алексей Иванов сын, а кто.... книгу с 16-го по 29-й следующая подпись: «лета зркз (1519) Октября в днь продал сию книгу триодь цветную в полдесть писану Юрьева польского Никольский поп Данила Иванов девича мнтр Суздальцу посацкому человеку Василью Григорьеву сыну лыкову и кто в ту книгу станеться вьступати, и мне попу Данилу ту книгу оцыщати и Василею убытка никакого не довести, а подписал книгу по Данилову веленью патриаршей вотчины села Офинеева Покровской вдовой поп Герасим Ильин. Переплет корешковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

На все сии строения подавал ему пособие и Бохтюгский удельный Князь Юрий. За семь дней до кончины своей сам он ископал себе могилу в Сосновецкой Предтечевской церкви и, завещав погрести себя в оной, скончался лета 6945/1437, Июня 1, будучи от рождения 74 лет и 6 месяцев. Мощи его доныне там почивают под спудом. Кроме постнических подвигов Преподобный Дионисий упражнялся в иконописании и резьбе и снабжал иконами все строенные им монастыри и церкви, а притом был искусный книгописец, ковач и одеждоделатель. Обитель его прославилась многими угодниками Божьими, каковы были: преподобный Амфилохий, ученик и преемник его в Игуменстве, пришедший к нему в 6925 или в 1417 году из Великого Устюга Иеромонахом, и второй ученик и преемник же его Игумен Макарий, родом Ростовец, также преподобный Тарасий, Игумен Пермский, пришедший из Перми к Дионисию на послушание и в Глушицкой Лавре десять лет при нём в великих подвигах живший, а по кончине его вскоре и сам скончавшийся при Игумене Амфилохии. Ещё Преподобный Феодосий и многие другие, коих мощи почивают в Глушицких обителях. Память Преподобного Дионисия совершается Июня 1, а Амфилохия – Октября 12. Но служба им сочинена общая, и отправляется по древней письменной монастырской книге: особо же Дионисию по печатной Минее. Со времени кончины основателя обеих сих обителей настоятельство над оными всегда было Игуменское, а по временам и Строительское. Но настоятели с большей частью братии пребывание своё имели в Покровском монастыре или Лавре. А когда в 1680 году подселилось к сему монастырю целое село жителей, то в 1681 году Симон, Архиепископ Вологодский и Великопермский, указал настоятелю с братией переселиться, для лучшего безмолвия, в малый Сосновецкий монастырь, где с тех пор доныне всё братство и обитает. Однако же и в Покровский посылаются некоторые из братии для совершения служения. Ныне в Покровском монастыре остаются ещё деревянные ЦЕРКВИ: 1) большая во имя Покрова Богородицы; 2) во имя Преподобных Дионисия и Амфилохия; 3) тёплая во имя Святителя Николая;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010