(Ам. 2, 4-16. Иуда, Израиль, Моав, Аморрей в библейских текстах часто выступают как имена собирательные). Как и другим пророкам, словеса Божии открываются Амосу в символических видениях: всё пожирающая саранча означает многочисленное вражеское войско, огонь — войну или стихийное бедствие, свинцовый отвес — меру беззакония, предел, который положен Господом, корзина спелых плодов — «жатву», т. е. скорый суд и т. д. (см. 7 и 8 гл). Фрагмент (Ам 7, 10-17) показывает, что проповедь Амоса вызвала серьезное недовольство властей и священника со схожим именем Амасия: «послал Амасия … к (царю) Иеровоаму … сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его: … «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там … пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский. И отвечал Амос … я не пророк и не сын пророка, я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал … «иди, пророчествуй к народу моему, Израилю». Теперь выслушай слово Господне … жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча; земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно будет выведен из земли своей».   Логика пророка понятна: если ты, священник, призванный пасти народ для Господа, вместо принятия воли Божией занимаешься доносами и не хочешь слушать слова Его, то тем более ведомый пастырем народ не услышит их; и забыв своего Творца, Израиль будет сметен с лица земли. И потому суровые слова Амоса (которые полностью в итоге исполнились) звучат не как угроза, даже не тайна, а опытное знание непреложных духовных законов, действующих не только в жизни отдельного индивида, но народа в целом. …Но Бог в пророческих писаниях предстает не только как грозный и нелицеприятный Судия, Он милостив и прощает одумавшихся. И буквально все пророки гневные предупреждения чередуют с призывами к истинному покаянию — пока есть время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ам.7:12 .  И сказал Амасия Амосу: про­видец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там про­роче­с­т­ву­й, Неизвестно, как отнесся Иеровоам к доносу Вефильского жреца, Феодор Мопсуетский предполагает, что царь ничего не предпринял после доноса жреца вследствие уважения к пророку и по страху пред силой пророков, проявившейся во дни Илии и Елисея, возможно, также, что Иеровоам не придал значения проповеди пророка и потому, слишком уверен был в своей силе и благополучии. Тогда Амасия решил действовать самостоятельно и изгнал пророка из Вефиля. Провидец (евр. chozeh, слав. «видяй»); пророков называли прозорливцами, указывая этим на особенный только им свойственный дар прозрения; но Амасия, как можно заключать по тону всей его речи, называет Амоса прозорливцем в смысле ироническом. «Пойди и удались (lech berach lecha) в землю Иудину»: точнее – иди поспешно, спасайся в землю Иудину; возможно, что этими словами Амасия делал намек на отправленньй царю донос, последствия которого могут быть опасными для пророка (Гоонакер). «Там ешь хлеб и там пророчествуй»: Амасия оскорбляет пророка подозрением, что он пророчествует из-за корысти, ради хлеба. Ам.7:13 .  а в Вефиле больше не про­роче­с­т­ву­й, ибо он святыня царя и дом царский. Указывая основание своего требования об удаления пророка из Вефиля, Амасия говорит: «ибо он (Вефиль) святыня царя и дом царский». Амасия, так. обр., поставляет на вид, что святилище Вефильское учреждено царём ( 3Цар 12.28–29 ), есть святилище государственное (дом царский, beth mamlachah), и следовательно, только с разрешения царя здесь могут выступать священники и пророки. Ам.7:14 .  И отвечал Амос и сказал Амасии: я не про­рок и не сын про­рока; я был пастух и собирал сикоморы. В ответ на слова Вефильского жреца Амос указывает на то, что он выступил на проповедь не самовольно и не ради материальных выгод, а призван к своему служению Самим Богом, Которому не может не повиноваться. «Я не пророк (navi) и не сын пророка» (ben navi): сыны пророков или пророческие школы, представляли собою особые общества учеников пророческих, имевшие свою организацию и руководимые пророками ( 1Цар. 10:5, 10, 19:20 ; 3Цар. 22 ; 4Цар.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

— Беззаконие Израиля покрыло нас духовным мраком и непроходимою тьмой, — продолжал он, — но наступит светлый день искупления, и тогда ликующий Сион станет предметом радости для всей земли. Разговор мой с равви Амосом, возникший по поводу владычества римлян, приносящих свои языческие жертвоприношения рядом с нашим алтарем, принудил меня заглянуть в книгу пророка Малахии, и я в ней нашла, что, предварительно намекая на постигшее нас унижение и упрекая священников за то, что “они послужили соблазном в законе, и тем сделались презренными и униженными пред всем народом”, он говорит: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь… и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде”. Пока я читала равви Амосу вышеизложенные пророчества, в комнату вошел бен Израиль, чтобы проститься с нами перед отъездом в обратный путь. Раввии Амос в этот день казался мне уже с утра задумчивым и печальным; я даже испугалась, не огорчила ли я его неуместною пытливостью, и готова была извиниться перед ним в случае, если бы он был мною недоволен, как вдруг, к удивлению моему, заметила слезу, катившуюся по скорбному лицу его. Это открытие меня до глубины души огорчило, но он с свойственною ему кротостью тихо сказал мне: — Вы ни в чем не виноваты, дитя мое, оставайтесь всегда такою, какая вы есть, и старайтесь усмирить возмущающие вас сомнения. Ныне все оправдывается, о чем писал пророк Малахия. — Бен Израиль, — сказал равви Амос, обращаясь к александрийскому равви, — священники наши действительно нравственно упали, и, по сему вероятию, слова пророка относятся к текущим дням. Исключая вопрос о внешности, за которую они твердо стоят, боюсь, что научными познаниями исторического развития собственной религии и искренностью веры в единого Бога они недалеко ушли от служителей алтарей римских языческих богов. Я страшусь, что Господь не благосклоннее принимает наши жертвы, чем их; сегодня, когда я служил в храме с другими священниками, мне пришли” на память следующие слова пророка Исаии: “К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

В Ветхом Завете описывается революционный путь, когда от Израильского царства отсоединилось десять колен. И от гражданской войны израильтян отговорил пророк Самей. « Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню » ( 3 Цар. 12: 24). Послушались слова Господня... Очень трудно себе представить такое послушание сегодня. Подразумевается, что победители будут честными, справедливыми, богобоязненными, и конечно, православными христианами. А с какой стати? Вы хотите жить по любви? Да кто ж вам даст? Скорее всего, лидеры православного социализма вынуждены будут действовать не уговорами, а жёсткими методами. Не зайдёт ли солнце во гневе нашем? Не дай Бог... « У нас любовь кругом цветет И добродушие струится. И кровью обольется тот, Кто в этом смеет усомниться » . Православные христиане считают, что Господь любит Россию. А раз любит, значит, наказывает. «Неискушен да неискусен будешь » . Эти слова можно применить как к отдельному человеку, так и к стране. В течение века рухнули российская и советская империи. За что Бог наказал Россию? До сих пор, даже у православных людей, нет единого мнения. Мы всё пытаемся свалить вину на интеллигенцию, на большевиков, на либералов, абы на кого. Кто виноват: Смердяков или Иван Карамазов? Попытки упростить нашу историю, нежелание понять, в чём состоит промысел Божий, ни к чему конструктивному не приведут. Как нам прийти к пониманию, что Историей правит Бог? Что и Октябрьская революция и развал СССР часть Божьего промысла? «Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: " подавай, и мы будем пить! " Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами » (Амос 4: 1-2). « Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь » (Амос 4: 11).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/10/bo...

Во-вторых, несмотря на упоминание о них лишь в общих намеках, явления прошлой истории, связанные с пророческой деятельностью, без особенного труда могут быть угаданы и представлены с положительным историческим содержанием. В каких же формах известно было пророчество прошлого времени Амосу и Осии? Кроме рассмотренных изречений о пророках-предшественниках ответ на этот вопрос мы можем почерпнуть из тех наименований, которые употребляются в применении к древним пророках в книгах прор. Амоса и Осии. Небольшой отдел из книги прор. Амоса – Ам. 7:12–16 в этом отношении заслуживает особенного внимания, так как в нем мы находим главнейшие обозначения пророческой деятельности, известные во времена пр. Амоса и вместе – ясно выраженную пророком оценку явлений, связанных с этими обозначениями. Отдел этот читается так: 12. И сказал Амасия Амосу: провидец ()! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и пророчествуй (). 13. А в Вефиле больше не пророчествуй (), ибо он святыня царя и дом царский. 14. И отвечал Амос, и сказал Амасии: я не пророк () и не сын пророка () я был пастух, и собирал сикоморы. 15. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю. 16. Теперь выслушай слово Господне: ты говоришь: не пророчествуй (), и не произноси слов на дом Исааков... Здесь о пророческом звании употреблены три наименования одно Амасией – chozeh и два прор. Амосом – nabî и ben–nabî. Кроме того Амасия и Амос употребляет однокоренное с nabî выражение hinnabei (thinnabej). Разговор между Амасией и Амосом идет в таком тоне, что оба беседующие, очевидно, хорошо понимают, что обозначает каждое из этих наименований, т. е. оба подразумевают под ними явления с определенным содержанием. Отсюда ясно, что во времена Амоса известны были три формы проявления пророческого духа: chozeh, nabî и ben–nabî. Исторический смысл последних двух наименований не возбуждает сомнений. Священные источники под словами nabî и ben–nabî, когда оба эти слова стоят рядом одно с другим, разумеют известные явления пророческого духа, имевшие место в особенно трудные религиозные и политические кризисы библейской истории: а) во времена филистимских утеснений при Самуиле и б) в так называемый сирийский период израильской (сев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Все, истолкованное нами относительно Амасии, Иеровоама, Израиля и Амоса, в иносказательном смысле (τροπολογικς) следует относить в еретикам, священник которых, Амасия, обыкновенно посылает иногда в Иеровоаму, царю еретическому и покровителю еретиков, обвинения против святых мужей а проповедников веры и приказывает учителям не проповедовать среди Израиля, чтобы не поступать вопреки воле царя, потому что Вефиль, то есть «дом Божий» и ложная церковь, есть святыня царя и дом царства. Ибо они обыкновенно говорят: император нам повелевает, и если кто воспротивится им, то они тотчас взводят обвинение: так ты действуешь против императора? ты презираешь приказания государя? Но заметим, что многие христианские цари, преследовавшие церковь Божию и старавшиеся во всем мире утвердить арианское нечестие, своими преступлениями превосходят Иеровоама, царя израильского. Ибо этот отверг распоряжения лжесвященника и ничего не захотел ответить на его представления, а те с Амасиями, своими священниками, умертвили пророка Амоса и священников Господних, подвергая их голоду, лишениям, тюремному заключению и ссылке. Ам.7:14—17. И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка, но пастух овец, обирающий сикоморы. Но Господ взял меня, когда я ходил за стадом, и сказал мне (вульг. Господь): иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю, И теперь выслушай слово Господне: ты говоришь: не пророчествуй на Израиля и не изливай слов (non stillabis) на дом идола. Поэтому так сказал» (вульг. «говорит») «Господь: жена твоя будет блудодействоть в городе, сыновья же твои и дочери твои падут от меча, земля твоя будет измерена межевою вервию, а ты умрешь в земле оскверненной и Израиль переселится из земли своей в плен. LXX: И отвечал Амос и сказал Амасии: я не был ни пророком, ни сыном пророка, но я пастух, обирающий тутовыя» (или «ежевичныя») «ягоды, и взял меня Господь от овец и сказал мне Господь: иди и пророчествуй на народ Мой, Израиля. И теперь выслушай слово Господне: ты говоришь: не пророчествуй на Израиля и не собирай слушателей против дома Иакова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Другой важной археологической находкой была стела Адад–Нирари III (811–783 гг. до Р. X.), обнаруженная в 1967 году в Телль–эр–Римахе в Северном Ираке. В надписи на этой стеле упоминается имя царя Иоаса, сына Иоахаза. Надпись сделана по указанию ассирийского царя, в ней сообщается о том, что в первый год своего правления он «получил дань от Я’асу (то есть Иоаса) самаритянина, от правителя Тира и правителя Сидона». 317 Таким образом, историчность еще одного израильского царя подтверждается археологически.   Пиры, ложа с отделкой из слоновой кости и дорогие благовония   На время правления израильского царя Иеровоама II и иудейского царя Озии приходится деятельность двух великих пророков, Амоса и Осии, которые в своих проповедях обличали народ за вероотступничество, бичевали князей и народ за грехи, забвение Бога и поклонение идолам. Пророк Амос также порицал бесполезную роскошь и чрезмерное богатство Самарии. Хотя сам он жил в Фекое, находившейся в Иудейском царстве, в 19 км к северу от Иерусалима, и именно там проповедовал покаяние ( Ам. 2, 4, 5 ), тем не менее он обличал и северное царство, и особенно его столицу Самарию ( Ам. 4, 1 ), а также идолослужение в Вефиле, где почитали золотого тельца ( Ам. 4,4 ). О самаритянах Амос сказал следующее: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! Пройдите в Калне и посмотрите; оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? Не обширнее ли пределы их пределов ваших? Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и не болезнуете о бедствии Иосифа!» ( Ам. 6,1–6 ). Археология пролила свет на эти слова Амоса, резко осуждающего негу, необузданную роскошь и характерное для самаритян материальное благополучие. В результате раскопок, начатых в Самарии в 1931 году группой археологов под руководством англичанина Дж. Кроуфута, в районе крепости и акрополя Самарии были обнаружены многочисленные фрагменты декоративной отделки из слоновой кости, подтверждающие слова пророка о ложах из слоновой кости. Большая часть фрагментов представляет собой пластины или рамки с рельефами. Очевидно, они украшали ложа или другую мебель. На рельефах встречаются изображения цветков лотоса, лилий, папирусов, львов, быков, оленей, крылатых мифологических существ с человеческим лицом, сфинксов и таких египетских богов, как, например, Исида и Гор. Некоторые изображения украшены золотом, полудрагоценными камнями, порошком из цветного стекла. 318

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Елисей стал учеником продолжателем дела Илии. Это был, по сути, первый пример такого преемничества среди пророков: до сих пор каждый из них был сам по себе. Но ведь пророческое служение, как и избранничество патриархов, тоже раскрывалось в истории: каждое новое поколение, каждая новая личность раскрывали какие-то новые грани Божественного откровения, продолжая историю того же самого Завета. О Елисее Библия приводит рассказы, вполне похожие на повествования об Илии. Как и его учитель, Елисей однажды спас от голода вдову с детьми и воскресил затем умершего ребенка. Но не пренебрегал он и самыми простыми повседневными нуждами людей: он помог своему ученику найти утонувший топор, а других учеников снабдил провизией во время голода. В его истории мы находим и первый пример ветхозаветного миссионерства: он исцелил от проказы сирийского полководца и так обратил его к вере в Своего Бога. Илия, по сути, был первым великим пророком Израиля после Моисея – таким, который меняет судьбы целого народа. Елисей и его ученики позаботились о том, чтобы традиции такого пророчества не прервались со смертью Илии, и ждало их великое будущее. 15. Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения Амос, не пророк и не сын пророка Итак, после правления Соломона Северное (Израильское) царство отделилось от Южного (Иудейского), устроило собственные святыни и зажило самостоятельно. Народ не просто разделился на две части, он, похоже, всё дальше и дальше удалялся от того образца, который был ему некогда явлен на горе Синай. О политической и общественной жизни того времени Библия говорит очень скупо и нелестно. Имена сменяют друг друга, но суть остается прежней: «В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария над Израилем и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его. И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него, и царствовал один месяц. И пошел Менаим, сын Гадия, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него»...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Как через праотцов пришла вера Израилю, через Моисея – закон любви Божией, так через пророков – надежда и светлое ожидание. 1.6. Божественное призвание пророков Пророческое служение сугубо харизматическое. В отличие от царей и священников пророки не поставлялись чрез избрание и некое священнодействие, а призывались Самим Богом. Хотя были и исключения. Так, по указанию Божию, Илия должен помазать себе в преемники по пророческому служению Елисея. Бог говорит Илье-пророку на горе Хорив: Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя ( 3Цар. 19:16 ). Но, как правило, ничего подобного не было. Призвание и дар приходили свыше без посредников. Вот как описывает свое призвание пастух Амос: Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикиморы. Но Ягве взял меня от овец, и сказал мне Ягве: Иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю ( Ам. 7:14–15 ). Обычный, ни на что не претендующий человек, пастух. Пастбища и сады были его занятием. К пророкам не имел никакого отношения. И вдруг Ягве Бог Сам забирает его от овец и посылает пророчествовать. Образно и впечатляюще говорит об этом Амос: Лев начал рыкать; Кто не содрогнется? Ягве Бог сказал; Кто не будет пророчествовать? ( Ам. 3:8 ). Как невозможно не содрогнуться, когда внезапно начинает рыкать лев, так не может человек не пророчествовать, когда говорит Бог. Слышащий Бога уже не властен над собой, он просто обречен быть пророком. Однако как людям узнать, что человек действительно говорит от Бога? То, что говорит пророчествующий, должно вполне соответствовать Торе. Но у израильтян это обычно и было так. Необходимы были еще особые признаки. Таковыми были: Во-первых – чудеса. Чудо – проявление Божественной силы в этом мире. Чтобы убедиться, что человек действительно слышит слова Божии, а не говорит от себя, требуется подтверждение явлением силы Божией. Особенно великими чудотворцами были Моисей, Илья, Елисей. Можно вспомнить, как во времена Европейской Реформации стали известны цвикаусские пророки, люди весьма экзальтированные (Schwärmerei). Доктор Мартин Лютер посмеивался над ними: Пророчествуют, а больную клячу исцелить не могут!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Подобное произошло и с пророком Иезекиилем (гл. 2–4), при этом Господь угрожает пророку тяжким наказанием, если он будет пророчествовать по своему настроению, а не по повелению Божию (гл. 3, ст. 17–21). Иона был „огорчен до смерти“, узнав, что Господь повелевает ему пророчествовать ниневитянам то, что было противно его личному настроению: „Иона сильно огорчился этим и был раздражен и молился он Господу и сказал: Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить“ ( Ион. 4, 1– 3 ). Амос говорит о себе: „Я не пророк и не сын пророка; я был пастух, и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю“ ( Ам. 7, 14. 15 ). И Амос свидетельствует (7, 5), что ему Господь давал откровения, не соответствовавшие его личному настроению. Все эти факты, конечно, были известны Спинозе; но он не захотел обратить на них внимания, чтобы не стать в противоречие с своим односторонним и ложным учением о религии. Образную речь пророков Спиноза приписывает фантазии. Но и здесь он „перетолковывает термины“. Простое воображение, как способность создавать вымыслы, не соответствующие действительности, он, конечно, намеренно смешивает здесь с творческою фантазиею поэтов, как, способностию создавать образы для выражения определенной истины или идеи. Но образная речь ничего не говорит против истины излагаемого при посредстве ее учения. Сам Христос часто излагал народу свое учение в образах, в притчах, иносказательно. Такая речь имеет даже преимущество пред простым и отвлеченным изложением учения, особенно когда это учение предлагается народу. Говорить образною речью может не всякий; для этого требуется особый дар, и еврейский народ, не без основания называл „премудрым“ того, кто обладал этим даром. Наконец, нельзя не отметить совершенно не философского поведения Спинозы, когда он, несправедливо отвергая достоинство религиозной веры, опирающейся на исторические факты, признает ее однако же пригодною для толпы 191 ; людям же образованным и ученым рекомендует вместо нее „познание Бога, приобретаемое через естественный свет разума из общих понятий, несомненных самих по себе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010