Азот, после нашествия Халдеев, был восстановлен, но в последствии Иоанафан Маккавей взял его и сжег; засим опять был восстановлен Иудеями, но в прежнее состояние не приходил, лишившись прежних жителей и богатства. Аккарон искоренится Аккарон (значит: истребление), славившийся своим идолом Веельзевулом, самый северный из главных Филистимских городов, при бл. Иерониме был маленьким местечком, а после совершенно исчез с лица земли, так что и следов его не осталось: Аккарон совершенно истреблен. Соф.2:5 . Горе живущим на ужи морстем, пришелцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища. С Евр: «горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя и не будет у тебя жителей». Сказавши об участи главных городов Филистимских, теперь пророк вообще говорит об их земле, об ее опустошении Халдеями, давая знать сим, что Иудеи не должны надеяться на спасение от врагов в Филистимской земле. Поскольку эта земля находилась на берегу Средиземнаго моря, то и называется ужем – т. е. частию. " Ужем 34 морским (поясняет бл. Феод) называет пророк приморскую страну, ибо ужем в Бож. Писании называется участок, а переселившихся с Крита 35 ) – пришельцами; потому что, как вероятно, в приморские города приходили некоторые из Крита и поселялись там. Посему и Ханааном, и ужем морским, и Критом, и пришельцами Критскими пророк наименовал приморския земли в Палестине, которым угрожает опустошением». Слово Господне на вас Ханаане земле иноплемеников (т. е. Филистимлян). Ханаан называется здесь землею Филистимлян потому, что Филистимляне занимали часть земли Ханаанской (См. Нав. 13:3 ; Ис. 14:29 ). Св. пр. Иезекииль показывает и причину, почему должны погибнуть Филистимляне, – потому, что «Филистимляне поступали мстительски (с Еврейским народом), и мстили с злорадством, от всей души, на погибель, из неприязни вечной». Иез. 25:15 . Св. пр. Амос также угрожает, как мы уже заметили, раззорением Филистимлянам за то, что они плеников Еврейских, как невольников, продавали Идумеянан, а эти последние перепродавали другим народам Ам.1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Возненавидел я праздники ваши и не обоняю жертв во время торжеств ваших... Удали от меня гул песней твоих, звуков гуслей твоих я не стану слушать. Пусть лучше течет, как вода, правосудие и правда, как неиссякающий поток»... (5, 18–25). Пророк видел, что отсутствие ассириян – временное. В лице их явится кара и руками их бог переселит Израиля «далеко за Дамаск» (5, 27) и разгромит, подобно другим народам: «пройдите в Кальке и посмотрите оттуда, перейдите в великий Хамат и спуститесь в Геф филистимский – лучше ли они этих царств, обширнее ли пределы их пределов ваших? Горе тем, которые день бедствия считают далеким и близко держатся седалища неправды, возлежат на одрах из слоновой кости, едят лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, бренчат на гуслях, думая, что владеют ими, как Давид, пьют вино из больших кружек, мажутся лучшими мазями и не соболезнуют о несчастии Иосифа. За то ныне пойдут они в плен впереди пленных... (6, 2–7). Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука моя возьмет их; хотя бы они взошли на небо, и оттуда изведу их. И хотя бы они сокрылись на вершине Кармила, и там отыщу их; хотя бы утаились от очей моих на дне моря, и там повелю змию уязвить их» (9, 2–3). Такой же характер носит и проповедь его младшего современника Осии (ок. 734 г.), но в ней заметны и другие мотивы. Если Амос указывает на правосудие божие, то Осия проповедует его милосердие. Пророк имел несчастие видеть не только блеск иеровоамова царствования, но и безотрадное время смут, следовавших за ним и начавшихся со свержения преемника Иеровоама II, последнего представителя дома Ииуя – Захарии. Теперь один царь свергал другого, в то время как на горизонте снова появились ассирияне с Тиглатпаласаром IV. Пророчество Амоса начало исполняться, а Израиль попрежнему оставался безучастен: «финикиянин, держа в руке неверные весы, обижает, и Ефрем говорит: я разбогател, накопил богатства, и во всех моих делах не найдут ничего незаконного, в чем бы я ни согрешил» (12, 8, 9). Пророк приводит на память неблагодарному народу всю его историю: «Когда Израиль был еще юн, я возлюбил его, и из Египта воззвал сына моего» (11, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Его уста обличают социальное зло, царящее в городах Израиля; он бесстрашно высмеивает ненасытных стяжателей, как он говорит, «алчущих поглотить бедных и погубить нищих» ( Ам. 8:4 ). Он упрекает торговцев, с нетерпением ожидающих окончания праздников, чтобы приняться за свои привычные дела – поднимать цены, обмеривать, обвешивать и, как он говорит, «покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви» ( Ам. 8:5–6 ). С сарказмом говорит пророк о пресыщенных столичных матронах, которые лежат на ложах из слоновой кости, пьют вино и мажутся наилучшими мастями ( Ам. 6,4–6 ). Эти картины не являются чем-то необычным для людей любой страны, где есть имущественное неравенство, но пророк видит в этом глубокое искажение правды Божией, образа Божия, поругание и падение человека. Он говорит: «Они не умеют поступать справедливо, насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» ( Ам. 3:10 ). Пророк прекрасно сознавал, какую ненависть возбуждают его речи, поэтому он говорит: «Разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» ( Ам. 5:13 ). Но молчать он не мог даже перед лицом каких-то обвинений и угроз; в своих речах он видел исполнение своего нравственного долга и своего призвания как пророка. Дым, подымающийся от жертвенника, потоки крови, сотни туш, горы хлеба и плодов, благоухание фимиама, священные гимны не могут заменить жизни по заповедям Божиим, и религия, в которой ощущается оттенок сделки и вымогательства, есть оскорбление Неба. Люди должны навсегда расстаться с надеждой на то, что от Бога можно откупиться. И религиозные обряды, которые он наблюдает во дни торжеств у жертвенника Ягве, Амос клеймит как кощунство. Обряды без истинного благочестия, которое проявляется в делах и поступках, становятся глумлением над верой. Он пишет красивые слова: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо гуслей звуков твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд и правда – как сильный поток!» ( Ам. 5:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И однако, живший в пороках и бесчеловечный наслаждался благополучием, а праведный и преданный добродетели находился в крайнем злополучии. А что Лазарь был праведен, это также показала кончина его, и еще прежде кончины самое терпение среди бедности. Как вам кажется, не видите ли вы самые дела их пред собою? У богатого корабль был полон товара и плыл при попутном ветре. Но не дивитесь: он поспешал к кораблекрушению, потому что не хотел обращаться с грузом осторожно. Хочешь ли, я покажу тебе, в чем состоял и другой порок его? В том, что он каждый день веселился без опасения. Ибо и это крайнее зло, не только теперь, когда требуется от нас такое любомудрие но и прежде — в ветхом завете, когда такое любомудрие еще не было открыто. Послушай, что говорит пророк. Горе вам, « приходящие в день злой, приближающиеся и прикасающиеся субботам лживым?»   (Амос. 5:18). Что значит: прикасающиеся субботам лживым? Иудеи думают, что суббота дана им для праздности. Но не эта причина (установления субботы), а та, чтобы они, воздерживаясь от житейских дел, весь досуг употребляли на дела духовные. Что действительно суббота назначена не для праздности, а для духовной деятельности, это видно из самых обстоятельств. Священник в этот день делает двойное дело: тогда как каждый день приносится простая жертва, в этот день повелевается приносить двойную. А если бы суббота решительно назначена была для праздности, то священнику прежде всех надлежало бы быть праздным. Посему, так как иудеи, освободившись от дел житейских, не занимались духовными — целомудрием, скромностью и слушанием божественных вещаний, но делали противное этому, угождая чреву, упиваясь, пресыщаясь, предаваясь веселью, за это и осуждал их пророк. Сказав: горе вам, приходящии в день злой, и присовокупив: прикасающиеся субботам лживым, этим прибавлением он объяснил, как у них ложны были субботы. Как же они делали их ложными? Совершая беззакония, предаваясь веселью, упиваясь и делая множество постыдных и злых дел. А что это действительно так, выслушай последующее, ибо то, что я говорю, выражает и пророк, тотчас присовокупляя следующия слова: « вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями » (Ам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иезекииль же сказал: «Так говорит Господь Адонаи: Рассею вас, и все остатки ваши развею по всем ветрам за то, что осквернили святилище мое всеми мерзостями вашими. Я же отрину тебя и не помилую тебя снова». Малахия же сказал: «Так говорит Господь: “Уже нет моего благоволения к вам, ибо от востока и до запада прославится имя мое между народами, и повсюду возносят фимиам имени моему и жертву чистую, так как велико имя мое между народами. За то и отдам вас на поношение и на рассеяние среди всех народов”». И еще сказал тот же пророк: «Возненавидел я праздники и начала месяцев ваших не приемлю». Амос же пророк сказал: «Слышите слово Господне: “Я подниму плач о вас. Пал дом Израилев и не встанет более”». Малахия же сказал: «Так говорит Господь: “Пошлю на вас проклятие и прокляну ваше благословение... разрушу его и не будет с вами”». И много пророчествовали пророки об отвержении их. Тем же пророкам повелел Бог пророчествовать о призвании на их место иных народов. И стал взывать Исайя, так говоря: «От меня произойдет закон и суд мой – свет для народов. Скоро приблизится правда моя и восходит, и на мышцу мою надеятся народы». Иеремия же сказал: «Так говорит Господь: “Заключу с домом Иудиным новый завет, давая им законы в разумение их, и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, а они будут моим народом”». Исайя же сказал: «Прежнее миновало, а новое возвещу. И прежде возвещания оно было явлено вам: пойте Богу новую песнь. Рабам моим дастся новое имя, которое будет благословляться по всей земле. Дом мой назовется домом молитвы всех народов». Тот же пророк Исайя говорит: «Обнажит Господь святую мышцу свою перед глазами всех народов, – и все концы земли увидят спасение от Бога нашего». Давид же говорит: «Хвалите Господа все народы, прославляйте его все люди». Так возлюбил Бог новых людей и открыл им, что сойдет к ним сам, явится человеком в плоти и искупит страданием грех Адама. И стали пророчествовать о воплощении Бога. Первым Давид возвестил: «Сказал Господь Господу моему: “Сядь одесную меня, доколе положу врагов твоих к подножию ног твоих”».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иер.25:25 .  всех царей Зимврии, и всех царей Елама, и всех царей Мидии, «Зимврии» – это, вероятно, потомки Зимрана, сына Авраамова от Хеттуры ( Быт 25.2 ). – «Елам» – ср. Ис 21.2 . Страна за Тигром, по нижнему его течению. «Мидия» – страна, лежащая по верхнему течению той же реки и также на восточной ее стороне с главными городами: Экбатана и Раги. Иер.25:26 .  и всех царей севера, близких друг к другу и дальних, и все царства земные, которые на лице земли, а царь Сесаха выпьет по­сле них. Царь Сесаха – это, очевидно, царь Вавилона. Очень вероятно предположение, что имя Сесах – переделка имени Babel (Вавилон). У древних писателей иногда употреблялась особая азбука, так называемая атбаш. Тут первую букву алфавита заменяли последнею; вторую – предпоследнею и т. д. Таким образом вместо слова Babel могло получиться у пророка выражение Сесах. Полагают, что так прикровенно обозначил пророк Вавилон в виду того, что идущее здесь пророчество о гибели Вавилона могло бы ободряющим образом подействовать на иудеев, которым не хотелось подчиниться вавилонянам. Другие же говорят, что пророк делал это из нежелания раздражить вавилонского царя, который тогда уже был почти действительным владыкою всей Палестины. Иер.25:30–38 . Возмездие от Бога получат все народы, без изъятия. И возмездие это будет полное. Убитые будут лежать не погребенными на земле от одного ее конца до другого. Вся земля станет пустынею. Таким образом, суд над отдельными народами расширяется на степень суда всеобщего, окончательного, которого он представляет только отдельный акт. Иер.25:30 .  Посему про­реки на них все слова сии и скажи им: Го­с­по­дь воз­гремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно воз­гремит на селе­ние Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Под высотою здесь лучше разуметь высоту небесную, а не высоту Мориа, которую имеет в виду, напр., пророк Амос ( Ам 1.2 ) или Иоиль ( Иоиль 3.16 ). Здесь гнев Божий простирается и на Иерусалим, след., и на высоту Мориа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Именно в эту эпоху появляется северный вариант Священной Истории. Авторы условно называли его элогистом, так как вместо имени Божия «Яхве» там упоминается «Элогим». Элогист ввел в рассказ Декалог и Книгу Завета, тем самым подчеркнув связь с традицией Моисея. Пророк Осия смотрел на Синай как на верный ориентир религиозной жизни народа. В напряженном стиле Осии чувствуется натура бурная, сложная, трагически воспринимающая жизнь. Он как бы стоит перед миром с обнаженным сердцем, и каждое соприкосновение со злом причиняет ему жестокие страдания. Осия временами готов кричать; он видит все, что происходит вокруг, и желает проявить все возможное, чтобы изменить действительность, с которой он столкнулся. Ему было дано пережить трагедию неразделенной любви, трагедию измены, одиночества для того, чтобы к нему прикоснулась невыразимая тайна, тайна Божественной любви и страдания. Пророк Осия говорит слово, которого еще не слышало ухо человека. Он открывает миру Бога любви и милосердия. Его проповедь поистине может быть названа ветхозаветным Евангелием; она подымала человека из праха и вела по ступеням на вершину Богосыновства. В своих словах он не отступает от слов пророка Амоса — напротив, часто заимствует у него многие выражения. Но он сказал больше, чем сказал Амос, ибо в бесконечной полноте Божественной тайны перед Осией раскрылась глубина Божественного Промысла. Это заставило его говорить не только о суде и возмездии, но и о милосердии Божием. Для пророка Осии религия не только долг и обязанность, но прежде всего любовь к Богу. У него впервые в Священном Писании брак, любовь мужа и жены становятся символом союза Бога и человека. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность брака — в таинственном соединении двух существ. Такова и вера. В ее основе лежат не только требования, но и любовь, доверие и привязанность — это те неразрывные узы, которые связывают Бога и человека. Пророк с большой грустью вспоминает те времена, когда Израиль был юн, когда он был создан, спасен, наставлен на путь истины самим Богом. Бог избрал это племя кочевников по Своему свободному произволению, как избирают любовь, и трагедия Израиля — в измене любви Божией (Oc.ll, 1-4). «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал я сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не осознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». Но Израиль, подобно блуднице, предал своего Господа, побежал вслед за любовниками, языческими богами (Ос. 4,12—13).

http://sedmitza.ru/lib/text/432153/

Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Исполнение этого пророчества и св. Ап. Павел относит преимущественно к временам новозаветным ( Рим.9:27; 2:8 ). Четвертый член, в котором пророчество о поражении Ассириян приспособляется к утешению Церкви и содержится предложение (ст. 24-) и основание предложения (ст. 23–27) Ст. 24. Посему так, говорит Господ, Господ Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Ст. 25. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. Ст. 26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет ею, как на Египет. Ст. 27. И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его – с шеи твоей; и распадется ярмо от тука. Пророк, немного уклонившись, опять возвращается к главной цели своей речи, которая состоит в том, чтобы остаток благочестивых в Иерусалиме утешить и укрепить дух их, чтобы они при всеобщем страхе угрожающих бедствий от нашествия Ассириян не дошли до отчаяния. Пророк утешает их предсказанием, что Сеннахирим, который хотел Израиля опять подвергнуть Египетской работе, не успеет в своих предприятиях. Пророк как бы так говорит от лица Бога: народ Мой! не бойся Ассура, когда он, напав на Иерусалим, будет покушаться поступать с тобою, как с рабом, грозить бедствиями, и ярем рабства и тяжелой подати станет возлагать на тебя, подобно тому, как древние Египтяне потомков Иакова подвергли тяжелому рабству. (См. под. АмОс.4:10). Некоторые так объясняют: когда станет возлагать на тебя ярем рабства на пути Египта, т. е. на возвратном пути из Египта, что было на 14 году царствования Езекии. Иные слова: на пути Египта переводят так, как на Египет Ассур возложил ярем. Первое объяснение вернее, как можно видеть н из того, что это выражение в таком же смысле употреблено в ст. 26. Далее показывается основание утешения (ст. 25): Еще немного, очень немного времени, и пройдет ярость Моя на Иудеев, и гнев Мой обратится на погубление Ассириян. А иные переводят так: еще немного, немного, и кончится ярость и гнев Мой с погублением Ассириян. Первое объяснение вернее, согласно с переводом LXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Люди, почитающие себя учеными и красноречивыми и презирающие наших Пророков, как Писателей необразованных и несведущих в красноречии, иначе ли стали бы выражаться, если бы им случилось говорить о таком предмете или против такого же развращенного народа, против какого восстает Амос? 17) Ибо чего в сей речи остается желать целомудренному слуху? Вникните в нее. С самого начала каким громом отзывается это обличение, как будто желая пробудить к бодрствованию усыпленные чувства: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!» Потом, дабы показать неблагодарность к благодеяниям Бога, уделившего народу Израильскому обширные пределы царства, народу, который уповал на гору Самарийскую, где поклонялись идолам, Пророк говорит: «Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших?» Собственные имена мест: Сион, Самария, Калне, великий и Геф Палестинский – сии имена, как светила, украшают речь Пророка. Далее – какое приятное разнообразие в следующих словах: «(Горе вам), Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища». 18) Пророк возвещает будущее пленение Иудеев (при нечестивом Царе) такими словами: «...(Вы), которые отделены на день зол и уже близки к престолу нечестия». Тут прибавляет он описание роскоши: «... кои спите на одрах слоновых и нежитесь на ложах ваших, которые поедаете агнца от стада и тельцов от среды паствы». Шесть членов образовали здесь три периода трехчленных. Ибо Пророк не говорит: «Вы, которые отделены на день зол, – вы, которые близки к престолу нечестия, которые спите на одрах слоновых, которые нежитесь на ложах ваших, которые снедаете агнца от стада и тельцов от среды паствы». Если бы и так было сказано, то тоже было бы красиво, потому что повторением одного местоимения «который» начинался бы каждый из шести членов и каждый определялся бы известным изменением голоса в произношении, но у Пророка более красоты от того, что к одному и тому же местоимению относится по два члена, выражающих три мысли: первую – пророчество о пленении: «вы, которые отделены на день зол, и близки к престолу нечестия»; вторую – о роскоши: «кои спите на одрах слоновых, и нежитесь на ложах ваших»; третью – о прожорстве: «кои снедаете агнца от стада, и тельцов от среды паствы»; дабы от воли произносящего зависели то, произнести ли каждый член особенно, и тогда вышло бы шесть членов; или, напротив, первый, третий и пятый члены произнести с расстановкою, а второй, соединяя с первым, четвертый – с третьим, шестой – с пятым, устроив таким образом три весьма красивых периода трехчленных: первый – об угрожающей опасности, второй – о пышном ложе, третий – о расточительном столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010