Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В Житии Дионисия Глушицкого рассказывается о необычной дружбе святого с ослом. Перед смертью преподобный завещал похоронить его за четыре поприща от Глушицкого монастыря в Сосновецкой пустыни. Когда святой умер, его тело положили на другого монастырского осла, но тот заупрямился и не захотел сдвинуться с места. Тогда ученик святого Амфилохий повелел привести любимого осла преподобного Дионисия. И этот осел послушно отвез тело святого в пустынь, ни разу не остановившись по дороге. Частыми гостями лесных отшельников были медведи. Встречи с ними не всегда заканчивались длительной дружбой, как это было, например, у святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского . Однако звери почти всегда оставались послушными слову подвижников. Преподобный Трифон Печенгский (основатель обители на Кольском полуострове), собравшись печь хлеб, поставил квашню и вышел из кельи. Тем временем медведь, почуя съестное, забрался в келью, опрокинул квашню и стал есть тесто. Вернувшись, святой увидел медведя, творившего ему «пакость», и сказал зверю с молитвой: «Иисус Христос, Сын Божий, Бог мой повелевает тебе: выйди из кельи и стань здесь кротко». Медведь вышел из кельи и встал неподвижно около преподобного. Святой Трифон, взяв дубину, стал бить зверя, говоря ему: «Во имя Иисуса Христа наношу тебе раны как грешнику». Наказав зверя, преподобный повелел ему уйти в лес и впредь «не пакостить». После этого звери не причиняли никакого вреда святому Трифону, а монастырский скот без боязни пасли за стенами обители (Житие Трифона Печенгского. С. 108). Надо заметить, что к медведю на Руси относились как к вполне разумному существу, способному грешить и, наоборот, совершать добрые поступки. Он был постоянным персонажем не только сказок, но и житий. В Житии преподобного Саввы Вишерского рассказывается о том, как святой привел медведя на суд новгородского посадника. Он попросил осудить зверя за то, что тот задрал у него две лошади. Суд «приговорил» медведя работать на монастырь вместо лошади. Чудеса и обычные повседневные труды тесно переплетались в жизни подвижников. «Эти люди, – заключает автор Жития преподобного Павла Обнорского, – были такими же людьми, как и мы, но другое имели стремление. Не было у них двух мыслей (о земном и о Небесном. – Ε. Р.), как у нас, несмысленных и слабых, но только одна – как спасти свою душу. И потому вместо телесного покоя предпочли они труды и болезни, вместо сна – всенощное бдение, вместо людских пустых разговоров – молитвенное беседование с Богом, в тишине и в чистоте жили они в стороне безмолвной». Глава 3. Монастырская система выживания

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре, прослышав об его пустыннической святой жизни, к нему стали стекаться благочестивые люди и принимали от него пострижение. С увеличением числа братии, церковь была подновлена и возникла обитель. В своей жизни Лукиан претерпел много бедствий и страданий от своих недоброжелателей. Кроме строгого подвижничества, он отличался умилительным даром слова и даром прозорливости. За два года он предсказал о моровом губительном поветрии, предупреждая о необходимости покаяния. Достигнув преклонных лет и чувствуя предсмертное изнеможение, Лукиан велел внести себя в церковь, где долго молился пред чудотворною иконою Богоматери, вручая Ей защиту обители от врагов видимых и невидимых; затем вынесли его из храма и, согласно его желанию, положили на траву; братия подходила к нему и принимала от него его предсмертное благословение. Он скончался в 1655 г. 8 сент. и погребен в обители. Над местом упокоения его устроена часовня. 65 Макарий, родом из Ростова, с 12 лет подвизавшийся в Глушицкой обители († ок. 1478 г.), был преемником пр. Амфилохия (см. 12 окт.). – Тарасий был игуменом одной из обителей, устроенных святителем Стефаном (см. 26 апр.), и одним из ревностных сподвижников его в распространении и утверждении православной веры между зырянами. Пришедши добровольно на послушание к пр. Дионисию, он подвизался в Глушицкой обители 10 лет, проводя жизнь самую суровую и строгую, постом и бдением умерщвляя свое тело. Слезы умиления постоянно орошали его ланиты, свидетельствуя об его глубоком смирении и сокрушении сердца, так что все дивились его терпению и смотрели на него, как на одного из древних великих подвижников. Достигши глубокой старости, он скончался в 1440 г. 66 Киприан был землевладельцем в Устюжской волости, но, приняв иночество, устроил в 1212 г., по просьбе жителей г. Великого Устюга, обитель во имя Введения Божией Матери и архистратига Михаила, отдав этой обители все свое имущество. Принявши на себя управление обителью, Киприан непрестанно заботился о назидании и успокоении братии, для которой часто лишал самого себя покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Когда Глушицу стали посещать многие, любитель безмолвия – Дионисий удалился за 4 версты в непроходимую дебрь и у огромной сосны, оставившей и месту название Сосковца, построил себе келию, а потом небольшой храм во имя ангела пустыни, Предтечи. Но и сюда перешли некоторые из Глушицы: преподобный положил, чтобы Сосновец был под управлением одного настоятеля глушицкого и самое содержание получал из Глушицы. Для Сосновецкого храма препод. Дионисий написал все иконы. Заботясь о распространении славы имени Божия, Дионисий в 18 верстах от своей Лавры – на р. Сухоне построил храм в славу Воскресения Христова и с тем, чтобы окрестные жители могли в нем слушать слово Божие и учиться страху Божию. Другой храм построен им в селе Двинице по просьбе жителей оного: иконы для сих храмов он написал сам. За несколько еще лет до своей кончины пр. Дионисий своими руками ископал для себя могилу в пустыне. Ежедневно отшельник приходил на свою могилу, и несмотря ни на накую погоду, оставался пред нею нередко, всю ночь в созерцательном размышлении о загробной жизни. Открыто было преподобному о дне кончины: оказав братии поучительное слово, он предался совершенному безмолвию, и скончался на 75 году труженической жизни 1 июня 1437 г. Под руководством преп. Дионисия воспитались многие благоугодившие Богу, мужи; таковые были: Амфилохий, преемник Дионисия, мощи которого, почивают рядом – с наставником; Филипп, который потом основал пустынную обитель на р. Рабанге, где и почил в 1448 году; Макарий, келейник Дионисия, и преемник Амфилохия, мощи которого почивают в Глушице. Память его мая 13-го; и Григорий, основавший при р. Пельгиме обитель в 1426 г. Преп. Александр Куштский, и Евфимий Сянжемский На пустынный остров Кубенского озера в Спасо-каменную обитель 121 , является неизвестный молодой странник, робко подходит к инокам, стоявшим пред вратами обители и смиренно кланяется, «Бог благословит тебя чадо; что нужно тебе?» сказали иноки. Пришедший отвечал, что желает видеть их игумена. Игуменом сей обители был в то время постриженик афонских скитов – Дионисий, который ввел в каменном монастыре строгий афонский устав; примером строгой жизни привлек многих к себе ревнителей подвижнической жизни и был между прочим наставником преподобного Глушицкого и Сосновского отшельника Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погибло двое, а кирпича добыть не сумели. Крепкий известковый раствор так связал кирпичи, что они при попытках извлечения просто ломались. Под руинами остались мощи учеников святого Дионисия – преподобных Тарасия и Макария. Пропали рукописи XV–XVIIIbekob. До Сосновецкого Глушицкого монастыря, где хранились мощи святого Дионисия, по тяжелой проселочной дороге (даже грузовая машина здесь пройти не может) семь километров. Нам повезло. В Сосновец, где находится психоневрологический интернат, едет единственный возможный в этих местах вид транспорта – мощный гусеничный трактор с прицепом. Прицеп болтается с одного бока на другой, попадает в ямы и резко из них выбирается, еле удерживаемся за борта двумя руками. Дорога удивительно живописная: поля, затем молодые сосновые леса с разнотравьем, временами болотные топи. Вот поворот, невольно ожидаю увидеть появление сказочной обители великого святого Древней Руси такой, какой она изображена на фотографиях начала ХХвека (в 1920 году было торжественно отмечено 500-летие монастыря). Но за поворотом, на месте монастыря, в бесформенно разросшейся зелени дикого леса, вновь наступившего на когда-то отвоеванное у него пространство, сохранились только небольшое здание настоятельских покоев и кельи в сильно перестроенном виде. В 1930–1960-х годах монастырь потерял почти все свои постройки – великолепный собор и церковь 1745 года, высокую колокольню, надвратную Входоиерусалимскую церковь, ряд келий, древнее кладбище, высокую каменную ограду с величественными башнями по углам. Часть икон и утвари была увезена из монастыря еще до войны и, как рассказывают, передана за границу, остальное было просто расхищено или погибло. Сейчас всюду какие-то ямы, груды кирпича, бурьян, крапива, деревья, растущие где попало, равнодушные лица психически больных людей. Нельзя сказать, что память о Дионисии Глушицком стерлась из памяти жителей окрестных деревень. Имя его известно всем старожилам. До 70-х годов нашего века в деревнях Рыкуля и Пустыня 14 июня и 15 октября, на День святых Дионисия Глушицкого и его ученика Амфилохия, жители варили пиво и приглашали к себе на праздник всю округу. Сохранились в памяти и отдельные предания. Один из старожилов рассказал трогательное предание о лошади Дионисия, которая не хотела сдвинуться с места с телом покойного хозяина, и пришлось впрягать другую, чтобы отвезти его к месту захоронения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

Погребен был в Покровской Глушицкой обители рядом с преподобным Тарасием († 1440). Позднее их святые мощи почивали в деревянном храме в честь Рождества Христова. На гробнице возложена древняя схима, принадлежавшая по преданию этим преподобным; по ней вышиты разными шелками изображения херувимов, церковь о 4-х главах и смерть с косою. Память преподобного Макария празднуется 13/26 мая в день его преставления и 12/25 октября в числе других Глушицких святых. Преподобный Тарасий Глушицкий был сподвижником святителя Стефана, епископа Пермского († 1396; память 26 апреля/9 мая), по его апостольским трудам в деле распространения православной веры среди зырян. Впоследствии преподобный Тарасий стал игуменом одного из монастырей Пермской земли, основанного святителем Стефаном. В 1427 году, при втором преемнике святителя Стефана — святителе Герасиме (память 29 января/11 февраля), преподобный Тарасий добровольно оставил управление монастырем, не желая, по великому своему смирению, начальствовать, предпочитая самому быть в послушании у другого. Зная о подвигах основателя Глушицкой обители преподобного Дионисия, он пришел к нему со смиренной просьбой о принятии его в послушники монастыря. Святой Дионисий, видя глубокое смирение Тарасия, со словами «Благословен Бог, пославший к нам, недостойным, мужа опытного и благоговейного», с большой радостью принял бывшего игумена в свою обитель. Преподобный Тарасий начал трудиться в монастыре наравне с остальными иноками, проводил самую суровую и строгую жизнь, умерщвляя тело постом и молитвой и во всем исполняя волю преподобного Дионисия. Постоянные слезы умиления, глубокое смирение, сердечное сокрушение и необыкновенное терпение — все эти качества роднили преподобного Тарасия с древними подвижниками. После десяти лет многотрудных иноческих подвигов при жизни преподобного Дионисия и трех лет при игуменстве святого Амфилохия в преклонном возрасте преподобный Тарасий преставился в 1440 году. Святые мощи преподобного Тарасия почивали под спудом в храме в честь Рождества Христова в Покровском Дионисиевом монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

С подобающею честью, при всеобщем плаче, труженическое тело его было положено во гроб и в тот же день с псалмопением, в сопровождении всей братии, повезли его из лавры в Сосновец, но конь, везший тело святого, отойдя недалеко от лавры, остановился и не пошел далее, не смотря ни на какие понуждения 87 . Тогда Амфилохий велел привести любимого коня Диониссева и хотя он был не лучше и не сильнее первого, однако легко довез тело до пустыни, как бы чувствуя, что в последний раз служит любившему его старцу. На другой день, по совершении божественной службы, тело святого было погребено в изготовленной им могиле по правую сторону церкви и с тех пор до ныне от гроба его истекают исцеления всем, которые призывают имя его с верою. Почитая дивные подвиги пр. Дионисия и последуя указаниям свыше, открывшимся в чудесах, явленных чрез него миру, Московский собор 1547 года причислил его к лику святых и установил праздновать память его во всех церквах русских 1 июня в день его преставления. Служба ему написана в 1548 году. Мощи его почивают под спудом в Сосновском Глушицком монастыре ныне ставшем уже главным в каменной соборной церкви в его имя, за левым клиросом, в четырех шагах от северной стены, рядом с учеником его Амфилохием. Общая над ними рака, украшенная золоченою резьбою по голубому фону, устроена в 1640 году иждивением гостя Бахтеяра и детей его Ивана и Василия. На ней положены иконы преподобных в серебряных ризах с позолочеными венцами, весом один пуд и два фунта. Над ракою возвышается на золоченых колоннах балдахин, украшенный золоченою же резьбою. За правым клиросом в этой церкви помещается икона Знамения Божией Матери, с двумя огненными серафимами по сторонам, письма пр. Дионисия. Кроме ее доныне уцелели еще иконы письма святых рук его: в Прилуцком монастыре пр. Димитрия, в Семигородной пустыне Успения Божией Матери, принесенная туда из Глушицкой обители и с 1593 года прославившаяся чудесами, в Кирилловом монастыре икона Успения же Божией Матери 88 . Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил 4 иноческих обители и 2 приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования как в движимом, так и в недвижимом имении, которое подробно перечислено им в его духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сам архиепископ при вести об этом чуде впал в расслабление и, раскаиваясь в своем неверии, поспешил в Ярославль к мощам новоявленных угодников Божиих, пел пред ними молебны и получил исцеление. Житие написано уже после 1468 г., т. е. по смерти архиепископа Трифона, о которой упоминает, но прежде 1473 г., когда скончался митрополит Филипп. Сочинитель воспользовался, между прочим, двумя краткими записками о князе Феодоре, прежде составленными: запискою о жизни и преставлении его и запискою об открытии мощей его, а в предисловии к житию переписал с небольшими переменами предисловие Пахомия Логофета к житию митрополита Алексия . К концу XV столетия, и именно в 1495 г., составлено житие преподобного Дионисия Глушицкого — иноком Глушицкой обители Иринархом . Он свидетельствует, что принялся за этот труд по поручению соборных старцев и написал о преподобном «то, что слышал от блаженных Амфилохия, Макария и Михаила, живших при святом Дионисии» (1437), из которых два первые, один за другим, были и преемниками Дионисия на игуменстве. Но, кроме устных рассказов современников, автор несомненно пользовался и существовавшими в монастыре записями или заметками о разных событиях, к нему относящихся, а на записки Макария, ученика Дионисиева, даже двукратно ссылается. Все это придает достоинство труду Иринарха в историческом отношении. А чтобы составить некоторое понятие о литературных качествах этого жития, приведем из него для примера рассказ об удалении преподобного Дионисия из Покровского Глушицкого монастыря в пустыню и основании там нового монастыря — Сосновского. «Так как многие,— пишет Иринарх,— приходили к нему (Дионисию) и нарушали его безмолвие, то он скорбел и помышлял, как бы безмолствовать одному, что и сотворил. Он вышел из обители так, что никто не знал, кроме Ведающего тайные помышления сердца, и удалился в пустыню на полуденную страну от большой лавры. Пустыня та имела болота и дебри непроходимые... Он походил по многим местам в той пустыне и нашел место на реке Глушице, весьма красивое и возвышавшееся над другими.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Согласно с этим он начинает свой рассказ прямо с поселения Дионисия на берегу Кубенского озера, на месте опустевшего Святолуцкого Никольского монастыря, как будто не зная, что глушицкий подвижник прежде того, еще юношей Димитрием, пришел из Вологды на Каменный остров и, постригшись под именем Дионисия, жил там 9 лет, а потом удалился на Святую Луку, о чем рассказывает Паисий. С другой стороны, рассказ о свидании Дионисия Глушицкого с ростовским архиепископом Дионисием дословно сходен у Паисия и Иринарха, и первый даже удержал в своей летописи выражение, обличающее в первоначальном авторе рассказа жителя Глушицкого, а не Каменного монастыря 254 . Это, впрочем, не значит, что Паисий выписал названный рассказ у Иринарха: при короткости расстояния между Каменным и Глушицким монастырями летописец первого легко мог достать часть тех же глушицких записок, которыми пользовался Иринарх. Существование этих записок очевидно по многим указаниям жития Дионисия. В предисловии биограф говорит, что писал житие по поручению соборных старцев монастыря, и писал на основании того, что сообщили ученики святого, хорошо его знавшие, жившие с ним много лет, Амфилохий, Макарий и Михаил; не видно, чтобы сам Иринарх был современником и очевидцем Дионисия; напротив, он делает, по-видимому, намек, что не застал в монастыре и названных им учеников святого: «Изыскахом… елико слышах от некых, я же ученицы его поведали тем». В большей части рассказов, даже о мелких явлениях в истории монастыря, точно и в летописной форме обозначен год события: это обилие хронологических пометок показывает, что биограф пользовался не одними только изустными рассказами. В одном месте, под 1412 годом, читаем о Дионисие слова, которые едва ли мог сказать от своего лица биограф, писавший в 1495 году: «Всем даяше образ смирением и прежде ны исхождаше на пение» 255 . Рассказ о построении приходской Воскресенской церкви Дионисием в 18 верстах от монастыря оканчивается заметкой: «Яже ( церковь ) ныне благодатию Христовою утверждена есть от архиепископа Ефрема града Ростова» (1427–1454); эта заметка также могла быть сделана рукой, писавшей при жизни Ефрема, а не 40 лет спустя по смерти его. Наконец, два рассказа-о посещении обители этим Ефремом и о приходе к Дионисию пермского архимандрита Тарасия в 1427 году- имеют в заглавии одинаковую пометку: «А писал Макарей, ученик Дионисиев» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Scarabetensi), и ему представили Кирина; но он велел весть Кирина в Сабарию, где сам будет. Благочестивые жены принесли тут епископу пищу и питье; он благословил приношение за веру их, а они лобызали оковы его. Когда покушал он, стражи повели его в Сабарию (ныне Сарвар, при Рабе). Префект был в театре, когда представили ему Кирина. Прочитав уведомление, спросил он: «Правда ли все то?» Епископ отвечал: «В Сиске исповедал я Бога истинного; Ему всегда покланялся и Его ношу в сердце; Он единственный истинный Бог, и от Него никто не отлучит меня». Префект употребил все, чтобы поколебать твердость святого; говорил, что жалеет старость его и что не умно пренебрегать жизнью. Все было напрасно. «Не похожу я на безумных, – говорил исповедник; – они, по желанию жизни отрекаясь от Бога, истинно умирают; а я, исповедуя, перехожу к Вечной жизни; законы ваши не удовлетворяют меня, и я исполняю повеления Христа Бога моего, возвещенные для верных». Префект решил бросить Кирина в реку с камнем на шее. Когда он был брошен, то еще долго оставался на поверхности воды, убеждал зрителей быть твердыми в вере и не страшиться ни мук, ни смерти; наконец, только по молитве его, волны скрыли его. Святой увенчался мученическим венцом в 309 году 677 . Мученическая кончина святителя Кирина, как и страдание святителя Максимилиана, не только вызвали подражателей святому примеру между верующими 678 , но содействовали распространенно веры между славянами на реке Саве и на берегу Адриатики: епископ Мурсы, что на реке Саве, защищал Православие на Сердикском соборе 347 года; епископ Ядрский с Адриатики был на Аквилейском соборе 381 года 679 . Память преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких Блаженный Амфилохий 680 уже иноком пришел из Устюга к преподобному Дионисию Глушицкому, когда у него основались обители Глушицкая и Сосновец. «Отче! спаси меня», – сказал Амфилохий Дионисию при первой встрече. «Зачем ты принял на себя труд такой, чтобы прийти сюда»? – отвечал Дионисий. «Я пришел, – говорил Амфилохий, – поклониться Пречистой Богоматери и просить молитв твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010